Кас РФ ст 125

1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1-5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Комментарий к статье 125 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

В комментируемой статье установлены требования к форме и содержанию административного искового заявления.

Административное исковое заявление составляется в письменной форме в разборчивом виде, подписывается административным истцом и (или) его представителем при наличии соответствующих полномочий с указанием даты внесения подписей.

Требования к содержанию административного искового заявления, установленные в ч. 2 комментируемой статьи, полностью соотносятся с категориями дел, подлежащими рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства. Указанные требования регламентированы намного подробнее, чем в ч. 2 ст. 131 ГПК РФ.

Так, например, согласно п. 2 ч. 2 комментируемой статьи административное исковое заявление должно содержать наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя.

Внимания заслуживают правила, предусматривающие необходимость указывать сведения о высшем юридическом образовании административного истца, если он намерен лично вести дело, или представителя, если административное исковое заявление подается представителем. Такое требование корреспондируется с положениями ч. 1 ст. 55 Кодекса, согласно которым представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование, а также другими статьями Кодекса.

Новым также является необходимость указывать в административном исковом заявлении:

— адрес электронной почты административного истца, его представителя; административного ответчика (если известен);

— сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась.

При этом в первом случае необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление таким способом указывается адрес электронной почты, на который направляется извещение.

Административный истец, помимо указанных выше сведений в административном исковом заявлении, приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, а также может изложить свои ходатайства.

Положениями Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел, может быть предусмотрена необходимость указания в административном исковом заявлении иных сведений.

Например, в соответствии с ч. 2 ст. 209 Кодекса в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта, помимо сведений, предусмотренных п. п. 1, 2, 4 и 8 ч. 2 и ч. 6 ст. 125 Кодекса, должны быть указаны:

— наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

— наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;

— сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

— сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

— наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

— ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в ч. 3 настоящей статьи;

— требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству РФ всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В комментируемой статье также предусмотрен ряд отдельных требований, предъявляемых к содержанию административного искового заявления, поданного в защиту прав, свобод, законных интересов группы лиц, других лиц или неопределенного круга лиц.

Так, в административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, указывается, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление, поданное прокурором или лицами в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, должно соответствовать требованиям, предусмотренным п. п. 1 — 5, 8 и 9 ч. 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан, а не обладающий — может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, способами, указанными в ч. 7 комментируемой статьи.

Положения ч. 8 комментируемой статьи в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» <1> вводятся в действие с 15 сентября 2016 года.

———————————
<1> СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1392.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 25.09.2014 N 2144-О, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, предоставляющая заинтересованному лицу право обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, как и п. 4 ч. 2 ст. 131 данного Кодекса, предусматривающий необходимость указания в исковом заявлении, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования, направлены на создание условий для реализации права на судебную защиту, в том числе на исполнение принятого судом решения, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Пленумом Верховного Суда РФ в п. 9 Постановления от 27.06.2013 N 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» отмечено, что заявление по делу об административном надзоре должно отвечать требованиям ст. 261.6, а также ст. ст. 131 и 132 ГПК РФ.

В частности, в заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны наименование суда, в который подается заявление; наименование органа, подающего заявление, его место нахождения либо лицо, подающее заявление, его место жительства (пребывания) или указан его представитель; фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого подается заявление, его место пребывания или жительства; основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу; предлагаемые к отмене или установлению виды административных ограничений; перечень прилагаемых к заявлению документов.

К заявлению должны быть приложены имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы, а также копии заявления и документов для участвующих в деле лиц.

В заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора за лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, указываются сведения о его поведении в период отбывания наказания в исправительном учреждении (в том числе приобщается характеристика лица, справка об имеющихся поощрениях и взысканиях). К заявлению прилагаются копия приговора суда и копии иных судебных постановлений о приведении приговора в соответствие с действующим законодательством, а также постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, указываются также сведения о его поведении (в частности, приобщается характеристика лица). К заявлению прилагаются копия приговора и копии иных судебных постановлений о приведении приговора в соответствие с действующим законодательством, документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.

К заявлению органа внутренних дел либо поднадзорного лица о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене ранее установленных административных ограничений прилагаются документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие лицо, в отношении которого установлен административный надзор.

Заявление исправительного учреждения или органа внутренних дел должно быть подписано его начальником или руководителем либо иным уполномоченным лицом.

Заявление поднадзорного лица о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений подписывается этим лицом либо его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления, оформленных в соответствии с требованиями ст. ст. 53, 54 ГПК РФ <1>.

———————————
<1> БВС РФ. 2013. N 8.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 448-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Самолюка Александра Сергеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 21, частью 3 статьи 24 и пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

части 3 статьи 24, согласно которой административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом;

Определение Верховного Суда РФ от 15.02.2017 N 19-КГ16-38 Обстоятельства: Определением производство по административному делу о признании незаконными действий уполномоченного органа прекращено в связи с тем, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Решение: Определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не учел, что вид судопроизводства (административное или гражданское) определяется судьей и не зависит от избранной истцом формы обращения в суд. После возбуждения административного дела суду первой инстанции, полагавшему, что иск подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, при отсутствии препятствий для рассмотрения дела данным судом прекращать производство по административному делу не следовало, так как это не отвечает задачам судопроизводства.

Кроме того, согласно части 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти может подаваться в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом. И согласно части 5 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, могут предъявляться истцом в суд по месту его жительства. То есть в настоящем случае независимо того, в порядке административного судопроизводства или гражданского судопроизводства подлежат рассмотрению заявленные Демиденко П.В. требования, возбужденное по его иску дело могло быть рассмотрено Туркменским районным судом Ставропольского края.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных Кодексом, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом (часть 3 статьи 24 КАС РФ).

Кассационное определение Верховного Суда РФ от 11.08.2016 N 210-КГ16-16 Обстоятельства: Определением административное исковое заявление об оспаривании действий командира и аттестационной комиссии войсковой части, связанных с проведением аттестации и привлечением к дисциплинарной ответственности, возвращено заявителю. Решение: Определение отменено, материалы дела направлены в суд первой инстанции со стадии рассмотрения вопроса о принятии заявления к производству, поскольку административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.

Статьи 22 и 24 КАС РФ предусматривают порядок подачи административного искового заявления по месту жительства и по месту нахождения административного ответчика, а также подсудность по выбору административного истца.

Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1662-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Владимировой Александры Анатольевны, Секниной Оксаны Петровны и других на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане А.А. Владимирова, О.П. Секнина, Ш.Р. Хомидов и А.А. Юлдошев оспаривают конституционность части 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которой административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2015 N 78-КГ15-39 Обстоятельства: Определением возвращено заявление о признании незаконным решения о сносе (демонтаже) входной группы — пристройки к зданию, так как дело неподсудно данному суду, иск должен быть подан в суд по месту нахождения ответчика. Решение: Определение отменено. Материал направлен в суд для решения вопроса о принятии заявления к производству и рассмотрению по существу, поскольку истец был вправе обращаться с данными требованиями в суд по месту своего жительства. Дополнительно: Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 24, частях 1 и 5 статьи 218, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 2904-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дороша Игоря Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 134, частями первой и второй статьи 254 и статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

утративших в настоящее время силу положений статьи 254: ее части первой, устанавливавшей, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему (положения данной статьи воспроизведены в статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а также ее части второй, предусматривавшей, что заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 данного Кодекса; заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, положения которой воспроизведены в статьях 22 и 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации;



Решение по делу № 33а-1139/2016 (33а-14862/2015;)
(для получения полной информации по делу нажмите сюда)

Судья: Ляпин А.М. Дело № 33а-1139/2016

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 27 января 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи — Самарцевой В.В.

судей: Бушминой А.Е. и Ефимовой Е.О.

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Самарцевой В.В. административное дело

по частной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г.Нижнего Новгорода

на определение судьи Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2015 года об оставлении без движения административного искового заявления Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода к Черухову ФИО10, о взыскании пеней,

УСТАНОВИЛА:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода обратилось в суд с административным исковым заявлением к Черухину А.В. о взыскании пеней.

Определением судьи Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2015 года указанное административное исковое заявление оставлено без движения в связи с отсутствием документа, подтверждающего вручение другим лицам, направленной в соответствии с ч.7 ст.125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) копии административного искового заявления. Суд предложил административному истцу в срок до 16 ноября 2015 года устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Административный истец подал на указанное определение частную жалобу, в которой просил определение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2015 года отменить, разрешить вопрос по существу.

На основании п.3 ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), вступившего в силу с 15.09.2015 года, настоящее дело относится к административным делам, связанным с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В соответствии с ч.2 ст.315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 КАС РФ.

Проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.

Из положений ч.7 ст. 125 КАС РФ следует, что административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказанным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

На основании п.1 ч.1 ст.126 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются: уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч.7 ст.125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

Положениями ч.2 ст.287 КАС РФ предусмотрено, что к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в п.1 ч.1 ст.125 КАС РФ.

Невыполнение указанных требований является основанием для оставления административного искового заявления без движения.

В силу ст. 130 КАС РФ судья, установив, что административное исковое заявление подано в суд без соблюдения требования статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса.

Оставляя административное исковое заявление административного истца без движения, судья указал, что заявление оформлено в нарушение процессуальных требований, в административном исковом заявлении не указаны сведения, предусмотренные п.1 ч.1 ст. 126 КАС РФ, ч.1 ст.125 КАС РФ. а именно:

— к административному исковому заявлению приложен список без номера на отправку заказной корреспонденции в ГСП № 1107, на которой стоит только подпись начальника ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода ФИО11 и печать указанного административного органа, однако к административному исковому заявлению не приложено уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другими лицами, участвующими в деле, направленных в соответствии с ч.1 ст. 126 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют;

— административное исковое заявление подано в суд без указания даты внесения подписей административным истцом, так как регистрационный номер административного искового заявления является материалом учетной дисциплины и не свидетельствует безусловным образом о том, что подпись административного истца внесена этой же датой.

Судебная коллегия соглашается с выводом судьи районного суда, который правильно указал, что к административному исковому заявлению не приложены уведомление о вручении или иной документ, подтверждающих вручение административному ответчику направленных в соответствии с ч.7 ст.125 КАС РФ копии административного искового заявление и приложенных к нему документов.

Из искового материала следует, что административный истец не исполнил обязанность, которая возложена на него в силу закона, о направлении административного искового заявления и приложенных к нему документов, и не представил документы, подтверждающие их вручение или возврат.

Доводы частной жалобы, что административный истец не наделен государственными или иными публичными полномочиями, а потому не должен прикладывать к административному исковому заявлению уведомление о вручении или иной документ, подтверждающих вручение административному ответчику направленных в соответствии с ч.7 ст.125 КАС РФ копии административного искового заявление и приложенных к нему документов, судебная коллегия считает необоснованными, так как согласно п.3 ч.3 ст.1 КАС РФ дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц относятся к административным делам, связанным с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Таким образом, обращаясь с административным исковым заявлением о взыскании пени на недоимку по страховым взносам, административный истец реализует отдельные административные властные полномочия, соответственно является лицом, которое в силу ч.7 ст.125 КАС РФ обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Кроме того, ч.2 ст.287 КАС РФ предусмотрено, что к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, указанные в п.1 ч.1 ст.126 КАС РФ. Согласно п.1 ч.1 ст.126 КАС РФ если иное не установлено КАС РФ, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч.7 ст.125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

Невыполнение указанных требований является основанием для оставления административного искового заявления без движения.

При таких обстоятельствах, судья районного суда обоснованно оставил административное исковое заявление без движения и предоставил истцу разумный срок для устранения недостатков.

Вместе с тем, оставляя административное исковое заявление без движения, судья районного суда указал, что административное исковое заявление подано в суд без указания даты внесения подписи административным истцом.

Судебная коллегия такие выводы судьи районного суда находит ошибочными, так как в административном исковом заявлении в бланке указана дата и регистрационный номер административного искового заявления, указание какой-либо другой дополнительной даты не требуется.

Вместе с тем, ошибочное указание судьей районного суда на такой недостаток административного искового заявления, как отсутствие даты внесения подписи административным истцом, не является основанием для отмены определения судьи, поскольку иные недостатки административного искового заявления, указанные судьей имеются, поэтому административное исковое заявление обоснованно оставлено без движения.

Предоставленный административному истцу срок для устранения недостатков является разумный.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены обжалуемого определения судьи.

Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2015 года об оставлении без движения административного искового заявления Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г.Нижнего Новгорода к ФИО12 о взыскании пеней — оставить без изменения, частную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г.Нижнего Новгорода оставить без удовлетворения.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи:

Специалисты юридического центра ПРАВО ЛЕГ оказывают правовую помощь по ведению дел в порядке административного производства.

  • Административное судопроизводство
  • Составление
  • Подача
  • Наши услуги
  • Образец

Порядок административного судопроизводства (КАС)

Административные дела рассматриваются судами по правилам Кодекса Административного Судопроизводства (КАС). В КАС строго регламентировано, кто может являться ответчиком по заявлению, кто вправе заявлять иск, какие именно решения (постановления), а также действия или бездействие должностных лиц можно обжаловать в судебном порядке.

Обратите внимание: если иск подается об отмене решений или об оспаривании действий (бездействия) к государственным или муниципальным органам, то производство ведется по правилам (КАС), которые отличаются от Гражданско-процессуального кодекса (ГПК) или Арбитражно-процессуального (АПК).

Несоблюдение требований КАС приводит к оставлению заявлений без рассмотрения и возврату документов истцу без приостановления течения сроков, отведенных на обращение в суд.

Перед обращением в суд убедитесь, что Вами был соблюден претензионный порядок, предусмотренный ст. 125 КАС. Если претензия не направлялась ответчику, то административный иск будет возвращен истцу без рассмотрения в порядке ст. 129 КАС.

Обратите внимание: на соблюдение досудебного разрешения спора требуется около 1 месяца, что существенно сокращает сроки, отведенные для обращения в судебные органы. Очень важно своевременно обратиться с претензией к ответчику, а впоследствии с иском в суд.

Нарушение установленных сроков приведет к необходимости их восстановления и обоснования уважительности их пропуска, что значительно осложнит дело, а в некоторых случаях приведет к невозможности назначения судебного разбирательства.

Вопрос о принятии искового заявления к производству судья рассматривает единолично в течение 3 дней с даты его поступления, если иное не установлено законом (ст. 127 КАС).

Составление административного иска

При составлении (оформлении) административных исковых заявлений необходимо руководствоваться ст. 125 КАС. В указанной статье представлен перечень необходимой информации, отсутствие которой приведет к оставлению исковых заявлений без движения, а именно:

  • наименование суда, в который подается дело

  • наименование истца, с указанием ФИО (наименования), адреса регистрации (местонахождения), ФИО представителя, наличие высшего юридического образования у представителя, номера телефонов (факсов), адреса электронной почты и другая контактная информация;

  • наименование ответчика, с указанием всей известной контактной информации и адреса местонахождения (согласно регламентным документам);

  • указание на нарушенные права и свободы, а также указание на нормы права, их регламентирующие;

  • указание оспариваемых решений (действий, бездействия) с требованиями к ответчику;

  • доказательства соблюдения досудебного урегулирования спора;

  • результаты рассмотрения жалоб при их подаче;

  • документы (перечень приложений).

В административном иске важно грамотно обосновать свои требования в соответствии с законодательством РФ, а также правильно изложить просительную часть.

Подача административного искового заявления

Административный иск подается в соответствии со ст. 22 КАС.

Обратите внимание: административные иски могут быть поданы по месту нахождения ответчика, а также по месту нахождения истца.

При обращении в суд необходимо учитывать и соблюдать сроки исковой давности. Общий срок установлен равным трем месяцам с даты, когда права истца были нарушены или с даты, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Дела в соответствии с КАС рассматриваются в сокращенные сроки. Как правило, срок установлен – 2 месяца с даты обращения в суд, но при наличии уважительных причин сроки могут быть приостановлены и увеличены.

Услуги по искам

Представитель истца или ответчика по административному исковому заявлению обязательно должен иметь высшее юридическое образование.

При попытках самостоятельного обжалования действий госорганов, суды зачастую оставляют дела без движения, так как исковое заявление не соответствует нормам КАС.

Воспользуйтесь услугами профессиональных юристов!

Административное исковое заявление в центре ПРАВО ЛЕГ стоит от 3 000 до 5 000 рублей.

Административное исковое заявление

3000 руб — 5000 руб

Участие в судебном заседании

5000 руб

Подача иска

3000 руб

Под ключ

30000 руб

Для уточнения цены отправьте заявку на юридические услуги:

  • Через сервис онлайн заказа на сайте

  • По электронной почте info@pravoleg.ru

  • По телефону +7 (495) 771-50-41

Образец иска

Обратите внимание: все образцы носят информационно-справочный характер. Центр ПРАВО ЛЕГ гарантирует актуальность документов только при заказе юридических услуг. Все риски использования бесплатных образцов лежат на пользователе.

Заказать консультацию

До 15 сентября 2015 года обжаловать акты, решения или действия органов власти можно было в гражданском судопроизводстве, но в особом порядке – согласно гл. 24 и 25 Гражданского кодекса. Теперь практически все подобные иски попадают под действие Кодекса об административных правонарушениях. В то же время, по правилам гражданского судопроизводства, суд оценивает те акты, из которых возникают гражданские права и обязанности – например, когда лицо получает право на какое-либо имущество. Такие разъяснения даны в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ».

Сложный выбор

Правила сформулированы очень абстрактно, а конкретизирующих постановлений со стороны ВС немного, говорит партнер юрфирмы «Шаймарданов и партнеры» Айнур Ялилов. Поэтому судьи могут сомневаться, в каком порядке рассмотреть дело. Спорные ситуации возникают тогда, когда в одном деле есть и административный, и гражданско-правовой компоненты, делится управляющий партнер АБ «Юг» Юрий Пустовит. «Например, по распоряжению местной администрации снесли здание, которое она считала самостроем, – здесь нарушено гражданско-правовое право собственности, но нарушено согласно властно-распорядительному акту органа власти, – приводит примеры Пустовит. – Или площадь участка уменьшилась из-за незаконных поправок Росреестра: тоже нарушено право собственности, но суд должен будет оценить законность действий чиновников».

По словам Ялилова, каждый судья пытается истолковать разъяснения Верховного суда самостоятельно, чтобы применить их в конкретном деле. В итоге по аналогичным вопросам двое судей могут вынести разные процессуальные решения. Суды общей юрисдикции ошибочно относят административные дела к гражданским, и эта проблема носит системный характер, отмечает адвокат «Инфралекса» Михаил Гусев.

Если суд придет к выводу, что требования поданы в неправильном порядке, он выносит определение об отказе в принятии иска или административного иска. Если судья сомневается, ему удобнее отказать: в этом случае по спорному вопросу может высказаться апелляция. Ведь отмены определений, как правило, не влияют на общую статистику судьи, рассказывает Ялилов. Если же судья принял к рассмотрению спор, который был разрешен в неправильном судопроизводстве, то это уже очень грубое нарушение, объясняет юрист.

Возможно и такое, что ошибка не исправлена, а спор рассмотрен с нарушением правил подведомственности. Выбор неправильного вида судопроизводства создает для истца большие проблемы из-за разных принципов гражданского и административного процессов. В первом случае исходят из равенства истца с ответчиком, которые обладают схожими процессуальными правами. Во втором случае гражданину дают больше прав, а госоргану больше обязанностей, соответственно распределяется и бремя доказывания. Если административный спор разрешили по правилам гражданского – значит, лишили гражданина процессуальных прав и возможностей, которые полагаются ему по закону. Ошибки здесь ведут и к тому, что дело рассматривает другой суд, говорит Ялилов. Если дело касается земельных участков, то, вынужденно подавая иск в гражданском судопроизводстве, нужно будет адресовать его по месту нахождения участка, рассказывает юрист, в то время как административный иск подается по месту нахождения органа власти.

Нельзя спорить бесконечно

Граждане не должны страдать от сомнений судов, которые не знают, в каком судопроизводстве разрешать дело, указал Верховный суд в одном из недавних дел. Юрий Жилин* решил оспорить отказ местной администрации выделить ему в собственность садовый участок. Сначала он подал административный иск, но заявление возвратили и указали, что дело надо разрешать в гражданско-правовом порядке. Такое решение Сургутского городского суда «засилил» суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Жилин так и сделал: подал гражданский иск. Сургутский горсуд его удовлетворил, но суд ХМАО-Югры вопреки своей же позиции в предыдущем деле прекратил производство. Он объяснил, что вопрос надо решать, наоборот, в административном порядке. С этим не согласился Верховный суд, который отменил этот акт. Если Жилину нельзя обратиться в суд ни в гражданском, ни в административном порядке – получается, у него вообще отняли право на судебную защиту, гласит определение ВС № 69-КГ17-17. В итоге дело направили на новое рассмотрение в апелляцию.

Как определить подведомственность спора

Если правоотношения возникли только в результате акта органа власти и носят публично-правовой характер – то защищать права нужно административным иском или заявлением в порядке «административной» гл. 24 АПК, объясняет Пустовит.

По его словам, обычный гражданский иск надо подавать в том случае, если правоотношения возникли из фактов, указанных в ст. 8 ГК. В частности, это:

  • договоры и другие сделки;
  • акты госорганов и органов местного самоуправления, на основании которых по закону возникают гражданские права и обязанности;
  • причинение вреда;
  • неосновательное обогащение.

В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок – ему нужно выбирать административное судопроизводство, говорит Пустовит. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ – ему стоило бы подать обычный иск о понуждении к заключению договора, заключает Пустовит.

Какие дела разрешаются в порядке КАС: мнение Верховного суда

  • Гражданин оспаривает отказ местных властей выделить ему бесплатно садовый участок (определение № 20-КГ17-17, 20-КГ17-16).
  • Гражданин оспаривает акт местных властей о порядке демонтажа самовольных построек (определение № 11-АПГ17-9).
  • Гражданин оспаривает бездействие местной администрации, которая не подключает его дом к сети водоснабжения (определение № 45-КГ17-4).
  • ТСЖ обжалует постановление муниципальных властей, которые наложили сервитут на ее участок (определение № 11-КГ17-18).
  • Казенное предприятие хочет признать незаконными предписания Государственной инспекции труда (определение № 29-КГ17-5).

Какие дела разрешаются в порядке ГПК: мнение Верховного суда

  • Прокурор оспаривает акты местной власти, в результате которых ряд граждан получили участки, а затем некоторые из них были проданы третьим лицам (№ 27-КГ17-11).
  • Бывшая военнослужащая, не согласная с полученной характеристикой, подала иск о защите чести и достоинства (№ 201-КГ17-35).
  • Гражданка решила обязать местные власти выдать ей звание «Ветеран труда» (№ 53-КГ17-8).

Разрушить процессуальный барьер

Если истец ошибся и подал неправильное заявление – это не должно тормозить процесс, убежден Пустовит. Вместо того, чтобы отказывать в принятии иска, возвращать его или оставлять без движения, суд должен сам определить верный вид судопроизводства, информировать об этом участников процесса и рассмотреть дело по закону, считает адвокат. Такое разъяснение он предлагает включить в закон или закрепить в судебной практике.

Подобный подход применила административная коллегия Верховного суда в одном из недавних споров, где истица заявила в административном иске сразу несколько требований к Министерству социальной политики Красноярского края. Суд принял часть требований, а другую часть отклонил, потому что их надо рассматривать в другом – гражданском – судопроизводстве. Вместо этого их надо было самостоятельно принять и разрешить по правилам ГПК, указал ВС. Это согласуется с постановлением КС № 28-П от 11 ноября 2014 года, где говорится о том, что правосудие должно быть процессуально эффективным, без неоправданных задержек при рассмотрении дел, уточняется в определении № 53-КГ17-8.

Еще более детальные разъяснения Верховный суд дал в свежем определении № 81-КГ17-27:

Вид судопроизводства (гражданское или административное) выбирает суд. Он должен передать заявление для рассмотрения в тот же суд, но в другом порядке, а не прекращать дело.

*Имя и фамилия изменены редакцией.

  • Верховный суд РФ

admin