Источники афинского права

Право Древних Афин. Источники права.

В архаическую эпоху основным источником права был обычай. Первая катификация обычного права была произведена в 621 году до нашей эры. АрхонтДраконт составил свод писаных законов, большинство норм которых носили уголовный и уголовно-процессуальный характер. Они отмечались жестокостью и до нашего времени не сохранились. Следующим источником, который с 5 века до.н.э стал главным, относились нормативные акты. К числу нормативных актов относились:

1. Решения народных собраний, которые содержали общие принципы, правовое регулирование общественных отношений, обязанности должностных лиц.

2. Псефизмы. Это были решения народных собраний, которые относились к отдельным лицам, и конкретные случаи.

3. Акты, которые появились в ходе реформ Солона и Клисфена.

Право собственности. Основой расцвета Афинского общества и государства является античная форма собственности, которая базируется на сочетании частной и государственной собственности. Основные средства производства – земля и рабы – находились в частной собственности. В свою очередь государственная собственность удовлетворяла не только нужды государства, но и объединяла всех граждан в единый класс рабовладельцев, так как доходы от неё распределялись в разных формах между гражданами. Однако собственности, как абсолютного права в Афинах не существовало. Главным считался фактор владения, фактическое обладание имуществом с правом распоряжения, поэтому главными стали нормы, обеспечивающие публичные гарантии неприкосновенности движимого и недвижимого имущества. В имущественном праве особенно выделялось право собственности на землю. Владение земельным участком являлось обязательным условием получения гражданства. Первоначально земли были собственностью рода, из которой выделялись клеры (земельные участки). В 5 веке до.н.э Солон ввел свободу завещания движимого и недвижимого имущества, тем самым ликвидировав право рода на земельную собственность. В период реформ Клисфена были признаны права владения землей метеков и вольноотпущенников. В 4 веке до нашей эры усилился частный характер собственности на землю и резко возросло количество сделок купли-продажи земельных участков.

Обязательственное право. Различалось 2 вида обязательств: обязательства, возникающие из деликта и обязательства, возникающие из договоров. Невыполнение обязательств до реформы Солона влекло за собой личную ответственность должника. Позднее, в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохранялся задаток, залог и поручительство.

Виды договоров.

1. Договор купли-продажи. Объектом этого договора могло быть как движимая, так и недвижимая собственность и рабы. Договор оформлялся простым согласием сторон, а с 4 века до.н.э оформляются письменные соглашения при покупке земли.

2. Договор найма. Объектом договора могла быть земля, дома, рабы, скот. Особенно была распространена аренда домов, так как метеки не имели права приобретать дома в собственность.

3. Договор личного найма.

4. Договор займа. В Афинах ростовщичество достигло высокого уровня. Кредитные операции в деревне приводили к закабалению крестьян. После реформ Солона долговая кабала была устранена, но допускалось разорение крестьянина и отчуждение у него земельного участка.

5. Договор поклажи (хранения).

6. Договор товарищества.

Обязательства, возникающие из деликта (частный проступок), влекли за собой не наказание, а штрафы в пользу потерпевшего.

§ 4. Основные черты афинского права

Штрафы часто были выше по размеру, чем ущерб, причиненный деликтом.

Брачно-семейные отношения. Вступление в брак являлось обязанностью гражданина, невыполнение которой влекло всеобщее осуждение. Различалось 2 формы заключения брака:

1. Обычный договор жениха с отцом.

2. Заключение брака перед должностным лицом или судом (только при выдачи замуж девушки наследницы).

Глава семьи имел право контролировать поведение, деятельность жены, воспитывать детей и право на развод в любое время.

Муж был обязан вернуть жене приданное, если развод не был вызван изменой жены. Никаких формальностей не требовалось.

Женщина должна была обратиться к архонту, где излагались основания для развода. Женщина была ограничена не только в политических, но и гражданских правах: она не могла быть субъектом договорных обязательств, полноправной наследницей недвижимого имущества.

Преступление и наказание. В этих вопросах сохранялись пережитки родового строя, например, убийство рассматривалось как дело, интересующее родственников убитого, а не государственные органы. Допускалась сделка родственников убитого и убийцы о вознаграждении. Если родственники возбуждали дело против убийцы, то иск носил характер частного обвинения, а не государственного. Наиболее тяжкими преступлениями считались:

1. Государственные преступления, которые понимались как нанесение ущерба не только государству, но и всему гражданскому коллективу. Особенно выделялись измена, обман народа, ложное доносительство.

2. Преступления против личности и имущества.

При наиболее серьезных преступлениях (государственная измена, убийство, безбожие) назначалась смертная казнь. Обычными наказаниями для свободных были штрафы и конфискация, а также атимия, то есть лишение гражданских и политических прав. По отношению к свободным запрещалось применение телесных наказаний.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятия владения и собственности в афинском праве, обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Обеспечение исполнения договорных обязательств в Афинах.

В афинском праве различалось владение — как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность — как владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было.

15. Основные черты афинского права.

Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на "видимое" (земля, дом, рабы и т.п.) и "невидимое", способное "ускользать" от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности).

Между государственной и частной земельной собственностью существовала органическая связь — частная собственность на землю считалась ведущей свое происхождение от государственной, а государственная существовала в форме частной. Поэтому, несмотря на окончательное утверждение со времен Солона частной собственности, она носила еще отпечатки прежних коллективистских представлений об общности имущества и считалась предоставленной государством. Поэтому архонты, вступая в должность, ежегодно объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Само название земельных участков происходило от слова "жребий" (клерос) — т.е. участок, полученный от общины в результате жеребьевки. Существенным обременением, лежащим на частной собственности, была обязанность состоятельных граждан устраивать за свой счет пышные празднества (литургии) для афинян. Размер расходов на литургию определялся богатством обязанного лица. Во время войны на богатых возлагалась и триерархия — обязанность снаряжать за свой счет военный корабль.

Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда ("вольные" и "невольные" обязательства).

Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не требовавшее особых формальностей. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной (договор займа).

Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом (до реформ Солона договор займа обеспечивался и самозакладом должника). Если от исполнения договора отказывался покупатель, он терял свой задаток, продавец же был обязан вернуть двойную сумму задатка. При поручительстве материальные гарантии исполнения договора брали на себя третьи лица. Особое значение в истории Афин имел залог земли — ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство.

Среди договоров важное место занимала купля-продажа, получившая большое распространение в связи с широким развитием торговли как в самой Греции, так и с соседними странами; заем, в том числе у ростовщиков под большие проценты (до 20%); имущественный наем движимости (в том числе и рабов) и недвижимости (особенно домов метеками, не имевшими или имевшими ограниченное право приобретать дома); личный найм и некоторые другие. Был известен и договор товарищества, по которому несколько лиц вносили средства в общее имущество для достижения каких-либо целей (торговые, религиозные и иные товарищества). Доходы и убытки товарищества распределялись между его участниками так, как это было обусловлено договором, или пропорционально сделанному взносу.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу (повреждение или истребление имущества, причинение убытков и т.п.). Они влекли за собой возмещение ущерба, а вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере. Ответственность возникала и тогда, когда вред был результатом действий подвластных лиц — детей, рабов. Раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию за причиненный ущерб. При причинении вреда личности (а в некоторых случаях и имуществу) возникала ответственность за преступление.

Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многоженство не допускалось.

После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение ее в семье было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была практически неограниченной (он мог продать сына в рабство). Со временем она ослабла, но оставалась значительной. Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.

В архаический период основным источником права в Древних Афинах являлся правовой обычай.Ареопаг руководствовался в своей деятельности старинными обычаями, приспосабливая многие из них к новым условиям посредством своих толкований.

Архонт Драконтвпервые издал письменный свод законов в VII веке до н.э. Первые писаные законы относились, в основном, к уголовному законодательству и были направлены, главным образом, на охрану имущественных интересов господствующего меньшинства, к которому принадлежал и сам Драконт. Так, кража полевых плодов наказывалась смертью, так же, как и святотатство или предумышленное убийство. Вообще смертная казньзанимала преобладающее место в ряду наказаний, определяемых законами Драконта. По свидетельству Плутарха, современники говорили, что законы Драконта «писаны кровью».Эти законы были отменены Солоном.В дальнейшем основным источником права становится закон, принимаемый на народных собраниях.

ГРАЖДАНСКОЕ право.В Древних Афинах получило широкое распространение гражданское право. Этому всемерно способствовало активное развитие ремесла, внутренней и внешней торговли, широкое распространение различного рода объединений и товариществ, создаваемых на договорной основе. Несмотря на обилие норм обычного права и отсутствие строгой систематизации и кодификации правовых норм, греческое право отличалось меньшим формализмом, большей свободой в проявлении предприимчивости и инициативы. Это во многом было обусловлено особенностью географического положения Афин. Аттика, область Греции, где находились Афины, была гориста. Здесь было мало плодородных земель, так необходимых для развития сельского хозяйства, и, прежде всего, — земледелия. В тоже время близость моря и наличие удобной гавани открывали возможность для успешного развития ремесленного производства и торговли. Все" это и способствовало быстрому развитию товарно-денежных отношений, что, в свою очередь, требовало их соответствующей правовой регламентации. Поэтому афинское гражданское право было самым развитым среди остальных правовых систем, существующих в тот период времени.

ВЕЩНОЕ право.Основной институт гражданского права —право собственности— в Древней Греции окончательно не сложился, как комплекс широких прав частного собственника, который в римском праве получил наименование «dominium» . В греческом праве даже не было термина, который означал бы совокупность этих прав. Понятие «ousia» означало имущество, совокупность вещей, благ, которыми владеет собственник, но не право собственности. Но недостаточная определенность юридического различия между собственностью и владением, передачи и формы титула приобретения вовсе не означала отсутствия публичных

гарантий и прав, исковой защищенности собственности. Истец в судебном порядке мог доказывать своё право на имущество, признания за ним права собственности. Именно афиняне ввели в оборот правило «Собственность — священна и неприсконовенна»,которое у них в дальнейшем позаимствовали римляне, а у последних в период рецепции римского права — европейцы, введя его навечно в правовое сознание, как одни из непререкаемых постулатов, лежащих в основе правового регулирования товарно-денежных отношений.

Широко были распространены и ДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.Аристотель в «Никомаховой этике» различает два вида обязательств: вольныеи невольные,имея в виду два различных их источника: договорыи деликты.

Всякое соглашение любого содержания могло послужить основанием обязательства, хотя формы для обеспечения действительности договора не существовало. В качестве средства обеспечения долговых обязательств действовали задаток, залог и поручительство.

Наиболее распространенным видом договорных обязательств был договор купли — продажи.Он заключался простым неформальным соглашением сторон. Предметом купли — продажи были также рабы. Но после реформы Солона продажа свободных людей в рабство, как уже было отмечено выше, была запрещена. Торговля рабами осуществлялась под контролем государства: афинская казна имела от нее доход, взимая налог.

БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ право.Характеристика

древнегреческого права была бы не полной без анализа его семейного и наследственного права. Вступление в брак считалось в Афинах обязательным, хотя безбрачие и не влекло за собой никаких правовых последствий. Безбрачие рассматривалось лишь как несчастье, поскольку оно неизбежно приводило к прекращению рода и, следовательно, культа предков. Брак в Афинах с древних времен представлял собой разновидность договора купли — продажи. Женщина в таком договоре играла роль пассивную, будучи скорее объектом, нежели субъектом договора. Жених заключал договор не с невестой, а с главой семьи — отцом либо иным родственником, под опекой которого она состояла. Развод для мужчины осуществлялся просто: муж мог в любое время отослать жену из своего дома. Однако в этом случае он обязан был вернуть ей приданое, если только развод не был вызван изменой жены. Никаких формальностей при этом не требовалось. Иначе обстояло дело с разводом по желанию жены. Она должна была обратиться к Архонту с письменным заявлением, в котором излагались основания для развода.

Женщина вела в Афинах затворнический образ жизни.Она жила в доме на особой половине, куда могли войти только члены её семьи. На улице она могла появляться только с закрытым лицом и в сопровождении старшей по возрасту женщины или мужчины. В политической и общественной жизни женщины не могли принимать участия, они не участвовали в работе органов государственной власти, не могли присутствовать на религиозных праздниках.

УГОЛОВНОЕ право.Система наказаний в Афинах была весьма разнообразной. При наиболее серьезных преступлениях, таких как убийство, государственная измена, безбожие, назначалась смертная казнь, причем осужденному предлагалось самому привести приговор в исполнение путем принятия яда. Иногда же ему на выбор предлагались меч или веревка. Во многих случаях заключенных продавали в рабство: так поступали с профессиональными разбойниками и грабителями. При кражах наказание зависело от того, был ли вор застигнут на месте кражи или нет. Вора, застигнутого на месте преступления, можно было схватить и подвергнуть заточению, а ночного вора — даже убить. В этом случае, как мы видим., государство ещё допускает самосуд. Это обусловлено тем, что государственный аппарата сам ещё не может выполнять самостоятельно многие правоохранительные функции и признаёт элементы самозащиты в отдельных случаях как проявление древних обычаев.

Наказания для рабов и свободных людей были неодинаковы. Наиболее распространенными наказаниями для свободных были штрафы и конфискации. К ним применялась также и атимият.е. лишение гражданских прав, в том числе права обращения с жалобой в суд.

Различными у свободного гражданина и у раба были судебно-процессуальные права. Так, свидетельские показания раба снимались исключительно под пыткой,что не допускалось по отношению к гражданам. Считалось, что только страдающее тело раба может сказать правду.

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.Судебная система Афин была достаточно сложной, но ключевое место в ней занимала Гелиэя, которая некоторыми исследователя определяется, как "вторая ипостась" суверенного народа, защищавшего свои права не только через посредство народного собрания, но и с помощью Гелиэи. Сам способ комплектования делал ее выразителем воли народа: каждый год по жребию из всех граждан, достигших 30 летнего возраста, избиралось 6000 судей (по 600 от каждой филы). Конечно, все вместе они заседали только в исключительных случаях. Обычно с помощью очень сложной системы жеребьевки их распределяли по отдельным "палатам", количество судей в которых определялось в зависимости от важности дела. Как правило, в одну коллегию («палату») входило 500 человек. Число коллегий составляло 10. 1000 тысяча гелиэстов была запасной.

Современные исследования показывают, что Гелиэя являлась совершенно независимым от народного собрания институтом судебной власти, к которому перешли около середины IV века до н.э. все юридические прерогативы, ранее принадлежавшие народному собранию. Несмотря на выдающуюся роль Гелиэи в судебной системе Афин, все же нельзя сводить эту систему только к ней. В Афинах существовало несколько видов судов,начиная от древнего совета Ареопагаи кончая третейскими, которые, несмотря на свой неформальный характер, были признаны государством.

Право Древних Афин. Источники права.

ВАреопаге под председательством архонта-базилевса рассматривались дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Вотличие от других судов, которые в своих решениях опирались только на документы и свидетельские показания, Ареопаг мог проводить и самостоятельные дознания, и, видимо, довольно часто получал такие поручения от народного собрания, а иногда и производил их по собственной инициативе. Документы свидетельствуют о ряде случаев, когда наиболее сложные и вызывавшие наибольшее внимание дела расследовались именно Ареопагом. Втаких случаях заседание проводилось в вечернее время, а судьи должны были сидеть с повязками на глазах. Это, по мнению афинян, должно было обеспечить их беспристрастность.

Роль Ареопага была велика и потому, что он сохранял определенную сакральную значимость, выступая в качестве хранителя святынь города. Всовет Ареопага входили отслужившие свой годовой срок архонты. Перед занятием должности архонту необходимо было подвергнуться проверке, второй раз будущие ареопаги подвергались проверке перед зачислением в сам Совет.

Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом Эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления рассматривала Коллегия одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда и по мелким делам — Коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по демамам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало народное собрание. Дельфиния занималась расследованием дел тех, кто признавался в совершении убийства, но утверждал, что поступил законно. В Палладии, где разбирались предумышленные убийства, выигравшему дело предстояла клятва на жертвах.

Гражданские дела в Древних Афинах рассматривал тот суд, который назначили для себя тяжущиеся стороны, выбрав его сообща. Это был суд первой инстанции. Кроме того, должно быть еще два суда, один из которых назначается для разбора дел между частными лицами, и потому в него может обращаться каждый, кто считает себя оскорбленным другим человеком. Особый суд учреждается для тех случаев, когда, по мнению любого гражданина, кем — нибудь нарушаются интересы общества, и он желает прийти им на помощь. Для уголовного суда существовала только одна инстанция, составленная из назначенных по жребию судей из числа выборных должностных лиц. Судьи избираются на один год и перед вступлением на должность давали на народном собрании клятву вершить дела справедило и беспристрастно. Обвинение в государственных преступлениях должно сначала передаваться на рассмотрение народа, и для этих преступлений, за которые полагается смертная казнь, устанавливается особый суд из стражей закона и членов Совета.

Судопроизводство в Афинах не страдало излишним формализмом и педоставляло широкие возможности и права для участия в нем всем полноправным афинским гражданам. При этом, за женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за раба -его господин.

Все необходимые по делу доказательства — документы, свидетельские показания, скрепляемые клятвами, и т.д. — представляли сами стороны. В качестве свидетелей могли выступать не только свободные граждане, но и рабы. Свидетельские показания не могли давать только женщины и несовершеннолетние.

После окончания судебного следствия назначался день заседания. В судебном заседании секретарь суда оглашал жалобу обвинителя (истца) и возражения другой стороны. Затем стороны произносили речи. Для речей в большинстве случаев отводился определенный регламент, время которого измерялось особыми водяными часами. Обеим сторонам давалось равное время, причем на то время, в течение которого зачитывались тексты законов, документы или оглашались свидетельские показания, водяные часы останавливали.

Судебный процесс проходил открыто, и было принято влиять на судей всеми доступными сторонам средствами. Истец и ответчик могли приводить в судебные заседание родителей, жен и детей, которые своими просьбами и плачем старались воздействовать на решение суда. Они могли нанимать ораторов, искусных в судебных прениях. Ораторы готовили для своих клиентов речи для выступления в суде, в которых они должны были аргументировано и логично обосновывать свои притязания. История сохранила для нас имена наиболее известных афинских юристов-ораторов. Это — Демосфен, Лисийи Исэй. Их речи до сих пор могут служить образцом юридического красноречия.

Словом, разрешались любые непротивоправные способы и средства защиты, включая даже те, которые не устанавливались законом.

Судебное заседание заканчивалась тайным голосованием. При равенстве голосов, которое могло получиться, если судья воздерживался от голосования, подсудимый считался оправданным. Все сомнения толковались в пользу обвиняемого, что можно рассматривать в качестве прообраза принципа презумпции невиновности.

Принцип гуманизманаходил своё выражение в том, что, если обвиняемому грозила смертная казнь, то ему дозволялось до вынесения приговора покинуть навсегда Афины, сохранив, таким образом, себе жизнь.

Так как не всегда мера наказания была установлена в законе, нередко после вынесения обвинительного приговора происходило голосование относительно меры наказания. Что весьма характерно для греческого суда, так это то, что предложения о мере наказания могли вносить как обвинитель, так и обвиняемый.

Правосудие должно осуществляться на демократической основе,а суды являются неотъемлемой частью государственного устройства. "Всякое государство перестает быть государством, если суды не устроены надлежащим образом, если правосудие осуществляет безгласный суд, не высказывающий во время, разбирательства того, что говорят тяжущиеся стороны". — это высказывание принадлежит Платонуи не потеряло своей актуальности и в наши дни. С полным основанием можно утверждать, что судебная система, сложившаяся в Древних Афинах, являлась самой прогрессивной не только для своего времени. В последующий период средневековья нигде в Европе, и тем более — в остальном мире, не были воплощены в такой мере принципы демократии, справедливости и гуманизма при осуществлении судебной власти, как это имело место в Древних Афинах.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3288 | Нарушение авторского права страницы

Основные черты афинского права

Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему рабовладельческого права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других государств.

Особенность правовой системы Афин заключалась в том, что обычай долгое время считался основным источником права. Закон и обычай практически отожествлялись. Впоследствии теория и практика стали признавать приоритет законов и декретов над обычаями.

В 621 г. до н.э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Драконт включил ряд новых существенных положений, которые отражали новую социально-экономическую ситуацию. Отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства. Законы оформляли права частной собственности, устанавливая при этом суровое наказание за посягательство на частную собственность. Из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд правовых обычаев, устанавливали жесткие наказания. Так, смертной казнью каралось не только святотатство или умышленное убийство, но и кража овощей, праздность.

В начале VI в. до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. В V-IV вв. до н.э., законы становятся главным источником права.

Афинское право не знает четкого различия между вещами. Было известно деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму – деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. В афинском праве владение понималось как фактическое обладание имуществом и собственностью.

Развитие права в Древних Афинах

Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной, а государственная — в форме частной.

Обязательные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. В качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор. Обязательства вытекающие из деликтов возникали в случае причинения имуществу любого вреда.

Обычаи и законы исходили из понятия широкой правоспособности и дееспособности афинских граждан в имущественных отношениях. В одном из законов говорилось: «Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины».

В отличие от стран Древнего Востока в Афинах имущественные отношения, гражданский оборот получили гораздо большее развитие. Однако в законах нет детальных предписаний о правах собственника.

В афинском праве получили развитие семейно-брачные отношения. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Официально признавалась моногамная семья.

Власть домовладыки была весьма значительной. Нарушение супружеской верности не имело для мужа негативных юридических последствий. Муж мог привести в дом наложницу. После смерти отца господином женщины был муж, а в случае его смерти – совершеннолетний сын. Женщина не могла от своего имени заключать сделки. Застигнув жену на месте прелюбодеяния, муж мог безнаказанно убить любовника. При наличии сыновей дочь не получала наследство. Обычай разрешал брак между дядей и племянницей, между братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины.

К слабому полу относились высокомерно и даже презрительно. Афинянки были вынуждены вести замкнутый образ жизни, они не имели политических прав, были лишены имущественной самостоятельности, полностью зависели от отца, братьев. Удел женщин – домашнее хозяйство, затворничество. Даже покупки на рынке совершали мужчины.

Официальная мораль обвиняла их в том, что они беззаботно проводят время в стенах дома, тогда как мужчины в поте лица добывают хлеб насущный, заняты ежедневно тяжким трудом. Общественное мнение не осуждало мужчин, которые подолгу пребывали в кругу себе равных, в обществе гетер, находили удовольствие в любви к юношам.

Цель брака диктовалась общегосударственными и частносемейными интересами. Рождение ребенка считалось семейным праздником. Мальчика украшали оливковыми ветвями, девочку – шерстяными нитками. Младенца клали в купель, куда добавляли вино. Родители больше внимания уделяли мальчику: в 7 лет его отдавали под опеку отца. Девочку могли выгнать из дома. В Афинах, как и в Спарте, сохранялся обычай детоубийства.

Согласно обычаю, обедневшие родители могли рассчитывать на помощь своего сына. По законам Солона, сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу. С другой стороны отец мог отречься от сына, лишив его наследства, изгнать из дома, если тот не оказывал ему уважения. До реформ Солона отец мог продать детей в рабство, мог искалечить и даже убить.

Афинскому праву были известны преступления государственные, против семьи, личности, собственности.

К особо опасным преступлениям против государства были отнесены: измена отечеству, обман народа, оскорбление богов, святотатство, внесение противозаконных предложений в народное собрание.

Карались штрафом те, кто сочинял ложные доносы, занимался клеветой, шантажом. Должностные лица, уличенные во взяточничестве, хищении, могли откупиться штрафом в десятикратном размере. Тягчайшим наказанием для афинских граждан было лишение политических и гражданских прав (атемия). Осужденный к смертной казни мог сам исполнить приговор, избрав яд, меч, веревку. Афинских граждан телесным наказаниям не подвергали.

Грабители, разбойники могли быть проданы в рабство. Ночного вора разрешалось убивать на месте. Однако последний мог избежать наказания, уплатив стоимость украденной вещи или вернув ее владельцу. Наказанию могли подвергаться статуи, камни, бревна, животные, если они были причиной смерти человека.

 
 

Судоразбирательство могло начаться при поступлении заявления от полноправного афинского гражданина. Интересы несовершеннолетних и женщин представлял домовладыка, раба – его хозяин. Потерпевший или истец должен был позаботиться о явке свидетелей. Судоразбирательство знало стадии: предварительное расследование, судебное разбирательство и стадия вынесения приговора. Мера наказания предлагалась участниками процесса. Высшей судебной и апелляционной инстанцией считалась гелиэя. Ее вердикты, как правило, пересмотру или отмене не подлежали.

         
   
 
 
 

Правовые воззрения древних греков оказали большое влияние на процесс становления римского права.

ГЛАВА VI. ДРЕВНИЙ РИМ

I. Царский период

История Древнего Рима восходит к VIII в. до н.э. Она делится на царский (VIII в. до н.э. – 509 г. до н.э.); республиканский (509 г. до.н.э. – 27 г. до н.э.); императорский (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.) периоды.. Население Рима жило родами, главой которых были старейшины. Род — сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, коллективной собственностью на землю и почитанием предков.

Состав населения. Коренное население, входившее в общину, называлось патрициями (патер-отец). Патриции представляли собой полноправный «римский народ». Плебеи (лат. — простой народ), первоначально до 3в. до н.э. стояли вне родовой общины, не имели права на пользование общинной землей, занимались ремеслом и торговлей, были лишены политических прав. С 3 – 2 вв. до н.э. плебеями стали называть полноправных граждан, незнатного происхождения.

Не гражданами были и клиенты (зависимый, подчиненный). Это обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, искавшие покровительство у патронов из богатой знати.

Римская патрицианская община представляла собою город-государство с типичными чертами «военной демократии». Во главе был рекс-царь, должность была выборной. Главы родов составляли совет старейшин или сенат. Носителем верховной власти было племенное собрание. Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами.

Важным этапом на пути римской государственности были реформы которые провел Сервия Туллия. Он разделил все свободное население Рима – и патрициев и плебеев – на 5 имущественных разрядов или классов: в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс – медная монета); во втором – 75.000 ассов; в третьем – 50.000 ассов и т.д.

Имущественным положением определялось место воинов в строю легиона. Самые богатые граждане 1 класса служили в коннице. Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение пехотинца и стоять в первых рядах легиона.

Граждане других классов имели облегченное вооружение, занимали место в задних рядах. Воины V класса являлись в строй легко вооруженными, а пролетарии вообще не служили. Граждане каждого разряда были поделены на сотни (центурии). Всего их было 193. Центурия (сотня), будучи военной тактической единицей, стала и голосующей единицей. Центуриатные собрания стали решать такие вопросы как объявления войны, выбор должностных лиц, суд и пр.

Вся территория Рима была разбита на 4 территориальных округа – трибы (племя), тем самым была разрушена родоплеменная организация общества.

 
 

Падение военной демократии в Риме, произошло в конце VI – начале Vв.в. до н. э. Это произошло после насильственного свержения царя Тарквиния Гордого и передачи власти двум выборным должностным лицам – консулам(высшая магистратура, сановник, начальник). Они могли выбираться только из патрициев. Таким образом, был осуществлен переход к республике.

Читайте также:


admin