Как учиться в 10 классе?

Все права на материалы, размещенные на портале KudaPostupat.by, принадлежат источникам, ссылкой на которые сопровождается публикация материала. Цитирование материалов, права на которые принадлежат третьим лицам, производится на портале исключительно в рамках, установленных Законом РБ «Об авторском праве и смежных правах» на условиях, установленных правообладателями.

Информация, опубликованная на портале с разрешения других правообладателей ( в соответствии с размещенными в материалах ссылками), может быть использована только с письменного согласия соответствующих правообладателей, если иное не установлено самим правообладателем.

Любое копирование, перепечатка или последующее распространение информации, в том числе с использованием компьютерных средств, без письменного разрешения строго запрещено.

Авторские права на материалы KudaPostupat.by без специальной гиперссылки «Источник» принадлежат ИП Бовтрукевич И.М. Копирование, цитирование и последующее распространение таких материалов допускается без каких-либо ограничений, однако с обязательной активной гиперссылкой на KudaPostupat.by.

За нарушение данного правила наступает ответственность, предусмотренная соответствующим законодательством РБ.

Этим вопросом сейчас задаются многие родители выпускников. Звучит странно. И вопрос этот, со слов тех же родителей, не простой. Якобы в некоторых образовательных учреждениях набирают не более одного класса и не более 20 учеников. Куда отправляться другим желающим школьникам?

Региональное Министерство образования парирует — учебных заведений по области достаточно, а в них, соответственно, достаточно 10-х классов. Что делать, если в ближайшей школе больше не говорят «Добро пожаловать»?

Все решила одна оценка в аттестате. Путь в 10 класс для Надежды Коробовой закрыла тройка по геометрии. Больше склонная к гуманитарным наукам, девушка никогда не делала ставку на изучение пространственных отношений и форм.

Надежда КОРОБОВА
Училась в 45 школе. После 9 класса, когда все писали заявления на поступление в 10, к сожалению меня не взяли. Сказали — ты нам, к сожалению, в школе этой не нужна. Можешь пойти в ПТУ, раз ты знаешь русский и литературу в совершенстве. Так как геометрию не знаешь, извини, тебе не к нам.

Класс, в котором Надежде не нашлось места, был не технической направленности. Среди двух десятков учеников хватало как любителей математики, так и знатоков родного языка. Попали туда лучшие из лучших, те, кто, по мнению девушки, стопроцентно не подорвал бы престиж заведения недостойной оценкой ЕГЭ.

Руководство 85-й школы не то чтобы не заботилось о своём престиже. Но оценки Нади оно сочло очень даже подходящими. Аттестат о среднем образовании девушка получала уже здесь, став ученицей одного из трех 10 классов.

Сейчас вопрос о переходе стоит перед сестрой Анастасией. И ей, похоже, не придётся в сентября осваиваться в новом коллективе.

Надежда КОРОБОВА
У неё все хорошо. У неё нет троек в аттестате. Её взяли. Но такая же ситуация — многих детей не берут. Говорят — ты идёшь в ПТУ.

Решение о том, остаётся ребенок в школе или нет, сколько будет 10-х классов и каково в них будет количество учеников, принимает руководство образовательного учреждения — поясняют в региональном Минобре. Социальный заказ родителей формирует направленность классов — универсальную либо профильную.

Людмила ЮДИНА
КОНСУЛЬТАНТ ДЕПАРТАМЕНТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНЕСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
По нормативным документам, которые существуют в образовательной организации, в профильные классы производится набор либо по внутреннему тестированию, либо по среднему баллу аттестата, либо по результатам сдачи ОГЭ. У каждой образовательной организации свои правила. Они принимают это внутри. Поэтому нужно обращаться к руководителю той или иной организации, для того чтобы уточнить, как попасть в тот или иной профильный класс.

В 79-й гимназии Ульяновска аттестаты об окончании 9 класса поучили 89 учеников. 60 из них еще задолго до завершения учебного года изъявили желание продолжить обучение в школе. Данная цифра уже говорит о дефиците мест, пусть даже и только на примере одного учебного заведения. Открыто два 10 класса. Согласно законодательству количество учеников в них не должно превышать 25 человек. Сейчас в класс с технологической направленностью записаны 23 ученика. Гуманитарный профиль готовы осваивать 27. Еще около десятка так же желают остаться в школе, но сделать это им мешают слабые знания профильных дисциплин.

Татьяна ЧЕРНОВА
ДИРЕКТОР ГИМНАЗИИ №79
Мы для них впервые создали летнюю профильную школу, которая у нас с 1 июля по 30 августа в школе работает. И в ежедневном режиме, с понедельника по пятницу, идут занятия по математике. Учитель который будет работать в профильном классе. Учитель высшей категории. Она будет вести. И учитель русского языка и литературы. Ребята смогут углубить знания или же наоборот пробелы заполнить.

Директор подчеркивает — учеба в 10-м классе влечет за собой обязательное посещение спецкурсов, участие в олимпиадах, ответственное отношение и к своему поведению и к своему внешнему виду. Ребенку и его родителям, прежде чем настаивать на переходе в 10-й класс, стоит добиться четкого понимания всех плюсов и минусов учебы на профильном отделении.

Наталья ФИСЕНКО
МАМА УЧЕНИКА 10 КЛАССА
Многие недовольны и многие говорят, что несправедливо кого-то берут, кого-то не берут. Ведь все изначально в одинаковых условиях. Все они пришли в школу, все они учатся. Информацию всем дают одну и ту же. И всех предупреждали, что для того, чтобы попасть в 10 класс, вы должны учится. Должны стараться.

Людмила ЮДИНА
КОНСУЛЬТАНТ ДЕПАРТАМЕНТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНЕСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
По закону об образовании, директор может отказать действительно в том случае, если мест нет. Это абсолютно законно. И если мест нет, значит, нужно искать гимназию либо лицей рядом. Близлежащую. Выбора, я считаю, у нас всё-таки много в городе.

Выбор остается за подростком и его родителями. Можно попробовать пойти на компромисс с руководством родной школы. Подтянуть успеваемость чада и взамен получить долгожданное место. Можно выбрать общеобразовательное учебное заведение, где примут без лишних условий. А можно посмотреть на ситуацию не как на проблему, а как на возможность расширения горизонтов — стать студентом одного из многочисленных профессиональных колледжей региона.

Гульнара Шарипова, Александр Кудряшов, Константин Никитин. Репортёр 73.

В старшей школе подается наиболее сложный материал, который сам по себе объемный, еще и требует дополнительных знаний. Количество предметов в 10-11 классе увеличивается, требования преподавателей тоже. Кроме того, это ответственный период обучения, так как школьнику предстоит сдавать выпускные экзамены и поступать в высшее учебное заведение. К сожалению, справиться с нагрузкой самостоятельно бывает трудно, и тогда возникают проблемы с успеваемостью, которые приводят к неудовлетворительным результатам ЕГЭ.

Особенности программы 10–11 классов

В 10 класс ученики приходят с серьезной базой знаний, ведь они все только что сдали ОГЭ. Это дало возможность сформировать фундамент, на котором будут основываться новые темы и предметы старшей школы. ОГЭ не предлагало ничего нового, только заставляло пройти программу с 5 по 9 класс заново. Однако несколько факторов, с которыми знакомы только те, кто сам прошел этот этап, существенно портят картину.

Во-первых, школьники последние месяцы испытывают огромные нагрузки и в 10 класс приходят с чувством, что впереди нет никаких экзаменов, а значит, можно отдыхать и халтурить. К сожалению, программа 10 класса на такое не рассчитана и с первого занятия вынуждает учиться, но не для всех это стимул работать. Итог — плохая успеваемость.

Во-вторых, для многих школьников подготовка к ОГЭ была не возможностью наверстать и повторить, а борьбой за выживание. А знания, полученные с таким подходом, моментально выветриваются уже на следующий день после сдачи экзамена.

Кроме того, сложность обучения в 10–11 классах объясняется постоянными изменениями в формате старшей школы. Речь идет о скачках, когда продолжительность обучения постоянно меняли с 10 до 11 или 12 лет обучения. Этот период давно прошел, но особенности программы обучения сохранились. То, что должно было изучаться за 3 года (с 10 по 12 классы), уместили в 2 года. При этом часть программы из 9 класса перекинули в 10-й, чтобы школьникам было проще готовиться к ОГЭ. Таким образом, можно говорить о чрезвычайной сложности занятий и загруженности детей в этот период обучения.

У 11 класса своя специфика. Необходимо готовиться к ЕГЭ, то есть заново проходить программу 5–11 классов. Из опыта тех, кто это проходил, можно сказать, что от знаний с подготовки к ОГЭ к этому времени ничего не остается и все, только в еще больших объемах, надо учить заново. При этом надо поддерживать хорошую текущую успеваемость, ведь оценки за 11 класс идут в аттестат.

Учителя в этот период не могут обеспечить помощь своим ученикам. Они обязаны следовать учебному плану, а значит, смягчить требования или дать больше самостоятельного времени, сократив объемы домашнего задания, не получится. И речь идет не только о тех предметах, которые выносятся на ЕГЭ. Всем известны шутки о том, что даже учитель труда подчеркивает важность своей дисциплины. То есть, проблемы в 10–11 классах могут появиться в любой момент, и это уже стало закономерностью.

Как решить проблему подготовки к 10-11 классу

Когда школьные учителя не могут помочь подростку успевать по программе, получать хорошие оценки и заранее готовиться к экзаменам, необходимо заниматься дополнительно. Форма таких занятия может быть разная:

  • самостоятельное обучение;

  • курсы;

  • интернет-уроки;

  • репетитор.

Не все эти варианты одинаково хороши. Заниматься дополнительно самому можно до определенного момента. Однако когда оценки совсем стали плохие, уже не будет достаточно прочитать параграф из учебника. Нужно проанализировать собственные проблемы, найти нужные материалы, составить график обучения на год, следовать ему, самостоятельно контролировать усвоение информации, а это сложно.

Занятия на курсах проходят под контролем преподавателей. То есть, за ученика составляется расписание, подбирается материал. Цель учителя — донести информацию, то есть прочитать лекцию. Формат лекции особенно виден на курсах при высших учебных заведениях. Однако это только пассивное восприятие информации. Ученик активно работает только на редких тестах, которые легко списать, так как занятия проходят в группе. В обществе других школьников тяжело спросить непонятные моменты, что может свести на нет толк от занятий. Например, непонятный момент в математике обернется целым непонятым разделом.

Опасность интернет-уроков в том, что они больше напоминают успокоение совести, чем обучение. Особенно, если они бесплатные. Школьник подписывается на интернет-источник и заходит туда так редко, как это возможно. Даже если это не так, все равно рядом нет живого человека. который исправит ошибки, объяснит непонятные моменты и ответит на вопрос.

Насколько эффективны занятия с репетитором

Наиболее приемлемым вариантом являются дополнительные уроки у репетитора. Если преподаватель хороший, то минусы у такого подхода трудно обнаружить, зато эффективность занятий налицо.

Ученик и репетитор согласовывают удобное время для занятий, после чего учитель самостоятельно создает план обучения. Он будет выстроен таким образом, чтобы подтянуть оценки в школе, а если это 11 класс, то чтобы подготовиться к ЕГЭ. Также в обязанности репетитора входит самостоятельная подготовка раздаточных материалов, выбор книг и пособий.

Эффект от занятий с репетитором намного выше, чем у конкурирующих форм обучения. Все благодаря индивидуальному формату, который позволяет концентрировать на пробелах одного ученика, его способностях и особенностях работы.

Естественно, качественно проводить занятия, прислушиваться к пожеланиям школьника способны не все репетиторы для 10-11 класса. К сожалению, многие не справляются с той ответственностью, которую на себя берут. Избежать сотрудничества с недостаточно квалифицированными педагогами можно, если выбирать репетитора в специальных компаниях. К ним относится Буки.

Здесь администраторы собирают репетиторов со всех городов России, но прежде чем предоставить им доступ к сайту, проводится проверка. Так, менеджеры проверяют реальность заслуг, образование и опыт работы. Поэтому школьник, который пользуется услугами этого бесплатного ресурса, имеет значительное преимущество — он может по низкой стоимости воспользоваться услугами настоящего профессионала.

Выводы

Время обучения в 10 и 11 классах действительно трудное, и не стоит переживать, если программа оказывается не по силам. Необходимо понимать, что любую проблему можно решить, если приложить дополнительные усилия. В образовании такой сверхурочной работой являются занятия с репетитором. Найти хорошего учителя, с которым можно сотрудничать продолжительное время, легко на сайте Буки. Здесь не только широкий выбор анкет, но и удобная навигация по сайту, которая поможет найти подходящего специалиста.

Наш блогер Михаил Ланцман регулярно информирует вас о самых свежих изменениях в содержании или процедурах выпускных экзаменов. Сегодня он рассуждает о трёх основных трендах этого года, влияющих не только на выпускные экзамены, но и на всё школьное образование в целом.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Недавно я посмотрел видеоролик, который заставил задуматься. В телевизионном репортаже рассказывали о непростой ситуации, возникшей в одной из тульских школ, главным действующим лицом сюжета стал выпускник девятого класса. Его мама обратилась с заявлениями в прокуратуру и местный комитет по образованию, когда усомнилась в законности действий администрации школы при составлении списка зачисленных в 10 класс учеников.

Дело в том, что с 2016 года в этом учебном заведении существует конкурсный отбор в специализированные 10 классы. Рейтинг составляется не только на основании баллов ОГЭ, формула довольно сложная: средний балл аттестата + годовые оценки + оценки за ОГЭ + баллы за портфолио.

Согласитесь, даже в университетах подсчёт конкурсных баллов проще, чем требования школы № 18 города Новомосковска Тульской области. В вузе у вас спросят только баллы ЕГЭ, к которым можно прибавить лишь 10 бонусных баллов за индивидуальные достижения.

Герой этого ролика не набрал нужного количества баллов, в список зачисленных не попал, но родители не торопятся смириться с положением вещей и просят подробного обоснования такого решения. Тульская школа — далеко не исключение. Такой конкурсный набор в профильные 10 классы практикует сейчас чуть ли не каждая школа России.

Предлагаю от конкретной жизненной ситуации перейти к обсуждению довольно серьёзной и животрепещущей темы, имеющей отношение ко всем выпускникам девятых классов.

Что происходит с ОГЭ: основные тренды и метаморфозы

Если мы зайдём на сайт ФИПИ и внимательно посмотрим демонстрационные материалы ОГЭ текущего учебного года, то убедимся, что существенных изменений в демоверсиях нет.

Все корректировки ограничатся небольшим списком:

1. На первом месте, разумеется, будет стоять введение в 2019 году обязательного итогового собеседования по русскому языку. Это новшество давно обсуждалось, прошло период апробирования и стало обязательным для всех именно в этом году. Промежуточный экзамен станет своеобразным допуском всех выпускников девятых классов к ГИА, запланирован он на вторую среду февраля (13 февраля) 2019 года. Собеседование состоит из четырёх частей:

  • чтение текста вслух;
  • пересказ;
  • высказывание на определённую тему;
  • диалог с экзаменатором (по тому же тексту).

Проходить испытание будет в школе, где учатся выпускники. Каждый ученик получит «зачёт» или «незачёт». Продолжительность экзамена — 15 минут. Будет организована аудиозапись экзамена.

2. Второе новшество касается экзамена по иностранному языку. В ОГЭ по иностранным зыкам в 2019 году внесены уточнения в критерии оценивания задания № 33, которое носит название «Личное письмо».

3. Третье изменение коснулось ОГЭ по литературе. Тут тоже нет изменений в самих заданиях, корректировки коснулись только критериев оценивания экзаменационной работы. В частности, изменены критерии оценивания задания с развёрнутым ответом: изменились формулировки критерия № 1 (1.1.1 и 1.1.2, 1.2.1 и 1.2.2), а также теперь в заданиях 2.1–2.4 экзаменаторы будут обращать внимание на логические ошибки (и снижать баллы, разумеется).

4. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает демоверсия ОГЭ образца 2019 года по истории. Дело в том, что в этом учебном году ФИПИ представило целых две демоверсии экзаменационных материалов по одному и тому же предмету.

Для тех, кто не в курсе, коротко поясню, что система преподавания такого предмета как отечественная история, осуществляет сейчас плавный переход от концентрического принципа к линейному. Для тех школ, которые ещё не перешли на линейный принцип, актуальны будут старые формы заданий демоверсии ОГЭ.

На первый взгляд, изменения абсолютно не критичные. Но не торопитесь с выводами. Общение с многочисленными выпускниками и их родителями убедили меня в обратном. Есть целый комплекс изменений, который очень сильно меняет образовательный пейзаж средней школы, и который косвенно уже повлиял на рынок репетиторских услуг. Речь не о ЕГЭ, а именно об экзамене в девятом классе. В этом году изменения незначительные именно потому, что их было слишком много в прошлом.

И ещё очень важный момент, о котором я обязан вам сообщить. Совсем скоро будут утверждены новые образовательные стандарты. Как только это случится, будут сразу же вводиться в режиме апробации совершенно новые задания ОГЭ и ЕГЭ. Об этом чиновники заявляли уже неоднократно.

В частности, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов анонсировал апробацию новых моделей ОГЭ уже в 2019 году. Что это будут за задания, пока никто предметно сказать не может. Простите за каламбур, но уже в этом году на смену тюнингу ОГЭ может прийти полный апгрейд.

Надо понимать, что ОГЭ и ЕГЭ — это, по сути, сообщающиеся сосуды, и именно экзамен в девятых классах является своеобразной экспериментальной площадкой, на которой обкатываются (апробируются) всевозможные новшества, поэтому все тренды, имеющие отношение к ОГЭ, прямо или косвенно влияют и на изменения в главном экзамене страны.

Я не предсказатель, инсайдерской информацией о грядущих образовательных реформах, к сожалению, не обладаю. Поэтому возьму на себя задачу просто сформулировать чётко те самые тренды, в соответствии со своей личной логикой, которая базируется на практическом опыте работы в сфере бизнеса по оказанию репетиторских услуг.

Тренд № 1. Расширилось количество обязательных ОГЭ

В 2018 году выпускники девятых классов стали сдавать четыре обязательных экзамена. Напомню, что ещё четыре года назад девятиклассники могли без последствий отказаться от сдачи экзаменов по выбору, ограничиваясь лишь обязательными ОГЭ по русскому языку и математике. Тогда этой возможностью воспользовались почти 90% учеников!

Кстати, количество обязательных ОГЭ будет к 2020 году увеличено до трёх — добавится обязательный экзамен по иностранному языку.

Общее количество экзаменов в девятом классе хотят увеличить до шести: три обязательных и три по выбору.

Думаю, не надо быть предсказателем, чтобы понять, каким образом это отразится на рынке репетиторских услуг. Именно этот тренд, как мне кажется, максимально очевидно показывает, что и ЕГЭ ждёт та же участь — количество обязательных экзаменов для всех участников ГИА (и ОГЭ, и ЕГЭ) будет только расти.

Тренд № 2. Значительно укрепился статус результатов ОГЭ

В 2018 году изменения коснулись не только количества ОГЭ, именно в 2018 году баллы ОГЭ стали напрямую влиять на оценки в аттестате. И если для выпускников 11 классов подобная мера не стала бы катастрофой, поскольку оценки в аттестате не влияют напрямую на поступление в вуз, то для многих выпускников девятых классов это решение в 2018 году стало судьбоносным.

Если раньше мало кто из школьных учителей всерьёз воспринимал апелляцию результатов ОГЭ как необходимую меру, то именно этим летом всё поменялось кардинальным образом. Я не видел статистику по количеству апелляций результатов ОГЭ, но думаю, что в этом году таких детей было значительно больше, чем обычно.

Ролик в начале статьи наглядно иллюстрирует, что конкуренция при приёме в профильные классы вышла на качественно новый уровень.

Повышение статуса ОГЭ и заметно возросший «вес» баллов ОГЭ связан, на мой взгляд, с желанием влиять на качественый отбор желающих получить высшее образование

Именно поэтому ОГЭ уготована роль ещё одного фильтра для отбора наиболее талантливых и мотивированных учеников (будущих абитуриентов вузов).

Тренд № 3. Чиновники обратили внимание на несоответствие статистики по ОГЭ и ЕГЭ

Всё чаще стала звучать из уст чиновников критика в адрес школ, где показатели ОГЭ значительно (в несколько раз) превышают те же показатели на ЕГЭ. Статистика по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ сейчас под пристальным вниманием.

Вот фрагмент очень важного интервью, которое «Известия» взяли этим летом у самых высокопоставленных чиновников, заместителя главы Рособрнадзора и руководителя Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.

Нужно ли помимо ЕГЭ развивать другие формы аттестации?

Анзор Музаев: Мы серьёзно работаем в этом направлении. Всероссийские проверочные работы (ВПР), национальное исследование качества образования, экзамен в девятых классах (ОГЭ). Имея результаты ЕГЭ, ВПР и ОГЭ, мы прекрасно видим уровень вранья в конкретной школе. Есть школы, в которых все отличники по ВПР и ОГЭ, но в ЕГЭ у них почему-то провальная ситуация.

Каков процент таких школ?

Анзор Музаев: По стране — больше 400. А всего школ в России свыше 40 тысяч. Самое интересное, 200 с лишним школ продолжают эту линию. Мы им указали ещё в прошлом году, в региональные министерства отдали списки, дали задание поработать с этой школой, посмотреть, что происходит. Но они и во второй раз показывают, что занимаются приписками.

Виктор Болотов: Я сам был на совещании представителей субъектов федерации. «По ЕГЭ такие результаты, по ОГЭ такие. Прокомментируйте, пожалуйста, почему по ОГЭ в два раза лучше, чем по ЕГЭ?» Стыд и краска на лицах. Три года боролись.

Я противник ВПР в том виде, в котором их сейчас проводят. Я за то, чтобы на федеральном уровне разрабатывали примерные материалы для переводных экзаменов по каждому классу и каждому предмету. Но ничего не изменится, если не будут созданы нормальные внутришкольные системы оценивания. Школа должна научиться сама объективно проводить и итоговое, и текущее оценивание.

В контексте сказанного совершенно очевидно, что логика развития событий предсказуема: усиление контроля за проведением самой процедуры ОГЭ.

Кстати, уже озвучены конкретные меры: оборудование всех ППЭ, где проводятся ОГЭ, видеонаблюдением (сейчас камеры есть не везде) и создание общефедеральной предметной комиссии для проверки экзаменационных работ (раньше этим занимались комиссии региональные).

Самый главный вывод коротко звучит так: попасть в 10 класс будет всё сложнее

Для этого надо будет подтвердить своё желание конкретными знаниями по обязательным и профильным предметам. Кстати, для тех, кто планирует попасть в вуз альтернативным путём — через учёбу в колледже или техникуме после девяого класса, у меня не очень хорошая новость: чиновники озвучили возможность введения ЕГЭ для учащихся СПО. За них тоже «возьмутся» буквально в ближайшее время — уже осенью во всех колледжах и техникумах проведут срезы знаний по русскому языку и математике.

Весь комплекс мер, которые принимают форму вполне очевидных трендов, я называю принципом трёх «У»: увеличение, усложнение, ужесточение. И, конечно, об этом желательно знать не только родителям выпускников, но и тем, кому ещё далеко до экзаменов. Не хочется никого пугать, моя цель была иная. Я хотел лишь проинформировать вас о грядущих переменах. А предупреждён, значит вооружён.

Об 11 классе много мифов. Некоторые думают, что там нет жизни: школьники круглосуточно учатся в школе, у репетиторов и дома, бесконечно прорешивают варианты ЕГЭ и потихоньку превращаются в дебилов, не понимающих элементарных вещей. Другие уверены, что жизнь есть: можно прогуливать уроки, не ходить в школу неделями, заниматься тем, что нравится, и подготовиться к ЕГЭ за три месяца до экзамена. Истина, как всегда, где-то посередине.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Меня зовут Иван Сурвилло, я одиннадцатиклассник обычной московской школы. Через два месяца я её закончу. Расскажу, чему меня научил 11 класс и почему школа — лучшая бизнес-практика. Возможно, после этой статьи у меня будут неприятности, но угрызений совести — никаких.

Управление проектами

Основное, чему научил меня 11 класс, — управлению проектами. Дело в том, что учёба в 11 классе делится на два вида: для хорошего аттестата и для ЕГЭ. Это два совершенно разных формата. Сравнить их можно с продажей дешёвых холодильников и дорогих масл-каров («muscle car» — американский среднеразмерный, двухдверный седан — Прим.ред).

Учёба для ЕГЭ — то самое «натаскивание и отупение». Решаешь кучу тестов, чтобы получить хорошие баллы. Решать скучно, неинтересно и противно, но важно, потому что по результатам ЕГЭ принимают в вузы. Чем выше балл — тем выше вероятность поступления.

Я хочу поступить в ВШЭ на факультет «Медиакоммуникации». Для этого мне нужно сдать три ЕГЭ: русский, литературу и иностранный. Средний проходной балл на бюджет — от 96 из 100. Это значит, что я могу сделать одну или две ошибки в каждом экзамене.

Чтобы поступить, я отношусь к ЕГЭ как к долгосрочному проекту: планирую занятия, подготовку с репетитором и занимаюсь по чуть-чуть каждый день. Стараюсь готовиться в одно и то же время каждый день: с чётким расписанием проще планировать.

Учёба для аттестата нужна, чтобы получить хорошие выпускные оценки. Очень хорошие выпускные оценки (все пятёрки за 10 и 11 классы) дают дополнительные баллы к ЕГЭ. Просто хорошие выпускные оценки неофициально могут посмотреть при поступлении. А могут не посмотреть. Зависит от вуза.

Получить хороший аттестат помогает другой навык, которому учит школа — переговоры.

Переговоры

Одиннадцатый класс здорово прокачивает навык переговоров: нужно готовиться к ЕГЭ, получать хорошие оценки и находить время на себя любимого. Чтобы всё совмещать, нужно договариваться с учителями, завучем, родителями и собственной совестью. С последней легче всего.

Для себя я решил, что основное в 11 классе — подготовка к ЕГЭ. Поэтому я иногда пропускаю уроки, а на какие-то предметы не хожу вообще и сдаю их досрочно. Я смог добиться этого путём переговоров. Приведу пример: чтобы не ходить на алгебру, я сдал базовый ЕГЭ по математике в 10 классе. Профиль для поступления мне не нужен, поэтому я договорился с учительницей, что буду сдавать программу 11-го по алгебре экстерном. Пришлось писать заявление на имя директора, но теперь у меня есть четыре часа в неделю для подготовки к ЕГЭ.

Главный секрет переговоров в 11 классе и в жизни — никто никому ничего никогда не должен. Если будете договариваться с учителями, прочитайте книгу Джима Кэмпа «Сначала скажите «нет»». Вправляет мозги.

И помните, что учителя — не звери. Учителя — люди.

Дивергентное мышление

Весь 11 класс — это тест на дивергентность (способность мыслить одновременно в разных направлениях — Прим.ред.). Нет, не то, что в «Голодных играх». Всё ещё хуже. Или лучше.

Во время последнего года обучения в школе мозг должен перестроиться: быстро думать в стрессовой ситуации и выдавать много решений одной задачи. Нужно жонглировать учёбой, ЕГЭ, репетиторами, личной жизнью и отношениями с родителями.

Я пишу эту статью в библиотеке, потом пойду на русский, после него встречусь со знакомым, съезжу к репетитору, приеду домой и сделаю уроки, напишу пост в блог и лягу спать.

Дивергентность не нужна на ЕГЭ, но нужна, чтобы успевать жить и учиться в 11 классе.

Stay hungry, Stay foolish!

Чтобы подготовка к ЕГЭ в последние месяцы перед экзаменами была максимально эффективной, мы выбрали для вас курсы интенсивной подготовки. Ищите подходящий с помощью удобного сервиса «Курсы «Мела»».

admin