Какие должности в полиции?

Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 декабря 2013 г.

Регистрационный N 30613

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»1 — приказываю:

1. Утвердить Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (приложение N 1).

2. Внести изменения в нормативные правовые акты МВД России согласно Перечню (приложение N 2).

3. Считать утратившим силу приказ МВД России от 31 августа 2009 г. N 680 «О Перечне должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»2.

Министр

генерал-полковник полиции

В. Колокольцев

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2542; 2012, N 4, ст. 471; N 14, ст. 1616.

2 Зарегистрирован в Минюсте России 27 октября 2009 г., регистрационный N 15114.

Приложение N 1

Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

I. Должности в органах внутренних дел Российской Федерации

1. Должности всех наименований аппарата Министра внутренних дел Российской Федерации1 и аппаратов заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации.

2. Начальники, заместители начальников структурных подразделений2 главных управлений, департаментов, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации3, Национального центрального бюро Интерпола МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации4.

3. Помощники (всех наименований) руководителей (начальников) территориальных органов МВД России, Четвертого управления МВД России, управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, строевых подразделений полиции территориальных органов МВД России, отрядов мобильных особого назначения, специальных отрядов быстрого реагирования, органов предварительного следствия.

4. Следователи всех наименований.

5. Дознаватели всех наименований.

6. Оперуполномоченные всех наименований.

7. Старшие участковые уполномоченные полиции.

8. Должности всех наименований, в служебные обязанности которых входит осуществление полномочий по защите интересов органов внутренних дел в судах и (или) по проведению правовой экспертизы проектов конкурсной документации и документации об аукционе, запросов котировок цен на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России, а также проектов соответствующих договоров, соглашений, государственных контрактов.

9. Эксперты всех наименований:

федерального государственного казенного учреждения «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

территориальных органов МВД России.

10. Главные инспекторы территориальных органов МВД России.

11. Инспекторы всех наименований, в служебные обязанности которых входит осуществление регистрационно-экзаменационных функций, а также функций дорожного надзора, технического надзора, розыска автомототранспортных средств, дорожно-патрульной службы, обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

12. Должности всех наименований, выполнение служебных обязанностей по которым предусматривает осуществление функций, связанных с предоставлением государственных услуг и исполнением государственных функций в сфере оборота оружия, а также частной детективной (сыскной) и охранной деятельности.

13. Инспекторы всех наименований, в служебные обязанности которых входит осуществление функций по исполнению административного законодательства.

14. Должности всех наименований, выполнение служебных обязанностей по которым предусматривает подготовку решений о приеме на службу в органы внутренних дел и переводе сотрудника на другую должность в органах внутренних дел, присвоении специальных званий, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, награждении государственными и ведомственными наградами, осуществление функций инспекции по личному составу, профессиональной служебной и физической подготовки кадровых подразделений.

15. Ревизоры всех наименований, главные эксперты-ревизоры:

Контрольно-ревизионного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации;

контрольно-ревизионных управлений (отделов, отделений, групп) территориальных органов МВД России.

16. Эксперты-ревизоры, специалисты-ревизоры всех наименований:

Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации;

подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

17. Главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации.

18. Главные бухгалтеры, заместители главных бухгалтеров.

19. Должности всех наименований Управления представителей заказчика Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации.

20. Должности всех наименований, выполнение служебных обязанностей по которым предусматривает обеспечение размещения заказов и осуществление закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России.

21. Ученые секретари, должности всех наименований профессорско-преподавательского состава образовательных и научных организаций системы МВД России.

II. Воинские должности военнослужащих внутренних войск МВД России

22. Начальники управлений, самостоятельных отделов, служб и иных структурных подразделений Главного командования внутренних войск МВД России5 и их заместители.

23. Начальники (всех наименований) структурных подразделений и служб: тыла, техники и вооружения, управлений: финансового, авиационного, инженерного, связи и автоматизированного управления войсками6 ГКВВ МВД России.

24. Заместители начальников штабов (всех наименований) ГКВВ МВД России;

25. Начальники подразделений при ГКВВ МВД России и их заместители.

26. Начальники структурных подразделений при ГКВВ МВД России и их заместители: инспекции по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью внутренних войск МВД России, отдела контроля за работой служб заказчика и учета недвижимого имущества внутренних войск МВД России, отдела организации питания, транспортного обеспечения, банно-прачечного обслуживания и экологической безопасности внутренних войск МВД России.

27. Начальники учреждений внутренних войск МВД России, их заместители и помощники.

28. Начальники военных образовательных организаций высшего образования внутренних войск МВД России, их заместители и помощники.

29. Начальники структурных подразделений и служб военных образовательных организаций высшего образования внутренних войск МВД России, на которые возложены функции материального обеспечения, учета, а также комплектования.

30. Начальники факультетов, адъюнктур, курсов и их заместители, ученые секретари, должности всех наименований профессорско-преподавательского состава.

31. Командующие войсками оперативно-территориальных объединений внутренних войск МВД России7, командующий Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации8, начальники групп оперативного управления (по субъектам Российской Федерации, находящимся в пределах Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации), их заместители и помощники9.

32. Начальники управлений и их заместители, заместители начальников тыла, вооружения, начальники самостоятельных структурных подразделений и служб РК ВВ и ОГВ(с).

33. Начальники (всех наименований) структурных подразделений и служб тыла, техники и вооружения, финансовых, инженерных, авиационных подразделений, подразделений связи и АУВ, РК ВВ и ОГВ(с).

34. Заместители начальников штабов (всех наименований) РК ВВ и ОГВ(с).

35. Помощники командиров соединений и воинских частей по финансово-экономической работе, по работе с кадрами и по правовой работе.

36. Начальники структурных подразделений и служб соединений, воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России, на которые возложены функции материального обеспечения, учета, а также комплектования.

37. Воинские должности всех наименований, выполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление функций по: формированию государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа; размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и ремонта, оказание услуг для нужд внутренних войск МВД России10, в том числе по организации и проведению торгов (аукционов, конкурсов), запросов котировок цен на поставки товаров, выполнение работ для нужд войск; приемке товаров (техники, вооружения), выполненных работ и оказанных услуг; контролю за использованием бюджетных денежных средств.

38. Бухгалтеры (всех наименований) и их заместители, ревизоры (всех наименований), юристы (всех наименований11).

39. Начальники структурных подразделений центров заказчика-застройщика внутренних войск МВД России.

40. Начальники военно-врачебных комиссий (всех наименований12).

41. Начальники лечебных и диагностических подразделений (всех наименований) военно-медицинских учреждений внутренних войск МВД России.

III. Должности федеральной государственной гражданской службы

42. Должности федеральной государственной гражданской службы, отнесенные к категориям «руководители» и «помощники (советники)» всех групп должностей в центральном аппарате МВД России и территориальных органах МВД России.

Примечание. Настоящий Перечень распространяется также на должности с двойным наименованием при наличии хотя бы одной из них в настоящем Перечне

1 За исключением должностей высшего начальствующего состава, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации.

2 Под структурными подразделениями в настоящем Перечне понимаются как самостоятельные подразделения, так и входящие подразделения (составные части самостоятельных подразделений).

3 Далее — «МВД России».

4 Далее — «органы внутренних дел».

5 Далее — «ГКВВ МВД России».

6 Далее — «связи и АУВ».

7 Далее — «РК ВВ».

8Далее — «ОГВ(с)».

9 За исключением помощников по работе с ветеранами.

10 Далее — «войска».

11 За исключением правового управления ГКВВ МВД России.

12 За исключением начальника Центральной военно-врачебной комиссии внутренних войск МВД России.

Приложение N 2

Перечень изменений, вносимых в нормативные правовые акты МВД России

1. В приказе МВД России от 8 сентября 2010 г. N 652 «О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов»1:

1.1. Сноски 1 — 3 к преамбуле изложить в следующей редакции:

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N27, ст. 3446; 2012, N 12, ст. 1391; 2013, N 14, ст. 1670.».

1.2. В Положении о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов (приложение к приказу):

1.2.1. Сноски 2 — 4 к пункту 1 изложить в следующей редакции:

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N27, ст. 3446; 2012, N 12, ст. 1391; 2013, N 14, ст. 1670.».

1.2.2. В подпункте «в» пункта 4 слова «и образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования» заменить словами «, образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования».

1.2.3. В пункте 6 слова «и образовательными учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования» заменить словами «, образовательными организациями высшего образования и организациями дополнительного профессионального образования».

1.2.4. Сноску 1 к абзацу первому подпункта «а» пункта 14 изложить в следующей редакции:

2. В приказе МВД России от 16 апреля 2012 г. N333 «Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов»2:

2.1. Сноски 1 — 3 к преамбуле изложить в следующей редакции:

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3446; 2012, N 12, ст. 1391; 2013, N 14, ст. 1670.».

2.2. В Порядке формирования и деятельности Комиссии территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (приложение к приказу):

2.2.1. Сноски 2 — 4 к пункту 1 изложить в следующей редакции:

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3446; 2012, N 12, ст. 1391; 2013, N 14, ст. 1670.».

2.2.2. В абзаце первом подпункта «б» пункта 7 слова «и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования» заменить словами «, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования».

2.2.3. Сноску 2 к абзацу первому подпункта «а» пункта 12 изложить в следующей редакции:

1 Зарегистрирован в Минюсте России 22 сентября 2010 г., регистрационный N 18506, с изменениями, внесенными приказами МВД России от 31 мая 2012 г. N 548 (зарегистрирован в Минюсте России 19 июня 2012 г., регистрационный N 24629) и от 12 августа 2013 г. N 621 (зарегистрирован в Минюсте России 9 октября 2013 г., регистрационный N 30132).

2 Зарегистрирован в Минюсте России 17 мая 2012г., регистрационный N 24195, с изменениями, внесенными приказом МВД России от 12 августа 2013 г. N 622 (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2013 г., регистрационный N 30150).

Воинские звания и гражданские чины, относительно независимые от должности, появляются в XVI в. Модель, похожая на существующую, формируется к середине XVIII в. Вполне в духе Нового времени создаются универсальные критерии оценки профессиональной деятельности. Человек по мере службы за некоторые заслуги получает чины/звания, их больше нельзя купить. При назначении на вакантную должность принимаются во внимание не только симпатии руководителя, но и меритократические маркеры – накопленные за годы службы чины и награды.

Помимо укрепления меритократических принципов в госуправлении, звания выполняли и другую функцию. Особенно важна она оказалась в России. Вернемся на границу XVIII и XIX века. На огромном пространстве существует централизованная власть, по нему же разбросана армия. Принципиальное отличие от современной ситуации – скорость транспорта и связи. Военные и государственные управленческие структуры могли оказаться в ситуации, когда нужно на месте принимать решения, которые сегодня принимаются в центре. Допустим, губернатор погиб на охоте. Весть об этом будет идти из, скажем, Иркутска как минимум два месяца в одну сторону. Пока информация дойдет до столицы и обратно, кто-то должен принимать решения. Тут на помощь приходят чины. Должность занимает старший по чину, а если есть несколько людей в одном чине, то появляются дополнительные критерии: возраст, срок нахождения в этом чине и т. д. Не факт, что система работает хорошо, но она минимизирует конфликты внутри себя.

Для успешного функционирования система званий (чинов) должна быть подробной, чтобы не было десятков людей в одном звании в конкретном подразделении. Но со временем, как и многие другие управленческие технологии Нового времени, система званий начала давать сбои. Например, в 1941 г. к отряду, выходящему из окружения, присоединяется летчик-полковник, который требует, чтобы его считали командиром. Человеком он может быть совершенно прекрасным, но не будет иметь понятия, как командовать стрелково-артиллерийской частью в тысячу человек. Специализация тут важнее, чем звание.

Наверное, есть универсалы, «идеальные руководители», да и выше определенного уровня разница между нанотехнологиями, электросетями и государственным имуществом, вероятно, стирается. Но в подавляющем большинстве случаев работа чиновника требует неплохого знания той сферы, с которой он работает. В этой ситуации кадровая политика с опорой на чины становится бессмысленной. Не говоря уже про содержательные компетенции, которые важны при назначении на должность. Современные управленческие технологии требуют учета массы других особенностей человека – коммуникативных, сетевых и т. д. Одновременно система назначений с опорой на чины становится попросту ненужной, ведь в гражданской сфере исчезла необходимость быстрого принятия решений в автономном режиме.

В армии и подобных структурах определенный смысл в званиях сохраняется – экстренные ситуации и действия в отрыве от начальства возможны на порядок чаще. Возможно, именно поэтому раннесоветская попытка отменить звания в армии фактически продержалась три года. Вводившиеся в 1922 г. «воинские должности» фактически были званиями, так как ситуация, в которой «комполка» командовал дивизией, не была редкой. Изменения 1924, 1935, 1940 и 1943 гг. окончательно вернули звания. В гражданских ведомствах без чинов после революции прожили существенно дольше. Долгое время их практически не было, после войны была попытка присвоить звания практически всем работникам всех ведомств (был даже проект званий для работников вузов), но в 1954–1958 гг. доля ведомств «с погонами» очень сильно сократилась, а чиновники – работники советских и партийных органов – дожили без персональных чинов до начала 1990-х.

Фактически система штатских званий уже изжила себя. В гражданских службах приходящий из бизнеса замминистра оказывается вовсе без звания руководителем пары-тройки «действительных государственных советников» какого-нибудь класса (генералов – на языке цивильной госслужбы). В полиции, например, нередка ситуация, когда в одном отделе полиции работает два десятка участковых в званиях от младшего лейтенанта до майора. Освободившуюся должность начальника участковых занимает не майор, а лейтенант, оставив позади не только единственного майора, но и пару капитанов и 10 старших лейтенантов. Упрощение лестницы званий в полиции и отход от военной структуры позволит радикально сократить разрыв между реальностью и тем, как «должно быть».

Как кажется, в армии упразднять систему званий пока нельзя, хотя в течение ближайшего полувека придется изобретать ей какую-то замену. Однако очевидно, что во всех полностью гражданских ведомствах ее нужно просто отменить.

А что делать с военизированными структурами? Нужны ли звания полицейским или сотрудникам МЧС, исправительных учреждений или таможенникам? Для промежуточных случаев должно быть и промежуточное решение. Всем этим службам точно не нужна лестница из 15–20 званий (как сейчас) – вполне достаточно 5–8, как в большинстве полиций мира. При этом старшие звания (примерно начиная с наших полковничьих) – это уже не звания, а должности в чистом виде, присвоение которых строго связано с замещением должности, скажем, комиссара или интенданта.

Пусть система мертва. Но, возможно, она безвредна? Просто милый рудимент прошлого, возможность сохранить традиции? Нет. Звания создают ложные ориентиры, порождая дополнительный разрыв между формальным и реальным. Эта система требует средств на свое обслуживание, бухгалтеры считают надбавки за классные чины, отделы кадров ведут учет, специальные подразделения готовят приказы и указы о присвоении очередных или внеочередных чинов и званий. Если завтра упразднить всю систему классных чинов, ликвидировать все подразделения, которые занимаются ее обслуживанием, и предложить всем работать «по должностям», не изменится практически ничего (кроме системы льгот).

Автор — директор по исследованиям Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Статья 6. Должности в органах внутренних дел
1. Должности в органах внутренних дел учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации.
2. Перечень типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
3. На основании перечня типовых должностей в органах внутренних дел руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с учетом особенностей функционирования этих органов могут учреждаться соответствующие типовым должностям по своему правовому статусу должности с иными наименованиями — нетиповые должности.
Статья 7. Классификация должностей в органах внутренних дел
Должности в органах внутренних дел подразделяются на:
1) должности высшего начальствующего состава;
2) должности старшего начальствующего состава;
3) должности среднего начальствующего состава;
4) должности младшего начальствующего состава;
5) должности рядового состава.
Статья 8. Специальные звания
1. Специальные звания, установленные по должностям в органах внутренних дел, присваиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Учреждаются следующие специальные звания:
1) рядовой состав: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;
2) младший начальствующий состав:
а) младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции;
б) сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции;
в) старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции;
г) старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;
д) прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции;
е) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;
3) средний начальствующий состав:
а) младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;
б) лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;
в) старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;
г) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;
4) старший начальствующий состав:
а) майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции;
б) подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;
в) полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;
5) высший начальствующий состав:
а) генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции;
б) генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции;
в) генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции;
г) генерал полиции Российской Федерации.
3. Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел в соответствии с замещаемой должностью.
4. При замещении должности рядового состава сотруднику органов внутренних дел присваивается специальное звание рядового полиции, рядового внутренней службы или рядового юстиции.
5. При замещении должностей начальствующего состава устанавливаются следующие предельные специальные звания:
1) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции — при замещении должностей младшего начальствующего состава;
2) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции — при замещении должностей среднего начальствующего состава;
3) полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции — при замещении должностей старшего начальствующего состава;
4) генерал полиции Российской Федерации, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции — при замещении должностей высшего начальствующего состава.
6. Перечень должностей высшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
7. Перечни должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел на основании предусмотренного статьей 6 настоящего Федерального закона перечня типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий.
Статья 9. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел
1. В число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в органах внутренних дел, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности (далее также — служебные обязанности).
2. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава — образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава — высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
3. В число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности.
4. Квалификационные требования к стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника органов внутренних дел, необходимым для выполнения служебных обязанностей, устанавливаются:
1) Президентом Российской Федерации — в отношении должностей высшего начальствующего состава;
2) руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел — в отношении должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава.
5. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, и сотрудников органов внутренних дел в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прохождения гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел, и сотрудниками органов внутренних дел военно-врачебной экспертизы и порядок профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел определяются Правительством Российской Федерации.
6. По результатам военно-врачебной экспертизы граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, и сотрудников органов внутренних дел военно-врачебной комиссией дается заключение о годности таких граждан и сотрудников к службе в органах внутренних дел по следующим категориям:
А — годен к службе в органах внутренних дел;
Б — годен к службе в органах внутренних дел с незначительными ограничениями;
В — ограниченно годен к службе в органах внутренних дел;
Г — временно не годен к службе в органах внутренних дел;
Д — не годен к службе в органах внутренних дел.
7. В отношении отдельных должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел могут устанавливаться квалификационные требования к уровню физической подготовки.
8. С учетом уровня образования, стажа службы в органах внутренних дел или стажа (опыта) работы по специальности, профессиональных знаний и навыков сотрудникам органов внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, присваиваются следующие квалификационные звания: специалист третьего класса, специалист второго класса, специалист первого класса, мастер (высшее квалификационное звание).

В преддверии дня штабного работника мне довелось изнутри познакомиться с работой штаба Управления внутренних дел по Западному административному округу, его руководителями, и узнать непосредственно у начальника штаба, чем именно они занимаются.

Меня сразу пригласили в кабинет заместителя начальника штаба, где и состоялся наш разговор. Мой первый вопрос к начальнику штаба:

— Расскажите о специфике штабной работы, чем конкретно занимается штаб и чем заняты его сотрудники?

— К сожалению, даже наши сослуживцы, работники смежных подразделений, не всегда понимают характер, объем и смысл нашей работы, — так начал свой рассказ начальник штаба УВД по ЗАО полковник внутренней службы Михаил Илюхин.

— Слово «штаб» предполагает командование, управление, организацию связей всех других структур. Как же устроен штаб изнутри?

— Верно.Фактически, штаб является центром, сердцем всего механизма окружных органов внутренних дел. Не буду перечислять всего, что входит в наши обязанности, но расскажу о структуре штаба и назову несколько основных пунктов его деятельности.

Штаб состоит из планово-аналитического отделения, инспекции, группы по контролю над соблюдением учетно-регистрационной дисциплины. В ежедневные обязанности штаба округа входят и планирование работы УВД на календарный год, и анализ результатов оперативной служебной деятельности, и управление штабными подразделениями на районном уровне. Очень важными составляющими штабной работы можно назвать подготовку и организацию проведения оперативных совещаний при начальнике Управления, подготовку материалов начальнику УВД для участия в совещаниях вышестоящих органов внутренних дел и других властных структур.

Наш разговор дополняется приятным женским голосом:

— Надо обязательно добавить, что штаб округа обеспечивает непрерывный контроль за исполнением всего вышеперечисленного, а также организует постоянное взаимодействие Управления с органами власти и местного самоуправления, участвует в регулярной работе антитеррористической комиссии, контролирует исполнение плановых мероприятий, принятие управленческих решений и поручений начальника УВД, — вступила в беседу хозяйка кабинета, миловидная светловолосая женщина с красивыми серо-зелеными глазами, заместитель начальника штаба Елена Микиртычьян.

— А как вы вдруг стали работать на этой должности? Неужели, это женская работа? Чем она вас привлекла и привлекает до сих пор? – искренне удивился я, засыпая Елену Викторовну вопросами.

Мы остались вдвоем, Елена Викторовна неторопливо и негромко стала отвечать на мои вопросы.

— Расскажите немного о себе. Когда видишь женщину, да еще с такой внешностью, на руководящей должности, к тому же, служащую на государство в органах полиции, это всегда вызывает к ней повышенное внимание и интерес.

-В далеком 1993 году я еще была молодой провинциальной девчонкой из районного городка в Ростовской области. Закончив среднюю школу, уже собиралась продолжить учебу в своем же городке. Но на семейном совете, при обсуждении планов, мой папа высказал предложение, пойти по его стопам. А работал он в милиции и был в городе начальником следственного управления. Вот тогда, приняв семейное решение, я получила направление для поступленияв школу милиции в г. Москве. Но с обязательством: вернуться и отработать в направляющей меня организации не менее трех лет после окончания школы.

В рекомендациях отца и решении семейногосовета я не сомневалась ни минуты!

Во-первых, меня всегда привлекала работа в милиции. Она нравилась мне, потому что сочетала в себе работу и общение с живыми людьми и с реальной помощью, которую я могла бы им приносить. Как отдельным гражданам, так и в целом, всему гражданскому обществу. Уж, простите меня за пафос, за, может быть, громкие слова. Да, я была романтиком, я верила в светлое предназначение и позитивность работы в органах внутренних дел. И. знаете, даже сейчас, по прошествии 25-ти лет, у меня эта вера и отношение к работе сохранились.

В 1995 году я окончила школу милиции по специальности эксперт-криминалист и вернулась на работу в место направления своегородного города, где и проработала почти три года по полученной специальности. Работая экспертом, поняла, что эта профессия не совсем то, к чему я стремилась и чем хотела бы заниматься всю жизнь. В 1998 году, после замужества, мне представилась возможность переехать в Москву и продолжить работу в столичной системе органов правопорядка

В1998 году Елена Викторовнапоступила на работу ОВД Фили-Давыдково в службу участковых уполномоченных, инспектором профилактики и отработала в ней до начала 2006 года.

— У меня простая и прозрачная биография, — продолжает свой рассказ Елена Микиртычьян. Бывает, человек сменит за пару лет с десяток рабочих мест. А я, как пришла работать в милицию Западного административного округа, так и работаю в ее рядах уже более 20-ти лет.

В 2006 году перешла в ОВД Можайский старшим инспектором штаба района. Вот именно тогда я и поняла, что нашла свое призвание, свое персональное место в сложном механизме внутренних органов. Работа и захватила, и увлекла. Сколько я вникала, изучала, работала, оставаясь во внерабочее время, постигая тонкости и детали штабной работы. Оказалось, что я склонна к анализу, мне интересно работать с документами, за столом. Дело, которым я занималась, доставляло мне и радость, и самоудовлетворение. Уверена, что работаю честно, искренне и старательно.

Отметим, что принципиальность и добросовестность Елены Микиртычьян была по достоинству отмечена руководством окружного управления и учтена при продвижениях по службе и дальнейших назначениях на должности.

С 2007 года Елена Викторовна Микиртычьян стала исполнять обязанности начальника штаба района.В 2008 году перешла в аппарат УВД по ЗАО на должность главного инспектора штаба округа. Опыт главного инспектора она накапливала шесть лет, проработав на этом месте до 2014 года.

— А как вы стали одним из руководителей УВД по ЗАО, заместителем начальника штаба? Как состоялось ваше назначение, готовы ли вы были к нему?

— В 2015 годуменя назначили заместителем начальника штаба, одновременно начальником ОАП (отделение анализа и планирования). В 2015 году во время ротации руководящего состава в УВД по ЗАО меня вызвал к себе заместитель начальника УВД полковник внутренней службыМарат Алимович Мустафаев и задал вопрос о готовности занять должность заместителя начальника штаба округа. И даже предложил дать некоторое время на размышление.

Елена Викторовна немного помолчала, вспоминая эпизод, улыбнулась и добавила:

— Но я не колебалась ни мгновения и дала ответ сразу. Конечно, я согласна!Я сразу так и сказала. Я хорошо знаю эту работу и считаю, что буду на своем месте.

— И вас утвердили?

— Да. С того момента и занимаю эту должность.

— А что именно привлекло вас в этой должности, в работе заместителем начальника штаба округа?

В этой должности меня привлекает скрупулезный анализ ситуации в округе, возможность прогнозирования оперативной обстановки, возможность планирования мероприятий, возможность предвидения, предупреждения и направление дальнейшего развития обстановки в округе и в целом, в городе.

В дверь кабинета постучали и, на разрешение войти, к столу подошла сотрудница с несколькими документами. И я смог увидеть, мастер-класс по работе с документами от полковника.

Рука Елены Викторовны, вооруженная ручкой, привычно летала над текстом, где-то задерживаясь на несколько секунд, где-то сразу ставила пометки, вычеркивала слова, строчки или целые абзацы. Елена Микиртычьян вслух комментировала свою правку, и было сразу понятно, насколько она в теме каждого вопроса принесенного документа, насколько ее волнует и заботит работа своего подразделения.Штабная работа приучила к выверенности каждого сказанного слова, к тому, что сначала всегда идет мысль, ее надо обдумать, только потом высказывать вслух.

Сотрудник вышла, мы продолжили разговор.

— Елена Викторовна, продолжим о штабной работе.

— Возьмем такой аспект работы штаба, как подготовка мероприятий и организация оперативных совещаний. Вы не поверите, бывает, что отдельные встречи мы готовим целый месяц. И успех таких встреч заключается как раз в том, чтобы не было заметно тех усилий, которые предпринимает штаб для их проведения.

— Поподробнее, пожалуйста!

— Представьте себе, встреча организована для 30-ти 40-ка человек. Это и вода на стол, и блокноты для записей, и бумаги с рабочими материалами, размноженные в нужном количестве. Встреча участников, рассадка гостей. И работа звукоусиливающей техники, ведение протоколов, подготовка предварительных решений и резолюций. Лучшее совещание то, которое идет, как часы. Началось вовремя, закончилось в срок, готовые решения лежат на столе. Это означает, что был сделан верный анализ обстановки, правильный прогноз по составу принимаемых решений.

— Согласен. Это действительно непросто. Это тонкая и точная работа! Расскажите теперь немного о своем доме, о домашних.

В 2002 году родился мой сынок. В этом году он окончил 9-й класс, замечательно сдал экзамены. Но неожиданно решил уйти из средней школы и продолжить получение образования в колледже. И выбрал Западный комплекс непрерывного образования, факультет аддитивных технологий.

Елена Викторовна снова улыбнулась:

— Можно сказать, в своем выборе сын пошел по моему пути, решил поначалу получать среднее специальное образование, как и я в свое время стартовала со среднего специального образования в Черкизовской школе милиции.

— Получается, сын не стал продолжателем родительских профессий. А что такое «аддитивные технологии»?

— Насколько он мне объяснил, это обучение, овладение специальными средствами, позволяющими конструировать. Строить окружающие нас элементы интерьера и окружающего мираразличными способами. Как, например, печатание разных предметов обихода и промышленных частей с помощью 3D-принтеров.

— Какая интересная, нужная и очень перспективная профессия!

— И я рада его выбору. Сын хорошо разбирается в компьютерах. Его выбор – выбор профессии будущего.

Невысокая хрупкая женщина с белокурыми волосами, серо-зеленоватыми, немного усталыми глазами и милой улыбкой.Звание – полковник внутренней службы. Должность – заместитель начальника штаба окружного управления внутренних дел. Встретишь на улице, никогда не подумаешь.

Оглядываю кабинет и замечаю над рабочим местом и трех стенах многочисленные грамоты, поощрения, благодарности.

— Скажите, Елена Викторовна, вы проработали в правоохранительной системе более 25-ти лет. А есть ли у вас награды?

Елена Викторовна встала и подвела меня шкафу напротив рабочего стола. На отдельной полочке шкафа я увидел разложенныеоткрытые коробочки с государственными и ведомственными наградами, среди которых в уголке стояла также красная бархатная коробочка, в какой обычно женщины хранят ювелирные изделия, сережки или колечко.Коробочка была закрыта, создавая интригу.

На мой вопросительный взгляд и невысказанную просьбу коробочка была открыта ее владелицей. Внутри оказались шесть полковничьих звездочек в натуральную величину, по три штуки в два ряда.

— А что это?

— Звезды на погонах лучшее украшение для меня, свидетельство моей нужности, полезности, правильность сделанного когда-то мною выбора и нахождения на своем месте. Оценка моей работы. Я люблю свою работу, и моя работа оценила меня. Друзья сделали мне чисто символический подарок по случаю присвоением специального звания – полковник внутренней службы.

Наше общение снова прервалось визитом другого сотрудника. Прощаюсь, покидаю кабинет и оставляю настоящего полковника, заместителя начальника штаба Управления внутренних дел по Западному округу ГУ МВД России по городу Москве Елену Викторовну Микиртычьян со своими сотрудниками, службой и рабочими вопросами.

Тихий и уверенный голос хозяйки кабинета внушает доверие, спокойствие и оптимизм.

— Все будет хорошо! – напевает в машине ведущий «Русского радио». Поговорив с Еленой Викторовной, теперь не сомневаюсь. Да. Все у нас будет хорошо!

Пресс-служба УВД по ЗАО, г. Москва. +7 (499) 233-91-39

Игорь М. Микрюков.

admin