Когда выдавали паспорт в СССР?

ВОПРОС:

Является ли паспорт СССР действительным на территории РФ и является ли он документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации?

ОТВЕТ:

На сегодняшний день существует определенная категория граждан, как правило, пенсионеры и лица без определенного места жительства, которые не обменяли паспорта граждан СССР образца 1974 года на паспорта граждан Российской Федерации. Срок замены паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации истек 1 июля 2004г.

Вместе с тем, согласно пункту 5 Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного Постановлением Совета министров СССР от 20.08.1974 № 677, действие паспорта образца 1974 года не ограничивается сроком и является недействительным только в случае отсутствия фотографий граждан после достижения ими возраста 25 или 45 лет.

Следует отметить, что данное Положение в настоящее время не отменено и в соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.1991 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» применяется в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации.

Поэтому можно считать, что момент прекращения действия паспорта гражданина СССР связан со сроком обмена его на паспорт гражданина Российской Федерации, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828 установлены сроки для органов Министерства внутренних дел РФ, которые должны провести мероприятия по замене паспортов образца 1974 года. Однако Постановление не содержит ссылки на то, что по истечении указанного срока паспорта старого образца не могут использоваться.

Таким образом, до издания соответствующего нормативно правового акта о прекращении действия на территории РФ паспортов гражданина СССР, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, указанные паспорта должны приниматься в качестве документа, удостоверяющего личность.

Главные документы советского гражданина.

Синий, красный, бумажный, пластиковый, электронный — какие только не встречаются сегодня паспорта… А вот паспорт гражданина Советского Союза был единственным! Кстати, практически с шенгенской визой — ведь этот документ действовал на территории 15 советских республик. Личные данные — ФИО, дату и место рождения — все писали от руки, на двух языках — русском и языке республики, в которой выдавался документ.

Первая страница паспорта. Фото ksivi.co

Советские паспорта позднего образца были бессрочными. Их не надо было менять. А просто вклеивали новое фото в 25 и 45 лет. В разные годы в советском паспорте делались пометки — о судимости, социальном положении, сведения о местах работы, группа крови и др. До 1974 года сельским жителям СССР паспорта не выдавали.

Свидетельство о рождении — зеленая картонная книжечка с личными данными, по которой в 16 лет получали паспорт. Такой документ еще жив и его можно найти среди своих документов, у родителей, бабушек и дедушек.

Каждый советский мальчишка рано или поздно становился на учет в военкомат и получал приписное свидетельство. А в 18 лет — в армию! Ведь без военного билета и паспорт было не получить, и в институт не поступить, и на хорошую работу не устроиться.

Военный билет офицера запаса вооруженных сил СССР Рагулина Александра Павловича, 1988 год. Фото smsport.ru

Отслужить в армии считалось долгом и честью настоящего советского мужчины. Но были и те, кому в советскую армию идти не хотелось, кого-то официально отмазывали, а кто-то косил от армии и получал «белый билет», отлежав в психушке пару недель.

Комсомольский билет — дорога в светлое и правильное будущее молодого человека. Фото avito.ru

Советская трудовая — это официальное подтверждение, что ты не тунеядец! С 1939 года в СССР были введены трудовые книжки единого образца для рабочих и служащих всех государственных и кооперативных предприятий и учреждений.

Советская трудовая — это официальное подтверждение, что ты не тунеядец! Фото kupivdom.ru

Все свои сбережения советские граждане хранили или под подушкой, или в одном-единственном банке страны. Если деньги в банке — значит, в доме была сберкнижка. Сберкнижка — это уверенность советского человека в завтрашнем дне.

Если деньги в банке — значит, в доме была сберкнижка.

У кого-то на ней было 20 рублей, у кого-то — сто, а у некоторых были и тыщи. Больше всего не повезло последним, когда в 90-е советская экономика рухнула, вернуть средства не удалось практически никому.

Обладатели машин спешили сдать на права и получить заветную книжечку. Получить ее можно было с 18 лет.

Даже после развала СССР, еще долго люди пользовались советскими правами.

Мечта любого мальчишки, если в семье был автомобиль или мотоцикл.

Владельцы таких удостоверений вселяли страх и ужас в советских граждан. От них лучше было держаться подальше.

Фото life.zp

В советские годы спортсмены были гордостью страны. И такая книжечка давала ряд привилегий.

Фото forums-su.com

А какие документы советских времен остались у вас дома?

Советские сумки: безразмерная авоська, пакет «Мальборо» и клетчатые баулы!

Сегодня перед походом в магазин необязательно помнить, что с собой нужно взять сумку или пакет, чтобы сложить покупки. Пакеты на кассе в любом количестве, иногда даже бесплатно. Белые, цветные, с надписями и без, прочные и прозрачные…

А еще в недалеком прошлом пакет был настоящим модным аксессуаром. С чем наши родители ходили за покупками и на выход

А еще в недалеком прошлом пакет был настоящим модным аксессуаром. С чем наши родители ходили за покупками и на выход

А еще в недалеком прошлом пакет был настоящим модным аксессуаром. С чем наши родители ходили за покупками и на выход

А еще в недалеком прошлом пакет был настоящим модным аксессуаром.

С чем наши родители ходили за покупками и на выход

Это только кажется, что в условиях современной информатизации и наличия многочисленных баз данных установить личность человека проще простого. В действительности, часто возникают проблемы с установлением личности бездомного гражданина.

К нам в Правовую приемную обращается большое количество граждан, имеющих проблемы с получением, заменой или восстановлением паспорта гражданина Российской Федерации. Часто для таких бедолаг приходится готовить заявления в суд, чтобы добиться получения заветного документа — паспорта гражданина Российской Федерации.

На пути к получению основного документа существует множество препятствий, да и ситуации у людей часто уникальны и непохожи друг на друга. И из каждой такой ситуации юристы НП «Бюро…» стараются найти выход. Благодаря этому, у нас имеется множество наработок, алгоритмов действия в той или иной ситуации, которые апробированы и успешно прошли испытание, что называется, «на земле», т.е. в реальной жизни.

В данной новости мы опишем одну такую нашу находку, полученную не без помощи наших коллег из Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Ночлежка» и их юриста Игоря Карлинского.

Пример из жизни:

Человек находился в местах лишения свободы, отбывал длительный срок. На руках только лишь паспорт гражданина СССР образца 1974 года. Освободился. Паспорт гражданина России не выдают, нужно обращаться в суд.

Заявление в суд было составлено. В канцелярии суда у секретаря возникла проблема: не принимает заявление, т.к. ей нужен паспорт гражданина России (к сожалению, не все должностные лица знают о том, что есть такие люди, у которых нет вообще документов. До сих пор их удивляет: как такое может быть? У всех есть паспорт, а у него нет?!). Это препятствие обошли: отправили заявление и все необходимые документы в суд, воспользовавшись услугами Почты России.

Назначено судебное заседание. Судья просит документы, удостоверяющие личность, и с недоумением вертит в руках паспорт гражданина СССР образца 1974 года. Официальный документ, не подделка, даже фото в 45 лет было вклеено, как положено по действовавшему в то время закону. А можно ли установить личность человека по паспорту страны, которой вот уже много лет не существует?

В итоге, документ был принят, как удостоверяющий личность. Помогла ссылка на то, что имеется Письмо Федеральной нотариальной палаты от 15 апреля 2011 г. N 753/07-17 (полный текст приведен в конце данной новости), в соответствии с которым установить личность человека можно. Ну, и удостоверение клиента НП «Бюро…» сыграло свою положительную роль.

В заключение необходимо сказать о том, что паспорт гражданина СССР образца 1974 года является документом, удостоверяющим личность, но не подтверждает Вашу принадлежность к гражданству Российской Федерации. Потому обязательно озаботьтесь получением паспорта гражданина Российской Федерации, если у Вас его нет.

Напоминаем, что получить абсолютно БЕСПЛАТНО юридическую консультацию Вы можете в Правовой приемной НП «Бюро…» в офисе, а также используя форму раздела «Консультация юриста on-line» http://www.buro-potapenko.ru/contact/, или найти ответ на свой вопрос в одном из разделов нашего сайта http://www.buro-potapenko.ru/consult/.

А вот и официальный документ:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

ПИСЬМО

от 15 апреля 2011 г. N 753/07-17

До настоящего времени продолжает оставаться актуальным вопрос о возможности установления личности обратившегося за совершением нотариального действия лица на основании паспорта гражданина СССР образца 1974 года. В связи с чем Федеральная нотариальная палата считает необходимым довести следующую информацию.

В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации Президентом Российской Федерации 13 марта 1997 года был издан Указ N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» (далее — Указ Президента 1997 года), которым введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации.

Указом Президента 1997 года (пункт 3) паспорт гражданина СССР образца 1974 года признан действительным до замены его в установленные сроки на паспорт гражданина Российской Федерации. Конкретные сроки замены паспорта гражданина СССР данным указом определены не были.

1 июля 2002 года введен в действие Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), которым установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим гражданство лица (статья 10 Федерального закона). При этом подтверждена юридическая сила документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, если они были оформлены надлежащим образом (статья 42 Федерального закона). Тем самым вопрос о сроках действия паспорта гражданина СССР и его замены на паспорт гражданина Российской Федерации Федеральным законом не урегулирован.

Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325, далее — Указ Президента 2002 года) паспорт гражданина СССР образца 1974 года назван в числе документов, удостоверяющих наличие гражданства Российской Федерации, если паспорт содержит либо указание на гражданство Российской Федерации, либо вкладыш, свидетельствующий о наличии гражданства, либо штамп прописки по месту жительства, подтверждающий постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 года (подпункт «д» пункта 45 Положения).

Однако Указом Президента Российской Федерации от 3 ноября 2006 года N 1226 в пункт 45 названного Положения внесены изменения, которые исключают паспорт гражданина СССР образца 1974 года из числа документов, удостоверяющих гражданство России.

Обоснованность исключения паспорта гражданина СССР из перечня документов, удостоверяющих гражданство России, была подтверждена федеральными судами Российской Федерации (решение Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2007 N ГКПИ07-466; определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2007 N КАС07-415; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.2008 N 81-О-О и от 22.04.2010 N 599-О-О).

Так, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации (определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2007 N КАС07-415) отметила, что Президент Российской Федерации вправе установить перечень документов, удостоверяющих гражданство, для целей применения Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, при этом Федеральный закон не содержит непосредственного указания на отнесение паспорта СССР образца 1974 года к основным документам, удостоверяющим гражданство Российской Федерации. Кассационная коллегия Верховного Суда также отметила, что приведенный в пункте 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации перечень документов, удостоверяющих наличие гражданства России, не является исчерпывающим и не распространяется на иные правоотношения, кроме тех, которые регулируются данным Положением.

Вместе с тем при рассмотрении вопроса о действительности паспорта гражданина СССР образца 1974 года следует принимать во внимание позицию Верховного Суда Российской Федерации, рассмотревшего вопрос о правомерности отказа компетентного органа вклеить в паспорт гражданина СССР образца 1974 года фотографию по достижении обладателем паспорта 25-летнего или 45-летнего возраста (определения Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2008 N 31-В08-10 и от 10.06.2009 N 31-В09-2).

Верховным Судом Российской Федерации (определение от 10.06.2009 N 31-В09-2) было отмечено следующее. «Паспорт гражданина СССР выдавался в соответствии с Положением о паспортной системе в СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1974 N 677, когда срок действия паспорта не ограничивался. По достижении гражданами 25-летнего и 45-летнего возраста органами внутренних дел вклеивались в паспорта новые фотографии, соответствующие этим возрастам. Паспорта, не имевшие таких фотографий, являлись недействительными. <1> Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации N 232 от 13.03.1997 паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, признается действительным до его замены в установленные сроки на паспорт гражданина Российской Федерации. Пунктом 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 828 от 08.07.1997, предусмотрен срок действия паспорта гражданина Российской Федерации: от 14 лет до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет — бессрочно. При этом в Положении указано, что по достижении 20-летнего возраста и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене. Следовательно, паспорт гражданина Союза ССР, выданный гражданину, которому на момент отказа органа миграционной службы вклеить фотографию исполнилось 25 лет, являлся недействительным и подлежал замене на паспорт гражданина Российской Федерации в соответствии с названным выше Указом Президента Российской Федерации от 13.03.1997». Такая же позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2008 N 31-В08-10.

<1> Пункт 5 Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1974 N 677.

2003 г.
— Царские паспорта в 1917 году исчезли вместе с царской властью?
— Не сразу. Их продолжали использовать, хотя уже в 1918 году в качестве удостоверения личности стали выдавать в милиции трудовые книжки. Таким путем пытались не только провести учет населения, но и проконтролировать исполнение представителями бывших правящих классов обязательной трудовой повинности. Затем в некоторых губерниях стали сами придумывать и выдавать различные свидетельства. И после окончания гражданской войны, в 1923 году, чтобы избавиться от винегрета из различных справок и мандатов, были введены единые для всей страны удостоверения личности.
— Значит, первая советская паспортизация была проведена не в 1933 году, а на десять лет раньше?
— Это не совсем так. Графы в удостоверении напоминали те, которые появились потом в паспорте: «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Дата рождения», «Место жительства», «Профессия», «Наличие детей», «Отношение к воинской службе». Но все-таки это был не паспорт. Фотография в удостоверение вклеивалась по желанию владельца. И получать его было необязательно.
— А для чего же его ввели?
— Судя по всему, для подготовки к восстановлению существовавшего до революции вида на жительство. Называться он, правда, стал пропиской.
— Чтобы прекратить бесконтрольную миграцию населения по стране?
— Видимо, так. Может быть, еще и для того, чтобы прекратить приток населения в города. Ведь прописку в 1925 году ввели только для жителей городов.
— Почему самой важной считается паспортная реформа 1932-1933 годов?
— Тогда паспорт был введен как единственный документ, удостоверяющий личность.
— Но ведь паспортизация была отнюдь не всеобщей…
— На первом этапе паспорта выдавали жителям крупных промышленных центров, в первую очередь в Москве и Ленинграде и 100-километровой зоне вокруг них, которая была объявлена режимной. Затем паспорта с обязательной пропиской граждан выдавали в Харькове, Киеве, Одессе, Минске, Ростове-на-Дону, Владивостоке и других крупных городах, а также в режимных зонах вокруг некоторых из них и вдоль западной границы СССР.
— Судя по документам, главной целью паспортизации было выдворение из режимных зон всех антисоциальных элементов.
— Да, режимные зоны очищали от нищих, бывших осужденных и тех, кто попадал под определение тунеядца, а также всех, кто считался врагом советской власти. Режимных зон со временем становилось все больше. Территории вдоль всех границ и железных дорог стали режимными. В некоторых местах режимными были целые области. Но все же я считаю, что главной целью реформы была привязка крестьян к колхозам. На селе, если район не входил в режимную зону, паспорта не выдавали. Без паспорта не брали на работу в городе, а получить паспорт не было никакой возможности. Если не ошибаюсь, до 1935 года беспаспортным крестьянам еще разрешалось переезжать в другую нережимную местность. Но потом эта практика была отменена. Так что колхозники оказались намертво привязаны к своему колхозу.
— Но ведь так обходились не только с колхозниками. Я слышал, что на некоторых предприятиях при поступлении на работу паспорта забирали в отделы кадров и выдавали вместо них удостоверения личности. С той же целью — чтобы работники не покинули тяжелое производство.
— И такое тоже было.
— А как же люди жили без паспорта?
— Я сам родился в селе, в нережимной зоне, где ни у кого не было паспорта. И сам до армии жил без паспорта. Надо выехать куда — сельский совет давал справку, что такой-то проживает там-то. Без фотографии. Можно было вырваться, только уйдя в армию. После службы по комсомольским путевкам ехали на стройки или шли в милицию. Вот тогда уже становились свободными людьми.
— А завербоваться на работу на Север?
— Только немногим из завербованных удавалось с большими проблемами получить полноценный паспорт. В 1953 году была проведена очередная паспортная реформа. Тогда начали выдавать бессрочные паспорта тем, кто старше сорока, на десять лет — тем, кому было от двадцати до сорока, и на пять лет — тем, кому было от шестнадцати до двадцати. А были еще паспорта на полгода. Для колхозников, завербовавшихся куда-нибудь на работу. Срок кончился — изволь сдать паспорт и живи как раньше.
— А что было формальным поводом для реформы 1953 года?
— Как рассказывали наши ветераны, причиной замены прежде всего было то, что паспорта у большинства граждан обветшали. Заодно, как обычно, провели подробный учет населения. И нашли немало людей, находившихся в розыске. Но это происходило во время каждой реформы.
— Я читал, что при подготовке смены паспортов существовал проект Берии, где предусматривалась выдача паспортов крестьянам…
— Крестьяне начали получать паспорта только с 1974 года, когда началась последняя советская паспортная реформа.
— И в чем был смысл этой реформы?
— Видимо, именно в паспортизации села. Кроме того, появились, как все знают, страницы для фотографий в 25- и 45-летнем возрасте. А в основном это было политической акцией. Тогда же готовился проект новой Конституции. Много говорили про единую общность — советский народ. И конечно, весь народ надо было уравнять в правах. В новое положение о паспортной системе ввели обязательное для всех получение паспорта по достижению 16 лет.
— Правда ли, что в номерах паспортов шифровались какие-то данные обладателя паспорта, например судимости?
— Это все сказки. До революции в паспорта отбывших наказание лиц вносилась соответствующая запись. В 1930-1950 годах в паспорте писали, что он выдан на основании статьи такой-то положения о паспортах. И любому знающему человеку было ясно, что он имеет дело с лицом, имевшим судимость. По серии паспорта можно определить, в каком регионе он выдан. Хотя особого смысла в этом нет: где и когда выдан паспорт, в нем и так записано. А данные о судимости всегда содержались в форме номер один, которая заполняется при выдаче паспорта. Этот документ всю жизнь перемещается по стране вслед за владельцем паспорта. Переехал человек на новое место — форму пересылают в орган милиции по новому адресу. А там графа «На основании чего выдан паспорт». У отбывших наказание всегда одно основание — справка из исправительно-трудового учреждения, что и записывается в форме номер один. Никакая особая шифровка и не нужна.

Паспортная система в СССР (1932—1976 гг.): паспорт как клеймо
О том, что истинное существо паспортной системы в СССР и ее потаенный смысл не всегда понимали представители высшего государственно-партийного аппарата, свидетельствуют многие факты. Приведем некоторые. Как отмечалось, паспортная система прямо способствовала прикреплению крестьян к колхозным работам. Для колхозников был установлен обязательный минимум трудодней, которые они должны были выработать.
В апреле 1942 г. этот минимум был повышен для всех колхозников и распространен на членов их семей— подростков в возрасте от 12 до 16 лет. За не выработку «без уважительных причин» обязательного минимума все виновные подлежали уголовной ответственности: исправительно-трудовым работам в колхозах с удержанием от оплаты трудодней до 25% в пользу колхоза. Постановление Совмина СССР от 31 мая 1947 г. названный закон оставляло в силе. Ухудшение деревенской жизни после войны привело к усилению бегства из деревни,
которое не могли остановить паспортные ограничения. В этой связи правительственные чиновники предлагали усилить репрессии в отношении беглецов. «Одни суды считают, — доносил министр юстиции СССР К.П. Горшенин 25 декабря 1950 г. секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову,— что по действующему законодательству самовольный уход колхозников в отход не наказуем в уголовном порядке и выносят в таких случаях оправдательные приговоры.
Другие выносят в этих случаях обвинительные приговоры. Министерство юстиции СССР считает, что колхозники, не выработавшие обязательного минимума трудодней в связи с самовольным, без разрешения колхоза, уходом в отход, должны нести ответственность по указу от 15 апреля 1942 г. за тот период, в течение которого они ушли из колхоза, с Отбыванием наказания по месту работы»36.
Такие же точно суровые меры министр предлагал и в отношении детей колхозников, достигших 16-летнего возраста, даже «в случаях, когда их членство в колхозе не оформлено». Советские порядки в отношении закрепощения крестьян своей жестокостью превосходили законодательство «крепостнической России» XVIII—первой половины XIX вв. Для упорядочения судебной практики и избавления своего ведомства от ненужной, с его точки зрения, волокиты и проволочек в таком важном деле, министр вносил следующее предложение: «Министерство юстиции считает, что следовало бы установить определенный порядок оформления членства членов семей колхозников, достигших 16-летнего возраста, с тем, однако, чтобы это не было связано с проведением какой-либо сложной процедуры». Предложение принято не было. Сохранялась все та же система — внешне противоречивая, но цельная по содержанию, которая поддерживала в стране иллюзию возможной свободы и никоим образом не давала ее.
Об этом свидетельствует и другой факт. 3 марта 1949 г. на Бюро Совмина СССР рассматривались вопрос о введении паспорта нового образца и проект нового положения о паспортной системе в СССР. Разработка велась МВД СССР по личному указанию и инициативе заместителя председателя Совмина СССР, члена Политбюро ЦК ВКП(б) Л.П. Берия37. Предложение мотивировалось тем, что «во время войны значительная часть бланков действующих паспортов и инструкций по применению положения о паспортах попала в руки врага и уголовно-преступного элемента, чем была в значительной мере расшифрована техника паспортной работы в СССР».
Утверждалось, что действующий паспорт был «недостаточно защищен от подделки» и это «облегчает преступному элементу возможность укрываться от преследования». Важнейшим отличием предлагаемого проекта было то, что положение о паспортной системе в СССР предусматривало «выдачу паспортов не только городскому, но и сельскому населению». Не следует рассматривать эту попытку как действительную либерализацию советского режима. Скорее наоборот.
Паспортизация всего населения страны в возрасте 16 лет и старше в тех условиях означала абсолютно полный контроль за жизнью каждого: ведь владение паспортом создавало только видимость прав человека — гражданина СССР, т.к. главным в определении его судьбы по прежнему оставались бы «компрометирующие данные», которые хранились в кустовых и Центральном адресных бюро. Переход к полной паспортизации населения страны сулил немалые выгоды Министерству внутренних дел и лично его куратору Л.Ц. Берия, поскольку выросло бы значение министерства, что давало дополнительные шансы в борьбе за власть.
С точки зрения государственной — полный контроль за жизнью каждого члена общества — имелись все резоны принять предложение. Но оно было отклонено со следующей формулировкой, не объясняющей причин отказа: «Предложено МВД доработать на основе мнений на Бюро». Больше к вопросу о наделении паспортами всего сельского населения (включая колхозников) не возвращались до 1974 г., хотя после смерти И.В. Сталина было принято новое положение о паспортах в октябре 1953 г.
Отклонение бериевского проекта вызывает недоумение, т.к. он долго готовился и был согласован во всех соответствующих министерствах. Еще в январе 1948 г. по распоряжению министра внутренних дел СССР С.Н. Круглова была создана авторитетная комиссия по рассмотрению проекта положения о паспортной системе в СССР. В нее вошли: начальники главных управлений милиции и погранвойск, управления войск по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог, ГУЛАГа, тюремного управления, спецотделов, которые ведали особым учетом населения, отдела по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, отдела спецпоселений.
Проект был согласован с министром юстиции и генеральным прокурором СССР. И всетаки он не прошел. И это вопреки прямой поддержке Л.П, Берия, считавшегося в те годы всесильным.
Итак, два высокопоставленных государственных чиновника пытались унифицировать закон: один — порядок оформления членства в колхозе совершеннолетних детей колхозников и судебную практику, определяющую ответственность за невыработку минимума трудодней, а другой— паспортный режим в стране.
В данном случае высокие профессиональные качества служили только помехой: не могло быть никакого единообразия там, где применение закона по замыслу его истинных создателей не подлежало единому судебному толкованию. Ведь именно эта двусмысленная и неопределенная ситуация создавала для людей ловушку. Что же говорить об исполнителях рангом ниже, местных работниках?
Одни суды судили колхозников жестче, потому что исполнители были вполне советскими, прошедшими суровую школу отбора и были взяты из той же народной массы — такие особенно рьяны, злы и опасны. Другие, у кого оставалась капля совести и сострадания, пытались быть помягче. За такими строго следили и примерно наказывали, чтобы другим было неповадно. Срабатывал воспитательный момент — всем исполнителям настойчиво и ежедневно внедрялась в сознание мысль — лучше перегнуть палку, чем недогнуть ее.
Единственное, чего удалось добиться JI.П. Берия во время пика карьеры, когда в марте 1953 г. он был назначен первым заместителем председателя Совмина СССР и вернул себе пост министра внутренних дел, — успеть протолкнуть до своего ареста и расстрела в правительство проект постановления «О сокращении режимных местностей и паспортных ограничений» Докладная на имя нового председателя Совмина СССР Г.М. Маленкова за подписью Л.П. Берия была отправлена 13 мая 1953 г. Соответствующие копии докладной были посланы всем членам Президиума ЦК КПСС — В.М. Молотову, К.Е. Ворошилову, Н.С. Хрущеву, Н.А. Булганину, JI.M. Кагановичу, А.И. Микояну, М.З. Сабурову, М.Г. Первухину38. 21 мая 1953 г. представленный проект быт утвержден в качестве постановления Совмина СССР № 1305515 сс.
Основные изменения сводились к исключению из числа режимных около 150 городов и местностей, всех железнодорожных узлов и станций (режимные ограничения сохранялись в Москве и 24 районах Московской области, в Ленинграде и пяти районах Ленинградской области, во Владивостоке, Севастополе и Кронштадте); уменьшению размеров запретной пограничной полосы (за исключением полосы на границе с Турцией, Ираном, Афганистаном, Карельском перешейке); сокращению перечня преступлений, судимость за которые влекла запрещение проживать в режимных местностях (сохранялись все «контрреволюционные преступления», бандитизм, хулиганство, умышленное убийство, повторные кражи и разбой). Но задуманное Л.П.Берия реформирование паспортной системы, как отмечалось, имело более глубокий смысл. Это подтверждают многочисленные справочные материалы (в том числе о паспортной системе Российской империи), подготовленные аппаратом МВД в апреле 1953 г.
Изданный в развитие правительственного постановления приказ Министерства внутренних дел № 00375 сс от 16 июня 1953 г. за подписью Л.П.Берия, которым упразднялись паспортные ограничения, дышит прямо отеческой заботой о нуждах бывших заключенных и их семей: «При существующем положении граждане, отбывшие наказание в местах заключения или ссылки и искупившие тем самым свою вину перед обществом, продолжают испытывать лишения (…)
Наличие в стране широких паспортных ограничений создает трудности в устройстве не только для граждан, отбывших наказание, но и для членов их семей, которые также в связи с этим оказываются в затруднительном положении»39. Далее отмечалось, что «режим и паспортные ограничения, введенные в этих районах (режимной зоне, которая простирается на сотни километров вглубь страны.—В.П.), тормозят их экономическое развитие». Именно эти основания были изложены в приказе для объяснения смягчения паспортного режима в стране.
После устранения Л.П. Берия из руководства страны постановлением Совмина СССР № 26661124 с от 21 октября 1953 г. вводится новое положение о паспортах, которое без особых принципиальных изменений действовало до 1974 г.
Оно вводило одно изменение большой важности. Из первого пункта, определяющего, граждане каких территорий страны обязаны иметь паспорта, «исчезли», т.е. не были упомянуты, в отличие от положения 1940 г., граждане СССР, проживающие в населенных пунктах, где были расположены МТС, и работающие в совхозах40. Это никак не задевало тех совхозных рабочих и служащих, жителей поселков машинно-тракторных станций, которые уже имели паспорта, но серьезно ограничивало возможности подрастающего поколения.
К чему приводило на практике это «изъятие», если обратиться к последующим событиям в деревне? Со второй половины 50х и в 60е годы происходит рост совхозной системы: совхозы в массовом порядке образовывались на базе так называемых экономически слабых колхозов или создавались вновь в районах освоения целинных и залежных земель. Бывшие колхозники, ставшие в результате реорганизации совхозными рабочими, ничего не выигрывали в плане получения паспортов.
В 1958 г. в стране проводится реорганизация МТС, работники которых, по мысли авторов «реформы», должны были перейти работать в колхозы, купившие технику машиннотракторных станций. Но в этом случае дети бывших работников МТС с достижением 16-летнего возраста также не могли получить паспорта. Поэтому реорганизация МТС привела к новому витку бегства людей из деревни. Получается, что названное паспортное нововведение не столько ограничивало свободу передвижения по стране, сколько способствовало усилению стихийной миграции.
Однако правительство отвергло ходатайство МВД СССР о наделении сельских жителей паспортами, поданное министром С.Н. Кругловым в октябре 1953 г. А.И. Микояну и Н.А. Булганину41. Предложение исходило от начальника паспортно-регистрационного отдела Главного управления милиции МВД СССР Подузова, который принимал активное участие в подготовке проекта паспортного положения при Л.П. Берия. В секретной докладной записке от 24 сентября 1953 г.
Подузов писал министру: «В разработанном проекте положения о паспортах (утверждено Совмином СССР 21 октября 1953 г. — В.П.) предусмотрено, что жители сельских местностей страны паспортов иметь не обязаны… В связи с вытекающими из решений сентябрьского Пленума ЦК КПСС задачами МТС и совхозов, в частности заменой сезонных кадров постоянными — не следует ли внести в проект положения дополнение о том, что постоянные местные жители сельских местностей, работающие в МТС и совхозах на штатных должностях, обязаны иметь паспорта. Тем самым постоянные кадры рабочих МТС и сохозов в отношении документирования личности будут приравнены к рабочим городских предприятий.
Кроме того, это ликвидирует существующее положение, при котором постоянные кадровые работники, прибывшие в МТС и совхозы из городов, имеют паспорта, а местные постоянные работники паспортов не имеют»42. Трудно сказать точно, какими истинными мотивами руководствовался Подузов, скорее всего он стремился использовать шанс для служебной карьеры, угадывая по решениям сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС, что подули ветры «оттепели».
Пометы на документе свидетельствуют, что записка Подузова была первый раз послана А.И. Микояну еще 25 сентября 1953 г. Мы не располагаем документами, по которым можно было бы установить, кто конкретно из членов правительства, отвечающих за подготовку нового положения о паспортах, наложил вето на предложение МВД, и каковы были причины запрета. Но жизненная ситуация свидетельствовала, что своего главного врага — русского крестьянина — советская власть продолжала держать на паспортном «крючке».
И, по положению о паспортах от 21 октября 1953 г., в сельских местностях (за исключением режимных) продолжали проживать без паспортов. Если они привлекались временно сроком не более чем на один месяц на сельхозработы, лесозаготовки, торфоразработки в пределах своей области, края, республики (не имеющей областного деления), им выдавалась справка сельсовета, удостоверяющая их личность и цель выезда.
Такой же порядок сохранялся для деревенских жителей непаспортизированных местностей, если они выезжали в санатории, дома отдыха, на совещания, съезды, в командировки. Если выезжали за пределы своего района в другие местности страны на срок свыше 30 дней, они были обязаны получить паспорта «в органах милиции по месту жительства»43. Таким образом, процедура получения паспорта для сельского населения непаспортизированных районов не изменилась по сравнению с 30ми годами.
После смерти И.В. Сталина крестьянину как будто жить стало легче: в 1953 г. изменен порядок обложения крестьянских хозяйств сельхозналогом, с 1958 г. отменены обязательные поставки всех сельхозпродуктов с хозяйств колхозников, мартовская (1953 г.) амнистия прекращала исполнение всех без исключения приговоров; по которым колхозники осуждались к исправительнотрудовым работам за невыработку обязательного минимума трудодней44. Для тех, кто постоянно работал в колхозе, амнистия являлась значительным облегчением жизни. Колхозники, ушедшие в «отход» без разрешения правлений колхозов, в связи с амнистией почувствовали себя свободными. Это был самообман, т.к. в правовом положении колхозника не произошло никаких существенных перемен: продолжал действовать примерный устав сельхозартели, в годовом отчете колхоза «отходники» продолжали учитываться государством как рабочая сила, числящаяся за колхозами. Следовательно,
По закону в любой момент всех, кто самовольно ушел в «отход», правительство могло принудительно вернуть в колхозы. Меч был занесен над головами, но не рубил, его как бы «забыли» опустить. Отменяя судебное решение о преследовании колхозников за нарушение ими постановления об обязательном минимуме трудодней, советский режим стремился создать в обществе надежды на возможные перемены к лучшему и психологически подготовить людей к хрущевской «оттепели»: крестьянство вновь «подталкивалось» в города.
Наряду с указанными послаблениями продолжали сохраняться ограничения в паспортных правах для сельских жителей, их «второсортность» хотя и стала менее заметной, но сохранялась властями сознательно, продолжала уязвлять народную душу. Так, в секретном циркуляре № 42 с от 27 февраля 1958 г. министра внутренних дел СССР Дудорова, адресованном министрам союзных республик предписывалось: «Не допускать направления граждан из сельской непаспортированной местности за пределы области, края, республики (не имеющей областного деления) на сезонные работы по справкам сельских Советов или колхозов, обеспечивая выдачу этой категории граждан краткосрочных паспортов на срок действия заключенных ими договоров (выделено мною. — В.П.)». Таким образом, юридически паспортные ограничения для колхозников 50х годов не отличались от таковых в 30е годы. Возможно, приведенный циркуляр в сочетании с практикой выдачи краткосрочных паспортов послужили основой для создания устойчивого мифа о том, что «раскрепощение» колхозников началось еще при Н.С. Хрущеве.
Так велика сила общественного мнения, замешанная на предрассудках о незнании важнейших фактов отечественной истории. Имеется и психологический подтекст — для тех, кому удалось убежать из деревни в город в годы «оттепели» и получить паспорт, этот вопрос потерял всякую остроту и перестал замечаться как один из основных в сельской жизни. В действительности только 28 августа 1974 г. постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР» принимается решение о введении с 1976 г. паспорта гражданина СССР нового образца46.
Новое положение о паспортной системе 1976 г. устанавливало, что «паспорт гражданина СССР обязаны иметь все советские граждане, достигшие 16летнего возраста». Выдача и обмен новых паспортов должны были проводиться с 1976 по 1981 гг.

За что большевики отобрали у крестьян паспорта?

лишь 35 лет назад (1974!) выдали колхозникам паспорта (но справки от колхоза всё равно требовали) — подборка ссылок

Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 августа 1974 года N 677

Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР

Совет Министров СССР
постановляет:

* Образец паспорта и его описание не приводятся.
Ввести в действие Положение о паспортной системе в СССР, за исключением пунктов 1-3, 5, 9-18, касающихся выдачи паспортов нового образца, с 1 июля 1975 года и в полном объеме — с 1 января 1976 года.
Инструкция о порядке применения Положения о паспортной системе в СССР издается Министерством внутренних дел СССР.

2. Выдачу паспортов нового образца провести с 1 января 1976 года по 31 декабря 1981 года.
В период с 1 июля 1975 года по 1 января 1976 года производить выдачу гражданам паспортов старого образца в соответствии с Положением о паспортах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1953 года, с учетом последующих его дополнений и изменений.
Установить, что до обмена гражданам паспортов старого образца на паспорта нового образца сохраняют силу ранее выданные им паспорта. При этом десятилетние и пятилетние паспорта старого образца, срок действия которых истечет после 1 июля 1975 года, считаются действительными без официального продления срока их действия до обмена на паспорта нового образца.
Гражданам, проживающим в сельской местности, которым ранее паспорта не выдавались, при выезде в другую местность на продолжительный срок выдаются паспорта, а при выезде на срок до полутора месяцев, а также в санатории, дома отдыха, на совещания, в командировки или при временном привлечении их на посевные, уборочные и другие работы выдаются исполнительными комитетами сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся справки, удостоверяющие их личность и цель выезда. Форма справки устанавливается Министерством внутренних дел СССР.

3. Министерству внутренних дел СССР разработать с участием заинтересованных министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик и утвердить мероприятия, обеспечивающие проведение работы по выдаче паспортов нового образца в установленные сроки.
Советам Министров союзных и автономных республик и исполнительным комитетам местных Советов депутатов трудящихся оказывать содействие органам внутренних дел в организации и проведении работы, связанной с выдачей паспортов нового образца, и принять меры к улучшению размещения работников паспортных служб, а также к созданию им необходимых условий для обслуживания населения.

4. Обязать министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик принять дополнительные меры к выполнению подведомственными предприятиями, организациями и учреждениями постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 февраля 1960 года N 231 «О мерах по устранению канцелярско-бюрократических извращений при оформлении трудящихся на работу и разрешении бытовых нужд граждан» и устранить имеющиеся еще случаи требования от граждан разного рода справок, когда необходимые данные могут быть подтверждены предъявлением паспорта или других документов.

Председатель
Совета Министров СССР
А.Косыгин
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Смиртюков

Положение о паспортной системе в СССР

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета
Министров СССР
от 28 августа 1974 года N 677

I. Общие положения

1. Паспорт гражданина Союза Советских Социалистических Республик является основным документом, удостоверяющим личность советского гражданина.
Паспорт гражданина СССР обязаны иметь все советские граждане, достигшие 16-летнего возраста.
Без указанных паспортов проживают военнослужащие и прибывшие на временное жительство в СССР советские граждане, постоянно проживающие за границей.
Документами, удостоверяющими личность военнослужащих, являются удостоверения личности и военные билеты, выдаваемые командованием воинских частей и военных учреждений.
Документами, удостоверяющими личность прибывших на временное жительство в СССР советских граждан, постоянно проживающих за границей, являются их общегражданские заграничные паспорта.
Иностранные граждане и лица без гражданства проживают на территории СССР по документам, установленным законодательством Союза ССР.

2. Паспорта изготовляются по единому для всего СССР образцу на русском языке и языке соответствующей союзной республики, а для автономных республик, автономных областей, автономных округов также на языке соответствующих автономной республики, автономной области, автономного округа (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 1991 года постановлением Совета Министров СССР от 15 августа 1990 года N 829.

3. В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина:
фамилия, имя, отчество;
число, месяц, год рождения;
место рождения;
национальность.
Запись о национальности в паспорте производится соответственно национальности родителей. Если родители принадлежат к разным национальностям, то при выдаче впервые паспорта национальность записывается по национальности отца или матери, в зависимости от желания получателя паспорта. В дальнейшем запись о национальности изменению не подлежит.
В паспорта граждан вносятся также следующие сведения о родившихся у них детях: фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения. Записи этих сведений производятся органами записи актов гражданского состояния.

4. В паспортах граждан производятся отметки:

о регистрации и расторжении брака — органами записи актов гражданского состояния;
об отношении к военной службе — военными комиссариатами;
о прописке и выписке — органами внутренних дел и лицами, уполномоченными на то исполнительными комитетами сельских, поселковых Советов народных депутатов.
В предусмотренных законодательством случаях органы внутренних дел производят в паспортах граждан, уклоняющихся от уплаты алиментов, отметки об обязанности платить алименты.
С согласия граждан в их паспортах производятся учреждениями здравоохранения отметки о группе и резус-принадлежности крови владельца паспорта.
Отметки в паспортах производятся штампами, форма и размер которых устанавливаются Министерством внутренних дел СССР.
Производить в паспортах граждан какие-либо иные отметки запрещается.

5. Действие паспорта не ограничивается сроком.
По достижении гражданами 25-летнего и 45-летнего возраста органами внутренних дел вклеиваются в паспорта новые фотографические карточки, соответствующие этим возрастам. Паспорта, не имеющие таких фотографических карточек, являются недействительными.

7. Ответственными за соблюдение правил паспортной системы являются:

начальники жилищно-эксплуатационных контор, жилищно-коммунальных контор (отделов), управляющие домами, коменданты домов и общежитий, председатели жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов;

директора (заведующие) гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, больниц, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, домов-интернатов для детей и других подобных учреждений, в которых находящиеся граждане подлежат прописке или регистрации;
владельцы домов и другие лица, в ведении которых находятся жилые здания и помещения.

8. Контроль за выполнением правил паспортной системы осуществляется исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов и органами внутренних дел.

II. Выдача паспортов и пользование ими

9. Выдача, обмен паспортов и вклеивание в паспорта новых фотографических карточек по достижении гражданами 25-летнего и 45-летнего возраста производятся органами внутренних дел по месту жительства граждан.

10. Для получения паспорта гражданами представляются:
а) заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел СССР;
б) свидетельство о рождении. При отсутствии возможности представить свидетельство о рождении паспорт выдается по представлении других документов, подтверждающих время и место рождения, в порядке, определяемом Министерством внутренних дел СССР;
в) две фотографические карточки размером 50х60 мм.
Военнослужащим, уволенным из рядов Вооруженных Сил СССР, паспорта могут быть выданы на основании военных билетов.
Лицам, принятым в советское гражданство, а также лицам, прибывшим в СССР в порядке репатриации, паспорта выдаются на основании установленных документов.

11. Для вклеивания в паспорта новых фотографических карточек по достижении гражданами 25-летнего и 45-летнего возраста ими представляются в органы внутренних дел паспорта и две фотографические карточки размером 50х60 мм, соответствующие достигнутому возрасту.

12. Обмен паспортов производится в случаях:
а) перемены фамилии, имени, отчества;
б) установления неточности в записях;
в) негодности для пользования.

13. Для обмена паспорта гражданами представляются:
а) заявление по установленной форме;
б) паспорт, подлежащий обмену;
в) две фотографические карточки размером 50х60 мм.
Для обмена паспорта в связи с переменой фамилии, имени, отчества либо установлением неточности в записях представляются также документы, подтверждающие эти обстоятельства.

14. Граждане для получения и обмена паспортов сдают документы и фотографические карточки лицам, ответственным за соблюдение правил паспортной системы, или лицам, уполномоченным на ведение паспортной работы, которые в 3-дневный срок обязаны представить эти документы и фотографические карточки в органы внутренних дел.

15. Документы и фотографические карточки для получения и обмена паспортов или вклеивания в паспорта новых фотографических карточек должны быть сданы гражданами не позднее месячного срока после достижения соответствующего возраста или перемены фамилии, имени, отчества.

16. В выдаваемых гражданам в порядке обмена или взамен утраченных паспортах органами внутренних дел должны быть произведены записи о детях, не достигших 16-летнего возраста, отметки о регистрации брака, об отношении к военной службе, о прописке, а также об обязанности платить алименты, если эта обязанность сохраняется.

17. За выдаваемый паспорт взимается плата в размере двух рублей.
От уплаты за выдаваемый паспорт освобождаются лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

18. Граждане обязаны бережно хранить паспорта.
Об утрате паспорта гражданин должен немедленно заявить в органы внутренних дел, которые по его просьбе выдают ему об этом справку. Форма справки устанавливается Министерством внутренних дел СССР.

19. Паспорта должны быть сданы гражданами:
а) при призыве на военную службу — в военные комиссариаты по месту призыва, а при зачислении в военно-учебные заведения — в эти учебные заведения для последующего направления в органы внутренних дел;
б) при выезде за границу на временное жительство — в соответствующие учреждения по месту получения документов на выезд за границу. По возвращении граждан из-за границы паспорта им возвращаются.
Паспорта лиц, выехавших на постоянное жительство за границу, а также лиц, вышедших из советского гражданства, подлежат сдаче в органы внутренних дел.
Паспорта умерших сдаются в органы записи актов гражданского состояния, которые направляют их после регистрации смерти в органы внутренних дел.
Найденные паспорта подлежат сдаче в органы внутренних дел.

20. У лиц, заключенных под стражу, а также осужденных к лишению свободы или ссылке, и у лиц, условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, паспорта изымаются органами дознания, предварительного следствия или судом. При освобождении из-под стражи или от отбывания наказания паспорта возвращаются их владельцам. Лицам, условно освобожденным из мест лишения свободы для работы на строительстве предприятий народного хозяйства, паспорта возвращаются после снятия с них ограничений по месту работы.

21. Запрещается изъятие у граждан паспортов, кроме случаев, предусмотренных законодательством СССР, а также прием и передача паспортов в залог.

III. Прописка, регистрация, выписка

22. Граждане прописываются по месту жительства.
Прописка производится:
граждан, имеющих паспорта, — по паспортам;
детей, не достигших 16-летнего возраста, проживающих отдельно от родителей (опекунов, попечителей), — по свидетельствам о рождении;
военнослужащих, проживающих вне казарм, кораблей и судов, — по справкам, выданным в установленном порядке воинскими частями и военными учреждениями;
прибывших на временное проживание в СССР советских граждан, постоянно проживающих за границей, — по общегражданским заграничным паспортам.
Прописка не достигших 16-летнего возраста детей, проживающих совместно с родителями (опекунами, попечителями), производится путем внесения сведений о них в соответствующие документы о прописке одного из родителей (опекуна, попечителя).
Граждане, прибывшие на временное проживание из одной местности в другую на срок свыше полутора месяцев, прописываются временно, а прибывшие на срок до полутора месяцев регистрируются в установленном порядке.

24. Прописка и выписка граждан в городах, а также в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, в которых имеются органы внутренних дел, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, производятся органами внутренних дел, в остальных поселках городского типа и сельских населенных пунктах — лицами, уполномоченными на то исполнительными комитетами сельских, поселковых Советов народных депутатов.
Регистрация производится лицами, ответственными за соблюдение правил паспортной системы, или лицами, уполномоченными на ведение паспортной работы, по месту временного пребывания граждан.

25. Гражданами представляются:

Для прописки:
заявление по установленной форме, содержащее также согласие лица, предоставившего жилую площадь, на прописку;
паспорт или один из документов, предусмотренных пунктом 22 настоящего Положения;
учетно-воинские документы.
Для выписки:
заявление;
паспорт или один из документов, предусмотренных пунктом 22 настоящего Положения;
учетно-воинские документы.
Для регистрации:
паспорт или один из документов, предусмотренных пунктом 22 настоящего Положения.
Для прописки или регистрации в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, представляется также разрешение на въезд в эту зону, полученное в установленном порядке в органе внутренних дел по месту жительства до выезда в пограничную зону.

27. Лица, которым отказано в прописке в населенном пункте, куда они прибыли, обязаны выбыть из этого населенного пункта в 7-дневный срок.

28. За прописку взимается государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.

29. Порядок прописки и выписки лиц, связанных по роду занятий с постоянным передвижением (члены экипажей судов, работники геологических изыскательских партий и т.д.), устанавливается Министерством внутренних дел СССР по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.

30. Лица, призываемые на военную службу, подлежат выписке по получении ими повестки о явке на сборный пункт.

31. Выписка лиц, осужденных к лишению свободы, ссылке, а также лиц, условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, производится после вступления в законную силу приговоров в отношении этих лиц. Порядок выписки таких лиц устанавливается Министерством внутренних дел СССР.

32. Умершие подлежат выписке после регистрации смерти.

33. Формы заявлений на прописку, карточек прописки, адресных листков, домовых книг и других документов по прописке, регистрации и выписке устанавливаются Министерством внутренних дел СССР.
Бланки заявлений и других документов на прописку, регистрацию и выписку выдаются гражданам бесплатно. За домовые книги взимается плата в размерах их фактической стоимости.

IV. Ответственность за нарушение правил паспортной системы

37. Лица, нарушившие правила въезда в пограничную зону, а также правила проживания или прописки в ней, подвергаются в административном порядке предупреждению или штрафу в размере до 10 рублей (пункт в редакции постановления Совета Министров СССР от 28 января 1983 года N 98.

38. Должностные лица, незаконно изымающие паспорта у граждан или принимающие паспорта в залог, подвергаются в административном порядке предупреждению или штрафу в размере до 10 рублей (пункт в редакции постановления Совета Министров СССР от 28 января 1983 года N 98.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро «КОДЕКС»

admin