Какое наказание считается

Урок обществознания

7 класс

Шимарева Н.Г.

Учитель обществознания

МБОУ «Гимназия № 36» г.Иваново

«Виновен – отвечай»

Цель урока «Виновен-отвечай»:

  • Выяснить …
  • Проанализировать …
  • Доказать …
  • Сделать вывод…
  • Разобраться …

-работа с понятиями.

— формулировка выводов.

— установление причинно-следственных связей.

— осмысление проблемы

— подведение итогов

— проверка и оценка выводов.

Алгоритм нашей работы:

  • осмысление проблемы.
  • работа с понятиями.
  • установление причинно-следственных связей.
  • формулировка выводов.
  • проверка и оценка выводов.
  • подведение итогов

Работа по группам

Группа №1 и №2.

Противозаконное поведение – это поведение, которое запрещено законом; оно наносит вред обществу, людям.

Группа №3 и №4.

Законопослушное поведение – это поведение, которое не нарушает закон и не наносит вред другим людям и обществу.

Общество

Государство

Человек

Общество

Государство

Человек

Виновен- отвечай!

Общество

Государство

Человек

Виновен- отвечай!

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся»

«На друга надейся, а сам не оплошай»

» Кто владеет информацией, тот владеет миром»

Физкульминутка вместо ответа «Да» — вставать, вместо ответа «Нет» — сидеть.

  • Платить налоги – это законопослушное поведение ?
  • Оплачивать проезд в общественном транспорте – это противозаконное поведение?
  • Уклоняться от выполнения воинской обязанности — законопослушное поведение?
  • Законопослушные люди составляют большую часть нашего общества.
  • Совесть влияет на законопослушность человека?

Письмо подростка из воспитательно-трудовой колонии. Письмо подростка из воспитательно-трудовой колонии. «Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проникаю в тот день , когда пошел с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством …Думал ли я о последствиях ?..Нет! Откровенно говоря , я не знал, что закон так строг и что есть в нем конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание».Не думайте что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни. Поверьте мне, как хочется на свободу…»

Преступление

Преступление

Закон

Мотив

Преступление

Закон

Эмоции,

слабость характера, жадность, зависть,

лень

Мотив

Преступление

Закон

Эмоции,

слабость характера, жадность, зависть,

лень

Мотив

Преступление

Закон

Наказание

Преступление

Наказание

Общество

Государство

Человек

Преступление

Наказание

Работа по группам

Время работы 5-7 минут

Группа №1.

Какое наказание считается справедливым? Почему все нарушения разделяются на разные группы? Какое должно быть наказание, чтобы его можно было назвать справедливым? За какие поступки человек может понести наказание?

Правонарушения

Преступления

Проступки

Группа №2.

Что такое «юридическая ответственность». Назовите виды юридической ответственности и меру наказания каждого вида.

Преступление

?

Юридическая ответственность

Уголовная

Административная

Гражданская

Дисциплинарная

Эмоции,

слабость характера, жадность, зависть,

лень

Мотив

Преступление \

проступок

Закон

Наказание

Эмоции,

слабость характера, жадность, зависть,

лень

Мотив

Преступление \

проступок

Закон

Наказание

  • поведение >< Уголовному кодексу
  • поведение >< Административному, Гражданскому кодексу

Эмоции,

слабость характера, жадность, зависть,

лень

Мотив

Преступление \

проступок

Закон

Наказание

  • поведение >< Уголовному кодексу
  • поведение >< Административному, Гражданскому кодексу, нравственным нормам

Лишение свободы

\

Штраф, исправительные работы , выговор

Группа №3.

Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам. (15 лет, осуждён на 3,5 года).

Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Всё продали. По первому разу очень боялся, что поймают. Но когда увидел «живые» деньги – обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так жить можно. Но ошибся. Все когда-нибудь попадутся.

Эмоции,

слабость характера, жадность, зависть,

лень

Мотив

Преступление \

проступок

Закон

Наказание

  • поведение >< Уголовному кодексу
  • поведение >< Административному , Трудовому, Гражданскому кодексу, нравственным нормам

Лишение свободы

\

Штраф, исправительные работы , выговор

Группа №4.

Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки, а Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.

Эмоции,

слабость характера, жадность, зависть,

лень

Мотив

Преступление \

проступок

Закон

Наказание

  • поведение >< Уголовному кодексу
  • поведение >< Административному , Трудовому, Гражданскому кодексу, нравственным нормам

Лишение свободы

\

Штраф, исправительные работы , выговор

Общество

Государство

Человек

Виновен- отвечай!

Общество

Государство

Человек

Я

Домашнее задание Параграф 6 изучить (читать, пересказывать) На выбор следующие задания: 1 уровень: подготовить устный ответ на вопрос » Как избежать правонарушение в своей жизни?». 2 уровень: Написать мини-сочинение на тему «Что такое справедливость?». Мои впечатления от урока Используемые ресурсы

1. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

2. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Комментарий к статье 6

В ст. 6 УК РФ раскрывается содержание принципа справедливости, в соответствии с которым наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

В содержание принципа справедливости включено и положение о том, что никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Таким образом, справедливость выражается прежде всего в соответствии, адекватности наказания и иных мер уголовно-правового характера совершенному преступлению. При установлении такого соответствия во внимание принимаются характер и степень общественной опасности совершенного преступления.

Характер общественной опасности преступления зависит от объекта посягательства, формы вины и отнесения УК РФ преступного деяния к соответствующей категории преступлений (ст. 15), а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью виновного при совершении преступления в соучастии).

К примеру, убийство отличается от кражи и по объекту посягательства, и по тяжести вреда.

Наказание не может быть справедливым, если при его применении не учитываются обстоятельства совершения преступления: время, место, способ, мотив, цель и др. Так, законом (п. п. «а», «д» ч. 1 ст. 61 УК РФ) такие обстоятельства, как впервые совершение преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств или совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания, признаются обстоятельствами, смягчающими наказание.

Личность виновного также имеет большое значение для определения справедливого наказания. Например, думается, будет справедливо, если лицо, совершившее преступление впервые или в несовершеннолетнем возрасте, при прочих равных условиях понесет менее строгое наказание по сравнению с лицом, неоднократно судимым, продолжающим вести антиобщественный образ жизни.

Следует отметить, что справедливость является очень емким понятием, включающим в себя многие факторы. Например, нельзя признать наказание справедливым, если оно незаконно, если было нарушено равенство граждан перед законом, если наказание является чрезмерно суровым и т.д. Поэтому можно сказать, что принцип справедливости как бы аккумулирует в себе содержание и всех иных принципов и направлен на достижение максимальной индивидуализации наказания и иных мер уголовно-правового характера. Для индивидуализации наказания законом предоставляются широкие возможности: наличие санкций с различными видами и пределами наказания, специальные правила назначения наказания при различных обстоятельствах, возможность назначения более мягкого наказания, применения условного осуждения и т.д. Говоря о справедливости, следует иметь в виду и то обстоятельство, что справедливость может пониматься по-разному различными людьми, их социальными группами. Поэтому единственным общим критерием справедливости может быть лишь закон и его правильное применение.

Положение ч. 2 ст. 6 УК РФ о том, что никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление, воспроизводит норму ч. 1 ст. 50 Конституции РФ. В этой связи можно говорить о конституционности рассматриваемого принципа уголовного права.

Принцип non bis in idem, как он установлен Конституцией Российской Федерации и регулируется уголовным законодательством Российской Федерации, исключает повторное осуждение и наказание лица за одно и то же преступление, квалификацию одного и того же преступного события по нескольким статьям уголовного закона, если содержащиеся в них нормы соотносятся между собой как общая и специальная или как целое и часть, а также двойной учет одного и того же обстоятельства одновременно при квалификации преступления и при определении вида и меры ответственности.

Вместе с тем названный принцип не препятствует федеральному законодателю, например путем закрепления судимости и связанного с ней института рецидива преступлений, влекущих предусмотренные уголовным законом правовые последствия, учитывать характер преступления, его опасность для защищаемых Конституцией Российской Федерации и уголовным законом ценностей, интенсивность, причины и иные обстоятельства его совершения, а также данные о лице, совершившем преступление, при условии, что регулирование этих институтов и их применение адекватно конституционным принципам юридической ответственности и гарантиям личности в ее публично-правовых отношениях с государством.

Напротив, конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации принципам справедливости и гуманизма противоречило бы законодательное установление уголовной ответственности и наказания без учета личности виновного и иных обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование и способствующих адекватной оценке общественной опасности как самого преступного деяния, так и совершившего преступление лица, и применение одинаковых мер ответственности за различные по степени общественной опасности преступления без учета фактора интенсивности участия конкретного лица в преступлении, его поведения после совершения преступления и после отбытия наказания, если таковое уже назначалось ранее, иных характеризующих личность обстоятельств.

admin