Избирательный закон

Содержание

Понятие, классификация и состав избирательного законодательства

Современное российское законодательство о выборах состоит из блока нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты электоральных отношений и процессов. Оно обширно и разнообразно по своему составу. В последние годы принято достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих сферу избирательных отношений как на федеральном, так и на региональном уровнях. Важнейшим среди них следует считать Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Избирательное законодательство можно различать как по уровню нормативного регулирования выборов, так и по уровню органов, выборы в которые регулируются соответствующими законами. По уровню нормативного регулирования законодательство о выборах подразделяется на федеральное избирательное законодательство и региональное, т.е. законодательство субъектов Российской Федерации.

По уровню органов, порядок формирования которых регулируется соответствующими правовыми нормами, следует различать законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти, законодательство о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, законодательство о выборах в органы местного самоуправления.

Деление избирательного законодательства на федеральное и региональное, т.е. субъектов Федерации позволяет охватить всю совокупность законодательных актов, регулирующих в стране порядок проведения выборов в органы государственной власти всех уровней и в органы местного самоуправления.

В избирательное законодательство входят не только специальные нормативные акты, посвященные выборам в конкретные органы государственной власти, но и акты, регулирующие избирательные права граждан, принципы избирательного права, а также отдельные вопросы и стадии избирательного процесса.

К федеральному избирательному законодательству в широком смысле относятся прежде всего Конституция Российской Федерации; федеральные законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ; указы Президента РФ; правовые акты Центральной избирательной комиссии РФ.

Конституция Российской Федерации — главный источник избирательного права

Конституция Российской Федерации является Основным законом страны, обладающим высшей юридической силой. Ни один закон либо другой нормативный акт, кем бы они не принимались, не могут противоречить Конституции. Конституция РФ является базовым законом для развития избирательного законодательства. В Конституции, прежде всего, закрепляется система государственных органов, формируемых на основе выборов (органы государственной власти и органы местного самоуправления), а также провозглашаются основополагающие принципы, на которых должно базироваться избирательное законодательство; регулируются основные вопросы, связанные с избранием Президента РФ, Государственной Думы Федерального собрания РФ.

В Конституции закреплено, что свободные выборы (наряду с референдумом) являются высшим непосредственным выражением власти народа, и соответственно определены избирательные права российских граждан (ст. 3 и 32). В Конституции произведено разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере избирательного права и законодательства.

Международные правовые акты как источники избирательного права

Конституция РФ закрепляет в ст. 15 положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международно-правовым актам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека. В них устанавливаются международные избирательные стандарты. Основными источниками международных избирательных стандартов являются: 1) Всеобщая декларация прав человека (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). Статья 21 Декларации устанавливает: Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и несфальцифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. 2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., гарантирующий право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно избранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Наиболее прогрессивное положение в отношении избирательных прав граждан подробно изложены в документах, принятых Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) на Конференции по человеческому измерению, проходившей в три этапа в 1989, 1990, 1991 гг.

В рамках Содружества Независимых Государств принята и действует Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод 2002 г., ратифицированная Российской Федерацией 2 июля 2003 г. На основе Конвенции Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 7 декабря 2002 г. одобрены Рекомендации для международных наблюдателей по наблюдению за выборами. Имеются и другие международно-правовые акты, регулирующие реализацию избирательных прав.

Федеральные законы о выборах и референдумах

К федеральному избирательному законодательству в настоящее время следует отнести, прежде всего, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данный закон не только устанавливает и регулирует гарантии избирательных прав граждан, но и конкретизирует сами эти права. Кроме того, в законе фактически сформулирована четкая и логически выстроенная схема избирательного процесса, всех его стадий, а также система правовых средств, обеспечивающих соблюдение на каждой стадии принципов избирательного права и законных прав и интересов граждан.

К федеральным избирательным законам следует также отнести Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 18 мая 2005 г.

№ 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», которыми регулируется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, в частности, порядок регистрации избирателей; процедура выдвижения кандидатов и основные требования, предъявляемые к кандидату; виды и условия образования избирательных округов и избирательных участков; статус, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий; использование ГАС «Выборы» при подготовке и проведении избирательных мероприятий и действий и т.д.

К федеральным избирательным законам можно отнести и те законы, которые в целом посвящены регулированию других общественных отношений, но имеют нормы, касающиеся отдельных институтов избирательного права, например, Федеральные законы: «О политических партиях» (от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ), закон РФ «О средствах массовой информации» 1991 г. и др.

Избирательное законодательство Российской Федерации включает в себя также нормы различной отраслевой принадлежности: информационного, финансового, уголовного, административного законодательства и т.д. Так, например, нормы Уголовного Кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливают ответственность за избирательные правонарушения.

Подзаконные нормативные правовые акты

Характер указов, принимаемых Президентом России по вопросам, входящим в сферу избирательного права, разнообразен. В частности, можно выделить и ненормативные указы, принимаемые Президентом РФ в связи с осуществлением им своих конституционных полномочий. Так, например, в соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент назначает выборы Г осударственной Думы, принимая соответствующий правоприменительный Указ. Кроме того, Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, в том числе избирательных прав. Так в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан Президентом Российской Федерации были приняты Указы «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры Российской Федерации» (от 30.05.1997 г. № 535) и «О федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации» (от 28.02.1995 г. № 228).

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации своими актами (постановлениями, положениями и др.) регулирует отдельные вопросы избирательного процесса и разъясняет правовые нормы федерального избирательного законодательства. К ним, в частности, можно отнести: постановление «О порядке представления сведений об избирателях, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках»; О типовых должностных инструкциях руководителя информационного центра избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и работников информационного центра, исполняющих функциональные обязанности системных администраторов комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы «Выборы»; Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Положение о порядке избрания Председателя, заместителя Председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и др.

Региональное избирательное законодательство

Законодательство субъектов Российской Федерации о выборах — важная составная часть российского избирательного законодательства. Субъекты Российской Федерации в пределах предоставленных им Конституцией РФ и федеральными законами полномочий принимают и разрабатывают собственные региональные избирательные законы, регламентирующие порядок выборов депутатов законодательных (представительных) органов власти, а также органов местного самоуправления. Отдельные вопросы муниципальных выборов регулируются Уставами муниципальных образований. Следует иметь в виду, что при принятии законов о выборах региональные законодатели руководствуются соответствующими нормами федерального законодательства, устанавливающего как основные гарантии избирательных прав граждан, так и единые общие стандарты, обеспечивающие необходимую степень единообразия правового регулирования выборов на всей территории Российской Федерации. К таким актам федерального законодательства следует, прежде всего, отнести Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Состав избирательного законодательства субъектов Российской Федерации довольно разнообразен. В большинстве субъектов РФ имеются отдельные законы о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти. Регулирование выборов глав (администраций) муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляется единым (общим) либо соответственно отдельными законами. Имеются также законы о референдумах. В последнее время в некоторых субъектах Федерации активно ведется кодификация законодательства о выборах и референдумах. Уже более чем в двадцати субъектах Российской Федерации имеются избирательные кодексы.

Нормативное регулирование выборов

Для нормативного подхода в законотворческом процессе характерно принятие акта уполномоченными лицами, а затем внесение в него корректировок. В связи с этим в России почти все законы стоит изучать с изменениями и дополнениями.

Когда происходит серьезное изменение в порядке или каком-либо процессе — принимается новый ФЗ, в котором используются положения предыдущего. На текущий момент в Российской Федерации выборы регулируются перечнем законодательных актов. Рассмотрим подробнее положения каждого из них.

19-ФЗ о выборах Президента РФ

Согласно данному нормативному акту, в России проходят демократические выборы, на которых избирается глава государства. У Президента перечень полномочий, прописанный в Конституции. Отметим, что основная задача человека, находящегося на должности — определение внутренней и внешней политики государства. Наряду с этим, он является верховным главнокомандующим и представителем страны на международной арене.

19-ФЗ был принят в 2003 году, рассмотрим основные положения документа по главам:

  1. Глава 1. Общие аспекты, связанные с проведением демократических выборов в России, а также принципы финансирования предвыборных кампаний;
  2. Глава 2. Формирование и деятельность избирательных комиссий, в том числе ЦИК. А также описывается роль и задачи иностранных наблюдателей;
  3. Глава 3. Организация избирательных участков, правила создания списков лиц, имеющих право голоса. Там же описана процедура организации голосования для россиян, находящихся за пределами страны;
  4. Глава 4. Принципы и возможности участия политических партий в выборах Президента;
  5. Глава 5. Процедура выдвижения кандидатов — самостоятельная или от политической партии. Отметим, что выдвиженцам от парламентских партий не требуется сбор голосов;
  6. Глава 6. Описание того, кого можно считать кандидатом, а также условия снятия человека с заявки;
  7. Глава 7. Порядок проведения агитационных мероприятий;
  8. Глава 8. Финансирование выборов, принципы отчетности;
  9. Глава 9. Описывает мероприятия, проводимые в день голосования, а также процедуру подсчета и определения итоговых результатов;
  10. Глава 10. Посвящена правилам и традициям вступления в должность нового Президента.

Две последние главы связаны с процедурой обжалования итогов голосования и подведением резюме по всем положениям ФЗ.

Полезно! В 11 главе представлен легальный способ подачи жалобы на факты несоответствия проведенных выборов заявленным принципам. За нарушения предусмотрены санкции.

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

67-ФЗ об избирательных правах

В нормативном акте указаны категории граждан, которые вправе избираться и быть избранными в высшие органы власти РФ. Право участия в голосовании есть у людей, соответствующих следующим критериями:

  • дееспособны;
  • старше восемнадцати лет;
  • гражданство РФ.

Даже если подданный нашей страны проживает за пределами России, но сохранил гражданство, то он обладает правом голоса.

Что касается права быть избранным, например, Президентом, то оно есть у граждан России старше тридцати пяти лет. К выдвижению не допускаются:

  1. Лица с двойным гражданством;
  2. Граждане, осужденные в прошлом за тяжкие преступления;
  3. Люди с непогашенной судимостью или занимающиеся общественными работами в связи с наложением административной санкции.

В 67-ФЗ уточнены принципы демократических выборов и сделан акцент на том, что никто и ничто не вправе оказывать влияние на волю человека.

Важно! В 67-ФЗ указано, что перед проведением выборов формируются списки избирателей, куда включаются все граждане, имеющие право голоса.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

20-ФЗ о выборах депутатов в Государственную Думу

В России помимо выборов Президента проходят и голосование за депутатов нижней палаты парламента. Принцип избрания базируется на партийных списках, то есть граждане голосуют за партию, а далее в соответствии с процентом набранных голосов распределяются места в Государственной Думе.

Структурно Федеральный закон № 20 выглядит так:

  • глава 1 — общие положения;
  • глава 2 — избирательные округа;
  • глава 3 — избирательные комиссии;
  • глава 4 — наблюдатели из других стран;
  • глава 5 — политические партии;
  • глава 6 — выдвижение кандидатов;
  • глава 7 — статус кандидатов;
  • глава 8 — информирование население и агитационная программа;
  • глава 9 — финансирование;
  • глава 10 — голосование;
  • глава 11 — подведение итогов.

Как видно, по структуре и содержанию 20-ФЗ схож с 19-ФЗ, связанным с выборами Президента. Наибольшая разница — принцип и порядок выдвижения кандидатов.

Важно знать! В течение двух месяцев после проведения выборов ЦИК публикует биографии всех избранных депутатов на официальном сайте ведомства и в печатном издании.

Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

131-ФЗ о местном самоуправлении

В 131-ФЗ описаны принципы самоуправления в Российской Федерации, а также правила формирования местных органов власти. В первой главе описаны понятия, термины и полномочия муниципалитетов.

Вторая и третья главы посвящены спектру вопросов, которыми занимается местное самоуправление и в соответствии с какими принципами осуществляется управление.

Особого внимания заслуживает одиннадцатая глава, в которой описаны особенности формирования местных органов в разных субъектах России, а также в особых местах и зонах, например, в наукоградах, в «Сколково» или в свободном порту г. Владивостока.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

5-ФКЗ о референдуме

Федеральный конституционный закон о референдуме был принят в 2004 году, он описывает основные принципы и правила проведения всеобщего голосования в РФ. К ключевым принципам референдума относятся:

  • равенство голосующих;
  • свободное участие;
  • прямое изъявление воли.

Все граждане России вправе принять участие в референдуме. Голос каждого равен одному, независимо от расы, полы, религии или социального статуса.

Полезно знать! Референдум может проводиться только на едином государственном языке страны — русском.

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

Изменения в федеральных законах о выборах

Серьезные корректировки коснулись 67-ФЗ в 2017 году. Статья 33 нормативного акта была дополнена правилами привлечения и использования иностранных финансовых ресурсов при проведении агитации.

В этот же закон была внесена корректировка, связанная с избирательными участками — решение о месторасположении должно быть принято не позднее, чем за семьдесят дней до выборов.

В 2017 году было принято два Федеральных Закона (103 и 104), отражающие изменения в избирательном процессе. К базовым корректировкам относятся:

  1. Механизм голосования по месту пребывания. Если гражданин в день выборов не находится по месту прописки, то он вправе зарегистрироваться на иной участок. Нововведение упразднило открепительные талоны и досрочное голосование;
  2. Избирательные участки, сформированные сроком на пять лет, будут считаться безвременными, то есть существовать бессрочно;
  3. Корректировка подписных листов, в которых сократилась графа, связанная с адресом прописки.

Ужесточились и меры наказания за нарушение процедуры выборов, например, за повторное голосование, предумышленную подачу фальшивых бланков и так далее.

Внимание! В соответствии с 16 пунктом 20 статьи 67-ФЗ избирательные участки, у которых в числе голосующих есть инвалиды, обязаны оборудовать помещение, чтобы все граждане могли проголосовать.

В России, как в демократической стране с республиканской формой правления, на регулярной основе проходят выборы в высшие органы власти. Базовые принципы назначения и проведения выборов прописаны в Конституции, а подробно разъяснены в Федеральных Законах. Базовым документом, регулирующим проведение выборов Президента, является 19-ФЗ.

Федеральный закон от 01.06.2017 N 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

Федеральный закон от 01.06.2017 N 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

36. Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации.

Гарантии избирательных прав граждан — это установленные Конституцией Российской Федерации, за­конами, иными нормативно-правовыми актами условия, пра­вила и процедуры, обеспечивающие реализацию избиратель­ных прав граждан Российской Федерации. Гарантии избира­тельных прав граждан также предусматривают правовое, орга­низационное, информационное, техническое и иное обеспече­ние муниципальных выборов.

Условия — это политический режим, в котором осуществляются выборы. Средства — это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей.

Политические гарантии избирательных прав выражаются в проведении государством политики, ориентированной на приоритетность развития демократических процедур в РФ. Под ними понимаются:

а) идеологический плюрализм;

б) равенство общественных объединений перед законом;

в) равноправие избирателей на выборах;

г) свобода предвыборной агитации;

д) участие наблюдателей и контроль за ходом голосования на изби­рательных участках.

Организационные гарантии избирательных прав заключаются в существовании хорошо развитой системы подготовки и проведения выборов. К ним также относятся:

а) запрет на членство в избирательных комиссиях любого уровня кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от них лиц;

б) несовместимость депутатского мандата с занятием определен­ных должностей;

в) содействие избирательным комиссиям со стороны государст­венных органов и органов местного самоуправления при подготовке и проведении выборов.

К материальным гарантиям относятся:

1) Оплата расходы по проведению выборов в Российской Федерации за счет средств соответст­вующего бюджета.

2) возможность для партий и кандидатов в депутаты создавать специальные избирате­льные фонды, средства в которые вправе перечислять оговоренные в законе организации.

3) Предоставление государственными средствами массовой информации бесплатно и на равных условиях эфирное время и место в печатных изданиях кандидатам для агитации.

Правовые гарантии позволяют обеспечить свободу выбора юриди­ческими средствами. К ним относятся:

а) право граждан на обжалование неправильностей (неточностей) в списке избирателей;

б) неприкосновенность кандидатов в депутаты;

в) возможность признания результатов выборов недействительными при обна­ружении нарушений законов о выборах;

г) возможность для кандидатов на выборные должности обжаловать в суд результаты выборов;

д) установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан.

37. Понятие, признаки и система органов государственной власти в Российской Федерации.

Органы государства — это один из кана­лов, через который народ согласно Конституции РФ осуществля­ет свою власть.

Органы государства характеризуются следующими основными чертами.

1.) Каждый государственный орган наделен государственно-власт­ными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предостав­ленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

2.) Каждый государственный орган образуется в установленном го­сударством порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяет­ся федеральным законом. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Ду­мы тоже устанавливаются федеральными законами.

3.) Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции.

4.) Каждый государственный орган действует в установленном го­сударством порядке.

5.) Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.

В своей совокупности государственные органы Российской Феде­рации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ в нее входят органы государственной власти Федерации и органы госу­дарственной власти ее субъектов.

Единство системы государственных органов Российской Федера­ции обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государст­венной власти.

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, за­конодательные собрания республик в составе Федерации; думы, зако­нодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области и автономных округов. Основная особенность этих ор­ганов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупно­сти они составляют систему представительных органов государствен­ной власти Российской Федерации.

К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти — Правительство РФ; дру­гие федеральные органы исполнительной власти — министерства и ве­домства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъ­ектов Федерации — президенты и главы администраций субъектов Фе­дерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполни­тельной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Органы судебной власти — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция)

Положения данного документа (в ред. ФЗ от 29.05.2019 N 104-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 29.05.2019.

  • Федеральный закон
    • Глава I. Общие положения
      • Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального закона
      • Статья 2. Основные термины и понятия
      • Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума
      • Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме
      • Статья 5. Равное избирательное право и право на участие в референдуме
      • Статья 6. Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме
      • Статья 7. Тайное голосование
      • Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления
      • Статья 9. Обязательность проведения выборов
      • Статья 10. Назначение выборов
      • Статья 11. Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах
      • Статья 11.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах
    • Глава II. Гарантии права граждан Российской Федерации на назначение референдума
      • Статья 12. Вопросы референдума
      • Статья 13. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума
      • Статья 14. Инициатива проведения референдума
      • Статья 15. Назначение референдума
    • Глава III. Гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума, образовании избирательных округов, избирательных участков, участков референдума
      • Статья 16. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума
      • Статья 17. Составление списков избирателей, участников референдума
      • Статья 18. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума
      • Статья 19. Образование избирательных участков, участков референдума
    • Глава IV. Избирательные комиссии, комиссии референдума
      • Статья 20. Система и статус избирательных комиссий, комиссий референдума
      • Статья 21. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
      • Статья 22. Общие условия формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий
      • Статья 23. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
      • Статья 24. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований
      • Статья 25. Порядок формирования и полномочия окружных избирательных комиссий
      • Статья 26. Порядок формирования и полномочия территориальных комиссий
      • Статья 27. Порядок формирования и полномочия участковых комиссий
      • Статья 28. Организация деятельности комиссий
      • Статья 29. Статус членов комиссий
      • Статья 30. Гласность в деятельности комиссий
      • Статья 31. Расформирование комиссии
    • Глава V. Гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов, реализации инициативы проведения референдума
      • Статья 32. Право выдвижения кандидатов
      • Статья 33. Условия выдвижения кандидатов
      • Статья 34. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения
      • Статья 35. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями
      • Статья 35.1. Поддержка выдвижения кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований
      • Статья 36. Порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума
      • Статья 37. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума
      • Статья 38. Регистрация кандидатов, списков кандидатов, порядок назначения референдума
    • Глава VI. Статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума
      • Статья 39. Равенство кандидатов
      • Статья 40. Ограничения, связанные с должностным или служебным положением
      • Статья 41. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов
      • Статья 42. Статус членов инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума
      • Статья 43. Статус доверенных лиц
    • Глава VII. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах
      • Статья 44. Информационное обеспечение выборов и референдумов
      • Статья 45. Информирование избирателей и участников референдума
      • Статья 46. Опросы общественного мнения
      • Статья 47. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов и референдумов
      • Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума
      • Статья 49. Агитационный период
      • Статья 50. Общие условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях
      • Статья 51. Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на телевидении и радио
      • Статья 52. Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в периодических печатных изданиях
      • Статья 53. Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума посредством агитационных публичных мероприятий
      • Статья 54. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
      • Статья 55. Гарантии права участников референдума на своевременное ознакомление с текстом проекта закона, иного нормативного правового акта, выносимого на референдум
      • Статья 56. Ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума
    • Глава VIII. Финансирование выборов и референдума
      • Статья 57. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума
      • Статья 58. Порядок создания избирательных фондов, фондов референдума
      • Статья 59. Порядок расходования средств избирательных фондов, фондов референдума
      • Статья 60. Контрольно-ревизионные службы
    • Глава IX. Гарантии прав граждан при организации и осуществлении голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума и их опубликовании
      • Статья 61. Помещение для голосования
      • Статья 62. Открепительное удостоверение
      • Статья 63. Бюллетень
      • Статья 64. Порядок голосования
      • Статья 65. Досрочное голосование
      • Статья 66. Порядок голосования избирателей, участников референдума вне помещения для голосования
      • Статья 67. Протокол участковой комиссии об итогах голосования
      • Статья 68. Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией
      • Статья 69. Обработка итогов голосования в территориальных комиссиях, окружных избирательных комиссиях, избирательных комиссиях муниципальных образований, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
      • Статья 70. Порядок определения результатов выборов, референдума
      • Статья 71. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы. Замещение вакантных депутатских мандатов, исключение зарегистрированных кандидатов из списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, из списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством Российской Федерации
      • Статья 72. Опубликование и обнародование итогов голосования и результатов выборов, референдума
      • Статья 73. Юридическая сила решения, принятого на референдуме
      • Статья 74. Использование ГАС «Выборы» при проведении выборов, референдума
    • Глава X. Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах
      • Статья 75. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации
      • Статья 76. Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума
      • Статья 77. Отмена решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума
      • Статья 78. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений
      • Статья 79. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах
    • Глава XI. Заключительные и переходные положения
      • Статья 80. Вступление в силу настоящего Федерального закона
      • Статья 81. Переходные положения
      • Статья 81.1. О порядке применения статьи 10 настоящего Федерального закона
      • Статья 82. О совмещении выборов, продлении или сокращении сроков полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
      • Статья 83. Гарантии осуществления избирательных действий главой местной администрации
      • Статья 84. Об участии в выборах политических общественных объединений
      • Статья 85. Утратила силу
  • Приложение 1. Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах
  • Приложение 2. Форма открепительного удостоверения на выборах, референдумах
  • Приложение 3. Форма открепительного удостоверения на выборах, при проведении которых предусмотрено повторное голосование
  • Приложение 4. Подписной лист. — Утратило силу
  • Приложение 4.1. Подписной лист
  • Приложение 5. Подписной лист
  • Приложение 6. Подписной лист
  • Приложение 7. Подписной лист. — Утратило силу
  • Приложение 7.1. Подписной лист
  • Приложение 8. Подписной лист
  • Приложение 9. Подписной лист референдума
  • Приложение 10. Подписной лист
  • Приложение 11. Перечень контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования

Открыть полный текст документа

admin