Извещение о задолженности

Настоящее Уведомление о задолженности может быть использовано для направления уведомления одной стороной договора (Кредитором) о наличии задолженности по такому договору у другой стороны (Должника).

Предложенный проект Уведомления подойдет для уведомления о задолженности контрагента по любому виду из гражданских договоров.

Разработанный шаблон документа дает возможность Кредитору определить, в частности:

(1) сумму задолженности;

(2) окончательную дату ее погашения или график погашения, если Должник будет погашать возникшею задолженность отдельными траншами (частями);

(3) виды санкций, которые могут быть применены к Должнику в связи с существованием непогашенной задолженности.

Как использовать документ

Документ может быть использован государственными органами, юридическими лицами государственного или частного сектора, физическими лицами или индивидуальными предпринимателями, которые выступают Кредиторами по каким-либо договорам и желают уведомить своих контрагентов о существующей задолженности.

Предложенный проект Уведомления может быть направлен Кредитором уже на следующий календарный день после крайней даты для совершения контрагентом оплаты или текущего платежа по ранее заключенному договору.

Для того чтоб документ имел юридическую силу, он должен быть подписан со стороны Кредитора, а также дополнительно заверен печатью, если Кредитором является юридического лицо или государственный (муниципальный) орган.

Согласно общего правила Уведомление о задолженности может быть направлено на протяжение всего срока действия договора между Кредитором и Должником. Обращаем внимание, что ранее заключенным договором может быть предусмотрен иной порядок и сроки направления уведомления о существующей задолженности Кредитором.

Применимое законодательство

Настоящее Уведомление о задолженности подготовлено в соответствии с устоявшейся практикой ведения внутреннего делопроизводства предприятиями, организациями и учреждениями на территории Российской Федерации, а также практическими требованиями, которые обычно выставляются к уведомлениям такого рода.

Памятник должнику установили самарские коммунальщики перед домом злостного неплательщика. Трехтонная пирамида из бетона в среду, 10 мая, появилась напротив коттеджа, владелец которого, по данным компании, задолжал несколько десятков тысяч рублей за водоснабжение. В очереди — еще множество должников. Какие еще методы используют коммунальные службы, чтобы заставить жильцов платить по долгам, и насколько они законны — в материале портала iz.ru.

Передали по цепочке

Компания «Самарские коммунальные системы», сотрудники которой придумали мобильный монумент, явно гордится творческим подходом к работе. На ее сайте утверждается, что «СКС — самые креативные системы». Этой философии тут, судя по всему, придерживаются во всем.

«СКС в своей работе с должниками стараются находить и придумывать нестандартные методы работы. Так, уже дали свои результаты поквартирные обходы, использование громкой связи в частном секторе, мотопробег под девизом «Самара — территория без долгов». Теперь к этому списку добавился и переходящий «Груз долгов», — подчеркивается на сайте компании.

«Груз долгов» — пирамида весом в три тонны и высотой в полтора метра, каждая сторона которой украшена надписями: «Здесь живет должник», «Вы должны!», «Долг за воду оплатите» и «Долг этого абонента уже больше 50 тыс. рублей». Самостоятельно сдвинуть такую конструкцию с места кому-то вряд ли удастся, поэтому в СКС рассчитывают, что она будет оставаться с неплательщиком до тех пор, пока он не заплатит по счетам.

k1 Фото: «Самарские коммунальные системы»

Тестировать новый метод начали в расположенном под Самарой поселке Зубчаниновка. 10 мая пирамиду установили перед дорогим каменным коттеджем. В СКС говорят, что пытались договориться с его владельцем миром.

«Долг данного абонента уже более 50 тыс. рублей. Мы неоднократно обращались к нему, присылали уведомления, пытались встретиться лично, приняли все меры досудебного воздействия, но всё это результата не дало», — цитирует сайт компании слова Надежды Самариной, начальника отдела продаж населению «Самарских коммунальных систем».

Собственник сначала настаивал на том, что водоснабжение в его доме давно отключено, но сотрудники коммунальных служб исследовали водопроводные сети и доказали, что коттедж к ним подключен. Уже на следующий день, 11 мая, в компании сообщили, что его владелец большую часть долга оплатил, а «на остаток написал гарантийное письмо со строгим графиком погашения». Коммунальщики, судя по всему, результатом эксперимента остались довольны — в тот же день специальный кран перевез конструкцию к дому следующего должника, расположенному на другой улице всё той же Зубчаниновки.

Председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин рассказал порталу iz.ru, что считает такие меры незаконными.

— Творчество в таком ключе я считаю выходящим за пределы требований законодательства. По закону не допускается ограничивать физические передвижения человека, задерживать его, оскорблять, распространять оскорбительные или клеветнические сведения о должнике. Нельзя препятствовать пользованию имуществом. Поэтому я установку таких конструкций рассматриваю либо как ограничение пользования имуществом, либо как ограничение свободы гражданина, — подчеркнул собеседник издания.

В СКС же, в свою очередь, рассчитывают с помощью передвижного памятника заметно сократить общую сумму долга по городскому округу Самара, который сейчас насчитывает около 1,2 млрд рублей.

Легкий путь к славе

К проверенной годами концепции общественного порицания отечественные коммунальщики вновь обратились еще в начале 2010-х. Тогда сразу в нескольких городах стартовала кампания «За долги повесят», в рамках которой на улицах стали появляться билборды с фотографиями злостных неплательщиков.

Особого распространения она так и не получила — по закону «О персональных данных» от 2006 года использовать личные данные должников, в том числе фотографии, в таких целях нельзя. Тем не менее в некоторых регионах нашли способ обойти этот запрет.

Так, осенью 2017 года баннеры с фотографиями неплательщиков украсили крупные магистрали нескольких районов Омска. Местные приставы рассказали, что выбирали тех, у кого одновременно накопились долги и за «коммуналку», и по алиментам, потому что личные данные тех, кто не платит алименты, использовать можно.

k2 Фото: РИА Новости/Наталья Селиверстова

Впрочем, еще в октябре 2016 года аналогичные плакаты появились в Барнауле: всего приставы планировали вывесить баннеры с фотографиями около 30 человек. В основном речь шла о больших задолженностях, которые превышают 100 тыс. рублей. И как подчеркивали представители региональной УФССП, речь шла именно про должников по ЖКХ, речи про задолженность по алиментам там не шло.

В большинстве случаев представители коммунальных служб ограничиваются тем, что вывешивают списки с указанием номеров квартир и числящейся за ними задолженности в подъездах. И не только в подъездах — в Иркутске в конце 2016-го жильцам улицы Ленина предложили вступить в новый год без долгов. Сделали это коммунальщики публично: многометровый подсвеченный баннер с номерами квартир и суммами в несколько десятков тысяч рублей (но без фамилий) появился на стене одного из местных домов. Тем, кто успеет расквитаться с долгами до нового года, обещали еще и скидку в размере набежавших пеней.

Такие меры, по мнению Константина Крохина, полностью законны — по большому счету, даже в том случае, если в бумаге указывается имя должника, чего сейчас коммунальщики стараются не делать.

— Я считаю, что справедливо и нормально указать номер квартиры. Потому что права не нарушаются, факт задолженности, если он подтвержден, — не клевета. Эта информация дает возможность соседям понимать, сколько человек в доме не платит, и, возможно, при желании обратиться к кому-то из них, попробовать убедить, спросить об обстоятельствах, — уверен эксперт.

Привели в исполнение

Осенью 2017-го на круглом столе, посвященном проблеме работы с должниками, руководитель управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Теймур Магомедов признался, что такие меры не слишком действенны. По его словам, лучше всего работают ограничения на выезд за границу или арест на продажу транспорта, квартиры или земельных участков. Его можно накладывать даже при наличии незначительной задолженности — в 2–3 тыс. рублей.

Однако в руках коммунальщиков есть и намного более эффективный инструмент. Уже несколько лет в разных регионах перекрывают канализацию тем, кто игнорирует квитанции и регулярные напоминания о накопившемся долге. В сентябре 2017 года, например, этот метод испробовали в Иркутске, неоднократно к нему прибегали и в Москве. Если эта мера эффекта не имеет, коммунальщики обращаются к более традиционным методам давления — точечным отключениям электричества или газоснабжения. Но, как правило, обнаружив, что в квартире не работает слив, неплательщики сами заявляют о готовности оплатить долги.

k3 Фото: /absurdov

В управляющих компаниях настаивают, что применяют такие меры только по отношению ко вполне обеспеченным людям — сирот, пенсионеров, инвалидов и малообеспеченные семьи стараются не трогать. Но получается у них далеко не всегда.

В 2017-м в Екатеринбурге угрозы управляющей компании, которые рассылали вместе с уведомлениями о задолженностях, вынудили 88-летнего ветерана снять со счета все накопленные на похороны средства, чтобы оплатить долг почти в 80 тыс. рублей. Позднее выяснилось, что необходимости в этом не было — жильцы в течение года получали двойные счета из-за того, что две управляющие компании не смогли «поделить» их дом, и в действительности задолженности за пожилым человеком не было.

Кроме того, в разных регионах по-прежнему иногда прибегают к массовым отключениям света или горячей воды вместо точечных. В результате под раздачу попадают и добросовестные плательщики.

По упрощенной процедуре

Законы, которые сегодня действуют в стране, довольно лояльны по отношению к кредиторам, желающим взыскать долги за ЖКХ. Так, с 2017 года упростили процедуру вынесения решения о взыскании задолженности. Теперь суд выносит его на основании распечатанного документа с данными о долге — проведение отдельного заседания с участием истца и ответчика не требуется. В результате, отметил Константин Крохин, жильцы часто узнают о таком решении уже после списания средств со счета.

— Судебный приказ — исполнительный документ, который можно направлять приставам. И приставы уже списывают деньги с телефонов и карточек, блокируют выезды. Это удобный документ, но я бы сказал, что это чрезмерная форма, которая приводит к нарушениям со стороны УК, потому что суды практически штампуют приказы, не проверяя документов, не видя аргументов ответчика, — пояснил он.

Уведомление о вынесении такого приказа должно отправляться должнику — оспорить его в следующих инстанциях и предоставить доказательства уважительных обстоятельств, если они есть, человек может в течение пяти рабочих дней с момента получения бумаги. Точнее, с того момента, когда, по расчетам суда, он должен был ее получить. Если жильца не было в городе или уведомление принесли с опозданием, объяснить свою позицию он уже не сможет.

Связаны такие послабления для кредиторов в сфере ЖКХ, скорее всего, с масштабами накопившихся долгов — летом 2017 года, как писал ТАСС, в целом по стране их оценивали в 1,34 трлн рублей — 645 млрд рублей из них приходилось на население, всё остальное — на управляющие компании и бюджетные организации.

k4 Фото: /bobkeenan

Впрочем, вынести соответствующее решение суд может только в случае, если счета не оплачивались три месяца и больше, а человек предварительно получал уведомление о долге.

— У нас при взыскании задолженности существует известный путь. Это досудебное урегулирование, когда мы направляем претензию или уведомление и предлагаем погасить долг в указанные сроки. Без нее мы не можем подать в суд, — объяснил Виктор Крохин, глава Союза жилищных организаций Москвы.

До перехода к решительным мерам человеку должны предоставить возможность погасить долг или обратиться к кредитору с просьбой о его реструктуризации — то есть о погашении частями. Так, например, поступил владелец самарского коттеджа, к воротам которого привезли «Груз долгов».

Большинство организаций заинтересованы в том, чтобы получить для начала хотя бы какие-то деньги, поэтому готовы к диалогу. И только если жилец после всех предупреждений не объявится, коммунальщики смогут перейти к серьезным методам воздействия. Они включают в себя арест автотранспорта, недвижимости и даже продажу квартиры на торгах.

Уважаемый Банк!
Просроченной задолженности у меня не могло образоваться никак, так как согласно Приложению №2 к Кредитному договору №39472 от 12 августа 2009 года, ежемесячный платеж по вышеупомянутому кредитному договору должен осуществиться до 12 (двенадцатого) числа каждого месяца включительно. Мною было внесен платеж 12 июля 2012 года через банкомат Сбербанка России по адресу: г.Сарапул, ул.Азина д.33. Следовательно Ваши доводы о просроченной должности являются ошибочными.
С уважением Рустам Нуриев.
Mon, 16 Jul 2012 02:53:36 +0400 от <kredfl@sbrf.ru>:
Уважаемый(ая) РУСТАМ ИНДУСОВИЧ!
Настоящим сообщаем Вам о наличии просроченной задолженности по кредиту, полученному Вами в ОАО «Сбербанк России» (далее – Банк), которая образовалась с 10.07.2012.
Несоблюдение условий кредитного договора влияет на Вашу кредитную историю. В будущем, при рассмотрении вопроса о предоставлении Вам другого кредита, данное обстоятельство может негативно повлиять на решение Банка о возможности его предоставления.
Для погашения просроченной задолженности Вам необходимо обратиться в отделение (дополнительный офис) Банка.
По всем возникающим вопросам о просроченной задолженности Вы можете обратиться по телефону 8-800-100-29-69 или в отделение (дополнительный офис) Банка по месту получения кредита.
Приносим свои извинения в случае, если Вы погасили свою просроченную задолженность до получения Вами настоящего письма. Со своей стороны, мы ценим Ваше ответственное и аккуратное отношение к исполнению своих обязанностей по кредитному договору.
С уважением,
Подразделение по работе с просроченной задолженностью физических лиц ОАО «Сбербанк России».

admin