Кодификация в российском государстве понятие и виды

Кодификация в Российском государстве: определение понятия и виды.

Кодификация – форма систематизации, представляющая собой деятельность направленную на корченую, как внешнюю так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта. Его появление приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту органом, его утвердившим.

Формами кодификации законодательства являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д. Они представляют собой органические законы, в которых объединены различные правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные отношения определенной правовой отрасли.

Виды кодификации

Всеобщая – состоит в полной (сплошной) кодификации нормативного материала. Образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства.

Комплексная – состоит в кодификации комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохорактерных отношений.

Отраслевая – состоит в кодификации отдельных отраслей права. (ГК РФ, УК РФ и др.)

Специальная — состоит в кодификации отдельных правовых институтов. (Водный кодекс, Лесной кодекс и т.д.).

Виды кодифицированных актов

Основы – обеспечивают регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей отрасли, подотрасли или института права (Конституцией РФ 1993 года не предусмтрены);

Кодексы – обеспечивают детальное и по возможности всестороннее правовое регулирование соответствующей группы общественных отношений;

Уставы – содержат нормы, регулирующие деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления;

Положения – содержат нормы, определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов.

Регламенты — содержат нормы, регулирующие вопросы правового статуса того или иного государственного органа, а также процедуры его деятельности.

Отличия Кодификации от Инкорпорации

ü Инкорпорация – функция государственных органов, направленная на поддержание «рабочего состояния» действующего законодательства, не меняющая его содержание;

Кодификация – осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям.

ü Различен предмет воздействия.

При Инкорпорации – имеем дело с нормативно – правовыми актами, их технической обработкой;

При Кодификации – с правовыми предписаниями и юридическими институтами.

ü Имеют различный результат

Процесс Инкорпорации – венчает собрание или сборник изданных в разное время нормативно – правовых актов, содержание которых дается так, как оно было дано законодателем;

а Кодификация завершает новый как по форме, так и по содержанию правовой акт.

Понятие и виды кодификации

Его текст подлинный, официальный, на него должны ссылаться правоприменительные органы.

ü Кодификация всегда носит официальный характер и осуществляется исключительно государственными органами;

Инкорпорация не содержит жестких рамок и может проявлять себя в разных вариантах.

50.Правовые отношения в Российском государстве: определение понятия и предпосылки возникновения.

Правовые отношения – возникающие на основе норма права, волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Признаки правовых отношений

ü Разновидность общественных отношений.

ü Носят волевой характер. Через нормы права в них отражается государственная воля; в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизьявления его участников, по крайней мере, одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению. («Товары не могут сами отправляться на рынок и обмениваться…»). Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей.

ü Как правило, возникают на основе норм права

ü Характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей. Участники правоотношений выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы через посредство другого.

ü Осуществление субъективного права и исполнение юридической обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения.

Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 2071;

Часть 2. Билет №15-16. Кодификация как форма систематизации законодательства.

Кодификация: понятие, признаки, виды

Кодифицированный нормативный правовой акт, его структура.

Кодификация— форма систематизации, предполагающего создание единого, логически стройного нормативного акта, объединяющего значительный нормативный материал.

Наиболее сложная и совершенная форма систематизации, предполагающая коренную внешнюю и внутреннюю переработку действующего законодательства. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм. Формами кодификации законодательства являются основы, кодексы, уставы, положения. Они представляют собой органические законы, в которых объединены различные правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные отношении определенной правовой отрасли.

Кодификация обладает рядом :

1) в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства. Он является основным среди актов, действующих в определенной сфере общественной жизни, содержит общие принципы, определяющие характер и содержание всех норм соответствующей отрасли или института права;

2) такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.);

3) будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

4) кодификация ориентирована на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику;

5) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;

6) акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру (части, разделы, главы и другие подразделения). Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобство их использования.

Виды кодификации:

— всеобщая (образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям
законодательства)

— отраслевая (объединение нормативного материала какой-либо определенной отрасли
или подотрасли законодательства)

— специальная (объединяет нормы определенного правового института либо
нескольких правовых институтов).

Кодификационные акты могут внешне выражаться в различных формах:

— основы законодательства;

— кодекс;

— иные виды (уставы, положения, правила).

1. Основы законодательства активно используются в кодификационной деятельности Российской Федерации. Это акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться, в первую очередь, в нормативных актах, принимаемых субъектами Федерации, а также и в актах федеральных правотворческих органов. Основы законодательства обычно стоят во главе тех или иных отраслей либо институтов права, обеспечивают взаимоувязанность и согласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Ныне в Российской Федерации приняты и действуют такие акты, как Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре, Основы законодательства об охране здоровья граждан и др.

2. Кодекс чаще всего используемый вид кодификационного акта. Это значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс). Наряду с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются также нормы непосредственного регулирования, конкретные варианты поведения, которые составляют основное их содержание.

В ряде случаев, установленных законодательством, кодекс, будучи законодательным актом, приобретает более высокую юридическую силу, чем обыкновенный закон. Так, в ч. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ установлено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они бывают отраслевыми и комплексными (межотраслевыми).

Отраслевые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. К ним относятся:

o уголовный;

o уголовно-процессуальный;

o гражданский;

o трудовой и др.

Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены единой концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений. К ним относятся:

o Воздушный кодекс;

o Таможенный кодекс;

o Кодекс торгового мореплавания и др.

3. Иные виды кодификационных актов — уставы, положения, правила и т.д.

  • Уставы — это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (например Устав Центробанка РФ), либо ту или иную сферу государственной, в первую очередь хозяйственной, деятельности (Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта). В форме уставов определяется также порядок деятельности различного рода воинских формирований (Устав караульной службы, Дисциплинарный устав и др.).

Ныне в форме устава также формулируются основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации (исключая республики в составе РФ, которые принимают Конституции), структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.

  • Положения регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Верховном суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.).
  • Правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей).

Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, создание в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи — совершенствовать и содержание, и форму законодательства.

В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой, и в первую очередь законодательной, деятельности.



Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно — правового акта͵ которая осуществляется путём глубокой и всœесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Кодификация сопровождается нормативных актов обработкой с целью придать нормативным материалам стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту и т.п.

Кодификация — это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.

Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации.

1. Первый вид — это всœеобщая кодификация, под которой принято понимать принятие целой серии кодификационных актов по всœем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединœенной, внутренне согласованной системы таких актов типа ʼʼкодекса кодексовʼʼ (к примеру, свод законов того или иного государства)

2. Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство какой-либо отрасли (к примеру, уголовный или гражданский кодексы)

3. Специальная (комплексная) кодификация — это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (к примеру, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.).

Специфическим видом систематизации законодательства является консолидация. Ее цель — устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. В структуру вновь образованного консолидированного акта͵ как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определœенной последовательности.

§ 6. Понятие и виды кодификации.

Такие акты в нашей стране сегодня могли бы быть приняты по вопросам налоговой, пенсионной, приватизационной политики государства.

На базе консолидированного законодательства должны проводиться всœе инкорпорационные операции по формированию тех или иных сводных актов, где в доступной для всœех форме дано полное и четкое представление о действующем законодательстве. Избавляя его от чрезмерной раздробленности, консолидация тем самым способствует объединœению на этой базе общих положений текущего правотворчества в родственные группы. Особую актуальность эта форма систематизации приобрела в сфере ведомственного правотворчества.

Выделяют три основные виды кодификационных актов:

1. Основы законодательства — это нормативно — правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;

2. Кодекс — наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в базовых сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) Кодекс (кодифицированный акт) — это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всœего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы самостоятельное, развитое юридическое ʼʼхозяйствоʼʼ, в котором должно быть ʼʼвсœеʼʼ, что крайне важно для юридического регулирования какой-либо группы отношений, — и общие принципы, регулятивные институты всœех базовых разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь данный нормативный материал приведен в единую систему, распределœен по разделам и главам, согласован.

Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют ʼʼобщая частьʼʼ или ʼʼобщие положенияʼʼ, где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и ʼʼдухʼʼ данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, ᴛ.ᴇ. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание какой-либо законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу.

3. Устав, положение — это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством). На основании наличия кодифицированного акта формируется та или иная законодательная отрасль. При этом наличие кодифицированного акта как одного из критериев отрасли законодательства не нужно понимать узко . Это не обязательно основы законодательства или кодексы, должна быть и группа кодифицированных актов, которые в совокупности определяют отрасль (так обстоит дело, к примеру, в законодательстве об охране природы). Но один кодифицированный акт или несколько необходимы для признания конкретной группы норм отраслью законодательства. Отсюда, разумеется, не следует, что до принятия кодифицированного акта об отрасли вообще нельзя говорить. Развитие и становление отрасли — процесс длительный, многоплановый, его признаками являются нацелœенность группы правовых норм на регулирование определœенных общественных отношений (предмет), использование своеобразного сочетания известных процессов и средств правового регулирования (метод). Принятие кодифицированного акта или нескольких актов завершают процесс образования отрасли.

Совокупность правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления кодификации. Обоснование новой отрасли, отыскание ее предмета и метода — задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации — удел практики.

Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны. Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи — совершенствовать и содержание, и форму законодательства. В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сделать следующие выводы: кодификация представляет собой такой вид систематизации, который вправетворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определœенной социальной сферы.

Для кодификации характерны следующие черты:

1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;

2) по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;

3) кодификацию всœегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

5) кодификация всœегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всœегда некая ʼʼправовая реформаʼʼ) и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями;

6) результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объём и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов.

admin