КАСКО по европротоколу

Как правильно произвести фото и видео съемку для оформления европротокола при дорожной аварии

В 2015 году ГИБДД уже неоднократно обращалась с призывом к автовладельцам оформлять мелкие автоаварии без жертв и пострадавших по европротоколу.

Как оформить ДТП по европротоколу

Одним из этапов оформления европротокола является проведение видео- фото- съемки на месте происшествия. Как провести её грамотно? 

Съемку на месте ДТП необходимо провести в первый час после аварии (60 минут)

На фото и видео должны быть зафиксированы государственные регистрационные знаки автомобилей участников дорожно-транспортного происшествия или двух идентификационных номеров (VIN) (если нет знаков госрегистрации)

Материалы съемки должны содержать информацию о повреждениях автомашин

Должно быть хорошо видно расположение транспортных средств на месте аварии в отношении друг друга на фоне статичных объектов (зданий, дорожных знаков и прочих неперемещяемых объектов инфраструктуры) 

Если привлекается свидетель ДТП, то номера его машины также должны быть зафиксированы на фото или видео. 

До 1 января 2016 года съемку на месте аварии можно производить при помощи любых средств: видеорегистратора, смартфона, фотоаппарата и пр.

В первого месяца нового года начинают действовать правила, регламентирующие использование оборудования для видео- фото- съемки для европротокола, то есть без участия сотрудников ГИБДД. Требования опираются на федеральный закон  "Об ОСАГО" и Постановление  Правительства России

 Для проведения видео- фото- съемки для страховой компании без участия  полиции, транспортное средство должно быть оборудовано специальными приборами  некорректируемой регистрации движения по технологии Глонасс или иных технологий спутниковых систем.

Если такого оборудования на машине не установлено, то  с 1 января 2016 года вы не сможете оформлять аварии по европротоколу. 

Автопроизводителей, которые изготавливают машины специально для использования на территории России, .обяжут включать  некорректируемые  регистраторами информации  в комплектацию авто. Вероятно, автомашины выпущенные в будущем году не потребуют дополнительной оснастки регистраторами, так как на них уже будет установлено необходимое для оформления европротокола оборудование. 

Правила представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику

(утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 2014 г. N 1002)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации, а также требования к составу такой информации в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции.

2. Потерпевший в дорожно-транспортном происшествии, являющийся страхователем, в течение 5 рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия представляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующие документы и материалы:

а) экземпляр бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный водителями транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию;

б) заявление о прямом возмещении убытков;

в) электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля;

г) заявление о том, что информация, указанная в подпункте "в" настоящего пункта, является некорректированной.

3. Фото- или видеосъемка, указанная в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил, должна быть выполнена в течение не более 60 минут после дорожно-транспортного происшествия и включать изображения:

а) государственных регистрационных знаков транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия или идентификационных номеров (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);

б) мест повреждения транспортного средства;

в) взаимного расположения транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам;

г) государственного регистрационного знака транспортного средства свидетеля дорожно-транспортного происшествия (при наличии).

! Пункт 4 вступает в силу с 1 января 2016 года !

4. Информация об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, полученная при использовании технического средства контроля, которое обеспечивает некорректируемую регистрацию данных, зафиксированных с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами, передается из Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", и должна содержать:

а) дату, время, координаты местоположения, скорости и ускорения по 3 осям (x, y, z) транспортного средства в момент дорожно-транспортного происшествия (в случае автоматической регистрации дорожно-транспортного происшествия);

б) дату, время, координаты местоположения транспортного средства в момент нажатия кнопки вызова экстренных оперативных служб (в случае использования кнопки вызова экстренных оперативных служб).

Требования к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации

(утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 2014 г. N 1002)

1. Техническое средство контроля, обеспечивающее фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, должно соответствовать следующим требованиям:

а) техническое средство контроля должно регистрировать следующие данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия:

дата и время фото- и видеосъемки;

координаты местоположения технического средства контроля;

б) координаты местоположения технического средства контроля должны определяться с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или технологий иных глобальных спутниковых навигационных систем.

! Пункт 2 вступает в силу с 1 января 2016 года !

2. Техническое средство контроля, обеспечивающее некорректируемую регистрацию данных, зафиксированных с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами, должно соответствовать требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) для устройства вызова экстренных оперативных служб.

Лайфхак. Как правильно оформить Европротокол

Автомобилисты редко оформляют дорожно-транспортные происшествия без участия компетентных органов. «Европротокол» не сильно популярен ещё и потому, что страхователи не понимают, когда могут использовать данный инструмент. В каких случаях стоит оформлять происшествие без ГИБДД, а когда лучше не рисковать?

«Европротокол» возможен, если выполнены все пять условий:

  1. В столкновении участвовало только два автомобиля.
  2. Не причинён вред жизни и/или здоровью водителей, пассажиров или пешеходов.
  3. Отсутствуют разногласия касательно полученных повреждений и обстоятельств происшествия.
  4. Оба водителя застрахованы по ОСАГО и «вписаны» в свои полисы.
  5. Полученный ущерб не превышает пятидесяти тысяч рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей данный лимит увеличен до четырёхсот тысяч. Но чтобы воспользоваться этой «опцией», на момент ДТП автомобиль должен быть оборудован «глобальными навигационными спутниковыми системами» (ГЛОНАСС). Пока подобная практика не распространена.

Впрочем последний пункт не мешает упрощённому оформлению ДТП, а лишь ограничивает размер выплаты. Когда все перечисленные позиции соблюдаются, водители не обязаны сообщать о происшествии в ГИБДД. Они имеют право совместно заполнить бланк «Извещения о ДТП», и впоследствии каждый передаёт экземпляр этого документа своему страховщику.

Если водители не хотят использовать данный инструмент, без определённых самостоятельных действий всё равно не обойтись. Да, участники ДТП могут обратиться за оформлением дорожного инцидента в полицию, но для этого необходимо:

  • Зафиксировать обстоятельства ДТП на фото/видео: расположение транспортных средств и их повреждения, а так же следы и предметы, связанные с происшествием.
  • Прибыть на пост дорожно-патрульной службы или в подразделение полиции.

Вариант выезда сотрудников ГИБДД на место ДТП в рассматриваемой ситуации «Правилами дорожного движения» (ПДД) не предусмотрен. Причём, даже «надуманное» разногласие касательно происшествия не даёт соответствующей гарантии. При телефонном обращении в полицию водителям может быть вполне законно указан аналогичный алгоритм действий.

Например, если один из участников инцидента не хочет совместно оформлять документ. Также происходит при разногласиях относительно обстоятельств ДТП или участии в нём более двух авто. При этом в «Извещении» должна быть указана конкретная причина.

Оформление и использование Европротокола

Комплект «Извещения о ДТП» состоит из двух идентичных листов – лицевая сторона комплекта самокопирующаяся. Совместное оформление «Извещения» состоит из следующих этапов:

  1. Каждый водитель выбирает и заполняет свою колонку лицевой части (любую – слева или справа). Вносятся общие данные по дорожному происшествию и составляется схема ДТП:
    • Обозначаются улицы с названиями и прилегающие объекты.
    • Указываются знаки и светофоры, разметка.
    • Фиксируется расположение машин – «А» и «Б», в соответствии с выбранной колонкой.
    • Отмечаются направления движения автомобилей.

    При этом желательно использовать типовые схемы. Далее листы разъединяются и подписываются водителями с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит в сумме четыре подписи: по две на каждом из разъединённых бланков.

    1. После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны. Основным разделом здесь остаётся описание обстоятельств происшествия. Также отмечается:
      • Кто из водителей заполняет оборотную сторону данного листа («А» или «Б»)?
      • Кто управлял авто – собственник или иное лицо?
      • Может ли машина двигаться самостоятельно? Если нет – то где она находится.

      При «Европротоколе» заведомо не актуальны позиции относительно участия в ДТП более двух транспортных средств и повреждения иного имущества. В них ставятся прочерки как и в «Примечании», если оно остаётся не заполненным. Ставится дата, подпись, имя и фамилия.

      Далее в течение пяти рабочих дней каждый водитель направляет своему страховщику оформленный экземпляр бланка «Извещения». Потерпевший делает это вместе с подачей заявления о выплате. Наглядная схема действий при «Европротоколе» размещена на профильной странице интернет-портала Российского союза автостраховщиков (РСА).

      Собственник в ответ должен предоставить автомобиль в течение пяти рабочих дней. Понятно, что до осмотра (или до истечения оговорённых пятнадцати дней) нельзя приступать к ремонту машины. Во всяком случае, без письменного согласия страховщика.

      «За» и «против»

      «Против»

      В стрессовой ситуации после дорожного инцидента непросто заполнить бланк «Извещения» без ошибок. Тем более, если впервые с этим сталкиваешься. В числе наиболее распространённых недочётов оформления, в частности, отмечаются:

      • Отсутствие отметки об общем количестве заполненных полей (клеток) в п. 16 лицевой стороны бланка (обстоятельства ДТП).
      • Незаполнение п. 16 лицевой стороны бланка.
      • Неполный перечень внешних повреждений авто.
      • Отсутствие подписей, подтверждающих согласие участников с указанной информацией (п. 18 лицевой стороны).

      Помимо этого, существуют и некоторые нормативные особенности, затрудняющие использование «Европротокола». К таковым, например, можно отнести:

      1. Отсутствие чётко регламентированного указания на виновность одной из сторон. На практике страховщики часто требуют соответствующую отметку от виновника в «Замечаниях» на лицевой стороне бланка или в «Обстоятельствах ДТП» (иногда в «Примечаниях») на оборотной. Хотя формально подобные требования ничем не подкреплены. Данная ситуация влечёт возможные злоупотребления как со стороны виновника ДТП, так и со стороны страховых компаний.
      2. При «Европротоколе» потерпевший не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении имущественного вреда после получения выплаты. Законодательно не оговаривается, относится ли это только к «неучтённым» первоначально повреждениям, или позиция фактически запрещает оспаривать размер возмещения. Наличие подобного «подводного камня» закономерно настораживает автолюбителей.

      «За»

      Тем не менее, самостоятельное оформление ДТП связано с двумя значительными преимуществами:

      • Экономия времени. Как правило, заполнить «Извещение» получается гораздо быстрее, чем оформить происшествие в ГИБДД.
      • Отсутствие санкций полиции. Для виновной стороны данный аспект может означать экономию заметной суммы денежных средств. А иногда позволяет избежать и более неприятных последствий нарушения.

      Указанные обстоятельства порой оказываются весьма актуальны, «перевешивая» решение водителей в пользу «упрощёнки».

      Обойтись без полиции

      «Европротокол» – полезный инструмент по своей задумке. Но недостаточная степень его нормативной проработки, к сожалению, не позволяет популяризировать схему. Кроме того, практика применения «упрощёнки» вводит свои коррективы. На этом фоне самостоятельное оформление ДТП объективно сопряжено с определёнными рисками. Сложность системы становится причиной ошибок.

      В то же время доля отказов в возмещении ущерба по «Европротоколу» из-за ошибок в оформлении колеблется в пределах одного-пяти процентов от общего числа обращений. А значит, в подавляющем большинстве случаев участники ДТП вполне справляются с задачей. Данная статистика является дополнительным аргументом в пользу «упрощёнки».

      К тому же заполнять «Извещение о ДТП» в соответствии с «Правилами ОСАГО» придётся в любом случае. С той лишь альтернативной, что делать это можно отдельно друг от друга.

      Страховая компания, желающая произвести осмотр повреждённого транспортного средства, обязана уведомить об этом собственника в 15-дневный срок. Данный период не учитывает выходные праздничные дни и исчисляется со дня ДТП.

      Европротокол: бланк и образец заполнения

      Если случилось так, что вы попали в ДТП, помните: все подробности аварии должны быть скрупулезно зафиксированы документальным образом. В дальнейшем это может сыграть вам на руку. Автоинструкторы расскажут, как оформляется ДТП, а также как вести себя в столь непростой ситуации.

      Документальная база

      На месте ДТПдолжен быть составлен целый ряд документов, фиксирующих, что и каким образом произошло. Ни в коем случае не теряйтесь и проследите, чтобы все документы были составлены правильно и отражали истинное положение вещей. Среди прочих должны быть составлены:

      1. Схема ДТП.
      2. Документ, содержащий описание повреждений транспортных средств, произошедших в результате ДТП.
      3. Пояснения свидетелей и участников аварии.
      4. Протокол об административном правонарушении.
      5.  Извещение о произошедшем ДТП.

      Эти документы составляются в том случае, если в результате аварии не было серьезных последствий. В том случае, если кто-то из участников понес серьезные травмы, либо авария сопровождалась гибелью людей, либо же большим материальным ущербом, то составляются такие документы:

      1. Протокол осмотра и технической проверки транспорта.
      2. Справка о ДТП.
      3. Схема ДТП, выполненная на миллиметровке.
      4. Объяснения водителей, причастных к ДТП, и свидетелей.
      5. Акт освидетельствования водителей на состояние опьянения.
      6. Извещение о ДТП.

      Все перечисленные документы оформляются в обязательном порядке и в присутствии водителей.

      Весьма неплохо было бы составить собственный список свидетелей аварии, а копию передать сотрудникам ДПС.

      Помощь друга

      Если вы, будучи еще совсем неопытным водителем, угодили в ДТП, то инструкторы по вождению рекомендуют позвонить кому-либо из друзей или родственников, являющихся более опытными водителями. Если такой человек окажется вместе с вами на месте аварии, то он сможет оказать вам помощь в том, чтобы быстрее сориентироваться в незнакомой и непривычной ситуации, да и просто поддержать вас.

      Более опытный водитель при необходимости удержит вас от необдуманных поступков и поможет проследить за точностью информации, излагаемой в документах.

      Кроме того, будет весьма неплохо, если этот человек приедет до прибытия ГИБДД. Это может сыграть вам на руку, дав ему возможность выступить на вашей стороне в качестве свидетеля.

      Обратите внимание

      Как уже было сказано ранее, все составляемые документы необходимо внимательно изучить, а в том случае, если вы с чем-то не согласны, отразить свое видение ситуации в соответствующем протоколе.

      При составлении необходимых документов следует обратить внимание, чтобы в них были отражены следующие моменты:

      1. Состояние покрытия дороги — если имеют место какие-либо дефекты в виде ям, выбоин или даже трещин, то это должно быть в обязательно порядке занесено в протокол. В том случае, если размеры имеющихся дефектов превышают допустимые нормы, то ответственность (как минимум частичная) будет возложена на дорожные службы.
      2. Наличие дорожного оборудования, как то: светофоры, знаки, регулирующие движение, разметка на дороге. Не исключено, что причиной аварии послужило отсутствие или неисправность чего-либо из перечисленного выше.
      3. Место аварии — смягчающим обстоятельством могут послужить какие-лило атмосферные явления, как то туман на дороге, располагающемся в низине, или же низкая видимость на какой-то конкретной участке пути.
      4.  Следы тормозного пути — также могут послужить дополнительной информацией в ходе  разбирательства, как и прочие предметы, находящиеся в зоне ДТП.

      Видеосюжет о порядке оформления ДТП:

      Будьте осторожны на дороге, берегите себя!

      В статье использовано изображение с сайта www.vmdaily.ru

      Обозначение «Европротокол» пришло к нам из европейских стран, где оформление дорожно-транспортных происшествий без привлечения полицейских практикуется уже не первый год. Документы для Европротокола, прежде всего, предусматривают сам Европротокол, который является бланком Извещения о ДТП. Его бесплатно выдают всем страхователям при покупке полиса ОСАГО в СК. Данный бланк заполняется водителями, совершившими аварию ДТП собственными силами. Он является документом, который подтверждает право потерпевшего на получение компенсации по полису ОСАГО.

      Бланк и образец заполнения Европротокола можно скачать с нашего сайта.

      Наряду с Европротоколом необходимы и другие документы для страховой после ДТП на получение компенсации ОСАГО.

      Европротокол — в каких случаях используется и как правильно оформить при ДТП

      Сам бланк заполняется непосредственно на месте происшествия обоими владельцами ТС. Остальные документы для Европротокола предоставляются страхователем страховщику в течение трёх-пяти дней. Пакет должен включать в себя следующее:

      • заявление на компенсацию ущерба;
      • паспорт гражданина РФ или любой другой документ, подтверждающий личность водителя;
      • удостоверение водителя, который был за рулём в момент ДТП;
      • доверенность на право пользования автомобилем (если водитель не является владельцем);
      • паспорт ТС/свидетельство о его регистрации;
      • полис ОСАГО;
      • фотоизображение или видеосъёмка с места происшествия, на которых хорошо видны автомобили и их положение;
      • заявление от участников ДТП о том, что фото- и видеоданные не подвергались коррекции;
      • банковские реквизиты потерпевшего, по которым может быть перечислена страховая компенсация.

      Помимо этого, потерпевший должен предоставить повреждённое транспортное средство для осмотра и оценки ущерба представителем страховой компании. Поэтому в течение пятнадцати дней после происшествия он не имеет права проводить ремонтно-восстановительные работы. В случае, если они необходимы срочно, они могут проводиться лишь с письменного разрешения страховой компании. В противном случае последняя может отказать в выплате страхового покрытия.

      Документы, предоставляемые в СК на получение страховой выплаты по ОСАГО, должны быть заполнены в соответствии со всеми правилами. В них необходимо использовать только корректные формулировки, в них должны отсутствовать помарки и любые неточности. В противном случае в страховой выплате страхователю могут отказать. Именно поэтому заполнение бланка должно осуществляться внимательно, в соответствии со всеми правилами. О том, на что именно обратить внимание в процессе, узнавайте в нашей статье «Как правильно оформить Европротокол?». Запрещается вписывать в Европротокол повреждения, которые были получены транспортным средством до ДТП. Важно правильно и чётко отобразить схему столкновения и при этом не допустить двусмысленных толкований при её прочтении представителями страховой компании. Не забудьте о том, что на каждом листе формы должны быть поставлены подписи обоих участников ДТП, а на титульном их необходимо продублировать в двух местах. Хотите узнать больше? Собираете купить полис ОСАГО? Обращайтесь в страховое агентство «Профи-ИНС»!

      admin