Как учитель должен ставить оценки?

Что делать, если Вы не согласны с оценкой? Как поступить, если учитель, на ваш взгляд был необъективен и снизил оценку ни за что? Можно ли бороться с предвзятым отношением? За что оценка может быть снижена: за плохое поведение на уроке? за плохое поведение вне школы? за попытку списывания? за отсутствие на уроке? за отсутствие тетради? за сдачу работы с опозданием?

Вы не согласны с выставленной оценкой — что делать?

Шаг 1. Ознакомьтесь с локальными актами школы о системе выставления оценок – и оцените, соответствуют ли действия педагога принятым в школе требованиям?

Если в локальных актах школы прописан порядок пересмотра оценок – воспользуйтесь той процедурой, которая предусмотрена в вашей школе.

Если действия педагога не соответствуют требованиям школы о выставлении оценок, либо если в локальных актах ваш случай не предусмотрен, но вы убеждены что учитель был неправ — переходите к шагу 2.

Шаг 2. Направьте жалобу в письменном виде на имя директора школы или в комиссию по урегулированию споров. В жалобе попросите пересмотреть оценку.

Дополнительно по теме — Что делать, если поставили двойку за поведение, а не за знания?

Право на жалобу в школе

Если оценка необъективна и занижена – учащийся или его родители имеют право обжаловать действия педагога в порядке ст. 45 Федерального закона «Об образовании в РФ». Для этого нужно обратиться к директору школы или в комиссию по урегулированию споров с письменным заявлением. В заявлении (жалобе) изложите обстоятельства выставления оценки, действия с которыми вы не согласны, попросите оценить действия педагога на соответствие учебной программе и общепринятым принципам преподавания. Например, «дать оценку обоснованности следующим действиям…». Попросите пересмотреть оценку, с которой вы не согласны.

В связи с жалобой должна быть проведена проверка, жалоба должна быть рассмотрена коллегиально в порядке, который предусмотрен в данной школе.

В случае бездействия администрации школы, родители имеют право обратиться с письменной жалобой в орган управления образования или обжаловать бездействие директора школы в государственную инспекцию по контролю за образованием (отделение Рособрнадзора).

Свобода преподавания

Обратите внимание! Что не каждое действие педагога может быть обжаловано и поданная жалоба еще не гарантирует, что оценка будет исправлена.

В соответствии со статьей 47 Закона «Об образовании» педагог обладает академическими правами и свободами такими как:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Указанные академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав других участников образовательных отношений, требований законодательства и норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

На что опираться при решении вопроса об обоснованности выставления той или иной оценки?

Если вы планируете обжаловать оценку, которую считаете необоснованной – прежде всего, ознакомьтесь с локальными актами школы, которые определяют требования к выставлению оценок (называться оно может по-разному: «положение о системе оценивания» или «Положение о порядке, формах и периодичности текущего контроля успеваемости»).

Законодательство не регулирует вопросы, связанные с оцениванием обучающегося, оставляя условия и порядок введения данной процедуры на усмотрение образовательного учреждения. В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ оценивание ученика производится за освоение знаний учебной программы. Однако образовательное учреждение самостоятельно принимает положение о системе оценивания.

Как правило, в положении о системе оценивания знаний учащихся прописываются критерии выставления оценок от двойки до пятерки за письменные и творческие работы и устные ответы. Порядок выставления оценок за контрольные работы, классификация грубых, негрубых оценок и недочетов. Условия оценивания в случае пропуска занятий, сроки для оспаривания оценки с момента сообщения об отметке.

Локальные акты могут устанавливать возможность выставления оценок за поведение. Выставление оценок за поведение не предусмотрено законодательством, но может быть предусмотрено на уровне школы.

Если учащийся не согласен с выставлением итоговых оценок за полугодие или за год, в этом случае следует ориентироваться на положение о промежуточной аттестации. В положении, как правило, устанавливаются принципы выставления итоговых оценок на основании годовой, экзаменационной с учетом четвертных и полугодовых оценок. Также может содержаться указание на порядок пересмотра оценок, например:

«В случае несогласия учащихся и их родителей с выставленной итоговой оценкой по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом по школе создается комиссия из трех человек, которая в присутствии родителей учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле учащегося».

Администрация школы, педагогический совет или комиссия по урегулированию конфликтов при оценке действий педагога должна руководствоваться локальными актами школы.

Как поступить в случае массового занижения оценок за написание контрольной, проверочной (всему классу, группе учеников)?

Вам следует передать ситуацию на рассмотрение педагогического совета школа. Для этого направляется обращение с описанием ситуации и указанием на конкретных учащихся, в отношении которых данные действия допущены с просьбой передать рассмотрение данного вопроса на рассмотрение педсовета и заседание педсовета провести с заседанием учащихся и их родителей (законных представителей).

Что делать, если Вы не согласны с методикой преподавания педагога в целом

Можно составить в произвольной форме письмо с обязательным описанием конкретных ситуаций и педагогических подходов, с которыми Вы не согласны. А также основания несогласия с этой оценкой и требование о проведении переаттестации. При несогласии с методом преподавания необходимо описать сам метод преподавания и причины, по которым он не способствует удовлетворительному освоению материала учащимися.

В конце заявления-жалобы должна содержаться просьба произвести замену педагога или провести его переаттестацию. Просьба должна быть конкретная и содержать указание на конкретный способ ее удовлетворения (уволить, заменить или переаттестовать).

Направить письмо-несогласие директору школу, управляющему совету школы или в орган управления образованием муниципального образования.

Цитата из закона:

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» школы должны создавать комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса, а родители и учащиеся вправе направлять обращения в такую комиссию в случае возникновения спорных ситуаций.

Статья 45 Закона «Об образовании в РФ»

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Дополнительные вопросы:

Может ли учитель ставить двойки за работы, которые были заданы во время болезни?

Законодательство об образовании не освобождает обучающегося от освоения учебной программы даже в период болезни. Однако, если учащийся объективно не мог выполнить задание к уроку сразу после болезни, то это тоже может послужить основанием для пересмотра оценки.

См. дополнительно ответ на вопрос Кто должен ликвидировать пробелы, если ребенок пропустил много занятий по болезни?

Могут ли поставить двойку за поведение?

Выставление оценок за поведение не предусмотрено законодательством, но может быть предусмотрено на уровне школы. Если на уровне школы не принято никаких локальных актов, которые бы устанавливали возможность выставления оценок за поведения – в этом случае выставление двойки за поведение будет являться незаконным.

Вне зависимости от наличия принятого порядка выставления оценок за поведение, двойка за поведение не может выставляться в качестве оценки по предмету. Подобные действия педагога могут быть обжалованы.

Могут ли поставить двойку за поведение за действия учащегося вне школы во внеучебное время?

Оценивание поведения учащегося осуществляется на основе правил внутреннего распорядка, которые определяются локальными актами образовательного учреждения. Как правило, данные документы ограничивают сферу своего распространения только на само образовательное учреждение и территорию, закрепленную за ним. Вмешательство во внешкольную жизнь учащегося законодательством не предусмотрено. Контроль за поведением учащегося за пределами образовательного учреждения лежит на родителях и правоохранительных органах в лице комиссии по делам несовершеннолетних. Однако в отдельных случаях поведение учащегося за пределами школы может быть основанием для постановки на внутришкольный учет, «проработке» на совете профилактики и проведения «индивидуально-воспитательной работы», поскольку в задачи школы и педагога входит не только обучение, но и воспитание учащихся.

В основу исследования был положен опрос российских учителей о том, как им работается в условиях дистанционки. Оказалось, что очень сложно. 90% опрошенных заявили, что для дистанционного обучения необходимо стабильное и устойчивое интернет-соединение, а о том, что оно имеется – лишь 66%. Еще 86% сказали, что им требуется оборудованное рабочее место: ноутбук, компьютер, планшет и онлайн-доска с возможностью совместной работы в реальном времени. Короче, все то, чего дома, как правило, нет. Впрочем, что там дома! Даже в школах оборудованные соответствующим образом рабочие места, как оказалось, имеют лишь 60% педагогов.

88% учителей нуждаются в банках цифровых образовательных ресурсов (по факту они есть только у трети школ). А 90% испытывают потребность в методической поддержке при организации дистанционного обучения, тогда как получают такую помощь в форме мастер-классов, вебинаров, консультаций лишь 62% учителей. Всё это вместе означает, что наладить должным образом образовательный процесс на дистанционке пока не получается. А в таких условиях почти половина — 43% опрошенных учителей не сомневаются: проставлять отметки детям, переведенным на такое обучение, не надо!

Один из аргументов педагогов — ненадежность полученных результатов, ведь «ученики все равно найдут способ списать». Однако директор Центра общего и дополнительного образования Института образования Высшей школы экономики Сергей Косарецкий видит более глубокие причины:

— Действительно, в условиях дистанционного обучения есть серьезный риск в отношении объективности проставляемых отметок, так как непонятно, сам ли ребенок пишет контрольную, помогал ли ему кто-то и т. д. Однако есть и другой важный момент. Дистанционное обучение усиливает разрыв возможностей в условиях получения образования. Взять хотя бы свободный доступ к компьютеру, который для одних учащихся может быть достаточным, для других – недостаточным, а для третьих отсутствовать вовсе, как, скажем, в малоимущих или многодетных семьях. Значит, часть учащихся может недополучить необходимые знания. Пересылка с телефона на телефон каких-то картинок, обмен флешками и многие другие способы ведения дистанционного обучения также не гарантируют полноценного образования. А раз учитель не может его обеспечить, пусть и в силу объективных причин, то может ли он ставить детям «двойки» и «тройки»?!

По словам эксперта, «в сложившихся обстоятельствах отказ от отметок во всех случаях, за исключением перевода из 9-го в 10-й класс и из 11-го в университет, представляет собой оправданное и ответственное решение. При этом не проставление оценок на данный момент — сюжет не только опросов, но и реальной практики. По данным нашего института, многие российские школы уже приняли решение не выставлять отметок, причем, не только текущих, но и итоговых. Во многих случаях их выставляют по итогам 1-го полугодия, и это происходит практически во всех классах, за исключением 9-го и 11-го».

Правда, кроме школьных отметок в буквальном смысле слова – тех, которые выставляются в журналах и дневниках, подчеркнул Косарецкий, «существует еще и оценка учебной деятельности ребенка. Вот от нее отказываться нельзя! Такая оценка необходима, поскольку она дает обратную связь, позволяющую учителю выявить пробелы в знаниях ребенка и ликвидировать их, чтобы учащийся двигался дальше».

Helga Becker 103 5 лет назад QA Engineer, математик-программист, позитивный прокрастинатор

На самом деле, это вполне себе реально, если дело не совсем гиблое, и учителю не принципиально приятно быть вредным и упёртым.

Во-первых, убеждать учителя нужно один на один, потому что если это делать при всех, то это будет яркий прецедент для других учеников, и оспаривать свои оценки начнут все, кому не лень. (и учитель это понимает)

Во-вторых, все люди любят, когда их мнение считают важным и ценным, поэтому если нужно подмазаться к учителю, но не выставить себя обычной подлизой, можно искренне попросить совета у него. Это должно звучать как-то вроде: «Я правда хочу понять, почему получил эту оценку. Можете ли Вы помочь мне и дать совет, как это можно исправить?»

Так же важно делать всё не в последний момент. Если бегать по учителям в самом конце четверти\семестра\года, то будет очевидно, что это некое отчаяние и все Ваши слова о «раскаянии» практической пользы иметь не будут, только если учитель не пожалеет Вас.

Еще важно заранее обдумать многие ответы на очевидные вопросы, или хотя для самого себя уяснить, почему ты заслуживаешь лучшей оценки.

Ну и будь готов решать что-то сразу или иметь огрооомное д\з! Ведь если ты не хочешь два, ты должен заслуживать хотя бы тройку.

Лично я считаю, что нет безвыходных ситуаций. Просто к каждому человеку нужно найти какой-то персональный подход, и тогда всё будет отлично.

admin