Как разорвать контракт военнослужащему?

В России несколько выпускников военных академий публично заявили, что не могут уволиться из армии. Покинуть ряды вооруженных сил молодым лейтенантам не удается даже несмотря на то, что они готовы вернуть деньги, потраченные Минобороны на их обучение. «Такие дела» поговорили с военными, рассказавшими о попытках уволиться, и попросили экспертов помочь разобраться в ситуации, чтобы выяснить, можно ли соблюсти баланс между интересами частных лиц и государства.

Выпускники Московского высшего общевойскового командного училищаФото: Максим Блинов/РИА Новости

«Не самое лучшее решение»

Виктор Дей и Егор Гламбоцкий были одногруппниками во время обучения в московской Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого. По словам Виктора, к моменту поступления в академию он всерьез планировал связать свою жизнь с армией и надеялся после обучения проходить службу в отдаленных регионах России, «но потом как-то насмотрелся на все это, да еще и открыл себя в другом (сейчас Виктор занимается рекламой. — Прим. ТД)». Аналогичное разочарование наступило и у Егора, который к четвертому курсу убедился в том, что не хочет оставаться в армии, а уже на пятом начал подрабатывать веб-дизайнером.

«На четвертом курсе уже какие-то сомнения появились, а как раз между четвертым и пятым курсом я столкнулся конкретно с рекламой, первые работы появились. Уже на пятом курсе, как мы только пришли, мы поняли, что дальше мы не можем служить и нам гораздо интереснее дизайн, реклама», — рассказывает Дей.

На тот момент Виктор и Егор уже жили не в казарме, а в общежитии на территории академии и могли свободно пользоваться личными компьютерами, с помощью которых выполняли удаленную работу, приносившую им стабильный доход. Именно тогда они задумались об уходе из вуза и разрыве контракта. По словам Виктора, их уговорили доучиться, хотя, признается Егор, уволиться из академии было несколько проще, чем впоследствии из военной части.

«Все говорили, что если вы хотите уволиться, то проще это в академии делать, чем потом. Но мы решили диплом получить. Хотя сейчас я понимаю, что это было, наверное, не самое лучшее решение», — говорит Гламбоцкий.

После окончания учебы летом текущего года они распределились в разные воинские части — в Кировской и Свердловской областях, где тут же заявили о желании расторгнуть свои контракты, но столкнулись с одинаковыми проблемами. Увольнять их отказались даже при том, что лейтенанты не отказываются вернуть государству средства, затраченные на их обучение.

«Прохождение службы целесообразно»

Как рассказал «Таким делам» адвокат правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук, ситуация, в которую попали Егор и Виктор, не единична. Офицеры с подобными историями регулярно обращаются к «Солдатским матерям». Дело в том, что сейчас учащиеся военных высших учебных заведений заключают контракты на службу в вооруженных силах еще на втором курсе обучения. Согласно этим документам, учащиеся обязуются оставаться на военной службе на время обучения, а также еще пять лет после его окончания. При этом, в отличие от гражданского трудового договора, военный контракт не может быть расторгнут по желанию заключившего его офицера без веских причин. К таким относятся, например, неудовлетворительное состояние здоровья или необходимость ухода за близкими родственниками.

«Большая проблема в том, что военнослужащие, которые заключают контракты, не очень понимают, не очень задумываются наперед, — говорит Передрук. — У многих есть иллюзия, что они могут уйти с военной службы в любой момент по собственному желанию, но это, к большому сожалению, не так».

«У многих есть иллюзия, что они могут уйти с военной службы в любой момент»

Столкнувшись с необходимостью покинуть военную службу до окончания контракта, военные прибегают к различным тактикам, чтобы добиться желаемого, однако далеко не всегда их попытки завершаются успехом. Одной из таких тактик является открытие на свое имя ИП, так как военнослужащим запрещено ведение предпринимательской деятельности. Таким путем идут многие военные — в том числе потому, что, в отличие от отсутствия в расположении воинской части на протяжении более 10 дней, за это не предусмотрено уголовное наказание.

«Увольнению действительно может подлежать военнослужащий, который сам нарушил условия прохождения контракта, но это обстоятельство остается на усмотрение командования воинской части. Если они посчитали, что нарушение условий контракта повлекло за собой такую ситуацию, которая не позволяет человеку дальше проходить воинскую службу, то офицер может быть уволен, а если нет, то он продолжит службу даже против собственного желания», — поясняет Передрук.

Слова адвоката подтверждает развитие ситуации Виктора и Егора, которые обратились в СМИ, отчаявшись добиться разрыва контракта обращениями к командованию. В распоряжении редакции находятся документы, подтверждающие, что в воинских частях, где проходят службу лейтенанты, осведомлены об их предпринимательской деятельности. Однако, как следовало из решения первой аттестационной комиссии по Егору Гламбоцкому, занимаемой должности он все равно соответствует. «Целесообразно дальнейшее прохождение службы в рядах ВС РФ» — гласит заключение. Вторая комиссия представила лейтенанта Гламбоцкого к увольнению, но это решение тоже пока не окончательное.

Знают в военной части и о том, что в случае Егора ИП — не фиктивное прикрытие для увольнения, а реально действующее юридическое лицо, выполняющее заказы по веб-дизайну. «Очень многие заводят фиктивные ИП и сторонними путями, через знакомых или как-то еще, переводят деньги, — говорит Егор. — Если в дальнейшем это вскрывается, то считается подлогом документов. Я в военную прокуратуру предоставлял все свои рабочие договоры, потому что я действительно оказываю услуги и занимаюсь предпринимательской деятельностью, а не просто завел , чтобы уволиться».

«Пулемет бросаю — пошел домой!»

Егор и Виктор делятся с журналистами информацией о исходящем от Минобороны негласном приказе не увольнять молодых лейтенантов — выпускников специализированных училищ. Официальных подтверждений существования такого документа или указания найти пока никому не удалось. Да и само законодательство на данный момент устроено таким образом, что покинуть военную службу без веских причин практически невозможно.

«В результате переговоров иногда удается решить этот момент и как-то договориться, но это не всегда так. Потом на протяжении долгого времени, пока этот контракт не закончится, человек занимается ерундой, — говорит Передрук. — Соответственно, все страдают, никакого эффекта нет хорошего».

В случае Виктора и Егора для того, чтобы избежать уголовного наказания за самовольное оставление военной части, им действительно приходится «заниматься ерундой»: на службу оба лейтенанта приходят только раз в неделю, за что постоянно получают взыскания. Как рассказал «Таким делам» Дей, на его счету накопилось уже 38 грубых дисциплинарных проступков, которые влекут за собой удержание части ежемесячного довольствия, но более серьезных санкций не накладывают.

Такое поведение молодых офицеров в разговоре с ТД назвал «недостойным» подполковник в отставке Федор Усачев (имя изменено по просьбе спикера. — Прим. ТД). Усачев начинал свою службу еще в СССР — до появления контрактной системы, — и, по его словам, современное положение дел продолжает традиции советского времени.

«А что, если завтра все захотят уволиться?»

«Если устроился на службу в СССР, то до 45 лет, до пенсии, уволиться было практически невозможно, — говорит он, — только по болезни, и то далеко не всегда. В советскую армию можно попасть, а уволиться из армии нельзя. Будешь слепой, глухой, но все равно останешься служить. Что касается этих ребят, то на них же рассчитывали в войсках, когда обучали. Сегодня бешеная нехватка офицеров — у нас взводами командуют не офицеры, а бог знает кто, люди без образования. А что, если завтра все захотят уволиться? Я все: пулемет бросаю, пошел домой! А если они охраняют какую-нибудь ракету? Не хочу служить — пошел домой! Кто родину будет защищать?»

Сакральная часть общества

Отчасти соглашается с мнением отставного офицера и Передрук, который признал в разговоре с «Такими делами», что нежелание руководства военных частей увольнять молодых лейтенантов может быть связано с заботой об обороноспособности страны. Однако эксперт усомнился в том, что обороноспособность выиграет от присутствия в вооруженных силах офицеров, не желающих служить.

Попытка № 2. Как уволиться со службы, если вы подписали контракт до конца особого периода Пресс-служба Министерства обороны Украины 10:0006.07.2018

Ирина Сампан

Журналист, 112.ua

Особый период оказался настолько затяжным, что некоторым уже надоело воевать. И это естественно – люди устали, хотят отдохнуть или вовсе переключиться, побыть с семьей или эту семью создать. Были и обращения, и митинги, и матери выходили под облгосадминистрации, а военнослужащие все служили.

С начала российской агрессии на востоке Украины часть мужчин и женщин подписали контракты с Вооруженными силами на 3 или 5 лет, а некоторые – вплоть до конца войны. Война все не заканчивалась, укомплектованность подразделений ВСУ была, мягко говоря, неудовлетворительной. После провозглашения «особого периода» и частичной мобилизации в марте 2014 контракты этим военнослужащим продолжали автоматически, и по сути, становились они также бессрочными. Контракт до конца особого периода фактически сделал военных заложниками, потому что освободиться они не могли.

Социальное напряжение росло и руководство понимало, что долго они людей таким образом не удержат. 7 января 2017 вступил в силу закон, который отменил явление «контракт до конца особого периода». Он дал возможность военнослужащим, подписавшие такие контракты, освободиться в течение года, то есть до 7 января 2018-го. Однако освободиться смогли не все, поскольку надо было отслужить как минимум 18 месяцев (для лиц, которые несли службу по контракту на 3 или 5 лет, которые были автоматически продлены до конца ОП) и 24 месяца (для лиц, которые имели на руках контракты до конца ОП). По состоянию на 7 января 2018 г. не у всех прошли установленные законом сроки службы, а лавка прикрылась. Генштаб сообщал, что за это летнее «окно» успело освободиться 10% счастливцев, которые имели такие контракты.

Новый и усовершенствованный закон, который позволяет уволиться таким контрактникам, президент держал у себя два месяца и все же подписал 20 июня текущего года. Поэтому закончим преамбулу и перейдем к вопросам практическим: как и кому можно увольняться, что писать, как выглядит рапорт, сколько ждать и тому подобное. Кроме того, по неофициальной статистике «Юридической сотни», которую опубликовал «Тиждень», собираются увольняться около 10 тыс. военнослужащих, Министерство обороны сообщает, что эта цифра составляет — 6–7 тыс. лиц.

«Будем перекрывать дефицит кадров из имеющихся ресурсов, то есть повышать военных на свободные должности. Также будем принимать новых граждан на военную службу по контракту. Думаем, это не станет проблемой и мы решим кадровый вопрос», — передает «Тиждень» слова начальника отдела формирования военной кадровой политики Департамента кадровой политики Министерства обороны Украины Виталия Бабича.

На кого распространяется закон?

На всех тех, кто не вошел в предыдущый законопроект и не успел уволиться до 7 января 2018 года. Военнослужащие, которым автоматически продлили их трехлетние или пятилетние контракты, и они уже отслужили срок 18 месяцев с даты продления действия контракта, могут писать рапорт на увольнение. Военнослужащие, которые подписали контракт до конца особого периода, и уже отслужили 24 месяца, тоже пишите рапорт. Ну конечно, если есть желание. Если хотите оставаться в ВСУ, вас это не касается.

Когда можно увольняться?

Как сообщила юридическая служба ВСУ на своей странице в Facebook, увольнение началось с 1 июля 2018 года.

Однако не все так быстро. Есть военнослужащие, которые выполняют задания в районе проведения ООС, есть военнослужащие, которые не выполняют эти задачи. Судьба их разная.

Начнем с последних. Военнослужащие ВСУ, которые получили такое право на увольнение (то есть отслужили 18 месяцев или 24), до 23 июня 2018 года (до вступления нового закона в силу) будут увольняться в течение трех месяцев в следующих объемах:

(*обобщенные показатели по органах военного управления с учетом подчиненных воинских частей):

до 01 августа 2018 года – до 25%;

до 01 сентября 2018 года – до 25%;

до 23 сентября 2018 года – до 50%.

Военнослужащие, которые задействованы в ООС (но правильно называть «которые выполняют задачи в интересах обороны Украины во время действия особого периода в районах осуществления мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии государства, которое формально или фактически является участником военных действий против Украины»), смогут уволиться только после окончания выполнения ими своих задач в течение трех месяцев.

Юристы говорят, что это своего рода тоже ловушка, потому что закон не прописывает сроки выполнения такого задания. Детали процесса увольнения военнослужащих нам рассказала юрист и председатель правления общественной организации «Всеукраинская правозащитная организация «Юридическая Сотня» Леся Василенко.

112.ua

Для таких военнослужащих с контрактом до конца ОП, находящихся в настоящее время в зоне АТО (ООС), написано, что уволиться они могут только после окончания выполнения ими задач. Четкой формулировки, когда эти задания закончатся, нет. Как быть с этим?

На самом деле есть, просто эта информация находится как «для служебного пользования» или под грифом «секретно». Каждая воинская часть имеет перечень задач с определенным порядком их выполнения и сроками. Каждый командир владеет этой информацией в полном объеме, а командование четко ориентируется в графиках выполнения задач всеми военными частями. Однако, распространять эту информацию командиры не имеют права. И это вполне нормально. Особенно в условиях войны. Когда военная часть или ее подразделение(я) завершают задачи, их, как правило, выводят в пункты постоянной дислокации (ППД), которые находятся за пределами районов проведения боевых действий.

Что делать военнослужащим, если ППД их части находится в зоне боевых действий?

Действительно, есть несколько таких бригад, недавно созданных, находящихся в районах проведения ООС. Но эти военные части так же, как и все остальные, имеют графики выполнения задач. То, что 81 или 53 бригады дислоцируются в районах боевых действий не значит, что они постоянно и непрерывно привлечены к выполнению задач. Освобождение военнослужащих в таких бригадах возможно именно в тот период, когда задачи не выполняются.

В отношении сотрудников военкоматов и не боевых частей, которые находятся в районах боевых действий, то эти подразделения Министерства обороны не задействованы в задачах, а просто находятся в районах боевых действий и работают согласно обычному графику. Поэтому из таких структур увольнение может происходить в обычном порядке.

Конечно, уже есть обращения от военнослужащих и сотрудников о том, что командиры сказали, что увольнять не будут именно по той причине, что часть находится в районе проведения ООС. Такая информация не подтверждается кадровыми службами ГШ ВСУ и прямо противоречит разъяснениям Директивы Д-1, которые были направлены командирам частей.

Могут ли быть проблемы с увольнением кадровых офицеров?

Нет, таких ситуаций не должно возникать. Закон не предусматривает отличных процедур увольнения, в зависимости от звания или должности. Действительно, могут возникать нюансы, если командование не хочет или не может себе позволить потерять ценные кадры. Или, наоборот, когда по человеку, желающему освободиться, есть определенные нерешенные проблемы в части. В таких случаях может происходить торможение процедуры увольнения. Человек не попадает в графики, не принимаются рапорты и тому подобное. Но это скорее исключения, чем правила.

Из чего начинается увольнение?

Итак, военнослужащим, чьи права были нарушены и которые намерены уволиться из рядов ВСУ, необходимо написать рапорт. В двух экземплярах. За трехмесячный срок, который дается, вам необходимо закрыть все вопросы, отгулять все отпуска, сдать имущество и «его святость» обходной лист. Рапорт нужно зарегистрировать в военной части, а если не принимают, юристы советуют писать жалобу вышестоящему командиру и в военную прокуратуру.

Если вы раньше писали рапорт на увольнение, например, в прошлом году, бывалые военнослужащие советуют написать его еще раз. На вашем экземпляре необходимо, чтобы вам поставили отметку о принятии вашего обращения. Эффективнее делать это в присутствии двух свидетелей (можно взять товарищей по службе), чтобы они расписались на вашем экземпляре, что рапорт был сдан в их присутствии.

Рапорт пишется в произвольной форме, чтобы это было читабельно. Писать надо от себя. Вот такие варианты предлагает «Юридическая сотня».

ОО «Юридическая сотня» ОО «Юридическая сотня»

В случае отказа военнослужащему в удовлетворении рапорта необходимо предоставить мотивированный письменный ответ, почему именно его не могут уволить. Иначе следующая инстанция – суд.

Продолжаем говорить с Лесей Василенко, насколько в суде можно обжаловать такие причины, как, например, «некем заменить», неукомплектованность, обострение на фронте и так далее…?

Ну, во-первых, в суда дела доходят в исключительных случаях. На сегодняшний день все суды, связанные с увольнением по контрактам касаются в основном увольнения в те периоды, когда вопрос оставалось нерешенным законодательно.

Во-вторых, получить письменное обоснование отказа принять или удовлетворить рапорт фактически невозможно. Перечень причин отказа разнообразный: обострение на фронте, неукомплектованность части, ожидания перевода новых кадров, недостаток информации о порядке и возможности освобождения, нежелание освобождать через вредность и тд. Ни одна из этих причин, конечно, не будет заявлена ​​нигде официально.

Как правило, в таких случаях военнослужащий может обратиться к высшему командованию, направить рапорт/обращение в ГШ ВСУ и Министерство обороны, позвонить на горячую линию ГШ или МО. Можно также обратиться к общественным организациям с помощью по оформлению соответствующих обращений.

Правильно ли я понимаю, что этот закон НЕ ДЕЙСТВУЕТ в условиях военного положения и всеобщей мобилизации?

Абсолютно верно. Статья 26 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что в случае военного положения почти все основания для освобождения перестают действовать.

(!) Военнослужащие, которые заключили обычные контракты и уже взялись писать рапорт, знайте, вас этот закон не касается. Вы сможете уволиться только после окончания вашего контракта.

***

Среди военнослужащих такое явление как «контракт до конца особого периода» стало уже своеобразным мемом. В соцсетях даже группа с ироничными фотожабами есть, ему посвященная, этому длинному «неокончанию» войны.

Но если серьезно, и у этой медали, как не странно, две стороны. 2014-2015 годы люди продержались на голом энтузиазме, патриотизме и вере, что Россия не задержится так долго на Донбассе. Потом начались социальные проблемы, психологические, семейные. Однако контрактников надо было как-то удержать. Даже способом пожизненных контрактов. Да, никто из руководства, конечно, этого не скажет честно и публично, однако их тоже можно понять. Тогда никто точно не знал, сколько людей уйдет из армии. Такая ошибка была бы слишком дорогой.

Другую сторону медали озвучивают сами военнослужащие, мол, «дайте нам нормальные условия службы, зарплату, умных командиров и никуда мы не уйдем». И их тоже можно понять. Почему так долго тянули с подписанием этого закона — делайте выводы сами. Однако можно предположить, что на сегодняшний день к увольнению нескольких тысяч мужчин и женщин ВСУ готовы.

Ирина Сампан

Увольнение с военной службы военнослужащих, имеющих воинские звания высших офицеров, осуществляется Президентом Республики Беларусь, других военнослужащих – в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Увольнение с военной службы проводится:

в запас, если увольняемые военнослужащие не достигли предельного возраста состояния в запасе и по состоянию здоровья признаны военно-врачебными комиссиями годными к военной службе или годными к военной службе с ограничениями в мирное и военное время;

в отставку, если увольняемые военнослужащие достигли предельного возраста состояния в запасе или по состоянию здоровья признаны военно-врачебными комиссиями негодными к военной службе с исключением с воинского учета.

Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

по возрасту – по достижении предельного возраста состояния на военной службе, в том числе по истечении срока контракта о прохождении военной службы, заключенного в связи с продлением срока военной службы, либо по личной просьбе в течение срока, на который продлена военная служба;

по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта о прохождении военной службы;

по болезни (в случае признания негодным к военной службе в мирное время);

в связи с лишением воинского звания;

в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде ограничения или лишения свободы, пожизненного заключения или смертной казни;

в связи с отчислением из военного учебного заведения, магистратуры, адъюнктуры, докторантуры, клинической ординатуры – при несоответствии требованиям для заключения контракта о прохождении военной службы, отсутствии других оснований для увольнения с военной службы или перевода в другое военное учебное заведение;

при установлении в период прохождения срочной военной службы обстоятельств, предусмотренных частью третьей статьи 31 настоящего Закона. При этом военнослужащий направляется в военный комиссариат (обособленное подразделение) для постановки на воинский учет призывников. В случае его повторного призыва на срочную военную службу ему засчитывается ранее пройденный срок срочной военной службы.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен с военной службы до окончания срока контракта о прохождении военной службы в связи:

с организационно-штатными мероприятиями;

с систематическим (более двух раз в течение года) невыполнением военнослужащим условий контракта;

с отказом военнослужащему в допуске к государственным секретам или прекращением указанного допуска;

со вступлением в законную силу приговора суда об осуждении военнослужащего, с освобождением военнослужащего, совершившего преступление, от уголовной ответственности или прекращением в отношении его производства по уголовному делу по нереабилитирующим основаниям;

с совершением проступка, предусмотренного контрактом о прохождении военной службы, являющегося основанием для досрочного расторжения контракта или прекращения его действия.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на увольнение с военной службы до окончания срока контракта о прохождении военной службы в связи:

с болезнью в случае признания военнослужащего годным к службе вне строя в мирное время;

с нарушением в отношении военнослужащего условий контракта;

со снижением штатно-должностной категории, соответствующей занимаемой военнослужащим воинской должности, либо уменьшением должностного оклада по занимаемой им воинской должности;

с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего на новое место военной службы, благоприятное для проживания члена его семьи;

с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой (мужем), родными братом или сестрой, дедом, бабкой или усыновителями, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной (медико-реабилитационной экспертной) комиссии в постороннем постоянном уходе, при отсутствии других лиц, обязанных в соответствии с законодательством Республики Беларусь содержать указанных граждан;

с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим 18-летнего возраста, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца), – в связи с ее (его) смертью, лишением родительских прав, а также в случаях, когда мать (отец) не может осуществлять уход за ребенком в связи с инвалидностью I группы либо болезнью, препятствующей осуществлению ухода за ребенком, в соответствии с заключением врачебно-консультационной (медико-реабилитационной экспертной) комиссии;

с осуществлением военнослужащим полномочий депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

с осуществлением военнослужащим на профессиональной основе полномочий члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутата местного Совета депутатов.

На гражданина, уволенного с военной службы по основаниям, предусмотренным абзацами вторым–четвертым, шестым, восьмым–десятым части пятой настоящей статьи, распространяются права, гарантии и льготы, установленные законодательством Республики Беларусь для граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Военнослужащий, проходящий срочную военную службу, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него обстоятельств, предусмотренных абзацем третьим части первой статьи 31 или абзацами вторым, четвертым–десятым части шестой статьи 32 настоящего Закона. Граждане призывного возраста, уволенные с военной службы, при возникновении в период прохождения срочной военной службы обстоятельств, предусмотренных частью шестой статьи 32 настоящего Закона, направляются в военный комиссариат (обособленное подразделение) для постановки на воинский учет призывников, а граждане, прослужившие на военной службе шесть месяцев и более, – на воинский учет военнообязанных. В случае повторного призыва на срочную военную службу граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете призывников, им засчитывается ранее пройденный срок срочной военной службы.

Военнослужащий, проходящий военную службу офицеров по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него обстоятельств, предусмотренных абзацем третьим части первой статьи 31 или абзацами вторым, пятым, шестым и седьмым части шестой, частью девятой статьи 32 настоящего Закона.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии воинской части может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин, препятствующих исполнению обязанностей военной службы.

Военнослужащий не может быть уволен с военной службы, если в отношении его осуществляется уголовное преследование, за исключением случаев, когда военнослужащий увольняется по основаниям, предусмотренным абзацами вторым–четвертым и седьмым части третьей, абзацами третьим и шестым части четвертой, абзацем вторым части пятой настоящей статьи, по согласованию с соответствующим органом предварительного следствия или судом.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста состояния на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия по истечении срока контракта о прохождении военной службы в течение пяти лет, предшествующих дню приобретения им права на пенсию за выслугу лет.

Увольнение с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по мобилизации, проводится на основании указа Президента Республики Беларусь о демобилизации.

Начальник Генерального штаба — главнокомандующий Вооруженных сил Украины Виктор Муженко рассказал о предложенных изменениях в закон «О воинской обязанности и военной службе», в частности, относительно особенностей заключения контрактов военнослужащими.

«Во-первых, поданным в Верховную Раду законопроектом планируется отменить контракты до окончания особого периода или до объявления решения о демобилизации. В то же время все контракты граждане будут заключать с определением четкого срока их действия. Во-вторых, контракты на 6 месяцев в особый период будут заключать по желанию мобилизованные военнослужащие и срочной службы, которые во время особого периода отслужили не менее 11 месяцев. Также заключать контракт на 6 месяцев смогут лица, уволенные с военной службы во время действия особого периода и которые решили еще послужить в рядах Вооруженных сил по контракту. После 6 месяцев службы такие военнослужащие имеют право продлевать контракты еще на 6 месяцев или большие сроки», — цитирует В.Муженко управление связей с общественностью ВСУ.

Он также проинформировал, что военнослужащие-контрактники во время особого периода, кроме периодов проведения мобилизации и введения военного положения, будут иметь возможность продолжить военную службу по новому контракту или уволиться по истечении срока контракта. Кроме того, все категории уволенных военнослужащих планируется отнести к оперативному резерву первой очереди.

Что касается предоставления права на увольнение с военной службы военнослужащим, действие контрактов которых продлено сверх установленных сроков на период до объявления демобилизации, такое право они получат после 18 месяцев службы с даты продления действия контракта, а военнослужащим, заключившим контракты на срок до окончания особого периода или до объявления решения о демобилизации, — если выслужили не менее 24 месяцев. Увольнение этих категорий военнослужащих предполагается осуществить планово в течение двух лет после принятия соответствующих изменений в действующее законодательство, пояснил начальник Генштаба.

Кроме того, законопроект предусматривает в особый период такой вид военной службы, как военная служба по призыву сроком на 18 месяцев лиц офицерского состава. Другой законопроект будет предоставлять льготы военнослужащим-резервистам, которые заключат контракт сроком от 1 до 5 лет, на уровне призванных по мобилизации военнослужащих.

В.Муженко уверен, что принятие этих изменений позволит осуществить поэтапную замену контрактников, не желающих продолжать военную службу, мотивированными и сознательными военнослужащими.

Как сообщалось, 18 октября Верховная Рада отклонила по предложению президента Украины Петра Порошенко законопроект (№4689), разрешающий военнослужащим досрочно разрывать контракт с ВСУ.

Президент Украины в своих предложениях аргументировал рекомендацию отклонить закон тем, что согласно ему право на увольнение с воинской службы в Вооруженных силах Украины одновременно получат около 57 тыс. военнослужащих, что составляет 28% от утвержденной численности военнослужащих, что негативно скажется на боеспособности ВСУ.

В начале ноября в Верховную Раду был внесен альтернативный законопроект (№5337), касающийся усовершенствования порядка прохождения военной службы.

Согласно статье 34.1. Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для поступивших на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами (за исключением поступивших на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации), либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, либо для участия в походах кораблей, а также обучающихся в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования), в целях проверки их соответствия требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, устанавливается испытание сроком на три месяца. Ели в течение срока испытания командирами (начальниками) будет установлено, что военнослужащий не соответствует требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, он признается командиром (начальником) воинской части не прошедшим испытание и увольняется с военной службы (направляется для прохождения военной службы по призыву) по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом.

Как указал Конституционный Суда РФ в своем Определении от 30 сентября 2004 г. N 322-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына Валерия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 статьи 32 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» «Военная служба отличается от других видов трудовой деятельности, и поэтому реализация конституционного права на труд в условиях военной службы имеет свои особенности.

Особый характер реализации права на труд при осуществлении военной службы нашел свое закрепление в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 которой, озаглавленной «Запрещение рабства и принудительного труда», для целей данной статьи «термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя: а) всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 данной Конвенции или условно освобожденное от такого заключения; b) всякую службу военного характера.

Военнослужащий, подписывая контракт и приступая к военной службе, налагает на себя ряд обязанностей, которые отсутствуют в других видах трудовой деятельности, в частности обязанность продолжать службу после истечения срока, указанного в контракте, в случаях, предусмотренных в законе.»

Таким образом, положения Трудового кодекса РФ (ТК РФ), по общему правилу, не применимы для регулирования военно-служебных отношений, в связи с чем, можно сделать вывод о том, что норма права, закрепленная в ст. 71 ТК РФ, предусматривающая, что если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня, в данном случае не применима.

Поскольку указанный Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не содержит в себе аналогичной нормы, следует прийти к выводу о том, что военнослужащий, который в течение срока испытания посчитает, что военная служба по контракту ему не подходит, не имеет права по собственной инициативе отказаться от прохождения военной службы по контракту.

admin