Как проводятся выборы

Раздел III. Президент

Статья 40

1. Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

2. Президент Республики — символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

3. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Статья 41

1. Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

2. Президентом Республики Казахстан может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком, проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет и имеющий высшее образование. Конституционным законом могут устанавливаться дополнительные требования к кандидатам в Президенты Республики.

3. Очередные выборы Президента Республики проводятся в первое воскресенье декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента Республики.

3.1. Внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в порядке и сроки, установленные конституционным законом.

4. Исключен Законом РК от 07.10.1998 N 284.

5. Кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считается избранным. В случае, если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Статья 42

1. Президент Республики Казахстан вступает в должность с момента принесения народу следующей присяги: “Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Республики Казахстан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Казахстан”.

2. Присяга приносится во вторую среду января в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда, а также всех бывших Президентов Республики. В случае, предусмотренном статьей 48 Конституции, лицом, принявшим на себя полномочия Президента Республики Казахстан, присяга приносится в течение одного месяца со дня принятия полномочий Президента Республики.

3. Полномочия Президента Республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Республики, а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента от должности либо его кончины. Все бывшие Президенты Республики, кроме отрешенных от должности, имеют звание экс-Президента Республики Казахстан.

4. Исключен Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года № 284-1 ЗРК.

5. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд.

Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан.

Статья 43

1. Президент Республики Казахстан не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность.

2. Исключен Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 г. № 254-ІІІ ЗРК.

Статья 44

Президент Республики Казахстан:

1) обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики;

2) назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его Палаты; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана; созывает внеочередную сессию Парламента; подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования;

3) после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики; с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает от должности Премьер-Министра Республики; по представлению Премьер-Министра определяет структуру Правительства; по представлению Премьер-Министра, внесенному после консультаций с Мажилисом Парламента, назначает на должности членов Правительства; самостоятельно назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел; освобождает от должностей членов Правительства; принимает присягу членов Правительства; при необходимости председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы;

4) с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; освобождает их от должностей;

5) образует, упраздняет и реорганизует государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики, назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей;

6) назначает и отзывает глав дипломатических представительств Республики;

7) назначает на должности сроком на пять лет Председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии, Председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

8) исключен Законом РК от 10.03.2017 № 51-VI.

9) исключен Законом РК от 10.03.2017 № 51-VI.

10) принимает решение о проведении республиканского референдума;

10.1) в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства направляет обращение в Конституционный Совет о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции Республики, о даче заключения в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 91 Конституции Республики Казахстан;

11) ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств;

12) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил;

13) награждает государственными наградами Республики, присваивает почетные, высшие воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги, квалификационные классы;

14) решает вопросы гражданства Республики, предоставления политического убежища;

15) осуществляет помилование граждан;

16) в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями Палат Парламента Республики принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных его местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил Республики, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики;

17) в случае агрессии против Республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории Республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент Республики;

18) формирует подчиненную ему Службу государственной охраны;

19) назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Республики Казахстан, определяет его статус и полномочия; формирует Администрацию Президента Республики;

20) образует Совет Безопасности и иные консультативно-совещательные органы, а также Ассамблею народа Казахстана и Высший Судебный Совет;

21) осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики.

Статья 45

1. Президент Республики Казахстан на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики.

2. Исключен Законом РК от 10.03.2017 № 51-VI.

3. Акты Парламента, подписываемые Президентом Республики, а также акты Президента, издаваемые по инициативе Правительства, предварительно скрепляются соответственно подписью Председателя каждой из Палат Парламента либо Премьер-Министра, на которых возлагается юридическая ответственность за законность данных актов.

Статья 46

1. Президент Республики Казахстан, его честь и достоинство неприкосновенны.

2. Обеспечение, обслуживание и охрана Президента Республики и его семьи осуществляются за счет государства.

3. Положения настоящей статьи распространяются на экс-Президентов Республики.

4. Статус и полномочия Первого Президента Казахстана определяются Конституцией Республики и конституционным законом.

Статья 47

1. Президент Республики Казахстан может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. В этом случае Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой Палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины. Решение о досрочном освобождении принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов каждой из Палат на основании заключения комиссии и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур.

2. Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем одной трети его депутатов. Расследование обвинения организуется Сенатом, и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената передаются на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа голосов депутатов каждой из Палат при наличии заключения Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур. Непринятие окончательного решения в течение двух месяцев с момента предъявления обвинения влечет за собой признание обвинения против Президента Республики отклоненным. Отклонение обвинения Президента Республики в совершении государственной измены на любой его стадии влечет за собой досрочное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, инициировавших рассмотрение данного вопроса.

3. Вопрос об отрешении Президента Республики от должности не может быть возбужден в период рассмотрения им вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента Республики или Мажилиса Парламента.

Статья 48

1. В случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента Республики Казахстан, а также его смерти полномочия Президента Республики на оставшийся срок переходят к Председателю Сената Парламента; при невозможности Председателя Сената принять на себя полномочия Президента они переходят к Председателю Мажилиса Парламента; при невозможности Председателя Мажилиса принять на себя полномочия Президента они переходят к Премьер-Министру Республики. Лицо, принявшее на себя полномочия Президента Республики, складывает с себя соответственно полномочия Председателя Сената, Председателя Мажилиса, Премьер-Министра. В этом случае замещение вакантных государственных должностей осуществляется в порядке, предусмотренном Конституцией.

2. Лицо, принявшее на себя полномочия Президента Республики Казахстан, по основаниям и в порядке, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, не вправе инициировать изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан.






Глава 5.

Раздел III. Президент

Федеральное Собрание

   Статья 94

   Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

   Статья 95

   1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

   2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

   3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

   Статья 96

   1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

   2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

   Статья 97

   1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

   2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

   3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

   Статья 98

   1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

   2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

   Статья 99

   1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

   2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

   3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

   4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

   Статья 100

   1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

   2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

   3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

   Статья 101

   1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

   2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

   3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

   4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

   5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

   Статья 102

   1. К ведению Совета Федерации относятся:

 а)  утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

 б)  утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

 в)  утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

 г)  решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

 д)  назначение выборов Президента Российской Федерации;

 е)  отрешение Президента Российской Федерации от должности;

 ж)  назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

 з)  назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

 и)  назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

   2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

   3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

   Статья 103

   1. К ведению Государственной Думы относятся:

 а)  дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

 б)  решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

 в)  заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

 г)  назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

 д)  назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

 е)  назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

 ж)  объявление амнистии;

 з)  выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

   2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

   3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

   Статья 104

   1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

   2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

   3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

   Статья 105

   1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

   2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

   3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

   4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

   5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

   Статья 106

   Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

 а)  федерального бюджета;

 б)  федеральных налогов и сборов;

 в)  финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

 г)  ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

 д)  статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

 е)  войны и мира.

   Статья 107

   1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

   2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

   3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

   Статья 108

   1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

   2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

   Статья 109

   1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

   2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

   3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

   4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

   5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.



Президент Республики Казахстан

    Статья 69. Очередные выборы Президента Республики
                 Казахстан

      Очередные выборы Президента Республики Казахстан проводятся раз в пять лет в первое воскресенье декабря соответствующего года.

      Статья 70. Внеочередные выборы Президента Республики
                 Казахстан

      Внеочередные выборы Президента Республики Казахстан проводятся не позднее чем в двухмесячный срок с момента отставки Президента или его кончины.
      Последующие очередные выборы назначаются через пять лет в сроки, установленные Конституцией Республики Казахстан.

      Статья 71. Организация и проведение выборов
                 Президента Республики Казахстан

      Организация подготовки и проведения выборов Президента Республики Казахстан возлагается на областные и городские (в городах республиканского подчинения) территориальные избирательные комиссии.

      Статья 72. Назначение выборов Президента
                 Республики Казахстан

      Очередные выборы назначаются Верховным Советом не позднее чем за 4 месяца до истечения срока полномочий Президента Республики Казахстан.
      Внеочередные выборы Президента Республики Казахстан назначаются Верховным Советом в сроки, установленные статьей 70 настоящего Кодекса.

      Статья 73. Требования, предъявляемые к Президенту
                 и вице-президенту Республики Казахстан

      Для избрания Президентом Республики Казахстан гражданин Республики Казахстан должен удовлетворять требованиям, установленным статьей 114 Конституции Республики Казахстан, а также не иметь духовного звания и не являться служителем какого-либо культа, не иметь судимости и обладать активным избирательным правом в соответствии со статьей 110 Конституции Республики Казахстан и настоящим Кодексом.
      Лицо не может быть избрано Президентом Республики Казахстан более чем два раза подряд.
      Вице-президент Республики Казахстан избирается вместе с Президентом Республики Казахстан. Голосование по кандидатурам Президента и вице-президента является единым.
      Для избрания вице-президентом Республики Казахстан гражданин Республики Казахстан должен удовлетворять требованиям, установленным статьей 114 Конституции Республики Казахстан, а также не иметь духовного звания и не являться служителем какого-либо культа, не иметь судимости и обладать активным избирательным правом в соответствии со статьей 110 Конституции Республики Казахстан и настоящим Кодексом.
      Нарушение требований настоящей статьи влечет за собой признание выборов Президента Республики Казахстан недействительными.

      Статья 74. Особенности выдвижения кандидатов в
                 Президенты и вице-президенты Республики
                 Казахстан

      Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Казахстан начинается за три месяца и заканчивается за два месяца до выборов, если иное не установлено при назначении выборов.
      Кандидаты в Президенты Республики Казахстан выдвигаются общественными объединениями в лице их высших республиканских органов, а также в порядке самовыдвижения. При этом каждое общественное объединение вправе выдвигать лишь одного кандидата в Президенты. Выдвинутый кандидат в Президенты должен быть поддержан одним процентом от числа граждан Республики Казахстан, обладающих избирательным правом.
      Решение о выдвижении кандидатов в Президенты принимаются большинством голосов от общего состава высшего республиканского органа общественного объединения. О выдвижении кандидата составляется протокол.
      Решение органа общественного объединения доводится до сведения кандидата в Президенты не позднее чем в двухдневный срок.
      Поддержка кандидата в Президенты Республики Казахстан определяется путем сбора подписей. Сбор подписей в поддержку кандидата в Президенты Республики Казахстан осуществляется инициативными группами, образуемыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса и оформляется подписными листами, выдаваемыми Центральной и территориальными избирательными комиссиями не позднее чем в пятидневный срок с момента выдвижения кандидата в Президенты на основании документов и его выдвижении.
      Подписные листы по сбору подписей в поддержку кандидата в Президенты сдаются в территориальную избирательную комиссию, которая после проверки их правильности составления оформляет соответствующий протокол и направляет его в Центральную избирательную комиссию.
      Лица, собирающие подписи, несут установленную законом ответственность за подлинность собранных подписей и данных об избирателях.
      Территориальные избирательные комиссии по требованию кандидата в Президенты Республики Казахстан обязаны предоставлять ему информацию о количестве полученных подписей в его поддержку.
      Каждый кандидат в Президенты Республики Казахстан при выдвижении вносит на счет Центральной избирательной комиссии в качестве депозита избирательный залог в размере своих десяти месячных заработных плат (окладов). Внесенный залог возвращается кандидату в случае его избрания Президентом Республики Казахстан.
      Кандидат в вице-президенты Республики Казахстан определяется кандидатом в Президенты Республики Казахстан до регистрации кандидата в Президенты Центральной избирательной комиссией.
      В случае, если не был выдвинут ни один кандидат в Президенты Республики Казахстан либо все выдвинутые кандидаты сняли свои кандидатуры, Центральная избирательная комиссия продляет срок выдвижения кандидатов не более чем на 20 дней.

      Статья 75. Доверенные лица кандидатов в Президенты
                 Республики Казахстан

      Кандидат в Президенты может иметь до 20 доверенных лиц.

      Статья 76. Регистрация кандидатов в Президенты и
                 вице-президенты Республики Казахстан

      Регистрация кандидатов в Президенты Республики Казахстан начинается за два месяца и заканчивается за месяц до дня выборов, если иное не установлено при назначении выборов.
      Регистрация кандидатов в Президенты Республики Казахстан, предложенных ими кандидатов в вице-президенты Республики Казахстан от общественных объединений осуществляется Центральной избирательной комиссией при поступлении следующих документов:
      протокола о выдвижении кандидата в Президенты Республики Казахстан;
      протоколов о результатах сбора подписей граждан в поддержку кандидата в Президенты;
      представления кандидата в Президенты о кандидатуре вице-президента Республики Казахстан;
      биографических данных кандидатов в Президенты и вице-президенты;
      заявлений кандидата в Президенты Республики Казахстан и кандидата в вице-президенты Республики Казахстан о согласии баллотироваться.
      Регистрация кандидатов в Президенты Республики Казахстан, предложенных ими кандидатов в вице-президенты Республики Казахстан и в случае их самовыдвижения осуществляется Центральной избирательной комиссией при наличии:
      подписных листов избирателей в поддержку кандидата;
      биографических данных о кандидате;
      заявления кандидата в Президенты Республики Казахстан и кандидата в вице-президенты о намерении баллотироваться.
      Число кандидатов в Президенты Республики Казахстан не ограничивается. Отказ в регистрации кандидатов в Президенты и вице-президенты Республики Казахстан может иметь место лишь в случае нарушения требований настоящего Кодекса. Отказ Центральной избирательной комиссии зарегистрировать кандидата в Президенты Республики Казахстан может быть обжалован в семидневный срок в Верховный суд Республики Казахстан выдвинувшими его субъектами. Верховный суд рассматривает жалобу в трехдневный срок. Решение Верховного суда является окончательным.
      Центральная избирательная комиссия в течение пяти дней после регистрации выдает кандидатам в Президенты Республики Казахстан и кандидатам в вице-президенты Республики Казахстан соответствующие удостоверения.
      Центральная избирательная комиссия не позднее чем на седьмой день после регистрации кандидата в Президенты Республики Казахстан и кандидата в вице-президенты Республики Казахстан публикует в печати сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (занятия), партийности, места жительства каждого кандидата. В тот же срок публикуются списки кандидатов, которым отказано в регистрации с указанием причин отказа.

      Статья 77. Снятие кандидатуры, отмена решения
                 о выдвижении кандидатом

      Кандидат в Президенты Республики Казахстан в любое время до регистрации может снять свою кандидатуру, обратившись с письменным заявлением об этом в центральную избирательную комиссию. При этом считается снятой и выдвинутая им кандидатура вице-президента.
      Кандидат в вице-президенты Республики Казахстан может в любое время до регистрации снять свою кандидатуру, обратившись с письменным заявлением об этом к кандидату в Президенты Республики Казахстан.
      Кандидат в Президенты Республики Казахстан может в любое время до регистрации отменить свое решение об определении кандидата в вице-президенты Республики Казахстан.

      Статья 78. Выдвижение кандидатов в Президенты
                 Республики Казахстан вместо выбывших после
                 окончания срока регистрации

      В случае выбытия кандидатов в Президенты Республики Казахстан после окончания срока регистрации, если не остается иных кандидатов, Центральная избирательная комиссия обращается к гражданам и общественным объединениям с предложением выдвинуть новых кандидатов.
      При выбытии кандидатов менее чем за 15 дней до выборов, выборы Президента Республики Казахстан проводятся в двухмесячный срок после всеобщих выборов.

      Статья 79. Предвыборная агитация через печать и
                 другие средства массовой информации

      С момента регистрации в Центральной избирательной комиссии и до конца предвыборной кампании кандидаты в Президенты Республики Казахстан на равных для каждого условиях имеют право на агитацию и пропаганду своей предвыборной программы в республиканской печати и других средствах массовой информации.
      Время выступления по радио и телевидению предоставляется с 19 до 23 часов.
      По телевидению каждый кандидат может выступить один раз бесплатно в пределах одного часа.
      Выступления, рекламные объявления, агитирующие за конкретного кандидата, могут передаваться по теле- и радиопрограммам или публиковаться в печати только при условии их оплаты из средств, выделенных на избирательную кампанию того или иного кандидата.
      Официальные печатные издания высших органов государственной власти Республики Казахстан обязаны публиковать сообщения Центральной избирательной комиссии о кандидатах в Президенты и вице-президенты Республики Казахстан в соответствии с настоящим Кодексом.

      Статья 80. Установление и опубликование результатов
                 выборов Президента Республики Казахстан

      На основании протоколов участковых избирательных комиссий территориальные избирательные комиссии определяют: общее число избирателей по округу; число избирателей, получивших бюллетени; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных "за", и число голосов, поданных "против" каждого кандидата в президенты; число бюллетеней, признанных недействительными.
      Результаты голосования по выборам Президента устанавливаются на заседании территориальной избирательной комиссии и заносятся в протокол, который подписывается председателем и членами комиссии и пересылается в Центральную избирательную комиссию в трехдневный срок.
      Центральная избирательная комиссия на основании протоколов территориальных избирательных комиссий не позднее чем в семидневный срок после выборов устанавливает результаты выборов Президента Республики Казахстан и принимает соответствующее постановление.
      Избранным Президентом Республики Казахстан считается кандидат, получивший на выборах более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Одновременно с Президентом Республики Казахстан считается избранным предложенный им кандидат в вице-президенты Республики Казахстан.
      Выборы признаются Центральной избирательной комиссией несостоявшимися, если в них приняло участие менее 50 процентов граждан, внесенных в списки избирателей, а также в связи с выбытием всех зарегистрированных кандидатов в Президенты Республики Казахстан.
      Выборы в целом или по отдельным территориальным округам либо по отдельным избирательным участкам могут быть признаны Центральной избирательной комиссией недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при подсчете голосов нарушений. Решение о признании выборов недействительными принимается Центральной избирательной комиссией. Это решение в течение десяти дней с момента его принятия может быть обжаловано кандидатами в Президенты Республики Казахстан в Верховный суд Республики Казахстан, который в десятидневный срок принимает окончательное решение.
      Сообщение об итогах выборов Президента Республики Казахстан публикуется Центральной избирательной комиссией не позднее чем через семь дней с момента принятия постановления о результатах выборов с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (занятия), партийности, места жительства Президента.

      Статья 81. Регистрация Президента Республики Казахстан

      Центральная избирательная комиссия на основании протоколов территориальных избирательных комиссий регистрирует избранных Президента и вице-президента Республики Казахстан.
      Центральная избирательная комиссия может признать выборы недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов либо определении результатов голосования имели место нарушения настоящего Кодекса, и отказывает в регистрации Президента.

      Статья 82. Повторное голосование

      Если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов в Президенты Республики Казахстан и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование по выборам Президента Республики Казахстан по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов. Если в результате выбытия кандидатур остается один кандидат, повторное голосование проводится по его кандидатуре.
      Повторное голосование проводится не позднее чем в двухмесячный срок с соблюдением требований настоящего Кодекса. О проведении повторного голосования сообщается в печати и других средствах массовой информации.
      Избранным считается кандидат, получивший при повторном голосовании более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
      Повторное голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более пятидесяти процентов граждан, внесенных в списки избирателей.

      Статья 83. Повторные выборы

      Если на выборах Президента Республики Казахстан баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из не был избран, а также в случае признания выборов несостоявшимися или недействительными либо повторное голосование не позволило определить избранного Президента Республики Казахстан, Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы Президента Республики Казахстан. При этом она может принять решение о проведении выборов территориальными и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Кандидаты в Президенты Республики Казахстан, не получившие необходимого числа голосов, на повторных выборах не баллотируются.
      Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после первоначальных выборов. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам, составленным для проведения первоначальных выборов.
      Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты Республики Казахстан, другие мероприятия осуществляются в порядке, установленном настоящим Кодексом.
      Решение Центральной избирательной комиссии о проведении повторных выборов распространяется в печати и других средствах массовой информации.

      Статья 84. Вступление в должность Президента
                 Республики Казахстан

      Президент Республики Казахстан, избранный на очередных выборах, вступает в должность Президента Республики Казахстан с момента принесения присяги на заседании Верховного Совета в третью среду января.
      Президент Республики Казахстан, избранный на внеочередных выборах, вступает в должность Президента с момента принесения присяги на заседании Верховного Совета, которое должно быть проведено не позднее одного месяца со дня опубликования итогов выборов.

Порядок выборов Президента Республики Казахстан и отрешения его от должности

Периодичность выборов

Этот принцип связан с правовыми ограничениями полномочий выборных органов государственной власти по срокам их исполнения. Фактически и юридически это означает, что выборы должны проводиться в обязательном порядке и через определенные интервалы времени.

Нормативная регламентация времени деятельности выборных институтов публичной власти призвана, с одной стороны, обеспечить стабильность их функционирования, а с другой — гарантировать сменяемость (ротацию) депутатов и выборных должностных лиц по итогам голосования. Периодичность проведения выборов является одним из необходимых условий демократичности и легитимности формируемых через избирательный процесс государственных институтов. Принцип периодичности выборов квалифицируется рядом международных документов как общее условие признания их правосубъектности. Так, в статье 21 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, отмечено, что воля народа, являясь основой власти правительства, "должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах…". В подпункте 5.1 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 29 июня 1990 года подчеркнуто, что к числу элементов справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения равных и неотъемлемых прав всех людей, относятся "свободные выборы, проводимые через разумные промежутки времени путем тайного голосования".

Правовое определение принципа периодичности выборов в федеральном избирательном законодательстве не завершено в той мере, в какой это необходимо для последовательной реализации положений соответствующих международно-правовых актов. Так, если сроки полномочий выборных федеральных органов государственной власти юридически установлены на уровне конституционно-правовых норм, то срок полномочий региональных органов государственной власти может варьироваться в более широком временном диапазоне, хотя законодательство субъектов Российской Федерации, как правило, устанавливает срок полномочий региональных органов, аналогичный срокам деятельности федеральных органов, а в статье 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" прямо предусмотрено, что максимальный срок полномочий выборных региональных органов устанавливается законами субъектов Российской Федерации и не должен превышать пять лет.

Дата добавления: 2015-09-20; просмотров: 387 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Очередные выборы Президента Республики проводятся

Порядок выборов президента РФ – это не только сами выборы, но и период подготовки к ним, с регистрацией кандидатов и агитацией, определением избирательных комиссий и участков. Регулирует вопрос Конституция, федеральные законы и должностные инструкции.

Общие положения

Голосование за кандидатов в президенты осуществляется по следующим принципам:

  • прямые выборы – избиратели отдают свой голос непосредственно за одного из кандидатов;
  • тайные – волеизъявление граждан не подлежит контролю и влиянию, равное право голосовать имеют право все граждане РФ, которые достигли возраста 18-ти лет (и не были лишены этой возможности судебным порядком);
  • всеобщие – подразумевается участие всех или подавляющего числа зарегистрированных по стране избирателей во всех регионах.

Пост президента может занять дееспособный гражданин страны, который достиг возраста 35-ти лет. Избирательное право требует, чтобы заявитель (кандидат) не менее десяти лет жил в России, а перед подачей документов в ЦИК обязательно закрыл счета в зарубежных банках и отказался от использования каких-либо зарубежных финансовых инструментов.

Кто выдвигает и баллотируется

Особенности выборов определяют, что правом выдвигать кандидатуры на пост главы РФ располагают:

  • политические партии, которые обладают представительством в Госдуме или законодательных собраниях не менее трети субъектов РФ без сбора подписей;
  • зарегистрированные штатным порядком политические партии имеют обязательство обеспечить заявленную кандидатуру подписями граждан, установленным числом в 100 тыс. шт. (не более 2,5% на регион страны или от избирателей за границей);
  • самовыдвиженцы, поддержанные избирательной группой численностью в пятьсот чел. – должно быть собрано триста тысяч подписей в поддержку.

Как проходят выборы президента РФ

Процедура по шагам:

  • отправная точка – оглашение дня голосования Советом Федерации, осуществляется за 90-100 дней до даты выборов;
  • 3 дня после – публикация партий, обладающих правом выдвигать кандидатов;
  • до 20-ти дней – официальное оформление избирательных групп и самовыдвиженцев;
  • до 25-ти дней – оглашение партийных кандидатов;
  • до 45-ти дней – определение участковых избиркомов;
  • от 80 до 45-ти дней до дня выборов собирают подписи, подаются документы по кандидатам;
  • начало широкой предвыборной агитации – за 28 суток до установленной даты голосования, окончание – за сутки до;
  • за 4 дня до выборов – публикация данных аналитики (прогноз по голосованию, опросы мнения);
  • день выборов – голосование проходит в период с 8-ми до 20-ти часов (местное время для каждого региона);
  • подсчет результатов – не позднее 10-ти суток с дня выборов;
  • повторный тур выборов (по необходимости) – три недели со момента проведения предшествующего тура.

Сроки выборов президента России включают период в 90-100 дней до события, время на определение победителя и, по необходимости, второй тур через три недели. Президент в первом круге выбирается принципом абсолютного большинства (50% всех голосов + любое количество дополнительных голосов), во втором туре – набравший большее число голосов.

Система выборов президента РФ содержит требование обеспечения равенства кандидатов, отсутствия препятствий в проведении агитации и одинаковую поддержку от государства в плане финансирования и представленности в СМИ, гарантированную действующим лидером государства.

Детальное описание этапов текущей предвыборной кампании описано здесь.

Введение

1. Определение понятий: «выборы», «избирательная комиссия», «избирательная система», «избирательное право».

2. Принципы проведения выборов в Российской Федерации.

2.1 Основные положения Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

2.2 Голосовать или не голосовать? Проблема политического выбора и активности избирателей.

2.3 Механизмы политического воздействия на избирателей.

3. Избирательная система Российской Федерации.

3.1 Видовая классификация избирательных систем.

3.2 Избирательные системы, используемые на выборах региональных законодательных собраний.

Заключение

Введение

«Возможность выбирать – ценнейшее благо в жизни человека.

И надо не только мечтать, но и прилагать усилия к тому,

чтобы никто не лишил нас этого блага »

М.А. Горький

Есть ли выбор в жизни человека? Что в нашей жизни мы действительно можем выбирать? С какого момента мы начинаем выбирать? Можем ли мы выбрать родителей, национальность, страну, пол – наконец? Наверняка каждый из нас, хотя бы однажды, задавал себе такие вопросы.

Мы приходим в этот мир с уже заданными свойствами. На основании этих свойств у нас формируется характер, проявляются склонности к тому или другому. Мы растем, на нас начинает воздействовать окружающая среда, общество. Можем ли мы в детском возрасте самостоятельно избрать себе общество? Как правило, за нас этот выбор делают родители. Наконец, после того, как мы начинаем самостоятельно себя обеспечивать, у нас появляется видимая возможность выбора общества. Следовательно, на данном этапе от нас самих начинает зависеть наш жизненный путь и появляется нелегкая дилемма выбора.

Каждый день, каждый миг, осознанно или подспудно мы совершаем выбор. Вернее, нам кажется, что совершаем его мы. Зачастую этот выбор нам попросту навязан. Во что одеваться, где учиться, что пить, есть, курить. Что любить, от чего страдать и куда обращаться. Истерики потребительские, ипотечные, нравственные…

Самый простой способ заставить человека что-то сделать — это заставить его захотеть сделать это, убедив в необходимости того или иного выбора. Умение тонко манипулировать человеческими слабостями, создавать у людей иллюзию их собственных решений — все это старо как мир и весьма прибыльно и эффективно. Неудивительно, что такое умение в политике ценится, практически, на вес золота. Чтобы доказать это достаточно дать несколько определений термина «политика»:

Политика -характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношениях людей между собой .

Политика — деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, связанная с регулированием интересов путем использования политической власти

Политика – (в истории) — виды, намерения, цели и образы действий правителей и их приближенных, нередко искусно скрываемые ими.

Данная контрольной работы посвящена теме политических выборов и избирательных систем.

Выборы — наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс избирательной компании, начинающийся с назначения даты выборов и заканчивающийся определением итогов голосования

Все мы, живущие на рубеже веков и тысячелетий, являемся — кто-то -просто свидетелями, а кто-то — активными участниками — непрерывной череды политических выборов различных уровней. При этом неотъемлемой составляющей выборного процесса, а также процесса построения новой российской государственности, представляется осознание претендентами на власть и действующими властными структурами необходимости учитывать психологические характеристики общества, претерпевающего фундаментальные психолого-политические изменения.

Исследовательская проблематика избирательного процесса концентрируется в настоящее время в основном вокруг следующих тем и групп вопросов:

— кто и почему принимает (не принимает) участие в голосовании;

— что, какая совокупность факторов и обстоятельств определяет выбор избирателя (будь то партии или отдельного кандидата);

— как избиратель принимает решение о голосовании, насколько рационален и осмыслен его выбор;

— в какой мере сложившаяся система политических институтов и избирательных процедур данной страны способствует (препятствует) волеизъявлению избирателя;

— при каких условиях и в какой мере выборы можно считать действительно свободными, демократическими, выполняющими свои функции: стабилизации общественно-политической ситуации в стране, реализации воли большинства на управление страной, легитимации власти и т.д.;

При таком раскладе, возникает потребность в обобщении знаний о том, какие психологические детерминанты человека, обусловленные характеристиками окружающего его общества, влияют на принятие избирателями решения о целесообразности участия в очередных выборах и на формирование предпочтений в пользу того или иного кандидата или решения, а также необходимость осмысления избирательной системы Российской Федерации.

1. Определение понятий: «выборы», «избирательная комиссия», «избирательная система», «избирательное право».

Выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица

Организация и проведение выборов — это всегда совместная работа избирательных комиссий и органов исполнительной власти, обеспечивающих материально-техническую и организационную поддержку.

Избирательная комиссия(ИК) — коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов

Организующая ИК планирует проведение кампаний и определяет статус ее завершения, а также ведет регистрацию в едином избирательном округе.

В федеральном выборах – это центральная избирательная комиссия (ЦИК)

В региональных выборах – это избирательная комиссия субъектов РФ

В местных выборах роль организующей ИК, выполняет избирательная комиссия муниципального образования(ИКМО), окружная избирательная комиссия(ОИК), территориальная комиссия (ТИК)

Иерархия подчиненности ИК и их участие в выборах представлена на рис. 1

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Избирательное право относится к категории публичного политического права, предметно регулирует вопросы приобретения и передачи власти и составляет органическую часть современной правовой системы Российской Федерации, связанную с организацией народовластия

Избирательные права граждан — одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии в собственном смысле данного понятия и четко закреплены в разделе первом Конституции Российской Федерации.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан.

В этом случае различается активное избирательное право – право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право – право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления .

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1. Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

admin