Кадры в образовании

Глава 6.Научно – педагогические кадры в современных условиях

1.Преподавательский потенциал в развитии образования

2.Многоуровневая система подготовки

3.Послевузовское образование и его ступени

4.Воспроизводство учительских кадров и его своеобразие на современном этапе

Доклады и рефераты

  1. Университетизация высшего образования
  2. Академические исследовательские институты
  3. Система образования в США
  4. Система образования в Великобритании
  5. Система образования в Канаде
  6. Система образования во Франции

Система образования в странах Латинской Америки

  1. Дистанционное образование
  2. Высшее профессиональное образование в регионе

Контрольные вопросы

1. Какова сущность воспроизводства научно-педагогических кадров?

2. Какую роль в системе образования играет послевузовское профессиональное образование? Что вы могли бы еще добавить по этому вопросу?

3. Какие изменения в процессе экономического развития нашей страны произошли в профессорско-преподавательском составе высших учебных заведений?

4. Чем можно объяснить изменение коли­чества учебных заведений в последние годы?

5. Какие особенности воспроизводства педагогиче­ских кадров вы можете выделить?

6. Как изменяется структура профессионального образования на современном этапе экономического развития?

7. Что собой представляет «многоуровневая система образования»?

8. В чем заключается специфика воспроизводства учительских кадров?

9. Что вы можете сказать о реорганизации учебных заведений и изменении количества учащихся? Выскажите свои соображения.

10. Какие причины порождают отток специалистов из про­свещения в другие сферы экономики?

11. Какие изменения в системе повышения квалификации педагогов произошли с переходом страны на новый уровень развития?

12. Выскажите свое мнение по отношению к перестройке высшего педагогического образования в России.

13. Как вы думаете, каковы пути совершенствования зарплаты работников образования?

14. Престижна ли профессия педагога в нашей стране?

Литература

1.Экономика образования: учебное пособие / Т.В. Боровикова (ответственный редактор), В.А. Филинов, Мыльникова Л.А., Петушкова Г.А. – Смоленск: Издательство «Принт-экспресс», 2013. – 245 с.

2.Беляков С.А. Экономика образования. М.: МАКС-Пресс, 2011. 304 с.

3.Захарчук Л.А. Экономика образовательного учреждения: учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. 104 с.

4.Пономарева Н.И., Сыромятникова Л.М. Финансово-хозяйственная деятельность руководителя образовательного. М.: Учитель, 2011. 119 с.

Дополнительная литература

116. Акперов И.Г.Прогнозирование потребности в специалистах и управление региональной системой образования. М.: Высшая школа, 2008.

117. Баскакова М.Е. Экономическая эффективность инвестиций в высшее образование: гендерный аспект. М.: Гелиос АРВ, 2010.

118. Беккер Г.Человеческий капитал (главы из книги).

Тема 8. Научно-педагогические кадры и их воспроизводство

Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. М.: 2008. 274 с.

119. Большая советская энциклопедия: в 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

120. Грейсон Дж.К. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: пер. с англ. /Авт. предисл. Б.З. Мильнер. М.: Экономика, 2009.

121. Делор Ж.Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. Основные положения. Париж: Издательство ЮНЕСКО, 2008.

122. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 2004.

123. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 2006.

124. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 2011.

125. Жуков В.И. Российское образование: перспективы и проблемы развития. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2010.

126. Клочков В.В. Экономика образования: иллюзия и факты. М.: Мысль, 2005.

127. Костанян С.Л. Предмет и метод экономики образования. М., 2006.

128. Куркин Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: Новая школа, 2007.

129. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2008.

130. Маркетинг образовательных услуг. / Литвинова Н.П., Шереметова В.В. . СПб., 2007.

131. Милнер Б.З. Управление знаниями. Эволюция революции в организации. М.: ИНФРА-М, 2009.

132. Методика прогнозирования и оценки состояния системы высшего и среднего профессионального образования /А.Я. Савельев, В.М. Зуев . М.: НИИВО, 2007.

133. Молчанов И.Н. Методологические вопросы экономических измерений в сфере услуг (на примере подотрасли «Высшее профессиональное образование»). монография. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2011.

134. Организационно-экономический механизм региональных систем высшего образования: учеб. пособие / В.М. Зуев . М.: МГУ, 2005.

135. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / отв. редактор Б.Л. Вульфсон. М.: Изд-во «Российского открытого университета», 2005.

136. Солодков М.В. Непроизводственная сфера при социализме. М.: Мысль, 1978. 188 с.

137. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 2007.

138. Щетинин В.П. Своеобразие российского рынка образовательных услуг // Мировая экономика и международные отношения. 2007. №11.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Сфера  образования, как и любая другая отрасль народного хозяйства, в состоянии нормально функционировать, если будет обеспечена подготовленными кадрами специалистов.

Кстати сказать, в образовательных учреждениях трудится примерно пятая часть всех специалистов, занятых в народном хозяйстве страны.

В составе работников учреждений и органов образования можно выделить четыре основные группы: научно-педагогический корпус (профессорско-преподавательский состав, научные работники ) вузов; учителя-преподаватели и воспитатели; управленческие работники; а также учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал.

Все они относятся к одной и той же отрасли просвещения и заняты в неодинаковой мере производством образовательных услуг.

Отрасль образования- единственная сфера, которая готовит квалифицированные кадры для всех остальных отраслей экономики, а также для самой себя. Подготовку преподавателей и воспитателей, пополняющих отряд педагогов всех ступеней образовательных учреждений, осуществляют научно-педагогические работники высших учебных заведений.

Наряду с университетами и другими ведущими крупными высшими учебными заведениями страны в подготовке дипломированных вузовских педагогов, то есть преподавателей с дипломами кандидата и доктора наук, видное место занимают многие научно-исследовательские институты Российской академии наук  (РАН) и Российской академии образования  (РАО).

Спецификой организации фундаментальных исследований в России является наличие крупных научных школ в институтах РАН, университетах и вузах, играющих  передовую роль в мировой науке. Это позволило сформировать систему образования, основанную на базовой подготовке студентов в области фундаментальных наук, отличную от многих других систем, существующих в Европе и США. На фундаменте этой системы ведется подготовка студентов, аспирантов и докторантов, готовятся научные и педагогические кадры математиков, физиков, биологов и других специалистов для всех вузов страны, институтов РАН, других академий и отраслевых институтов.

Вследствие недостаточного финансирования образования и науки в последние годы произошло заметное снижение таких форм подготовки специалистов, которые основаны на взаимодействии ученых вузов и РАН. А это привело к снижению качества образования. Снижение уровня фундаментальной подготовки выпускников университетов и вузов грозит нашей стране дальнейшим отставанием в области современных наукоемких технологий, замедлением темпов ее экономического развития и утратой конкурентоспособности на мировом рынке.

Особенности воспроизводства педагогических кадров в современных условиях

В то же время развитие новых форм образования, предполагающее обеспечение его непрерывности в цепочке школа — вуз — аспирантура — докторантура, требует формирования крупных учебно-научных комплексов, центров.

Как же организуется процесс подготовки дипломированных молодых вузовских преподавателей? Нередко выпускников вузов, проявивших за время учебы склонность к научной работе по той или иной специальности, кафедры рекомендуют для продолжения образования в аспирантуре. Кроме того, в аспирантуру может поступить на конкурсной основе по профилю полученного вузовского образования каждый, кто проработал два года после окончания вуза. За время учебы в аспирантуре надо сдать экзамены так называемого “кандидатского минимума”, подготовить и защитить кандидатскую диссертацию.

 Докторантами становятся лица, имеющие ученую степень кандидата наук и зачисленные в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Эта диссертация должна быть научной квалификационной работой, в которой на основе выполненных автором исследований,  разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, или осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное  социально-культурное, народнохозяйственное либо политическое значение, или изложены научно обоснованные технические, экономические, технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса.

Расширение рыночных отношений в экономике влияет на процесс воспроизводства кадров в сфере образования. Усиливается роль экономических методов воздействия, возникают элементы рыночной структуры хозяйства, включая формирование рынка рабочей силы, составной частью которого становится профессиональный рынок труда работников образования. Однако в просвещении, как ранее отмечалось, рыночные отношения видоизменены бюджетным характером финансирования и некоммерческим положением большинства учреждений образования. Рыночное регулирование не охватывает полностью процесс подготовки специалистов и обеспечение ими отрасли образования, но оказывает на него  активное влияние. Здесь оно реализуется через следующие экономические рычаги : стоимость рабочей силы, заработная плата педагогических работников, плата за обучение, спрос и предложение, рыночные цены на образовательные и научные услуги.

С начала 90-х годов в количественной и качественной структуре научно-педагогических кадров все более проявляется ряд негативных тенденций: увеличивается отток наиболее квалифицированных специалистов (выезд в другие страны, переход в другие сферы деятельности, в совместные предприятия и кооперативы и др.). Из-за низкой оплаты труда в вузах возрастает вымывание молодежи, особенно мужчин, что ведет к старению и дальнейшей феминизации научно-педагогического персонала; понижается средний уровень профессионального владения предметом, возрастает учебная нагрузка на преподавателя из-за стремления к совместительству и другим формам дополнительных заработков; усиливается неравномерность распределения высококвалифицированных научно-педагогических кадров между вузами в различных регионах страны. В наиболее развитых в научно-образовательном отношении регионах наблюдается концентрация педагогических кадров, в менее развитых- уменьшение количества докторов и кандидатов наук.

Подобные тенденции могут резко ухудшить качественный состав научно- педагогических кадров, если не принять специальных мер по их социальной защите, по повышению научной и педагогической  квалификации.

Для подъема  научно-педагогического потенциала страны надлежит обеспечивать дальнейшее развитие аспирантуры и докторантуры, что позволит расширить воспроизводство высококвалифицированных кадров по ведущим направлениям научно-технического прогресса.

Важной особенностью современного процесса воспроизводства кадров для отрасли образования является подготовка специалистов широкого профиля, которая связана с системой непрерывного образования. С ее становлением на смену ранее преобладавшему механистическому способу передачи увеличивающегося объема знаний приходит метод их постоянного обновления в течение всего периода профессиональной деятельности специалистов.

Подготовка преподавателей и других специалистов широкого профиля предполагает их стремление и способность самостоятельно черпать информацию из разнообразных источников, самообразование, широту кругозора, дар и умение не замыкаться на проблемах своей специальности. Чтобы успешно приспосабливаться к резко и быстро меняющейся ситуации в системе образования и рынка услуг, нужно не только обладать теоретическим багажом и видением перспективы, но и ориентироваться в экономике, социологии, психологии и праве.

Большое значение в связи с этим  имеет введение многоуровневой системы подготовки специалистов. Такая система основана на различных по сложности и уровню получаемой квалификации программах. Она стимулирует академическую и профессиональную мобильность студентов на рынке образовательных услуг и труда, способствует социальной защищенности наших граждан.

   Часть вузов России перешла на двухступенчатую систему обучения: 2 и 4 года. После завершения первой ступени, дающей широкую общеобразовательную подготовку, студент получает степень бакалавра. Те же, кто хочет продолжить образование и проявит способности, могут получить на второй ступени более углубленные специальные знания и степень магистра. Наряду с этим многие вузы и их факультеты сохранили полномасштабное обучение студентов в традиционной устоявшейся у нас форме.

К.г.н., магистр менеджмента Новосельцева А.П.

Ставропольский педагогический институт, Россия

Дешевова Н.В.

Ставропольский педагогический институт, Россия

К вопросу о воспроизводстве научных и педагогических кадров

Научно-педагогические кадры (работники) – это понятие, объединяющеедвегруппыработниковвысшегоучебногозаведения:профессорско-преподавательскийсостав (ассистент, преподаватель, старшийпреподаватель, доцент, профессор, заведующийкафедрой, декан) инаучныеработники (руководительнаучно-исследовательского, научногосектора, отдела, лаборатории, другогонаучногоподразделения, главныйнаучныйсотрудник, ведущийнаучныйсотрудник, старшийнаучныйсотрудник, научныйсотрудник, младшийнаучныйсотрудник) научногоподразделения, кафедрывысшегоучебногозаведенияРФ .

Специфика системы образования заключается в том, что она осуществляет подготовку специалистов не только для сферы образования, но и для других отраслей .

Как и остальные отрасли народного хозяйства, система образования может нормально функционировать только в том случае, если она будет постоянно пополняться подготовленными высококвалифицированными кадрами. В настоящее время существует мнение, что в системе образования работает около одной пятой специалистов всех отраслей национальной экономики. Поэтому проблема воспроизводства научных и педагогических кадров в Российской Федерации, с учетом тенденции, связанной с сокращением профессиональных образовательных организаций (рисунок 1), стоит особо остро. Необходимо отметить, что сокращение численности ВУЗов, по нашему мнению, обусловлено объективными причинами, к которым можно отнести несоответствие современным требованиям к условиям реализации образовательных программ, обеспеченность студентов литературой и другими.

Рисунок 1 – Число профессиональных образовательных организаций в Российской Федерации.

Начиная с 1992г. по настоящее время в России наблюдается снижение численности студентов, но при этом наиболее значимым является показатель – количество студентов на 10000чел. населения. Этот показатель определяет уровень интеллектуального потенциала общества. В 1993г. данный показатель имел значение 1742 чел., а в 2013г. – всего 54 чел. (рисунок 2). Фактически интеллектуальный потенциал российского общества за вышеуказанный период сократился в 32 раза.

Рисунок 2 – Численность студентов в Российской Федерации.

Необходимо отметить, что основным конкурентным преимуществом России в мировой экономике был высокий уровень научных исследований и разработок, особенно в области естественных наук и фундаментальных основ инженерно-технических дисциплин, а также традиционно высокие стандарты массового образования, а вышеуказанная тенденция свидетельствует о том, что ежегодно российская национальная экономика недополучает высококвалифицированных специалистов с высшим образованием и в то же время Президентом России В.В. Путиным и Председателем Правительства РФ Д.Медведевым указывается на необходимость инновационного развития экономики страны, которое становится невозможным без сохранения и развития воспроизводства научно-педагогических кадров.

Основной проблемой, связанной с реализацией данного направления развития российской экономики, является сохранение и воспроизводство высококвалифицированных научно-педагогических кадров, так как в 90-х годах произошла «утечка умов», а по своей сути — отток ученых, имеющих научные степени докторов и кандидатов наук за границу, когда только из МГУ им. М.Ломоносова уехал каждый десятый профессор. На ряду с данным процессом постоянно идет «вымывание» из системы образования высококвалифицированных молодых специалистов и данный процесс характерен для Ставропольского края .

Рисунок 3 — Численность аспирантов и выпуск аспирантов в Ставропольском крае

Так численность аспирантов в Ставропольском крае варьирует от 2802 чел. до 1760 чел., а в 2013г. защитили диссертации на соискание степеней кандидатов наук только 178 чел., то есть 10% от численности аспирантов (рисунок 3).

Рисунок 4 — Численность и выпуск докторантов в Ставропольском крае

Численность поступивших в докторантуру имеет устойчивую тенденцию к снижению – с 67 чел. в 2005г – до 25 чел. в 2013г., но особое значение имеет количество докторантов, защитивших диссертации на соискание степени доктора наук. Так в 2008г., 2010г. и в 2013г. защит докторских диссертаций не было. Причин этому, как мы видим, несколько: стоимость публикаций в журналах, рекомендованных ВАК; сложности в поиске опытной базы и стоимость проводимых исследований и не соответствие в оплате труда научно-педагогических кадров и оплаты труда в производственной сфере; неопределенность положения промышленных предприятий в условиях применения санкций ЕС к ним и другие.

Таким образом, для решения проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров необходимо выявление и определение государством приоритетов развития определенных фундаментальных наук и того, какие научные кадры для этого следует готовить, учитывая дифференциацию проблемы по отраслям знаний, регионам, научным организациям и ВУЗам; коренной пересмотр количества бюджетных мест в аспирантурах ВУЗов и научных организаций, основанный как на их научной продуктивности, так и на количестве защищенных диссертаций, а также существенное повышение стипендий аспирантам во всех ВУЗах и организациях, где сохранится бюджетная аспирантура, в том числе и в тех, которые не вошли в число ведущих научно-образовательных центров; специальное развитие системы грантов для молодых ученых и их научных руководителей, включая гранты для аспирантов и гранты на временные позиции для молодых кандидатов наук (PostDoc); развитие широкой государственной сети по отбору, воспитанию и привлечению в научно-образовательную сферу талантливой перспективной молодежи, необходимое для обеспечения устойчивого развития образования и науки .

Литература:

1.     Инвестирование экономики регионов Юга России и его проблемыНовосельцева А.П., Любенкова Е.П., Новосельцев Е.О. Научный аспект. 2014. Т. 1. № 1.

Кадры в образовании. Воспроизводство кадров.

С. 27-32.

2.     Приоритетный национальный проект "Образование" и решение проблемы сохранения и воспроизводства научно-педагогических кадров России. . — Режим доступа: http://rosmu.ru/

3.     Экономические риски ВУЗов в период модернизации системы высшего профессионального образования в РоссииНовосельцева А.П., Любенкова Е.П. Крымский экономический вестник. 2014. № 2 (09). С. 141-145.

Семинарское занятие № 7: Труд и оплата труда работников образования. Научно-педагогические кадры и их воспроизводство.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогический труд, его специфика и социально-экономическая роль.

2. Оплата труда работников образования, ее основные принципы и роль в развитии образования.

3. Заработная плата, ее функции.

4. НСОТ работников бюджетной сферы, ее достоинства и недостатки.

5. Трудовые отношения в системе образования. Трудовой договор (контракт), его содержание, составление и расторжение.

6. Доплаты, надбавки, премии работников образования до выполнения дополнительных педагогических нагрузок, за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях и т.д.

7. Преподавательский потенциал и его роль в развитии образования.

8. Особенности послевузовского образования.

9. Своеобразие воспроизводства учительских кадров.

10. Порядок аттестации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений.

11. Система повышения переквалификации педагогов.

Литература:

Основная литература

1. Галустов Р.А., Крыжанстовская Е.В. Экономика образования: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИО АГПА, 2013. – 252 с.

2. Беляков С.А. Лекции по экономике образования, М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

3. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. — М: Народное образование, 2003.

Дополнительная литература

1. Щетинин В.П., Хроменко В.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования: учебное пособие.

Воспроизводство педагогических кадров в современных ус­ловиях.

– М.: МПУ, 1998.

2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие \ под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Нижний Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.

Семинарское занятие № 8: Отношение собственности в системе образования. Материально-техническая база образования.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности приватизации в системе образования.

2. Образовательное учреждение как субъект собственности. Объекты собственности образовательного учреждения.

3. Совершенствование отношений собственности в системе образования.

4. Сущность материально-технической базы системы образования.

5. Характеристика и особенности, основных, оборотных фондов материально-технической базы.

6. Основные направления и развития совершенствования материально-технической базы в отрасли образования России.

7. Состояние МТБ образования РФ на современном этапе.

Литература:

Основная литература

1. Галустов Р.А., Крыжанстовская Е.В. Экономика образования: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИО АГПА, 2013. – 252 с.

2. Беляков С.А. Лекции по экономике образования, М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

3. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. — М: Народное образование, 2003.

Дополнительная литература

1. Щетинин В.П., Хроменко В.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования: учебное пособие. – М.: МПУ, 1998.

2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие \ под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Нижний Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

admin