К управлению экономикой относится управление

Спорт Управление в сфере экономики

Сфера экономики включает в себя:

1. Сферы материального производства, в которых непосредственно создаётся материальный продукт

2. Отрасли не производственной сферы, результатом функционирования которых является оказание услуг нематериального характера.

К отраслям экономики относятся:

1. Промышленность

2. Строительство

3. Агропромышленный комплекс

4. Транспорт, связь, торговля.

5. Природопользование и охрана окружающей природной среды.

Управление экономикой представляет собой целœенаправленную организующую деятельность государственных органов, иных органов гос управления о практической реализации задач и функции государства в отдельных отраслях, заключающуюся в правовом обеспечении экономической деятельности, организационном обеспечении экономики и оперативном управлении соответствующими субъектами.

Действующее законодательство в сфере экономики предусматривает:

1. Недопущение отказа в регистрации хозяйствующих субъектов различных форм собственности по мотивам нецелœесообразности

2. Защиту прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности.

3. Запрещение дискриминации субъектов экономической деятельности со стороны государства, его органов и должностных лиц.

4. Экономическую, научно-техническую и правовую поддержку предпринимательской деятельности.

5. Недопущение монопольного положения на рынке хозяйствующих субъектов.

6. Пресечение недобросовестной конкуренции

7. Обеспеченье экономической безопасности государства.

Осуществляя управление экономической сферой государство гарантирует субъектам экономических правоотношений:

1. Единство экономического пространства

2. Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств

3. Свободу экономической деятельности за исключением случаев предусмотренных федеральным законодательством

Основными задачами государства в области регулирования экономики являются:

1. Поддержка деловой и инвестиционной активности развития конкуренции

2. Открытие и поддержка малых хоз субъектов различных сферах

3. Целœенаправленное формирование системы гос поддержки предпринимательской деятельности

4. И т.д.

Гос управление в сфере экономики осуществляется определённой совокупностью органов, которые образуют систему, в частности Президент РФ, правительство РФ, федеральные министерства, службы, агентства иные федеральные органы гос власти (счётная палата͵ ЦБ), органы гос власти субъектов РФ.

Полномочия президента в Сфере экономики прежде всœего состоят в том. Что он определяет основные направления внешней и внутренней политики государства. Он обращается с ежегодными посланиями к федеральному собранию о положении в стране в целом, а также о состоянии экономического развития страны.

Правительство РФ разрабатывает проекты экономических и хоз программ, оказывает влияние на экономические процессы, способствуют укреплению денежной кредитной системы, проводит единую политику цен, создаёт условия для свободы предпринимательства. Организует рациональное использование природных ресурсов, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по защите отечественных производителœей товаров, и обеспечивает функционирование оборонного производства.

Функции гос политики в области промышленного производства осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ. Оно является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим:

1. Функции по выработке гос политике и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного комплекса, также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспеченья единства измерений науки и техники в интересах обороны и безопасности государства

2. Функции по оказанию гос услуг Управлению гос имуществом в сфере машиностроения, металлургии, химической и иных отраслей.

3. Функции по поддержки экспорта промышленной продукции. Обеспеченье доступа на рынке товаров и услуг, а также функции уполномоченного федерального органа осуществляющего гос регулирование внешней торговой деятельности.

4. Функции федерального органа по техническому регулированию

Агропромышленный комплекс РФ охватывает всœе отрасли хозяйства, который осуществляет заготовку и закупку, транспортировку, хранение. Первичную переработку и доведение до потребителя с/х продукции.

В агропромышленный комплекс включается Государственный, Кооперативный, и фермерский секторы, а также соответствующие органы управления.

Гос управления в сфере АПК (агропромышленного комплекса) осуществляется Министерством с/х. К его введенью относится государственное управление и координация деятельности в различных отраслях с/х (мясомолочное, животноводство и т.д.) пищевой и перерабатывающей промышленности.

В систему министерства входят следующие объекты управления:

1. Гос учреждения,

2. Организации

3. Территориальные с/х органы управления

К веденью министерства отнесено утверждение уставов. Федеральных гос учреждений и организаций, а также к определœению статуса возглавляющих их должностных лиц.

Министерство с/х является безусловно федеральным органом исполнительной власти осуществляющим следующие основные функции:

1. Выработки гос политики и н/п регулирования в сфере:

а. АПК,

б. промышленного рыбоводства,

в. охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использование объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты,

ᴦ. регулирования рынка с/х продукции, сырья и продовольствия,

д. производство и оборот табачной продукции.

1.1. Общие сведения об управлении

Обеспечивает охрану лесов, за исключением расположенных на особо охраняемых природных территориях

3. Выработка и реализация гос политики и нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений (применительно к землям сельскохозяйственного назначения). По управлению имуществом на подведомственных предприятиях

В состав министерства с/х входит только федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

В организацию управления транспортно-дорожным комплексом ведущую роль играет федеральные органы исполнительной власти. Οʜᴎ подразделяются по видам транспорта.

Общее руководство возложено на министерство транспорта РФ. В его состав входят:

1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ аэронавигационная служба

2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

3. Федеральное агентство воздушного транспорта

4. Федеральное дорожное агентство

5. Федеральное агентство желœезнодорожного транспорта

6. Федеральное агентство морского и речного транспорта

Министерство транспорта РФ является федеральным органом исполнительной власти осуществляющая выработку гос политики и правовое регулирования в сфере гражданской авиации, использовании воздушного пространства, внутреннего водного, желœезнодорожного, автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта͵ а также обеспеченье безопасности.

Министерство транспорта РФ осуществляет следующие полномочия в установленной сфере:

1. Внесение в правительство РФ проектов федеральных законов, нормативных актов президента РФ и правительства. По которым требуется решение правительства по вопросам относящимся к сфере введенья министерства и подведомственных ему органов

2. В установленном порядке размещает заказы и заключает гос контракты в том числе и для осуществления научно-исследовательской деятельности, обеспечивающих потребности министерства и подведомственных ему органов.

3. Обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации гос политики в подведомственной сфере.

4. Осуществляет функции по приёму граждан, своевременному рассмотрению их обращений и в пределах своей компетенции обеспечивает защиту гос тайны.

Гос управление в сфере связи возложены на министерство связи массовых коммуникаций:

1. Федеральная служба по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций

2. Федеральное агентство по печати массовым коммуникациям

3. Федеральное агентство связи.

Минкомсвязь осуществляет функции по выработке и реализации гос политике, нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Электросвязи, почтовой связи, массовой коммуникаций и СМИ включая интернет, телœевиденье, радиовещание, печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных.

Министерство выступает в качестве почтовой администрации РФ, выполняет функции администрации связи при осуществлении международной деятельности.

Минкомсвязь осуществляет следующие основные полномочия:

1. Представления проектов нормативных актов различных уровней. Относящихся к компетенции данного органа

2. В соответствии с федеральном законодательством (в широком смысле) самостоятельно принимает н/п акты

3. вырабатывает принципы формирования и использования находящихся в федеральной собственности фондов законченных производством и прошедших в эфир телœевизионных программ, передач, фонограмм, за исключением кинофильмов

4. Участвует в формировании единого информационного пространства на территории государств-участников СНГ.

5. В пределах своей компетенции осуществляет хоз деятельность обеспечивающую функционирование министерства.

6. Даёт федеральным органам заключения о целœесообразности расходов на проведение научно-исследовательских и научно-изыскательских работ, по созданию и проведению программного обеспеченья и технических средств для создания и эксплуатации информационных систем

7. Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности правительственной комиссии по федеральным связям и информационным технологиям.

8. Обеспечивает охрану гос тайны

Читайте также

  • — Тема 20. Государственное управление в сфере экономики

    Учебные вопросы: 1. Социально – правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного управления и регулирования. 2. Административно – правовое регулирование в промышленном комплексе. 3. Административно-правовое регулирование в агропромышленном…

  • — Государственное управление в сфере экономики

    Государственное управление экономикой — это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, экология). Главная задача государственного…

  • — Государственное управление в сфере экономики

    Государственное управление экономикой — это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, экология). Главная задача государственного…

  • — Государственное управление в сфере экономики

    Государственное управление экономикой — это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, экология). Главная задача государственного…

  • — Государственное регулирование и управление в сфере экономики

    Одна из основных функций государства — экономическая. Она заключается в формировании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений. Объективная необходимость…

  • — Государственное управление в сфере экономики.

    Задания закрытой формы 1. Органами управления в сфере экономического развития и торговли являются: — Федеральная служба по финансовому мониторингу — Правительство Российской Федерации — Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации -…

  • — Государственное управление в сфере экономики.

    Задания закрытой формы 1. Органами управления в сфере экономического развития и торговли являются: — Федеральная служба по финансовому мониторингу — Правительство Российской Федерации — Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации -…

  • — Тема 16. Административно-правовое регулирование и государственное управление в сфере экономики

    1. Правовые основы административно-правового регулирования и государственного управления в сфере экономики. 2. Основные направления и методы административно-правового регулирования в сфере экономики. 3. Функции и компетенция Правительства РФ в сфере…

  • — Управление в сфере экономики

    Сфера экономики включает в себя: 1. Сферы материального производства, в которых непосредственно создаётся материальный продукт 2. Отрасли не производственной сферы, результатом функционирования которых является оказание услуг нематериального характера. К отраслям…

  • — Управление в сфере экономики

    Сфера экономики включает в себя: 1. Сферы материального производства, в которых непосредственно создаётся материальный продукт 2. Отрасли не производственной сферы, результатом функционирования которых является оказание услуг нематериального характера. К отраслям…

  • Понятие «Управленческая экономика», ее место в ряду экономических дисциплин. Принципы эффективного менеджмента

    В 40-х гг. 20 века возникло новое направление экономической науки, названное управленческой экономикой и призванное преодолеть существующий разрыв между теорией и практикой. Управленческая экономика является неотъемлемой частью программ среднего и высшего образования по специальности «Деловое администрирование». Эта дисциплина часто включается в учебные планы учебных заведений, готовящих инженеров, экономистов, врачей и правоведов. Это свидетельствует о том, что принципы и методы управленческой экономики относятся не только к организации, стремящейся к получению прибыли, но и любой другой организации, которая желает минимизировать использование своих ресурсов.

    Одни ученые считают, что управленческая экономика — это сфера применения экономической теории (в особенности микроэкономической теории) к проблемам оптимального распределения экономических ресурсов. Другие рассматривают управленческую экономику как область микроэкономики, как подход, требующий интеграции принципов и методов других функциональных областей, таких, как бухгалтерский учет, финансы, маркетинг и менеджмент.

    48. Государственное управление в сфере экономики.

    Третьи видят в управленческой экономике дисциплину, связывающую экономическую теорию и науку о принятии решений. В этом случае ее задачами является обеспечение выработки рациональных решений не только в частном секторе, но и в государственных ведомствах и в организациях, не преследующих цели получения прибыли. Везде, где существуют альтернативные стратегии распределения ресурсов, управленческая экономика предоставляет средства, позволяющие выявить наилучшую альтернативу. Во всех этих определениях существуют общие элементы. Их можно сформулировать следующим образом:

    1) управленческая экономика — это способ применения экономической теории, особенно ее микроэкономического раздела, к практическому решению проблем;

    2) эта дисциплина может быть использована для повышения качества управленческих решений;

    3) управленческая экономика связана с выработкой решений по оптимальному распределению ограниченных ресурсов между конкурирующими направлениями работ как в частном, так и в общественном секторах.

    Если рассматривать название дисциплины «Управленческая экономика» или «Экономика для менеджера», то основное внимание уделяется, прежде всего, составляющей «экономика». Экономика — это наука принятия решений в условиях ограниченности используемых ресурсов. Ресурсы — все, что используется для достижения поставленной цели. При ограниченности ресурсов выбор правильного решения становится очень важным, так как принятие одного из возможных решений приводит к отказу от всех остальных вариантов действий. Так, компания, занимающаяся производством компьютеров, которая выделила больше средств на рекламу своих товаров, конечно, не может использовать эти деньги для финансирования проектных исследований и разработок.

    С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что «Управленческая экономика» — это учебный курс, в котором изучаются способы и инструменты, позволяющие менеджеру принимать эффективные управленческие решения в условиях ограниченности используемых ресурсов.

    В основе эффективного менеджмента лежат определенные принципы. В частности, эффективный менеджер должен:

    1) задавать цели и выявлять ограничения. Чтобы принять обоснованное и рациональное решение, необходимо точно установить свои цели: разные цели требуют принятия разных решений. Лицо, принимающее решение, должно принять во внимание ограничения, которые влияют на возможность достижения поставленной цели. В компании цели ее подразделений могут быть различными. Так, сотрудники маркетингового отдела могут получить задание максимально увеличить объем продаж или долю рынка, на котором работает компания, а от специалистов из отдела финансов обычно требуется максимально увеличивать поступления в компанию или выбрать стратегию с минимальным риском. Ограничения обычно затрудняют выполнение менеджерами таких целей, как максимизация прибыли или увеличение рыночной доли. К ограничениям относятся и такие явления, как доступность технологий или цены необходимых ресурсов. Цель максимизации прибыли требует, чтобы менеджер принял оптимальные решения о цене продукции, ее выпускаемом объеме, используемой технологии, количестве необходимых ресурсов, реакции на действия конкурентов и других аспектах бизнеса;

    2) понимать сущность прибыли (бухгалтерской и экономической) и ее значение. Прибыль сигнализирует всем участникам о том, каким образом можно наиболее эффективно распределить имеющиеся в их распоряжении ограниченные ресурсы;

    3) хорошо разбираться в мотивациях;

    4) знать рынки;

    5) хорошо разбираться во временной стоимости денег;

    6) уметь проводить анализ по предельным показателям, т.е. владеть маржинальным анализом.

    Чтобы понять лучше сущность решений, с которыми часто сталкиваются менеджеры компаний, представьте, что вы менеджер одной известной компании. Ваша компания производит компьютеры. Чтобы преуспеть в своем деле, вам надо принять множество самых разнообразных решений. Следует ли вашей компании закупать комплектующие на рынке или производить их на собственных предприятиях? Следует ли выпускать только один тип компьютеров или предлагать потребителю несколько различных типов? Сколько компьютеров следует производить и по какой цене их целесообразно предлагать на рынке? Сколько следует нанять работников и по какой схеме осуществлять их вознаграждение? Каким образом обеспечивать высокую работоспособность сотрудников и заданный уровень качества выпускаемой продукции? В какой степени действия ваших конкурентов могут повлиять на принимаемые вами решения? Чтобы принять обоснованные решения, касающиеся этих и подобных проблем, необходимо знать, какая информация для этого вам необходима, после чего собрать требуемые сведения и соответствующим образом их обработать. Если вы менеджер крупной компании, то юридический отдел может предоставить вам данные о правовых последствиях всех возможных вариантов действий, финансовый отдел (или бухгалтерия) обоснует налоговые последствия каждого варианта и даст оценку затрат на их реализацию, отдел маркетинга проинформирует о базовых характеристиках рынка планируемой для производства продукции, специалисты по финансам проанализируют альтернативные способы получения средств для финансирования каждого из вариантов. Однако именно менеджер должен свести все эти разнородные и многочисленные сведения в единую целостную картину, обработать итоговые данные и принять соответствующее решение. А для этого он должен владеть знаниями в области экономической теории, финансов, менеджмента, маркетинга и др. областях.

    Природа управленческой экономики, ее связь с различными науками отражена на рисунке 1.

    Рассмотрим связь управленческой экономики с экономической теорией. Экономическая теория традиционно подразделяется на две области: микроэкономику, рассматривающую поведение на рынке продавца и покупателя, и макроэкономику, изучающую совокупность экономических понятий, таких, как валовой внутренний продукт, национальный доход, национальная занятость и национальное потребление.

    Рисунок 1 — Природа управленческой экономики

    Макроэкономика сосредоточивается на коллективных результатах миллионов отдельных экономических решений, тогда как микроэкономика — на поведении отдельных лиц, принимающих решение в макроэкономической среде. Поскольку микроэкономика имеет дело с вопросами, связанными с поведением фирмы при распределении ресурсов (а именно с поведением потребителя, теорией спроса, анализом производства и затрат, структурой рынка и ценообразованием, планированием прибыли, бюджетом долгосрочных расходов компании и финансами), она вносит решающий вклад в управленческую экономику. Отдельная фирма, однако, существует не в вакууме. Неподконтрольная отдельной фирме национальная и международная экономическая обстановка сильно сказывается на возможностях получения и цене экономических ресурсов (рабочая сила, материалы, комплектующие, механизмы и оборудование), приобретаемых ею. Национальная и международная экономическая обстановка также сказывается на доступности и стоимости финансирования, особенно на процентной ставке. Оказывая влияние на доходы, национальная и международная обстановка сильно влияет на возможности реализации продукции фирмы. Соответственно макроэкономика также вносит серьезный вклад в управленческую экономику.

    Эффективность выработки решений зависит не только от экономической теории – управленческая экономика во многом полагается на экономическую методологию и ее аналитические средства, а также на принципы бухгалтерского учета (финансового и управленческого учета), финансов, маркетинга, управления кадрами и организации производства. Как показано на рисунке 1, экономическая методология включает два подхода, и каждый из них связан с использованием моделей, которые могут быть как описательными, так и нормативными. Они могут использоваться как раздельно, так и в сочетании друг с другом.

    Описательные модели базируются на эмпирических наблюдениях. При их помощи ученые пытаются описать и объяснить экономические соотношения так, как они существуют в реальном мире, но только в упрощенной, абстрактной форме. Хорошим примером служит модель идеальной конкуренции. Она исходит из предположения о том, что все участники рынка имеют о нем полную информацию, что очевидно невозможно. Тем не менее, такая модель часто весьма успешно объясняет и прогнозирует поведение цен в реальном мире. Она используется как норма, позволяющая объяснить несовершенства, проявляющиеся в реальных условиях.

    Нормативные (оптимизационные) модели позволяют лицу, принимающему решение, выявлять наиболее эффективный путь достижения поставленной цели. Оптимизационная модель предписывает процедуры, с использованием которых лицо, принимающее решение, может определить оптимальную стратегию с учетом заданных ограничений. Поскольку в бизнесе решения обычно связаны с оптимизацией определенной функции, описательные модели будут полезны для разработки подобных оптимизационных моделей.

    В математической экономике экономические отношения представлены в математической форме, что часто позволяет увидеть такие стороны проблемы, которые могли быть легко упущены при чисто описательном подходе. Более того, математическое моделирование часто определяет границы анализа и позволяет «отсеять» нецелесообразные альтернативы.

    В эконометрике статистические методы используются с целью исследования экономических моделей, разработанных для объяснения экономических соотношений. Так, например, статистические методы могут быть использованы для выявления соотношений между спросом на продукцию компании и такими факторами, как цена продукта, доход потребителя, расходы на рекламу и количество потенциальных потребителей. Эконометрические методы полезны: 1) при выявлении факторов, влияющих на спрос; 2) определении зависимости спроса от изменения и (или) взаимодействия этих факторов и выполнении точных измерений при решении поставленных проблем. Такая информация будет чрезвычайно полезной для выработки правильных решений.

    Дата добавления: 2017-01-16; просмотров: 1574;

    Похожие статьи:

    Экономическая реформа народного хозяйства России имеет глубокие корни и является составным звеном радикального обновления сложившейся социально-экономической системы. Она знаменует собой переход к качественно новой модели хозяйствования, опирающейся как на глобальные мировые тенденции, так и на специфические особенности российского общества (его историю и культуру, геополитическое положение, сложившуюся систему ценностей).

    Эффективность управления в сфере национальной экономики зависит от многих имеющих системный характер факторов, но прежде всего – от соответствия его структуры заданным функциям. Поэтому, прежде чем создавать управленческие структуры, определяются функции управления экономикой – от государства в целом до исходной, низовой хозяйственной единицы – с учетом целей и функций государства, производительных сил и имеющихся ресурсов. Под эти функции создается структура управления и осуществляется ее кадровое обеспечение. Аппарат хозяйственного управления и механизм его функционирования должен в полной мере соответствовать избранной экономической модели и быть ее логическим следствием.

    Государственное управление в сфере экономики осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и должностными лицами. Их компетенция и принципы деятельности определяются законами и другими нормативными актами.

    Сфера экономики включает в себя:

    • сферы материального производства, непосредственно в которых создается материальный продукт;
    • отрасли непроизводственной сферы, результатом функционирования которых является оказание услуг нематериального характера (сфера услуг населению).

    К отраслям экономики относятся: промышленность; строительство; агропромышленный комплекс; жилищно-хозяйственный комплекс; транспорт; связь; торговля; природопользование и охрана окружающей природной среды.

    Управление экономикой представляет собой целенаправленную организующую деятельность государственных органов представительной и исполнительной власти, иных органов государственного управления по практической реализации задач и функций государства в отраслях хозяйства, заключающуюся:

    • в правовом обеспечении экономической деятельности;
    • в разработке целевых программ развития различных отраслей, организационном обеспечении управления экономикой;
    • в оперативном управлении субъектами экономики.

    Правовую основу государственного регулирования экономики составляют многочисленные нормативные правовые акты различной юридической силы. В частности, среди них можно выделить:

    • кодексы, и прежде всего Гражданский кодекс Российской Федерации;
    • федеральные законы, федеральные и региональные целевые программы;
    • нормативные правовые акты, утверждающие положения об органах исполнительной власти, действующие в сфере экономики и др.

    Действующее законодательство Российской Федерации в сфере экономики предусматривает:

    • недопущение отказа в регистрации хозяйствующих субъектов различных форм собственности по мотивам нецелесообразности;
    • отказ только в прямо предусмотренных случаях;
    • защиту прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории Российской Федерации и иностранных государств на основе международных соглашений;
    • запрещение дискриминации субъектов экономической деятельности со стороны государства, его органов и должностных лиц;
    • защиту имущества хозяйствующих субъектов от незаконного изъятия;
    • экономическую, научно-техническую и правовую поддержку предпринимательской деятельности;
    • возможность страхования коммерческих рисков страховыми обществами;
    • недопущение монопольного положения на рынке хозяйствующих субъектов и их объединений;
    • пресечение недобросовестной конкуренции;
    • обеспечение экономической безопасности государства.

    Таким образом, государство обладает достаточно весомым арсеналом правовых рычагов для результативного управления в сфере экономики. Хотя необходимо оговориться, что действующее российское законодательство определило конкретные границы, за которыми полномочия государственных органов по вмешательству в повседневную деятельность хозяйствующих субъектов резко ограничиваются. Такое вторжение может осуществляться только в случаях нарушения норм действующего законодательства в области противопожарной безопасности, санитарных правил, экологии, социальной защиты, трудового законодательства и т.п.

    Осуществляя управление экономической сферой, государство гарантирует субъектам экономических правоотношений:

    • реальную защиту экономической деятельности (правовую, организационную, финансовую и т.п.);
    • единство экономического пространства;
    • свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
    • развитие и поддержку конкуренции;
    • свободу экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

    На территории Российской Федерации не допускается установление законодательно не предусмотренных таможенных границ, пошлин, сборов и создание каких-либо иных препятствий для перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

    Государство в равной степени признает и защищает государственную, муниципальную, частную и иные формы собственности.

    Самостоятельным видом гарантий является порядок, согласно которому справки по операциям и счетам субъектов экономической деятельности (независимо от формы собственности) выдаются самим организациям, а также финансовым органам по вопросам налогообложения. Интерес последних в законодательном порядке ограничен.

    Open Library — открытая библиотека учебной информации

    Если же физическое лицо занимается индивидуальным предпринимательством, то справки по его счетам и вкладам могут выдаваться его представителям, судам и следственным органам. Последние имеют право истребовать справки только по делам, находящимся у них в производстве, и только в случаях, когда на денежные средства клиентов наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.

    Основными задачами государства в области регулирования экономики являются:

    • создание правовых, экономических и организационных условий для развития предпринимательской деятельности;
    • целенаправленное формирование системы государственной поддержки предпринимательской деятельности;
    • открытие и поддержка малых хозяйственных субъектов в различных сферах для обеспечения рынка отечественными товарами;
    • поддержка деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;
    • инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности;
    • широкое распространение типовых элементов инфраструктуры, созданных в предыдущие годы.

    На современном этапе осуществляется работа по созданию системы государственной поддержки хозяйствующих субъектов на федеральном и региональном уровнях, отрабатывается и определяется механизм координации и обмена опытом по осуществлению программ поддержки экономической деятельности, реализуемых при поддержке международных организаций.

    Государство использует имеющиеся интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы для укрепления и расширения сети научных и учебных учреждений, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров, изучением проблем эффективного развития экономики.

    Особенностью современной деятельности государственных органов по регулированию экономики страны является более четкое разграничение полномочий и ответственности государства и его органов за решение вопросов поддержки и контроля хозяйственной деятельности.

    Государственное управление в сфере экономики осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, которые, в свою очередь, представляют единую систему. В нее входят:

    • Президент Российской Федерации;
    • Правительство Российской Федерации;
    • федеральные министерства, службы и агентства;
    • иные федеральные органы государственной власти (Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации);
    • органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Полномочия Президента Российской Федерации в сфере экономики состоят прежде всего в том, что он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, а также о состоянии экономического развития страны.

    Значительно влияние Президента на подбор и расстановку кадров, занимающихся хозяйственной деятельностью. Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, по своему усмотрению, хотя и по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности его заместителей и федеральных министров, в том числе осуществляющих руководство хозяйственными отраслями и сферами управления. Он осуществляет повседневный контроль за хозяйственной деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти;

    Правительство Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» является высшим исполнительным органом государственной власти. Оно руководит

    работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

    Правительство разрабатывает проекты важнейших экономических и хозяйственных программ, активно влияет на экономические процессы, способствует укреплению денежной и кредитной системы, проводит единую политику цен, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, организует рациональное использование природных ресурсов, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

    Конкретные функции в сфере экономики каждого из федеральных министерств, служб и агентств определяются соответствующими положениями.

    К главным функциям экономического управления относятся:

    организация управления (организация функционирования тех или иных элементов хозяйственного механизма в целях опти­мизации использования трудовых, материальных и денежных ресурсов экономической системы);

    планирование (прогнозирование, перспективы и текущее планирование экономической системы);

    анализ (анализ хода и результаты экономической деятельно­сти, оценка ее успешности и возможности совершенствования на основании научно обоснованных критериев);

    информационное обеспечение (сбор, обработка, упорядоче­ние информации об экономических явлениях и процессах);

    контроль (контроль за ходом выполнения бизнес-планов и управленческих решений);

    мотивация труда (стимулирование сотрудников коллектива за качественное, своевременное выполнение работ).

    Модель процесса принятия решения представлена на рис. 1.13.

    Как видно, первые пять ее этапов представляют непосред­ственно сам процесс принятия решения и, как его еще называют, процесс планирования. Последние два этапа отражают процесс управления, включающий измерение показываемых фактических результатов и их корректировку. Это позволяет реализовать выб­ранный вариант стратегии согласно принятому плану.

    Прежде чем принять правильное решение, необходимо оп­ределить цель, оценить преимущество одного варианта действий по сравнению с другими. Это п е р в ы й этап модели принятия решений.

    В т о р о й этап процесса принятия решения — поиск воз­можных вариантов действий (или, как их еще называют, стратегии), при помощи которых можно добиться осуществления по­ставленных целей.

    4.1. Правовое положение органов управления в сфере экономики, их система

    В частности, компаниям целесообразно рас­сматривать один или несколько вариантов действий, к которым относится разработка:

    1) новых видов продукции для продажи на уже имеющихся рынках;

    2) новых видов продукции для продажи на новых рынках;

    3) новых рынков для уже имеющихся видов продукции.

    Поиск альтернативных вариантов действий включает полу­чение информации об ожидаемой коньюктуре и перспективных изменениях окружающей среды, в которой действует бизнес.

    Т р е т и й этап принятия решения — сбор данных, связан­ных с альтернативными действиями.

    Источниками данных служат управленческий и финансовый учет (Бороненкова С.А. Экономический управленческий анализ: учеб. по­
    собие. — Екатеринбург: Изд-во Уральского Государственного экономичес­кого ун-та, 1999.) (табл. 1.6).

    Поскольку проблемы, связанные с принимаемыми решения­ми, часто проявляются в условиях неопределенности, необходимо рассмотреть ряд факторов, которые не могут контролироваться лицами, принимающими решения, хотя такие факторы могут вли­ять на каждый из альтернативных вариантов решения. Упомяну­тые факторы называют внешними (высокий уровень инфляции, снижение активности, изменений уровня конкуренции и др.).

    В ходе реализации вариантов действий, выбранных компани­ей, ресурсы могут быть задействованы в течение длительного пе­риода времени, а ее положение в бизнесе во многом зависеть от ситуации в будущем. Выбор курса, таким образом, определяют долгосрочные перспективы компании, а решения называют дол­госрочными и стратегическими. Такие решения, как правило, оп­ределяют менеджеры высшего звена. Помимо стратегических и долгосрочных решений принимаются решения, не требующие длительного привлечения ресурсов компаний. Такие решения относятся к категории краткосрочных или оперативных, обычно такие решения принимают менеджеры среднего и низшего звена.

    Ч е т в е р т ы й этап принятия решений — выбор оптималь­ного варианта действий из возможных альтернативных, любых управленческих решений осуществляется на основе методичес­ких рекомендаций по обоснованию инвестиционных проектов.

    Неопределенность — недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать экономическая деятельность, низкая степень предсказуемости, предвидения этих условий. Неопре­деленность сопряжена с риском планирования, принятия реше­ния, осуществления действий на всех уровнях экономической системы.

    Таблица 1.

    Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 398 | Нарушение авторского права страницы

    admin