Категории у педагогов

Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности — это обязательная проверка квалификации, которую все педагогические работники по закону «Об образовании» обязаны проходить один раз в пять лет.

Педагогика — отрасль динамичная. Нельзя выучиться профессии раз и навсегда. Учитель должен постоянно доказывать свою пригодность. Выясним, как подтвердить соответствие занимаемой должности педагогических работников и что для этого нужно.

Законодательная база

Статья 49 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 говорит, что проведение оценки профессиональных качеств педагога — это обязательное мероприятие. Аттестационная комиссия на соответствие занимаемой должности ждет каждого работника раз в пять лет. Для сравнения, получение категории — это право, а не обязанность учителя. Соответствующую оценку в этом случае он проходит добровольно.

Процедура аттестации на соответствие занимаемой должности регламентируется Приказами Министерства образования:

  • для учителей — Приказ № 276 от 07.04.2014;
  • для вузовских преподавателей — Приказ № 293 от 30.03.2015.

В дошкольном учреждении аттестация на соответствие занимаемой должности воспитателя проходит по тому же принципу, что и для школьного учителя.

Цели мероприятия

В ходе анализа деятельности педагога:

  • выявляют уровень его квалификации;
  • оценивают качество работы сотрудника и ее эффективности;
  • измеряют его потенциал и определение перспектив развития;
  • подтверждают, что он отвечает требованиям ФГОС;
  • для работников высшего образования определяют личный вклад в преподавание дисциплины.

Еще одним вопросом, который решает аттестация на соответствие занимаемой должности учителя, является определение справедливого вознаграждения. Хотя в большей степени она реализуется при присвоении квалификационной категории.

Порядок прохождения

Документы на соответствие занимаемой должности учителя можно разделить на две группы. Первая служит для организации самой процедуры (документацию готовит администрация):

  • распорядительный акт (приказ) о созыве аттестационной комиссии;
  • график проведения мероприятия, с которым работников знакомят под подпись за 30 дней;
  • аттестационный лист;
  • представление сотрудника, вносимое работодателем;
  • акт ознакомления с представлением.

Образец приказа

Шаблон аттестационного листа

Вторая группа — документы, которые сам работник прикладывает для формирования убедительного представления (так называемое портфолио педагога):

  • удостоверение личности;
  • документы о профессиональном образовании;
  • сведения о предыдущих оценках;
  • все, что может подтвердить его педагогические достижения.

К последним можно отнести методические разработки, наградные материалы, лично или в соавторстве созданные учебные пособия.

Особая подготовка к аттестации на соответствие занимаемой должности не нужна. У преподавателя есть месяц на то, чтобы донести недостающие документы. Больше от него ничего не требуется — это не экзамен, а лишь изучение документов.

Закон устанавливает и сроки аттестации на соответствие занимаемой должности. Так, если работник не сможет посетить заседание комиссии лично, его перенесут не менее чем на 30 дней. Но если уважительной причины отсутствия нет, мероприятие проведут без аттестуемого.

Результаты, полученные путем открытого голосования членов комиссии, заносят в протокол. Выписки из него секретарь готовит в течение двух дней. Еще три дня есть на ознакомление с этим документом аттестованного.

Кому можно не проходить аттестацию

Часть 22 Приказа № 276 освобождает от процедуры ряд лиц:

  • проработавших на одном месте менее двух лет;
  • имеющих квалификационную категорию;
  • беременных и декретниц;
  • отсутствовавших по болезни дольше четырех месяцев.

Все остальные отказаться от прохождения аттестации не имеют права. Это будет нарушением трудовой дисциплины и повлечет последствия в виде дисциплинарного взыскания по статье 192 ТК РФ.

Аттестация для учителя – это ежедневная головная боль, это заноза, которую просто так не вытащишь из мозгов, она свербит, и чем ближе очередная аттестация, тем большее беспокойство охватывает ответственного учителя, тем призрачнее надежда на переаттестацию или получение более высокой категории. Светлана Колядова, учитель из московской школы им. Полбина, обратилась в Департамент образования с требованием предоставить четкие критерии аттестации учителей.

На фото: Светлана Юрьевна Колядова, председатель первичной организации профсоюза «Учитель» ГБОУ г. Москвы «Школа имени дважды Героя Советского Союза И.С. Полбина», обсуждает особенности работы учителей во время дистанционного обучения с замдиректора Александрой Евгеньевной Пискуновой.

Очевидно, что для большинства учителей России существует эта проблема – проблема прохождения аттестации на подтверждение уже имеющейся квалификационной категории или на присуждение более высокой категории. Большинство учителей имеет высшее педагогическое образование. Большинство учителей ответственно относится к своей работе. Однако у кого-то высшая категория, у кого-то первая категория, а под фамилией другого учителя стоит надпись: «без категории». Наличие той или иной категории даёт право на определённые доплаты. Это является одним из мотиваторов для учителя, лишних денег не бывает. Значение имеет зависящее от этого самоуважение и уважение коллег, администрации и родителей учащихся. Ради всего этого ответственный учитель не спит ночами, он принимает участие в разных конкурсах, даёт открытые уроки, после уроков едет с пересадкой на трёх видах транспорта на курсы повышения квалификации, возвращается домой , когда родные уже спят, на уроках вбивает детям в голову ответы на вопросы МЦКО (Московский центр качества образования) и ВПР (Всероссийские проверочные работы), готовит предметные недели, отправляет по 6 раз сценарии уроков в МЭШ (Московская электронная школа), готовит учащихся к олимпиадам, постоянно (даже в отпуске!) работает в МЭШ и ещё многое другое…

Как проходит аттестация педагогов в вашем регионе? Знаете ли Вы точно все критерии, которые, с вероятностью в 100% позволят Вам получить заветную категорию?
Самое интересное, что во всех регионах России учителя проходят аттестацию по-разному. И доплаты за одну и ту же категорию везде разные. Самое печальное, что большинство учителей России не знает до последнего момента будет ли эта категория ему присвоена. Тайна, страшный образ инквизиции и мечущийся учитель: всё ли я успел сделать, вдруг что-то забуду или портфолио не понравится страшным судьям?! Хотя, а судьи кто? Чаще всего несостоявшиеся учителя, которых по-родственному пригрели в кабинетах повыше школьных. Они-то сами смогли бы получить, работая в школе, высшую категорию? Простите, не думаю! Некоторые учителя, чтобы сохранить здоровье и не подвергать себя лишнему стрессу, отказываются от аттестации. По-своему они правы. Я знаю примеры, когда учителя умирали от инсульта или инфаркта во время аттестации. Да, управления образованием и департаменты образования сохраняют интригу до конца. Дадут, не дадут… Сколько учителей по всей стране не могут заснуть ночами? А почему? А для чего все эти игры в кошки-мышки?

Пора навести порядок

Пора навести порядок и в этих авгиевых конюшнях! Когда критерии оценки педагогического труда станут доступны, понятны и прозрачны для каждого учителя? Где Министерство просвещения РФ со всем своим штатом сотрудников? Где Рособрнадзор, призванный контролировать правильность и корректность распределения денежных потоков в школы для премирования лучших учителей, прошедших аттестацию?
Учитель имеет право знать точный перечень всех работ и достижений, необходимый для получения той или иной квалификационной категории. Озвучьте в каждой школе, доведите до сведения каждого учителя! «Высшую категорию получит только тот учитель, который выполнит эти 5 пунктов!» «Если Вы не в состоянии выполнить эти 5 пунктов, высшая категория Вам не светит!» Выполнит учитель эти 5 пунктов и никаких проблем, будет спокойно спать по ночам и не дёргаться от страха неизвестности!
Вот главный документ, определяющий критерии аттестации учителей на высшую категорию: Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 №276 (с изм. от 28.04.2020) Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Пункт 37 Приказа нам дает следующую информацию:

37. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Секретные документы Департамента образования

Заместитель директора школы на совещании рассказала о том, что Департамент образования г. Москвы (далее – ДогМ) предоставил школам список, за какие заслуги учителям присвоят высшую категорию сразу, без разговоров. Но этого списка мы не можем найти ни на сайте ДОгМ, ни на сайте МРКО!

Те критерии, которые озвучила заместитель директора школы, для большинства учителей недостижимы, так как до них, как до Луны. Можно подумать, что в каждой школе сидит учитель, член международного жюри «World skills» или в каждой школе учитель сдал пять ЕГЭ по пяти предметам на отлично.

А что, эти члены жюри точно работают в своей школе лучше остальных учителей, они опытнее, их предметы обожают дети, они пользуются авторитетом среди коллег и родителей учащихся? Чем они лучше Марии Ивановны, встречая которую все дети и родители с благодарностью приветствуют её и долго потом рассказывают о ней знакомым с улыбкой и благодарностью?

Мои коллеги, опытные учителя, пользующиеся уважением коллег и родителей учеников, учителя начальных классов сидят весь год и готовят сценарии уроков в МЭШ для будущей аттестации. Эти сценарии им не нужны! Они используют другие наработки, свой опыт для ежедневной работы. Но им сказали, что без этих сценариев им не присвоят высшую категорию! Почему? Где это написано? Сколько конкретно учитель должен послать в МЭШ сценариев уроков? Два сценария хватит для подтверждения высшей категории или нет? Кому адресовать эти вопросы? Заместитель директора школы ответила мне, что «никто не знает какие будут критерии в октябре 2020 года»! А как быть моим коллегам-учителям? В Москве, в Иваново и Нягани рабы-учителя бесплатно, после работы, по ночам или во время отпуска пишут материалы в МЭШ, РЭШ (Российская электронная школа) и надеются, что их за эти сценарии аттестуют. «А как Вы хотите?! Это же ясно, что нельзя учителю присвоить высшую квалификацию, если нет его работы в МЭШ (или РЭШ)!» Это чьё такое решение? Почему принято такое решение?

Премия избранным за онлайн-уроки с МЭШ

В связи с пандемией коронавируса все школы были переведены на дистанционное обучение. Министерство просвещения РФ, Департамент образования г.Москвы, администрация школы, в которой я работаю, так и не установили нормы дистанционной работы. Не были приняты и опубликованы на сайтах министерства, департамента, школы правила работы педагогов на дистанте и правила предоставления домашних заданий учителям для учащихся. Работа в новых условиях не регулировалась никакими локальными актами или приказами директора школы. Работали кто как мог. Заместители директора собирали сведения о количестве проведённых учителями онлайн-уроков. Спустя месяц оказалось, что учителя, которые все уроки проводили онлайн, не получили повышенную премию по секретному приказу Департамента Образования г.Москвы (его невозможно найти в интернете!). На педагогическом совещании возмущённым учителям был дан ответ, что по мнению членов администрации школы (!), а не в связи с разъяснениями Департамента образования г. Москвы, повышенную премию Департамента получили те учителя, которые совмещали онлайн-уроки с уроками в электронной форме. Причем, якобы, домашние задания надо было не самим учителям придумывать, а обязательно (!) использовать материалы МЭШ!

Считаю недопустимым такой подход к материальному поощрению, когда не доведены до сведения учебных организаций критерии работы, за которые положены дополнительные выплаты.

Аттестация за дистанционное обучение

Далее будет ещё интереснее. В конце периода дистанционной работы Департамент Образования г. Москвы без каких-либо комментариев, без чётких критериев и опубликованных приказов ДОгМ, прислал в нашу школу имени И.С. Полбина список из 31 имени-фамилии учителя, которым был автоматически (!) повышен разряд «За работу по дистанционному обучению»! (Приказ Департамента образования и науки города Москвы №20/ап-20 от 27 мая 2020 г.). Этого приказа ДОгМ также вы не найдёте в интернете и на сайте ДОгМ! Почему приказ, который касается большого количества учителей и, соответственно, требует привлечения крупных денежных средств на ежемесячные выплаты всем этим учителям в течение пяти лет, невозможно прочитать и просто найти? Этот приказ секретный? Тайный?
Откуда в Департаменте узнали, что один учитель, не давший ни одного урока онлайн, работал лучше моей подруги, которая практически круглосуточно была на связи с детьми, родителями, провела огромное количество онлайн-уроков и внеклассных мероприятий в «Zoom» («Zoom» – сервис для проведения видеоконференций)? Почему той учительнице, первой, присвоили высшую квалификационную категорию, а моей подруге нет?

Требуем разъяснений и справедливости

Почему Департамент образования без объяснения причин резко отказался от своих обычных критериев оценки качества педагогической работы, сам поломал и перекроил все требования к аттестации, которые складывались в предыдущие годы, и принял в тайне от общественности новые критерии для оценки работы учителей? Почему эти критерии нигде не заявлены? Почему действия Департамента по аттестации данной группы учителей невозможно проверить или проконтролировать? Каким образом Департамент смог выделить особую группу учителей, которым не обязательно готовить выпускников к сдаче ЕГЭ, участию в олимпиадах, которые не должны сдавать ЕГЭ по своему предмету, участвовать в педагогических конкурсах, размещать материалы в МЭШ и т.д.?

Какие конкретно показатели их дистанционной работы не смогли показать все остальные учителя? Какие критерии позволили вам определить, что один учитель достоен первой категории, а какие критерии говорят, что учитель достоин высшей категории? Напишите всё по порядку! Чтобы было понятно каждому учителю! Профсоюз «Учитель» не понимает, как, не заявляя правил работы из дома на самоизоляции, не установив заранее для учителей г. Москвы нормы и критерии «правильной» работы, не обучив учителей работе с применением разных платформ и электронных ресурсов можно назначать лучших по этой работе и их поощрять пятилетней прибавкой к зарплате, и как были определены худшие работники? А как на счёт ст. 47, пункт 3, подпункт 2. «Закона об Образовании» №273 ФЗ от 29.12.12, которая гарантирует право учителя на применение различных форм и методов работы? («свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания»)?
Как вы на расстоянии определили, чьи методы оказались эффективными, а чьи нет? Почему категории присвоены «задним числом»? Ведь эти учителя даже заявлений не подавали в разделе «Аттестация» МРКО на прохождение процедуры аттестации!? Этот факт противоречит вами же установленным правилам! Требуем разъяснений!
Учителя без категории получили первую категорию. Учителя с 1 категорией получили высшую категорию Учителя с высшей категорией… ничего не получили!!! Учителя с высшей категорией (это вы посчитали в своё время их лучшими и присвоили им высшую категорию!) работали хуже всех? Они не проводили онлайн-уроки? Они не умеют использовать материалы МЭШ? Вы сами это наблюдали??? Почему все учителя с высшей категорией остались у разбитого корыта? Какое вы имеете право игнорировать их труд?

Профсоюз «Учитель» требует справедливости! Мы требуем, в соответствии с действиями Департамента Образования г. Москвы, выразившимися в издании приказа №20/ап-20 от 27 мая 2020 г., который абсолютно не учитывал героическую работу учителей высшей квалификационной категории в период дистанционной работы в условиях пандемии коронавирусной инфекции, издать новый приказ Департамента образования г. Москвы. В этом новом приказе признать право всех учителей г. Москвы с высшей категорией, которые работали в период пандемии дистанционно, автоматически продлить высшую категорию по окончании срока действия их настоящей высшей категории! Это логично и оправдано!

Поддержать педагогов в их почётной работе

Первичная профсоюзная организация «Учитель» ГБОУ Школа им. Полбина направила в Департамент образования и науки г. Москвы два заявления (можно ознакомиться ниже в приложении к статье) на имя руководителя Департамента Калины И.И. В этих документах мы заявляем свои требования в отношении процедуры аттестации в г. Москве в сентябре-декабре 2020 года, требуем предоставления четких и ясных критериев оценки педагогического труда во время аттестации, издания нового приказа ДОгМ об автоматическом продлении высшей категории учителям, работавшим дистанционно во время периода самоизоляции в условиях пандемии, разъяснений критериев внеочередной (27.05.2020г.) аттестации учителей «реализующих дистанционное обучение», конкретных фактов и цифр в ответ на наши вопросы.

Профсоюз «Учитель» надеется на предметный диалог и быстрое разрешение со стороны Департамента образования г. Москвы поставленных задач, так как лето скоро закончится, подойдёт пора аттестации учителей, а подготовиться учителям к аттестации надо уже сейчас. Впереди ещё один нелёгкий учебный год и Департамент образования г. Москвы имеет возможность поддержать делом московских педагогов в их почётной и очень важной для общества работе!

Заявления на имя Калины И.И.:

2020_07_04_Дистанционная_аттестация_учителей_ДОгМ_заявление.docx,

2020_07_05_Аттестация_учителей-2020_ДОгМ_заявление.docx

Педагогические работники по законодательству об образовании обязаны не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию, тем самым подтверждая имеющуюся или присваивая новую квалификацию. Такое требования касается не только учителей и преподавателей, но и всех лиц, работающих в сфере образования.

В этой статье будут подробно раскрыты вопросы о том, как проходит аттестация педагогических работников, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования и специальные учебные программы, каковы условия и порядок проведения аттестации, необходимые документы для подачи заявки, по каким областям знаний проводится тестирование педагогов и пр.

Порядок и условия проведения аттестации регулируются Приказом МОН РК от 27 января 2016 года № 83 «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки» (Параграф 2).

В данной статье представлена информация по аттестации педагогических работников, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования и специальные учебные программы. Для получения информации по аттестации педагогов дошкольного воспитания и обучения, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования перейдите по .

Квалификационные категории

Педагогические работники — лица, имеющие высшее педагогическое и профессиональное или техническое и профессиональное образование по специальности, подразделяются на 5 квалификационных категорий:

Квалификационная категория Профессиональные требования
педагог
  1. требований к стажу работы нет;
  2. знает содержание учебного предмета, учебно-воспитательного процесса, методики преподавания и оценивания;
  3. планирует и организует учебно-воспитательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся, способствует формированию общей культуры обучающегося и его социализации, принимает участие в мероприятиях на уровне организации образования, осуществляет индивидуальный подход в воспитании и обучении с учетом потребностей обучающихся, владеет навыками профессионально-педагогического диалога, применяет и использует функционал цифровых образовательных ресурсов.
педагог-модератор
  1. педагогический стаж не менее двух лет;
  2. соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог»;
  3. использует инновационные формы, методы и средства обучения, обобщает опыт на уровне организации образования, имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне организации образования.
педагог-эксперт
  1. педагогический стаж не менее 3 лет;
  2. соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-модератор»;
  3. владеет навыками анализа организованной учебной деятельности, осуществляет наставничество и конструктивно определяет приоритеты профессионального развития: собственного и коллег на уровне организации образования, обобщает опыт на уровне района/города, имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне района/города.
педагог-исследователь
  1. педагогический стаж не менее 4 лет;
  2. соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-эксперт»;
  3. владеет навыками исследования урока и разработки инструментов оценивания, обеспечивает развитие исследовательских навыков обучающихся, осуществляет наставничество и конструктивно определяет стратегии развития в педагогическом сообществе на уровне района, города, обобщает опыт на уровне области/городов Астаны, Алматы и Шымкента, наличие участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне области/городов Астаны, Алматы и Шымкента.
педагог-мастер
  1. педагогический стаж не менее 5 лет;
  2. соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-исследователь»;
  3. имеет авторскую программу или является автором (соавтором) изданных учебников, учебно-методических пособий, получивших одобрение на Республиканском учебно-методическом совете, обеспечивает развитие навыков научного проектирования, осуществляет наставничество и планирует развитие сети профессионального сообщества на уровне области, является участником республиканских и международных конкурсов и олимпиад или подготовил участников республиканских и международных конкурсов и олимпиад.

Очередная и досрочная аттестации

Аттестация педагогов и приравненных к ним лиц подразделяется на очередную и досрочную.

Очередная аттестация, как уже было отмечено, проводится раз в 5 лет и подразумевает полную проверку итогов деятельности педагогического работника согласно его должностным квалификационным характеристикам.

Досрочная аттестация проводится по желанию самого педагога с целью преждевременного повышения квалификационной категории и исключает необходимость ожидания срока в 5 лет.

Пройти досрочную аттестацию могут работники, удовлетворяющие одному из следующих требований:

1. на квалификационную категорию «педагог-модератор»:

  • лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, профессиональных конкурсов, научных, спортивных соревнований на уровне организации образования;
  • лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад на уровне организации образования;
  • лица, обобщившие собственный педагогический опыт на уровне района, города;
  • лица, окончившие высшее учебное заведение с «отличием»;
  • лица, окончившие высшее учебное заведение с правом преподавания предмета (дисциплины) на английском языке, имеющие сертификат (удостоверение), подтверждающие знание английского языка не ниже уровня В1 (по шкале CEFR);
  • лица, имеющие академическую степень магистра;
  • лица, окончившие среднее профессиональное (техническое и профессиональное, послесреднее) учебное заведение с «отличием» и имеющие стаж педагогической деятельности не менее одного года;
  • лица, являющиеся кандидатами в мастера спорта по профилирующему предмету;

2. на квалификационную категорию «педагог-эксперт»:

  • лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, профессиональных конкурсов, научных, спортивных соревнований районного/городского уровня;
  • лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад районного/городского уровня;
  • лица, обобщившие собственный педагогический опыт на областном уровне (городов Астаны, Алматы и Шымкента);
  • лица, являющиеся выпускниками программы «Болашақ»;
  • лица, имеющие ученую степень кандидата наук/доктора;
  • лица, владеющие английским языком на уровне не ниже B2 (по шкале CEFR) и преподающие предметы на английском языке;
  • лица, перешедшие на педагогическую работу в организации образования из высшего учебного заведения, имеющие стаж педагогической работы не менее двух лет;
  • лица, являющиеся мастерами спорта международного класса по профилирующему предмету.

3. на квалификационную категорию «педагог-исследователь»:

  • лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, конкурсов, научных, спортивных соревнований областного уровня или участников республиканского или международного уровня;
  • лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад областного уровня или участниками республиканского или международного уровня, согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом в области образования;
  • лица, обобщившие собственный педагогический опыт на республиканском уровне;
  • лица, имеющие ученую степень кандидата наук/доктора и стаж педагогической работы не менее пяти лет.

4. на квалификационную категорию «педагог-мастер»:

  • лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих конкурсов, научных, спортивных соревнований республиканского уровня или участников международного уровня;
  • лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад республиканского уровня или участниками международного уровня, согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом в области образования;
  • лица, обобщившие собственный педагогический опыт на международном уровне, системно использующие в педагогической практике научно обоснованные методы, авторские технологии обучения и воспитания.

Порядок и условия проведения аттестации

Лица, которым необходимо (очередная аттестация) или которые желают досрочно пройти аттестацию (досрочная аттестация), подают заявление в аттестационную комиссию с 20 декабря по 5 января или с 1 августа по 15 августа.

Аттестация осуществляется в соответствии со специальностью, указанной в дипломе об образовании, или документе о переподготовке с присвоением соответствующей квалификации по занимаемой должности. В случае преподавания нескольких дисциплин аттестация проводится по основной должности с указанием предметов в соответствии с указанной в дипломе специальностью.

Аттестация педагогических работников проводится в два этапа:

  1. квалификационное тестирование;
  2. комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности.

О том, как проводится квалификационное тестирование, подробно читайте в этой статье.

Комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности аттестуемых проводится ежегодно до 31 июля или 15 декабря текущего года.

Для проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц создаются экспертные советы и аттестационные комиссии соответствующих уровней, состоящие из нечетного количества членов, но не менее 5 человек. Аттестуемый педагогический работник, если он является членом комиссии, не может принимать участие в голосовании при рассмотрении своей кандидатуры.

По каждому педагогическому работнику организации образования экспертный совет выносит заключение (рекомендовать/не рекомендовать для аттестации), которое предоставляется аттестационной комиссии соответствующего уровня ежегодно не позднее 1 августа или 1 декабря текущего года.

По результатам аттестационная комиссия выносит одно из следующих решений:

  • соответствует заявляемой квалификационной категории;
  • не соответствует заявляемой квалификационной категории.

При принятии аттестационной комиссией решения «не соответствует требованиям квалификационной категории» на присвоение квалификационной категории в случае досрочной аттестации действующая квалификационная категория сохраняется.

В случае решения комиссии «не соответствует требованиям квалификационной категории» на подтверждение квалификационной категории, действующая категория снижается на один уровень, в результате чего понижается и заработная плата работника.

При переходе со второй, первой, высшей квалификационных категорий на квалификационные категории «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог-мастер»:

  • в случае неподтверждения заявляемой квалификационной категории после повторного прохождения национального квалификационного тестирования действие имеющейся квалификационной категории сохраняется;
  • при следующем неподтверждении квалификационная категория продлевается на один год;
  • при повторном неподтверждении квалификационная категория снижается до квалификационной категории «педагог».

Педагогическим работникам и приравненным к ним лицам, которым присвоены квалификационные категории «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог — мастер» сохраняется квалификация должностей:

  • «педагог-модератор» — «учитель второй категории»;
  • «педагог-эксперт» — «учитель первой категории»;
  • «педагог-исследователь» и «педагог-мастер» — «учитель высшей категории».

Новая квалификационная категория и соответствующий уровень оплаты труда оформляются приказом руководителя организации образования и устанавливаются с 1 сентября следующего учебного года.

В случае успешного прохождения аттестации выдается удостоверение, сроком действия 5 лет, не позднее 31 августа или 31 декабря текущего года.

Необходимые документы

Педагогические работники и приравненные к ним лица, получившие сертификаты тестирования, для установления соответствия заявляемой квалификационной категории в течение 10 рабочих дней после положительного прохождения тестирования в аттестационную комиссию соответствующего уровня представляют портфолио, включающее:

  • заявление на аттестацию (скачать форму);
  • копия документа, удостоверяющего личность;
  • копию диплома об образовании или документа о переподготовке при наличии с присвоением соответствующей квалификации по занимаемой должности;
  • копию удостоверения о квалификационной категории при наличии;
  • справку о прохождении национального квалификационного тестирования;
  • мониторинг качества знаний обучающихся за аттестационный период, включающий результаты внешней оценки учебных достижений и (или) текущей и (или) итоговой аттестации;
  • копии документов, подтверждающих достижения обучающихся, или копии документов, подтверждающих обобщение опыта при наличии;
  • листы наблюдения уроков/занятий, не менее 3, по форме (скачать форму);
  • копии документов, подтверждающих достижения аттестуемых (при наличии);
  • копию документа о прохождении курсов повышения квалификации.

Прочие положения

В случае перехода на другую работу в педагогической отрасли в Казахстане за аттестованным лицом сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.

Не подлежат аттестации следующие работники (но вправе участвовать по собственному желанию на основании письменного заявления):

  1. беременные женщины;
  2. находящиеся в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;
  3. находящиеся на стажировке или обучении с отрывом от производства;
  4. находящиеся в состоянии временной нетрудоспособности по перечню заболеваний, для которых установлен срок временной нетрудоспособности более двух месяцев, утвержденному уполномоченным органом в сфере здравоохранения;

Квалификационные категории продлеваются на основании заявлений педагогических работников, но не более, чем на 3 года в следующих случаях (отсрочка от аттестации на 3 года):

  • временная нетрудоспособность педагогического работника согласно перечню социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 21 мая 2015 года № 367 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих»;
  • нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • нахождение в служебной командировке, на обучении (стажировке) по специальности за пределами Республики Казахстан;
  • возобновление работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от причин ее прекращения;
  • смена места работы в пределах Республики Казахстан;
  • осуществление педагогической деятельности лицами, прибывшими в Республику Казахстан из стран ближнего и дальнего зарубежья при наличии документов, подтверждающих образование, трудовой стаж и квалификационную категорию;
  • перешедших в организации образования с уполномоченного органа в области образования, органов управления образованием, методических кабинетов, институтов повышения квалификации.

Педагогические работники и приравненные к ним лица предпенсионного возраста, которым до пенсии по возрасту остается не более 5 лет, освобождаются от очередной аттестации, и до выхода на пенсию за ними сохраняется текущая квалификационная категория. Для освобождения от очередной аттестации необходимо подать заявление в произвольной форме.

После выхода на пенсию в случае продолжения педагогической деятельности работники аттестуются на общих условиях.

Последнее обновление информации: 04.06.2020

До 31 декабря 2020 года продлен срок действия квалификационных категорий педагогических работников образовательных организаций, которые закончились в период с 01 апреля по 01 сентября 2020 года (в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 28.04.2020 № 193).

Обращаем внимание! С 16.05.2020 по 14.08.2020 включительно прием заявлений по услуге «Организация и проведение аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений» в МФЦ Санкт-Петербурга не осуществляется, оказываются только консультации.

Справочная информация:

Аттестация педагогических работников — это форма профессионального роста педагога. Квалификационная категория устанавливается непосредственно в Центре аттестации работников образования Комитета по образованию (ЦАРО).

Аттестация проводится не реже, чем один раз в пять лет. На первую квалификационную категорию имеют право подать заявление все педагогические работники, желающие пройти аттестацию. На высшую квалификационную категорию заявление подается, если на первой квалификационной категории педагог проработал не менее двух лет либо при имеющийся действующей высшей квалификационной категории. При наличии второй квалификационной категории заявление можно подать только на первую категорию.

В 2020 году аттестация педагогов должна проходить по новым правилам, единым для всех регионов. Сейчас региональные департаменты и министерства образования сами определяют содержание . Разбираемся, как должен подготовиться к аттестации педагог-психолог и какие документы нужно собирать.

Как педагоги-психологи проходят аттестацию на категорию?

Также, как и другие педагоги. Педагог-психолог сразу после поступления на работу имеет право подать заявление на аттестацию. Не факт, что сразу у него будут результаты для получения категории, но право это у него есть. В аттестационную комиссию педагог-психолог должен предоставить заявление по установленной форме и характеристику-представление от образовательного учреждения. В некоторых регионах требуют также представление от окружного методического центра.

Есть регионы, в которых после подачи заявления педагог должен заполнить портфолио на интернет-портале или в бумажном виде. В Пермском крае педагог заполняет портфолио, получает оценку от эксперта и приглашается на заседание комиссии. Иногда комиссия дает право педагогу проходить аттестацию заочно и не присутствовать на заседании. Эксперт оглашает свое решение, комиссия голосует за или против присуждения квалификационной категории.

В других регионах педагогу кроме сдачи портфолио нужно провести открытый урок или пройти квалификационное собеседование. В Московской области раньше комиссия должна была посетить рабочее место педагога-психолога. Только после этого комиссия примет решение о присвоении категории.

Что должно быть в портфолио педагога-психолога?

Критерии оценки портфолио отличаются в разных регионах. Но, как правило, эксперты оценивают результаты диагностики обучающихся, организацию работы по всем направлениям, результаты обучающихся в социальной деятельности, трансляцию педагогического опыта.

Психолог должен показать результаты реализации психолого-педагогических программ. Причем доказать это с помощью результатов диагностики. То есть психолог проводит серию тренингов по социальной адаптации для пятиклассников и показывает динамику: после занятий ребята стали лучше взаимодействовать с одноклассниками и учителями, стали меньше переживать из-за оценок, конфликтов, школьных мелочей.

Также эксперт оценит, как организовано психолого-педагогическое консультирование. Причем психолог должен показывать результаты консультирования всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей. В идеале должны быть предоставлены результаты диагностики: если она не проводилась, то указано количество консультаций в год.

Также педагог-психолог может рассказать о всех направлениях своей работы — указать темы занятий по психологическому просвещению, перечислить диагностические мероприятия, рассказать о коррекционных занятиях. Если педагог-психолог разработал программы психологической коррекции или иные программы, он может указать это в портфолио.

От педагога-психолога не всегда требуют указывать результаты учеников. Но если психолог вместе с ребятами участвовал в волонтерских, социально-педагогических или просветительских проектах, то это тоже стоит указывать в портфолио.

Также нужно рассказать об участии в профессиональных конкурсах и трансляции педагогического опыта. Как правило, психологи делятся опытом хотя бы в своих образовательных учреждениях или на методических объединениях.

Педагог-психолог может указать о своем дополнительном образовании. Но если он не проходил переподготовку или повышение квалификации, комиссия не имеет права отказать ему в получении категории.

Шаблоны для аттестации педагогов-психологов

Чек-лист. Нужные документы для допуска к аттестации
Заявление на аттестацию
Представление на аттестацию
Аттестационный лист

На что обратят внимание в первую очередь при аттестации педагогов-психологов?

Все зависит от эксперта. Если эксперт — психолог-практик, он заинтересуется организацией рутинной работы, темами консультаций и коррекционными занятиями. Эксперт из педагогического вуза скорее всего обратит внимание на результаты диагностики и всевозможных мониторингов. Также эксперты обратят внимание на взаимодействие с другими специалистами — социальным педагогом, педагогом-организатором, специалистами школьной службы примирения. Это не всегда легко включить в портфолио: возможно стоит оформить отдельным документом программу взаимодействия со смежными специалистами.

Эксперты часто обращают внимание на то, как оценивает свое портфолио педагог. В некоторых регионах педагоги проставляют баллы за каждый пункт портфолио. Иногда эксперты ставят баллы не выше, чем поставил себе педагог. Это не всегда логично, но эксперт как бы видит планку и не превышает ее.

Полезные ссылки

Курсы по психологии и педагогике

Курсы повышения квалификации для психологов

Курсы психология развития, возрастная психология

Курсы психолог и соц работник для детей с ОВЗ

Курс психология управления

Курс психология для воспитателей ДОО

Курсы психология для младших воспитателей ДО

admin