Источники международного экологического права

Нормы международного права и международные договора как источники экологического права.

Под источниками права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть сформулировано в виде закона, указа, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме.

Международные источники экологического права выражают волю участников международных экологических отношений и существуют в виде общепризнанных принципов и норм, договоров и конвенций, резолюций и протоколов международных организаций и конференций.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются, согласно Конституции России, составной частью ее правовой системы и в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Этот принцип закреплен и в экологическом законодательстве. Согласно ст. 82 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 79 Конституции РФ).

29.4. Источники экологического права

Такие международные договоры, касающиеся вопросов экологии, являются источниками экологического права.

Одними из первых международно-правовых актов, направленных, в том числе, и на защиту окружающей среды, являются многосторонние договоры, запрещающие или ограничивающие испытания оружия массового поражения. К их числу можно отнести Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения (1971 г.) и другие.

Разновидностью международных договоров являются конвенции. Примерами их служат Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.),Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Конвенция об охране озонового слоя (1985 г.), Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.) и ряд других.

Кроме того, Россия заключила двусторонние договоры в сфере экологии с такими странами как США, Франция, Германия, Швеция, Финляндия и т.д. Заключены также природоохранные соглашения о сотрудничестве с КНР, Индией, Республикой Корея и Испанией, а также рядом стран СНГ. По некоторым данным в настоящее время Россия участвует в более чем 70 многосторонних международных договорах, конвенциях и соглашениях об охране окружающей среды.

Вопрос 98 Понятие, принципы и источники международного экологического права

Под источниками ЭП понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. МЭП представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами МП по поводу охраны окружающей среды, рационального ресурсопользования, обеспечения экологических прав человека и экологической безопасности.

Все источники МЭП принято подразделять на два вида:

— закрепляющие действующие международно-правовые принципы и нормы то есть обязательное право;

— содержащие необязательные правила, нуждающиеся в особом характере и способах имплементации то есть рекомендательное право.

Источники "твердого" права в свою очередь, делятся на МД, международно-правовые обычаи и принятые единогласно резолюции ООН. Предметом регулирования являться либо общие вопросы защиты окружающей среды, либо защита отдельных объектов Мирового океана, атмосферы, Земли и околоземного космического пространства.

Источники экологического права

Выработано три основных подхода к решению экологических проблем посредством заключения международных договоров.

Все три подхода обладают своими привлекательными чертамив глазах различных групп государств.

Первый подход наиболее приемлем на субрегиональном уровне, позволяя сконцентрировать усилия ограниченного круга государств, испытывающих сходные или идентичные экологические трудности.

Второй — требует принятия юридически обязательных правил и норм поведения государств, но не должен рассматриваться как своего рода ограничение государственного суверенитета. При этой процедуре государства, осуществляя на практике свои суверенные права, делегируют часть своей суверенной компетенции наднациональному органу, как они это часто делают при вступлении в Международные межправительственные организации. Одновременно это позволяет государствам даже расширить область своего суверенитета за счет аналогичных действий со стороны других стран, являющихся членами таких органов и организаций.

Третий подход в наибольшей степени отвечает интересамтех государств, которые желают сохранить за собой максимально возможный объем суверенитета. В этом случае так называемый "международный интерес" представляет та или иная международная организация,

Особой чертой этого третьего подхода является также и то, что он направлен главным образом на "управление" исчезающими природными ресурсами, а не на выработку общих принципов международного права.

Международно-правовой обычай также продолжает играть роль источника МЭП, поскольку многие вопросы охраны и защиты окружающей природной среды в целом и отдельных ее объектов продолжают оставаться неурегулированными с помощью МД.

Примерами источников "мягкого" права могут служить Стокгольмская декларация принципов Конференции ООН по окружающей человека среде 1972г., Всемирная стратегия охраны природы 1980г., Всемирная хартия охраны природы 1982г., Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию 1992г., и др.

Принципы экологического правасоставляют основу рассматриваемой отрасли, а их соблюдение может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей деятельности по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечению экологической безопасности.

Международное экологическое право основано как на общих принципах права, так и на принципах данной отрасли. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

— соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;

— обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;

— научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

— охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

— платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде;

— независимости контроля в области охраны окружающей среды;

— презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

— обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

— обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

— учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

— приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

— допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

— обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Приведенный перечень принципов не является ни исчерпывающим, ни полным. Процесс формирования принципов экологического права продолжается параллельно с совершенствованием и дальнейшим развитием международного экологического законодательства.

Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 185 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Нормы международного права как источники экологического права.

1. Конституционные основы экологического права.

Конституционные нормы являются основой развития всего законодательства, в том числе и экологического. Конституция имеет высшую юридическую силу.

В конституциях большинства европейских государств экологическая концепция сформулирована в самостоятельных главах или статьях конституций: Франция, Швейцария, Португалия, Греция.

Республика Беларусь объявила себя правовым социальным государством, высшей ценностью которого является человек, его права, свободы.

Так, в соответствии с нормами Конституции всем предоставлены равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантируется равная защита и равные условия. Недра, воды, леса, земли сельскохозяйственного назначения составляют исключительную государственную собственность. Но эти природные объекты и ресурсы могут быть использованы в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Целый ряд статей Конституции касается экологических прав и гарантий граждан. Так, ст. 40 провозглашает, что каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы. Исходя из смыслу этой статьи, гражданам предоставлено право получать любую информацию, в том числе и о состояния окружающей среды. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассматривать обращения и давать ответ по существу в определенный законом срок.

Согласно ст. 44 Конституции осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 46 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов и в целях защиты и улучшения условий жизни общества, а также охраны и восстановления окружающей среды.

Согласно ст. 55 Конституции охрана природы – это долг каждого человека.

Т.о. государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

2. Законы Республики Беларусь, Декреты и указы Президента как источники экологического права.

Источниками экологического права являются законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Закон – это нормативный акт высшего законодательного органа, обладающий высшей юридической силой, которому должны соответствовать другие акты органов государства.

В экологическом праве основным законом является Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 г. Этот закон устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду. Ведущим принципом, направленным на решение задач об охране окружающей среды, Закон называет научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества. Реализация этого принципа обеспечивается путем установления нормативов качества окружающей среды, например, установление предельно допустимого химического, физического, биологического воздействия, предельно допустимых концентраций химических веществ в воздухе, воде, почве), установления требований к хозяйственной деятельности, влияющей на состояние окружающей среды, например проведение государственной экологической экспертизы хозяйственной деятельности, влияющей на состояние окружающей среды, установление для предприятий нормативов предельно допустимых сбросов, выбросов вредных веществ в атмосферу, лимитов на природопользование) .

В Республике действуют 4 кодекса, определяющие порядок и условия использования и охраны природных объектов: Кодекс о недрах от 15.12.1997 г, Кодекс о земле от 0.01.1999 г., Водный кодекс от 15.07.1998 г., Лесной кодекс от 14.07.2000 г. А также ряд законов: Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» от 20.10.1994 г., Закон Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира» от 19.09.1996 г., Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» от 15.04.1997г., Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» от 18.06.1993 г., Закон Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог) от 23.12.1991 г., Закон Республики Беларусь « Об отходах» от 23.11.1993 г., Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 23.11.1993 г., Закон Республики Беларусь « О здравоохранении» от 18.06.1993 г., Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения» от 05.01.1998 г., Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 05.01.1998 г., Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС» от 12.11.1991 г., Закон Республики Беларусь «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности В РБ» от 26.11.1993 г., Закон Республики Беларусь «О сертификации продукции, работ и услуг» от 05.09.1995 г.

Экологические правоотношения регулируются также Гражданским кодексом, Уголовным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и рядом других.

Согласно ст. 101 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь имеет право издавать временные декреты, имеющие силу закона. Таким примером является Декрет Президента РБ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14.07.2003 г. №17, которым устанавливаются виды лицензируемой деятельности в сфере природопользования.

Источниками экологического права являются также указы Президента. Например, в сфере регулирования экологических правоотношений действует Указ Президента Республики Беларусь от 24 марта 1995 г. №121 «О реализации на территории Республики Беларусь системы раннего предупреждения, обеспечивающей радиационный мониторинг в районах, прилегающих к действующим атомным электростанциям».

3. Постановления Правительства, нормативные акты министерств, государственных комитетов и местных органов власти и управления как источники экологического права.

Постановления правительства Республики Беларусь имеют обязательную юридическую силу на всей территории государства.

Правительственные нормативно-правовые акты в области экологического права по содержанию можно классифицировать на ряд видов.

1. Одни из них подробно определяют правовое положение природных объектов, ресурсов, их отдельных элементов:

— Положение об охоте и ведении охотничьего хозяйства на территории Республики Беларусь, утвержденное Постановлением Правительства от 30 декабря 1997 г.;

— О государственных кадастрах природных ресурсов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 1993 г. №248.

— О создании Национальной системы мониторинга окружающей седы в Республике Беларусь.

Международные источники экологического права

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 1993 г..№247.

2. Другие определяют порядок предоставления природных объектов и ресурсов в пользование:

— Об утверждении положения о лицензировании промыслового лова рыбы и добычи водных беспозвоночных: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. №1370;

— Об утверждении положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. №1371;

— О ставках экологического налога, лимитах добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Постановление СМ РБ от 17 января 2001 г. №62.

3. Третьи вводят особый режим пользования и охраны отдельных категорий и групп, элементов окружающей среды:

— Об учреждении Книги редких и находящихся по угрозой исчезновения видов животных и растений Белорусской ССР – Красной книги Белоруской ССР, Постановление Совета Министров Белорусской ССР, от 28 июня 1979 г.

Источниками экологического права выступают также нормативные акты министерств и государственных комитетов. Они имеют общеобязательную силу для всех природопользователей, на которых распространяется их действие.

К числу источников экологического права относятся также решения местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Эти решения могут приниматься по вопросам распоряжения, контроля за использованием находящихся в ведении местного совета земель, недр, вод, лесов, охотничьих и рыбных угодий, а также других природных ресурсов. Широкие полномочия местным Советам депутатов, местным исполнительным и распорядительным органам предоставлены в решении вопросов обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности населенных пунктов.

4. Нормы международного права как источники экологического права.

Природа не признает государственных и административных границ и усилия одного государства не могут предотвратить глобального загрязнения окружающей среды, экологических кризисов и дать ощутимые результаты в данной области. Для решения экологических проблем необходимо сотрудничество всех государств.

К основным международно-правовым источникам в области охраны окружающей среды относятся международные договоры, конвенции, соглашения и резолюции международных организаций в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Важнейшее место в этом ряду отводится резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию правительствами 179 стран мира была принята программа всемирного сотрудничества по обеспечению высокого качества окружающей среды, сбалансированного развития экономики и роста благосостояния людей. Именно на этой встрече на вывшем уровне был утвержден приоритет сохранения окружающей среды как важнейшего принципа и фактора устойчивого развития общества и были определены три центральные взаимосвязанные экологические проблемы современности:

— изменение климата;

— опустынивание и деградация земель;

— утрата биологического разнообразия.

Для координации действий стран мирового сообщества по этим важнейшим направлениям под эгидой ООН были учреждены три Конвенции:

— Рамочная конвенция ООН об изменении климата;

— Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием / деградацией земель;

— Конвенция ООН о биологическом разнообразии.

Понятие «конвенция» (от латинского convention – договор, соглашение) означает соглашение или международный договор по каким-либо специальным вопросам. На сегодняшний день в мире учреждено более 20 конвенций, многосторонних договоров и протоколов. Членство в конвенциях налагает на государства-участники определенные обязательства, как организационные, так и финансовые. Поэтому решение вопроса о присоединении к конвенции или протоколу принимается Правительством, Парламентом и Президентом Республики Беларусь после детальной и всесторонней проработки возможных последствий для нашей страны.

Однако Республика Беларусь как полноправный член Мирового Сообщества не может оставаться в стороне от решения глобальных экологических проблем. На сегодняшний день наше государство является полноправной стороной одиннадцати природоохранных конвенций и протоколов, регулирующих систему действий и мер по сохранению определенных компонентов окружающей среды:

1. — Рамочная конвенция ООН об изменении климата;

2. Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием / деградацией земель;

3. Конвенция ООН о биологическом разнообразии;

4. Рамсарская Конвенция о вводно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитания водоплавающих птиц;

5. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС);

6. Венская Конвенция об охране озонового слоя;

7. Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой;

8. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;

9. Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;

10. Орхусская Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды;

11. Картахенский протокол по биобезопасности.

Членство в конвенциях содействует росту международного признания и авторитета Республики Беларусь и позволяет принимать участие в разработке региональных, европейских и мировых планов по глобальным экологическим проблемам современности, получать финансовую, научно-методическую и техническую помощь для реализации собственных и межгосударственных проектов, получать доступ к современным технологиям и представлять собственные разработки в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, активнее участвовать в международном сотрудничестве в области обеспечения, обмена и анализа информации по экологическим проблемам.

Основным источником финансирования проектов в рамках глобальных природоохранных конвенций является Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ). На сегодняшний день ГЭФ финансирует проекты и программы в области защиты окружающей среды во всем мире.

В Республике Беларусь ГЭФ работает с 1992 года. Первым его проектом был проект по охране биологического разнообразия лесов национального парка «Беловежская Пуща». В 1996 году наше государство получило грант на мероприятия по отказу от применения озоноразрушающих веществ. Сегодня в Рамках ГЭФ ведется разработка проектов по сохранению Припятского Полесья, переходу с ископаемого на альтернативные виды топлива, укреплению финансовых механизмов стимулирования энергосбережения, восстановлению нарушенных торфяников.



Международное экологическое право (МЭП) или международное право окружающей среды – составная часть (отрасль) системы международного права, представляющая собой совокупность норм и принципов международного права, регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному использованию природных ресурсов. Объектом МЭП являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений людей.

Процесс становления отрасли МЭП протекает с XIX столетия, и в своём развитии прошёл несколько этапов. Так, проф. Бекяшев К.А. выделяет три этапа становления и развития МЭП: 1839–1948 гг.; 1948–1972 гг.; 1972–по настоящее время. Первый этап увязывается с первыми попытками «цивилизованных» государств разрешить региональные и локальные проблемы экологии, второй этап – с началом деятельности ООН, третий этап знаменует проведение глобальных международных конференций по данному вопросу.

Источниками отрасли МЭП являются нормы международных экологических соглашений, а также международные обычаи. Отрасль МЭП не кодифицирована. В системе источников превалируют нормы региональных международных соглашений. Важнейшими источниками являются такие акты, как Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1970 г. и др.

Развитие и функционирование МЭП, как и любой отрасли международного права строится на определенных основополагающих положениях, которые являются своеобразными юридическими аксиомами в относительно подвижной материи международного права – принципы МЭП. МЭП имеет основные начала 2 типов:

  • основные принципы международного права;
  • специфические принципы МЭП.

К основным принципам международного права относятся принципы, изложенные в Уставе ООН, Декларации о принципах ООН 1970 года, Заключительном листе Хельсинского саммита 1975 года и выработанные международно-правовой практикой. Это прежде всего основополагающие принципы международного права: суверенного равенства, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, самоопределения народов, сотрудничества, добросовестного выполнения международно-правовых обязательств.

Специфические принципы международного экологического права – категория развивающаяся.

Экологическое право России

Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они разбросаны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Подобное разнообразие вносит некоторую неопределенность в позиции юристов-международников по вопросу о количестве принципов МЭП. Обычно выделяется следующие принципы:

  • окружающая среда – общая забота человечества;
  • окружающая среда вне государственных границ является общим достоянием человечества;
  • свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов;
  • рациональное использование окружающей среды;
  • содействие международно-правовому сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды;
  • взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод;
  • предосторожный подход к окружающей среде;
  • право на развитие;
  • предотвращение вреда;
  • предотвращение загрязнения окружающей среды;
  • ответственность государств;
  • отказ от иммунитета, от юрисдикции международных или иностранных судебных органов.

В соответствии со ст. 38 Статута Международного суда ООН источниками международного права охраны окружающей среды являются:

– международные конвенции, как общие, так и специальные, как многосторонние, так и двусторонние, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

– международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

– общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

– вспомогательное право, т. е. решения судов и работы наиболее известных и квалифицированных юристов различных стран;

– носящие рекомендательный характер и не имеющие обязывающей юридической силы решения международных конференций и организаций («мягкое право»).

Договорное право (международные договоры) в области охраны окружающей среды и природопользования регулирует самые разнообразные области, развито в высокой степени, содержит ясно выраженные и четко сформулированные правила экологически значимого поведения, определенно признанные государствами – участниками договора.

Источники международного экологического права разделяются:

– на общие (Устав ООН), конвенции общего характера, регулирующие наряду с иными вопросами и охрану окружающей среды (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.);

– специальные, посвященные непосредственно установлению обязывающих правил охраны климата, флоры, фауны, озонового слоя, атмосферного воздуха и т. д.

Международное обычное право не носит подчиненного договорному праву характера, несмотря на преобладание последних (по количеству и кругу решаемых вопросов). Особенностью данного вида права является его абсолютная универсальность, поскольку оно связывает все государства, в том числе не являющиеся сторонами универсальных, региональных, двусторонних договоров, и даже те, которые не являются членами ООН.

Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, представляют собой совокупность норм международного права, имеющих основополагающее значение. Среди принципов, применение которых апробировано мировым сообществом, принцип свободного распоряжения народов своими естественными ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права с введением одновременного запрета на лишение народа принадлежащих ему средств существования, принцип свободы передвижения и выбора места проживания в пределах каждого государства.

«Мягкое право» охватывает разнообразные по содержанию и носящие чаще универсальный характер принципы и нормы, которые содержатся (провозглашаются) в решениях, резолюциях, рекомендациях и т. п. различных международных органов и организаций. Эти документы формально не имеют обязательной юридической силы, но фактически предопределяют поведение субъектов международного права в области экологии.

Судебная практика (решения международных судов, арбитражей) – вспомогательный источник международного права в области охраны окружающей природной среды и природопользования. К вспомогательному праву относятся правила, принципы, стандарты, программы, доклады и т. д., принимаемые ООН и основными ее организациями.

38) Опишите и раскройте содержание принципов международного ЭП?

Принципы международного экологического права — это основополагающие нормы и концепции, отражающих общую позицию субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов, касающихся экологии, природопользования и охраны окружающей среды. Принципы олицетворяют итоги предшествующей эволюции международного экологического права и оказывают знаковое влияние на его последующее развитие.

Принципы играют важную роль в международном экологическом праве, которое само по себе является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей международного публичного права. Они определяют основные стандарты международного экологического права и его институтов, служат руководством по интерпретации и критерием законности соответствующих правовых норм, заполняют пробелы позитивного права.

Отличительной чертой нынешнего состояния международного экологического права является широкое использование необязывающих международных соглашений. Соглашения подобного рода упрощают ведение переговоров и внесение в тексты договоров поправок, требующихся в свете новых проблем, где научные знания и общественное мнение является основными факторами, стимулирующими принятие неотложных мер. Принципы необязательного характера способствуют росту международного сотрудничества в сфере экологического права и прямо или косвенно указывают новые направления для развития международного публичного права.

Принципы международного экологического права находят свое воплощение в национальных конституциях и законодательных актах государств, применяются и подкрепляются в международной и национальной судебной практике.

В настоящее время практически все основные международные природоохранные инструменты, обязательного и рекомендательного характера, разрабатываются и принимаются с учетом на данных принципов.

Формирование экологического права в ходе последних десятилетий вело к появлению все возрастающего числа концепций, принципов и международно-правовых норм, касающихся различных вопросов охраны окружающей среды. Основная причина, почему принципы стали играть столь заметную роль, связана с причинами возникновением и процессом развития международного экологического права. Экологическое право развивалось в основном разрозненно, без систематического подхода, в качестве отдельных мер реагирования на конкретные экологические вызовы и угрозы.



admin