КоАП протокол

Верховный суд (ВС) РФ снова выступил на стороне водителей, указав инспекторам ГИБДД на необходимость составлять протоколы без ошибок и заполнять все графы документа: любой промах автоинспектора трактуется в пользу автомобилистов и является поводом вернуть им право садиться за руль.

До высшей инстанции с жалобой дошёл житель Москвы, которого сотрудники ГИБДД остановили на Рублевском шоссе. Они составили на водителя Land Rover Freelander II протокол об отказе пройти медосвидетельствование, и на основе этого документа сначала мировой суд столичного района Кунцево лишил его прав вождения и оштрафовал на 1,5 тысячи рублей, а затем Мосгорсуд признал это решение законным. Тогда автолюбитель обратился с жалобой в Верховный суд РФ, и судья Сергей Никифоров обнаружил в протоколе целый ворох нарушений, который подробно проанализировал.

Временной сбой

ВС напоминает, что к числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении, в котором, согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, должны отражаться:

— событие административного правонарушения,

— место и время совершения административного правонарушения.

«Установление места и времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении — это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение», — отмечает ВС.

При этом в деле московского водителя протоколы содержали разные данные о времени совершения правонарушения: согласно одному документу правонарушение произошло в 2 часа 40 минут, а согласно другому — на сорок минут позже (в 3 часа 20 минут).

Эту ошибку судья ВС РФ счёл существенной.

Разъяснение прав

Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем обязательно делается запись в протоколе.

Игнорирование этого требования приводит к тому, что доказательства по делу признаются судами недопустимыми, подчеркивает высшая инстанция. Она ссылается на пункт 18 постановления пленума от 24 марта 2005 года №5 — при рассмотрении дела собранные доказательства должны оцениваться с позиции соблюдения требований закона при их получении.

«Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ и статьей 51 Конституции», — указывает ВС.

В данном случае в протоколе не отображено, что водителю разъяснили положения статьи 25.1 КоАП: в соответствующей графе документа его подпись отсутствует. Нет в деле и расписки о разъяснении автовладельцу его прав.

«Изложенное свидетельствует о том, что привлечённый к административной ответственности не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту», — отмечает ВС РФ.

Понятые и Конституция

Высшая инстанция напоминает, что доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

Эти данные устанавливаются протоколом, объяснениями привлекаемого к ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Не допускается использование доказательств, если они получены с нарушением закона, а отсутствие разъяснений норм КоАП и Конституции понятым относится к подобным нарушениям, отмечает ВС.

Он ссылается на письменные объяснения двух понятых, из которых усматривается, что им не были разъяснены положения статьи 25.1 КоАП и нормы статьи 51 Конституции, так как в документах нет их подписи об этом.

«Следовательно, протокол об административном правонарушении и письменные объяснения понятых являются недопустимыми доказательствами по делу и не могли быть использованы судом при вынесении постановления», — подчеркивает судья.

Извещение правонарушителя

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП дело должно быть рассмотрено с участием привлекаемого к ответственности, а исключение составляют случаи, когда имеются данные о надлежащем извещении правонарушителя о процессе, на который он добровольно и без уважительной причины не явился.

Но в материалах рассматриваемого дела информация о надлежащем извещении водителя Land Rover о предстоящем судебном процессе отсутствует.

«Аналогичная информация отсутствует и в отчете автоматизированной информационной системы «ПК Мировые судьи». Из истории операции доставки регистрируемых почтовых отправлений уведомление об извещении (водителя) о дате судебного заседания находилось в стадии «обработка».

Таким образом, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело рассмотрено мировым судьей в отсутствие (водителя), который не был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела», — считает ВС РФ.

Он пришёл к выводу, что все ошибки, допущенные сотрудниками ГИБДД и судами, являются существенными, а значит нельзя считать, что по делу принято справедливое и верное решение. В связи с этим ВС не только отменил решение о лишении водителя прав и наложении на него штрафа, но и прекратил административное преследование автомобилиста в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было принято решение.

Алиса Фокс

‹‹ Информация о проверках

2019 г.

1. В 2019 году выявлено 19 административных правонарушений, из них 15 – по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), 4 – по статье 19.7 КоАП РФ.

2. В 2019 году составлено 18 протоколов об административных правонарушениях, из них 14 – по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, 4 – по статье 19.7 КоАП РФ.

3. В 2019 году мировыми судьями вынесено 11 постановлений по делам об административных правонарушениях (из них 2 – по статье 19.7 КоАП РФ, 9 – по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ), 4 дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ на дату окончания отчетного периода находятся на рассмотрении мировых судей.

4. В 2019 году всего взыскано 90 000 рублей административных штрафов по 9 постановлениям о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

2018 г.

В контролируемый период в отношении 2 Государственных заказчиков и 16 организаций исполнителей государственных контрактах были составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренные частью 1 статьи 19.5 (17 протоколов) и статьей 19.7 (1 протокол) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В 2018 году мировыми судьями вынесено 17 постановлений по делам об административных правонарушениях (из них 16 – по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, 1 – по статье 19.7 КоАП РФ), 1 дело об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, на дату окончания отчетного периода, находилось на рассмотрении мирового судьи.

По 7 делам по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, по 3 – в виде штрафа в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, по одному делу – в виде устного замечания. По 5 делам мировыми судьями были вынесены определения о возвращении протоколов.

По делу по статье 19.7 КоАП РФ судьей назначено административное наказание в виде предупреждения.

1 полугодие 2018 г.

В контролируемый период в отношении 2 Государственных заказчиков и 10 организаций-исполнителей государственных контрактов были выявлены правонарушения, предусмотренные статьёй 19.7 и частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По указанным правонарушениям Роспатентом составлено 12 протоколов об административных правонарушениях. В результате рассмотрения составленных протоколов мировыми судами на текущий момент привлечено к административной ответственности:

  • в соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ 3 юридических лица на общую сумму штрафов 30 тыс. рублей. Трём должностным лицам назначены штрафы в размере 1 тыс. рублей на общую сумму 3 тыс. рублей;

  • в отношении одного юридического лица мировой судья ограничился устным замечанием;

  • в отношении одного юридического лица мировым судьей вынесено предупреждение;

  • протоколы об административном правонарушении в отношении двух юридических лиц, составленные по статье 19.5 КоАП РФ возвращены в Роспатент.

2017 г.

В контролируемый период в отношении Государственного заказчика и организации-исполнителя государственных контрактов были выявлены правонарушения, предусмотренные статьями 19.7 и частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По указанным правонарушениям Роспатентом составлено 4 протокола об административных правонарушениях. В результате рассмотрения составленных протоколов мировыми судами привлечено к административной ответственности:

  • в соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ 3 юридических лица на общую сумму штрафов 34 тыс. рублей;

  • протокол об административном правонарушении в отношении одного юридического лица, составленный по статье 19.7 КоАП РФ возвращен в Роспатент.

2016 г.

В контролируемый период в отношении 9-ти организаций-исполнителей государственных контрактов и 1-го государственного заказчика были выявлены правонарушения, предусмотренные статьями 19.7 и 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По указанным правонарушениям Роспатентом составлено 14 протоколов об административных правонарушениях. В результате рассмотрения составленных протоколов мировыми судами привлечено к административной ответственности:

  • в соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ 5 юридических лиц на общую сумму штрафов 60 тыс. рублей. Одному должностному лицу назначен штраф в размере 1 тыс. рублей;

  • в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ 2 юридических лица на общую сумму штрафов 6 тыс. рублей. Одному должностному лицу назначен штраф в размере 300 рублей.

2015 г.

В контролируемый период в 2-х организациях-исполнителях государственных контрактов и 3-х государственных заказчиках были выявлены правонарушения, связанные с невыполнением предписаний Роспатента об устранении выявленных в ходе плановых проверок нарушений обязательных требований.

По указанным правонарушениям составлено 13 протоколов об административных правонарушениях и привлечены к административной ответственности:

  • в соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ 5 юридических лиц в виде административных штрафов на сумму 50 тыс. рублей;

  • в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ 5 юридических лиц в виде административных штрафов на сумму 15 тыс. рублей и 1 должностное лицо виде административного штрафа на сумму 300 рублей.

2014 г.

В контролируемый период в 2-х организациях-исполнителях государственных контрактов были выявлены правонарушения, связанные с невыполнением предписаний Роспатента об устранении выявленных в ходе плановых проверок нарушений обязательных требований.

По указанным правонарушениям составлено 2 протокола об административных правонарушениях и привлечены к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ 1 должностное лицо и 1 юридическое лицо в виде административных штрафов на сумму 11 тыс. рублей.

29.03.2019 11:05:00

Протокол об административном правонарушении в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) является одним из процессуальных документов, с которого дело об административном правонарушении считается возбужденным, и составляется должностным лицом, уполномоченным составлять указанный протокол согласно ст. 28.3 КоАП РФ.

Данный процессуальный документ составляется с целью фиксации совершения административного правонарушения, даты, времени и места его совершения, персональных данных о лице, его совершившем, составе административного правонарушения, а также иных сведений, необходимых для объективного и всестороннего рассмотрения дела в последующем.

Перечень сведений, необходимых для занесения в протокол об административном правонарушении, содержится в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. Данный перечень делится на обязательные сведения (дата и место его составления; фамилия и инициалы лица, которое составило протокол, и его должность; сведения о правонарушителе; Ф.И.О. свидетелей и потерпевших (если они имеются), а также адреса их места жительства; место, время совершения и событие административного правонарушения; реквизиты статьи КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за совершенное нарушение; объяснение физического лица или представителя организации, в отношении которого возбуждено дело) и иные сведения (сведения о разъяснении нарушителю (иным лицам, участвующим в деле) его прав и обязанностей; подписи уполномоченного должностного лица, которое составило протокол, и правонарушителя и др.).

Отсутствие обязательных и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, полной даты и наименования места рождения физического лица, места нахождения юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, времени и месте совершения правонарушения) является существенным недостатком протокола и влечет за собой его возвращение в орган, должностному лицу, его составившим, на этапе подготовки дела к рассмотрению, о чем выносится мотивированное определение с указанием на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).

По общему правилу протокол составляется сразу после того как выявлено административное правонарушение (ст. 28.5 КоАП РФ). Также он может быть составлен в течение двух суток с момента выявления правонарушения – если нужно дополнительно выяснить обстоятельства дела или данные о правонарушителе, либо по окончании административного расследования – если проводилось административное расследование. Оно должно быть проведено в течение одного месяца, но в исключительных случаях может быть продлено (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).

Физическое лицо (законный представитель юридического лица), в отношении которого составлен протокол, должно быть ознакомлено с ним и ему должна быть выдана его копия под расписку (ч. 4, 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Следует иметь в виду, если лицо, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, не присутствовало при составлении протокола, но было извещено в установленном порядке, протокол оформят без его участия. В этом случае в течение трех дней с момента составления протокола лицу, в отношении которого он составлен, должна быть направлена его копия (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

Необходимо отметить, если нет протокола об административном правонарушении, то доказать факт совершения проступка невозможно (существуют исключения, когда дело возбуждено прокурором в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ или наложено административное взыскание без составления протокола согласно ст. 28.6 КоАП РФ), а также это относится к составлению протокола неуполномоченным лицом.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренный законом субъекта Российской Федерации, составляется в порядке, установленном КоАП РФ. Определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять указанные протоколы, относится к ведению субъектов Российской Федерации (п. 6, 6.1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ)

Документ размещен: 08.07.2014 13:44:43
Документ изменен: 25.07.2014 18:15:42

Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с:
а) фактом противоправного деяния,
б) личностью нарушителя.
В связи с тем, что протоколом не только осуществляется фиксация стадии возбуждения дела об административном правонарушении, но и определяется принятие решения по делу, действующим законодательством предъявляются определенные требования к его составлению и содержанию:
В соответствии с КоАП РФ протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч.1 ст.28.4); а также в рамках упрощенного производства, т.е. когда административное наказание налагается в виде предупреждения или административного штрафа (ст.28.6).
В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; объяснение лица или защитника лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола фиксация времени совершения административного правонарушения предполагает точное указание числа, месяца, года.
Необходимость фиксации в протоколе места совершения административного правонарушения обусловлена определением подведомственности дела об административном правонарушении.
Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных КоАП РФ, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными изменениями возвращаются судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ст.28.8).
Сведения о личности нарушителя (фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство, место жительства, место работы) заносятся в протокол на основании документа, удостоверяющего личность. В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, а также для установления личности нарушителя допускаются доставление, административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и изъятие вещей и документов, осмотр помещений лица, в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Реквизиты протокола предусматривают также фамилии, адреса, как свидетелей, так и потерпевших, если они имеются, что имеет важное значение для выяснения всех вопросов, связанных с обстоятельствами, подлежащими установлению по конкретному делу об административном правонарушении.
Подробное описание существа совершенного правонарушения заключается в определении его квалификации в точном соответствии с нормами КоАП РФ, иного нормативного акта, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.
В протоколе об административном правонарушении фиксируются и объяснения нарушителя, которые учитываются при установлении формы вины.
Содержание протокола об административном правонарушении предполагает и иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Одним из обязательных требований при составлении протокола, установленных статьей 28.2. КоАП РФ, является разъяснение лицу или защитнику лица, их процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, например: право знакомиться с материалами дела; давать в устной или письменной форме объяснения, имеющие отношение к делу; представлять доказательства, заявлять ходатайства, а также право обжаловать любое действие лица, уполномоченного составлять протокол, что существенно влияет на укрепление гарантий прав и свобод граждан, вовлеченных в административный процесс. О разъяснении процессуальных прав и обязанностей делается отметка в протоколе. Поэтому образцы протоколов, разработанные правомочными органами, должны содержать такой реквизит, как «разъяснение прав и обязанностей».
Разъяснить процессуальные права и обеспечить возможность их осуществления участникам производства есть обязанность уполномоченного должностного лица, составляющего протокол. В частности, лицу или защитнику лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим данное правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. При этом подпись протокола лицом, привлекаемым к административной ответственности, является его правом, но не обязанностью, что вытекает из его правового статуса как лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.

admin