Как подтвердить факт проживания?

Некоторые жители временно оккупированного полуострова столкнулись с серьезной проблемой: проживая давно в Крыму, они были зарегистрированы в других регионах Украины. Соответственно, при переезде из Крыма на материковую Украину они не могут получить статус внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), воспользоваться льготами для поступления в вузы своих детей или же претендовать на автоматическое получение наследства (в случае, когда нужно доказать факт проживания одной семьей). Это касается и тех крымчан, которые утратили паспорт и не могут доказать, что они были зарегистрированы в Крыму.

Максим Тимочко,

О том, как доказать факт проживания в Крыму тем, кто имеет иную регистрацию, или утратил паспорт расскажет юрист общественной приемной УХСПЧ Максим Тимочко.

Для того, чтобы доказать, что вы на момент оккупации Крыма Россией проживали на территории полуострова нужно совершить несколько действий.

Первый шаг. Прежде всего, вам необходимо обратиться в органы социальной защиты по месту своего нахождения для получения справки внутренне перемещенного лица (ВПЛ). Вы пишите заявление и прикладываете все документы, которыми вы можете подтвердить, что проживали в Крыму. Согласно Закону «О защите прав и свобод внутренне перемещенных лиц” такими документами могут быть: военный билет и трудовая книжка с соответствующими записями; документы, подтверждающие право собственности на недвижимость; свидетельство о базовом среднем образовании или диплом о высшем образовании, справка с места учебы; решение райадминистрации или исполкома об устройстве ребенка в детский сад, приемную семью, установлении опеки; медицинские документы; видеозаписи и пр.

В соответствии с законодательством Украины, органы соцзащиты имеют право на основании данных документов (по их совокупности) подтвердить факт вашего проживания на временно оккупированной территории и выдать справку ВПЛ. Но, как правило, они не берут на себя ответственность в такой ситуации и отказывают вам. Данный отказ является важным документом для последующего обращения в суд.

Второй шаг. Далее вам нужно собрать максимальное количество документов, которое поможет вам в суде доказать факт проживания на временно оккупированной территории Крыма. К указанным в законе документам юристы советуют добавить, например, договора с соответствующими службами об обслуживании вашего дома/квартиры; домовую книгу; договор купли/продажи или дарения, подтверждающий ваши права собственности на имущество на оккупированных территориях и др. Опять-таки это могут быть документы, выданные оккупационными властями – они не имеют юридической силы, но суд принимает их в качестве доказательства факта вашего проживания.

Это будет ваша доказательная база, которую можно дополнить показаниями свидетелей. Это, конечно, сложно – привезти свидетелей из Крыма. Поэтому можно поискать свидетелей из числа переселенцев, которые подтвердят факт вашего проживания. Например, в нашей практике есть случай, когда даже общественная организация и ее участники подтверждают факт проживания одного из крымских переселенцев, выступая свидетелями в суде.

Третий шаг. Вам нужно оплатить судебный сбор и подать иск вместе с пакетом документов в суд.

Скорее всего, суд примет положительное решение и подтвердит факт вашего проживания по определённому адресу на протяжении определённого периода на временно оккупированной территории. При этом вам нужно будет подтвердить, что вы переехали уже после оккупации, чтобы претендовать на статус ВПЛ. Очень хорошо, если у вас сохранились, например, билеты, подтверждающие факт вашего отъезда в определённое время.

Однако суд может отказать в удовлетворении иска, сославшись на то, что у человека есть все необходимые документы и отправить его дальше разбираться с органом соцзащиты. Что делать в этом случае?

Четвертый шаг (не для всех). Если суд отказал вам в удовлетворении иска, то придётся обжаловать отказ в административном судопроизводстве. Это дорого и долго. В административном иске предъявляется два требования (признать действия незаконными и обязать действовать) и, соответственно, судебный сбор платится за два исковых требования (с 1 января 2017 года эта сумма составит 2560 грн за два требования).

Есть еще один вариант: обратиться в суд не с административным иском, а с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, т.е. факта постоянного проживания на территории АР Крым и города Севастополя. В этом случае судебный сбор составит 640 грн (с 1 января 2017 года). А на основании решения об установлении факта проживания управление социальной защиты сможет выдать справку переселенца.

Таким образом, у жителей Крыма, которые проживали или проживают там, но не имеют соответствующего подтверждения в виде штампа о регистрации, есть два варианта для подтверждения своего статуса на материковой Украине. На первом этапе – обращение в органы соцзащиты, которые наделены правом предоставлять статус ВПЛ даже тем, у кого нет регистрации. При получении отказа от них следует обращаться в суд для установления факта проживания на временно оккупированной территории или для признания незаконными действий органов власти по отказу в предоставлении статуса переселенца.

Источник: ИИ «Под прицелом”

Человек может иметь регистрацию, которую по старинке называют пропиской, в одном районе города, но при этом проживать в другом. Например, снимать квартиру поближе к работе или временно переехать к родственникам. Либо и вовсе иметь постоянную регистрацию в одном регионе, а жить и работать — в другом. В связи с введением режимов повышенной готовности и самоизоляции многие россияне начали переживать, что их оштрафуют, если они выйдут из дома, поскольку «прописаны» они в другом месте.

АиФ.ru попросил юриста Натана Будовница объяснить, что делать людям, которые не живут «по прописке» и какие документы им стоит носить с собой, выходя из дома.

Что делать, если собственник квартиры не прописан в ней?

Как поясняет Натан Будовниц, если квартира принадлежит гражданину на праве собственности, то, по закону, он и не обязан быть там зарегистрирован, поскольку и так имеет право в ней проживать.

Тем не менее, чтобы избежать возможного штрафа, юрист советует, выходя из дома, брать с собой свидетельство о государственной регистрации права собственности (если квартира была приобретена до июля 2019 года), либо выписку из ЕГРП о зарегистрированном праве собственности или копию документа.

Что делать, если человек снимает жилье, а прописан в другом месте?

Если человек снимает квартиру, то у него с собственником может быть заключен договор найма жилого помещения либо договор пользования жилого помещения. Эти документы тоже можно взять с собой, чтобы подтвердить место своего фактического проживания. Какое наказание грозит за поездки по Москве без пропуска? Подробнее

Многие люди, которые снимают квартиры в крупных российских городах, зачастую заключают с собственниками договор в простой письменной форме. Как поясняет Натан Будовниц, этот документ тоже может быть доказательством в случае, если вас остановят на улице.

«Можно в качестве временной меры попросить собственника квартиры заключить договор в простой письменной форме и носить его с собой. Как правило, в таком договоре должны быть указаны данные свидетельства о праве собственности, паспортные данные и подписи сторон», — объясняет юрист.

Он добавляет, что можно сфотографировать договор на смартфон и в случае необходимости — показывать вместе с паспортом.

А если живешь у родственников?

Нередки ситуации, когда человек живет у близких родственников, но при этом не зарегистрирован в их квартире. Родители с детьми тоже могут проживать вместе, но иметь регистрацию по разным адресам. В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», если человек просто переехал из одного района города в другой, то регистрироваться заново не нужно. Также не требуется регистрация, если человек прописан в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, но фактически проживает в Московской или Ленинградской области или в Республике Крым соответственно. Образец заявления на цифровой пропуск. Инфографика Подробнее

«Если кто-то из членов семьи из другого региона, то они должны были встать на регистрационный учет по месту пребывания. Либо можно заключить формальное соглашение о предоставлении им права пользования квартирой», — говорит юрист.

Будовниц добавляет, что, в то же время, пока действующее законодательство обязывает человека носить с собой только паспорт. И если прецеденты со штрафами людей, живущих не по месту регистрации, станут носить массовый характер, то это потребует разъяснений на законодательном уровне.

«Есть постановление правительства РФ № 417 «Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациям при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации». В нем говорится, что человек обязан носить с собой паспорт. Еще один ключевой момент: какой режим введен в регионе — повышенной готовности или ЧС. Сейчас мы живем в ситуации, когда гражданин обязан подчиняться локальным правилам, которые вводятся властями конкретного субъекта РФ, и эти правила друг от друга могут отличаться. Поэтому имеет значение, о каком субъекте идет речь. В Москве введен режим повышенной готовности, и москвичи обязаны носить с собой паспорт. Там указано место регистрации, но при этом в законе не прописана обязанность носить документ, подтверждающий место жительства», — говорит юрист. Как получить пропуск по СМС? Инфографика Подробнее

1. Гражданин (представитель) вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие)ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее – жалоба).

2. В досудебном (внесудебном) порядке гражданин имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе, в том числе при личном приеме гражданина, или в электронном виде в ПФР, территориальный орган ПФР:

в ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя территориального органа ПФР;

в вышестоящий территориальный орган ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;

руководителю территориального органа ПФР – на решение и действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР.

3. Жалоба должна содержать:

а) наименование территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства гражданина (представителя), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю);

в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги;

г) доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) должностных лиц при предоставлении государственной услуги. Гражданином (представителем) могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы гражданина, либо их копии.

4. В случае если жалоба подается через представителя гражданина, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина.

5. Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальными органами ПФР (в месте, где гражданин (представитель) подавал заявление (извещение), либо в месте, где гражданином получен результат предоставления государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме гражданин (представитель) представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В электронном виде жалоба может быть подана гражданином посредством сайта ПФР, Единого портала.

7. Жалоба рассматривается территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) данного органа, его должностного лица. В случае если обжалуются решения руководителя территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган ПФР (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном Административным регламентом.

8. В случае если жалоба подана гражданином (представителем) в ПФР и (или) территориальный орган ПФР, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует гражданина (представителя) о перенаправлении жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги многофункциональным центром рассматривается в соответствии с настоящим Административным регламентом территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, заключившим соглашение
о взаимодействии с многофункциональным центром.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

9. Жалоба может быть подана гражданином (представителем) через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР, предоставляющий государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и территориальным органом ПФР, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в территориальном органе ПФР, предоставляющем государственную услугу.

10. Гражданин (представитель) может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

а) нарушение срока регистрации заявления;

б) нарушение срока предоставления государственной услуги;

в) требование у гражданина (представителя) документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

г) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

е) затребование с гражданина (представителя) при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

ж) отказ территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

11. В территориальных органах ПФР, предоставляющих государственную услугу, определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

а) прием и рассмотрение жалоб;

б) направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

12. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления все имеющиеся материалы направляются должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение жалоб, в органы прокуратуры.

13. Территориальные органы ПФР, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:

а) оснащение мест приема жалоб;

б) информирование граждан (представителей) о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, на Едином портале;

в) консультирование граждан (представителей) о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;

г) заключение соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и территориальными органами ПФР в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи гражданам (представителям) результатов рассмотрения жалоб;

д) формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

14. Жалоба, поступившая в ПФР или территориальный орган ПФР, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены ПФР или территориальным органом ПФР.

В случае обжалования гражданином отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у гражданина (представителя), либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

15. По результатам рассмотрения жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (далее – решение). Решение принимается в форме акта ПФР или территориального органа ПФР.

При удовлетворении жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче гражданину (представителю) результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

16. Информирование заявителя о результатах рассмотрения жалобы осуществляется путем направления гражданину (представителю) соответствующего ответа.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется гражданину (представителю) не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме или по желанию гражданина в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.

17. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу (ПФР, территориальный орган ПФР), рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, принявшего решение;

б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;

г) основания для принятия решения;

д) принятое решение;

е) в случае если жалоба признана обоснованной – сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;

ж) сведения о порядке обжалования решения.

18. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем ПФР или территориального органа ПФР.

По желанию гражданина ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

19. ПФР, территориальный орган ПФР отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;

б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) наличие решения, принятого ранее в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента в отношении того же гражданина и по тому же предмету жалобы.

20. ПФР, территориальный орган ПФР вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес гражданина, указанные в жалобе.

21. Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вышестоящем территориальном органе ПФР, в ПФР или в судебном порядке.

22. Граждане (представители) имеют право обратиться в ПФР, в территориальный орган ПФР за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме гражданина (представителя), или в электронном виде.

23. Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы граждане (представители) могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, Едином портале.

На территории Иркутской области в связи с возникшими паводками введен режим чрезвычайной ситуации. В результате стихии пострадало десятки тысяч человек, в данный момент всеми органами ведется работа по устранению последствий произошедшего, пострадавшим оказывается необходимая помощь, производятся выплаты, оказываются различные меры государственной поддержки, предусмотренные законом.

Как показывает практика, при возникновении чрезвычайных ситуации, граждане, попавшие в зону стихийного бедствия оказываются лишенными возможности воспользоваться своими правом на получение мер государственной поддержки, в виду отсутствия регистрации по месту постоянного проживания, отсутствия необходимых документов, что усложняет процесс оказания помощи.

Основным критерием для получения мер государственной поддержки является фактическое проживание в жилом помещении, которому причинен ущерб в результате стихии, факт проживания подтверждается документами об основании вселения в жилое помещение

Отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения или условием реализации, в частности, прав граждан на получение социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией.

Все наши новости в сообществе Viber

Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе, согласно п. 10 данной статьи суд рассматривает дела об установлении и других имеющих юридическое значение фактов. Поскольку перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведен в указанной правовой норме и не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия. К таким юридическим фактам относится факт постоянного проживания гражданина в жилом помещении.

Несмотря на то, что у граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации отсутствует регистрация по месту жительства гражданин имеет право на получение единовременной выплаты в случае если он докажет факт постоянного проживания в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации в судебном порядке.

Сам по себе процесс подачи заявления и рассмотрения такого заявления судом не представляет особой сложности в том случае, если гражданином представлены все необходимые доказательства.

Так, для направления заявления об установлении факта постоянного проживания от граждан требуется:

1. Заявление (образец )

2. Квитанция об оплате государственной пошлины (300 рублей, реквизиты ).

3. Копия паспорта гражданина.

4. Копии свидетельств о рождении детей (если имеются).

5. Копии свидетельство о регистрации (расторжении) брака.

6. Правоустанавливающие документы на жилое помещение (свидетельства о государственной регистрации права, технический паспорт, домовая книга, ордер, завещание, акт о вступлении в наследство, договор купли – продажи, выписка из единого государственного реестра недвижимости и.т.п.).

7. Справка с администрации муниципального образования о факте постоянного проживания.

8. Справка участкового о факте постоянного проживания.

9. Справки с медицинского учреждения.

10. Справки с почтового отделения (в случае получения корреспонденции и денежных средств по месту жительства).

11. Справка с работы (в случае, если трудоустроен).

12. Справки с образовательных учреждений (в случае, если дети посещают школу, детский сад).

13. Копия договора на поставку электроэнергии.

14. Копии квитанций об оплате коммунальных услуг (например — электроэнергия).

15. Обеспечить явку нескольких свидетелей, которые смогут подтвердить факт проживания Вас в жилом помещении.

Вместе с тем, необходимо отметить, что факт проживания должен носить постоянный характер (не временный), гражданин должен проживать в жилом помещении на протяжении нескольких лет без выезда на другое место жительство на длительный период времени. Лица, которые указывают на то, что (живут только летом, переезжают на зиму, приезжаем каждый вечер, студенты, обучающиеся по очной форме обучения, лица, которые ведут строительство и проводят там много времени) заблуждаются, что имеют право на установления факта проживания в жилом помещении, поскольку их проживание носит временный характер и не предполагает под собой факт постоянного проживания.

Таким образом, если у гражданина имеются основания для обращения в суд и доказательственная база по факту постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, он вправе обращаться в суд самостоятельно.

Андрей Аштуев,
Тайшетский межрайонный прокурор старший советник юстиции

Реквизиты для оплаты госпошлины
Получатель: УФК по Иркутской области (Межрайонная ИФНС №6 по Иркутской области)
ИНН 3816007101
р/с 40 101 810 250 048 010 001 в отделении Иркутск, г. Иркутск
КБК 182 108 030 100 110 00 110
БИК 042520001 КПП 381601001
ОКТМО 25636101

Мы соберем доказательства и/или подадим заявление в суд за 3 дня! Звоните!

Установление факта проживания или не проживания гражданина по определенному месту жительства (в квартире, комнате, частном или чужом доме), а также подтверждение или опровержение совместного проживания, постоянного или временного характера, факта подтверждения проживания единой семьей, как члена семьи и пр., в разных ситуациях могут решаться по-разному.

В зависимости от цели установления таких фактов (наследование, постановка на очередь с целью улучшения жилищных условий, оформление права собственности в порядке приватизации или иное), пути достижения результата могут быть разные:

  • просто получить форму 9 о регистрации;
  • опросить соседей и составить определенные акты;
  • пригласить комиссию (из ЖСК, органов опеки, ГУ ЖА…);
  • истребовать справки об определенных действиях за указанные периоды (из больницы, командировочные листы, туристические путевки, свидетельство о новом браке из органа ЗАГС) и пр.

В ряде случаев, достаточно получить справки и предоставить их по месту требования. Но при наследовании, обычно, для установления таких фактов, придется обращаться в суд.

Сроки

При наследовании важно соблюдать сроки. Срок для вступления в наследство твердо определен законом — это 6 месяцев с даты смерти наследодателя (есть исключения).

Составление заявления об установлении факта проживания

Опять же, в зависимости от того, для чего нужно установление факта, текст самого заявления и основания для такой просьбы в заявлении указываются разные.

  • Стоимость составления заявления или иска — от 3 тыс. рублей.

Советы из судебной практики

  • Если установление факта проживания нужно для определения места открытия наследства, достаточно в заявительном порядке просить решения суда. При этом госпошлина составит 200 рублей за каждое требование.
  • Если от данных о месте жительства зависит право на приватизацию квартиры или признание права собственности, в суд лучше предоставить исковое заявление, а пошлину оплачивать из расчета, указанного в ст. 333 Налогового кодекса.
  • Временное проживание не будет определять место открытия наследства.
  • При установлении отцовства, кроме доказательств совместного проживания, нужно сделать одну или ряд экспертиз.
  • Для перерасчета компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг в суд вообще можно не обращаться, если взять справку в ГУ ЖА или составить акт с участием соседей и представителя обслуживающей организации.
  • Справка от участкового из отделения полиции, из поликлиники, из органов социальной защиты может служить хорошим доказательством в делах об установлении подобных фактов.

Практика работы наших адвокатов и юристов по подобным делам — более 14 лет. Советуем обратиться именно к нам в организацию. Мы поможем!

admin