Историко культурная экспертиза участка

В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Реестр), выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 28, 30 Федерального закона № 73-ФЗ в целях определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, земельные участки, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, подлежат государственной историко-культурной экспертизе (далее — Экспертиза).

Порядок организации, проведения Экспертизы и рассмотрения заключения Экспертизы определен в соответствии с требованиями Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 (далее – Положение).

Положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее — экспертиза), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.

Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее — заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее — договор).

В качестве экспертов привлекаются:

  1. физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы и аттестованные в качестве экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации.
  2. юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, аттестованных в качестве экспертов Министерством культуры Российской Федерации.

ИИМК РАН, как юридическое лицо, является экспертом по проведению
государственной историко-культурной экспертизы.

список экспертов

Объекты экспертизы:

  1. выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения таких объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  2. документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
  3. документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  4. документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
  5. земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если федеральный орган охраны объектов культурного наследия и орган охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации (далее — органы охраны объектов культурного наследия) не имеют данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов археологического наследия.
  6. Экспертиза проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа, либо, в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица, получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом.

  7. документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;
  8. документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.

При проведении экспертизы, заказчик представляет эксперту:

  • выписку из государственного кадастра недвижимости о земельном участке;
  • схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий
  • заключение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии данных об объектах археологического наследия, включенных в реестр, и о выявленных объектах археологического наследия на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ.

Заключение экспертизы оформляется в виде акта.

В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение).

Для принятия в установленном порядке решения на основании заключения экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия 2 экземпляра заключения экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF).

Проведенные экспертизы

По вопросам проведения экспертизы обращаться по адресу

Историко-культурная экспертиза проектной документации требуется, если строительные мероприятия или реконструкция касаются специфических объектов — предметов культурного наследия. О том, что представляет собой подобная экспертиза, кто ее осуществляет и как она проводится, расскажем в данной статье.

Что такое историко-культурная экспертиза и для чего она проводится?

Основной законодательный акт, посвященный строительству, — Градостроительный кодекс — упоминает историко-культурную экспертизу лишь вскользь в ч. 6 ст. 49, делая при этом отсылку на другой документ. Этим документом является Федеральный закон «Об объектах культурного наследия…» от 25.06.2002 № 73-ФЗ, и в нем историко-культурной экспертизе посвящен целый раздел.

Согласно указанному нормативному акту, историко-культурная экспертиза представляет собой комплекс специальных изысканий, проводимых для оценки характеристик объектов культурного достояния, а также оценки проектной документации по проведению строительных/реконструкционных работ, затрагивающих такие объекты. В частности, историко-культурное исследование проекта осуществляется с целью:

  • определения соответствия подготовленного проекта требованиям госохраны предметов культурного наследия;
  • обеспечения сохранности предметов культурного наследия при проведении земляных, строительных и прочих хозработ.

Порядок проведения этого исследования определяет Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569. Этот документ подробно объясняет правила проведения экспертизы и систему формирования платы за нее, а также определяет:

  • перечень юридических или физических лиц, которые могут быть привлечены в качестве специалистов-экспертов;
  • список документации, направляемой для проведения исследований;
  • порядок проведения исследовательской работы в рамках экспертизы;
  • правила проведения повторных экспертных изысканий.

Постановление № 569 разрешает привлекать в качестве экспертов специалистов, имеющих должные теоретические и практические знания, или организации, в штате которых числится не менее 3 указанных выше специалистов. При этом к экспертам предъявляется ряд требований:

Подпишитесь на рассылку

  1. Наличие высшего или послевузовского профобразования, либо (в редких случаях) среднего профобразования по виду выполняемой экспертной работы.
  2. Опыт экспертной деятельности не менее 10 лет.
  3. Знание российской и международной законодательной базы в области сохранности, использования и госохраны предметов культурного наследия.
  4. Навыки выполнения необходимых исследований, а также умение оформить по ним заключение и другие необходимые документы.

Чтобы иметь право осуществлять государственную историко-культурную экспертизу, эксперт должен быть соответствующим образом аттестован. Аттестацию проводит Министерство культуры России, на сайте которого (http://mkrf.ru) можно найти список аттестованных специалистов. Важно при этом помнить, что аттестация проводится именно в отношении специалиста, т. е. конкретного физического лица, а не фирмы.

В зависимости от вида исследования, экспертные работы могут проводиться как одним специалистом, так и экспертной комиссией в количестве не менее 3 экспертов. Экспертиза проектной документации на проведение мероприятий по сохранению предметов культурного достояния выполняется экспертной комиссией.

Внимание: к экспертизе не могут быть привлечены родственники, сотрудники или должники заказчика, а также эксперты, имеющие акции или доли в уставном капитале заказчика. Не могут быть привлечены и лица, преследующие какие-либо корыстные интересы, связанные с итогами исследований или решений по результатам экспертизы. Если эксперт знает о фактах, препятствующих проведению им экспертных действий, ему надлежит отказаться от работы. Если такие обстоятельства выяснятся после документирования выводов экспертизы, заключение будет считаться ничтожным. Кроме того, если выводы такого специалиста влияют на итоги работы комиссии, экспертные исследования необходимо будет проводить заново.

Порядок проведения историко-культурной экспертизы проекта

  1. Заинтересованный в проведении историко-культурных исследований заказчик выбирает специалистов для осуществления экспертной работы, заключает с ними договор, оплачивает экспертизу и предоставляет требуемую для исследования документацию. Полный перечень документов, необходимых для осуществления историко-культурной экспертизы, указан в пунктах 16, 16.1–16.3 Положения о государственной историко-культурной экспертизе. Например, при проведении исследовательской работы в отношении проектной документации, основным документом будет эта документация. Кроме того, надо будет представить подтверждение прав на исследуемый объект, документы с данными и характеристиками объекта и т. д.
  2. Итогом работы экспертов будет заключение о соответствии или несоответствии проектной документации требованиям и нормам законодательства РФ в области госохраны предметов культурного наследия.
  3. На основании заключения соответствующий региональный или федеральный госорган по охране предметов культурного наследия делает вывод о возможности проведения запрашиваемых работ.

Если госорган не удовлетворяют выводы экспертов, может быть назначена повторная экспертиза. В этом случае заказчик исследования, если он не согласен с решением госоргана, может обратиться для обжалования в суд.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Государственная историко-культурная экспертиза

Историко-культурная экспертиза проводится в рамках соблюдения Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица – то есть заказчика.

Виды экспертиз

  • Экспертиза проектов на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия

  • Экспертиза проектов зон охраны объекта культурного наследия

  • Экспертиза выявленных объектов культурного наследия для включения в реестр

  • Экспертиза документов, обосновывающих исключение объектов культурного наследия из реестра

  • Экспертиза документации или разделов документации, обосновывающих меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия

  • Экспертиза земель, подлежащих воздействию работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации

  • Экспертиза документации о выполненных археологических полевых работах

  • Экспертиза документов, обосновывающих изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия

  • Экспертиза документов, обосновывающих отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, к особо ценным объектам культурного наследия

Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы устанавливает Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» (с изменениями и дополнениями).

При проведении историко-культурной экспертизы эксперты в договорные сроки рассматривают представленную проектную документацию, представленные документы, проводят историко-архитектурные, архивные, историко-градостроительные и иные необходимые исследования, результаты которых излагают в заключении историко-культурной экспертизы.

Принципы проведения историко-культурной экспертизы

Историко-культурная экспертиза проводится на основе принципов:

  • научной обоснованности, объективности и законности;

  • презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности;

  • соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия;

  • достоверности и полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу;

  • независимости экспертов;

  • гласности.

Заключение историко-культурной экспертизы

В соответствии с вступившими в силу изменениями в Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» заключение историко-культурной экспертизы оформляется в электронном виде на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF) и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью каждого работника (эксперта), проводившего исследование, и усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица. Каждая страница заключения экспертизы нумеруется.

Заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором указываются:

а) дата начала и дата окончания проведения историко-культурной экспертизы;

б) место проведения историко-культурной экспертизы;

в) заказчик историко-культурной экспертизы;

г) сведения об эксперте (экспертах):

фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты решения уполномоченного органа по аттестации экспертов на проведение экспертизы с указанием объектов экспертизы — для физического лица;

полное и сокращенное наименование организации, ее организационно-правовая форма, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, а также фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты решения уполномоченного органа по аттестации экспертов на проведение экспертизы с указанием объектов экспертизы — для юридического лица;

д) информация о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперт (эксперты) несет ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении историко-культурной экспертизы;

е) цели и объекты историко-культурной экспертизы;

ж) перечень документов, представленных заявителем (при значительном количестве документов их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);

з) сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты историко-культурной экспертизы (если имеются);

и) сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов;

к) факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований (при значительном объеме информации факты и сведения излагаются в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения историко-культурной экспертизы );

л) перечень документов и материалов, собранных и полученных при проведении историко-культурной экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы (при значительном количестве документов и литературы их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения историко-культурной экспертизы);

м) обоснования вывода историко-культурной экспертизы;

н) вывод историко-культурной экспертизы в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 20 Положения о государственной историко-культурной экспертизе;

о) перечень приложений к заключению историко-культурной экспертизы;

п) дата оформления заключения экспертизы, являющаяся датой его подписания экспертом, индивидуально проводившим экспертизу, или членами экспертной комиссии.

К Акту государственной историко-культурной экспертизы прилагаются:

а) приложения, указанные в заключении историко-культурной экспертизы;

б) копии протоколов заседаний экспертной комиссии (если имеются);

в) документы, представленные заказчиком экспертизы, или их копии (п.16 Положения);

г) копии документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы (если имеются);

д) иные документы и материалы по усмотрению эксперта, индивидуально проводившего историко-культурную экспертизу, или председателя экспертной комиссии.

Экспертная организация, Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, или председатель экспертной комиссии оставляет у себя на хранении копию заключения государственной историко-культурной экспертизы с прилагаемыми к нему документами и материалами.

Историко-культурная экспертиза и ее цели

В заключении государственной историко-культурной экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы:

а) об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение):

-включения объекта культурного наследия в реестр (Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).

Эксперты при проведении данной экспертизы проводят комплекс необходимых исследований, обосновывающих обладание объекта историко-культурной экспертизы признаками объекта культурного наследия, установление историко-культурной ценности объекта экспертизы с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры, присвоение категории историко-культурного значения.

По результатам проведенной историко-культурной экспертизы уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия принимается решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения или об отказе от включения указанного объекта в реестр;

определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия:

В заключении государственной историко-культурной экспертизы отражаются результаты проведенного экспертом комплекса исследований о присвоении объекту экспертизы одной из категорий историко-культурного значения в соответствии со ст. 4 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями):

  • объект культурного наследия федерального значения, к вышеуказанному относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

  • объект культурного наследия регионального значения, к вышеуказанному относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, к вышеуказанному относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

-исключения объекта культурного наследия из реестра.

Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения. (Статья 23 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации:

1) в отношении объекта культурного наследия федерального значения — по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы;

2) в отношении объекта культурного наследия регионального значения — по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения — согласованного с органом местного самоуправления).

-изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

В целях определения необходимости и целесообразности изменения уже присвоенной категории объекта проводится государственная историко-культурная экспертиза. Заключение историко-культурной экспертизы проводится и выдается за подписью 1 аттестованного эксперта.

-отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;

Объекты федерального значения могут быть отнесены к особо ценным или к объектам мирового культурного наследия. Данный статус может быть присвоен объекту культурного наследия только после проведения государственной историко-культурной экспертизы

б) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) проведения земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ при определении отсутствия или наличия выявленных объектов археологического наследия на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ;

в) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ;

г) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия:

-требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия;

-требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места;

-требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

-установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия и особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия;

Зоны охраны объекта культурного наследия (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта) либо объединенная зона охраны, обеспечивающая сохранность нескольких объектов культурного наследия устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде.

Необходимый состав зон охраны определяется проектом зон охраны, проектом объединенной зоны охраны.

В целях определения соответствия требований государственной охраны объектов культурного наследия проводится государственная историко-культурная экспертиза.

Экспертная комиссия рассматривает:

-соответствие разработанной проектной документации нормативным правовым актам в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, градостроительства и земельных отношений;

— обеспечение сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде на сопряженной с ними территориях;

-обеспечение научной обоснованности предлагаемых проектных решений.

-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

В целях определения соответствия проектной документации требований государственной охраны объектов культурного наследия проводится государственная историко-культурная экспертиза. Проектная документация должна быть разработана в соответствии с заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

Комиссия экспертов проводит историко-архивный, историко-архитектурный и инженерно-технический анализ в объеме, достаточном для обоснования вывода государственной историко-культурной экспертизы.

Выводом заключения историко-культурной экспертизы является соответствие (положительное заключение) или не соответствие (отрицательное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия и рекомендацию экспертов о согласовании проектной документации в порядке, установленном действующим законодательством.

-установления защитной зоны объекта культурного наследия.

Защитные зоны объектов культурного наследия — это территории, которые прилегают к памятникам и ансамблям, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия. В пределах защитных зон запрещено строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Если памятник расположен в границах населенного пункта, граница его защитной зоны будет установлена на расстоянии 100 м от внешних границ территории памятника. Для памятников, расположенных вне населенных пунктов, защитная зона увеличена до 200 м. Что касается ансамблей, для них эти показатели составляют 150 м и 250 м соответственно.

Если у объекта культурного наследия нет утвержденных границ, границы защитной зоны объекта, расположенного в пределах населенного пункта, устанавливаются на расстоянии 200 м от внешней стены памятника либо от общего контура ансамбля, образуемого соединением точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. Для случаев, когда объект культурного наследия расположен не в населенном пункте, граница защитной зоны возрастает до 300 м.

Изменение границы защитной зоны объекта культурного наследия, установленной на расстоянии, отличном от предусмотренных законом расстояний, может быть согласовано органом охраны объектов культурного наследия на основании проекта защитной зоны объекта культурного наследия, получившего положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.

Историко-культурная экспертиза – согласование органа охраны объектов культурного наследия

Для принятия в установленном порядке решения на основании заключения историко-культурной экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия заключение экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF), подписанного усиленными квалифицированными электронной подписями.

Орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 рабочих дней со дня получения заключения историко-культурной экспертизы рассматривает его вместе с прилагаемыми к нему документами и материалами, предусмотренными пунктом 26 Положения о государственной историко-культурной экспертизе.

Орган охраны объектов культурного наследия в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения государственной историко-культурной экспертизы размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для общественного обсуждения.

В течение 15 рабочих дней со дня размещения Акта государственной историко-культурной экспертизы в адрес органа охраны объектов культурного наследия на официальный сайт могут поступать предложения от общественности. Госорган в установленном порядке обязан зарегистрировать поступившие предложения. Датой поступления предложений считается дата регистрации обращения в органе охраны объектов культурного наследия.

Орган охраны объектов культурного наследия, разместивший заключение экспертизы, в течение 10 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте в сети «Интернет» размещает сводку зарегистрированных предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения государственной историко-культурной экспертизы, с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия.

Орган охраны объектов культурного наследия обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения размещенных заключений историко-культурной экспертизы.

По результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых к нему документов и материалов, а также предложений, поступивших во время общественного обсуждения, орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы.

В случае несогласия с выводами заключения историко-культурной экспертизы орган охраны объектов культурного наследия уведомляет об этом заказчика письменно с указанием мотивированных причин несогласия. К причинам несогласия относятся:

-несоответствие заключения экспертизы законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия;

-истечение 3-летнего срока со дня оформления заключения историко-культурной экспертизы;

-выявление в отношении эксперта, подписавшего заключение экспертизы, обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 Положения № 569 «О государственной историко-культурной экспертизе;

-нарушение установленного порядка проведения государственной историко-культурной экспертизы;

-представление для проведения экспертизы документов, указанных в пункте 16 вышеуказанного Положения, содержащих недостоверные сведения.

Уведомление органа охраны объектов культурного наследия о несогласии с заключением экспертизы вручается заказчику. В соответствующем органе охраны объектов культурного наследия хранится экземпляр заключения экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF), а также копия уведомления.

В случае несогласия органа охраны объектов культурного наследия с заключением экспертизы по причинам, предусмотренным пунктом 30 Постановления Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе», заказчик вправе заново представить в указанный орган заключение экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в уведомлении.

В случае несогласия с заключением экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную историко-культурную экспертизу в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».

Эксперт, подписавший заключение экспертизы (за исключением эксперта, подписавшего его с пометкой «особое мнение»), не вправе участвовать в проведении повторной экспертизы.

Контрольная работа. Задания 1-7 ЕГЭ

ФИ___________________________________________

(1)Определение степени ценности архитектурного наследия старинных городов имеет основополагающее значение при решении вопросов их современной застройки. (2) в зависимости от такого исследования город подлежит либо сохранению и специальной реставрации (Суздаль, Хива), либо, если наследие скромно, реконструкции. (3)Таким образом, именно указанная экспертиза безвозвратно определяет архитектурную судьбу города.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) От результатов экспертизы архитектурного наследия зависит, будет ли город сохранён и отреставрирован или же будет реконструирован и застроен современными зданиями.

2) При реконструкции и современной застройке старинные города часто становятся безликими.

3) Суздаль и Хива были сохранены и специально отреставрированы, так как это города-музеи.

4) Архитектурные судьбы городов определяет экспертиза ценности их архитектурного наследия.

5) Ценность архитектурного наследия старинных городов играет важную роль в планировании их современной застройки.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Между тем Вопреки этому, Вероятно, Ведь Однако

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВОПРОС. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ВОПРОС, -а, м.

1) Словесное обращение, требующее ответа. Задать в.

2) Та или иная задача, требующая решения, проблема. Поднять в.

3) Дело, зависящее от чего-н. В. чести.

4) разг. Нечто неясное, до конца неизвестное. Поедем мы туда или нет – это ещё большой в.

(1)Природные заказники были созданы для того, чтобы способствовать сохранению целостности и восстановлению отдельных природных компонентов. (2) владения заказника частично вовлекаются в хозяйственный оборот, однако не в ущерб редким или промысловым животным, растениям, которые требуется сохранить на конкретной площади. (3)Так, например, если озеро находится на территории заказника, то в нём нельзя ловить рыбу, но воду из него можно потреблять для бытовых нужд.

4. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Назначение заказников — сохранение целостности, восстановление природных компонентов, поддержание общего экологического баланса, поэтому вовлечение их владений в хозяйственный оборот без ущерба природным компонентам, которые необходимо сохранить, невозможно.

2) Назначение заказников — сохранение целостности и восстановление природных компонентов, поэтому вовлечение их владений в хозяйственный оборот возможно только при отсутствии ущерба природным компонентам, которые необходимо сохранить.

3) Вовлечение владений заказников в хозяйственный оборот возможно только при отсутствии ущерба природным компонентам, которые необходимо сохранить, ведь назначение заказников состоит в сохранении целостности и восстановлении природных компонентов.

4) Природные заказники были созданы для того, чтобы восстановить отдельные природные компоненты, поэтому если озеро находится на территории заказника, то рыбу в нём ловить нельзя.

5)В последние десятилетия владения природных заказников на территории Российской Федерации всё чаще вовлекаются в хозяйственный оборот, причём в ущерб редким или промысловым животным, растениям, которые требуется сохранить на конкретной площади.

5. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении текста?

Тем не менее А Во-первых, При этом Вместе с тем

6. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕДКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. РЕ́ДКИЙ

2. Расположенный на большом расстоянии друг от друга. Редкие станции.

3. Состоящий из отдалённых друг от друга моментов. Редкие выстрелы. Р. пульс.

7. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

красИвейший тортЫ каталОг ворвалАсь бАнты

8. нет новостЕй клалА начАвшись кормЯщий пОчестей

9. звонИм оптОвый нАчал цемЕнт Арбуз

10. плодонОсить сверлИт прИнятый ждалА углубИть

11. досУха щемИт бАнты бОроду Отрочество

12. сОрит занялА определЁн знАчимость оглЯнется

13. довезЁнный вручИт сорвалА катАлог донЕльзя

14. озлОбить отозвалАсь нАчавшись донЕльзя принЯвшись

15. зАсветло партЕр прИнял тубдиспАнсер некролОг

16. шАрфы слИвовый опломбИровать красИвейший доскА

17. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.

В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от ВОСХОДА до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.

Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.

Проведение этапа «Формулы-1» было под вопросом даже за неделю до старта ГОНОЧНОГО турнира.

18. Учёный был ЗАЧИНАТЕЛЕМ физики твёрдого тела и физики низких температур в Кембридже.

Перед нами был некогда ДОБРОТНЫЙ офицерский дом с парком и фонтанами, с видом на Неву.

Нет, у неё не совсем зелёные глаза, у неё такие… зеленовато-карие, БОЛОТИСТОГО цвета.

Юрка выгреб всю имеющуюся в его карманах скудную НАЛИЧНОСТЬ, но этого было мало для совершения желанной сделки.

Приз ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий достался самой молодой участнице творческого конкурса.

19. А. Н. Радищев в прозе и стихах обращается к сокровищнице народного творчества и народного языка, поэтому его можно считать ЗАЧИНАТЕЛЕМ того процесса, который нашёл своё завершение в произведениях А. С. Пушкина.

Состоявшаяся международная встреча ещё раз подтвердила ЭФФЕКТНОСТЬ работы российских дипломатов.

Новая эстетика, которая возникла в творчестве художников-авангардистов, КОРЕННЫМ образом изменила прежние греко-римские представления о художественной ценности искусства.

Лидер должен быть обаятельной, яркой, ЦЕЛЬНОЙ личностью.

Детские врачи рекомендуют переводить ребёнка на ИСКУССТВЕННОЕ питание с десятимесячного возраста.

20. В Охотском море завершилась СПАСИТЕЛЬНАЯ операция МЧС по выводу судов из ледового плена.

Роза Львовна поднялась с кресел и ЦАРСТВЕННОЙ походкой направилась к двери.

Леша ОДЕЛ младшую сестрёнку, и они отправились встречать папу с работы.

Усадьба была окружена высокой КАМЕННОЙ оградой.

В течение года план развития производства ПРЕТЕРПЕЛ значительные изменения.

21. Самое удивительное, что я никак не могу написать его СЛОВЕСНЫЙ портрет.

Лицо его очень выразительно: аристократичный, ХИЩНЫЙ, длинный и горбатый, самый что ни на есть орлиный нос, высокие скулы, глубокие глазницы.

Инфекция ослабляет СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма и повышает риск нового заболевания.

Милосердие — это большая тема, которая находит ОКЛИК в сердце любого человека.

Крымов не делал РАЗЛИЧИЯ между Добролюбовым и Лассалем, Черны- шевским и Энгельсом.

22. Сотрудники лесничества и пожарные совместными усилиями потушили разгоревшийся в БОЛОТИСТОЙ местности крупный природный пожар.

Известный режиссёр снял навеянный АВТОБИОГРАФИЧЕСКИМИ мотивами фильм — групповой портрет своего поколения.

Известный режиссёр ощущал НЕТЕРПИМУЮ потребность передавать опыт молодым актёрам и поэтому создал свой театр.

ДЛИТЕЛЬНОЕ пребывание на воздухе оказывает благотворное влияние на человека

23. Не так легко было найти выход из ЗАТРУДНЁННОГО положения, в котором мы все оказались.

В ИГОРНОМ зале казино было уже много людей.

В процессе реформы хозяйственной системы Китая КОРЕННЫЕ перемены затронули и рынок страхования.

Несмотря на учёную степень, мой собеседник оказался редкостным НЕВЕЖДОЙ, мало что знающим в области науки.

Вот БОЛОТИСТАЯ речонка, никак не знаешь, где перейти.

24. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ распределение денег в семье помогает делать крупные покупки.

ОТБОРОЧНЫЕ соревнования назначены на март.

Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ взглядом пошла навстречу гостю, что у него сердце забилось от радости.

Товары этой известной фирмы пользуются неизменным ПОКУПАТЕЛЬСКИМ

спросом.

Мы были поражены БЕДСТВЕННЫМ положением наших новых соседей.

25. ДЛИТЕЛЬНЫЙ кашель у ребёнка нередко является симптомом серьёзного заболевания.

В БОЛОТИСТОЙ почве содержится мало кислорода и питательных веществ, необходимых растениям.

Обширные территории Сибири и Дальнего Востока расположены в зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты.

К негативным ЭКОЛОГИЧНЫМ факторам относятся химическое загрязнение воды и уничтожение зелёных насаждений.

Неясный свет, ЗЛОВЕЩИЙ и холодный, то утихал, то разгорался.

26. Ефим тоже растерялся и второпях – от благодарности – слишком ЗАНИЗИЛ цену.

Хозяйка собиралась выделить в новой квартире КОМФОРТАБЕЛЬНУЮ комнату для гостей.

Скудные ресурсы подошли к концу, и мы решили сделать остановку в ближайшем порту, чтобы ПОПОЛНИТЬ нехватку продовольствия.

Современная концепция создания автомобильного кузова ПРЕТЕРПЕЛА значительные изменения.

ОТЛИЧИЕ нового способа укладки пола от ранее известных кажется на первый взгляд несущественным, но значительно облегчает работу.

27. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

закрепил более НАДЁЖНЕЕ старые ПАСПОРТА ЛЯГТЕ на спину

саженцы ЯБЛОНЬ забрать из ЯСЛЕЙ

28. у ОБОИХ учеников ВЕКТОРЫ движения ЛЖЁТЕ в ТЫСЯЧУ девяностом году день ИМЕНИН

29. ДЛИННЕЕ ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее ЗАМОРОЗКОВ на ОБОИХ берегах

старых БАСНЕЙ

30. много ОБЛАКОВ пара БОТИНОК хорошо ПРОПОВЕДОВАЕТ

ПОЕЗЖАЙ к бабушке с ДВУМЯСТАМИ бойцами

31. ЗАЖЖЁТСЯ свет пара ЧУЛОК МЕНЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

СЕМЬЮСТАМИ рублями ПРИЙДУ

32. пакет ПОМИДОРОВ опытные ДОКТОРА килограмм СОСИСЕК

в ИХ отчёте выглядеть МОЛОЖЕ

33. вдоль ПОБЕРЕЖЬЕВ ШЕСТЬЮСТАМИ письмами

подписанные ДОГОВОРЫ КЛАДИТЕ аккуратнее БОЛЕЕ КРУПНАЯ рыба

34. СТРИЖЁТ клиентов ПЯТЬСОТЫЙ заказ две пары БОТИНОК

БЛИЖАЙШАЯ станция нет ВРЕМЕНИ

35. ночные ВЫЗОВА ПОЕЗЖАЙТЕ в Крым

не более ПОЛУТОРА метров ПЕЧЁТ ватрушки нет ПОГОН

36. к ВОСЬМИСОТОМУ году НАПОИВ чаем в ДВУХСТА экземплярах

голос ЗВОНЧЕ стебли ГЕОРГИНОВ

37. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.

2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.

3) Познакомившись со статьёй учёного, задумываешься о вещах, на которые раньше не обращал внимания.

4) Все, кто изучали процесс развития языка, знают о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.

5) Отец часто говорил, что очень любит шахматные соревнования и ловить рыбу.

6) А.П. Чехов писал о том, что в человеке всё должно быть прекрасно.

7) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».

8) Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием.

9) В стихотворении А. Ахматовой «Мужество», написанном в феврале 1942 года, выражена гражданская позиция.

38. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) В домах, площадях, парках было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.

2) Не размышляя ни секунды, Федя бросился наперерез велосипедисту, ехавшему прямо на маленькую Дашу.

3) Небольшой лесок рядом с деревней, крошечный пруд за огородом, маленький бабушкин дом – всё это казалось Николеньке огромным, полным приключений миром.

4) Отец пообещал, что по прибытию из командировки непременно расскажет во всех подробностях, что видел за границей.

5) Все те, кто нашёл в себе силы сопротивляться злу по отношению к человеку, не допустит жестокости и по отношению к природе.

6) Когда каждый высказал свою точку зрения, нами, взвесив все за и против, было принято компромиссное решение.

7) Д.С. Лихачёв пишет, что «интеллигента можно узнать по отсутствию в нём агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения».

8) Всякого, кто был в тот памятный день на вечере Анны Дмитриевны, поразило роскошное убранство её дома.

9) Подумав немного, профессор сказал, что даже я, будучи опытным хирургом, не готов взяться за такую сложную операцию, и стало ясно, что мне, только начинающему свою практику доктору, не справиться.

39. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Благодаря героизма людей катастрофа была предотвращена.

2) Для человека, привыкшего к чтению, оно становится необходимейшей потребностью.

3) Посетители удивлялись и хвалили изобретательность мастера.

4) Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете.

5) Все, затаив дыхание, слушали радиопередачу.

6) Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а также флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

7) М.Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище – поэму «Демона».

8) Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.

9) В турнире участвовали представители многих стран: Австрии, Венгрии, России, Румынии.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.

2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.

4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.

5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.

6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики.

7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

9) Употребляя букву » ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции

Задания 1-7

№ п/п

Правильный ответ

ведь

Приэтом

торты

клала

арбуз

плодоносить

досуха

сорит

каталог

начавшись

тубдиспансер

опломбировать

нестерпимого

болотного

эффективность

спасательная

отклик

нестерпимую

затруднительного

экономное

экологическим

восполнить

надёжно

тысяча

басен

проповедует

приду

сосисок

побережий

пятисотый

вызовы

двухстах

39 81743

В соответствии со ст. 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) земельные участки, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных, работ по использованию лесов и иных видов работ подлежат проведению государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 Федерального закона, осуществляются при отсутствии на данной территории трех категорий объектов:
— объектов культурного наследия, включенных в реестр (федерального, регионального и местного (муниципального) значений);
— выявленных объектов культурного наследия;
— объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В случае, если орган охраны объектов культурного наследия не располагает сведениями об отсутствии на испрашиваемом участке выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, то должны быть выполнены требования, установленные согласно статьями 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона.

В случае, если орган охраны объектов культурного наследия не располагает сведениями об отсутствии на испрашиваемом участке выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, то должны быть выполнены требования, установленные согласно статьям 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона.

Исследование земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, проводится в рамках государственной историко-культурной экспертизы. Таким образом, заказчик проведения работ по хозяйственному освоению, в целях проведения государственной историко-культурной экспертизы земельного участка, должен обратиться к эксперту, получившему аттестацию Минкультуры России.
Списки аттестованных экспертов размещены на сайте Минкультуры России (Главная > Министерство > Департаменты > Департамент государственной охраны культурного наследия > Аттестация экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы > Аттестованные эксперты). Государственный эксперт должен иметь аттестацию — «земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению».
По вопросу проведения государственной историко-культурной экспертизы также можно обратиться в организации, уставными целями деятельности которых является проведение археологических полевых работ, и в трудовых отношениях с которыми состоят аттестованные эксперты.
Такими организациями являются, в том числе,
ФГБУН Институт археологии Российской академии наук (117036, Москва, ул. Дм. Ульянова, 19, т. (499) 126-47-98),
ООО «ЦАИ «Куликово поле» (Московская область, г. Подольск, пр-кт. Ленина, д.47, 142106, т. (4967) 63-19-51),
ООО «Столичное археологическое бюро» (г. Москва, ул. Ильинка, д. 4, офис 226, т. 8(495)234-31-75),
ООО «»Археологические изыскания в строительстве» (109052, Москва, Лужнецкая наб., д. 2/4, офис 406),
МБУ «Коломенский археологический центр» (140400, Московская область, г. Коломна, ул. Кремлевская, 5).

admin