К системе арбитражных судов относятся

Нечасто, но случаются в процессе хозяйственной деятельности предприятий или отдельных физических лиц такие конфликты, разрешить которые самостоятельно не удается.

§4. Система арбитражных судов

В таких ситуациях рассудить спорщиков призван арбитражный суд. Дальше подробнее о нем.

Арбитражный суд в системе регулирования правовых отношений

Согласно российскому законодательству, арбитражные суды представляют собой особые федеральные органы судебной системы по регулированию споров в имущественной и предпринимательской сфере между субъектами права – физическими и юридическими лицами.

Как правило, эти органы власти рассматривают и выносят решения по сложным экономическим спорам, которые провоцируются на основе административных, каких-то гражданских и многих других правоотношений, связанных с осуществлением коммерческой деятельности.

Условно виды споров, которые могут быть разрешены арбитражным судом, можно разделить на такие группы:

  • оспаривание нормативных актов правового характера в сфере экономических взаимоотношений;
  • оспаривание решений, действий или бездействия органов власти, ненормативных актов, ущемляющих предусмотренные законом права, а также интересы заявителя;
  • рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях, когда таковое отнесено к компетенции арбитражного суда;
  • анализ вопросов, касающихся взыскания штрафов и обязательных платежей с лиц (организаций), осуществляющих коммерческую деятельность, а также наложение на них санкций, связанных с несоблюдением законных требований других субъектов права;
  • дела о банкротстве;
  • другие виды правоотношений, возникающих вследствие предпринимательской деятельности, если таковые отнесены к компетенции арбитражного судопроизводства.

Кроме того, каждый арбитражный суд вправе рассматривать особые дела, связанные непосредственно с оспариванием решения так называемых третейских судов, а также по выдаче персонального исполнительного листа на принудительное выполнение решений третейского суда.

Оказать помощь квалифицированные арбитражные юристы могут и при возникновении имущественных споров между собственниками активов предприятия (акционерами), при возникновении конфликта между субъектами хозяйствования из разных стран (зарубежные компании), в спорах с госорганами и многих других ситуациях.

Виды арбитражных судов

Вся судебная система нашей страны предусматривает такие уровни арбитражной системы суда:

  • особые арбитражные суды 1-ой инстанции в отдельных административно-территориальных единицах;
  • апелляционные суды в тех же административных единицах (городах, областях, а также округах и даже республиках);
  • кассационные суды федерального формата, проходящие в округах;
  • ну и, конечно, ВАС.

Основные полномочия арбитражных судов

Так, арбитражные суды, как известно, наделены такими полномочиями:

  • рассмотрение дел, относящихся к компетенции арбитражного российского судопроизводства в первой инстанции, а также апелляций по принятым судами 1-ой инстанции решениям (для апелляционных и кассационных судов), за исключением вопросов, прямо отнесенных к юрисдикции Верховного Арбитражного Суда;
  • пересмотр принятых и вступивших в действие судебных решений в связи с вновь открывшимися какими-либо обстоятельствами;
  • обращения в Конституционный Суд РФ с запросами по экспертизе на конституционность закона, применяемого или требуемого для применения при разрешении экономического спора посредством арбитражного судопроизводства;
  • изучение, анализ и обобщение судебной практики (включая статистические данные);
  • разработка и подача предложений по усовершенствованию законодательных нормативных актов.

Опытные арбитражные юристы помогут каждому субъекту экономических отношений защитить свои законные права посредством судебных решений.

Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации указаны вФедеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Арбитраж (Arbitration) — это

Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации (ст. 5 закона):

  1. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Помимо указанных в АПК РФ можно выделить следующие задачи:

  • обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;
  • формирование уважительного отношения к закону и суду;
  • содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

В большинстве случаев до передачи спора на разрешение арбитражного суда стороны должны принять все меры по его непосредственному урегулированию в установленном порядке.

Основные функции арбитражных судов в Российской Федерации:

  1. разрешение споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
  3. установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке;
  4. ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности.

Кроме того, ранее на Высший Арбитражный Суд РФ были возложены функции:

  • по изучению и обобщению практики применения законодательства арбитражными судами;
  • по подготовке и осуществлению предложений по ее совершенствованию и унификации;
  • по разработке и внесению предложений по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы;
  • по ведению судебно-арбитражной статистики;
  • по разъяснению арбитражным судам вопросов применения законодательства.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

СИСТЕМА И УСТРОЙСТВО АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РФ

Арбитражные суды входят в систему судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную компетенцию, а порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную АПК РФ.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

1. Верховный Суд РФ;

2. арбитражные суды округов;

3. арбитражные апелляционные суды;

4. арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (субъектов РФ);

5. суд по интеллектуальным правам.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Система арбитражных судов включает в себя

Верховный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Президиума суда, судебных коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений, а также других коллегий, которые могут быть образованы.

Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных апелляционных судов принятых ими в апелляционной инстанции и арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Арбитражные суды округов рассматривают в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ст.24 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

Всего образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ. Например, Федеральный арбитражный суд Уральского округа осуществляет проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области, Оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области. Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует в составе президиума и двух коллегий – по рассмотрению споров из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Образован 21 апелляционный суд в 10 округах. Действуют в составе президиума арбитражного апелляционного суда, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст.33.1 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст.34 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 420;

Арбитражные суды, их задачи и функции

Краткая история развития арбитражных судов

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету и т. д.).

В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 г. по октябрь 1991 г.) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Система арбитражных судов РФ пришла на смену государственному и ведомственному арбитражу.

Арбитражный суд. Понятие, система и устройство арбитражных судов в России.

Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является принятие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», введенного в действие с 1 октября 1991 г.

После принятия Конституции РФ, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом Законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (АПК РФ), которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

Система арбитражных судов Российской Федерации

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Судебная система Российской Федерации включает (ст. 125-127 Конституции РФ):

Только эти суды в соответствии с Конституцией РФ вправе осуществлять правосудие в Российской Федерации.

Система арбитражных судов Российской Федерации строится в соответствии с положениями Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Ее составляют:

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  • федеральные арбитражные суды округов (их десять — столько федеральных округов создано на территории России);
  • арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, арбитражные суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Арбитражный суд — единственный в Российской Федерации государственный орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с АПК РФ экономические споры между предприятиями (организациями), являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

Кто и как может стать судьей арбитражного суда?

Судьейарбитражного судасубъекта РФ может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию соответствующей квалификационной коллегии судей.

При этом судьей федерального арбитражного суда округа может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Высшего Арбитражного Суда РФ – достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и другие судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ в месячный срок со дня получения необходимых материалов в порядке, установленном федеральным законом.

Состав арбитражных судов Российской Федерации

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 11 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе: президиума федерального арбитражного суда округа; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 25 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 35 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Аппарат арбитражного суда организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях и проводит другую работу.

Задачи и функции арбитражных судов

Все задачи, стоящие перед системой арбитражных судов РФ, можно разделить на две группы: свойственные всем арбитражным суда и стоящие только перед Высшим Арбитражным Судом РФ.

Общими для всех арбитражных судов задачами являются: защита охраняемых закономправ и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.

На Высший Арбитражный Суд РФ, кроме того, возложены специфические задачи: изучение и обобщение практики применения законодательства арбитражными судами, подготовка и осуществление предложений по ее совершенствованию и унификации, разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.

Для плодотворного и качественного выполнения перечисленных задач арбитражные суды РФ наделены и выполняют следующие связанные между собой функции:

  1. разрешение споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
  3. ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
  4. установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.
admin