История пенсионного фонда

История ПФР

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

В 2010 году Пенсионному фонду исполнится 20 лет. К юбилею ПФР подходит в качестве одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.

Одно из дальнейших направлений работы ПФР — повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.

12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения. Уже 20 ноября 1990 года был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот закон положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР, который прекратил свое существование в конце 1991 года. Новый пенсионный закон России признавался довольно радикальным для своего времени, с учетом острого политического и социально-экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России. В соответствии со статьей 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Соответственно, вместо прежней разветвленной и многоуровневой системы пенсионного обеспечения были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан России продолжала функционировать на основе распределительной схемы советского периода. Пенсионный бюджет пополнялся за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий. Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям.

Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию — Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. В течение 1991-1992 гг. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.

Средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации. Данная структура управления пенсионными средствами была не характерна для зарубежных пенсионных моделей, но именно она сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России. В том числе обеспечивая определенную степень защиты пенсионных капиталов в периоды финансовой и экономической дестабилизации.

Первый бюджет ПФР формировался в условиях острого кризиса неплатежей. Поэтому одним из первых практических шагов вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках в размере 6,6 млрд. рублей. Таким образом Пенсионный фонд решил проблему погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.

Уже на первом этапе работы ПФР (в 1991-1994 гг.), несмотря на многочисленные трудности, работу пенсионной системы удалось стабилизировать. Численность российских пенсионеров возросла за счет распространения новых условий пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции в первой половине 1990-х гг. привели к резкому снижению реальной покупательной способности пенсионных выплат. Чтобы не допустить обнищания пенсионеров, правительство РФ приняло решение о регулярной индексации пенсии, отдавая приоритет поддержке наименее обеспеченных граждан. В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости. Это позволило увеличить доходы пенсионеров в реальном выражении. Уже в начале 1994 года рост пенсий в России опережал рост зарплат, а средний размер пенсии превышал прожиточный минимум пенсионера. Кроме того, получатели трудовых и социальных пенсий впервые уступили лидерство в списке самых бедных категорий граждан России неполным семьям с детьми и многодетным семьям.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни наиболее уязвимой части населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России. В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции.

В 2017 году система пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации насчитывала более 43 млн пенсионеров, что составляет более половины экономически активного населения России (более 76 млн чел.). Участниками программы государственного софинансирования пенсий стали около 16 млн человек. Получателями сертификатов на семейный (материнский) капитал стали более 7 млн семей с детьми, при этом более 90 процентов из них использовали единовременную выплату на улучшение жилищных условий.

В настоящее время Пенсионный фонд России на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира. Среди зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения по взаимному пенсионному обеспечению, наибольшее количество адресатов российских пенсий проживает в Республике Беларусь, Латвии, Болгарии, Эстонии и Украине. В то же время из всех стран, с которыми у Российской Федерации пока нет подобных договоров, наибольшее количество российских пенсионеров проживает в Германии, Израиле, США, Канаде и Финляндии.

Но реформирование пенсионной системы в Российской Федерации еще далеко от завершения. В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Одна из ключевых целей Стратегии — развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования. Именно такая модель, которая внедряется в России с 1 января 2015 года, сможет обеспечивать наибольшую сбалансированность пенсионной системы страны в долгосрочной перспективе.

Пенсионный фонд России — ПФР

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — крупнейшая организация страны по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам.

Свою историю ПФР начинает от 22 декабря 1990 года, когда было принято постановление Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».

Целью создания Пенсионного фонда России стала необходимость государственного управления средствами пенсионной системы и гарантия прав граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.

Бюджет Пенсионного фонда утверждается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета России. Доля бюджета ПФР в ВВП страны составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам.

Бюджет Пенсионного фонда России

На Пенсионный фонд России возложен ряд социально значимых функций, в числе которых представлены установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий и пенсии госслужащих.

К числу таких функций также относятся выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан, как то ветераны, инвалиды, Герои Российской Федерации и другие, назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе, а также ведение системы персонифицированного учёта прав участников системы обязательного пенсионного страхования.

Также Пенсионный фонд РФ выполняет и такие социально значимые функции, как формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений, адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, реализация Программы государственного софинансирования пенсии, а также реализация международных соглашений. К слову, в настоящее время на основании международных соглашений Пенсионный фонд России осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира.

В своей деятельности Пенсионный фонд России руководствуется рядом нормативных правовых актов, с полным перечнем которых можно ознакомиться на официальном сайте фонда. Там же можно ознакомиться с содержанием каждого из них.

Законододательство

Во главе Пенсионного фонда находится Председатель Правления ПФР, должность которого с 2008 года занимает А.В.Дроздов, сменивший Г.Н.Батанова. Также эту должность ранее занимали М.Ю.Зурабов и В.В.Барчук. Первым Председателем Правления ПФР являлся А.В.Куртин. В руководство Пенсионного фонда России также входят два Первых заместителя Председателя Правления ПРФ, а также пять заместителей Председателя правления.

В структуру Пенсионного фонда входят 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 83 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, отделение в городе Байконур (Казахстан), а также около двух с половиной тысяч территориальных управлений во всех регионах России.

Сегодня в системе Пенсионного фонда занято свыше 130 тысяч работников. Высшим органом является Правление ПФР, за исполнительные функции которого отвечает Исполнительная дирекция Пенсионного фонда России. Во взаимоотношениях со страхователями, застрахованными лицами и пенсионерами, территориальные управления Пенсионного фонда Российской Федерации выступают в качестве отдельных юридических лиц.

В общей сложности Пенсионный фонд занимается выплатами пенсий для более 40 миллионов пенсионеров. Кроме того, он осуществляет социальные выплаты для 20 миллионов льготников. Также ПФР осуществляет персонифицированный учёт пенсионных прав застрахованных лиц — для более 128 миллионов граждан России.

В настоящее время стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд России составляет 22 % от фонда оплаты труда организации. С 2010 года ЕСН (единый социальный налог) был отменен, а вместо него были установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда, среди которых ПФР (Пенсионный фонд Российской Федерации), ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) и ФСС (Фонд социального страхования Российской Федерации).

С 2009 года у граждан России также появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Частью механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу является Фонд национального благосостояния России.

Пенсионный фонд России подобно другим организациям страны имеет собственный официальный сайт, где можно получить максимум полезной информации о ПФР, обратиться к материалам пресс-центра, воспользоваться рядом электронных услуг, а также ознакомиться с контактными данными.

Несомненно, особый интерес на сайте Пенсионного фонда представляют электронные услуги, часть из которых можно получить без регистрации на веб-ресурсе, для других понадобится осуществить процедуру регистрации и обзавестись личным кабинетом. Общий перечень государственных услуг, оказываемых фондом, утверждён распоряжением Правления ПФР от 25 декабря 2015 г. № 660р.

Распоряжение Правления ПФР от 25 декабря 2015 г. № 660р

На официальном сайте ПФР Вы также можете ознакомиться с материалами, адресованными гражданам и страхователям. Первые включают информацию, адресованную пенсионерам, федеральным льготникам, инвалидам, будущим пенсионерам и получателям МСК. Материалы для страхователей — это информация, адресованная работодателям и самозанятому населению.

Помимо официального сайта Пенсионный фонд располагает различными официальными группами в социальных сетях. К любой из них Вы можете перейти в том числе и с веб-ресурса ПФР. К слову, Вы также можете делиться материалами фонда, размещёнными на сайте, на своих страницах в различных соцсетях. Данные группы помогут своевременно знакомиться с новостями фонда, участвовать в обсуждениях, задавать вопросы и многое другое.

Также Пенсионный фонд России предлагает воспользоваться бесплатным мобильным приложением, доступным для платформ iOS и Android. Данное приложение позволяет воспользоваться ключевыми функциями, которые представлены в личном кабинете на официальном сайте ПФР.

Для входа в мобильное приложение понадобится ввести четырехзначный пин-код и осуществить авторизацию с помощью подтвержденной учётной записи на портале госуслуг. Подтвердить упрощенную либо стандартную учётную запись можно в офисах Почты России, Ростелекома, а также клиентских службах Пенсионного фонда.

Мобильное приложение

День основания Пенсионного фонда России

22 декабря 2013 11:49

22 декабря – день основания Пенсионного фонда Российской Федерации. Он был образован в 1990 году, когда пенсионную систему страны потребовалось реформировать в соответствии с новыми социальными и экономическими условиями. От советских времен ей достался ряд нерешенных вопросов и обязательств перед гражданами, а перестраивающаяся экономика требовала новых подходов к вопросам пенсионного обеспечения.
В первый год работы бюджет Фонда по доходам не превышал 100 млн рублей. Со временем к обязанностям ПФР добавлялись новые функции, выводившие сферу его ответственности за рамки исключительно пенсионного обеспечения.
В 1997 году в эксплуатацию была введена система персонифицированного учета пенсионных прав граждан. С тех пор все этапы трудовой деятельности, включая периоды стажа и суммы пенсионных взносов, фиксировались на индивидуальном счете, который ПФР открывал каждому работающему человеку. Система персучета позволила сократить время и в целом упростить процедуру установления пенсии, что на практике снизило нагрузку на специалистов ПФР и, самое главное, избавило клиентов Фонда от сбора дополнительных документов, например, в случаях утраты сведений трудовой книжки.
В 2002 году с введением в систему обязательного пенсионного страхования накопительного элемента – части пенсии, средства которой направлялись не на выплаты действующим пенсионерам, а сохранялись на счетах работающих граждан, – все обязанности по учету, обслуживанию и формированию пенсионных накоплений были возложены на ПФР.
В 2005 году деятельность Фонда была расширена в сторону социального обеспечения, и к выплатам пенсий добавились несколько видов ежемесячных социальных выплат, которые назначались отдельным категориям граждан.
В 2007 и 2008 годах ПФР стал администратором двух государственных социальных программ – материнского капитала и софинансирования пенсий. С 2008 года отмечается резкое увеличение бюджета ПФР по доходам и расходам. Такое же резкое по сравнению с прошлыми годами увеличение отмечено и в отношении расходов на выплату пенсий.
С 2010 года Пенсионный фонд принял на себя функцию администрирования страховых взносов работодателей, а также функцию по выплате федеральной социальной доплаты пенсионерам. С этого момента отмечается самое высокое поступление страховых взносов в ПФР, а в 2011 году этот показатель достиг максимума за все время существования Фонда.
В 2012 году ПФР осуществил первые выплаты обладателям накопительной части пенсии. На сегодняшний день их получили 3 млн пенсионеров, среди которых есть и участники Программы государственного софинансирования пенсий.
Сегодня ПФР участвует в реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России. Ключевыми направлениями на ближайшие годы станут: проведение мероприятий по реализации новой пенсионной формулы, совершенствование накопительного компонента, трансформация института досрочных пенсий.

История создания, развития Пенсионного фонда России

История создания, развития Пенсионного фонда России

Пенсионное страхование зародилось в начале двадцатого века. Стоит отметить, что в России это произошло гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. Вначале только высшие слои населения могли позволить себе пользоваться услугами пенсионного страхования, однако, после революции 1917 года все изменилось, оно опять фактически было отменено.

Это было тяжелое время, которое определило необходимость внедрения принципиально новой Пенсионной системы, которая была бы основана на конституционных правах. Введена она была в 1927 году и предусматривала не только обеспечение старости, но и прочие различные формы социального обеспечения и страхования:

• Медицинского страхования

• Санаторно-курортного лечения

• Содержание и обслуживание пенсионеров и нетрудоспособных граждан

Такая пенсионная система не имела признаков государственной пенсионной системы страхования, однако при всех своих недостатках обладала рядом существенных преимуществ. В частности, с её помощью минимальный прожиточный уровень обеспечивался в отношении всех категорий граждан.

В 1956 году в целях покрытия резко возросших расходов на компенсацию пенсий впервые в истории страны из бюджета была предоставлена дотация. Это стало ответом на закон, расширявший перечень лиц-претендентов на получении пенсии, а также двукратно увеличивший её размер для отдельных лиц.

Начиная с 1965 года право на получение пенсий по достижении определённого возраста или иным причинам было закреплено за колхозниками, спустя четыре года была введена единая система социального страхования. С увеличением количества пенсионеров поступления из пенсионного в страховой фонд возрастали.

Сами отчисления при этом представляли собой ежемесячные выплаты, размер которых традиционно соответствовал заработной плате. Примечательно, что пенсии инвалидам выплачивались из бюджета дружественных республик, из союзного фонда. Особый порядок выплат существовал в отношении военнослужащих, особенно офицерского состава: он регламентировался Советом Министров.

алогично отличались — по размерам и условиям — пенсии и работников научных учреждений. Помимо прочего, такие сотрудники вполне могли претендовать в то же время на получение пенсий на общих основаниях.

Между тем разрыв между доходной и расходной частями пенсионного бюджета увеличивался, и в 1982 году в качестве контрмеры взносы на социальное страхование были повышены. Это позволило временно выровнять соотношение, однако к 1989 году проблемы, копившиеся в недрах пенсионной системы годами, дали знать о себе с новой силой.

Их решение неизбежно предполагало проведения серии радикальных реформ, направленных главным образом на укрепление страховых принципов и окончательную интеграцию Пенсионного фонда в финансово-бюджетную систему государства.

В 1990 году в России был принят первый закон, выделяющий пенсионную страховую систему в качестве автономного образования и регламентирующий ключевые принципы её функционирования. Документ при этом категорически исключал возможность предоставления дотаций Пенсионному фонду, вполне однозначно стимулируя последний на поиск собственных источников финансирования. В тот же год, 22 декабря, был образован Пенсионный фонд как автономная финансово-кредитная структура.

Понятие и функции Пенсионного фонда России

ПФР (дата основания 22 декабря 1990г)- это один из трех внебюджетных фондов, обеспечивающих обязательное социальное страхование России, осуществляющие функции государственного страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а также координируют деятельность ПФР с Министерством труда и социальной зашиты РФ.

Направление деятельности ПФР:

• назначение и выплаты пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению.

• персонифицированный учет пенсионных прав граждан.

• формирование пенсионных накоплений и выплата средств пенсионных накоплений.

• администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

• ведение программ материнского капитала софинансирования пенсионных накоплений.

• назначение и реализация социальных выплат.

• софинансирование социальных программ субъектов РФ.

• информационно-разъяснительная работа.

Ключевые этапы истории Пенсионного фонда России

1990 — Создание Пенсионного фонда Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года для государственного управления средствами пенсионной системы.
Изначально ключевая функция ПФР — сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий.
1995 — Создание системы персонифицированного учета сведений о пенсионных правах каждого гражданина
Персональные данные накапливаются и хранятся в ПФР в электронной форме с применением современных средств защиты информации. Данные персонифицированного учета стали использоваться для назначения пенсий в 1998 году. К 2000 году работающее население страны было полностью охвачено персонифицированным учетом.
2000-2001 — создание Управлений ПФР в городах и районах
Указом президента РФ № 1709 от 27.09.2000г » О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» Пенсионному фонду передаются полномочия по выплате государственных пенсий. В целях реализации данного Указа 1 августа 2001 года создано государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Нязепетровском районе Челябинской области, объединившее уполномоченных Отделения ПФР по Челябинской области и работников отдела пенсионного обеспечения населения Нязепетровского района.
2002 — Реформа пенсионной системы
Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существующая распределительная система начисления пенсии была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в Пенсионный фонд. В обязанности ПФР наряду с индивидуальным учетом сведений о гражданах, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, вошли назначение, перерасчет,индексация всех видов пенсии и обеспечение ее своевременной выплаты, управление и контроль за инвестированием пенсионных накоплений.
2005 — Новые функции: социальные выплаты
На Пенсионный фонд возложены функции по начислению и выплате гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция назначения и выплаты ДЕМО инвалидам и ветеранам ВОВ и их вдовам.
2007 — Новые функции : материнский капитал.
Пенсионный фонд наделяется новой функцией- выдачей государственных сертификатов на материнский ( семейный) капитал и выплатой средств капитала.
2008 — Новые функции: Программа государственного софинансирования пенсии.
В октябре 2008 года ПФР начал принимать заявления от граждан о вступлении в Программу. В 2009 году стартовал второй этап, в рамках которого участники приступили к платежам на накопительную часть своей будущей трудовой пенсии.
2009- 2010 — Дальнейшее совершенствование пенсионной системы.
С 1 января 2010 года единый социальный налог заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования (сбора) взносов в ПФР и ФОМС переданы от налоговых органов Пенсионному фонду.

Международная практика развития пенсионного обеспечения

Персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования

Лекция.

ИПУ регулируется ФЗ номер «об ИПУ в системе ОПС».

ИПУ- это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица- это документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации ,допускающий обработку с помощью средств вычислительной техники в органах ПФР, содержащий сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы ПФР.

ИЛС состоит из двух частей:
1. Специальная часть ИЛС — составная часть ИЛС застрахованного лица в которой отдельно учитываются сведения о поступивших

2. Профессиональная часть ИЛС — это составная часть ИЛС застрахованного лица субъекта системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в которой отражаются сведения о суммах пенсионных взносов, уплаченных в соотвествии с договорами досрочного, негосударственного пенсионного обеспечения страхователям за застрахованное лицо за периоды его работы с вредными и тяжелыми условиями труда.

Профессиональный стаж застрахованного лица- это суммарное продолжительность периода его трудовой деятельности на рабочих местах, условия труда на которых по результатам оценки условий труда признаны вредными и опасными.

Правовую основу ИПУ составляют КРФ, ФЗ номер 27, ФЗ номер 212″О страховых взносах в ПФР, в ПСС, в ФОМС», МДРФ регулирующие отношения в данной сфере.

Цели ИПУ:
1. Создание условий для назначения страховой и накопительной пенсии в соотвествии с результатами труда каждого застрахованного лица;
2. Обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке определяющий размер пенсии;
3. Создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства;
4. Развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов ПФР;
5. Создание условий для контроля за уплаты страховых взносов застрахованными лицами;
6. Информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату страховой накопительной пенсии, определение тарифа страховых взносов ПФР;

Принципы организации ИПУ:
1. Единство и федерального характера ОПС в РФ;
2. Всеобщности обязательности уплаты страховых взносов ПФР;
3. Доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем которыми располагает ПФР;
4. Соответствие сведений о суммах страховых взносов представляемых каждым страхователям в том числе лицом самостоятельно уплачивающим страховые взносы для ИПУ;
5. Осуществление ИПУ в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица;

17. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования

Лекция.

С 2002г в России действует система обязательного пенсионного страхования(ОПС). В система ОПС формируются пенсионные права гражданина основу которых составляет страховой стаж и суммы страховых взносов которую уплачивает за работника работодатель.

С 1 января 2015г пенсионные права на страховую пенсию на индивидуальном лицевом счете(ИЛС) учитываются в годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов(пенсионных баллов).

Чтобы стать участником системы ОПС гражданину необходимо зарегистрироваться в системе персонифицированного учета пенсионных прав в ПФР. Все это регулируется ФЗ номер 27 «Об индивидуальном персонифицированном учете в ОПС».

И получить страховое свидетельство государственного пенсионного со страховым номером индивидуального лицевого счета.

СНИЛС это идентификатор персональных данных в информационном обмене всех ведомств России.

В страховом свидетельстве государственного пенсионного страхования указывают:
1. Номер страхового индивидуального лицевого счета в системе ОПС;
2. ФИО;
3. Дата и место рождения;
4. Дата регистрации в системе ОПС;
Данные, которые фиксируется на ИЛС:
1. Сведения о трудовом(страховом) стаже;
2. Количество ИПК(индивидуальный пенсионный коэффициент);
3. Сведенья о местах работы гражданина;
4. Сведенья о взносах уплачиваемых гражданином самостоятельно;
5. Сведенья о суммах государственного софинансирования(если гражданин является участником программы государственного софинансирования пенсии);
6. Состояние ИЛС обновляется ежеквартально;

СНИЛС — беззаявительный перерасчет пенсий работающих пенсионеров;

С помощью данных СНИЛС назначается страховая и накопительная пенсии. (ФЗ номер» о страховых пенсиях» и номер 424 «о накопительных пенсиях»);
С помощью СНИЛСа формируется регистры граждан имеющих право на получение:
1. Государственных и муниципальных услуг;
2. На получение социальных льгот;
3. СНИЛС является идентификатором гражданина в системе межведомственного взаимодействия;
4. С его помощью государственные ведомства могут друг у друга самостоятельно запрашивать необходимые документы для оказания различных государственных услуг и предоставления социальных льгот;

С помощью СНИЛС производится регистрация на сайте www.gosuslugi.ru где можно получить следующую информацию:
1. Бланки и информацию для получения российского и заграничного паспорта;
2. Информацию о социальной помощи;
3. Выписку из ИЛС;
4. Информацию о налогах и штрафах ГИБДД;

Как получить СНИЛС?:
1.СНИЛС оформляет в ПФР первый работодатель при приеме на работе;
2. Самостоятельно подать заявление в ПФР;
3. СНИЛС для ребенка младше 14 лет может получить один из родителей или законный представителей по месту жительства.( представить следующие документы: заявление, паспорт, свидетельство о рождении ребенка);
4. Если вам больше 14 лет вы можете получить СНИЛС самостоятельно в ПФР по месту жительства;
5. Если гражданин военнослужащий или сотрудники»силового» ведомства, получить СНИЛС можно в ПФР по месту жительства или по месту прохождения службы;
6. Служащие в гарнизонах, отдаленных от территориальных органов ПФР могут получит СНИЛС через свою войсковую часть;
СНИЛС можно получить через МФЦ по месту жительства.

В случае утраты СНИЛСа:
1. Если гражданин работает то ему необходимо обратиться в отдел кадров с заявлением о выдаче дубликата;
2. Для самозанятого населения(ИП, адвокат, нотариус, частные детективы) необходимо обратиться в ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователей с заявлением о восстановлении свидетельства;
3. Для граждан временно неработающих необходимо подать заявление в ПФР по месту регистрации(в том числе временной) или фактического проживания;
4. При смене фамилии также необходимо подать заявление в ПФР по месту регистрации или фактического проживания либо работодателю об обмене страхового свидетельства.

Министерство труда и социальной защиты РФ

Основным федеральным органом исполнительной власти, про­водящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития РФ.

В своей деятельности оно руководствуется Конституцией РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и ре­шениями Правительства РФ и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным по­становлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г.

Министерство труда и социального развития РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независи­мо от их организационно-правовой формы. В соответствии с задача­ми, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; по­вышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; наро­донаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная за­щита населения; социальное обслуживание населения; государствен­ная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защи­те населения; международное партнерство.

Министерство труда и социального развития РФ возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Прези­дент РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Пред­седатель Правительства РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.

Организация работы районных (городских) органов социальной защиты населения по назначению и выплате государственных пособий на детей. Подготовка дел получателей пос обий

Один из родителей либо лицо, его заменяющее, обращается за назначением пособий в органы социальной защиты населения по месту жительства.

В отделе ведутся журналы регистрации: нового назначения по­собий; перерасчета пособий; единовременного пособия на ребенка; доплат за прошлое время; списков для выплаты детских пособий.

Подготовка личных дел получателей пособий начинается с приема заявлений и оформления документов для назначения, пере­расчета пособий. Прием документов ведется специалистами по на­значению пособий в приемные дни и осуществляется по участко­вой системе. Участки формируются по алфавиту. У каждого спе­циалиста на участке создается картотека личных дел получателей пособий.

При приеме специалист проверяет:

1) принадлежность документов заявителю (фамилия, имя, отче­ство во всех документах должны соответствовать данным паспорта). В случае обнаружения несоответствия факт принадлежности доку­ментов данному лицу устанавливается в судебном порядке;

2) данные паспорта (они сверяются с данными, указанными в заявлении);

3) не получает ли заявитель пособие на ранее рожденных детей. При перемене места жительства делается запрос по прежнему месту жительства и выясняется, состоял ли заявитель на учете в отделе, получал ли пособие, по какое время выплачено пособие;

4) наличие в документах всех необходимых реквизитов (номер документа, дата, наименование организации, фамилия, имя, отчество, основание выдачи, подписи, печати).

После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан для назначения государст­венных пособий на детей.

Если заявитель обратился за перерасчетом пособия, то заявле­ние регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан о пе­рерасчете государственных пособий на детей.

Журнал регистрации ведется специалистом на каждом участке и содержит следующие графы: порядковый номер заявления, фами­лия, имя, отчество, адрес, год рождения получателя, дата обраще­ния, вид пособия, номер протокола, дата рождения ребенка, сумма пособия, срок назначения пособия, номер лицевого счета.

Специалистами участка назначения пособий выборочно прове­ряются данные о доходах семьи, указанные в заявлении о назначе­нии пособия в соответствии с п.54 Положения о порядке назначе­ния и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим де­тей. По итогам проверок составляются акты.

После проверки документов специалист оформляет личное дело получателя пособия. Полностью готовое дело передается на контроль главному специалисту, который после проверки подпи­сывает его и передает на подпись заведующему отделом и затем на выплату.

Специалист по выплате после приема информации распечаты­вает протокол выплаты, где указывается сумма и срок выплаты.

Далее личное дело получателя пособий отрабатывается специа­листом по контролю за выплатой, который сверяет суммы и срок выплаты, и затем возвращается на участок и ставится в картотеку.

Для усиления контроля за назначением государственных посо­бий на детей приказом по управлению создается комиссия в составе председателя, заведующего отделом, главного специалиста по на­значению, главного специалиста по выплате.

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости.

Задачи и методы контроля

В задачи контроля министерств, областных, краевых учрежде­ний социальной защиты населения входит прежде всего проверка системы организации работ с целью обеспечения наибольшей их продуктивности. При этом необходимо сочетать государственный контроль с общественным.

Работа по проверке деятельности нижестоящих учреждений со­циальной защиты способствует успешному выполнению этими ор­ганами своих функций и соблюдению норм права.

Существует два вида контроля:проверка и ревизия.

При про­веркеконтролируется организация исполнения соответствующих нормативных актов, а при ревизии — преимущественно расходование денеж­ных средств и материальных ценностей.

Проверки и ревизии не сводятся к установлению только отри­цательных фактов, их причин и виновных лиц. Главная их цель — оказание помощи подведомственным учреждениям социальной за­шиты в совершенствовании работы.

Применяются различные методы контроля:
-проверка правиль­ности назначения (перерасчетов) пенсий и пособий до оформления документов на выплату;
— постоянный предварительный контроль операций по начислению и выплате пенсий и пособий;
— выезд ра­ботников для проверки и ревизии с последующим заслушиванием отчета руководителя проверяемого отдела (учреждения, предпри­ятия) и заключения проверяющих;
— вызов руководителя для доклада или сообщения о работе;
— проведение оперативных совещаний; ана­лиз работы по поступающей отчетности и информации;
— обсуждение работы на производственных совещаниях. Все это составляет важ­нейшую часть организаторской работы органов социальной зашиты.

Подготовка к проверке (ревизии)

Проверки и ревизии проводятся по утвержденным планам.

В первую очередь выбирается объект проверки, затем определяются ее характер, объем, формы и способы. Особое внимание уделяется подготовке к комплексным проверкам и ревизиям, которые позволяют всесторонне и глубоко анализировать деятельность подконтрольных органов, шире привлекать общественность.

Комплексная проверка (ревизия) деятельности районного (го­родского) управления социальной защиты проводится, как правилом по следующему плану:

· организация работы: распределение обязанностей сотрудников; планирование и организация выполнения планов; прием представителей предприятий и граждан; рассмотрение писем граждан; учет нормативных документов;

· ведение дел получателей пособий: проверка правильности назначения пособий и их перерасчетов; эффективность контрой ля за подготовкой дел и документов; состояние делопроизводства;

· законность и правильность оформления начисления и выплаты пособий: открытия и закрытия лицевых счетов получателей пособий и записей в них; перерасчетов (продлений) пособий и документов о всех способах выплаты; удержаний из пособий и их учета;

· трудовое устройство и материально-бытовое обслуживание пенсионеров: порядок учета пенсионеров, подлежащих трудоустройству, и разработка соответствующих мероприятий;

· контроль за условиями труда инвалидов; посещение на дому пенсионеров и получателей пособий с целью оказания им помощи; содействие инвалидам в санаторно-курортном, вос­становительном лечении и других видах лечебной помощи; оказание им содействия в получении специальных транс­портных средств и протезно-ортопедических изделий; выяв­ление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в направле­нии в дома-интернаты, и осуществление контроля за этими домами.

При подготовке к проверке или ревизии проверяющие знако­мятся
-с нормативными актами, регулирующими деятельность объ­екта, намеченного к проверке; с его кадрами;
-с отчетными и опера­тивными данными, характеризующими его работу;
-с учетом и хра­нением материальных ценностей;
-с расходованием денежных средств; с документами и результатами других проверок.

Проверка (ревизия) назначается приказом. В нем указываются, помимо прочих необходимых данных, цель и срок проверки или ре­визии. На основании приказа оформляется служебная командиров­ка проверяющих.

Подготовительные действия на месте проверки (ревизии) состо­ят из беседы с руководителем проверяемого объекта по заранее раз­работанным вопросам, ознакомления с материалами, имеющимися у местных органов; уточнения плана и составления графика провер­ки; привлечения внештатных инспекторов-ревизоров, местных ра­ботников, актива из общественности; распределения работы между членами бригады.

История создания, развития Пенсионного фонда России

Пенсионное страхование зародилось в начале двадцатого века. Стоит отметить, что в России это произошло гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. Вначале только высшие слои населения могли позволить себе пользоваться услугами пенсионного страхования, однако, после революции 1917 года все изменилось, оно опять фактически было отменено.

Это было тяжелое время, которое определило необходимость внедрения принципиально новой Пенсионной системы, которая была бы основана на конституционных правах. Введена она была в 1927 году и предусматривала не только обеспечение старости, но и прочие различные формы социального обеспечения и страхования:

• Медицинского страхования

• Санаторно-курортного лечения

• Содержание и обслуживание пенсионеров и нетрудоспособных граждан

Такая пенсионная система не имела признаков государственной пенсионной системы страхования, однако при всех своих недостатках обладала рядом существенных преимуществ. В частности, с её помощью минимальный прожиточный уровень обеспечивался в отношении всех категорий граждан.

В 1956 году в целях покрытия резко возросших расходов на компенсацию пенсий впервые в истории страны из бюджета была предоставлена дотация. Это стало ответом на закон, расширявший перечень лиц-претендентов на получении пенсии, а также двукратно увеличивший её размер для отдельных лиц.

Начиная с 1965 года право на получение пенсий по достижении определённого возраста или иным причинам было закреплено за колхозниками, спустя четыре года была введена единая система социального страхования. С увеличением количества пенсионеров поступления из пенсионного в страховой фонд возрастали.

Сами отчисления при этом представляли собой ежемесячные выплаты, размер которых традиционно соответствовал заработной плате. Примечательно, что пенсии инвалидам выплачивались из бюджета дружественных республик, из союзного фонда. Особый порядок выплат существовал в отношении военнослужащих, особенно офицерского состава: он регламентировался Советом Министров.

алогично отличались — по размерам и условиям — пенсии и работников научных учреждений. Помимо прочего, такие сотрудники вполне могли претендовать в то же время на получение пенсий на общих основаниях.

Между тем разрыв между доходной и расходной частями пенсионного бюджета увеличивался, и в 1982 году в качестве контрмеры взносы на социальное страхование были повышены. Это позволило временно выровнять соотношение, однако к 1989 году проблемы, копившиеся в недрах пенсионной системы годами, дали знать о себе с новой силой.

Их решение неизбежно предполагало проведения серии радикальных реформ, направленных главным образом на укрепление страховых принципов и окончательную интеграцию Пенсионного фонда в финансово-бюджетную систему государства.

В 1990 году в России был принят первый закон, выделяющий пенсионную страховую систему в качестве автономного образования и регламентирующий ключевые принципы её функционирования. Документ при этом категорически исключал возможность предоставления дотаций Пенсионному фонду, вполне однозначно стимулируя последний на поиск собственных источников финансирования. В тот же год, 22 декабря, был образован Пенсионный фонд как автономная финансово-кредитная структура.

admin