Карцер сизо

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ в статью 40 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 40. Содержание в карцере

Подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в одиночную камеру или карцер за:

притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых;

нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц;

неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за оскорбление их;

неоднократное нарушение правил изоляции;

хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ;

хранение, изготовление и использование других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;

участие в азартных играх;

мелкое хулиганство.

Наказание в виде водворения в карцер применяется также к подозреваемым и обвиняемым, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания, предусмотренных статьей 38 настоящего Федерального закона.

Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника места содержания под стражей и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере.

Содержание подозреваемых и обвиняемых в карцере одиночное. В карцере подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями только на время сна в установленные часы. В период содержания в карцере подозреваемым и обвиняемым запрещаются переписка, свидания, кроме свиданий с защитником и проведения бесед членами общественной наблюдательной комиссии с ними, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, пользование настольными играми, просмотр телепередач. Посылки и передачи вручаются подозреваемым и обвиняемым после окончания срока их пребывания в карцере. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в карцере, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью один час.

Иные ограничения, не предусмотренные настоящей статьей, в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в карцере, не допускаются. Направление ими предложений, заявлений и жалоб осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона.

Начальник места содержания под стражей имеет право отсрочить исполнение взыскания в виде водворения в карцер, сократить срок содержания в карцере либо досрочно освободить подозреваемого или обвиняемого из карцера с учетом медицинских показаний или по иным основаниям. Если подозреваемый или обвиняемый в период отсрочки не совершил нового нарушения, он может быть освобожден от взыскания.

ГАРАНТ:

)

лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

по решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых;

больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

Статья 34. Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними

Подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.

Подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Помещения, в которых они размещаются, подвергаются обыску, а их вещи, передачи и посылки — досмотру.

Деньги, которые обнаружены в местах содержания под стражей, зачисляются на лицевой счет их владельца, а ценные бумаги и ценные вещи передаются на хранение.

Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у подозреваемых и обвиняемых, передаются на хранение либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, о чем составляется соответствующий акт.

Надзор при санитарной обработке и личный обыск подозреваемых и обвиняемых осуществляются сотрудниками мест содержания под стражей одного пола с подозреваемыми и обвиняемыми.

При наличии достаточных оснований подозревать лиц в попытке проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания сотрудники мест содержания под стражей вправе производить досмотр их вещей и одежды при входе и выходе с территорий мест содержания под стражей, а также досмотр въезжающих и выезжающих транспортных средств, изъятие предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми. Не подвергаются досмотру вещи и одежда лиц, в производстве которых находятся уголовные дела подозреваемых и обвиняемых и которые обладают правом контроля и надзора за местами содержания под стражей.

В местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений проводятся оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном законом.

Статья 35. Обеспечение режимных требований на прилегающих к местам содержания под стражей территориях

На территориях, которые непосредственно прилегают к изоляторам временного содержания и следственным изоляторам и границы которых определяются органами местного самоуправления, по представлению органов внутренних дел, территориальных органов уголовно-исполнительной системы и органов федеральной службы безопасности могут устанавливаться режимные требования. (В редакции Федерального закона от 21.07.1998 № 117-ФЗ)

Статья 36. Основные обязанности подозреваемых и обвиняемых

Подозреваемые и обвиняемые обязаны:

1) соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка;

2) выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей;

3) соблюдать требования гигиены и санитарии;

4) соблюдать правила пожарной безопасности;

5) бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей;

6) проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;

7) не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;

8) не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;

9) не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.

Подозреваемым и обвиняемым запрещается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию в соответствии с частью четвертой статьи 25 настоящего Федерального закона, а также хранить их и пользоваться ими.

Статья 37. Меры поощрения и порядок их применения

За примерное выполнение обязанностей, соблюдение установленного порядка содержания под стражей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры поощрения:

досрочное снятие ранее наложенного взыскания;

денежная премия за лучшие показатели в работе;

несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрация дополнительного фильма, разрешение на дополнительное посещение помещения для спортивных занятий, а также на другие формы проведения досуга.

Поощрение применяется начальником места содержания под стражей или его заместителем.

Премирование за лучшие показатели в работе осуществляется за счет доходов, получаемых от труда подозреваемых и обвиняемых.

Денежная премия зачисляется на лицевой счет подозреваемого или обвиняемого.

Статья 38. Меры взыскания

За невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания:

выговор;

водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых — на срок до семи суток.

Статья 39. Порядок применения мер взыскания

Взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 40 настоящего Федерального закона. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания.

Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка — со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения — не позднее месяца со дня его наложения.

До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт. (В редакции Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ)

Взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, другие взыскания — в письменной форме.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право обратиться с обжалованием взыскания к вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. Подача жалобы не приостанавливает исполнение взыскания.

Статья 40. Содержание в карцере

Подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в одиночную камеру или карцер за:

притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых;

нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц;

неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за оскорбление их;

неоднократное нарушение правил изоляции;

хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ;

хранение, изготовление и использование других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;

участие в азартных играх;

мелкое хулиганство.

Наказание в виде водворения в карцер применяется также к подозреваемым и обвиняемым, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания, предусмотренных статьей 38 настоящего Федерального закона.

Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника места содержания под стражей и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере.

Содержание подозреваемых и обвиняемых в карцере одиночное. В карцере подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями только на время сна в установленные часы. В период содержания в карцере подозреваемым и обвиняемым запрещаются переписка, свидания, кроме свиданий с защитником и проведения бесед членами общественной наблюдательной комиссии с ними, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, пользование настольными играми, просмотр телепередач. Посылки и передачи вручаются подозреваемым и обвиняемым после окончания срока их пребывания в карцере. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в карцере, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью один час. (В редакции федеральных законов от 08.12.2003 № 161-ФЗ; от 05.02.2007 № 10-ФЗ; от 01.07.2010 № 132-ФЗ)

Иные ограничения, не предусмотренные настоящей статьей, в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в карцере, не допускаются. Направление ими предложений, заявлений и жалоб осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона.

Начальник места содержания под стражей имеет право отсрочить исполнение взыскания в виде водворения в карцер, сократить срок содержания в карцере либо досрочно освободить подозреваемого или обвиняемого из карцера с учетом медицинских показаний или по иным основаниям. Если подозреваемый или обвиняемый в период отсрочки не совершил нового нарушения, он может быть освобожден от взыскания.

Статья 41. Материальная ответственность подозреваемых и обвиняемых

Подозреваемые и обвиняемые несут материальную ответственность за причиненный государству во время содержания под стражей материальный ущерб:

причиненный в ходе трудовой деятельности, — в размерах, предусмотренных законодательством о труде;

причиненный иными действиями, — в размерах, предусмотренных гражданским законодательством.

Размер материального ущерба, причиненного государству подозреваемым или обвиняемым, определяется постановлением начальника места содержания под стражей.

Постановление объявляется подозреваемому или обвиняемому под расписку и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.

В случае отказа от добровольного возмещения материального ущерба он взыскивается в судебном порядке в соответствии с законом.

Суммы, неправильно взысканные за причиненный материальный ущерб, подлежат возврату подозреваемому или обвиняемому и зачисляются на его лицевой счет.

По просьбе подозреваемого или обвиняемого причиненный им материальный ущерб может быть возмещен его родственниками или иными лицами с их согласия.

В случае направления осужденного в учреждение, исполняющее наказание, невозмещенный материальный ущерб взыскивается администрацией указанного учреждения из средств, поступающих на лицевой счет осужденного.

В случае освобождения подозреваемого или обвиняемого из-под стражи не возмещенный им материальный ущерб может быть взыскан по решению суда в порядке гражданского судопроизводства.

Материальный ущерб, причиненный подозреваемому или обвиняемому по вине администрации места содержания под стражей, взыскивается в соответствии с законом.

Статья 42. Меры, принимаемые при отказе от приема пищи

При установлении факта отказа подозреваемого или обвиняемого от приема пищи начальник места содержания под стражей или его заместитель обязан выяснить причины непринятия пищи и известить об этом лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей.

В случае обоснованности причин отказа подозреваемого или обвиняемого от приема пищи администрация места содержания под стражей принимает меры к удовлетворению предъявленных данным подозреваемым или обвиняемым требований. При отсутствии возможности немедленно выполнить указанные требования подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения и принимаются меры к их удовлетворению.

Подозреваемый или обвиняемый, отказывающийся от приема пищи, содержится по возможности отдельно от других подозреваемых и обвиняемых и находится под наблюдением медицинского работника.

Меры, в том числе и принудительного характера, направленные на поддержание здоровья отказывающегося от приема пищи подозреваемого или обвиняемого, если его жизни угрожает опасность, осуществляются на основании письменного заключения врача и в присутствии медицинского работника.

Отказ от приема пищи подозреваемого или обвиняемого не препятствует его этапированию или конвоированию в другие места содержания под стражей, а также участию в следственных действиях и судебных заседаниях. При наличии заключения врача этапирование или конвоирование производятся в сопровождении медицинского работника. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 43. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в местах содержания под стражей

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы допускается только в порядке, на основании и в случаях, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия военнослужащими, в том числе военнослужащими органов федеральной службы безопасности, допускается только на основании и в случаях, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

(Статья в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 503-ФЗ)

Статья 44.

(Утратила силу — Федеральный закон от 28.12.2016 № 503-ФЗ)

Статья 45.

(Утратила силу — Федеральный закон от 28.12.2016 № 503-ФЗ)

Статья 46.

(Утратила силу — Федеральный закон от 28.12.2016 № 503-ФЗ)

Статья 47.

(Утратила силу — Федеральный закон от 28.12.2016 № 503-ФЗ)

Статья 48. Режим особых условий в местах содержания под стражей

В случаях стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, обширных очагов возгораний, крупных аварий систем жизнеобеспечения, массовых беспорядков, захвата заложников и других террористических актов или неповиновения подозреваемых и обвиняемых либо при наличии реальной угрозы вооруженного нападения на места содержания под стражей по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, министра внутренних дел или начальника управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации в пределах их компетенции, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации или соответствующими прокурорами, в местах содержания под стражей вводится режим особых условий на срок не более тридцати суток. (В редакции федеральных законов от 21.07.1998 № 117-ФЗ; от 30.06.2003 № 86-ФЗ; от 08.12.2003 № 161-ФЗ; от 29.06.2004 № 58-ФЗ; от 30.10.2007 № 241-ФЗ; от 27.09.2009 № 224-ФЗ)

При введении режима особых условий могут быть ограничены или приостановлены все мероприятия, проводимые с участием подозреваемых и обвиняемых, усиливаются их охрана, пропускной режим и надзор за подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, прекращается прием посылок и передач, а также принимаются другие меры, предусмотренные законом.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью подозреваемых и обвиняемых и иных лиц начальник места содержания под стражей может самостоятельно вводить меры, предусмотренные частью второй настоящей статьи, с немедленным уведомлением в зависимости от подчиненности места содержания под стражей руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, министра внутренних дел или начальника управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации, на территории которого расположено место содержания под стражей, а также соответствующего прокурора. (В редакции федеральных законов от 21.07.1998 № 117-ФЗ; от 30.06.2003 № 86-ФЗ; от 08.12.2003 № 161-ФЗ; от 29.06.2004 № 58-ФЗ; от 30.10.2007 № 241-ФЗ; от 27.09.2009 № 224-ФЗ)

Режим особых условий в местах содержания под стражей отменяется органом или должностным лицом, которыми он был введен, либо вышестоящими органом или должностным лицом.

ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 49. Основания освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи

Основаниями освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи являются:

судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном законом;

постановление следователя, органа дознания; (В редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 214-ФЗ)

постановление начальника места содержания под стражей или прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, об освобождении указанного подозреваемого или обвиняемого в связи с истечением установленного законом срока содержания под стражей.

Статья 50. Порядок освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи

Освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под стражи производится начальником места содержания под стражей по получении соответствующего решения суда либо постановления следователя, органа дознания или прокурора.

Начальник места содержания под стражей обязан не позднее чем за двадцать четыре часа до истечения срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора.

Если по истечении установленного законом срока задержания или заключения под стражу в качестве меры пресечения соответствующее решение об освобождении подозреваемого или об

Карцер

Cлово «карцер» произошло от латинского слова «career» и означает «темница». Карцер обязательно имеется в каждой тюрьме. Это особое помещение, в котором содержатся осужденные, уличенные в нарушении установленного в тюрьме порядка. В карцере осужденные содержатся в более строгом режиме, чем тот, который к ним применялся, когда они содержались в обычных камерах.

Карцер предназначен для одиночного заключения осужденных, таким образом администрация тюрьмы наказывает провинившихся.

Как правило, под карцер выделяют помещение более чем скромного размера. Хотя по закону карцер должен быть удобен для заключенных, ведь основной смысл наказания карцером заключается в отсутствии общения, на самом деле тюремные карцеры далеко не всегда соответствуют этому требованию. Карцер бывает темным и светлым. Пол в нем должен быть деревянным или асфальтовым, прочным и ровным, а дверь крепкой, наподобие камерной, снабженной массивным тюремным замком. В двери обязательно должны иметься:

• специальный «глазок» для обзора карцера и наблюдения за заключенным;

• форточка, запираемая на замок вагонного типа, через которую заключенному подается пища.

В карцере также обязательно должно быть окно 50 х 50 см, закрытое металлической решеткой и щитом. Этот щит является своего рода жалюзи и закрывает окно снаружи. Внутри окно дополнительно закрыто сеткой.

Карцер обязательно должен освещаться электрической лампой небольшой мощности. Она устанавливается на потолке или в специальной нише над дверью. Лампа также должна быть изолирована мелкоячеистой металлической сеткой, чтобы заключенный не мог до нее добраться.

Помимо уже перечисленного, в карцере обязательно должны быть:

• санитарный узел;

• койка, сделанная из металлического каркаса и деревянного лежака, которая должна крепиться напрямую к стене, при необходимости подниматься и опускаться;

• табурет, с помощью креплений удерживаемый на одном месте;

• стол, так же как и табурет, зафиксированный на одном месте. Он может крепиться как к полу, так и к стене.

Обычно администрация тюрьмы самостоятельно подбирает помещение, которое в дальнейшем используется как карцер.

Вопреки правилам, это может оказаться крохотная комнатушка, лишенная даже минимальных удобств, но снабженная неизменной металличе – ской дверью с форточкой.

Поскольку в карцере заключенный содержится в одиночестве, крайне маловероятно, что ему понадобится соблюдать там какие-либо правила этикета. Разве что не следует забывать о вежливом тоне при общении к охранникам.

Еду в карцер приносят специальные служащие. Они подают ее в помещение через форточку. Следует аккуратно взять предложенную пищу и вежливо поблагодарить человека, доставившего ее. Пустую посуду следует пододвинуть к форточке, чтобы ее забрали.

Поскольку помещение в карцер является в первую очередь наказанием, у администрации тюрьмы есть много возможностей злоупотреблять им. Это является скорее исключением из правила, но все равно встречается в современных тюрьмах, а потому, попадая в тюрьму, к этому следует быть готовым.

Помните, что содержание в карцере, не соответствующем установленным требованиям, может быть оценено как бесчеловечное обращение с людьми, то есть пытка, а следовательно, оно незаконно. Статья 5 Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания гласит: «Подготовка персонала, стоящего на страже соблюдения закона, и подготовка других официальных лиц, которые могут нести ответственность за лиц, лишенных свободы, должна обеспечивать такое положение, при котором полностью учитывалось бы запрещение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Это запрещение должно также, по мере необходимости, быть включено в такие общие правила или уставы, которые касаются обязанностей или функций каждого, кто может иметь дело с содержанием под стражей таких лиц или обращением с ними».

Таким образом, если с вами обошлись жестоко, вы вполне можете пожаловаться адвокату. Будет назначено расследование, и виновные понесут соответствующее наказание.

«Любое лицо, которое утверждает, что оно подверглось пытке или другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство виду обращения и наказания со стороны официального лица или по его подстрекательству, должно иметь право на то, чтобы предъявить жалобу компетентным органам соответствующего государства, и на то, чтобы дело было беспристрастно рассмотрено ими»

(Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Статья 8).

Карцер не только негативно влияет на физическое состояние заключенного, но и унижает его человеческое достоинство. Эта ситуация предусмотрена статьей 3. Эта же статья указывает на отличие наказания, проведенного в унизительной форме, от обычного наказания, предусмотренного российским законодательством.

Чтобы защитить заключенных от бесчеловечного обращения администрации тюрем, 9 декабря 1975 г. ООН была принята Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В этой декларации дается определение пытки, указывается на ее опасность для общества: «Для целей настоящей Декларации пытка означает любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняется сильная боль или страдание, физическое или умственное, со стороны официального лица или по его подстрекательству с целью получения от него или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается, или запугивания его или других лиц. В это толкование не включаются боль или страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому или вследствие этого, в той степени, насколько это совместимо с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными. Пытка представляет собой усугубленный и преднамеренный вид жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания». А в статье 2 особо указано на то, что пытки полностью противоречат Всеобщей декларации прав человека, поскольку «любое действие, представляющее собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, является оскорблением человеческого достоинства и должно быть осуждено как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

В этой статье приведен анализ таких уголовных наказаний как ограничение и лишение свободы; обозначено в чем разница между лишением и ограничением свободы по состоянию на 2020 год. В художественной и даже некоторой публицистической литературе часто путают эти два наказания и даже уравнивают их. Хоть они и относятся к тяжким видам наказания и есть такими, что ограничивают, в той или иной мере, свободное передвижение человека и другие права, — между ними есть большие отличия. Поэтому, для ясного понимания разницы, юридический интернет-ресурс «Протокол» предлагает вашему вниманию аргументированный перечень различий между ограничением свободы и лишением.

Что собой представляют эти наказания

Оба эти явления есть видами уголовных наказаний за совершение преступления. Так, согласно статье 61 (далее по тексту — УКУ), ограничение свободы — это наказание, что предусматривает удержание лица в специальных исполнительных учреждениях открытого типа, без изоляции от общества и с обязательным привлечением осужденного к работе. Такое наказание не может применяться к беременным женщинам, женщинам с детьми до 14 лет, несовершеннолетним, людям пенсионного возраста, инвалидам первой и второй групп.

Лишение свободы — это такой вид наказания, при котором человек полностью изолируется от общества в учреждениях закрытого типа (статья 63 УКУ).

Назначить уголовное наказание может только суд своим решением, принятым в установленном для этого порядке.

Порядок и условия исполнения таких наказаний, так же как и других уголовных, обозначен в (далее по тексту — УИКУ). От положений этого кодекса далее и будут сравниваться условия удерживания осужденного при лишении свободы и при ее ограничении, его права (то есть, то что ему можно и разрешено делать) и его обязанностьи (то что он должен делать и как именно делать). На основе таких сравнений и будет сформулирован перечень признаков, по которым можно будет увидеть чем ограничение свободы отличается от лишения.

Пользуйтесь консультацией: Как получить условно — досрочное освобождение с мест лишения свободы

Разница между ограничением и лишением свободы

Осужденные к ограничению, как уже упоминалось выше, обязательно привлекаются к работе, но при этом, их работа оплачивается и независимо от суммы всех отчислений с их заработка, фактические выплаты должны составлять не менее 75 % от всей суммы; для осужденных с наличием задолженности по исполнительным документам — не менее 50 %.

Таким образом, одним из прав осужденных к ограничению свободы есть соблюдения базовых гарантий предусмотренных Кодексом законов о труде, среди которых и получения платы за свою работу.

Но при этом, работу они выполняют под присмотром органов исполнения наказаний.

Кроме того, статьей 59 УИКУ, осужденным к ограничению, предусмотрено еще такие права:

  • носить обычную одежду, специальная форма не требуется;
  • иметь и свободно распоряжаться мобильным телефоном, компьютером, деньгами и тд (но при этом запрещается покупать, продавать, передавать и пользоваться некоторыми вещами и предметами, (среди них ножи, бритвы, оружие, музыкальные инструменты и другие));
  • отправлять и получать почту и передачки;
  • на короткие свидания без ограничений и раз в месяц на более длительные свидания — до трех дней;

Также, Protocol отмечает, что разница между лишением и ограничением свободы заключается и в том, что в некоторых случаях осужденные к ограничению имеют право покидать исправительные центры, а именно:

  • в случае необходимости сдать экзамены в учебном заведении;
  • за необходимостью обратится к врачу при наличии болезни за назначением лечения;
  • в случае подачи документов и оформления пенсии;
  • а также в других жизненно необходимых ситуациях;

Осужденные к лишению свободы, согласно статье 107 УИКУ, также имеют некоторые права, но они более узкие, чем у осужденных к ограничению. Так, они имеют право на получение информации о своем осуждении, на общение с лицами находящимися вне исполнительных учреждений (в том числе через интернет ресурсы, переписку, отправку бумажных писем; общение по телефону; при этом, общение с лицами, что не являются родственниками разрешается только с позволением администрации); на свидания до 3 часов с родственниками и на свидания до 3 суток с близкими родственниками, с которыми вместе проживали; имеют право на получение и отправку денежных переводов; получение посылок и бандеролей; на получение образования, на правовую помощь; право работать (при таком наказании это есть уже правом, а не обязанностью как при ограничении; но, при этом, такие осужденные обязаны выполнять работу необходимую для поддержки благоустройства колонии и связанную с самообслуживанием). Также, Протокол отмечает, что осужденные к лишению свободы имеют право получать бесплатную медицинскую помощь от врача этой колонии, или же они могут обращаться за счет своих денег или денег родственников в любую другую больницу. Кроме этого, они имеют право на получение пенсии.

Таким лицам запрещено получать и передавать кому-либо деньги и другие ценности без разрешения администрации колонии (но при этом, можно покупать литературу: газеты и журналы без ограничения, а книги не более 10; тратить свои деньги на лекарства назначены местным врачом или при обращении в другие больницы). Также, им строго запрещается наносить себе или кому-либо другому татуировки, нецензурно выражаться, давать клички друг другу, нарушать трудовую дисциплину, нарушать правила отправки корреспонденции; самовольно покидать колонию, носить и покупать запрещенные вещи и предметы; играть в азартные игры; употреблять спиртное; курить в неположенных местах.

Для обеих категорий осужденных предусмотрено ответственность за нарушения трудовой дисциплины исправительного центра (колонии). Ниже, в таблице можно увидеть какие именно меры взыскания могут применяться за нарушения. Сразу обращаем внимание, что эти меры расположены по степени тяжести: от самых легких к самым тяжелым.

Для осужденных к ограничению свободы

Для осужденных к лишению свободы

предупреждение (предостережение о том, что в следующий раз будет применено дисциплинарное наказание)

предупреждение (предостережение о том, что в следующий раз будет применено дисциплинарное наказание)

выговор

выговор

строгий выговор

строгий выговор

запрет проживать вне общежития на срок до 3 месяцев

штраф в денежном виде в размере до 2 мин зарплат (по состоянию на 2020 год эта сумма составляет 9446 гривен). Может назначаться только за перечень злобных нарушений обозначенных в статье 133 УИКУ (среди них употребление спиртных напитков, наркотиков, хулиганство, участие в азартных играх с целью прибыли и другие)

запрет выходить в свободное время от работы за границы исправительного центра (до 3 месяцев)

отмена улучшенных умов удержания

помещение в дисциплинарный изолятор до 10 суток

помещение в дисциплинарный изолятор с возможностью ограничить выход на работу или учебу (для мужчин до 14 дней, для женщин до 10 дней

помещение в карцер без выхода на работу до 14 суток

переведение в камеру-одиночку до 3 мес (применяется только когда все другие меры взыскания были безуспешными)

Protocol обращает внимание, что за одно нарушение или несколько нарушений совершенных одновременно — можно применять только одну меру взыскания. Такая мера применяется только на основании письменного документа о ее применении. Если в течении 6 месяце с дня отбытия меры взыскания к осужденному не было применено новые меры взыскания, считается, что он не имеет нарушений.

Важно отметить, что кроме вышеупомянутых мер взыскания, статьей 390 УКУ предусмотрено еще и такое преступление как «Уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы», совершив его, можно «продлить себе срок». Заключается оно в систематическому нарушении общественного порядка и правил проживания, самовольному оставлении исправительного центра или невозвращении с разрешенного выезда, после окончания его срока.

Пользуйтесь консультацией: Заявление о преступлении. Как подать так, чтобы не отфутболили

Чем отличается лишение свободы от ограничения: выводы

Протокол обращает внимание на основные отличия между двумя вышеприведенными видами наказания:

  1. Место удержания. При лишении свободы — полностью изолировано (учреждения закрытого типа); при ограничении — нет такой изоляции, то есть, учреждения открытого типа.
  2. Работа. При ограничении — это основной критерий; при лишении — как дополнительный.
  3. Строгость удержания. При лишении свободы условия более строгие, почти все запрещено (в том числе при лишении есть обязанность носить одинаковую специальную форму одежды; более тяжкие меры взыскания за нарушение дисциплины).
  4. Оплата труда. При ограничении платят не менее 75 процентов на счет от заработанных денег (за наличия задолженности по документам — не менее 50 %), при лишении — не менее 50 % (за наличия задолженности по документам — не менее 25 %.
  5. Возможность на несколько дней покидать исправительное учреждение. При ограничении — есть такая возможность при соблюдении некоторых условий, а при лишении — это почти исключено.
  6. Распоряжение деньгами и ценностями. При ограничении свободы, осужденные имеют право свободно пользоваться своими деньгами, покупать что-то на них; а при лишении свободы — все деньги, ценности, которые даже честно заработанные осужденными, — хранятся в администрации колонии и выдаются только с ее разрешения или в прямо предусмотренных законодательством случаях.

Автор консультации: Колотуха Катерина

Источник: Юридический ресурс Протокол

Организация режима и ОРД в ИУ

A.A. CHAIKOVSKY*

УДК 343.81 ББК 67.409.17 Ч-15

Аннотация: в статье рассматриваются нарушения режима содержания, допускаемые подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в следственных изоляторах ФСИН России, анализируютсяхарак-терные особенности и мотивы их совершения Ключевые слова: следственный изолятор, оперативные подразделения, режим, нарушение режима содержания, спецконтингент

АЛЕКСЕЙ

АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЧАЙКОВСКИЙ*

ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЖИМА СОДЕРЖАНИЯ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ ФСИН РОССИИ

Key words: pre-trial detention center, operative divisions, security level, infringement of security, prisoners.

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»1 и Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы2 режим представляет собой порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Он определяет правила изоляции от общества заключенных, надзор за ними, правоограничения, правила внутреннего распорядка, раздельное содержание различных категорий лиц, меры профилактического воздействия, применяемые к ним.

Лица, содержащиеся под стражей, обязаны соблюдать и выполнять требования режима, однако, как показывает практика, заключенные не всегда выполняют эти требования и допускают нарушения.

Нарушение режима содержания в следственных изоляторах, как правило, совершается отрицательно настроенной частью заключенных, которые придерживаются «воровских традиций», чем зарабатывают и поддерживают свой авторитет в среде заключенных.

В следственных изоляторах ФСИН России в 2008 г. выявлено 381 000 нарушений режима содержания, в 2007 — 338 100, в 2006 г. — 400 500. В 2008 г. 277 900 человек, или 73 %, подвергались наказанию за допущенные нарушения режима содержания (2007 г. — 258 200, или 76,4 %), из них: объявлены выговоры — 235 700 человек, или 84,8 % от общего количества наказанных (2007 г. — 216 000, или

* Преподаватель кафедры организации оперативной работы (Владимирский юридический институт ФСИН России). E-mail: Alex Chavkovskiv@mail.ru.

83,7 %), водворялись в карцер — 36 400 человек, или 15,2 % (2007 г. — 41 700, или 16,3 %)* .

30 % опрошенных сотрудников оперативного отдела и отдела режима считают, что из всех нарушений режима содержания спецконтинген-том в следственных изоляторах наиболее часто совершается нарушение правил изоляции (межкамерная связь), 21 — участие в азартных играх, 15 — употребление спиртных напитков и изделий на спиртовой основе, 15 — изготовление, хранение или передача запрещенных предметов, веществ и продуктов питания, 10 — неповиновение представителям администрации следственного изолятора или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; 9 % -порча имущества, выдаваемого во временное пользование, и порча камерного имущества.

Итак, самым распространенным нарушением режима содержания в следственных изоляторах является нарушение правил изоляции (межкамерная связь). По данным ФСИН России, в 2008 г. в следственных изоляторах было зафиксировано 177 600 нарушений правил изоляции, допущенных подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (в 2007 г. — 138 100).

В ходе исследования установлены следующие пути и способы межкамерной связи и связи с лицами, находящимися на свободе: перестукивание через стены, батареи отопительной системы; переговоры через санузлы, расположенные по обе стороны стены; перекрикивания через окна; перекрикивания через двери камер; перекрикивание между прогулочными дворами; передача записок и иных предметов через канализацию; передача записок путем перебрасывания через стены прогулочных дворов; передача записок и предметов через осужденных из хозяйственной обслуги, через заключенных, направляемых в суд, исправительную колонию, на экспертизу; оставление записок в тайниках прогулочных дворов; передача записок и устной информации через сотрудниковучреждения, недобросовестно относящихся к своим обязанностям.

Следующим по частоте нарушением режима содержания является участие заключенных в азартных играх. Лица, заключенные под стражу, имеют право пользоваться настольными играми (шашками, шахматами, нардами, домино), однако в п. 3 приложения 1 ПВР СИЗО указано, что запрещается играть в настольные игры с целью извлечения материальной или иной выгоды.

Тем не менее отдельные заключенные при помощи настольных игр и игральных карт устраивают игры «на интерес»: деньги, продукты питания, табачные изделия, личные вещи заключенных и т. д. Заключенные играют в карты с целью самоутверждения, развлечения, приобретения ценностей, подчинения своему влиянию других заключенных.

Лица, привлекаемые к уголовной ответственности впервые, наиболее подвержены вовлечению в азартные игры, так как полностью не осознают последствий возможного проигрыша. Такими последствиями могут быть: совершение преступлений в отношении сокамерников либо сотрудников учреждения с целью отработать долг; конфликтные ситуации, возникающие между игравшими, из-за несвоевременно отданного долга; совершение побегов из СИЗО с целью уклонения от уплаты долга и др. Своевременное выявление указанных лиц и проведение в отношении их профилактических мероприятий будет способствовать предупреждению преступлений и нарушений режима в СИЗО.

Общественно опасным нарушением режима содержания является употребление заключенными спиртных напитков и изделий на спиртовой основе. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, они могут не подчиниться и оказать сопротивление представителям администрации, совершить другие нарушения режима содержания, а также преступления в отношении сокамерников.

Употребление спиртных напитков в следственных изоляторах не редкость. Кроме того, заключенными нередко используются спиртосодержащие вещества, изготовленные путем перегонки алкогольной массы (закваски, самогонной браги и т. п.), полученной в результате брожения зерновых продуктов, сахара, овощей, фруктов, риса, включая самогон, брагу и другие крепкие спиртные напитки кустарной выработки. Имеются случаи доставки им алкогольных напитков сотрудниками администрации (так, в 2008 г. сотрудниками оперативных отделов СИЗО было выявлено 13 фактов доставки алкогольных напитков заключенным, в 2007 г. — 15).

Статистический анализ показал, что в 2008 г. было изъято алкогольных напитков и иных изделий на спиртовой основе в следственных изоляторах 18 221,85 л, что на 305,48 л, или на

1,7 %, больше, чем в 2007 г. (17 916,37 л). Следует отметить, что если в 2007 г. доля спирто-

* Здесь и далее использованыданные ФСИН России (2007-2008 гг.).

Организация режима и ОРД в ИУ

Организация режима и ОРД в ИУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

55.5 %, изготовленных в учреждении.

Приведенные данные свидетельствуют о

ежегодном увеличении количества изъятых алкогольных напитков и изделий на спиртовой основе, что может быть расценено, с одной стороны, как усиление работы оперативно-режимных служб СИЗО по обнаружению и изъятию спиртных напитков, с другой — как ослабление профилактической работы с заключенными, которые изготавливают и употребляют данные напитки.

Опасным нарушением режима содержания является изготовление, хранение или передача запрещенных предметов, веществ и продуктов питания заключенными. К числу запрещенных предметов, наиболее часто изымаемых в следственных изоляторах, относятся: колюще-режу-щие предметы, конструктивно схожие с холодным оружием; денежные средства и ценные вещи; средства мобильной связи, зарядные устройства к ним и 81М-карты; фотоаппараты; медицинские шприцы, ножовочные полотна, самодельные электрокипятильники; самодельные станки для бритья; игральные карты; электробритвы, проволока и веревки; осколки стекла; медикаменты и др.

Проведенный опрос сотрудников оперативно-режимных подразделений показал, что наличие запрещенных предметов в камерах способствует совершению преступлений, так считают 91 % респондентов.

При ответе на вопрос, какие запрещенные предметы могут способствовать совершению преступлений в следственных изоляторах, 26,5 % опрошенных указали спиртные напитки, наркотические средства и психотропные вещества,

23.5 — денежные средства и ценные вещи, 19,4 -средства мобильной связи, 13,3 — игральные карты и 7,3 % — колюще-режущие предметы.

Мотивы проноса и хранения запрещенных предметов разнообразны.

Колюще-режущие предметы, конструктивно схожие с холодным оружием (самодельные ножи, супинаторы, металлические штыри, заточенные черенки от ложек) могут быть использованы для изготовления различных поделок, нарезки продуктов питания и различных материалов в быту, нанесения самоповрежде-ний, совершения нападений на сотрудниковад-министрации. В связи с этим оперативно-режимным службам необходимо тщательно под-

ходить к проведению обысковых мероприятий. В 2008 г. был изъят 3461 колюще-режущий предмет, в 2007 — 5361, в 2006 г. — 10 107.

Денежные средства и ценные вещи доставляются в СИЗО и хранятся с целью приобретения продуктов питания, табачных изделий, спиртных напитков, сильнодействующих лекарственных препаратов и наркотических средств, а также для подкупа сотрудников администрации. Так, в 2008 г. у лиц, содержащихся в следственных изоляторах, изъято 13 490,8 тыс. рублей, в 2007 — 9782,717, в 2006 — 8726.

Средства мобильной связи заключенные используют для общения с родственниками, адвокатами, преступными авторитетами, а также с заключенными и осужденными, находящимися в местах лишения свободы; давления на потерпевших, свидетелей, очевидцев, сотрудников правоохранительных органов; организации поставок запрещенных предметов на территорию СИЗО. В следственных изоляторах ФСИН России в 2008 г. было изъято 8951 средство мобильной связи, в 2007 — 7212, в 2006 г. -5066.

Рассмотрим такое нарушение режима содержания, как угроза неповиновения представителям администрации СИЗО или их оскорбление при отсутствии признаков преступления.

Неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей — это демонстративное невыполнение их приказов, указаний. Проступок выражается в бездействии в то время, когда подозреваемый или обвиняемый был обязан выполнить требование соответствующего сотрудника, в отказе прекратить карточную игру, вернуться с прогулки в камеру, перейти в другую камеру, привести в порядок спальное место, убрать камеру и т. п.

Оскорбление сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц, то есть умышленное унижение их чести и достоинства, выраженное в неприличной форме, влечет за собой уголовную ответственность в соответствии со ст. 130 УК РФ лишь при наличии их жалобы, поскольку это дело частного обвинения. При отсутствии жалобы содеянное нельзя рассматривать как преступление (ч. 2 ст. 20 УПК РФ). Данное нарушение может стать актом защиты своего человеческого достоинства и личных прав в ответ на неправомерные действия и требования к заключенным со стороны представителей администрации. Иногда правомерные действия сотрудников неадекватно воспринимаются заключенными. Нарушение может быть обусловлено стремлением

отстоять или повысить свой статус среди сокамерников, завоевать или упрочить авторитет в их среде, развлечься.

Еще одним нарушением режима содержания является порча имущества, выдаваемого во временное пользование, и порча камерного имущества.

Правила поведения подозреваемых и обвиняемых обязывают их бережно относиться к имуществу СИЗО. Пренебрегая этим, отдельные заключенные рвут, сжигают постельные принадлежности, ломают мебель, спальные места, инвентарь, рисуют на стенах камеры, бьют стекла в камерах, лампочки и другие осветительные приборы, портят радиоточки, рвут выданные им для чтения книги. Статья 51 ПВР СИЗО предусматривает материальную ответ-

ственность заключенных за причиненный государству во время содержания под стражей материальный ущерб.

Как правило, заключенные портят камерное и выданное им имущество для совершения других нарушений режима содержания (нарушение правил изоляции, изготовление и хранение запрещенных предметов), из хулиганских побуждений, из чувства мести к сотрудникам администрации, в целях развлечения.

Таким образом, перечисленные нарушения режима содержания подозреваемыми и обвиняемыми в следственных изоляторах имеют свои характерные особенности, знание которых поможет сотрудникам оперативных, режимных и воспитательных отделов в их выявлении, предупреждении и пресечении.

1 См.: Собрание законодательстваРос. Федерации. 1995. № 29.

2 См.: Об утвержденииПравил внутреннего распорядка следственных изоляторовуголовно-исполнитель-ной системы: приказ Министерстваюстиции Рос. Федерации от 14 октября2005 г. №9 189 // Бюл. нормат. актов федер. органов исполнительнойвласти. 2005. № 46.

Организация режима и ОРД в ИУ

admin