Экспертиза после ДТП


Порядок оценки ущерба автомобиля после ДТП

Независимая оценка автомобиля после ДТП — как проводится, подводные камни

Как оценивают ущерб при ДТП: порядок процедуры, цена, виды экспертиз

Выбор экспертной компании является очень важным этапом при получении страховой выплаты. Именно эксперт будет определять размер страховой выплаты. Когда Вы приходите в страховую компанию, Вам с порога заявляют, что только они имеют право организовать экспертизу, а Вы должны выполнять все их требования и обязаны проводить экспертизу только там, где Вам укажут. По сути Вам говорят, что размер долга будет определять сам должник, т.е. страховщик.

Посмотрим, так ли это, что такое организовать экспертизу и что об этом говорит закон.

Из текста законодательных актов следует два важных вывода.

Первый: Организация страховщиком экспертизы и ее проведение не одно и тоже. «Абз. 2 п. 45 «Правил ОСАГО» … провести осмотр поврежденного имущества и (или) организовать независимую экспертизу (оценку)…». Это значит, что есть отдельная процедура осмотра поврежденного имущества и есть отдельная процедура проведения экспертизы.

Второй: ФЗ «Об ОСАГО» и «Правила ОСАГО» практически повторяют друг друга по тексту и по смыслу. Оба документа отсылают к Постановлению Правительства Российской Федерации «Об организации независимой технической экспертизы» № 238 от 24.04.2003 г., в котором утверждаются «Правила организации и проведения технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее «Правила проведения экспертизы).

Из текста «Правил проведения экспертизы» следует, в свою очередь два вывода:

1. В соответствии с п. 4 «Правил проведения экспертизы» и п. 4 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» если представитель страховой компании не прибыл на назначенный Вами осмотр автомобиля, то Вы проводите осмотр и последующую экспертизу, и не представляете поврежденное имущество страховщику для осмотра.

В соответствии с п. 4 «Правил проведения экспертизы» проведение экспертизы организуется страховщиком в соответствии с п. 3 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО», а в случаях, указанных в п. 4 ст. 12 этого закона, — потерпевшим.

2. В соответствии с п. 6 «Правил проведения экспертизы» страховщик и потерпевший имеют право самостоятельно определять эксперта-техника (экспертную организацию), которая будет проводить экспертизу.

В соответствии с п. 4 «Правил проведения экспертизы» и п. 3 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую экспертизу.

В п. 4 «Правил проведения экспертизы», в п. 45 «Правил ОСАГО» и в п.п. 3, 4 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» ничего не говорится о выборе экспертной организации. О том кто и как определяет эксперта, который будет проводить экспертизу, сказано только в п. 6 «Правил проведения экспертизы».

Определить, то есть выбрать, эксперта, который будет проводить экспертизу, и организовать экспертизу это разные вещи. Это очевидно. Один пункт законодательного акта не противоречит другому, а дополняет его. Руководствуясь законом нельзя брать одну статью и не замечать другую. Но страховщики считают иначе.

В соответствии с п. 6 «Правил проведения экспертизы» страховщик (потерпевший) самостоятельно определяет эксперта-техника (экспертную организацию), с которой заключает договор о проведении экспертизы. Страховщик вправе заключить с экспертом-техником (экспертной организацией) договор об экспертном обслуживании.

Это значит, что потерпевший сам выбирает эксперта, с которым заключает договор о проведении экспертизы, а от страховщика не требуется согласия или несогласия с выбором потерпевшего. Страховщик может выбрать и предложить Вам обратиться к выбранному им эксперту. Страховщик не имеет права обязать пострадавшего обратиться к эксперту по выбору страховщика. Возможность принять окончательное решение о том, кто будет проводить экспертизу, принадлежит только Вам, ведь автомобиль, который будут осматривать, находится у Вас. При этом Вы выбираете и согласовываете с экспертом и страховщиком место и время осмотра, а страховщику ничего не остается, как принять этот выбор. Страховщик имеет право прислать или не прислать на этот осмотр, своего эксперта или представителя. Если Вы направили телеграммы с вызовом на осмотр в страховую компанию и второму водителю, а они не приехали, это не является причиной для отказа от проведения осмотра или основанием считать акт осмотра недействительным. Более того, если представитель страховщика не прибыл на осмотр, о проведении которого его уведомили надлежащим образом, он не имеет права требовать повторного осмотра поврежденного автомобиля.

Вы не должны уговаривать сотрудника страховой компании в том, что Вы правы и что Вы имеете право сами выбрать, кто проведет экспертизу. Уговорить сотрудника страховщика невозможно, но он не тупой, нет. Просто ему платят зарплату за то чтобы дурачить Вас. Важно понимать, что страховщик может, не согласен с чем угодно, но это не значит, что Вы обязаны выполнять все требования страховщика. Вы обязаны выполнять только требования закона, а в отношении незаконных требований-пожеланий страховщика мы рекомендуем Вам пользоваться следующим правилом: «Попросить можете, получить нет». Запомните, чем громче страховщик скандалит по поводу выбора эксперта, тем на большую сумму Вас собираются обмануть.

1. Таким образом, проведение экспертизы, назначенной Вами, состоит из следующих этапов, на каждом из которых Вы действуете следующим образом:

Выбор экспертной организации. Вы выбираете сами или доверяете выбор страховщику.

Проведение осмотра поврежденного автомобиля. Вы назначаете осмотр в удобном Вам месте и в удобный Вам час, согласовав их с экспертом и страховщиком, и уведомляете все заинтересованные стороны телеграммой. Эксперт проводит осмотр автомобиля, составляет акт осмотра.

2. Организация проведения экспертизы страховщиком состоит из:

Права страховщика предложить Вам экспертную организацию для проведения экспертизы, если Вы сами отказались от своего права выбора эксперта.

Права страховщика (или его представителя) принять или не принять участие в осмотре поврежденного автомобиля, назначенном Вами.

Обязанности страховщика оплатить проведение экспертизы, не зависимо от того, кто выбрал экспертную организацию.

Права страховщика, если он не согласен с результатами проведенной экспертизы, провести повторную экспертизу.

Страховщик и потерпевший имеет право соглашаться или не соглашаться с выводами эксперта и порядок действий страховщика (или потерпевшего) в случае несогласия с выводами эксперта определен п. 21 «Правил проведения экспертизы».

Кроме выше указанных причин самостоятельно выбрать экспертную организацию есть еще две причины.

1) Выбирая самостоятельно экспертную организацию, Вы обращаетесь к специалисту, который будет выполнять свои обязанности в соответствии с договором, подписанном с Вами, а не думать о том, как угодить крупному заказчику – страховой компании.

2) Стоимость экспертизы назначенной Вами возмещается в соответствии с п. 5 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО».

В соответствии с п. 5 ст.

Автоэкспертиза после ДТП

12 ФЗ «Об ОСАГО» стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.

То есть стоимость экспертизы, полностью оплачивает страховщик.

А расходы, связанные с назначением повторной экспертизы возмещаются в соответствии с п. 21 «Правил проведения экспертизы».

В соответствии с п. 21 «Правил проведения экспертизы» в случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами экспертизы им может быть организовано проведение повторной (в том числе комиссионной) экспертизы с привлечением другого эксперта-техника (экспертной организации). Расходы, связанные с проведением повторной (в том числе комиссионной) экспертизы, оплачиваются за счет средств инициатора проведения такой экспертизы, если страховщик и потерпевший не договорились между собой об ином.

Это значит, что Ваши расходы за услуги эксперта, которого Вы выбрали, Вам обязан возместить страховщик, а расходы, связанные с проведением повторной экспертизы Вам возместит страховщик, только если Вы с ним об этом договоритесь, то есть добровольно. Догадайтесь сами, о том какая вероятность у Вас договориться.

В соответствии с п.п. 3, 4, 7 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

3. Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и (или) организовать его независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.

4. Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество и (или) не организовал его независимую экспертизу (оценку) в установленный пунктом 3 настоящей статьи срок, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за такой экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра.

7. В целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства.

Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, требования к экспертам-техникам, в том числе условия и порядок их профессиональной аттестации и ведения государственного реестра экспертов-техников, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.п. 45, 46, 47 «Правил ОСАГО»:

45. При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки для проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков.

Страховщик проводит осмотр поврежденного имущества и (или) организует независимую экспертизу (оценку) путем выдачи направления на экспертизу (оценку) в срок не более 5 рабочих дней с даты получения от потерпевшего заявления о страховой выплате и документов, предусмотренных пунктом 44 настоящих Правил, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.

Страховщик обязан согласовать с потерпевшим время и место проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы поврежденного имущества с учетом графика работы страховщика, эксперта и указанного в настоящем пункте срока проведения осмотра поврежденного имущества, а потерпевший в согласованное со страховщиком время обязан представить поврежденное имущество.

Если характер повреждений или особенности поврежденного имущества исключают его представление для осмотра и (или) организацию его независимой экспертизы (оценки) по месту нахождения страховщика и (или) эксперта (например, повреждения транспортного средства, исключающие его участие в дорожном движении), осмотр и (или) независимая экспертиза (оценка) проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в установленный настоящим пунктом срок.

46. Если страховщик в установленный пунктом 45 настоящих Правил срок не провел осмотр поврежденного имущества и (или) не организовал независимую экспертизу (оценку), то потерпевший имеет право самостоятельно обратиться с просьбой об организации такой экспертизы, не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра.

При решении вопроса о страховой выплате страховщик использует результаты этой независимой экспертизы.

47. В целях выяснения при повреждении транспортных средств обстоятельств причиненного вреда, установления характера повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов, стоимости его ремонта, а также действительной стоимости транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.

При расследовании дорожно-транспортного происшествия устанавливается виновное лицо, которое зачастую бывает несогласно с вменяемым им правонарушением. В дальнейшем ему придется возмещать ущерб от ДТП, а другим участникам ДТП доказывать наличие этого ущерба. Но, к сожалению, на месте виновное лицо не всегда устанавливается, или устанавливается несправедливо, т.к. довольно часто для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимы специальные знания. Именно для этих целей прибегают к помощи экспертов. Виновность водителя устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и ущерб от него.

Независимая экспертиза ДТП помогает следственным и судебным органам не только определить виновное в ДТП лицо, но и установить некоторые обстоятельства происшествия, которые могут иметь немаловажное значение для дела. Данные обстоятельства могут смягчить или отягчить вину водителя, а также выявить других лиц, также виновных в исследуемом происшествии. В качестве такого лица, виновность которого в первоначальный момент может показаться неочевидной, может быть дорожная служба, не установившая соответствующие дорожные знаки при проведении ремонтных работ дорожного полотна. Независимая экспертиза после ДТП исследует все обстоятельства, опираясь на представленные судом или следствием материалы дела, не анализируя при этом представленные сведения на достоверность, данное действие проводится органом, назначившем судебную экспертизу.

Установлением ущерба, который был нанесен транспортным средствам в результате столкновения, занимается экспертиза автомобиля после ДТП. Она выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, требующихся при восстановлении поврежденного автомобиля. Экспертиза автомобиля также может потребоваться для выявления неисправности, которая могла стать причиной аварии. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, независимая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства, его диагностика на специальных стендах. Помимо перечисленных задач, независимая экспертиза автомобиля проводится при возникновении сомнении в качестве проведенного ремонта или выполнения других работ, сопряженных с изменением конструкции автомобиля, например, установкой дополнительного оборудования. Некачественное выполнение ремонтных работ может послужить причиной аварийной ситуации на дороге, поэтому столь важно как можно раньше установить данный факт.

Как видно, круг задач, которые решает судебная автотехническая экспертиза, весьма широк и не ограничивается решением вопросов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях. Ее проведение целесообразно, когда решение спора без привлечения специальных автотехнических знаний затруднительно или невозможно, а величина материального ущерба или принципиальность пострадавшего не позволяют игнорировать данный спор.

Автотехническую экспертизу также называют автоэкспертизой, экспертизой ДТП, авто-технической, транспортной, дорожно-транспортной экспертизой, причем последнее наименование достаточно хорошо обосновано авторами некоторых научных работ и имеет полноценное право к применению в классификации судебных экспертиз, так как объектом исследования является не только автомобиль, но и дорога, дорожные конструкции,технические средства организации дорожного движения, а также действия водителя и других лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.

Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:

Экспертиза обстоятельств ДТП;

Экспертиза технического состояния ТС;

Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);

Экспертиза дорожных условий;

Автотовароведческая (оценка ТС).

Так как часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».

Экспертиза обстоятельств ДТП

Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.

Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП. Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела. При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?

Какова длина остановочного и тормозного пути транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения путем применения экстренного торможения?

Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожно-транспортной ситуации?

Соответствовали ли действия водителя требованиям Правил дорожного движения?

Какова допустимая скорость движения на участке дороги с данным радиусом поворота/расстоянием видимости дороги?

С какой минимально-допустимой дистанцией должен был двигаться автомобиль до движущегося впереди транспортного средства?

Могли ли с технической точки зрения произойти события, описанные в объяснениях водителя?

На каком расстоянии находился автомобиль в момент объективной возможности водителя обнаружить пешехода, появившегося из-за неподвижного объекта?

Мог ли автомобиль преодолеть указанный участок пути за данное время?

Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?

На каком расстоянии до встречного автомобиля водитель должен начать осуществление маневра обгона (объезда препятствия) для его безопасного выполнения?

Экспертиза технического состояния ТС

Задачей экспертизы технического состояния ТС является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причины их возникновения, способа и трудоемкости их устранения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате ремонта.

Независимая автоэкспертиза особенно актуальна в делах, когда неисправность автомобиля предположительно могла стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях эксперт проводит осмотр автомобиля, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. В рамках автоэкспертизы после ДТП проводится диагностика автомобиля с применением инструментальных методов исследования. При ее проведении, также как и в других экспертизах, важно сохранение объекта исследования для проведения экспертизы и фиксации всех необходимых сведений в протоколе осмотра ТС. Данный вид автотехнической экспертизы ошибочно также называют экспертизой неисправностей ТС, диагностикой ТС, технической экспертизой автомобиля, товароведческой и автотовароведческой экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Имеются ли какие-либо неисправности транспортного средства?

Какова причина возникновения неисправности?

Явилась ли обнаруженная неисправность причинной ДТП?

Могла ли обнаруженная неисправность возникнуть в результате ремонта узла, агрегата?

Как повлияла неисправность на управляемость и устойчивость транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП при данной неисправности?

Мог ли водитель или другое лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на рейс, обнаружить неисправность до ДТП?

Каково качество произведенного ремонта?

Привели ли ремонтные работы к устранению неисправности?

Были ли выполнены в полном объеме все ремонтные работы, указанные в заказ-наряде?

Транспортно-трасологическая диагностика

Данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте ДТП в целях определения взаимного расположения ТС в момент столкновения, направления их движения, места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения ТС до и после столкновения, какими частями ТС могли быть оставлены повреждения на другом ТС, а также все ли повреждения на транспортном средстве были получены в результате данного ДТП. Данный вид автотехнической экспертизы также ошибочно именуют трасологической, трассологической, автотрасологической и авто-трасологической экспертизой. Транспортно-трасологическая диагностика и экспертиза обстоятельств ДТП наиболее часто назначаются в комплексе, т.

Как провести независимую экспертизу после ДТП?

к. порой ответ на вопросы одной невозможен без проведения исследования другого вида автоэкспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Где находилось место столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?

Каково расположение транспортных средств относительно границ проезжей части?

Каков механизм столкновения транспортных средств?

Какова траектория движения транспортных средств до/после столкновения?

Какие повреждения, зафиксированные в документах,могли быть получены в результате данного ДТП?

Какими частями контактировали транспортные средства в первоначальный момент?

Находился ли автомобиль в момент столкновения в неподвижном состоянии?

Кто из данных транспортных средств находился в неподвижном состоянии, а кто в движении?

Экспертиза дорожных условий

Является самым редким видом автотехнических экспертиз и занимается исследованием дороги, дорожных знаков, дорожной разметки и дорожных конструкций на соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте ДТП или административного правонарушения. Экспертизу дорожных условий также называют дорожной, автодорожной, дорожно-транспортной экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Соответствует ли расположение дорожного знака требованиям ГОСТ?

Соответствует ли состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги (на месте ДТП) требованиям ГОСТ?

Соответствует ли дорожная разметка на месте ДТП требованиям ГОСТ?

Соответствует ли режим работы светофорного объекта требованиям ГОСТ?

Соответствует ли организация дорожного движения на данном участке дороги требованиям безопасности?

Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?

Автотовароведческая экспертиза (оценка ТС)

Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вовсе. Основной целью проведения данной экспертизы является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.

Автоэкспертиза занимается определением рыночной стоимости, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков, утраты товарной стоимости транспортного средства.

Данный вид автотехнических экспертиз также называют оценочной, автоэкспертизой, автооценкой, экспертизой ущерба и экспертизой автомобиля.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Какие повреждения имеются на транспортном средстве?

Каков объем ремонтных работ транспортного средства?

Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства (оценка ущерба от ДТП)?

Какова рыночная стоимость транспортного средства?

Независимая экспертиза автомобиля для суда

Экспертиза автомобиля после ДТП.

В соответствии со статьей 12 закона об ОСАГО при причинении в ДТП вреда автомобилю в целях выяснения обстоятельств причинения этого вреда и определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховом возмещении и прилагаемых к нему в соответствии с правилами обязательного страхования документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы.

Экспертиза автомобиля после ДТП осуществляется в форме осмотра транспортного средства и проведения  независимой технической экспертизы.

1. Осмотр автомобиля.

Осмотр автомобиля проводится в случае, когда заблаговременно достигнута договоренность между страховщиком и потерпевшим о том, что осмотра автомобиля будет достаточно для определения размера страхового возмещения и независимая техническая экспертиза в этом случае не потребуется.

Осмотр автомобиля проводится страховой компанией (страховщиком). Страховщик обязан согласовать с потерпевшим время и место проведения осмотра автомобиля. Потерпевший в согласованное со страховщиком время   представляет поврежденное транспортное средство для осмотра. В соответствии с пунктом 3.14 положения Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431 – П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» результаты осмотра оформляются в письменном виде (актом) и подписываются страховщиком и владельцем транспортного средства.

2. Независимая техническая экспертиза транспортного средства.

2.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства проводится в следующих случаях:

а) по инициативе страховщика — если после проведенного страховщиком осмотра транспортного средства потерпевшего страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страхового возмещения, страховщик обязан организовать независимую техническую экспертизу, а потерпевший — представить поврежденное транспортное средство для проведения такой технической экспертизы;

б) по инициативе страховщика — если осмотр и (или) независимая техническая экспертиза представленного потерпевшим поврежденного транспортного средства не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и определить размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования. Для выяснения указанных обстоятельств страховщик в течение 10 рабочих дней с момента представления потерпевшим заявления о страховом возмещении вправе осмотреть транспортное средство, при использовании которого имуществу потерпевшего был причинен вред, и (или) за свой счет организовать и оплатить проведение независимой технической экспертизы в отношении этого транспортного средства в порядке, установленном статьей 12.1 закона об ОСАГО. Владелец транспортного средства, при использовании которого имуществу потерпевшего был причинен вред, обязан представить это транспортное средство по требованию страховщика;

в) по инициативе потерпевшего — если страховщик не осмотрел поврежденное транспортное средство и (или) не организовал независимую техническую экспертизу, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за технической экспертизой. В таком случае результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы автотранспортного средства принимаются страховщиком для определения размера страхового возмещения.

2.2. Экспертиза автомобиля после ДТП проводится на основании следующих нормативных актов:

а) независимая техническая экспертиза транспортного средства проводится по правилам, изложенным в положении Центрального Банка Российской федерации от 19 сентября 2014 года N 433 – П.

Объектами независимой технической экспертизы по данному положению являются транспортное средство потерпевшего или иные представленные для экспертизы транспортные средства, причастные к дорожно-транспортному происшествию;

б) независимая техническая экспертиза транспортного средства проводится с использованием Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Банком России 19 сентября 2014 года N 432 — П.

Единая методика содержит:

— порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом;

— порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), в том числе номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), на которые при расчете размера расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение износа;

— порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства;

— справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств;

— порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов). Данные указанных справочников должны обновляться не реже одного раза в течение шести месяцев, в том числе на основании сведений об оплате страховщиками проведенного восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств станциям технического обслуживания в соответствии с законом об ОСАГО;

в) независимая техническая экспертиза транспортного средства проводится   экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта — техника.

При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) обязан (обязана): сообщать страховщику и потерпевшему о невозможности своего участия в проведении экспертизы в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы; обеспечивать сохранность документов и объектов исследования, получаемых от страховщика (потерпевшего) и третьих лиц в ходе проведения экспертизы; не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения экспертизы, и результаты экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

К обстоятельствам, препятствующим проведению экспертизы экспертом-техником (экспертной организацией), относятся случаи, когда:

— эксперт-техник (экспертная организация) является учредителем, собственником, акционером, страхователем (клиентом) или должностным лицом страховщика;

— эксперт-техник или хотя бы один из экспертов-техников экспертной организации состоит в близком родстве с потерпевшим;

— страховщик (потерпевший) является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом экспертной организации.

Требования к экспертам — техникам утверждены приказом Минтранса России от 22 сентября 2016 года N 277.

Порядок ведения государственного реестра экспертов-техников установлен приказом Минюста России от 11 сентября 2017 года N 160.

admin