К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются ответ

Содержание

Вопрос: Возможна ли одновременная реализация дошкольного образования и дополнительного дошкольного образования? Каким нормативным актом предусмотрено? (Есть мнение, что дополнительное дошкольное образование чуть ли не препятствует реализации основного дошкольного образования)

Сообщаю Вам следующее:

В соответствии п. 1 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная образовательная организация это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Исходя из п. 1 ч. 4 статьи 23 Закона N 273-ФЗ, дошкольные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам, реализация которых не является основной целью их деятельности.

Организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (п. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Образовательные организации дополнительного образования вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, реализация которых не является их основной целью (статья 23, часть 4, пункт 5 Федерального закона N 273-ФЗ).

Кроме того, к освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ч. 3 ст. 75 Закона об образовании).

Из совокупного анализа указанных норм следует, по нашему мнению, что правомерна реализация дошкольной образовательной организацией образовательной программы дошкольного образования в качестве основной цели ее деятельности и дополнительной общеразвивающей программы не в качестве основной деятельности.

Также образовательная организация дополнительного образования вправе одновременно реализовать дополнительную общеобразовательную программу в качестве основной деятельности и образовательную программу дошкольного образования не в качестве основной деятельности.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Дополнительное образование детей направлено, в частности, на развитие их творческих способностей, укрепление здоровья, организацию их свободного времени, профессиональную ориентацию, а также на выявление и поддержку детей с выдающимися способностями. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. При этом последние реализуются для детей в сфере искусств, физической культуры и спорта (ч. 1, 2 ст. 75 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют процесс обучения в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, а также индивидуально. Объединения могут формироваться из группы обучающихся как одного возраста, так и разных возрастов (п. 7 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196).

Такие объединения в рамках данного материала понимаются как формы дополнительного образования для детей, среди которых можно выделить, например, следующие:

  1. Кружок (творческий, предметный) — объединение детей по интересам и предметным знаниям, например кружок танцев, оригами, литературы. Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой дополнительного образования для детей.
  2. Ансамбль — художественный коллектив (группа артистов), исполняющий общие постановки (песня, танец).
  3. Студия — группа детей, занимающаяся определенным видом искусств. Например, это может быть театр-студия — творческий коллектив, занимающийся постановкой сценических представлений, спектаклей с целью развития творческих способностей детей.
  4. Клуб — объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга.
  5. Спортивная секция — группа детей, занимающихся тем или иным видом спорта под руководством тренера или инструктора.
  6. Лаборатория — форма детского образовательного объединения и место, где воспитанники проводят научные и технические опыты, а также экспериментальные исследования.

Дополнительные общеразвивающие программы могут быть интегрированы в процесс обучения по образовательным программам основного и среднего общего образования. Так, для реализации дополнительных программ, имеющих целью подготовку детей к военной службе, создаются такие общеобразовательные организации, как, например, президентские кадетские училища, суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища (ч. 2 ст. 86 Закона N 273-ФЗ).

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы и программы среднего профессионального образования в области искусств, а также в образовательных организациях высшего образования (ч. 3 ст. 83 Закона N 273-ФЗ).

{Ситуация: Какие бывают формы дополнительного образования для детей? («Электронный журнал «Азбука права», 2019) {КонсультантПлюс}}

Дополнительные образовательные услуги — это услуги, оказываемые в рамках реализации программ дополнительного образования (ст. ст. 75, 76 Закона об образовании).

Программы дополнительного образования подразделяются на:

  1. Общеобразовательные программы. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ч. 3 ст. 75 Закона об образовании). Общеобразовательные программы в свою очередь подразделяются на:

1) общеразвивающие программы. Такие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Их содержание и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ч. ч. 2, 4 ст. 75 Закона об образовании);

2) предпрофессиональные программы. Такие программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. Их содержание определяется образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями (ч. ч. 2, 4 ст. 75 Закона об образовании).

  1. Профессиональные программы (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ч. 3 ст. 76 Закона об образовании).

Статья: Возмездное оказание образовательных услуг (Полякова В.Э.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

В соответствии п. 1 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная образовательная организация это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Исходя из пункта 1 части 4 статьи 23 Закона N 273-ФЗ, дошкольные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам, реализация которых не является основной целью их деятельности.

Одним из типов образовательных организаций является организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (п. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Образовательные организации дополнительного образования вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является их основной целью: образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения (статья 23, часть 4, пункт 5 Федерального закона N 273-ФЗ).

ст. 23, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации» {КонсультантПлюс}

Лицензирование | 11.06.2019 | 11254

Закон РФ «Об образовании” (п. 6 ст. 33) говорит нам, что осуществлять образовательную деятельность в нашей стране и пользоваться различными связанными с этим льготами могут только организации, имеющие соответствующую лицензию. Насколько актуальна сегодня тема лицензирования в сфере образования?

Еще в недавнем прошлом человек, желающий получить образование или дать его своему ребенку, не имел особого выбора кроме как из государственных учреждений. Сегодня предложений на рынке образования гораздо больше. Частные школы и университеты, центры раннего развития, профессиональные курсы, семинары и тренинги на самые разные темы — люди готовы тратить свои деньги на образование, поэтому этот рынок процветает.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Кому и зачем нужно оформлять лицензию на образовательную деятельность? Каковы требования и порядок получения лицензии и какие нужны документы? Что из себя представляет процедура получения лицензии? Давайте разберемся.

Кому нужна лицензия на осуществление образовательной деятельности

Если с крупными учреждениями, предоставляющими услуги в сфере образования, все понятно, то как быть тем, кто просто занимается репетиторством или организует какие-то платные курсы повышения квалификации? Нужно ли им получать лицензию на образовательную деятельность?

Сразу оговоримся: в законе прописана одна единственная ситуация, когда лицензия точно не нужна. Речь идет о случае, если индивидуальный предприниматель самостоятельно занимается образовательной деятельностью. То есть, если вы даете частные уроки английского языка или игры на пианино, или чего угодно еще, и при этом зарегистрированы как ИП, то лицензию вам получать не нужно. Но стоит вам нанять других преподавателей, как закон будет требовать от вас оформления лицензии на образовательную деятельность (Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г №966).

Другая ситуация: ваша фирма организует бизнес-тренинги и арендует под это дело помещение. Курс длится несколько дней, а в конце участникам выдается сертификат о том, что они успешно его прошли. Нужна ли лицензия здесь? Дело в том, что до вышеупомянутого постановления в законе об образовании существовала норма, согласно которой лицензия была не нужна, если не проводилась итоговая аттестация, и не выдавался документ об образовании. В новой редакции эта норма исчезла, что вызвало беспокойства.

Ключевые понятия лицензирования образовательной деятельности

Согласно закону лицензированию подлежит именно образовательная деятельность. Чтобы снять все вопросы, нужно просто прояснить, что же является такой деятельностью. Для этого, в свою очередь, нужно знать, что такое образовательная программа. Эти два понятия решают все.

Образовательная программа — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочных и методических материалов.

Образовательная деятельность — это деятельность по реализации образовательных программ.

Конечно, для проведения краткосрочных курсов никто не разрабатывает то, что называется образовательными программами, поэтому юридически такая деятельность не является образовательной, а, значит, не требует лицензии.

Эти понятия относятся, скорее, к организациям, которые на постоянной основе предоставляют дошкольное, среднее, профессиональное или высшее образование, и сами разрабатывают программы для обучения своих студентов. Какие требования к ним предъявляются?

Требования для соискателей лицензии на образовательную деятельность

Оформление лицензии на образовательную деятельность, как и любая подобная бюрократическая процедура — довольно хлопотный процесс. Список требований для соискателей лицензии в Постановлении Правительства «О лицензировании образовательной деятельности” сводится к следующим пунктам:

  • Наличие места. У соискателя должно быть в собственности или арендовано здание, помещение, территория, необходимые для осуществления образовательной деятельности.
  • Материально-техническая база. У организации должно быть все, что необходимо для учебного процесса: оборудование, материалы и так далее.
  • Программы. Необходимо иметь разработанные и утвержденные образовательные программы.
  • Штат преподавателей. У лицензиата должно быть достаточное количество квалифицированных и опытных педагогов.
  • Обучающие материалы. Электронные или печатные образовательные ресурсы.
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение для зданий и помещений, где планируется проводить занятия.
  • Наличие безопасных условий для обучения, воспитания, присмотра и ухода за учениками.
  • Специальные условия для обучения людей с ограниченными возможностями.
  • Наличие научных работников для программ высшего и профессионального образования.

За осуществление образовательной деятельности без лицензии предусмотрена административная и даже уголовная ответственность: штрафы до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 5-и лет в самых пиковых случаях. Логично, что дипломы, выданные организацией, работающей без лицензии, не будут котироваться нигде, поэтому такая организация будет просто неконкурентоспособной.

Как получить лицензию на образовательную деятельность

Лицензии на образовательную деятельность выдает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, а также региональные органы. Для того чтобы запустить процесс оформления лицензии, достаточно записаться онлайн на официальном сайте Рособрнадзора.

Затем нужно собрать все необходимые документы, наличие которых подтверждает, что соискатель уже предпринял меры, чтобы соответствовать всем требованиям. Вот перечень этих документов:

  • Заявление о предоставлении лицензии.
  • Документ, подтверждающий право пользования помещением.
  • Копия устава юрлица или свидетельства о регистрации ИП.
  • Копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Копия свидетельства о налоговом учете
  • Копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещений требованиям.
  • Справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды.
  • Справка о печатных и электронных ресурсах.
  • Справка о педагогических работниках.
  • Справка об утверждении образовательных программ.
  • Справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ.
  • Справка о материально-техническом обеспечении.
  • Подтверждение оплаты госпошлины в размере 7500 рублей.
  • Опись документов.

Примеры заполненных заявлений можно скачать , и .

Формы всех справок можно легко найти на сайте Рособрнадзора. После того как документы поданы, Рособрнадзор начинает проверку достоверности сведений, которые там указаны. Этот процесс предполагает выезд на место, и если чиновники сочтут сведения недостоверными, у них будут все основания отказать в выдаче лицензии. Проверка обычно продолжается в течение 60-и дней, по истечении которых выносится решение.

У образовательной организации имеется лицензия на оказание услуг дополнительного профессионального образования. Реализуется программа повышения квалификации. В настоящее время прорабатывается вопрос о реализации новой программы («Эффективный руководитель», «Основы предпринимательской деятельности»).
Обязательно ли вносить изменения в образовательную лицензию в связи с добавлением новых образовательных программ (общеразвивающие программы для взрослых), или возможно осуществление образовательной деятельности по указанным программам в рамках имеющейся лицензии?

23 ноября 2017

Как следует из ст. 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ), дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. При этом содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность*(1).
Согласно ч. 1 ст. 91 Закон N 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных данной статьей. Аналогичные требования содержатся и в п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (ч. 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ). В силу ч. 4 ст. 91 Закона N 273-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года N 966 «О лицензировании образовательной деятельности», образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению. В приложении к указанному Положению в перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ включена в том числе реализация дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных общеразвивающих программ.
Кроме того, как следует, из разд. 5 Приложения к Методическим рекомендациям по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, содержащихся в письме Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672, дополнительные общеразвивающие программы могут реализовываться во всех видах образовательных организаций, в организациях, осуществляющих обучение, получивших соответствующие лицензии на реализацию данного подвида образования — дополнительное образование детей и взрослых.
Таким образом, для реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей и взрослых требуется соответствующая лицензия на осуществления образовательной деятельности. В этой связи обратите внимание на судебную и правоприменительную практику, например: решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2015 г. по делу N А81-1711/2015, решение Костромского областного суда от 25 июля 2016 г. по делу N 12-96/2016, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 17 февраля 2017 г. N 03-21/03-2017, а также письмо Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 29 апреля 2014 г. N 14-26/5565 «О получении лицензии».
Указание в приложении к лицензии подвида дополнительного образования «дополнительное образование детей и взрослых» дает право образовательной организации осуществлять образовательную деятельность по всем дополнительным общеобразовательным программ, включая дополнительные общеразвивающие программы различной направленности (смотрите, ответ на вопрос «Каким образом указывается в лицензии реализация образовательными организациями дополнительных общеразвивающих программ?» в разделе «Часто задаваемые вопросы» на официальном сайте Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области http://irkobl.ru/sites/skno/faq/328/#24818).
Полагаем, что в случае, если у образовательной организации имеется лицензия на дополнительное профессиональное образование, то для осуществления деятельности по реализации дополнительных общеразвивающих программ образовательной организации необходимо внести изменения в лицензию, указав соответствующий подвид дополнительного образования.
Приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения иных специалистов. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в территориальный отдел органа контроля и надзора в сфере образования, а также Федеральную службу по надзору в сфере науки и образования РФ (http://obrnadzor.gov.ru/ru/).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

1 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • деление дополнительного образования на подвиды;
  • • особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • • особенности реализации дополнительных профессиональных образовательных программ;

уметь

  • • относить программы дополнительного образования к тому или иному виду;
  • • различать понятия «общеразвивающие дополнительные общеобразовательные программы» и «предпрофессиональные дополнительные общеобразовательные программы»;

владеть

• навыками применения норм законодательства о дополнительном образовании в правоприменительной практике.

Дополнительные общеобразовательные программы и особенности их реализации в Российской Федерации

Дополнительное образование является единственным видом образования, которое классифицируется на подвиды. Согласно ч. 6 ст. 10 Закона об образовании дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. В соответствии с делением на подвиды определяются виды программ дополнительного образования: дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы (ч. 4 ст. 12 Закона).

Дополнительные общеобразовательные программы в свою очередь делятся:

  • • на дополнительные общеразвивающие программы;
  • • дополнительные предпрофессиональные программы.

Освоение дополнительных общеразвивающих программ не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся. Также законодательство не устанавливает каких-либо требований к уровню образования для допуска к освоению данных программ, если иное не обусловлено их спецификой.

Дополнительное образование следует отличать от культурно-досуговой и иной деятельности. Сравним, например, «клуб любителей французского языка» и «курсы французского языка». В первом случае собираются единомышленники и обсуждают какие-либо темы на французском языке. При этом целенаправленная образовательная программа здесь отсутствует — это просто встречи, отдельные семинары и т.д. Во втором случае присутствует образовательная программа и целенаправленные усилия обучающихся по ее освоению. Таким образом, «клуб любителей французского языка» не является дополнительным образованием, а «курсы французского языка» являются.

Одним из существенных различий между дополнительными общеразвивающими программами и дополнительными предпрофессиональными программами являются требования к возрасту обучающихся. Если дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, то дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются только для детей (ч. 2 ст. 75 Закона об образовании).

Также среди различий между этими программами следует выделить то, что содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ кроме этого должно соответствовать федеральным государственным требованиям (ч. 4 ст. 75 Закона об образовании).

Отметим, что такие требования устанавливаются только к дополнительным преднрофессиональным программам. Федеральные государственные требования устанавливают требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации и к срокам обучения но этим программам. Указанные требования в области искусств устанавливаются Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 5 ст. 83 Закона об образовании), а в области физической культуры и спорта — Минспорта России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 4 ст. 84 Закона).

Кроме этого, рассматриваемые программы различаются по своим целям.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени (ч. 1 ст. 75 Закона).

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств (ч. 3 ст. 83 Закона).

Соответственно, слово «предпрофессиональные» в наименовании данной разновидности программ означает, что, несмотря на то что данные программы не повышают уровень образования обучающихся, они готовят их к получению профессионального образования в соответствующей области.

Еще одной особенностью предпрофессиональных образовательных программ является то, что прием на обучение по ним проводится на основании результатов индивидуального отбора. Целью такого отбора является выявление лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные или способности в области физической культуры и спорта (ч. 6 ст. 83, ч. 5 ст. 84 Закона об образовании).

Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессио- нальным программам в области искусств утвержден приказом Минкуль- туры России от 14.08.2013 № 1145. Согласно п. 9 данного Порядка для проведения индивидуального отбора поступающих образовательная организация проводит тестирование, а также вправе проводить предварительные прослушивания, просмотры, показы, предусмотренные образовательной организацией. Формы проведения отбора по конкретной предпрофессио- нальной программе устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом федеральных государственных требований.

Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессио- нальным программам в области физической культуры и спорта утвержден приказом Минспорта России от 12.09.2013 № 731. В соответствии с п. 4 указанного Порядка индивидуальный отбор проводится в целях выявления у поступающих физических, психологических способностей и (или) двигательных умений, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ. Для проведения индивидуального отбора поступающих образовательная организация проводит тестирование, а также вправе проводить предварительные просмотры, анкетирование, консультации в порядке, установленном образовательной организацией.

Статьей 83 Закона об образовании дополнительно установлен ряд особенностей реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Частью 3 указанной статьи очерчен круг образовательных организаций, в которых могут реализовываться указанные программы:

  • • образовательные организации дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств);
  • • профессиональные образовательные организации, реализующие интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
  • • образовательные организации высшего образования.

Еще одной особенностью рассматриваемых программ является то, что их освоение, в отличие от иных дополнительных общеразвивающих программ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливается Миикультуры России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 7 ст. 83 Закона об образовании). Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, утверждено приказом Миикультуры России от 09.02.2012 № 86. Итоговая аттестация проводится в формах выпускных экзаменов. Их количество и виды для конкретной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств устанавливаются федеральными государственными требованиями. При этом могут быть предусмотрены следующие виды выпускных экзаменов: концерт (академический концерт), исполнение программы, просмотр, выставка, показ, постановка, письменный и (или) устный ответ. В п. 7 указанного Порядка отдельно подчеркивается, что итоговая аттестация не может быть заменена оценкой качества освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств на основании итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося.

Часть 14 ст. 60 Закона об образовании устанавливает, что лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются Минкультуры России.

Каких-либо специальных документов, которые могут выдаваться лицам, освоившим дополнительные общеразвивающие программы, законодательство не предусматривает. Вместе с тем ч. 15 ст. 60 Закона предусматривает возможность выдачи таким лицам документов об обучении по образцу и в порядке, которые самостоятельно устанавливаются реализующими такие образовательные программы организациями.

admin