Количество детей в группах комбинированной направленности

Коррекционное и инклюзивное образование

Вопрос. Необходимо ли разрабатывать к 1 сентября адаптированную программу для детей с ОВЗ? У нас 7 групп компенсирующей направленности. Если да, то где взять примерную, как для школ? Хотя бы, какова её правильная структура?

Ответ. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.Таким образом, образовательная деятельность в группах компенсирующей направленности осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее — АООП). При разработке АООП необходимо предусмотреть и обосновать строго определенные варианты и формы организации образования каждой категории дошкольников с ОВЗ (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра,) в целях максимальной реализации их реабилитационного потенциала к моменту поступления в школу. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)

Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, с учетом ПООП дошкольного образования, использованием комплексных программ, специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу II пункта 2.2. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).

Структура АООП также как и ПООП дошкольного образования включает целевой, содержательный и организационный разделы.

При разработке АООП дошкольной образовательной организации рекомендуется брать во внимание АООП обучающихся с ОВЗ соответствующей категории. Это важно для осуществления преемственности с НОО (в случае если ребенок будет продолжать обучение по такой программе). (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 63. Общее образование. п.1. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными).

Вопрос. В навигаторе образовательных программ дошкольного образования нет программы для детей с ЗПР. Какие образовательные программы можно использовать для разработки рабочей программы учителя-дефектолога, работающего на группе детей с ЗПР?

Ответ. Рабочая программа учителя-дефектолога, работающего в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, разрабатывается в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольной образовательной организации, содержание которой могло быть разработано с использованием программ:Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Гаврилушкина О.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Под ред. Баряевой Л.Б., Логиновой Е.А. — СПб, 2010.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под ред. Шевченко С.Г. — М., 2004.

Вопрос. В навигатор образовательных программ дошкольного образования не вошла «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, по которой работали учителя-логопеды групп для детей с ТНР. Какими программами теперь (сейчас) можно руководствоваться для разработки рабочей программы учителя-логопеда группы для детей с ТНР?

Ответ. Рабочая программа учителя-логопеда, работающего в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, разрабатывается в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольной образовательной организации, содержание которой могло быть разработано с использованием следующих программ:Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. Сост. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. — М.: Издательство «Просвещение», 2010.

Нищева Н. В.: Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).- СПб.: Детство-Пресс, 2006.

Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7) в соответствии с ФГТ. — СПб.: Детство-Пресс», 2012.

Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. — СПб.: Детство-Пресс, 2006 и др.

О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми –инвалидами в рамках реализации ООП ДО

Вопрос. Скажите, пожалуйста, нужно ли в Программу включать раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика», если в ДОУ нет детей с ОВЗ? А если придут дети с ОВЗ, то что потом? Делать приложение к Программе?

Ответ: Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).АООП дошкольной образовательной организации разрабатывается в том случае, если такие дети есть.

Вопрос. Добрый день! У нас в детском саду закрыли логопедический пункт. Вместо него, согласно приказа заведующего, организовали комбинированные группы для детей с ТНР. Родители детей прошли ПМПК. Логопедические заключения детей — ФФН и ОНР. Вопрос: АОП пишется одна на всех детей или на каждого ребенка? И нужен ли образовательный маршрут для каждого или достаточно иметь план работы специалистов конкретно для ребенка?

Ответ. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья разрабатывает ПМПК (см. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 3. Методическое пособие. М. : Центр «Школьная книга». 2010).При разработке АООП необходимо предусмотреть и обосновать строго определенные варианты и формы организации образования каждой категории дошкольников с ОВЗ. В Вашем случае – это разные образовательные программы: для детей с ФФН и для детей с ОНР. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).

Вопрос. В ходе разработки ООП нашего ДОУ возник вопрос: какой раздел добавить в программу, если у нас есть ребёнок-инвалид (отдельно адаптированную программу для ребёнка-инвалида теперь разрабатывать не нужно), но по его индивидуальной карте реабилитации по всем её разделам, кроме мероприятий медицинской реабилитации со стороны Управления здравоохранения Липецкой области, нет никаких рекомендаций, т.е. в разделе мероприятий психолого-педагогической реабилитации в рекомендациях по условиям организации обучения не нуждается, в психологической помощи со стороны ДОУ не нуждается. И так по всем разделам этой карты. Как проступить в этом случае?

Ответ. Согласно тексту этого письма образование данного ребенка должно осуществляться по ООП дошкольной образовательной организации с учетом медицинских показаний.

Вопрос. Подскажите, пожалуйста, как написать адаптированную программу для ребенка инвалида 5 группы здоровья. Диагноз: дизэритропатическая анемия, отклонений нет, только освобождение. Заранее вам благодарны.

Вопрос. Здравствуйте, в одном из детских садов нашего района реализуется логопедическая программа Н.В. Нищевой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Также используются рабочие тетради О.С.Гомзяк «Говорим правильно», но они не относятся к учебно-методическому комплекту программы Нищевой Н.В. Можем ли мы указывать рабочие тетради О.С.Гомзяк «Говорим правильно» в организационном разделе ООП ДО.

Ответ. Можете. Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом ПООП дошкольного образования, с использованием комплексных программ, специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу II пункта 2.2. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).

Вопрос. Наше образовательное учреждение реализует ООП с учётом программы «Детство», имеется одна группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ОНР. Подскажите, пожалуйста, должны ли мы, реализуя программу Н.В.Нищевой в группе компенсирующей направленности, вести образовательную деятельность по лексическим темам автора или мы можем по общему тематическому планированию ДОУ. Не будет ли это нарушением?

Ответ. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом ПООП дошкольного образования, с использованием комплексных программ (в том числе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой), специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу II пункта 2.2. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).

Однако для детей с ЗПР должна быть разработана своя АООП с учетом особых образовательных потребностей этой категории детей, особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей в целях максимальной реализации их реабилитационного потенциала к моменту поступления в школу.

Изменение календарно-тематического планирования возможно в случае, если это . не нарушает процесс реализации целей и задач АООП ДОО.

Вопрос. Анализируя нормативные документы, касающиеся разработки ООП ДО в группах компенсирующей и комбинированной направленности, пришли к определенным выводам. Есть ли в нижеуказанных тезисах ошибки?

  1. В группе компенсирующей направленности разрабатывается адаптированная основная образовательная программа (АООП ДО). Требования к ее объему и структуре совпадают с требования ФГОС ДО к объему и структуре ООП ДО.

Раздел программы «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может включать в себя следующую информацию:

  • механизм адаптации/интеграции авторских вариативных программ/парциальных программ, например:

— адаптация авторской программы Нищевой Н.В. под условия ДОО;

— замещение образовательной области «речевое развитие» авторской программы «От рождения до школы» под. ред. Веракса Н.Е. парциальной программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В.);

  • алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк); алгоритм комплектования групп;
  • особенности проведения психологической и педагогической диагностики с детьми с ОВЗ (длительность, кратность, методики, способы фиксации, место хранения и т.д.);
  • особенности планирования образовательной деятельности (механизм привлечения детей и родителей к планированию, определение тем и т.д.)
  1. В группе комбинированной направленности реализуется ООП ДО (для основной группы детей, не имеющих нарушения в развитии), а также адаптированная образовательная программа (АОП) (для ребенка с ОВЗ).

Структура АОП утверждается ДОО, исходя из профессиональных предпочтений специалистов. АОП (по количеству детей) являются приложением к ООП ДО. В разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» ООП ДО может указываться:

  • алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк); алгоритм комплектования групп;
  • алгоритм разработки адаптированной образовательной программы (АОП) для детей с ОВЗ;
  • особенности проведения психологической и педагогической диагностики с детьми с ОВЗ (длительность, кратность, методики, способы фиксации, место хранения и т.д.);
  • особенности планирования образовательной деятельности (механизм привлечения детей и родителей к планированию, определение тем и т.д.)
  1. В группах общеразвивающей направленности в разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может указываться:
  • алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк).

Ответ.

  1. В группе компенсирующей направленности разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП ДО). Требования к ее объему и структуре совпадают с требования ФГОС ДО к объему и структуре ООП ДО.

Да это так.

Раздел программы «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может включать в себя следующую информацию:

Здесь по всей видимости идет речь о разделе «Программа коррекционной работы».

  • механизм адаптации/интеграции авторских вариативных программ/парциальных программ, например:

— адаптация авторской программы Нищевой Н.В. под условия ДОО;

— замещение образовательной области «речевое развитие» авторской программы «От рождения до школы» под. ред. Веракса Н.Е. парциальной программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В.);

Это должно быть прописано в пояснительной записке АООП.

  • алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк); алгоритм комплектования групп;

Это отражается в разделе «Программа коррекционной работы».

  • особенности проведения психологической и педагогической диагностики с детьми с ОВЗ (длительность, кратность, методики, способы фиксации, место хранения и т.д.);

Это описывается в разделе «Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе».

  • особенности планирования образовательной деятельности (механизм привлечения детей и родителей к планированию, определение тем и т.д.)

Это отражается в разделе «Планирование образовательной деятельности»

  1. В группе комбинированной направленности реализуется ООП ДО (для основной группы детей, не имеющих нарушения в развитии), а также адаптированная образовательная программа (АОП) (для ребенка с ОВЗ).

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)

Структура АОП утверждается ДОО, исходя из профессиональных предпочтений специалистов. АОП (по количеству детей) являются приложением к ООП ДО. В разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» ООП ДО может указываться:

Для детей с ОВЗ, посещающих группу комбинированной направленности разрабатывается АООП ДОО.

  • алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк); алгоритм комплектования групп;
  • алгоритм разработки адаптированной образовательной программы (АОП) для детей с ОВЗ;
  • особенности проведения психологической и педагогической диагностики с детьми с ОВЗ (длительность, кратность, методики, способы фиксации, место хранения и т.д.);
  • особенности планирования образовательной деятельности (механизм привлечения детей и родителей к планированию, определение тем и т.д.)
  1. В группах общеразвивающей направленности в разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может указываться:
  • алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк).

Рекомендации См. выше.

Вопрос. Разъясните, пожалуйста, на примере: В дошкольной образовательной организации функционируют группы общеразвивающей направленности и группы компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи). Необходимо ли разрабатывать образовательную программу для групп общеразвивающей направленности отдельно, а для групп компенсирующей направленности — адаптированную образовательную программу ( согласно ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)? Или в дошкольной организации должна быть только образовательная программа дошкольного образования, в которой, согласно Приказа от 17.10.2013 г. № 1155, включено содержание коррекционной работы?

Ответ. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)

Таким образом, для групп компенсирующей направленности разрабатывается АООП дошкольной образовательной организации.

Вопрос. Нужно ли утверждать руководителем учреждения авторские программы для работы с детьми с ОВЗ?

Ответ. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 12. п.6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

О создании систем инклюзивного образования детей-инвалидов

Вопрос. 1. Может ли ребенок, имеющий статус — инвалид (справка МСЭ) иметь и статус ОВЗ (заключение городской ПМПК на обучение по адаптированной образовательной программе)?

Ответ. Да может. Детьми-инвалидами могут быть признаны, например глухие дети, дети с тяжелыми нарушениями зрения, детским церебральным параличом, со сложной структурой нарушений и др.

Вопрос. 1. В детском саду действуют группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. В группе осуществляют образовательную деятельность 2 воспитателя и учитель-логопед. В связи с нехваткой мест в дошкольных учреждениях планируем переоформить группы компенсирующей направленности в группы комбинированной направленности. В уставе учреждения прописаны все варианты. В связи с этим несколько вопросов:

— как правильно оформить переименование групп, какие НЛА должны быть разработаны?

— размер субвенций на ребенка ОВЗ компенсирующей группы и комбинированной одинаковый или различается?

— правомочно ли будет оставить ставку учителя-логопеда в группе комбинированной направленности, предположим, если ее будут посещать 16 детей ОВЗ и 10 здоровых?

— режим рабочего времени воспитателя группы комбинированной направленности — 5 часов в день и отпуск 56 дней или что-то изменится?

Ответ.

— как правильно оформить переименование групп, какие НЛА должны быть разработаны?

Вопрос к органам управления образованием и др.

— размер субвенций на ребенка ОВЗ компенсирующей группы и комбинированной одинаковый или различается?

Вопрос к органам управления образованием и др.

Вопрос: правомочно ли будет оставить ставку учителя-логопеда в группе комбинированной направленности, предположим, если ее будут посещать 16 детей ОВЗ и 10 здоровых?

Ответ: В группе комбинированной направленности не может быть такого количества детей с ОВЗ. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.4. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249) п. 1.12. В дошкольных образовательных организациях организация групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:

а) до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей ограниченными возможностями здоровья;

б) старше 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

— не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

Соответственно этим показателям устанавливается ставка учителя-логопеда.

Вопрос: режим рабочего времени воспитателя группы комбинированной направленности — 5 часов в день и отпуск 56дней или что-то изменится?

Ответ: Данных по изменению в этом плане нет.

О психолого-педагогической диагностике для выявления особых образовательных потребностей детей

Вопрос. Попадает ли диагностика, проводимая учителем-логопедом и учителем-дефектологом под определение «психологическая диагностика»?

Ответ. Учитель-логопед и учитель-дефектолог осуществляют педагогическую и психолого-педагогическую диагностику. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.3. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).

Вопрос. Диагностика, проводимая специалистами ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по ФК) является диагностикой «педагогической» или «психологической»?

Ответ. Музыкальный руководитель, инструктор по ФК осуществляют педагогическую диагностику. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.3. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).

Вопрос. Должен ли в каждой ДОО функционировать ПМПк? Если да, то каким образом осуществляется деятельность по выявлению детей, нуждающихся в определении дальнейшего маршрута развития, в ДОО, которые не имеют в своем штате педагога-психолога, учителя-логопеда (учителя-дефектолога)?

Ответ. См. Положение «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» (в соответствии с Письмом Минобрнауки РФ от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

  1. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

Вопрос: Здравствуйте. 1 сентября мы поступили в младшую группу специализированного офтальмологического детского сада. Через месяц нашу группу закрыли, мотивируя недобором (в группе было 10 человек). Наших трехлеток перевели в среднюю группу (4-5 лет). Еще через месяц в эту группу добрали детей от двух до 4 лет. Теперь в нашей группе 21 человек от 2 до 4,5 лет и один воспитатель. Группа у нас получается смешанная: сначала были только детки с проблемными глазками, а сейчас стали добавлять здоровых.

При поступлении в сад обещали группу численностью 10-13 человек. Правомерны ли действия руководства сада? Имеем ли мы право требовать разделения нынешней группы пополам? Мария

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Добрый день. В соответствии с п. 1.11. и 1.12. СанПиН 2.4.1.3049-13:

1) рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

  • для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — 6 и 10 детей;
  • для детей с иными ограниченными возможностями здоровья — 10 и 15 детей.

2) допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в ДОО компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы;

3) в ДОО комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности, старше 3 лет:

  • не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
  • не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

То есть, в Вашем случае состав группы комбинированной направленности, старше 3 лет, превышает рекомендуемое максимальное количество в 17 детей. Поэтому у Вас есть все основания обратиться о нарушении прав Вашего ребеночка к учредителю, в вышестоящий орган образования, Роспотребнадзор, прокуратуру и пр.

Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание на детей и стали открываться группы для детей с ОВЗ в детских садах. Некоторые воспитатели не прошедшие курсы (по организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья) обескуражены тем, что воспитатели таких групп получают более высокую зарплату и дополнительные дни к отпуску. Сегодня я попытаюсь доходчиво объяснить, что собой представляет работа с этим контингентом деток и за что педагогам, которые прошли специальное инклюзивное обучение, даются некоторые привилегии.

Кто входит в группу ОВЗ?

Кстати, если кто хочет изучить нормативно-правовую базу по данному вопросу самостоятельно, могу порекомендовать пособие «Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные правовые акты», купить его можно на портале «Лабиринт.ру».

Итак, стоит отметить, что направление в группу для деток с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико-педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.

Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, которые свидетельствуют о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть детки, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.

Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректировать и забыть о них, но только при ранней диагностике.

Дети могут проходить обучение в коррекционной группе при наличии таких дефектов:

  • Нарушение слуха, зрения, речи;
  • Легкая задержка психического развития;
  • Негативные психические состояния;
  • Психопатоподобные формы поведения;
  • Педагогическая запущенность;
  • Легкая двигательная патология;
  • Сложные формы аллергии;
  • Часто повторяющиеся общие заболевания.

Стоит отметить, что перечисленные патологии должны быть в легкой форме, если же патология тяжелой формы, ребенок просто физически не сможет находиться вне дома и без родителей.

Особенности работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью

Нужно понимать, что независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет равные права на получение образования, как и другие ребята. Просто для деток с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка.

В помощь и себе, и всем коллегам, которые работают или планируют работать в коррекционной группе, я подобрала тематические книги в том же «Лабиринте»:

  • «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ» – это методическое пособие с рекомендациями по преодолению дефектов в развитии будет интересно всем заинтересованным лицам;
  • «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» – компакт-диск серии «Педагогическая видеомастерская» содержит материалы по созданию такой развивающей среды, которая максимально раскроет потенциал каждого ребенка.

Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого создаются специальные группы или такие детки интегрируются в обычную группу в так называемом массовом детском саду (в отличие от специализированного). Кстати, пребывание деток с ОВЗ в садиках бесплатное.

Мне очень нравится выражение: создание безбарьерного развивающего пространства. Это емкая фраза, не так ли, которая характеризует главную задачу педагога, который работает с этим контингентом деток. Мы должны сделать все, чтобы малыши с ограничениями по здоровью могли получить полноценное дошкольное воспитание и образование в условиях обычного детского сада.

Главной особенностью работы с детками, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с этими малышами заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.

Воспитатели одни не могут решить проблему коррекции физических или психологических проблем малышей. Только вместе мы все преодолеем, в том числе и с помощью родителей. И это не только моё мнение, так считают многие специалисты с которыми мы были на курсах.

Методическое подспорье для педагогов

Сегодня существуют разные формы самообразования, включая литературу, семинары, курсы и т.п. Как все успеть? Можно, не выходя из дому, пройти обучение онлайн и получить соответствующие сертификаты, которые не будут лишними в вашем портфолио.

Особенно выгодные предложения по семинарам я всегда нахожу в «УчМаге»:

  • «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования»;
  • «ФГОС НОО: коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»;
  • «Специальное образование детей с особыми образовательными потребностями»;
  • «Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ».

В чем трудности работы с не совсем здоровыми детками?

Дело в том, что для таких ребят характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движений, плохая работоспособность, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т.п.

Обычно адаптация такого ребенка проходит с большими трудностями, поскольку налицо заниженная самооценка, различные страхи. Но при этом, как утверждают специалисты, один дефект компенсируется завышенным положительным качеством у таких деток. Например, плохо слышащие малыши отличаются острым зрением и большим интересом к ИЗО. А слабовидящие детки имеют отлично развитое так называемое шестое чувство.

Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.

На каждого малыша с ОВЗ пишется характеристика каждым специалистом, который работает с ним. Проводится периодический мониторинг динамики развития ребенка, контроль здоровья, как физического, так и психологического.

Короче говоря, ведется очень трудная, но такая важная работа – коррекция дефектов здоровья ребенка.

Если говорить простым языком,то с детьми просто занимаются и учат не стесняться, а быть успешными в других видах деятельности среди сверстников. Воспитатель должен обращать внимание на способности ребёнка, воспитанникам группы.

Направления коррекционной работы с детками

С малышами, которые посещают коррекционную группу, занимаются по такому же принципу, что и с обычными детками, но с учетом особенностей данного контингента.

Так, большое внимание уделяется таким направлениям:

  • Развитие физического здоровья. Инструктор по физической культуре или по лечебной физкультуре разрабатывает на каждого малыша индивидуальную программу, которая предусматривает коррекцию тех или иных физических дефектов.

Воспитатель вместе с психологом использует физкультуру как инструмент по укреплению силы воли, активной жизненной позиции, мотивирует детей на самостоятельное принятие решения и воспитывает умение выходить из трудных ситуаций. Это укрепляет эмоциональное здоровье малыша и делает его сильнее во всех отношениях.

  • Развитие познавательных качеств. Используя принцип от простого к сложному, опираясь на принцип наглядности, другие методы и приемы, которые подходят каждому конкретному ребенку, обучают малышей навыкам самостоятельного исследования мира. Сложность в том, что у каждого ребенка своя особенность по здоровью и психосоматике, поэтому требуется тщательный подбор методического инструментария.
  • Развитие социально-коммуникативное. Это крайне важное направление именно для деток с ОВЗ. Они нуждаются в обучении самым элементарным бытовым вещам, которые облегчат их социализацию. Здоровые ребята обучаются навыкам самообслуживания и общения естественно, исподволь.

Малыши с ОВЗ испытывают трудности с самыми простыми действиями и часто имеют проблемы с речью. Логопед и воспитатель с двух фронтов решают эти проблемы, занимаясь индивидуально с каждым малышом. В организации коммуникативно-развивающей среды участвуют и педагоги, и родители деток с ОВЗ. Отдельным направлением является просветительная работа с мамами и папами.

Совместными усилиями идут обучения бытовым навыкам и коммуникативным.

  • Развитие художественно-эстетическое. Посредством занятий по музыке, рисованию, лепке и т.п. детки очень эффективно развивают мелкую моторику, осваивают навыки работы с разными материалами, учатся взаимодействовать с воспитателем и товарищами. Искусство очень важно для таких деток, они часто чрезвычайно восприимчивы к музыке, любят все красивое.

Вместо заключения…

Как вы понимаете, чтобы обеспечить выполнение таких непростых задач, которые стоят перед воспитателями специальных группы, необходимы знания, определённо — специальная подготовка и большое желание помочь малышам с ограниченными возможностями. Повышенная зарплата и увеличенный отпуск не будут радовать педагога, если он чувствует, что не дотягивает по своим профессиональным качествам, чтобы брать на себя такую ношу.

Надеюсь, я смогла объяснить, что представляет собой работа с детками с ОВЗ? Если так, просьба поделиться инфой с друзьями, кликнув по иконкам соцсетей. Плюс – приглашаю оформить подписку на новости. Надоедать не буду!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности

Опубликовано: 16.11.2016

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…

Опубликовано: 26.11.2016

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили…

Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ

Опубликовано: 17.01.2017

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,…

Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности

Комментарии к разделу III пункта 3.2.4.

Предельная наполняемость Группы (включающей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с редакцией от 27.08.15 г.):

1.11. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

— для детей с тяжелыми нарушениями речи – 6 и 10 детей;

— для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет – 12 детей;

— для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп;

— для слабослышащих детей — 6 и 8 детей;

— для слепых детей – 6 детей для обеих возрастных групп;

— для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием – 6 и 10 детей;

— для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6 и 8 детей:

— для детей с задержкой психического развития – 6 и 10 детей;

— для детей с умственной отсталостью легкой степени – 6 и 10 детей;

— для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет – 8 детей;

— для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет – 5 детей;

— для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) – 5 детей для обеих возрастных групп;

— для детей с иными ограниченными возможностями здоровья – 10 и 15 детей. Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)

Анкета к паспорту доступности ОСИ

Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ

Особые отметки

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4(I)

Приложение 4(II)

Приложение 4(III)

Приложение 5

Приложение 6

Приказ № 693 от 13.09.2018г. «Об утверждении перечня муниципальных образований и перечня образовательных организаций, реализующих мероприятия по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования в 2019 году»

Организация обучения и воспитания детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду № 37

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике. Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями — это попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем детском саду совместно обучаются дети с ОВЗ — 53 ребенка и дети, не имеющие особых образовательных потребностей — 304 ребенка.

Для них созданы группы различной направленности: общеразвивающие, компенсирующие группы для детей с общим недоразвитием речи , группа кратковременного пребывания.

В 2019 году начала работать группа общеразвивающей направленности «Доступная среда», которая оборудована по государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы в 2019 году.

Её посещает 20 человек детей. Из них 3 ребёнка с ОВЗ.

Фото групп

Нормативно-правовой основой инклюзивного образования являются следующие документы:

— Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года,

— Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (с изменениями на 14 сентября 2016 года),

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

— письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В нашем детском саду сложилась многолетняя практика работы в данном направлении.

В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования – 2020» «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить 70% к 2016 г., а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях, – 70% к 2020 г.»

Такая постановка задачи влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.

Инклюзивное образование – признанный на международном уровне инструмент реализации права каждого человека на образование, зафиксированного во Всеобщей декларации прав человек в 1948 году, Всемирной декларации об образовании для всех, принятой в Джонтьене в 1990 году. А также в Дакарских рамках действий, принятых Всемирным форумом по образованию в 2000 году, в Конвенции ООН о правах инвалидов в 2006 году, в Законе Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году и Конституции РФ.

Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадлежности. Отличительная черта инклюзивной формы образования и воспитания – учет индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и «особых».

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания.

Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Направления инклюзии: коррекция речевого развития, психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями развития опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик:

от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности,

до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы;

от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками,

до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Существенную роль в изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.

Всеми вышеперечисленными средствами владеют педагоги нашего детского сада.

В этих условиях наше учреждение адаптивно к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Закона под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

    • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
    • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
    • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
    • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
    • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
  • обеспечение доступа в здания Организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

С программно-методическим обеспечением реализации Основной образовательной любой желающий может познакомиться, пройдя по ссылке

Программа детского сада.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 181-ФЗ) специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации инвалида (далее — ИПР). ИПР является обязательной для исполнения всеми без исключения органами и организациями. Порядок разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 379н.

Объем и содержание услуг ассистента (помощника), определяются Индивидуальной программой реабилитации инвалида (перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов и уровнем притязаний (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. № 14).

В детском саду при необходимости возможно создание условий, в том числе предоставляются услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

В соответствии с частью 1 статьи 79 Закона: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в Организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Индивидуальную программу реабилитации разрабатывает Бюро медико-социальной экспертизы (в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 181-ФЗ). Условия должны быть созданы в соответствии с Рекомендациями ПМПК (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Ожидаемые результаты в нашей работе:

    • выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
    • реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;
    • получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
    • реализация себя в обществе;
    • повышение качества жизни;
    • улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

    • индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ — по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
    • социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его ;
    • психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
    • психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
    • индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
    • портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
    • повышение квалификации педагогов детского сада в области инклюзивного образования;
    • рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
    • адаптивная образовательная среда – доступность помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
    • адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
    • адаптивная образовательная среда – создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;
    • ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ

Нормативно-правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант. Разработка нормативно-правового механизма адекватного и ответственного выбора для ребенка с ОВЗ, включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный выбор и разделение ответственности всех участников образовательного процесса, включая родителей.

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №37

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №37

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №37

Положение о группе компенсирующей направленности;

Положение о ПМПк (консилиуме) детского сада;

Договор с родителями (законными представителями) о работе по реализации индивидуальной программы сопровождения;

Положение об адаптированной образовательной программе в МБДОУ детском саду № 37;

Кадровое обеспечение – характеристика педагогического коллектива, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в детском саду:

педагоги-психологи Яненко Наталья Николаевна, Нистратова Наталья Александровна,

учителя-логопеды Бабась Лариса Владимировна, Галушина Оксана Викторовна, Долина Александра Александровна.

музыкальный руководитель Яненко Ирина Степановна, Ненартович Любовь Егоровна.

Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.

Педагоги и родители детей с ОВЗ имеют возможность подробнее изучать проблему инклюзивного образования в следующей литературе и интернет- ресурсах:

    1. Алфёрова Г.В. /Новые подходы к коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ.// Дефектология.-2001.-№3
    1. БорисоваН.В, Прушинский С.А./ Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М.,2009.
    1. Семаго Н.Я /Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. М.:ТЦ Сфера, 2012.
    1. Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях Петербурга — glavsprav.ru/spb/kid/journal
    1. «Инклюзивное образование в ДОУ» — dohcolonoc.ru/cons
    1. Организация инклюзивного образования в ДОУ — gcro.ru/pedmar-sobyt/209-doshk
    1. Инклюзивное образование в ДОУ в соответствии с ФГОС — academy-prof.ru
    1. Дети с ОВЗ в ДОУ — resobr.ru/deti-s-ovz-v-dou
  1. Работа ДОУ с детьми ОВЗ в соотвествии с ФГОС — prodlenka.org/

Материально-техническое обеспечение – общие характеристики

Педагогика Монтессори

В 2017 году полностью оборудована группа для использования педагогики Монтессори. Закуплены специализированные образовательные материалы, разработанные Марией Монтессори. Образовательная среда позволяет воспитанникам свободное передвижение по группе и самостоятельный выбор материалов для занятия.

Работа педагогов — психологов

Помощники в работе педагогов — психологов

  1. Игровой комплекс «ПЕРТРА»

В коррекционной работе игровое пособие позволяет решать задачи:

    • развитие восприятия, положения в пространстве и взаимосвязи пространственных объектов;
    • формирование сенсорных эталонов: цвет, форма, величина;
    • формирование мыслительных операций сравнение, анализ, синтез и классификация;
    • развитие графомоторики: грубой и тонкой координации движений и выработки автоматических навыков письма;
  • развитие мелкой моторики рук, освоение всех видов хватательных движений.

2. Игровое пособие «Сенсино»

Игровое пособие используется в коррекционной работе по развитию:

    • тактильной памяти и тактильной чувствительности;
    • навыков различения геометрических форм;
    • устной речи и навыка звукового анализа;
  • навыков устного счета;
  • коммуникативных навыков.

Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет

Работа учителей — логопедов

Упражнения для развития мышц губ:

    1. «Улыбнись маме»
      — Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
      — Сами покажите, как нужно улыбаться.
      — Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
      — В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.
  1. «Поцелуй маму»
    — Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
    — После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:

— Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
— Затем аккуратно нажмите ука¬зательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
— Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

Упражнения для языка:

  1. «Домик для язычка»
    — Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.
    — Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
    — Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот
    — Убираем язычок, рот закрываем.
    — Следует повторить упражнение 3-5 раз.
    2. «Накажем непослушный язычок»
    — Попросим малыша приоткрыть ротик.
    — Теперь высовываем язычок.
    — ….и покусаем его слегка зубками.
    3.»Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)
    Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.
    — Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
    — Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем при¬коснитесь ею к язычку малыша.
    — Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холод¬ная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».
    — Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»

Упражнение «Часики»
— Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.
— Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.

Упражнение «Горка»
— Покажите картинку со снежной крутой горой.
— Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».
— Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.
— Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.
— Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

Упражнение «Лопатка»
— Покажите малышу картинку с лопатой.
— Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
— Теперь пробует малыш.
— Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

Упражнение «Зайчик на ниточке»
Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.
— Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.
— Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».
— Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.
— Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

Упражнение «Снежинки»
Подготовьте; кусочки белой ваты.
— Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.
— Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!
— Сдувайте вату короткими сериями выдохов.
— Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.

Работа инструктора по физической культуре

Помощники в работе инструктора по физической культуре:

Коррекционно-профилактический центр:

Балансировочная дорожка (от 3 лет) — позволяет удерживать баланс, тренирует устойчивость положения ног, всего тела, развивает координацию.

Массажные дорожки, тактильные коврики, морские камешки разного размера — массаж ступней и ног , профилактика плоскостопия.

Мячи — массажеры разного размера и формы – массаж разных частей тела.

Резиновые кольца — эспандеры – развитие мышц кистей рук и мелкой моторики.

Балансир «Змейка», «Квадрат»– коррекция глаз.

Балансир «Удержи шарик» — коррекция рук и глаз.

«Ходули на веревках» — координация движения, устойчивость положения ног, всего тела.

«Шагомобиль» — координация тела.

«Шагаем вместе» — согласование движения рук и ног.

Тренажёрный центр:

«Беговая дорожка» — способствует улучшению работы сердечно — сосудистой и дыхательной систем, профилактике и коррекции осанки, укреплению мышц спины и брюшного пресса, развитию координации движения, гибкости и подвижности суставов;

«Водокачка» — способствует тренировке сердечно – сосудистой системы, мышц ног и таза, развитию выносливости;

Диск «Здоровье» — укрепляет мышцы туловища и ног, развивает координацию движений, тренирует вестибулярный аппарат;

«Гребной тренажер» — общее оздоровление организма, профилактика и коррекция осанки, укрепление мышц спины и брюшного пресса, развитие координации движений, гибкости и подвижности суставов;

«Велосипед» — развивает выносливость, укрепляет сердечно – сосудистую систему, тренирует мышцы ног и спины;

«Бегущий по волнам» — укрепляет мышцы ног, развивает чувство равновесия, улучшает сердечно – сосудистую и дыхательную системы, развивает гибкость и подвижность суставов.

Батуты – развивают координацию движений, укрепление суставов ног.

КАК ПОМОЧЬ ТРЕВОЖНОМУ РЕБЕНКУ?

ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Но нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Ребенок не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и поддержки. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию.

Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению с взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей). Обратите внимание на то, что чаще всего тревожность у ребенка развивается тогда, когда он находится в состоянии внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
  • неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
  • противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители.

Нередки случаи, когда родители сами являются высокотревожными, с заниженной самооценкой, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами. Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Родителям тревожного ребенка следует быть последовательными в своих действиях. Ни в коем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Не менее важно выработать единодушный подход к ребенку родителей и педагогов.

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ?

Помощь тревожными детьми необходимо оказывать в трех основных направлениях:

1.Повышение самооценки ребенка.

Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Несравнивайте личность ребенка с личностными качествами других детей, принимайте ребенка безусловно,то есть таким каков он есть.Сравнивайтерезультаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

  1. Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах лица, шеи и живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное – можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствует снятию мышечного напряжения.

  1. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Зная о трудностях ребенка, а так же в случае, если ребенок не говорит открыто о них, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через ролевую игру, или игру с солдатиками, куклами возможные сложные ситуации. Может быть, ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Важно, чтобы сюжетами для игр были «трудные» случаи из жизни ребенка. Роли следует распределять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» — взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы. Так же с этой целью можно придумывать вместе с ребенком сказки, герои которых могут попадать в тревожащие их ситуации и находить достойный выход из них.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

  • Необходимо понять и принять тревогу ребенка — он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций — приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»).
  • Если в саду ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным, избегайте перегрузок.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка — предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям — оговаривайте то, что будет происходить.
  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки — это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…
  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
  • Учите ребенка расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши воспитатели понимают! Бабушку лучше слушай!»)
  • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  • Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается что-то, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Источник: А.М. Прихожан «Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст»/ Издательство «Питер», 2009г.

Подготовила Нистратова Н.А., педагог-психолог

admin