К целевым налогам относятся отчисления

Налогообложение целевых средств

Получение целевых средств сопровождается пользованием существенными налоговыми льготами, однако налоговое законодательство ставит жесткие рамки применения льгот в зависимости от характера и механизма использования целевых поступлений.

Эти средства необходимо отличать от получаемой налогоплательщиком спонсорской, финансовой или материальной помощи, не имеющей конкретного назначения.

К целевым поступлениям относятся:

  • бюджетное целевое финансирование и поступление средств государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  • гранты;
  • инвестиции;
  • аккумулированные на счетах организации-застройщика средства дольщиков и (или) инвесторов;
  • средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования;
  • средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;
  • поступления на содержание некоммерческих организаций;
  • благотворительная помощь, пожертвования;
  • безвозмездная помощь и т.п.

Обязательным условием применения налоговых льгот является целевое использование полученных на указанные цели средств, подтвержденное документами, а также данными бухгалтерского и налогового учета.

Назначение целевого финансирования определяет организация или физическое лицо — его источник.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, согласно требованиям ст.251 НК РФ для целей налогообложения прибыли обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Бюджетные средства

Средства, полученные из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, направляются бюджетными учреждениями на финансирование расходов по ведению их уставной деятельности, и при целевом использовании они не учитываются налогоплательщиками-получателями в целях налогообложения прибыли (пп.14 п.1 ст.251 НК РФ). К средствам, не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.

При применении льготы следует исходить из того, что бюджетным учреждением является организация, отвечающая требованиям ст.161 БК РФ. Если хотя бы один из признаков, отличающих бюджетные учреждения и перечисленных в этой статье, отсутствует, организация не является бюджетным учреждением.

Получение бюджетного финансирования не облагается и НДС, однако следует иметь в виду, что это касается только самих организаций-бюджетополучателей. То есть средства не облагаются налогом в момент их зачисления на счета организаций-бюджетополучателей (п.2 ст.153 НК РФ и п.32.1 Приказа МНС от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447), а если такие организации являются заказчиками выполняемых исполнителями работ (услуг) и направляют эти средства на финансирование заказа, то выполненные исполнителями работы (оказанные услуги) за счет вышеуказанных средств подлежат налогообложению (освобождению от налогообложения) в соответствии с гл.21 НК РФ. При получении исполнителями от вышеуказанных заказчиков данных денежных средств за предстоящее выполнение работ (услуг) указанные денежные средства включаются в налоговую базу на основании пп.1 п.1 ст.162 НК РФ. Это разъяснено Письмом МНС от 13 мая 2004 г. N 03-1-08/1191/15@.

Имущество, приобретенное бюджетными учреждениями за счет бюджетного финансирования, не амортизируется и НДС, уплаченный при его приобретении, вычету не подлежит, а покрывается за счет соответствующего источника (ст.ст.256 и 170 НК РФ).

Гранты

Гранты как форма целевых поступлений не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль у получившей такое финансирование организации при соблюдении условий, перечисленных в пп.14 п.1 ст.251 НК РФ:

  • гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утвержденному Постановлениями Правительства от 05.03.2001 N 165 и от 24.12.2002 N 923;
  • гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
  • гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Физические лица — получатели грантов могут воспользоваться льготой по налогу на доходы физических лиц, предусмотренной п.6 ст.217 НК РФ, если суммы предоставлены им в целях поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2001 г. N 165.

Средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций

Средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, не подлежат обложению налогом на прибыль согласно пп.14 п.1 ст.251 НК РФ, а выполненные за их счет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в силу пп.16 п.3 ст.149 НК РФ не облагаются НДС. Как разъяснено п.6.14 Приказа МНС от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447, при выполнении таких работ от уплаты НДС освобождаются как основные исполнители, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители. Основанием для освобождения является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему целевых средствах для оплаты вышеуказанных работ.

Инвестиции

Получение инвестиций на развитие организации также позволяет воспользоваться налоговой льготой по налогу на прибыль. Это касается поступлений от проведения инвестиционных конкурсов (торгов), а также инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в последнем случае инвестированные средства должны быть освоены в течение одного календарного года с момента получения) (пп.14 п.1 ст.251 НК РФ). Операции, связанные с инвестированием, не облагаются НДС у передающей стороны (пп.4 п.3 ст.39 и пп.1 п.2 ст.146 НК РФ).

При осуществлении долевого строительства на счетах застройщика накапливаются средства дольщиков и (или) инвесторов, которые расцениваются как средства целевого назначения и не увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль застройщика. Не возникает и объекта обложения налогом на добавленную стоимость при условии, что размер денежных средств, полученных от каждого дольщика на долевое участие в строительстве, не превышает фактических затрат по строительству переданной части объекта предприятию-дольщику или физическому лицу. Суммы превышения денежных средств, полученных от предприятий-дольщиков или физических лиц в порядке долевого участия на строительство объектов, над фактическими затратами по их строительству, остающиеся в распоряжении заказчика, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке (см. также Постановление Президиума ВАС от 27.03.2002 N 1636/02).

Общества взаимного страхования

Еще один льготный вид поступлений — средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования. Они не облагаются налогом на прибыль организаций в силу пп.14 п.1 ст.251 НК РФ. Общество взаимного страхования представляет собой объединение граждан и/или юридических лиц с целью страхования своих имущественных интересов на взаимной основе без обращения в специализированную страховую организацию. Статья 968 ГК РФ определяет, что общества взаимного страхования являются некоммерческими организациями. При объединении в общество и в целях пользования налоговой льготой необходимо учитывать положения Письма Минфина России от 16 августа 2002 г. N 24-00/КП-96. Готовится к принятию закон "О взаимном страховании", который призван подробно разъяснить порядок создания и функционирования обществ взаимного страхования.

Некоммерческие организации

Поступления на содержание некоммерческих организаций — денежные средства в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие в качестве финансовой помощи от других организаций и (или) физических лиц, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) и использованные указанными получателями по назначению. Налогом на прибыль не облагаются такого рода доходы по перечню, приведенному в п.2 ст.251 НК РФ:

  • осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ;
  • целевые поступления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г.

    Налогообложение целевых средств

    N 127-ФЗ, в форме некоммерческих организаций;

  • имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
  • суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
  • средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
  • совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;
  • пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;
  • использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
  • отчисления адвокатских палат субъектов РФ на общие нужды Федеральной палаты адвокатов в размерах и порядке, которые определяются Всероссийским съездом адвокатов; отчисления адвокатов на общие нужды адвокатской палаты соответствующего субъекта РФ в размерах и порядке, которые определяются ежегодным собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты этого субъекта РФ, а также на содержание соответствующего адвокатского кабинета, коллегии адвокатов или адвокатского бюро;
  • средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;
  • использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством РФ граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;
  • имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.

Аналогичная льгота применима к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности также в отношении НДС. Пункт 32.1 Приказа МНС от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 относит к таким целевым средствам в целях налогообложения НДС:

  • осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства (коллегии адвокатов, нотариальные палаты и иные аналогичные объединения), отчисления в фонд коллегии адвокатов, паевые вклады, а также денежные средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;
  • суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
  • денежные средства, полученные от организаций, осуществляющих благотворительную деятельность в рамках Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Не является целевым поступлением на содержание некоммерческих организаций выручка от реализации некоммерческой организацией имущества, ранее полученного в качестве взносов, вкладов, пожертвований или благотворительной помощи от организаций, в том числе осуществляющих благотворительную деятельность. Реализация некоммерческой организацией указанного имущества подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Благотворительная помощь

Благотворительная помощь, пожертвования как форма целевых поступлений освобождаются от налога на доходы физических лиц (п.8 ст.217 НК РФ) при условии, что такая помощь оказана зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством РФ.

Передача товаров, кроме подакцизных (выполнение работ, оказание услуг), безвозмездно в рамках благотворительной деятельности не будет облагаться и НДС (пп.12 п.3 ст.149 НК РФ), если она произведена в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Для получения льготы по НДС необходимо предъявить в налоговые органы следующие документы:

  • договор (контракт) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности;
  • копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • акты или другие документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

Если получателем благотворительной помощи является физическое лицо, в налоговый орган представляется документ, подтверждающий фактическое получение этим лицом товаров (работ, услуг).

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

Безвозмездная помощь (содействие)

Наконец, еще один вид целевых поступлений — безвозмездная помощь (содействие), оказываемая в форме гуманитарной или технической помощи в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ.

Статья 149 НК РФ (пп.19 п.2) освобождает от налогообложения НДС передачу товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия).

Налогоплательщику необходимо представить в налоговые органы следующие документы для подтверждения права на льготу:

  • контракт (копию контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ;
  • удостоверение (нотариально заверенную копию удостоверения), выданное в установленном порядке и подтверждающее принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);
  • выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги).

В случае если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров (работ, услуг). Применение ККМ при получении безвозмездной помощи наличными не обязательно, если получение этой помощи не связано с возникновением у получателя обязанности выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги (Письмо МНС России от 2 ноября 2004 г. N 33-0-09/691).

Не подлежит налогообложению НДС также ввоз на таможенную территорию РФ товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) (ст.150 НК РФ), а с 1 января 2005 г. в отношении таких товаров не взимаются таможенные сборы за таможенное оформление (ст.357.9 ТК РФ).

В заключение отметим, что в случае нецелевого использования целевых средств налогоплательщик обязан включить сумму в доход для целей налогообложения прибыли на дату, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал его не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись (ст.271 НК РФ). В этот же момент аннулируются льготы по иным налогам, которыми воспользовался налогоплательщик в отношении средств целевого поступления.

У передающей стороны стоимость имущества, предоставленного в рамках целевого финансирования, не признается расходом в целях налогообложения прибыли (п.17 ст.270 НК РФ), а произведенные получателем за счет этих средств расходы не могут уменьшать у него налоговую базу по налогу на прибыль.

М.А.Климова

К. э. н.,

независимый консультант

по налогообложению

Классификация налогов может быть проведена по разным основаниям. Ниже представлены некоторые возможные варианты классификации налоговых платежей с конкретными примерами налогов.

1. По способу взимания различают:

  • прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

  • реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

  • личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

  • косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг.

    Налоги целевые

    Окончательным плательщиком косвенных налогов высту­пает потребитель товара, работы, услуги.

В зависимости от объек­тов взимания косвенные налоги подразделяются на:

  • косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);

  • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);

  • фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

  • таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:

  • федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся следующие налоги:

  1. Н Д С

  2. Акцизы

  3. НДФЛ

  4. ЕСН

  5. Налог на прибыль предприятий

  6. Налог на добычу полезных ископаемых

  7. Водный налог

  8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

  9. Государственная пошлина

  • региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);

  1. Налог на имущество организаций

  2. Налог на игорный бизнес

  3. Транспортный налог

  • местные налоги, которые вводятся в соответствии с законода­тельством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов

  1. Земельный налог

  2. Налог на имущество ФЛ

3. По целевой направленности введения налогов:

  • абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);

  • целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финанси­рования конкретного направления государственных расходов (на­пример, дорожный налог). Для такого рода платежей часто созда­ется специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:

  • налоги, взимаемые с физических лиц;

  • налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

  • смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

  • закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

  • регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).

6. По порядку введения:

  • общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);

  • факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция региональных и местных органов власти (например, налог с про­даж, местные лицензионные сборы).

7. По срокам уплаты:

  • срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);

  • периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подраз­деляются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог на до­ходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль организаций уплачивается ежемесячно или ежеквартально).

8. По характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги:

  • включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный налог, единый социальный налог);

  • уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль;

  • уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);

  • включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);

  • удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

а) 1

б) 2

в) 3

002. К «целевым» налогам относятся отчисления:

а) В дорожный фонд, пенсионный фонд, на ОМС

б) В дорожный фонд, пенсионный фонд, налог на землю

в) На ОМС, налог на добавленную стоимость, налог на имущество

003. Экономическая эффективность здравоохранения выражается:

а) В достижении поставленных целей в области профилактики заболеваний

б) В улучшении состояния пациента

в) В сниженииуровня заболеваемости

г) В увеличении продолжительности жизни

д) В оцененном вкладе в рост производительности труда

004. Заработная плата медицинского персонала состоит:

а) Из тарифа, премии, постоянных надбавок

б) Из базового оклада, постоянных и переменных надбавок

в) Из тарифа, премии, единовременных пособий

г) Из базового оклада, премии, материальной помощи

005. «Себестоимость медицинских услуг» — это: 1) совокупность затрат на оказание медицинских услуг, возмещение которых обеспечивает текущее воспроизводство ЛПУ, а также уровня медицинских технологий; 2) совокупность затрат на оказание медицинских услуг, возмещение которых обеспечивает расширенное воспроизводство медицинского учреждения; 3) денежная сумма, которая оплачивается потребителем медицинской помощи в условиях ОМС; 4) установленный соглашением тариф

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4;

006. Какая организационно-правовая форма предпринимательства в здравоохранении наиболее распространена в современных условиях:

а) ОАО (Открытое акционерное общество)

б) ЗАО (Закрытое акционерное общество)

в) Медицинский кооператив

г) Медицинские учреждения государственной или муниципальной формы собственности, оказывающие платные услуги

д) Частнопрактикующие врачи

007. Экономика – это наука: 1) Об использовании ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребности человека; 2) О рациональном ведении хозяйства через формирование и функционирование рыночного механизма

а) 1

б) 2

в) Все ответы правильные

008. Что такое рентабельность:

а) Отношение полученной прибыли к себестоимости

б) Разница между полученной прибылью и произведенными затратами

в) Величина полученной прибыли

009. Маркетинг – это деятельность: 1) в сфере рынка сбыта; 2) в сфере обмена; 3) в сфере торговли; 4) включающая анализ, планирование, внедрение и контроль, а также сознательный обмен ценностями между субъектами рынка для достижения целей организации

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

010. К собственным средствам лечебного учреждения относятся: 1) ассигнования из бюджета; 2) финансовые резервы; 3) уставный фонд; 4) кредиты и ссуды; 5) кредиторская задолженность

а) 1, 3, 4

б) 1, 2, 3

в) 3, 4, 5

011. Основным фактором, формирующим себестоимость медицинских услуг, являются: 1) расходы на оплату труда; 2) расходы на оплату труда, начисления на зарплату, прямые материальные затраты, накладные расходы; 3) прямые материальные затраты; 4) накладные расходы

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

012. «Накладные расходы» — это: 1) стоимость ресурсов, непосредственно потребляемых в процессе оказания медицинских услуг; 2) затраты непосредственно в процессе оказания медицинских услуг не потребляемые, а обставленные расходами по содержанию медицинского учреждения в целом; 3) косвенные расходы возникающие в связи с параклинической деятельностью

а) 1

б) 2

в) 3

013. Цена медицинской услуги – это:

а) Денежное выражение стоимости

б) Рыночный параметр, зависящий от спроса и предложения

в) Отражение затрат на оказание услуг

г) Сумма денег, которую пациент готов заплатить, и за которую врач готов оказать свою медицинскую услугу

014. Какой из макроэкономических показателей наиболее точно характеризует уровень благосостояния:

а) Общий объем ВВП

б) Производство ВВП на душу населения

в) Годовая выработка на одного занятого

г) Потребление ВВП на душу населения

015. К основному персоналу медицинского учреждения относятся: 1) врачебный персонал, оказывающий медицинские услуги; 2) средний персонал, оказывающий медицинские услуги; 3) сотрудники параклинических подразделений; 4) заведующие отделениями; 5) младший медицинский персонал; 6) медицинские регистраторы

а) 1,2

б) 1,2,3

в) 1,2,5

г) 2,3,5,6

016. Экономика здравоохранения – это система мероприятий:

а) Медицинских

б) Социально-экономических

в) Социально-экономических и медицинских

г) Экономических и медицинских

017. Экономика здравоохранения изучает формы, методы и результаты хозяйственной деятельности:

а) На уровне первичного хозяйствующего звена (ЛПУ)

б) В масштабах определенных территориальных границ (страны, региона, города)

в) В области медицины

018. К общеучрежденческому персоналу относятся: 1) врачебный персонал, оказывающий медицинские услуги; 2) средний персонал, оказывающий медицинские услуги; 3) сотрудники параклинических подразделений; 4) заведующие отделениями; 5) младший медицинский персонал; 6) медицинские регистраторы

а) 1,2

б) 3,4,5,6

в) 2,3,5

г) 4,5,6

019. Финансирование здравоохранения в современных условиях осуществляется за счет:

а) Бюджета

б) Пациентов

в) Средств ОМС

г) Всего вышеперечисленного

020. Медицинский маркетинг – это система: 1) организации хозяйственной деятельности ЛПУ; 2) управление спросом на медицинские услуги; 3) организации и управления хозяйственной деятельности ЛПУ; 4) организации и управления хозяйственной деятельностью ЛПУ, направленная на максимальное удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах;

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

021. Основные составляющие цены на платные медицинские услуги: 1) основная заработная плата; 2) переменные издержки; 3) прибыль; 4) повременные затраты; 5) альтернативные затраты;

а) 1, 3

б) 1,2,3

в) 1,3,4

г) 1,3,5

022. Цель менеджмента некоммерческих ЛПУ: 1) повышение конкурентоспособности оказываемых услуг любым путем; 2) предоставление услуг высокого качества малозащищенным слоям населения; 3) получение прибыли;

а) 1

б) 2

в) 3

023. К профильным подразделениям медицинского учреждения относятся: 1) профильные отделения стационаров; 2) кабинеты поликлиник; 3) параклинические отделения; 4) регистратура; 5) аптека; 6) отдел кадров; 7) бухгалтерия;

а) 1,2

б) 1,2,3

в) 1,2,3,4,5

г) 6,7

д) Все вышеперечисленные

024. К вспомогательным подразделениям относятся: 1) профильные отделения стационаров; 2) кабинеты поликлиник; 3) параклинические отделения; 4) регистратура; 5) аптека; 6) отдел кадров; 7) бухгалтерия;

а) Все вышеперечисленные

б) 6,7

в) 4,5,6

г) 3,4,5,6, 7

д) 4,6,7

025. Под дополнительной заработной платой понимается: 1) оплата труда основного персонала; 2) материальные затраты потребляемые в процессе оказания медицинской услуги; 3) износ мягкого инвентаря в лечебном учреждении; 4) прочие затраты; 5) затраты на командировки и текущие разъезды; 6) затраты на текущие хозяйственные цели

а) 1

б) 1,2,3

в) 2,3,4

г) 1,2,3,4

026. К прямым затратам (расходам) при оказании медицинских услуг относятся: 1) оплата труда основного персонала; 2) материальные затраты, потребляемые в процессе оказания медицинской услуги; 3) износ мягкого инвентаря в ЛПУ; 4) прочие затраты; 5) затраты на командировки и текущие разъезды; 6) затраты на текущие хозяйственные цели;

а) Все вышеперечисленные

б) 1,2

в) 1,2,3

г) 1,2,3,4

д) 1,2,3,4,5

027. К косвенным расходам (затратам) при оказании медицинских услуг относятся: 1) оплата труда основного персонала; 2) материальные затраты потребляемые в процессе оказания медицинской услуги; 3) износ мягкого инвентаря в ЛПУ; 4) прочие затраты; 5) затраты на командировки и текущие разъезды; 7) затраты на хозяйственные цели;

а)Все вышеперечисленные

б) 1,2

в) 2,3,4

г) 3,4,5,6

д) 4,5,6

028. Оплата медицинской помощи, оказанной в рамках ОМС, осуществляется:

а) По бюджетным расценкам

б) По тарифам

в) По договорным ценам

г) По свободным расценкам

029. Экономические потери вследствие временной нетрудоспособности складываются: 1) из стоимости невыработанной продукции; 2) из расходов на выплату пособий; 3) из затрат на медицинскую помощь; 4) из затрат на профилактические мероприятия; 5) из затрат на противоэпидемические мероприятия; 6) из всего прочего

а) 1,4

б) 2,5,6

в) 1,2,3

г) 3,4,6

030. В среднем в процентах от валового национального продукта расходы на здравоохранение в экономически развитых странах составляют:

а) 3,5%

б) 4,5%

в) 8,0%

г) 9,3%

д) 10,5%

031. Как называется система здравоохранения, переход на которую стал осуществляться в РФ с 1991 года:

а) Бюджетная

б) Частнопредпринимательская

в) Страховая

г) Бюджетно-страховая

032. В среднем в процентах от валового национального продукта расходы на здравоохранение в развивающихся странах составляют:

а) 3,5%

б) 4,5%

в) 8,0%

г) 9,3%

д) 10,5%

033.

целевой налог

Основными источниками финансирования в здравоохранении на современном этапе являются:

а) Бюджетное финансирование

б) Средства из страховых фондов

в) Платные медицинские услуги

в) Бюджетно-страховое финансирование

г) Многоканальное финансирование

034. Наиболее низкие расходы на здравоохранение отмечаются в настоящее время:

а) В США

б) В Англии

в) В РФ

г) В Швеции

д) В Японии

035. Наиболее высокий уровень расходов на здравоохранение в настоящее время наблюдается:

а) В США

б) В Англии

в) В РФ

г) В Швеции

д) В Японии

036. Как известно, план здравоохранения всегда комплексный. Какой метод планирования обеспечивает взаимосвязь всех разделов плана:

а) Нормативный

б) Балансовый

в) Аналитический

037. В России затраты на национальное здравоохранение составляют в процентах от ВВП:

а) До 3%

б) 5%

в) 7%

г) 8%

д) Более 9%

038. Муниципальное медицинское учреждение финансируется из средств:

а) Муниципального бюджета

б) Средств ОМС

в) Средств добровольного медицинского страхования

г) Платных медицинских услуг

д) Всех вышеперечисленных источников

039. Государственное медицинское учреждение финансируется из средств:

а) Муниципального бюджета

б) Средств ОМС

в) Средств добровольного медицинского страхования

г) Платных медицинских услуг

д) Всех вышеперечисленных источников

040. Управление – это: 1) интеллектуальная деятельность по организации бизнеса в конкретной ситуации; 2) предпринимательская деятельность, связанная с направлением товаров и услуг от производителя к потребителю; 3) целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении

а) 1

б) 2

в) 3

041. Целью управления является: 1) научно обоснованное планирование и анализ деятельности учреждения; 2) руководство выполнением решений; 3) целенаправленное и эффективное использование ресурсов; 4) обеспечение ресурсами, подготовка документов и организация работы;

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

д) Все вышеперечисленное

042. Предметом науки управления являются следующие составляющие, кроме:

Целевой налог

Cтраница 2

Такие взносы по своему характеру следует отнести к категории целевых налогов. Расходы на выплаты государственных пенсий и других социальных пособий могут финансироваться и за счет иных источников, например общих налоговых поступлений. Использование формы целевых налогов в данном случае представляется оправданным с социально-политической точки зрения.  

ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ ЕДИНОВРЕМЕННЫЙ НАЛОГ НА НУЖДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ПОСТРАДАВШЕГО ОТ НЕУРОЖАЯ — целевой налог, взимавшийся только в течение 1924 / 25 бюджетного года со всех граждан, достигших 18 лет. От налога освобождались лица, занимавшиеся с.

Налогообложение целевых взносов

Взносы застрахованных представляют прямой вычет из их дохода и по существу являются прямым целевым налогом. Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в процентах независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взноса или максимальный доход, к которому применяется ставка. Действуют страховые ставки для застрахованных и предпринимателей. В одних странах ( ФРГ) они одинаковые для двух групп плательщиков, в других ( Великобритания, Франция) — разные. Поэтому чем выше доля квалифицированных работников в компании, чем выше их заработная плата, тем меньше отчислений производят они в социальные фонды. Крупные компании платят относительно меньше в социальные фонды. Взносы предпринимателей приравниваются к издержкам производства и возмещаются им в виде повышенных цен на товары. В странах действует либо один взнос по всем видам страхования ( Великобритания), либо несколько ( ФРГ), уплата которых дает право на соответствующие виды социальных услуг.  

В соответствии с Декретом СНК от 14 августа 1918 г. вводится единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, представлявший собой разновидность целевого налога, введенного взамен контрибуций.  

Тот же результат для ЖКХ можно получить путем увеличения ставки выплачиваемого предпринимателями единого социального налога ( ЕСН) в части коммунальной составляющей: раз предприниматели не платят нормальную зарплату, пусть платят целевой налог и решают, что им выгоднее. При повышении зарплаты в коммерческом секторе средства, необходимые для роста зарплаты бюджетникам и пенсий, обеспечит увеличение суммы подоходного налога и пенсионной составляющей в ЕСН.  

Существование большого числа налогов неоправданно с экономической точки зрения, так как количество объектов налогообложения весьма ограничено ( доход, добавленная стоимость, стоимость имущества, производство определенных видов продукции, совершение определенных видов операций), а установление целевых налогов и сборов противоречит общим принципам налогообложения.  

В частности, согласно установленной в Кодексе налоговой системе отменены действующие налоги на реализацию горюче-смазочных материалов, приобретение автотранспортных средств, на операции с ценными бумагами, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбора на нужды образовательных учреждений, сбора за использование наименований Россия, Российская Федерация, целевых налогов на содержание милиции, благоустройство территории, региональных, зональных и местных налогов и сборов на ввозимые ( вывозимые) товары ( при перемещении товаров по территории России), ряд других налогов и сборов.  

Целевой характер носят предназначенные для оказания социальных услуг населению взносы лиц наемного труда, свободных профессий и предприятий в фонды социального страхования и социального обеспечения, налоги и сборы в специальные дорожные фонды. К целевым налогам относятся действующий в ФРГ конъюнктурный налог, поступления от которого зачисляются в специальный конъюнктурный фонд, используемый для финансирования экономики в периоды ее спада.  

Установление целевых налогов должно быть обусловлено конституционно значимыми целями. Для введения целевого налога следует обосновать с конституционных позиций необходимость финансирования того или иного расхода именно за счет целевых поступлений.  

Целевые налоги предназначаются непосредственно для покрытия определенных расходов. Поэтому установление целевого налога требует особого механизма обособления поступающих средств. Для этого учреждаются дополнительный бюджет и специальные счета учета сумм налога.  

Установление целевых налогов должно быть обусловлено конституционно значимыми целями. Для введения целевого налога следует обосновать с конституционных позиций необходимость финансирования того или иного расхода именно за счет целевых поступлений.  

Целевые налоги предназначаются непосредственно для покрытия определенных расходов. Поэтому установление целевого налога требует особого механизма обособления поступающих средств. Для этого учреждаются дополнительный бюджет и специальные счета учета сумм налога.  

Этот налог, относящийся к целевым налогам, впервые был введен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1992 г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении.  

Предлагаемое определение налога позволяет отделить налоги от сборов и пошлин. Налоги тоже могут иметь специальную цель ( целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально ( непосредственно) возмездными.  

В этот же период следует уяснить и основные положения, касающиеся понятия налоговая система Российской Федерации, ибо диспозиция ст. 199 УК РФ является бланкетной2 и отсылает к налоговому законодательству Российской Федерации, регламентирующему порядок уплаты налогов организациями, а также к подзаконным и ведомственным нормативным актам. Налоговое законодательство составляют Налоговый кодекс Российской Федерации, законы Об основах налоговой системы в Российской Федерации ( в части, не утратившей силу с введением в действие НК РФ), О налоге на прибыль предприятий и организаций и другие, предусматривающие налоги на прибыль и доходы от различных видов деятельности, на имущество, а также косвенные и целевые налоги.  

Страницы:      1    2    3

admin