Экономическая система общества

Различные школы экономической мысли по-разному класси­фицировали социально-экономические системы. Сегодня веду­щими критериями являются форма собственности на средства производства и способ координации экономической деятельно­сти. Отношения собственности оказывают решающее влияние на устройство любой экономической системы. Экономическая система — совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем орга­низационных форм собственности. Со времени появления чело­веческого общества существовали самые различные экономиче­ские системы. Однако их можно разделить на две группы: рыноч­ные (рыночная экономика свободной конкуренции, или чистый капитализм, и современная рыночная экономика, или смешан­ная экономика) и нерыночные экономические системы (тради­ционная экономика и административно-командная экономика). Рассмотрим их характерные черты.

В развивающихся странах действует традиционная экономиче­ская система, в ряде государств сохранились ее некоторые эле­менты. Очевидно, что со временем таких экономических систем становится все меньше. Традиционная экономика — первичный тип экономической системы, в которой экономическая деятель­ность не воспринимается в качестве основной. Ее основные черты:

• социально-экономические отношения в обществе опреде­ляются традициями и обычаями, освещенными временем. Они определяют, какие блага, как и для кого производить. Они же определяют способ производства;

• экономические роли индивидуумов определяются наслед­ственностью и кастовой принадлежностью. Социум разви­вающихся стран включает различные образования, как классовые, так и неклассовые общности (этнические, рели­гиозные, кастовые и др.);

• технический прогресс проникает в такую экономическую систему с трудом, так как несет угрозу устоявшимся тради­циям и обычаям общественного устройства;

• устойчивое превышение темпов роста населения над тем­пами промышленного производства. Средние показатели естественного прироста населения в развивающихся стра­нах составляют приблизительно 2 % в год, а в наименее развитых странах до 3 %, против 0,7 % в развитых странах;

• многоукладность экономики, когда сосуществуют различ­ные формы производства — от патриархально-общинной и мелкотоварной до кооперативной и монополистической;

• активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство на­правляет средства на развитие экономики, оказание соци­альной поддержки беднейшим слоям населениям Значи­тельную роль в жизни общества играют силовые структуры, на которые расходуется средств больше, чем на здравоохра­нение. В таких странах мало врачей, но много солдат, соот­ношение часто достигает 1 : 20.

Административно-командная экономика существовала в СССР, странах Восточной Европы. Командная экономика эффективна в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивно­го роста, т. е. возможности использования дополнительных ре­сурсов. Характерные черты административно-командной экономики:

• государственная собственность на экономические ресурсы. Экономические ресурсы являются общенародной или госу­дарственной собственностью и никому конкретно не при­надлежат;

• отсутствие конкуренции и, как следствие, монополизация экономики. Предприятия являются собственностью госу­дарства и осуществляют производство на основе государ­ственных планов. План предусматривает производство ко­личества продукции, достаточного для удовлетворения потребностей. В таких обстоятельствах складывается мо­нополизм производителя;

• коллективное принятие решений. Коллективизм принятия решений реализуется посредством централизованного эко­номического планирования, являющегося основой хозяй­ственного механизма. Оно охватывает все уровни этого ме­ханизма — от домашнего хозяйства до государственного;

• государственный аппарат руководит хозяйственной деятель­ностью с помощью преимущественно административных методов. Эти методы не связаны с созданием дополнитель­ного материального стимула и базируются на силе государ­ственной власти. Административные средства регулирова­ния подрывают материальную заинтересованность в эффективном производстве.

Экономическая система чистого капитализма (капитализм свободное конкуренции) сформировалась в XVIII в. и прекратила свое существование в большинстве стран в конце XIX в. Счита­ется, что эта экономическая система способствует эффективно­му использованию ресурсов, стабильности производства и заня­тости, экономическому росту. Основные черты чистого капита­лизма:

• частная собственность на средства производства. Она является доминирующей в структуре собственности. Матери­альные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов:

• рыночный механизм управления экономикой. Основным координирующим механизмом капиталистической эконо­мики служит рынок, или рыночная система ценообразова­ния. Система рынков и цен играет роль основной органи­зующей силы. Посредством рыночного механизма общест­во выносит решения, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию;

• личный интерес как стимул экономического развития. Ка­ждая экономическая единица стремится делать то, что вы­годнее ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм. Владельцы эконо­мических ресурсов в целях личного интереса стремятся по­лучить как можно более высокие цены при их продаже. Потребители, покупая товары или услуги, стремятся при­обрести их по самой низкой цене:

• свобода предпринимательства и свобода выбора. Владель­цы материальных ресурсов и денежного капитала, как про­изводитель, так и потребитель, могут использовать эти ре­сурсы по своему усмотрению. Запретных отраслей и сфер применения не существует;

• наличие множества самостоятельно действующих покупа­телей и продавцов каждого товара и услуги. Отдельные производители или потребители не имеют власти над рын­ком, так как экономическая власть широко рассеяна;

• ограниченная роль государства. Считается, что капитали­стическая экономика — саморегулирующаяся система, по­этому нет необходимости во вмешательстве правительства в функционирование такой экономики. Роль государства ограничивается защитой частной собственности и установ­лением правовой структуры, облегчающей функционирова­ние свободных рынков.

Современные экономические системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных форм. О смешанной экономике можно говорить в случае соединения и переплетения различных форм хозяйства. Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регули­рования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраня­ются отдельные черты традиционного хозяйства. Экономические системы практически всех государств сегодня являются смешан­ными, хотя одни больше тяготеют к административно-команд­ным, а другие — к рыночным. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление опреде­ленной модели смешанной экономики определяется рядом фак­торов: менталитетом нации, ходом исторического развития, гео­политическим положением, уровнем развития и характером ма­териально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной эконо­мики:

• низкая доля государственной собственности и незначи­тельное прямое вмешательство государства в процесс про­изводства. Сегодня в государственный бюджет США посту­пает около 19 % национального продукта;

• всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики явля­ются поддержка свободы экономической деятельности, по­ощрение предпринимательской активности, защита конку­ренции, ограничение монополий;

• высокий уровень социальной дифференциации. Амери­канские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспе­ченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

• активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государст­венный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального про­дукта;

• защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего биз­неса;

• сильная система социального обеспечения. В Западной Ев­ропе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федераль­ных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии — даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения — эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

• координация деятельности правительства и частного секто­ра. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения националь­ных целей;

• особая роль государства в экономике. Япония — страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельно­сти. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

• особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставлен­ным обучением на рабочих местах, широким распростране­нием работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей чис­ленности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная — от ад­министративно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальней­шем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные чер­ты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

• на многообразие форм собственности. Особенностью рос­сийского менталитета, с одной стороны, является тяга к ин­дивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С дру­гой стороны — соборность, коллективизм, государственное мышление.

Экономическая система. Типы экономических систем.

Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собст­венность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

• многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многооб­разие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и госу­дарственного предпринимательства;

• смешанный экономический механизм регулирования эко­номики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни обще­ства. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из сис­темного кризиса и обеспечение устойчивого экономиче­ского роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

• многообразие форм распределения национального про­дукта.

В основе системы распределения должны лежать два прин­ципиально различных, но во многом сходных механизма распре­деления. Один из них основан на рыночных методах, второй — на принципе распределения по труду. Распределительный меха­низм — это еще и система социальной зашиты, обеспечивающая гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость поло­жения человека. Иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.

Экономическая система общества: понятие, субъекты, структура.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – это исторически сложившаяся или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных; норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Для характеристики экономической системы выделяют ее:

1)элементы — это составные части экономической системы. Например, люди с их умениями и на­выками (рабочая сила), машины, оборудование, деньги, налоги, бюджетные, кредитные и иные учреждения и др.;

2)уровни организации. Экономика каждой страны представляет собой многоуровневую систему. Здесь функционируют домохозяйства, предприятия (фирмы), отрасли, межотраслевые объединения, региональные объединения, государство. За рамками отдельной страны формируются международные экономические системы. Поэтому в экономической теории принято выделять малые и большие экономические системы.

Типы экономических систем

Любая малая экономическая система является частью более крупной системы;

3) структуру и инфраструктуру. Структура — это строение, внутреннее устройство системы.

По отношению к экономической системе выделяют Структуру: функциональную, материально-вещественную, денежную, отраслевую, территориальную (региональную).

Функциональная структура определяется ролью человека экономической системе. В ней он выступает как производитель экономических благ, их потребитель и как управленец процессами производства, распределения, потребления благ.

Материально-вещественная структура экономической системы представлена натуральными количественными и качественными показателями, характеризующими ее функционирование. В условиях товарно-денежных отношений все показатели имеют денежную оценку. Поэтому в экономической теории наряду с материально-вещественной выделяют и денежную структуру экономической системы.

Отраслевая структура предполагает деление экономической системы на отрасли, объединяющие предприятия, выпускающие однородную продукцию.

Территориальная (региональная) структура экономической системы предусматривает деление экономики страны по территориальному признаку в зависимости от естественных условий производства (климата, наличия природных ресурсов и др.

Важным условием функционирования экономической системы является наличие ИНФРАСТРУКТУРЫ, т.е. наличие объектов, обеспечивающих ее нормальное функционирование. Это: жилье, объекты образования, культуры, здравоохранения, связь, транспорт и др;

4)функции – определяются экономическими целями, которые ставит общество перед национальной экономикой.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ:

Чистый капитализм,или капитализм эпохи свободной конкуренции, представляет собой такую экономическую систему, в которой материальные ресурсы находятся в частной собственности, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности.

Примером государства с подобной экономической системой может служить Гонконг.

Командная экономика— это способ ориентации и управления экономической системой, хозяйством страны, основанный на высоком уровне централизации функций руководства экономикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в государственной собственности. Все крупные решения, касающиеся использования ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральными органами власти и управления. Классическим примером командно-административной системы был Советский Союз.

Смешанная экономическая система представляет собой такую экономическую систему, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономики. Сегодня они характерны для США, Японии, Германии и других развитых государств.

Традиционная экономика — это такая экономическая система, в которой традиции и обычаи играют важную: роль в регулировании отношений производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. В настоящее время она сохранилась в некоторых наиболее слаборазвитых странах Азии и Африки, хотя ее элементы сохраняются и в странах среднего уровня развития.

12. Понятие собственности. Преобразование отношений собственности в Республике Беларусь.

Для возникновения отношений собственности необходимы, как минимум, три условия:

1) наличие двух и более субъектов отношений;

2) ограниченность объектов собственности;

3) объект собственности должен быть полезен для его владельца.

С экономической точки зрения СОБСТВЕННОСТЬ — это отношения между людьми по поводу присвоения средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ. Характер производства, распределения, обмена и потребления материальных благ зависит от того, в чьих руках находятся средства производства.

Субъектом собственности могут выступать: государство, граждане, коллективы.

Выделяют три типа собственности: тип общей нераздельной собственности; тип частной собственности; тип совместно-долевой (коллективной) собственности.

В рамках этих типов собственности могут существовать их формы: государственная, семейная, акционерная, совместных предприятий, фермерская и др. Порядок функционирования той или иной формы собственности в государстве определяется соответствующими юридическими законами. Последние наделяют субъекта собственности правом юридического или физического лица и дают ему право присвоения объектов собственности, владения, распоряжения и пользования ими.

Присвоение — это процесс юридического и фактического закрепления объектов собственности за юридическим или физическим лицом. Противоположностью присвоения является отчуждение. Оно представляет собой процесс юридической и фактической передачи объектов собственности другому юридическому или физическому лицу.

Владение — это право лица совершать определенные действия над объектом собственности в течение определенного периода времени. Например, фермер, арендуя землю у государства, использует ее для производства сельскохозяйственной продукции.

Распоряжение — это право реального собственника совершать любые действия над объектом собственности (продавать, передавать и др.).

Пользование — это потребление объектов собственности с целью извлечения из них потребительских свойств.

Реформирование собственности как основа перехода к рыночной экономической системе:

Переход к рыночной экономике предполагает реформирование государственной собственности посредством разгосударствления и приватизации.

Следует различать: разгосударствление экономики и разгосударствление собственности.

Разгосударствление экономики представляет собой передачу государством функций непосредственного руководства производственно-коммерческой деятельностью самим хо­зяйствующим субъектам (физическим и юридическим лицам). При этом функция регулирования этой деятельное, сохраняется за государством.

Разгосударствление экономики осуществляется по двум направлениям:

1)путем расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов без изменения отношений собственности, в результате чего расширяется их самостоятельность;

2)путем разгосударствления собственности

Разгосударствление собственности – это процесс разрушения монополии государственной собственности, осуществляемый как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем реформирования государственных и арендных предприятий. Разгосударствление собственности осуществляется посредством приватизации.

ПРИВАТИЗАЦИЯ — это процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. Приватизация может осуществляться тремя способами: путем безвозмездной передачи государственной собственности всем гражданам (чековая или ваучерная приватизация); путем продажи объектов, принадлежащих государству; путем соче­тания двух предыдущих способов.

Процесс приватизации предполагает наличие объектов и субъектов этих отношений.

Объектами приватизации являются: государственное и общественное жилье; государственные предприятия; государственные учреждения; государственные организации; структурные единицы государственных предприятий и объединений; государственное имущество, сданное в аренду; доли (паи, акции), принадлежащие государству и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.

Субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут быть: граждане; негосударственные юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50 процентов; в Республике Беларусь — юридиче­ские лица, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий; иностранные инвесторы; лица без гражданства.



Виды экономических систем. Критерии классификации.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем: 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) командная (социализм); 4) смешанная.

Из них самая древняя — традиционная экономическая система.

Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ог­раниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующи­ми традициями.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в тради­ционной системе она чаще всего была коллективной, т.

е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической си­стемы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факто­ры производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной соб­ственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни об­щества не является коллективная собственность. Но во многих бедней­ших странах мира остатки такой собственности сохранились.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин — органы, принимавшие прин­ципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем пе­рестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколка­ми в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное зна­чение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

На смену традиционной пришла рыночная система (капитализм). Основу этой системы составляют:

1) право частной собственности;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности есть признаваемое и защищаемое за­коном право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжать­ся определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и по­лучать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом про­изводственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе дохо­ды обусловила второе, часто употребляемое название этой экономичес­кой системы — капитализм.

Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

Право частной собственности дает возможность владельцам экономи­ческих ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их исполь­зовать (лишь бы это не наносило ущерба интересам общества). Вместе с тем эта почти неограниченная свобода распоряжения экономическими ре­сурсами имеет оборотную сторону: владельцы частной собственности несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими ва­рианты ее использования.

Частная хозяйственная инициатива есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере использовать их для получения дохода. При этом благо­состояние каждого определяется тем, насколько успешно он может про­дать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, из­делия своих рук, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции.

И, наконец, собственно рынки — определенным образом организо­ванная деятельность по обмену товарами.

Именно рынки:

1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов меж­ду альтернативными сферами их использования.

Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Если он этого делать не будет, то его товар мо­жет оказаться ненужным или слишком дорогим и вместо выгоды он по­лучит одни убытки. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить товар, лишь уплатив за него сложившу­юся на рынке цену.

Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жиз­ни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ог­раниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из из­вестных человечеству способов распределения ограниченных производ­ственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки. В частности, она порождает огром­ные различия в уровнях доходов и богатства, когда одни купаются в рос­коши, а другие прозябают в нищете.

Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать ка­питализм как «несправедливую» экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к по­явлению в ХIХ в. общественного движения, названного марксизмом в честь его главного идеолога — немецкого журналиста и экономиста Кар­ла Маркса. Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего развития и стала тормозом для дальней­шего роста благосостояния человечества. А потому ее предлагалось за­менить новой экономической системой — командной, или социализ­мом (от лат. societas — «общество»).

Командная экономическая система (социализм) — способ организации эко­номической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности го­сударства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указани­ям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработа­на вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И. В. Сталиным.

В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы рез­ко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить раз­личия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации ча­стной собственности, устранения конкуренции и ведения всей хозяй­ственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государ­ства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху Средневе­ковья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реа­лизация пришлась именно на XX в., когда возник социалистический ла­герь.

Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенарод­ной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются го­сударственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, на­сколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее ста­новятся другие критерии:

а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага;

б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы:

1) даже самые простые из необходимых людям благ оказались «де­фицитом». Привычной картиной в крупнейших городах стали «парашю­тисты», т. е. жители маленьких городов и деревень, приезжавшие с боль­шими рюкзаками закупать продукты питания, так как в их продоволь­ственных магазинах просто ничего не было;

2) масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существова­ла такая поразительная их категория, как планово-убыточные предпри­ятия. При этом работники таких предприятий все равно регулярно по­лучали заработную плату и премии;

3) самой большой удачей для граждан и предприятий было «достать» какой-то импортный товар или оборудование. В очередь за югославс­кими женскими сапогами записывались с вечера.

В итоге конец XX в.

Типы экономических систем 5 — реферат

стал эпохой глубокого разочарования в возмож­ностях планово-командной системы, а бывшие социалистические стра­ны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и си­стемы рынков.

Говоря о планово-командной или рыночной экономической систе­ме, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на стра­ницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, все­гда представляет собой смесь элементов различных экономических си­стем.

Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государ­ством.

Как правило, сегодня государство участвует в экономической жиз­ни общества по двум причинам:

1)некоторые потребности общества в силу их специфики (содержа­ние армии, выработка законов, организация уличного движения, борь­ба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возмож­но на основе только рыночных механизмов;

2)оно может смягчить негативные последствия деятельности ры­ночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граж­дан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).

Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала сме­шанная экономическая система.

Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а рас­пределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при зна­чительном участии государства.

В такой экономической системе основой является частная собствен­ность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный го­сударственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немец­кая авиакомпания «Люфтганза»), но которые: а) не получают от государства планов; б) работают по рыночным законам; в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

В этих странах главные экономические вопросы в основном ре­шаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть ресурсов централи­зуется и распределяется государством с помощью командных механиз­мов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов

Россия:

1)основы командной системы в нашей стране уже разрушены, но роль государства в экономике еще очень велика;

2)механизмы рыночной системы еще только формируются (и раз­виты пока слабее, чем даже в Индии);

3)факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью, а такой важнейший фактор производства, как земля, фак­тически находится в коллективной собственности членов бывших кол­хозов и совхозов, лишь формально преобразованных в акционерные общества.

К какой же экономической системе лежит дальнейший путь России?

Вернуться к командной системе было бы гибелью: уже первую по­пытку создания такой системы на протяжении 1917—1991 гг. страна пе­режила с трудом. Спасли лишь огромные природные богатства, терпе­ливость народа и некоторый потенциал, который существовал в сельс­ком хозяйстве (после столыпинских реформ), а также в сфере науки и культуры. Вторую аналогичную попытку страна уже не выдержит: за­паса прочности больше нет.

Значит, России в ближайшем будущем неизбежно придется воссоз­давать рыночные механизмы и строить на их основе смешанную эко­номическую систему. Другое дело, что нашей стране надо выбрать для себя конкретную национальную модель такой системы. Именно вокруг этого и идут сейчас споры ученых и политиков.

Экономические системы, их основные типы

Система – это множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Выделяют следующие особенности экономической системы:

  1. взаимодействие факторов производства;
  2. единство фаз воспроизводства – потребления, обмена, распределения и производства;
  3. ведущее место собственности.

Для того чтобы определить, какой тип экономической системы доминирует в данной экономике, необходимо определить ее главные составляющие:

  1. какая форма собственности считается преобладающей в экономической системе;
  2. какие методы и приемы используются в управлении и регулировании экономикой;
  3. какие применяются методы в наиболее эффективном распределении ресурсов и благ;
  4. каким способом происходит установление цен на товары и услуги (ценообразование).

Функционирование любой экономической системы осуществляется на основе организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе воспроизводства, т. е. в процессе производства, распределения, обмена и потребления. К формам связей организации экономической системы относятся:

  1. общественное разделение труда (выполнение работником предприятия различных трудовых обязанностей по производству товаров или услуг, иными словами – специализация);
  2. кооперация труда (участие различных людей в процессе производства);
  3. централизация (объединение нескольких предприятий, фирм, организаций в единое целое);
  4. концентрация (укрепление положения предприятия, фирмы на конкурентном рынке);
  5. интеграция (объединение предприятий, фирм, организаций, отдельных отраслей, а также стран с целью ведения общего хозяйства).

Социально-экономические отношения – это связи между людьми, которые возникают в процессе производства и формируются на основе различных форм собственности на средства производства.

Одной из наиболее распространенных является следующая классификация экономических систем.

1. Традиционная экономическая система – это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев. Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка).

Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования): натурально-общинные формы, мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Товары и технологии в такой экономике традиционны, а распределение осуществляется по кастовому признаку.

Виды экономики

В данной экономике огромную роль играет иностранный капитал. Для такой системы характерна активная роль государства.

2. Командная или административно-плановая экономика – это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. В качестве координирующего механизма в такой экономике выступает план. Существует ряд особенностей государственного планирования:

  1. непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;
  2. государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями;
  3. государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

3. Рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т. е. комбинирование государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности. Каждому предприятию, фирме, организации предоставляется право самим решать что, как и для кого производить. При этом они ориентируются на спрос и предложение, а свободные цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными покупателями. Свобода выбора, частный интерес формируют отношения конкуренции. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная выгода всех участников экономической деятельности, т. е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

4. Смешанная экономика – экономическая система с элементами других экономических систем. Данная система оказалась наиболее гибкой, приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Основные черты данной экономической системы: обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах; экономическая деятельность на базе количественной частной и государственной собственности; активное государство. Государство выполняет следующие функции:

  1. поддерживает и облегчает функционирование рыночной экономики (защита конкуренции, создание законодательства);
  2. усовершенствует механизмы функционирования экономики (перераспределение доходов и богатства), регулирует уровень занятости, инфляции и т. п.;
  3. решало следующие задачи по стабилизации экономики:

    а) создание устойчивой денежной системы;
    б) обеспечение полной занятости;
    в) снижение (стабилизация) уровня инфляции;
    г) регулирование платежного баланса;
    д) максимально возможное сглаживание циклических колебаний.

Все перечисленные выше типы экономических систем существуют не отдельно, а находятся в постоянном взаимодействии, образуя при этом сложную систему мирового хозяйства.

Доклад: Экономические системы: виды, понятие, структура

admin