Эклога памятник византийского права

Содержание

Похожие главы из других работ:

Государственно-правовое устройство Византии

3.4 Семейное право

В сфере семейно-брачных отношений в Византии господствовали нормы православного церковного права.

Для вступления в брак требовалось достижения определенного возраста (14 лет для юношей и 12 лет для девушек0, согласие жениха и невесты…

Гражданское и семейное право феодальной Англии

2. Семейное право

Английская средневековая семья носила патриархальный характер. Правовой статус замужней женщины был крайне не ограничен. Ее движимое имущество переходило к мужу, в отношении недвижимого имущества устанавливалось его управление…

Законы XII таблиц как источник римского права

4. Семейное право

Правовой регламентации семейных отношений Законы XII таблиц уделяют очень большое внимание, т.к. большая патриархальная семья была основной производительной и социальной единицей. Личностью…

История государства и права древнеамериканских цивилизаций

§3. Семейное право

Большим своеобразием отличались нормы, регулирующие брачно-семейные и наследственные отношения. Существовали большие патриархальные семьи. У ацтеков мужчина мог иметь несколько жен и наложниц, но первая жена считалась старшей…

История государства и права древних государств

Семейное право

Семья характеризовалась пережитками Матриархата. Например, дети назывались по имени матери (явление матрилинейности). Женщина занимала достаточно высокое положение в семье. Брак заключался в форме договора, развод был свободным…

Личные и имущественные взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми

1.1 Семейное право

Круг вопросов, подлежащих семейному правовому регулированию, является исчерпывающим, и его можно расширить только в случаях, специально предусмотренных законом…

Понятие и признаки гражданского общества и правового государства

2.3 Семейное право

Семейное право — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. Важно отметить…

Право в годы Великой Отечественной войны

2.3 Семейное право

Серьёзное снижение числа населения СССР, из-за людских жертв, которых требовала война, потребовало издания ряда законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление института брака…

Право Халифата

3. Семейное право

Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая сделка…

Развитие права в России в период становления капиталистических отношений

4.2 Семейное право

Подробно регламентировалось семейное право. Юридические последствия имел только церковный брак. Для заключения брака требовались достижение брачного возраста (16 лет для невесты, 18 — для жениха), согласие вступавших в брак…

Развитие советского права в 30-е годы

7. Семейное право

Эта отрасль была ориентирована на преодоление больших демографических потерь, понесенных страной в ходе коллективизации, и падения уровня жизни в первой половине 30-х гг. Громадные людские потери, принесенные гражданской и мировой войнами…

Римское право и Законы XII таблиц

3.1 Семейное право

По Законам XII таблиц римская семья была строго патриархальной, т.е. находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим…

Семейное право стран Востока

2.2 Семейное право

Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков.

Лекция 15. Византийское право

Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества она не имела, права в наследовании женщин были ограничены…

Семейное право стран Востока

3.2 Семейное право

Японское брачно-семейное право как наиболее традиционное, связно с религией не претерпело сколько-нибудь заметного изменения на всех этапах средневековой истории страны. Браки заключались семьями…

Феодальное право в странах западной Европы

5. Семейное право

Семейное право европейского средневековья развивалось под сильнейшим влиянием католической церкви. Раннее христианство видало в браке богоустановпенный способ обуздания чувственности и потому относилось к нему с терпимостью…

Изменение норм вещного и обязательственного права в Эклоге и в Земледельческом законе сравнительно с классическим римским правом

Вопросы вещного и обязательственного права в византийском законодательстве представлены значительно скуднее, чем в законодательстве Юстиниана. Так, Эклога стоит на позициях постклассического римского права. Это отразилось на ее нормах о договорах купли-продажи, займа, личного и имущественного найма, товарищества, хранения, дарения и др. Однако эти материалы изложены очень кратко. Определенный отход от законодательства Юстиниана проявился прежде всего в более формализованном порядке заключения договоров, преобладании письменной формы. Договоры заключались в письменной форме, при участии 5-7 свидетелей. Новелла Льва Мудрого говорила о том, что всякий договор должен быть снабжен условием о неустойке.

Студентам необходимо проанализировать основные виды договоров, содержащиеся в титулах IX-XI и XIII Эклоги, сравнив их с соответствующими статьями Институции Гая и Дигей Юстиниана.

Большое внимание в Эклоге уделяется договору купли-продажи. При анализе норм Эклоги, регулирующих данный договор (см. титул IX), необходимо сравнить их с нормами Дигеста Юстиниана. Проанализируйте, в чем проявляются отступление Эклоги от норм Кодификации Юстиниана в вопросах регулирования договора купли-продажи? Титул Х Эклоги рассматривает договор займа. Какой порядок взыскания долга установлен в этом титуле?

К сожалению, нормы, регулирующие вещные, имущественные отношения раскрыты неполно. Исключение составляет институт владения. Владение (законное и незаконное) рассмотрено в правовых документах более обстоятельно, чем институт собственности.

В то же время широко ограждались законом право того, кто владел чужим имуществом. Так «Базилики» (L.3.6) предусматривали, что представители власти не имеют права изгнать незаконного владельца в случае отсутствия его лично. И даже имущество, захваченное силой, находилось под защитой закона до тех пор, пока не возбудилось дело по иску об изъятии незаконного владения и не выносилось решение о передаче его законному собственнику.

Вещные права регулировались Земледельческим законом, а также Прохироном, Новеллами Льва Шестого и другими правовыми документами.

Характерной особенностью имущественных отношений в Византии являлось сохранение общественных форм собственности. Студентам необходимо проанализировать ст. 81,82 Земледельческого закона. Об общинных порядках наиболее убедительно свидетельствует ст.8, предусматривающая распределение земельных участков по жребию. Важное значение придается также аренде земли и виноградников: в Земледельческом законе особого оговариваются интересы государственной казны, взимающей с владельцев земельных участков подати, а также чрезвычайные налоги (ст. 18-19). Вместе с тем собственность на землю по своей форме могла быть не только общественной, но и индивидуальной (частной), возникающей, например, в случае деления земель села.

Все жители империи были обложены податной податью. Наряду с ней получила развитие поземельная подать, по которой устанавливались различные натуральные повинности.

Право Византии

Вся земля, занятая пашнями, лугами, виноградными и оливковыми садами были разделены на податные участки; в состав одного участка могли входить земли, принадлежавшие различным собственникам. Каждый такой участок рассматривался как единое целое, ответственное за внесение податей и выполнение натуральных повинностей. Если это были земли мелких собственников, то они были связаны круговой порукой, образовывали общину, которая имела своего старосту и вносила подати непосредственно в казну. Ответственность за взнос податей и отправление повинностей земледельцами, находящихся на земле крупных собственников (владения которых обычно выделялись в самостоятельные податные участки), возлагалась на землевладельцев.

Непосильная тяжесть податей заставляла сельское население покидать насиженные земли, которые оставались невозделанными. Крупные собственники, не получая никаких доходов также бросали свои владения. В результате государственная казна пустела. При Константине Великом были созданы институты приписки или принудительного присвоения и предпочтительной покупки.

Институт приписки заключался в том, что земля, ставшая бездоходной и в податном отношении неплатежеспособной, принудительным путем приписывалась к доходной земле другого собственника и передавалась ему в собственность с возложением обязанностей вносить за нее подати и повинности.

Позднее для взимания податей стала применяться откупная система, приписка перестала употребляться. Земли крупных землевладельцев обрабатывались мелкими арендаторами. При Константине Великом был запрещен переход от одного землевладельца к другому. Так создавалось крепостное право, или колонат, по которому арендаторы оказались привязанными к земле. В Византии оставалась небольшая часть землевладельцев – мелких собственников, которые оставаясь лично свободными, организовывались в общины. К ним были близки семейные общины славе, которые с первой половины VII века массами оседали на землях Византийской империи.

По Базеликам крестьяне были разделены на две категории: на свободных, на податных крестьян и на крестьян зависимых (крепостные). В крепостные превращались даже вольные крестьяне-общинники, которые довольно переходили под покровительство влиятельных людей.

В XI-XV вв. в Византии возник феодальный институт – прония (от греч. – попечение) – пожизненное (иногда наследственное) императорское пожалование светскому лицу или монастырю в награду за службу права сбора налогов с определенной территории с правом управления этой территорией. Наибольшее развитие прония получила во второй половине XIIв., когда земельные владения давались на условиях несения преимущественно военной службы. Со временем прония превратилась в наследственное владение. Это сближало ее с бенефицием.

Многочисленные статье Земледельческого закона устанавливают ответственность за кражу сырого чужого скота, сельскохозяйственного инвентаря, за порубку чужого леса и т.п. В большинстве случаев кража или порча чужого имущества влекли за собой имущественные санкции. Которые имели своей целью, прежде всего, возмещение причиненного вреда, но в тех случаях, когда ущерб был особо значителен и тем самым угрожал развивающимся частнособственническим порядкам, весьма широко применялись также членовредительные наказания (отсечение руки у вора, поджигателя чужого сарая и т.п.) и даже смертная казнь (за сожжение из мести чужого сарая, за большинство краж, совершенных рабами).

Неразвитый характер частной собственности обусловливал существования в византийской системе права института владения.

Новеллами Льва VI было предусмотрено предоставление во владение отдельным гражданам участков земли на морском побережье для установления сетей рыбаками. Рыболовство имело для Византии большое экономическое значение и побережье вблизи Константинополя, где хорошо шла ловля рыбы, участку передавались не в собственность, а лишь во владение, причем владение целевое. 103 Новелла Льва VI « О том, чтобы приморские владения объединить в общество для установления причалов».

Провозглашая любую недвижимость принадлежащей государству, византийские басилевсы присвоили право конфисковать любой земельный надел на праве владения без суда и следствия. Басилевс распоряжался землей и налогами свободно — он мог пожаловать частному лицу или монастырю как саму землю, так и право взимать налоги и другие права(Рубаник В.Е. Указ.с. 98).

Таким образом, отношения собственности на землю в Византии регулировались Земледельческим законом, а имущественные правоотношения между горожанами регламентировались «Базеликами».

Свое дальнейшее развитие в Эклоге находит такой специфический институт греческого и постклассическго вещного права, эмфитевзис. В Эклоге встречается как «ограниченный», так и «вечный» эмфитевзис. Лицо (эмфитевт), получившее эмтевзис, как правило, землю, обязано было уплачивать собственнику ежегодный взнос. Если он в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижемости.

Возникновение Франкской монархии Меровингов. Общественный и государственный строй франков. Реформы Карла Мартелла Складывание феодальных отношений во Франкском государстве Каролингов VIII-IX вв.

Гос-во франков — раннефеодальная монархия.

Возникло в переходном от общинного к феодальному обществе, к-рое миновало стадию рабовладения. Становление в течение жизни одного поколения. Черты: многоукладность (сочетание рабовладельческих родоплеменных, общинных, феодальных отн-ний), незавершённость процесса создания основных классов. Формирование феод. отн-ний неодинаково: франки (север) вступали в феодализм в процессе разложения первобытнообщин. строя, галло-римляне (юг) — в ходе распада рабовладельческого об-ва. 2 периода в развитии: 1) конец 5-7 вв. — Меровинги; сохранение общинных связей, не развиты отн-ния эксплуатации, знать немногочисленна. Имелись: рабы (как вещи; брак с рабом вёл к потере свободы), служилая знать, свободные франки-общинники, полусвободные литы (за жизнь — 100 солидов; житель общины в личной и матер. зависимости от св. господина). Важный фактор правового различия — королевская служба. После смерти Хлодвига распри, затем успокоение. Короли в целях привлечения знати щедро наделяли её землёй на правах собственности (аллоды), обогащается церковь. С 7 в. — в марке (общине) утверждается частная собственность; растёт число обезземеленных крестьян; они закабаляются прекарием (передача в пользование крестьянину участка феодалом на опред. усл-ях: барщина, часть урожая и т.д.); возникает патронат (крестьяне прибегали к защите сильных лиц — отдавались под покровительство (комендация) — передача земли на праве соб-ти с последующим её возвратом в виде держания, установление личной зависимости слабого от патрона, выполнение в пользу патрона повинностей); Меровинги, раздав земли, отошли от дел; период "ленивых королей"; гос. власть в руках знати (пост майордома — сначала управлял дворцом короля, потом сам стал им). 2) 8в.-843 г. — завершается создание крупной феод. земельной соб-ти, 2 основ. классов феод. об-ва; реформа Карла Мартелла (конфискованные земли он передавал на пожизненное держание — бенефициарий — за военную службу) подхлестнула рост феодального землевладения и закабаления крестьян, дала толчок образованию отношений сюзеренитета-вассалитета; увеличиваются иммунитетные права сеньоров; 751 — Пипин — король; при его сыне Карле Великом крупные завоевательные походы, провозглашение его императором, съезды знати (Великое поле). Особенности органов гос. управления: 1) должност. лица одновременно осущ-ли как хоз., так и адм.-суд. власть; 2) вознаграждение за службу — земельные пожалования и право удерживать для себя часть сборов с населения; 3) отсутствие разграничения между сферами гос. управления. Центральные органы управления: министериалы — высшие должностные лица (майордом; пфальцграф — надзор за королевскими слугами и дворцовый суд; тезаурарий — казначей; референдарий — управитель канцелярии; маршал — начальник королевского войска; архикапеллан — духовник короля). Местные органы: территория состояла из округов (пагов), управлялись графами, округа делились на сотни (возглавлялись центенариями на Севере и викариями на Юге), сотни — на общины (сохранили самоуправление), на границах — герцогства. Высшая суд. власть — у монарха (совместно с представителями знати) — наиболее опасные правонарушения. Основные — суды сотни под председательством выборных тунгинов. Судьи (рахинбурги) выбирались на мальбергах — собраниях свободных людей сотни. Позже вместо тунгинов люди короля; посланцы (миссии) назначали скабинов вместо рахинбургов. Сеньоры-иммунисты расширили свои права в области суда над крестьянами в их владениях.

Карл Мартелл («Молот»), правивший во Франкском государстве в качестве майордома-герцога с 715 по 741 гг., покончил с дарением земель в полную собственность и положил начало раздаче их в виде бенефиция; провел конфискацию земель у непокорных (неподчинившихся) светских и духовных феодалов; осуществил в основном объединение многих частей Франкского государства в единое целое; заложил основу профессионального рыцарского войска.

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 189; Нарушение авторских прав

3. Право Византии

Похожие главы из других работ:

Административное право Украины как отрасль права

2.3 Нормы административно-процессуального права как источники административного права

Анализ содержания источников административного права позволяет сделать вывод о наличии тенденции к возрастанию количества и роли в системе источников административного права нормативных актов…

Влияние иностранного права на русское право

2.1 Рецепция Византийского права в России в IX-XV вв.

Русское право выросло на основе восточнославянских, а отчасти финно-угорских и скандинавских (норманнских) юридических обычаев в конце I тысячелетия нашей эры…

Гражданское право и его отраслевые особенности

1.1 Гражданское право как отрасль права. Источники гражданского права

Гражданское право (ГП) — одна из важнейших отраслей правовой системы России. ГП берет начало от римского jus civile , «цивильного права», поэтому гражданское права нередко называют цивилистикой…

История права

Глава V. Рецепция византийского права.

Уже в некоторых церковных уставах встречаются ссылки на греческий номоканон как на источник, из которого князья почер-пали указания в своей уставной деятельности. Не подлежит сомнению…

Источники гражданского процессуального права: понятие, классификация, тенденция развития

1.3 Прецедент, акты высших судов, правовой обычай, принципы права, правовая доктрина — источники гражданского процессуального права

В России, исторически принадлежащей семье континентального права, классический прецедент никогда не был источником права. Вместе с тем отдельные судебные документы свидетельствуют об обратном. Так, 24.09.2005 судья ВС РФ Романенков И.С. установил…

Источники конституционного права как отрасли права

1. Источники Конституционного права как отрасли права

нормативный конституционный юридический правовой Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди них — конституция, закон, указ и другие правовые акты…

Источники налогового права

Задание 1. Назовите источники налогового права как подотрасли финансового права

В мировой юриспруденции термин «источник права» применяется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной воли…

Источники трудового права РФ

1.1 Источники права как правовая категория и источники трудового права

Для решения задач, стоящих перед юридической наукой, и повышения эффективности правового регулирования определенное значение имеет разработка основных понятий, поскольку формулирование научных понятий помогает выявить и раскрыть факторы…

Основы права

1. Виды социальных норм.

45. Брачно-семейное право по эклоге.

Права в системе социальных норм. Признаки, функции права формы (источники) права. Нормы права

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям: а) способ создания; б) средства охраны их требований от нарушений…

Понятие международного трудового права

2. Источники международного трудового права и основные его трудовые права

Источниками международного трудового права или международно-правового регулирования труда являются акты ООН и МОТ, устанавливающие международные стандарты по регулированию труда. Важнейшие из них — декларации, пакты, конвенции ООН…

Понятие, основные признаки и сущность права

3 Формы права: понятия и виды. Источники права

Право в странах романо-германской правовой семьи в период Нового времени

1.1 Оформление и эволюция византийского государства

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия…

Специфика преступлений против военной службы

1. Взаимосвязь уголовного права с другими отраслями права. Источники уголовного права

Уголовное право есть совокупность юридических норм, установленных высшим органом законодательной власти РФ (Федеральным собранием РФ), определяющих задачи, принципы, основание и условия уголовной ответственности…

Средневековое городское право

2.2 Источники права: от первых хартий к систематизации городского права

Естественно, что все эти нормы, которые были перечислены выше, возникали и развивались постепенно. Степень достигнутой независимости городов была различна, вольности получались то сразу, то постепенно, то вырывались силой у помещиков…

Схолии в Византии

2. СХОЛИИ КАК памятники византийского права VIII-XIV вв.

На рубеже VII-VIII вв. правовая система Византии   переживает серьезные испытания, связанные с глубоким кризисом экономической системы, упадком городов, расселением на государственных землях варваров, вторжением арабов и т.д…

Византийское право: источники, институты, соотношение светского и канонического права.

С 534 г. была завершена кодификация римского права и в силу вступил Свод Юстиниана. Одним из важных источников византийского права были императорские указы, получившие название новелл. Новеллы в целом формулировали нормы развивающегося феодального права; они определяли также структуру и компетенцию центральных и местных органов власти и управления.

Конечно, Свод Юстиниана предусматривался с учетом развивающихся феодальных отношений, что нашло отражение не только в новеллах, но и в виде кодификаций.

Эклога и законодательство императоров-иконоборцев.

Первым византийским кодексом явилась Эклога, изданная в 739 — 740 гг. Хотя в основу Эклоги был положен Свод Юстиниана, но в нее не вошло все то, что устарело или противоречило новеллам. Эклога пользовалась большой популярностью, она получила широкое распространение и вне Византии.

В середине IX в., когда было восстановлено почитание икон, Эклога была формально отменена; но ряд ее положений продолжал применяться в судах, а отдельные ее нормы оказали влияние на позднейшее законодательство34.

В правление императоров Исаврийской династии были изданы также Земледельческий, Морской и Военный законы. Земледельческий закон (вторая половина VIII в.) был издан в связи со славянской колонизацией империи, в связи с расселением на территории Византии славянских общин. Земледельческий закон регламентировал отношения в крестьянской общине в области сельского хозяйства; здесь, в частности, говорилось о земледельцах, о садовых деревьях, о новых постройках; об убытках, причиненных животными; об ответственности за кражу зерна, плодов, леса, за потраву посевов и т. д.

В Военном законе говорилось об ответственности военнослужащих за совершение воинских преступлений.

В Морском законе определялись правила поддержания порядка на кораблях, ответственности судовладельца, указывались нормы оплаты экипажа корабля и другие.

В период правления Македонской династии (867 — 1056) появляются новые руководства для судей и новый законодательный сборник: Прохирон, Эпаналоги и Базилики.

Прохирон 879 г. — краткое изложение законов для судей, содержащий нормы гражданского, уголовного, процессуального и церковного права. Прохирон существенно отходил от Свода Юстиниана; здесь осуждалась Эклога и в целом законодательство императоров-иконоборцев.

В 884 г. была опубликована "Ревизия древних законов", которая представляла собой совокупность тех норм Свода Юстиниана, которые сохраняли силу и могли быть использованы в судебной практике.

Эпаналога, изданная в 884 — 886 гг., являлась новым руководством для судей, в котором в Прохирон были внесены некоторые изменения с учетом "Ревизии древних законов" и новелла Василия I.

Базилики ("царские законы") — новый законодательный сборник, изданный в период правления Льва Мудрого — сына Василия I в 888 — 889 гг. Базилики прежде всего пересмотрели структуру Свода Юстиниана, в результате чего все нормы по одному и тому же вопросу оказались сосредоточенными в одном месте, а не разбросанными в четырех частях — Институциях, Дигестах, Кодексе и Новеллах. Базилики состоят из 60 книг, каждая из которых начинается выдержкой из Дигеста по определенному правовому институту, а далее приводятся соответствующие положения из Институций, Новелл, Прохирона, Эпаналоги, которые подтверждают и дополняют Дигесты. В Базиликах были нормы не только гражданского, уголовного, процессуального, но и церковного права.

Если в Эклоге и Земледельческом законе защищалась крестьянская община и статус свободного крестьянина, то Прохирон, Эпаналога и особенного Базилики закрепощали свободных крестьян-общинников.

После Базилик издавались лишь императорские новеллы, получившие название хрисовул (золотопечатных грамот), в которых нередко указывались привилегии, предоставлявшиеся духовенству, монастырям и отдельным лицам (в частности предоставление им административно-судебных прав, а также налоговых льгот).

В 1345 г. появилась частная кодификация судьи Арменопуло под названием "Шестикнижие", содержащее нормы гражданского и уголовного права Византии и имевшее широкое распространение. После падения Византии "Шестикнижие" действовало в Греции, Валахии, Молдавии и Бессарабии после ее присоединения к России в 1812 г.

С началом истории Византии после краха Западной Римской империи происходил процесс приспособления римского права к развивающимся феодальным отношениям. Прежде всего стала формироваться феодальная поземельная собственность. Магнаты владели своими поместьями на праве частной собственности и феода. Широкое распространение среди дворянства получили проник (бенефиции), большая часть которых со временем превратилась в феоды.

В начальный период истории Византии среди крестьянского населения преобладали свободные мелкие собственники и крестьяне-общинники. Но в IX — X вв. после ослабления внешней опасности прежде всего со стороны Арабского халифата начинается наступление на свободных крестьян, которые теряли не только свою экономическую самостоятельность, но и свободу, превращаясь таким образом в феодально-зависимых крестьян.

Феодалы (в том числе и прониары) осуществляли на территории своих владений судебные и административные функции. Так, крестьяне, жившие на земле прониаров, должны были платить им оброк и отбывать барщину.

Основные институты вещных прав, регламентированные в Своде Юстиниана, были сохранены в византийском праве, где, например, говорится о владении (possesio), которое подразделялось на добросовестное и недобросовестное. В византийских кодексах говорится о сервитутах (особенно городских), об эмфитевзисе— наследственной аренде.

Обязательственное право.

В Византийском праве сохранилось деление обязательств на обязательства из договоров и на обязательства из деликтов (правонарушений).

Византийское право

В византийских кодексах говорится, например, о договорах купли-продажи, дарения, мены, займа, найма, хранения (поклажи), товарищества.

С подробностью излагаются вопросы залогового права, причем отмечается два вида залога: один с передачей заложенной вещи кредитору и другой без этой передачи (ипотека), когда в виде залога выступает земля. Также подробно регулируется договор займа, по которому был установлен максимальный размер процента (12% годовых). При этом запрещалось взимание процентов на проценты.

Договоры, как правило, заключались в письменной форме.

Брачное и семейное право.

В Византии брак регулировался нормами православного церковного права, согласно которому предшествовало обручение, сопровождавшееся церковным обрядом. Обручение могло быть расторгнуто по причине нежелания обученных вступить в брак, совершения обручения без согласия родителей и опекунов, близкой степени родства между обрученными, неспособности к сожительству после вступления в брак, развратного поведения жениха или невесты, совершения преступления женихом или невестой, безвестного отсутствия в течение трех лет, тяжелой болезни, сумасшествия в течения двух лет, желания уйти в монастырь.

Брак совершался путем церковного обряда (венчания). Для признания брака действительным необходимо было соответствовать следующим требования: достижение брачного возраста (для невесты — 12 лет, для жениха — 14 лет); согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов; не состоять в другом браке; отсутствие родства и свойства в определенных степенях.

Разрешалось вступать в брак не более трех раз. Византийское право разрешало расторжение брака путем развода при следующих обстоятельствах: совершение государственного преступления, покушение одного супруга на жизнь другого, истребление утробного плода, прелюбодеяние; легкомысленное поведение жены (участие в пирах с посторонними мужчинами, отлучка на ночь из дома; посещение женой без ведома мужа публичного зрелища); неспособность к брачному сожительству; длительное безвестное отсутствие одного из супругов; пребывание в плену (поскольку человек, взятый в плен, становился рабом); психическое заболевание; уход одного из супругов в монастырь; посвящение в сан епископа.

Кроме того, жена имела право на развод в следующих случаях: если муж оскорбил жену, стараясь свести ее с другим мужчиной; если муж без основания обвинил жену в прелюбодеянии.

Расторжение брака путем развода производилось только по судебному решению.

Что касается имущественных отношений между супругами, то речь идет прежде всего о приданом и предбрачных подарках, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключительными случаями (например, для приобретения нового имущества, которое может дать более крупный доход; для уплаты долгов жены; для пропитания родителей, мужа или брата).

Муж имел право пользования доходами с имущества, входившего в состав приданого.

Жена имела право обратиться в суд с иском против мужа, растратившего ее приданое.

Наследственное право.

В византийском праве говорилось о наследовании по закону и завещанию. В первом случае устанавливалось четыре ступени законных наследников: нисходящие (сыновья и дочери, внуки); восходящие (отец и мать), боковые родственники (брат, сестра), вдова наследодателя в половинной части (вторую часть получает казна). Выморочное имущество переходит полностью казне.

Завещание оформлялось в письменном виде, оно должно было подтверждаться подписями свидетелей. Завещание было недействительным, если оно сделано лицом, не достигшим 14 лет, глухонемым, слабоумным, пьяным, находившимся под опекой за расточительство, совершившим преступление, отрекшимся от христианства. Завещание ограничивалось обязательной долей в пользу детей и родителей, называемой фалкидионом. Приданое и предбрачные подарки были собственность жены.

Византийское право приводит перечень оснований, по которым можно было лишить наследства детей и родителей (например, оскорбительное отношение к завещателю, совершение преступления, позорное поведение, отступление от православной веры).

Византийское право сохранило такие институты римского наследственного права как фидеикомиссы и легаты. Почти полностью были восприняты положения римского права об опеке и попечительстве. Опека над малолетними (лица мужского пола до 14 лет и женского до 12 лет) устанавливалась по завещанию или по решению родственников или властей. Над несовершеннолетними (мужчины и женщины до 25 лет) учреждалось попечительство, которое устанавливалось также над расточителями и слабоумными.

Основные памятники византийского права

На рубеже VII-VIII вв. правовая система Византии переживает серьезные испытания, связанные с глубоким кризисом экономической системы, упадком городов, расселением на государственных землях варваров, вторжением арабов и т.д. Именно в это время постепенно завершается процесс превращения византийского права из позднеантичного в средневековое. В VIII в. с общим экономическим и культурным подъемом вновь оживляется законодательная деятельность византийских императоров и юридических школ.

На втором этапе истории византийского права законодательство, поддерживаемое не только римской правовой традицией и обычным правом, но и собственным опытом византийских юристов, становится более гибким и жизнестойким. Именно жизненные потребности византийского общества сделали необходимыми новые работы по систематизации законодательства и по переработке кодификации Юстиниана, которая была выполнена на латыни и которой владел лишь небольшой круг лиц. Судебную практику не могло удовлетворить то, что в Дигестах Юстиниана многие термины и целью фрагменты из сочинений Модестина, Папиниана и других юристов-классиков давались на греческом языке. Фактическое превращение Византии в греко-славянское государство настойчиво требовало и изменения языка законодательных актов.

Потребности судебной практики делали необходимым переработку Свода законов Юстиниана и его изложение в краткой и понятной форме. В 726 году (по некоторым данным — в 741 году) по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского была издана Эклога ("избранные законы"), явившаяся важнейшим этапом в развитии византийского права.

Составители Эклоги сохранили из кодификации Юстиниана лишь небольшую часть правового материала, поэтому она состояла из 18 небольших титулов, некоторые из них включали только по одной статье. В самом подзаголовке к Эклоге указывалось, что она представляет собой сокращение и исправление "в духе большего человеколюбия" законодательства "великого Юстиниана". Иконоборческая фразеология Эклоги нашла свое отражение лишь в ее вводной части, где говорилось о необходимости руководствоваться "истинной справедливостью", а не высказывать "на словах восхищение" ею и даже предписывалось "на деле" отдавать предпочтение малоимущим и бедным. В Эклоге имелся специальный титул (VIII), посвященный рабам. Предусматривались некоторые случаи превращения в рабов свободных людей (например, дезертиров), но основной упор был сделан на новые способы и формы освобождения рабов (например, их отпуск на свободу в церкви и др.), что отражало развитие феодальных отношений.

В Эклоге в полной мере проявилось влияние христианской религии и морали, и ссылки на Евангелие использовались для обоснования ряда правовых положений. Особенно глубоко христианские идеи проникли в брачно-семейное право (титулы I-VII). Эклога ввела неизвестное ранее византийскому праву обручение (с 7 лет), которое требовало формально согласия самих обручающихся, а фактически в связи с их малолетством — родителей. Брачный возраст был установлен в 15 лет для мужчин и 13 — для женщин. Под воздействием христианской церкви было сокращено число законных поводов к разводу. Женщина, согласно христианкой морали, занимала подчиненное место в семье, но в отличие от классического римского права Эклога отразила тенденцию к выравниванию имущественного режима мужа и жены. Приданое и брачный дар, полученный женою, рассматривались не как собственность мужа, а как имущество, данное ему в управление. При наследовании по завещанию устанавливалась обязательная доля детей (не менее 1/3 части наследства), определялись семь разрядов наследников, к которым последовательно переходило имущество умершего при отсутствии завещания.

Титулы Эклоги, посвященные договорному праву (IX-XIII), из многочисленных сделок, рассмотренных в Своде законов Юстиниана, упоминают лишь куплю-продажу, заем, вклад (хранение), товарищество. В договор купли-продажи, заключаемый как в устной, так и в письменной форме, под влиянием греческого права был введен задаток. В договоре займа, вероятно в качестве уступки церковным догматам, было опущено упоминание о процентах, известных римскому праву. Кратко говорилось о таком важном институте, как наем, включавшем и аренду земли, которая могла предусматриваться на срок, не превышающий 29 лет. Очевидно, что сдача в аренду частных земель в Византии не получила распространения. Зато характерно упоминание в Эклоге о сдаче в аренду государственных, императорских и церковных земель с ежегодным взносом арендатором наемной платы.

Широкую разработку в Эклоге получил и другой типичный для развивающегося феодализма институт — эмфитевзис. Последний устанавливался как вечная или как ограниченная аренда "на срок до трех поколений, наследующих друг за другом по завещанию или без завещания". Лицо (эмфитевт), получившее эмфитевзис, как правило землю, обязано было уплачивать собственнику "без уверток" ежегодный взнос, а также заботиться о "сохранении и улучшении недвижимости". Если эмфитевт в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижимости.

Наиболее обширным и детализированным в Эклоге был титул XVII, посвященный преступлениям и наказаниям. Под влиянием углубляющихся социальных противоречий в уголовное право было внесено много новых положений, отразивших усиление государственной репрессии. Не случайно именно данный титул Эклоги получил наибольшую известность и неизменно использовался в последующих законодательных сводах Византии.

В Эклоге предусматривалось преследование государственных преступников: перебежчиков к врагу, фальшивомонетчиков и т.д. Особо была выделена статья, где говорилось о лицах, поднимающих восстание против императора или же участвующих в "заговоре против него или против государства христиан". Такие лица рассматривались как намеревающиеся "все разрушить", а поэтому их "в тот же час должно предать смерти". Много внимания законодатель уделил также преступлениям против христианской религии. Суровым наказаниям подлежали лица, дающие ложную клятву на "божественных евангелиях", поднимающие руку на священника во время молитвы, отрекшиеся в плену от "непорочной христианской веры", колдуны, знахари, изготовители амулетов, приверженцы враждебных христианству религий, участники языческих или еретических движений (в частности, манихеи и монтанисты).

Эклога предусматривала наказания за убийство и телесные повреждения, нанесенные в драке, причем наказание дифференцировалось в зависимости от того, были эти преступления предумышленными или непредумышленными. Так, "если кто-либо бил своего раба плетьми или палками и раб умер, то не осуждается господин его как убийца". Ответственность хозяина возникала только в случае предумышленного убийства раба ("неумеренно его истязал, или отравил его ядом, или его сжег").

В Эклоге перечисляется также ряд имущественных преступлений: кража, грабеж, уничтожение чужого имущества, поджог, разграбление чужих могил. Но большинство ее статей было посвящено преступлениям, посягающим на установленный государством и освященный церковью строй семейных и нравственных отношений. Среди них выделяются: кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, вступление в связь с монахиней, крестницей, девушкой, скотоложство, вытравление плода и т.д.

Разработанной и более жестокой (даже по сравнению с законодательством Юстиниана) была система наказаний. Достаточно часто в Эклоге предусматривалась смертная казнь. Но особенно утонченной была система членовредительских и телесных наказаний, которые в классическом римском праве применялись главным образом к рабам, а теперь были распространены и на свободных людей: отрезание носа; вырывание языка, отсечение руки, ослепление, оскопление и т.п. Были известны позорящие наказания (например, острижение бороды и волос), а также конфискация имущества.

По некоторым преступлениям характер наказания в Эклоге определялся в зависимости от социального положения виновного. Так, по ст. 22 для сановных лиц за связь с чужой рабыней полагался крупный штраф. За это же преступление "простой человек"

подлежал не только штрафу, но и сечению плетьми. Дифференцировались также наказания за связь с девушкой "без ведома ее родителей": для лиц "состоятельных", лиц "среднего благосостояния", а также для "бедных и неимущих". Если первые должны были выплатить соблазненной компенсацию, размер которой зависел от их положения, то последние подвергались порке, остриже-нию и высылке (титул XVII, ст. 29). Однако в подавляющем большинстве других статей уголовная ответственность не ставилась в зависимость от социального положения виновного лица. По мнению ряда исследователей, в этом проявилось стремление создателей Эклоги несколько смягчить социальные контрасты.

Социальное неравенство закрепляется в Эклоге и в тех ее положениях, которые посвящены доказательствам (титул XIV). Здесь прямо указывается, что "свидетели, имеющие звание, или должность, или занятие (или благосостояние), наперед считаются приемлемыми". Что же касается "свидетелей неизвестных", т.е. лиц низшего социального положения, то они, если данные ими показания оспаривались в суде, подвергались допросу под плетьми.

Чрезмерная сжатость Эклоги, отсутствие в ней таких важных вопросов, как способы приобретения и потери права собственности, давность и др., приводили к тому, что несмотря на ее большую практическую значимость, судам по целому ряду дел в последующем приходилось обращаться непосредственно к кодификации Юстиниана.

В ряде своих списков Эклога дополнялась Земледельческим, Морским и Военным законами. Наибольшее значение из них имел Земледельческий закон, который по своему содержанию напоминал западноевропейские "варварские правды". Он восполнял существенный пробел Эклоги: регулировал отношения, складывавшиеся в сельских общинах, которые к VIII в. стали играть важную роль в жизни византийского общества.

Различаются две основные версии (редакции) Земледельческого закона: ранняя (наиболее ценная как источник обычного права) и поздняя, отразившая уже более высокую ступень социальной дифференциации. Время и место составления ранней редакции являются спорными. Некоторые исследователи относят ее к концу VII в. (к Юстиниану II), другие настаивают на ее южноиталийском происхождении. Однако господствующей является точка зрения, согласно которой Земледельческий закон был составлен в Константинополе при императорах исаврийской династии в 20-х годах VIII в., т.е. примерно в одно время с Эклогой, в качестве приложения к которой он обычно и переписывался.

Земледельческий закон представлял собой частную компиляцию, но затем получил официальное признание, возможно, одновременно с Эклогой. Ранняя редакция Земледельческого закона насчитывала 85 статей и, как это свойственно памятникам обычного права, не имела четко выраженной внутренней структуры. Земледельческий закон действовал в Византийской империи на протяжении всей ее истории, но более поздние редакции, относящиеся, в частности, к XIV в., насчитывали уже 103 статьи, сгруппированные в 10 титулов.

Вошедшие в Земледельческий закон правовые нормы были направлены на урегулирование наиболее типичных конфликтов, возникавших в рамках сельских общин. Большое внимание в нем уделялось соблюдению границ смежных участков, последствиям самовольной распашки земли, обмену земельными участками.

3.4 Семейное право

Об общинных порядках наиболее убедительно свидетельствует ст. 8, предусматривающая распределение земельных участков по жребию. Важное значение придается аренде земли и виноградников. В Земледельческом законе особо оговариваются интересы государственной казны, взимающей с владельцев земельных участков подати, а также экстраординарные налоги (ст. 18, 19).

В казуистической манере сформулированы многочисленные статьи Земледельческого закона, устанавливающие ответственность за кражу чужого скота, сельскохозяйственного инвентаря, за порубку чужого леса и т.п. В большинстве случаев кражи или порча чужого имущества влекли за собой только имущественные санкции, которые имели своей целью прежде всего возмещение причиненного вреда. Но в тех случаях, когда ущерб был особо значителен и тем самым угрожал развивающимся частнособственническим порядкам, применялись членовредительские и телесные наказания (отсечение руки у вора, поджигателя чужого сарая и т.п.) и даже смертная казнь (за сожжение из мести чужого гумна, за большинство краж, совершенных рабами).

Из других приложений к Эклоге наибольшее значение имел Морской закон, который в Западной Европе получил известность как Родосский морской закон. Составление этого сборника относится к VII-VIII вв. В нем были собраны правовые обычаи, сложившиеся в практике античной и средневековой морской торговли и частично обработанные еще римскими юристами. Морской закон содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию груза в случае опасности на море (так называемая авария), дележу прибылей и убытков между судовладельцем и собственником груза и т.п. Отдельные нормы этого сборника применялись в международной торговле вплоть до XV в.

Дальнейшее развитие византийского права связано с законотворческой деятельностью императоров Македонской династии (иконопочитателей) Василия I и Льва VI. Отменив Эклогу, составленную его политическими противниками (иконоборцами), Василий I предписал вновь переработать Свод законов Юстиниана, исключить из него устаревшие положения, разъяснить трудные юридические термины и перевести их на греческий язык. Результатом законодательных работ было издание в 879 году Прохирона, который в последующие века был одним из наиболее авторитетных источников права Византии и оставил заметный след в истории права соседних славянских государств.

admin