Количество человек в классе

2.3. Требования к школьному зданию

2.3.1. Количество детей в школе не должно превышать ее вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Вместимость сельских школ не должна превышать: для начальных малокомплектных школ — 80 учащихся, для школ I, II ступеней — 250 учащихся, для школ I, II, III ступеней — 500 учащихся.

2.3.2. Новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии, частные школы и др.) должны иметь либо отдельное здание, либо размещаться в отдельных отсеках с изолированным входом на базе функционирующих общеобразовательных школ.

2.3.3. Учебные помещения запрещается размещать в подвальных и цокольных этажах здания.

2.3.4. Этажность здания не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство школ высотой в 4 этажа. При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4 — 5 этажных зданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые учащимися кабинеты.

2.3.5. При размещении школы в приспособленном здании набор помещений, их площади определяется по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора в каждом конкретном случае, исходя из вида общеобразовательного учреждения, числа и возраста учащихся, количества классов и проч.

2.3.6. Гардеробы в школах должны быть размещены на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса.

Гардеробы должны быть оснащены вешалками для одежды и ячейками для обуви. Категорически запрещается устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

2.3.7. Для правильной организации карантинных мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний необходимо повседневно использовать все имеющиеся в здании входы.

2.3.8. Набор помещений должен создавать условия для изучения обязательных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору учащихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного — двух — трех предметов.

Учебные классы не должны находиться вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).

2.3.9. Учащиеся I ступени в городских и сельских школах должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.

2.3.10. Обучение учащихся II — III ступени должно осуществляться по классно-кабинетной системе.

Классно-кабинетная система обеспечивает преподавание всех предметов в закрепленном классе — кабинете, в который транспортируются учебные пособия и технические средства обучения (ТСО). Количество классов — кабинетов для основных дисциплин принимается от количества старших классов.

Учебные кабинеты и лаборатории допускается размещать в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных.

Необходимо создавать специализированные секции, объединяющие кабинеты для дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов.

Для создания наилучших условий для учебной и внеучебной деятельности школьников II — III ступеней количество кабинетов и лабораторий в секции не должно превышать 6.

В сельской школе при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам.

Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов: химия — биология, математика — черчение, черчение — рисование, история — география, литература — иностранный язык.

2.3.11. Учебные помещения должны включать: рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности.

2.3.12. Площадь кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 кв. м на 1 учащегося при фронтальных формах занятий, 3,3 кв. м — при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

2.3.13. Площадь и использование кабинетов вычислительной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2.542-96.

2.3.14. Оптимальные размеры рабочей зоны учащихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до 1 боковых рядов — парт). Он должен составлять не менее 35 градусов для учащихся II — III ступени школы и не менее 45 градусов для школьников 6 — 7 лет.

2.3.15. При каждом кабинете или группе из 2 — 3 кабинетов должна быть лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, компьютерном классе).

2.3.16. Для углубленного изучения отдельных предметов и проведения практических занятий необходимо деление классов на 2 — 4 подгруппы.

2.3.17. При наличии в школьном здании учебных мастерских они должны использоваться по назначению или могут быть переоборудованы соответственно профилю нового общеобразовательного учреждения, а также для внеклассных занятий по техническому творчеству по согласованию с органами госсанэпиднадзора.

2.3.18. При строительстве школ, ориентированных на углубленное и расширенное содержание обучения, для разностороннего развития личности школьников необходимо предусматривать выделение помещений под студии (универсальные залы) с габаритами 12 x 12 м, а также подсобные помещения для отделения по художественному воспитанию и искусству: кабинет эстетики с полиэкраном, кружковые помещения по изобразительному искусству, хореографии, классы пения и музыки (70 — 108 кв. м), в зависимости от назначения нового образовательного учреждения.

В учреждениях с техническим профилем следует предусмотреть универсальное помещение площадью 108 кв. м (90 + 18) для технического творчества.

Учебно-художественные кабинеты должны иметь зоны для акварельной живописи, масляной живописи и рисунка.

Исходя из позы при работе различными видами живописи (по акварельной живописи и рисунку — сидя, по масляной живописи — стоя), площадь на одно рабочее место должна составлять: для масляной живописи — 3,5 кв. м, акварельной живописи и рисунка — 2,0 кв. м.

2.3.19. Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры должны предусматривать выполнение полной программы по физвоспитанию учащихся и возможность внеурочных спортивных занятий.

Количество и типы спортивных залов должны предусматриваться от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

Площади спортивных залов приняты: 9 x 18 м, 12 x 24 м, 18 x 30 м при высоте не менее 6 м.

При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные площадью 16 — 32 кв. м в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек площадью 10,5 кв. м каждая; душевые площадью 9 кв. м каждая; уборные для девочек и мальчиков площадью 8 кв. м каждая; комната для инструктора площадью 9 кв. м.

В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.

2.3.20. Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 кв. м на одно место и 60% от общего количества учащихся школы. При актовом зале должны быть предусмотрены артистические уборные площадью не менее 10 кв. м каждая, кинопроекционная площадью 27 кв. м, склад декораций и бутафорий, музыкальных инструментов площадью 10 кв. м, склад хранения костюмов площадью 10 кв. м.

2.3.21. В школах с углубленным содержанием обучения следует иметь лекционную аудиторию. Ее размеры устанавливаются по вместимости в ней возрастной параллели учащихся, состоящей не более чем из 3 классов, из расчета 1 кв. м на одно место.

2.3.22. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

В школах нового типа библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами ТСО, обеспечивающего условия для индивидуальных занятий учащихся.

Площадь библиотеки — информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв. м на одного ученика.

В помещении библиотеки должны быть предусмотрены следующие зоны: читательских мест, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижных тележек.

2.3.23. При строительстве и реконструкции современных общеобразовательных учреждений следует отдавать предпочтение рекреационным помещениям зального типа.

2.3.24. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения должен включать следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения учащихся) площадью не менее 14 кв. м; кабинет зубного врача площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет площадью 14 кв. м; кабинет психолога площадью 10 кв. м.

При медпункте должен быть самостоятельный санузел.

Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета школы дается в Приложении 1.

2.3.25. На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв. м на одного учащегося.

Для персонала должен быть выделен отдельный санузел.

Для учащихся II и III ступеней должны быть организованы комнаты личной гигиены для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 кв. м.

Входы в санузлы не должны располагаться напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них.

На каждом этаже должны быть предусмотрены помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов.

2.3.26. В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.

2.3.27. В общеобразовательных учреждениях должно быть организовано 2-разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей.

Питание может быть организовано в столовой, работающей на сырье или на полуфабрикатах, а также в буфете — раздаточной. Согласно требованиям СанПиН 42-123-5777-91 столовые должны предусматриваться в школах с числом учащихся более 100 человек. Школьная столовая, работающая на сырье, должна иметь следующий набор оборудования и помещений: цехи — горячий, холодный, мясо — рыбный, кондитерский, овощной; моечные для столовой и кухонной посуды; кладовые для сухих продуктов и овощей; охлаждаемые и низкотемпературные камеры для хранения мясных и особо скоропортящихся продуктов; бытовые помещения для персонала пищеблока; загрузочная — тарная; моечная для тары; холодильная камера для пищевых отходов; санузел для сотрудников столовой.

В состав помещений школьной столовой, работающей на полуфабрикатах, должны входить: горячий цех, доготовочная, моечные для столовой и кухонной посуды, кладовые для сухих продуктов и овощей, холодильные камеры для полуфабрикатов, бытовые помещения для персонала пищеблока, загрузочная — тарная, моечная для тары, холодильная камера для пищевых отходов.

В состав помещений буфета — раздаточной должны входить: загрузочная, оборудованная плитой для подогрева пищи, холодильными шкафами; раздаточная, оборудованная мармитами; посудомоечная; подсобные помещения, бытовые помещения для персонала, помещения для мытья тары.

При школьных буфетах и столовых обязательно должен быть предусмотрен обеденный зал площадью из расчета 0,7 кв. м на одно место в зале, исходя из посадки 100% учащихся в 3 очереди.

При столовых должны быть установлены умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Умывальники размещают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом.

2.3.28. В сельских школах (средних, неполных средних) требования к организации питания те же, что в и городских.

В малокомплектных школах (до 50 учеников) необходимо выделять помещения для приема пищи с минимальным набором оборудования: электроплита 2-гнездная, мойка для мытья посуды, холодильник, электротитан.

Учебный год стартовал.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Учебный год стартовал. Пожалуй, сложнее всего сейчас педагогам и малышам из начальной школы. И если для детей самая главная задача сейчас — влиться в учебу после каникул, у педагогов и родителей другая головная боль.

— Мы все понимаем, что в столице много детей. Когда пришли в школу в прошлом году, в классе было 30 человек. Много, но что поделать! В других классах примерно такая же картина была. Но в этом году уже вместо 30 человек в классе было 35! Оказывается, расформировали один класс и перераспределили детей по остальным. Пострадали от этого все — дети, родители, учителя. Как один педагог может справиться с таким количеством учеников? Дети в результате плохо улавливают суть занятия, а педагоги уже через пару недель, уверен, уйдут на больничный. Мы же, родители, заинтересованы, чтобы ребенок получал знания, был в безопасности и не получал лишнего стресса. Выходит, школа этого дать не может? Почему так происходит? — дозвонился к нам возмущенный отец второклассника.

И этот звонок, увы, был далеко не единственный. У некоторых родителей даже были предположения, почему все так происходит:

— Слышала, в этом году изменилось правило финансирования школ. Если раньше школам выделяли фиксированную сумму, то теперь на каждый класс, грубо говоря, деньги будут выделять в зависимости от количества человек. Так это потому расформировывают классы? Чтобы сэкономить на зарплате одного учителя и повысить финансирование классов, где учится по 35 учеников? — возмутилась еще одна наша читательница.

Мы полистали Кодекс Беларуси об образовании. В статье 158 указано, что в 1 — 4-х классах число учеников в классе не должно превышать 20 человек, а в 5 — 11-х — не больше 25.

— Почему разрешают набирать в классы по 30 — 35 человек? — С этим вопросом мы обратились в Министерство образования.

— Проблема с большой наполняемостью классов стоит только в крупнонаселенных районах. Да, нормы, о которых вы упоминаете, действуют. Но к ним прилагаются также санитарные нормы и правила от 2012 года, по которым на каждого ребенка в классе должно приходиться не менее двух квадратных метров. И даже если класс маленький и в нем учится 20 детей, но помещение меньше 40 кв м — это тоже нарушение.

— А почему в школах, где в классах и без того было много детей, некоторые классы расформировали и распределили детей в другие. И теперь в одном классе даже не 30, а 35 человек?

— Это точно не прихоть министерства. Скорее всего, такое решение было принято по усмотрению администрации школы. И наверняка по экономически обоснованным причинам.

— Это делают не для того, чтобы сэкономить на зарплате учителей, как думают родители?

— Абсолютно нет. Да, с этого года финансирование школ действительно ведется по иному принципу. Но оно зависит не от количества учеников в классе, а от количества учеников в школе.

— И все же жалоб от родителей насчет переполненности классов действительно много. Какая-либо реакция Министерства по этому поводу будет?

— Повторюсь, проблема актуальна исключительно для густонаселенных районов. Министерство правила не нарушает. Школа принимает на обучение всех, кто относится к ней по прописке. По санитарным нормам, если площадь класса составляет 60 квадратных метров, в класс можно набрать и 30 человек. К слову, в новом Кодексе об образовании, который вскоре предоставят на рассмотрение депутатам, нормы о количестве учеников в классе уже не будет.

— Но 30-35 школьников для одного педагога, даже если площадь класса позволяет всех вместить, – это много! Вряд ли педагог потянет такую нагрузку и сможет уделить внимание каждому.

— Поверьте, это зависит от педагога. Профессионал точно сумеет и внимание удержать, и дать ученикам необходимые знания.

«На одного городского ученика государство теперь выделяет школам 1667,92 руб., на сельского — 3808,76 руб.»

Мы уточнили в Министерстве образования, почему и как с нового учебного года изменилось финансовое положение школ в Беларуси.

— Речь идет о Постановлении Совета министров Беларуси от 29 декабря 2018 г. №975 «О финансировании государственных учреждений общего среднего образования», — пояснили нам в Минобре. — Раньше финансирование школ было сметным. То есть просто индексировались расходы прошлого года, и в соответствии с ними выделялась сумма. Никаких нормативов не существовало — какой-то школе больше, какой-то меньше. Теперь введено подушевое финансирование школ. То есть с этого года каждой конкретной школе выделяют суммы в зависимости от количества учащихся в ней.

— Сколько средств после вступления в силу нововведения теперь выделяется на каждого белорусского школьника?

— Норматив расходов на обучение и воспитание одного учащегося в учреждениях общего среднего образования в городах и поселках городского типа составляет 1667,92 рубля в год. Для школьников на селе — 3808,76 рубля. Существенная разница из-за условий функционирования городских и сельских школ.

— Что входит в эту сумму?

— Зарплата работников школы (педагогов и другого персонала), расходы на обеспечение образовательного процесса — связь, транспорт, ремонт инвентаря, канцелярские и прочие текущие расходы. Хочу отметить, что текущий и капитальный ремонты, коммунальные расходы и приобретение оборудования этой суммой не покрываются. Их невозможно увязать с количеством обучающихся. Это отдельный блок расходов. Впрочем, как и расходы на питание.

Минобразования: «Родители могут поднять вопрос делового стиля школьников на собрании»

В ведомстве говорят, что каждая школа сама решает, как должны выглядеть их ученики на занятиях. А что говорят стилисты?

Чуть больше года назад в Министерстве образования рассказали, какие изменения планируют внести в новую редакцию Кодекса об образовании. Среди них — наполняемость классов. По новому документу, решение о количестве учеников в классе будет принимать дирекция школы, учитывая при этом санитарные нормы.

Снимок используется в качестве иллюстрации. Фото: Reuters

Согласно действующему кодексу в средней школе сейчас максимум 25 учеников в классе, а в лицеях и гимназиях — 20.

По словам министра, специалисты, которые в разных странах изучали, насколько зависит качество образования от количества человек в классе, схожи во мнении: наполняемость не влияет на качество.

— Какой должна быть наполняемость классов? В Китае, например, в старших классах учится под 60 человек, — говорит Игорь Карпенко. — Мне кто-то говорит: «Давайте напишем 30 человек, и это будет оптимально». Отвечаю: «Хорошо, а если я директор школы, работаю в районе, набрал два класса по 30 человек. И тут второго сентября ко мне пришло еще два человека. Что с ними делать? Открывать третий класс?»

По словам министра, предложение директоров школ и гимназий — разрешить им самостоятельно решать эти вопросы.

— Сейчас, когда обсуждается тема гимназий, говорят: в первые классы понабирают по 300−400 человек. Да не понабирают, — уверяет министр. — Несмотря на отмену экзаменов в пятые классы гимназий, набирать в начальную школу будут по-прежнему с учетом санитарных норм.

Теперь, рассказывает Игорь Карпенко, ему ставят в вину, что некоторые ради места в гимназии ищут лазейки с прописками. Но так, говорит собеседник, было и раньше.

— Ну так предложите идеальную систему, как мы должны равномерно распределять детей по школам? Никто ничего не предлагает. Только сплошная критика, — ответил министр.

С 1 января 2019 года в Беларуси введен новый метод финансирования учебных заведений. Что изменится для учителей, школьников и их родителей, разбирались Naviny.by.

Фото .com

Подушевое финансирование. Чтобы было справедливо

Новый метод финансирования учебных заведений заключается в том, что все школы будут получать средства по нормативу из расчета на одного ученика.

«Это сделано для обеспечения справедливости и прозрачности финансирования. Школы будут получать бюджетные средства в зависимости от количества обучающихся в ней детей», — рассказала Naviny.by начальник отдела оплаты труда и нормирования штатной численности главного управления экономики Министерства образования Наталья Криволапова.

Справедливость заключается в том, что деньги будут идти не на школу, а на ученика. Другими словами, если в школе учится 200 детей, то средства будут выделены на каждого. Если детей тысяча, то сумма увеличится в пять раз. Нормативное финансирование должно поставить учреждения образования и учащихся в равные условия.

О подушевом финансировании в Беларуси говорили более пяти лет, в 2013-м даже был запущен пилотный проект. Аргументация в ту пору была такая же, как и теперь — дорого учить детей в малокомплектных школах, не должна школа на 500 человек получать такое же финансирование, как та, где обучается 1000 человек.

Перейти на подушевое финансирование образования Беларуси рекомендовал и Всемирный банк, обращавший внимание на то обстоятельство, что существовавшая система сметного финансирования создает мотивацию у школ и местных администраций сохранять значительное количество персонала и избыточные мощности.

В белорусских школах деньги плохо считают

В белорусских школах на одного учителя приходится меньше учеников, чем в странах-соседках и бывших странах соцлагеря.

По данным Белстата, в целом по стране ситуация меняется, но медленно. В 2013/2014 учебном году на одного учителя приходилось 7,6 ученика, а в 2018/2019 — 8,8. В Минске — 9,4 и 12,02 соответственно.

Рост данного показателя — это результат большой работы по оптимизации школ. В сентябре 2000 года в стране было 4772 школы, а на начало текущего учебного года — 3035. Массово закрылись сельские малокомплектные школы, где в 2012/2013 учебном году на одного учителя приходилось 5 учеников. Были даже классы с одним учеником.

Процесс закрытия школ, где очень мало детей, идет до сих пор. Например, в Кульбичах Ушачского района школа была закрыта только в начале этого учебного года. В прошлом учебном году в ней на 31 сотрудника приходилось всего 27 учеников (максимальное число в классе было восемь, минимальное — два). Теперь детей возят в школы в других деревнях или в Глубокое.

Подушевое финансирование учитывает особенности сельских школ, которые по определению не могут иметь много детей в классе и школе в целом, отметила Наталья Криволапова.

В новом городских школах составляет 1667,92 рубля в год, а в сельских — 3808,76 рубля в год.

«Также существуют коэффициенты для подсчета размера финансирования. Школы все разные, под одну гребенку всех грести невозможно. Поправочные коэффициенты, прописанные в положении, позволят учесть особенности учреждений образования. Сельские школы малокомплектные, во всей школе может быть до 50 человек. Их содержание обходится дороже городских в расчете на ученика», — пояснила Наталья Криволапова.

Что будет с зарплатой учителей?

Пять лет назад велись разговоры о том, что во многом из-за существующей системы сметного финансирования заработная плата учителей оставалась сравнительно низкой, что создавало сложности в привлечении и удержании квалифицированных педагогических кадров.

И все эти годы власти обещали увеличить учителям зарплату, однако увеличивали только нагрузку, сделав для большинства из них шестидневную рабочую неделю и увеличив количество часов на ставку.

Впервые за несколько лет 1 сентября 2018 года педагогическим работникам на 20% повышены тарифные оклады, что на практике увеличило заработную плату учителя в среднем на 42 рубля.

Однако сегодня зарплата не каждого учителя, работающего на полную ставку, дотягивает до 600 рублей. А у молодых учителей, если не брать классное руководство, так и вовсе составляет не более 500 рублей.

При этом все бюджетные средства, привязанные к подушевому финансированию, как раз идут на зарплату и некоторые другие расходы, например, командировки, покупку дидактического материала, связь.

Оплата коммунальных услуг, капитальный и текущий ремонт здания, содержание и обслуживание помещений школы финансируется из бюджета и не привязана к числу учеников.

Получается, что от подушевого финансирования, то есть количества учеников, зависит и зарплата учителей. Однако в связи с введением подушевого финансирования зарплату учителей не планируется увеличить, так как она привязана к размеру тарифного оклада, сказала Наталья Криволапова.

Похоже, ранее был расчет на иное. В марте 2018 года начальник управления перспективного планирования и образовательных стратегий Национального института образования Вячеслав Сулейманов, рассказывая агентству «Минск-Новости» о результатах пилотного проекта по подушевому финансированию, отмечал, что «педагоги пилотных школ получили в среднем (…) на 10% выше средней заработной платы учителей по республике».

Школу смогут выбрать не все

Если в сельской местности не приходится выбирать, в какую школу идти, то в городах, столице особенно, школ много, и они разные. Однако, отметила в комментарии для Naviny.by пресс-секретарь Министерства образования Людмила Высоцкая, для всех школ действует одно правило — в них учатся дети согласно прикреплению по регистрации. А те, кто по регистрации к школе не прикреплен, может учиться здесь только при наличии свободных мест.

Как это работает, показал прием в гимназии в этом учебном году. Сначала брали по прописке, а затем всех желающих по сложному алгоритму.

Если бы у родителей действительно был выбор учреждения образования, то гимназии, школы с хорошей репутацией были бы заполнены под завязку, а те, что попроще, наоборот, учеников недобрали бы.

Не получится ли так, что с введением подушевого финансирования престижные школы и гимназии станут увеличивать набор, а именно число классов и детей в них?

Людмила Высоцкая считает, что такого не случится: «Если в классе есть 30 парт, больше туда не поставишь. Престиж или имидж школы статистически не скажется на количестве учеников. Каждая школа примет столько учащихся, на сколько она рассчитана».

Согласно действующей редакции Кодекса об образовании, наполняемость классов не должна превышать в I-IV классах — 20 учащихся, а V-XI классах — 25 учащихся. Эти нормы, в столице, во всяком случае, часто нарушаются — в густонаселенных микрорайонах Минска в младшей школе число детей в классе доходит и до тридцати.

Новая редакция Кодекса об образовании, которая уже передана на рассмотрение в правительство, вообще не предусматривает ограничения на количество детей в классе, отметила Людмила Высоцкая:

«Максимальное число учащихся будет определяться в зависимости от школы, класса. Существуют санитарные нормы, поэтому, если не хватает помещений, площади, количество детей не будет увеличиваться. Если школа построена на 1500 человек, значит, она столько и примет».

Согласно санитарным нормам и правилам для учреждений общего среднего образования, учебные помещения должны быть организованы из расчета не менее 2 кв. м на одного учащегося. А при строительстве учреждений образования должно закладывать не менее 2,2 кв. м на одного учащегося.

Так что посадить 40 человек в классе площадью 35 квадратных метров — значит, нарушить законодательство.

Правда, санитарные правила — не догма. Меняли же их в 2017 году, когда по рекомендации президента переносили первый звонок в школах на более позднее время и сокращали продолжительность перемен.

На количество уроков для школьников в общеобразовательных учреждениях налагаются требования как по максимальной нагрузке в день, так и по суммарной нагрузке в неделю. Рекомендуется распределять учебную нагрузку на учеников равномерно в течение недели, не превышая допустимых значений.

Требования по количеству уроков в день

Класс Максимально допустимое количество уроков в день
1-й В сентябре-октябре – 3 урока по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 45 минут каждый, один день в неделю допускается 5 уроков при условии, что один из них физкультура
2–4-й Не более 5 уроков, один день в неделю допускается 6 уроков при условии, что один из них физкультура
5–6-й Не более 6 уроков
7–11-й Не более 7 уроков

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Классы Максимально допустимое количество уроков* в неделю
При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе
1-й – ** 21
2–4-й 26 23
5-й 32 29
6-й 33 30
7-й 35 32
8–9-й 36 33
10–11-й 37 34

* Продолжительность одного урока – 1 академический час (45 минут).

** В первом классе не допускается 6-дневная учебная неделя.

Приведенный выше материал вступает в силу с 1 сентября 2011 года согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

admin