Кадастровая оценка

Что такое кадастровая стоимость

Кадастровая стоимость недвижимости — это стоимость, установленная в процессе государственной кадастровой оценки. Кадастровая стоимость объекта недвижимости не является константой: она может изменяться, так как ее расчет основан на широком спектре характеристик объекта недвижимости — это его технические параметры, местоположение, развитость инфраструктуры, наличие коммуникаций и так далее, объясняется на сайте Росреестра.

Что такое ГКО

Кадастровая стоимость является основной для расчета налога на недвижимое имущество. Для того чтобы налог рассчитывался справедливо, требуется регулярная актуализация данных о кадастровой стоимости. Для этих целей проводится государственная кадастровая оценка (ГКО) объектов недвижимости.

ГКО проводится по решению региональных властей. Она может быть проведена как выборочно, так и в отношении всех видов объектов недвижимости и всех категорий земель субъекта РФ одновременно. В городах федерального значения ГКО проводится не чаще одного раза в два года. В прочих регионах — не чаще одного раза в три года, но не реже одного раза в пять лет. Кроме того, возможно проведение внеочередной оценки.

Кто в России определяет кадастровую стоимость

Работы по кадастровой оценке земель начали проводить с 2001 года, тогда как налог за землю на основании кадастровой стоимости рассчитывается только с 2006 года. В 2016 году был принят 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». В настоящее время продолжается переход от действия закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым кадастровая стоимость определялась независимыми оценщиками, к закону о государственной кадастровой оценке, согласно которому кадастровая стоимость рассчитывается специально созданными государственными бюджетными учреждениями при субъекте РФ. На сегодня в ряде регионов уже созданы ГБУ, которые работают по новым правилам.

Что оценят в регионах в 2019 году

В Удмуртии кадастровая оценка помещений и объектов незавершенного строительства проведена в 2018 году. В этом году проводится ГКО зданий, сооружений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, земель сельхозназначения, особо охраняемых территорий, земель водного и лесного фонда. В 2020–2021 годах в субъекте планируется оценить земельные участки промышленного назначения и земли населенных пунктов.

В Орловской области последняя кадастровая оценка объектов капитального строительства проводилась в 2012 году, а земельных участков — в 2014-м. Число объектов капитального строительства с тех пор увеличилось более чем на 60% и на 10% — земельных участков, поставленных на кадастровый учет. В 2019 году кадастровой оценкой стоимости занялось областное бюджетное учреждение. Работы охватили около 1 млн различных объектов недвижимости.

Во Владимирской области определят кадастровую стоимость земель сельхозназначения, особо охраняемых объектов и территорий, а также земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения. ГКО в этом году впервые будет проводиться местными специалистами специально созданного государственного бюджетного учреждения.

Суть в том, что проводить кадастровую оценку земельных участков, имущественных комплексов, торговых центров, квартир и дач будут не независимые оценщики, как сейчас, а специалисты бюджетных учреждений. Так называемые асессоры государственного кадастра.

Они будут бесплатно уточнять и исправлять ошибки, допущенные предшественниками, накапливать и анализировать базы данных. А значит, станет меньше неточностей при расчете налоговой базы и жалоб, с которыми граждане обращаются сегодня в комиссии по спорам при территориальных управлениях Росреестра.

Эти комиссии постепенно исчезнут, по новому закону они не обязательны, говорит Мурашов. А оспаривать результаты оценки можно будет только в судах.

Но государственные оценщики для того и нужны, чтобы не доводить дело до судебных конфликтов. Внедрение системы начнется с создания специальных учреждений в каждом регионе.

При этом необходимо будет дополнять методику для формирования данных по безупречной государственной оценке. Например, включить в нее процент износа домов. До сих пор этот параметр не учитывался.

Еще одна проблема — найти и обучить кадры. А с этим непросто. «В России сейчас примерно 20 тысяч профессиональных оценщиков, которые, по сути, работают в Центральном округе. В регионах таких специалистов единицы, новых людей придется обучать с «нуля», — говорит Марина Карпова, представитель уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Между тем от кадров зависит все: ведь убытки, причиненные гражданам и бизнесу при проведении несправедливой оценки, и, как следствие, исчисление по ней повышенного налога возмещаются за их счет. Заплатит в этом случае и региональный бюджет, который несет субсидиарную ответственность по обязательствам госоценщиков.

Уже этой осенью россиянам, физлицам, придут платежки с новым налогом на имущество физлиц. Налог будет рассчитан из кадастровой стоимости, основанной на массовой кадастровой оценке недвижимости, проведенной в регионах независимыми оценщиками в 2012-2014 годах. По словам Владислава Мурашова, если сумма налога, предъявленного к оплате, будет «зашкаливать», то в кадастровую оценку точно вкралась ошибка. И налогоплательщик вправе заявить об этом. Для этого заказать о своем объекте недвижимости выписку из Государственного Кадастра недвижимости и обратиться в уполномоченный орган, сообщив об ошибке.

Если вам кажется, что кадастр завышен, тогда — прямая дорога в комиссию по оспариванию

«Кадастровая оценка проводится методом массовой оценки, то есть специалисты не выходят на каждый участок земли лично, а получают и уточняют данные из Государственного Кадастра недвижимости . При таком способе от ошибок застраховаться нельзя», — поясняет он. Например, в Московской области власти столкнулись с очень серьезной и типичной проблемой. В России миллионы земельных участков не имеют четкого вида использования. «Классический пример, вид разрешенного использования земли — «под жилищное строительство». Без уточнений, какое именно строительство имеется в виду — дачное, жилое, многоквартирное. А у каждого из них своя цена.

И что самое главное, исходя из этих данных рассчитывается налог, который никому не хочется переплачивать. В итоге жители двух подмосковных городов — Домодедово и Королева — серьезно от такой «размытой» оценки пострадали», — рассказывает Мурашов. Речь, по его словам, идет о десятках тысячах случаев, когда целые деревни оказывались «многоквартирными домами», в итоге земельные участки получали стоимость в 5-10 раз выше рынка. Сейчас ошибка исправлена. Что касается переплаты налога, то налоговики его людям пересчитают и зачтут при уплате в следующий раз.

В отсутствие государственных бюджетных учреждений поправлять такого рода ошибки по заявлениям граждан пока будут специалисты департаментов имущества при региональных администрациях, с заявлениями о несправедливой кадастровой стоимости можно также обращаться в многофункциональные центры, в разных регионах способы исправления свои. Единственные затраты, которые понесет в этом случае собственник, — временные: на выявление и устранение ошибки потребуется от 1,5 до 3 месяцев.

А как быть, если ошибку не нашли, но вам все равно кажется, что кадастр завышен? Тогда — дорога в комиссию по оспариванию, которая работает при Росреестре, а если и там не помогут — в суд. Причем с отчетом независимого оценщика. Стоимость этой работы в Подмосковье варьируется от 5 до 100 тысяч рублей. Ситуация, несомненно, будет лучше, когда в регионе появится бюджетное учреждение. Там проще будет отрабатывать исправления.

Один из вопросов, который волнует граждан, — пересмотр кадастровой стоимости, применение понижающих коэффициентов в случае кризисного падения рыночных цен на недвижимость?

По словам Владислава Мурашова, периодичность проведения кадастровой оценки не изменилась — не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. А она в России по закону может проходить только начиная с 1 января 2020 года при снижении индекса рынка недвижимости в конкретном субъекте на тридцать и более процентов со дня проведения последней государственной кадастровой оценки. Пока ни в одном регионе столь серьезного падения не произошло, констатировал Владислав Мурашов.

У любой квартиры есть рыночная и кадастровая стоимость. С первой все понятно — это цена, за которую в данный момент реально купить (продать) квартиру или дом. Рыночную стоимость своей квартиры легко узнать, например, на сайте ЦИАН в специальном разделе «Оценка квартир».

Две стоимости — две судьбы

Несмотря на то что в последнее время кадастровую стоимость пытаются привести к рыночной, никакого отношения она к ней не имеет — при ее определении используется другая методология, утверждает генеральный директор оценочной компании «БК-Аркадия» Валерия Борисова.

«Четкой закономерности соотношения рыночной и кадастровой стоимости не существует. Кадастровая стоимость может быть как выше, так и ниже рынка».

Валерия Борисова,генеральный директор оценочной компании «БК-Аркадия»

Зачем запутывать собственника жилья и зачем одной квартире две разных стоимости? Кадастровая стоимость стала активно использоваться около 15 лет назад. Как рассказал партнер, руководитель практики налогового и юридического консультирования Consul Group Михаил Краснов, основная задача при переходе от среднегодовой стоимости объектов капитального строительства к кадастровой заключалась в приближении налоговой базы на имущество к реальным экономическим показателям.

«Идеальным был бы переход к применению рыночной стоимости, но слишком долго и дорого установить ее за счет бюджета для всей недвижимости в России, — объясняет эксперт. — Именно потому сегодня существует компромиссный вариант: в кадастровой стоимости применяются усредненные рыночные показатели и не учитываются индивидуальные особенности конкретного объекта».

Кадастровая стоимость, поясняет оценщик из «Единой оценочной компании» Сергей Мажуков, устанавливается после проведения государственной оценки и служит в первую очередь для расчета налога. Она опирается на Федеральный стандарт оценки № 4 и федеральный закон № 135-ФЗ. Используются методы массовой оценки, то есть стоимость устанавливает не индивидуально для каждой квартиры, а поквартально.

Кроме того, ряд показателей, таких как местоположение дома, планировка квартиры, отделка, которые играют важную роль при рыночной оценке жилья, просто не принимаются во внимание.

«Поэтому точность такой оценки плюс-минус 30% по сравнению с рыночной стоимостью жилья, но зачастую погрешность доходит и до 80%», — подчеркивает эксперт.

«Кадастровая стоимость определяется на конкретную дату в прошлом, например, на 1 января 2017 года. Эта дата указана в выписке ЕГРН, — отмечает Валерия Борисова. — Кадастровая стоимость объекта пересматривается каждые три–пять лет. У нас был случай, когда после нашей оценки и пересмотра кадастровой стоимости объекта по суду она была изменена, а данные внесены в Росреестр. Подошло время новой переоценки, и в ее результате стоимость этого объекта снова вырастает. Клиент вновь обращается к нам за оценкой, затем идет в суд — кадастровую стоимость объекта опять понижают».

Когда нужно знать кадастровую стоимость?

  • Для расчета налога на имущество (собственникам невыгодно, чтобы ее размер был большим);
  • при получении кредита, когда жилье используется в качестве залога;
  • для приватизации квартиры;
  • при продаже имущества, которое находится в собственности менее пяти лет;
  • при имущественных судебных спорах.

«Если в договоре купли-продажи указывается цена объекта ниже на 30%, чем кадастровая стоимость, налог будет взыскиваться с кадастровой стоимости, — комментирует Валерия Борисова.

Где узнать кадастровую стоимость?

Советует Сергей Мажуков, «Единая оценочная компания»:

  • на сервисе сайта Росреестра: для этого нужно зайти в раздел «Электронный услуги и сервисы», выбрать пункт «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн», найти объект по адресу, на странице с данными по вашей квартире открыть раздел «Кадастровая стоимость»;
  • по кадастровой карте;
  • если необходима выписка в печатном виде, ее можно получить в офисах Росреестра и Кадастровой палаты или в МФЦ «Мои документы».

Спорный вопрос

В случае если собственник не согласен с кадастровой стоимостью, закон разрешает ее оспорить и установить рыночную стоимость взамен кадастровой, уточняет Сергей Мажуков. Для этого владельцу квартиры необходим отчет об оценке рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости и выписка из ЕГРН. Пакет документов вместе с заявлением надо направить в специальную комиссию при Росреестре либо в суд. Закон не запрещает подать заявление сразу в обе инстанции.

По словам Валерии Борисовой, если правильно подготовить документы, процент оспаривания кадастровой стоимости достаточно высок.

Чаще всего после проведения судебной экспертизы кадастровая стоимость устанавливается где-то между прежней и той, которая была назначена процессе оценки. Чем крупнее объект, тем целесообразнее оспаривать кадастровую оценку.

Процедура оспаривания в судебном порядке несет соответствующие издержки, предупреждает Михаил Краснов. «Поэтому оспаривание кадастровой стоимости будет выгодно собственнику только в том случае, если издержки на судебную процедуру и экспертизу будут значительно ниже сэкономленных средств за счет снижения стоимости», — говорит он.

пример

Предположим, говорит эксперт, квартира в Москве стоит 45 млн руб. Налоговая ставка в данном случае составит 0,2%. Сумма налога в год равна 90 тыс. руб. (45 млн руб. × 0,2%). Даже если предположить, что кадастровая стоимость такой квартиры завышена на 10 млн руб., оспорив ее, правообладатель уменьшит сумму налога на 20 тыс. руб. Но при этом ему придется потратиться на подготовку отчета о рыночной стоимости (от 50 тыс. руб.), оплату судебной экспертизы (от 50 тыс. руб.) и услуги представителя.

«В РФ слабо развит институт возмещения судебных расходов, поэтому собственнику вряд ли стоит рассчитывать на полную компенсацию своих затрат. Очевидно, в приведенном примере оспаривание — это «процесс ради процесса» без существенного экономического эффекта», — считает Михаил Краснов.

Бывает ли кадастровая выше рыночной?

По словам Валерии Борисовой, ситуации, когда кадастровая стоимость небольшой квартиры значительно превышает рыночную редко, но встречаются. «В нашей практике был случай, когда мы делали оценку маленького загородного домика, кадастровая стоимость которого составляла 5 млн руб., — вспоминает эксперт. — После нашей оценки она снизилась до 650 тыс. руб. — очень значительно. Оспаривание кадастровой стоимости было целесообразным для заказчика: его затраты на оценку, на адвоката и подачу иска в суд будут ниже, чем разница, которую удастся сэкономить при расчете и уплате налога».

Но есть и другие истории. Другой клиент компании, рассказывает Валерия Борисова, намеревался обратиться в суд для пересмотра кадастровой стоимости своей квартиры в центре Москвы, которая составляет 53 млн руб., и попросил сделать оценку. Предварительный анализ показал, что квартира клиента столько и стоит. Получилось, что кадастровая оценка полностью совпала с рыночной стоимостью жилья. Следовательно, человеку нет никакого смысла оспаривать кадастровую оценку в судебном порядке.

Иллюстрации: Анна Чигарова, Дмитрий Максимов

полезные ссылки

Оценка. Начало: я задумал продать квартиру

Продать квартиру быстро и выгодно: 10 лайфхаков

Для систематизации и создания единого порядка государственной кадастровой оценки с 1 января 2017 г. определен специальный закон – Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»

Федеральным законом введен новый порядок проведения государственной кадастровой оценки, который включает в себя:

1. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки.

Государственная кадастровая оценка проводится:

  1. одновременно в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории субъекта Российской Федерации зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест;
  2. одновременно в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории субъекта Российской Федерации земельных участков.

Государственная кадастровая оценка единых недвижимых комплексов, предприятий как имущественных комплексов не проводится.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости. Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается не позднее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки.

Решение о проведении государственной кадастровой оценки на территории Архангельской области принимается министерством имущественных отношений Архангельской области.

2. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки.

Подготовка к проведению государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетным учреждением на постоянной основе.

В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларацию о характеристиках соответствующих объектов недвижимости. Порядок рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее форма, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 июня 2019 г. № 318.

Бюджетное учреждение обеспечивает сбор недостающей информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе путем направления запросов о ее предоставлении в органы и организации, в распоряжении которых имеется такая информация.

В случае выявления ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости бюджетное учреждение направляет сведения о выявленных ошибках в орган регистрации прав. Рассмотрение указанных сведений органом регистрации прав осуществляется в порядке, установленном статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется в министерство имущественных отношений Архангельской области подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением бесплатно на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки в течение двадцати рабочих дней с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, указанного в решении о проведении государственной кадастровой оценки, размещенном в фонде данных государственной кадастровой оценки. В перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки. В перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня.

3. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Определение кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 226.

По итогам определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, бюджетным учреждением в соответствии с требованиями к отчету составляются в форме электронного документа промежуточные отчетные документы, являющиеся проектом отчета.

В случае соответствия промежуточных отчетных документов требованиям к отчету орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки промежуточных отчетных документов размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в промежуточных отчетных документах, в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, а также сведения о месте размещения таких документов на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на шестьдесят дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости, информация о котором содержится в промежуточных отчетных документах (далее — замечания).

Замечания представляются в течение пятидесяти дней со дня размещения указанных сведений и материалов любыми заинтересованными лицами в бюджетное учреждение.

Бюджетное учреждение вносит изменения в промежуточные отчетные документы по итогам рассмотрения замечаний к ним не позднее окончания срока размещения сведений и материалов в фонде данных и в течение десяти дней после истечения указанного срока составляет отчет, включающий в себя справку с информацией об учтенных и неучтенных замечаниях к промежуточным отчетным документам с обоснованием их учета, отказа в учете или об отсутствии замечаний, а также об исправлении выявленных органом регистрации прав нарушений требований к отчету.

В течение двадцати рабочих дней орган регистрации прав проводит проверку отчета на соответствие требованиям к отчету и направляет в бюджетное учреждение и министерство имущественных отношений Архангельской области предписание об устранении выявленных нарушений или уведомление об отсутствии нарушений.

В случае отсутствия нарушений, бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отсутствии нарушений направляет в министерство имущественных отношений Архангельской области три экземпляра отчета на электронном носителе в форме электронного документа и одну копию отчета на бумажном носителе.

4. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Министерство имущественных отношений Архангельской области в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и в течение тридцати рабочих дней со дня принятия такого акта обеспечивает его официальное опубликование и информирование о его принятии.

Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу по истечении одного месяца после дня его обнародования (официального опубликования).

Кадастровая оценка представляет собой совокупность процедур, направленных на определение кадастровой стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения (и иных предусмотренных законодательством целей), в том числе, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта.

Кадастровая оценка проводится по решению уполномоченного регионального исполнительного органа государственной власти, который наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом РФ.

Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в 3 года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в 2 года) и не реже одного раза в 5 лет, за исключением внеочередной оценки. Перечень объектов недвижимости, подлежащих оценке, формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении оценки. Оценка может быть проведена одновременно в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории субъекта РФ.

Подготовка к проведению оценки осуществляется до 1 января года определения кадастровой стоимости. Сбор и обработка информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, осуществляются бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Для сбора и обработки такой информации правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если они затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в специальной комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Основными видами деятельности отдела являются:

  • определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»;
  • определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки
    в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»;
  • сбор, обработка, систематизация и накопление информации при определении кадастровой стоимости;
  • хранение копий отчетов и документов, формируемых в ходе определения кадастровой стоимости;
  • хранение копий документов и материалов, используемых при определении кадастровой стоимости;
  • предоставление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, информацию о данных рынка недвижимости;
  • предоставление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав информации, необходимой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
  • предоставление копий хранящихся отчетов и документов, сформированных в ходе определения кадастровой стоимости, а также документов и материалов, которые использовались при определении уполномоченным государственным органом по их требованию;
  • проведение обследования объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Документы, регламентирующие деятельность отдела, отчетная документация:

Отчет «ОКС 02-2020» Забайкальский край

Приказ Министерства Экономического развития Российской Федерации №846 от 27 декабря 2016 г. «Об утверждении порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы»

Постановление Правительства Забайкальского края №510 от 01 декабря 2017 года «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Забайкальского края»

Приказ Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края №181 от 26 декабря 2017 года «О наделении полномочиями, связанными с проведением кадастровой стоимости»

Распоряжение Департамента Государственного Имущества и Земельных Отношений Забайкальского края № 876/Р от 27 февраля 2018 г. «О проведедении государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Забайкальского края»

Порядок проведения государственной кадастровой оценки

admin