Исполнительное производство по делам об административных правонарушениях

Понятие и содержание исполнительного производства по делам об административных правонарушениях

Бузникова Н.Е., старший научный сотрудник ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук.

Исполнительное производство по делам об административных правонарушениях представляет собой совокупность правоприменительных и организационно-технических действий должностных лиц, действующих в рамках правовых предписаний, по реализации постановлений по делам об административных правонарушениях.

Executory proceeding on the cases of administrative violations is a complex of law-enforcement and organizational-technical actions of officials acting within the frames of legal prescriptions on realization of decrees on cases of administrative violations <*>.

<*> Buznikova N.E. Concept and contents of executory proceeding on the cases of administrative violations.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях является заключительной стадией административно-юрисдикционного производства, на которой реализуются примененные меры административного принуждения и вместе с тем достигается выполнение юридическими санкциями их социальных функций. Это предопределяется реальным исполнением наложенных административных взысканий, что в конечном итоге определяет эффективность административно-юрисдикционного процесса <1>.

<1> См.: Веремеенко И.И., Попов Л.Л., Шергин А.П. Понятие и условия эффективности административных санкций // Правоведение. 1972. N 5. С. 37; Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учебное пособие. Свердловск, 1989. С. 183.

Исполнение постановлений о взыскании занимает важное место в системе профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений вообще и административных проступков в частности. Исполненные меры воздействия выполняют задачи предупреждения лица от совершения им (частное предупреждение), а также другими лицами (общее предупреждение) противоправных деяний.

Правовое назначение исполнительного производства по делам об административных правонарушениях состоит в обеспечении фактической реализации постановлений по делам об административных правонарушениях и в применении их к правонарушителю.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях только тогда эффективнее достигнет своей цели, когда будут обеспечены и соблюдены условия исполнения в предшествующих стадиях производства по делам об административных правонарушениях.

Постановление о наложении административного взыскания запускает механизм исполнительного производства, порождая права и обязанности многих субъектов, в том числе нарушителя, субъекта административной юрисдикции, органов, исполняющих административные взыскания, и др. (глава 31 КоАП РФ). Причем выбор вида административного взыскания определяет и соответствующий вид исполнительного производства по делам об административных правонарушениях (глава 32 КоАП РФ закрепляет порядок исполнения постановлений в зависимости от вида наложенного административного взыскания). Ряд процессуальных действий, имеющих непосредственное отношение к исполнению постановления, осуществляется уже на стадии рассмотрения дела. Так, например, исполнение постановления о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения правонарушения, осуществляется сразу же после его объявления.

Таким образом, стадия исполнения постановлений неразрывно связана с остальными стадиями производства по делам об административных правонарушениях и является их завершением и результатом.

В том случае, когда постановление по делу об административном правонарушении вынесено, но не исполнено, производство на всех предшествующих стадиях может остаться безрезультатным и вместо предупредительного и воспитательного может быть противоположный эффект.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях — неотъемлемая составная часть производства по делам об административных правонарушениях. Этот вид правоприменительной деятельности имеет свои функции, нормативную регламентацию, специальные органы.

Исполнительное производство по делам об административных правонарушениях представляет собой совокупность правоприменительных и организационно-технических действий уполномоченных на то субъектов. Этим последовательным действиям необходима соответствующая правовая регламентация их содержания, порядка и сроков осуществления, а также правовых гарантий прав участников исполнительного производства. От совершенства и четкости правоприменительного процесса в конечном итоге зависит социальная эффективность действия всего правового механизма — самих правовых норм и процесса их реализации.

Исполнение решения предполагает определенные обязанности органов (должностных лиц), призванных обеспечить его проведение в жизнь, а также тех лиц, в отношении которых оно принято. Законодательство устанавливает порядок исполнения решений, меры по их принудительному исполнению, сроки исполнения.

Анализ нормативных источников свидетельствует о том, что нет единого порядка исполнения постановления по делам об административных правонарушениях. Непосредственное исполнение постановлений зависит от органа, должностного лица, уполномоченного исполнить постановление по делу об административном правонарушении, а также от вида административного взыскания.

Стадия исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях имеет обособленную нормативную регламентацию. Деятельность органов и должностных лиц, участвующих в исполнительном производстве, носит правовой характер и основывается на нормативных предписаниях, а также на постановлениях по делам об административных правонарушениях.

Постановление о наложении административного взыскания является основным актом административной юрисдикции. В исполнительном производстве действия по реализации таких актов занимают главенствующее место. Вместе с тем постановление о наложении административного взыскания является лишь одним из видов актов административной юрисдикции. Другие виды актов, издаваемых компетентными органами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, также требуют соответствующей нормативной регламентации деятельности по их исполнению. На наш взгляд, исполнительное производство по делам об административных правонарушениях не сводится исключительно к исполнению постановлений о наложении административных взысканий, а включает в себя и определенные действия по исполнению иных видов постановлений.

В качестве основных этапов исполнительного производства по делам об административных правонарушениях можно выделить:

  • вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу;
  • обращение постановления к исполнению;
  • непосредственное исполнение постановления об административном правонарушении;
  • окончание производства по исполнению постановления.

Исполнительное производство по делам об административных правонарушениях — сложный процесс, в котором участвуют различные компетентные органы и должностные лица. На основании рассмотрения дела юрисдикционный орган выносит специальный акт — постановление по делу об административном правонарушении. Именно это постановление является юридическим фактом возникновения особого рода правовых отношений — административно-исполнительных.

В отношениях, складывающихся в процессе исполнительного производства по делам об административных правонарушениях, не только правоприменительный орган обладает правами в отношении к нарушителю — нарушитель также наделен правами на активное участие в правовом отношении.

Относительно субъектов, обладающих властными полномочиями, можно сказать, что от имени государства в правоохранительных отношениях участвуют уполномоченные на то органы, должностные лица.

Порядок исполнительного производства по делам об административных правонарушениях

Эти органы (должностные лица) уполномочены от имени государства привлекать к ответственности, применять наказания. Данные органы выступают субъектами наказания в конкретном административно-деликтном отношении.

Постановление, принимаемое по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, является односторонним административным актом, обязательным для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами (обязательность исполнения постановлений закреплена ст. 31.2 КоАП РФ). Именно постановление о наложении административного взыскания является юридическим фактом, преобразующим административно-деликтное охранительное правоотношение в правоотношение ответственности отдельной личности.

Вынесение постановления по делу об административном правонарушении влечет за собой возникновение правовых отношений между:

  • юрисдикционным органом (должностным лицом), вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, и правонарушителем, в отношении которого вынесено данное постановление;
  • юрисдикционным органом (должностным лицом), вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, и органом, уполномоченным непосредственно произвести исполнение постановления;
  • органом, производящим исполнение постановления, и лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

На стадии исполнения постановлений реально осуществляются права участвующих в административно-деликтном отношении лиц, которые были установлены постановлением по делу об административном правонарушении.

Достижение целей исполнительного производства обеспечивается главным образом деятельностью органов и должностных лиц, участвующих в исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях. Содержание исполнительного производства не может быть раскрыто без определения системы субъектов исполнительного производства по делам об административных правонарушениях, организации их деятельности, взаимоотношений между этими субъектами, их компетенции.

Содержание и характер постановлений по делам об административных правонарушениях предполагают специальную деятельность уполномоченных на то органов (должностных лиц) по их исполнению. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях охватывает не только деятельность компетентных органов и должностных лиц, но также и действия самого правонарушителя.

В исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях заняты различные государственные органы и их должностные лица. При этом их правовые позиции и объем полномочий по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях различны.

Исполнительное производство по делам об административных правонарушениях не ограничивается компетенцией одного органа. В большинстве случаев исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляется несколькими субъектами исполнительного производства. Необходимо отметить, что наряду с органами, должностными лицами административной юрисдикции исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляют судебные приставы-исполнители, Сбербанк России.

Таким образом, исполнительное производство по делам об административных правонарушениях представляет собой совокупность правоприменительных и организационно-технических действий уполномоченных на то органов, должностных лиц, действующих в рамках правовых предписаний, по реализации постановлений по делам об административных правонарушениях.

Исполнительному производству как составной части всего производства по делам об административных правонарушениях присущи общеюрисдикционные принципы, которые имеют свою специфику, обусловленную содержанием административно-правовых отношений, характерных для этой стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Основным принципом в производстве по делам об административных правонарушениях является принцип законности. Он означает неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми субъектами производства. В соответствии с принципом законности исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях возможно только в отношении лиц, виновных в совершении противоправных действий. Причем исполнительное производство может осуществляться лишь уполномоченными на то органами (должностными лицами) в пределах своей компетенции. Согласно ст. 1.6 КоАП РФ соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.

Принцип оперативности в исполнительном производстве выражается в краткости материально-правовых и процессуально-правовых сроков в сфере исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Принцип публичности в исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях заключается в том, что правоприменение осуществляется от имени и в интересах государства и только уполномоченными на то государством органами и должностными лицами.

Одним из важнейших принципов исполнительного производства по делам об административных правонарушениях является принцип неприкосновенности личности. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях может сопровождаться серьезными правоограничениями в отношении нарушителя, связанными с его арестом, изъятием или конфискацией вещи, явившейся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Учитывая важность соблюдения принципа неприкосновенности личности, законодательно закреплены положения, касающиеся того, что исполнение подобных постановлений возможно только по решению суда (судьи).

Статья 104. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества

1. Конфискация имущества включает в себя принудительное безвозмездное изъятие у должника или иных лиц имущества, указанного в исполнительном документе, и передачу его государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

(в ред.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

Федерального закона от 05.12.2017 N 382-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Передача конфискованного имущества государственному органу или организации в соответствии с их компетенцией производится по акту приема-передачи после снятия наложенного судебным приставом-исполнителем ареста на указанное имущество и без снятия ареста, наложенного иными органами.

3. Государственный орган или организация, которым в соответствии с их компетенцией передается конфискованное имущество, имеет права взыскателя, за исключением прав на отказ от получения конфискованного имущества, отзыва исполнительного документа и заключения мирового соглашения с должником.

4. Отказ от получения конфискованного имущества влечет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

5. В ходе исполнения исполнительного документа о конфискации имущества судебный пристав-исполнитель вправе предоставить должнику срок не более пяти дней для отделения конфискуемого имущества от имущества, не подлежащего конфискации.

6. Конфискация имущества (за исключением денежных средств должника, находящихся на счетах и во вкладах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумаг и денежных средств должника, находящихся у профессионального участника рынка ценных бумаг) производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых и с составлением акта описи и изъятия имущества.

7. При конфискации денежных средств судебный пристав-исполнитель направляет постановление о конфискации в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг. В постановлении указываются реквизиты счета соответствующего бюджета, на который должны быть перечислены денежные средства.

8. При конфискации бездокументарных ценных бумаг судебный пристав-исполнитель направляет постановление о конфискации лицу, осуществляющему учет прав на эти ценные бумаги, с поручением о списании конфискованных ценных бумаг со счета должника и зачислении их на счет государственного органа или организации в соответствии с их компетенцией.

Новая редакция Ст. 31.6 КоАП РФ

1. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение.

2. Принесение протеста на постановление об административном аресте, обязательных работах или административном приостановлении деятельности не приостанавливает исполнение этого постановления.

Комментарий к Статье 31.6 КоАП РФ

Вы точно человек?

Протест прокурора приносится на не вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении и/или последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на данные постановления, на основании и в пределах действия ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 04.11.2005) "О прокуратуре Российской Федерации" (Российская газета. 1995. 25 ноября).

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, должны вынести определение о приостановлении исполнения постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. Это определение при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящему его в исполнение. Исключением является только постановление об административном аресте, исполнение которого не приостанавливается принесением протеста.

В рамках комментируемой статьи предполагается возможность вынесения определения о приостановлении его исполнения, которое принимается судьей, удовлетворившим ходатайство о восстановлении срока для обжалования постановления по делу в порядке процессуальной аналогии, так как при принесении протеста прокурора на вступившее в законную силу постановление такое определение законодательно закреплено.

Приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в связи с подачей жалобы лицами, перечисленными в статьях 25.1 — 25.5 КоАП, недопустимо, поскольку частью 1 статьи 31.6 КоАП такая возможность предусмотрена лишь в случае принесения прокурором протеста по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста детализировано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Российская газета. 2005. 19 апреля).

2. Однако в рамках статьи 327 АПК РФ перечень лиц значительно расширен и включает в себя взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя на основании заявления и исполнительного листа, выданного арбитражным судом. Срок рассмотрения заявления составляет десять дней.

Приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

Определение арбитражного суда о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства может быть обжаловано.

Исполнительное производство возобновляется по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя арбитражным судом, приостановившим исполнительное производство, после устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления. О возобновлении исполнительного производства выносится определение.

Другой комментарий к Ст. 31.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания как процессуальное действие впервые предусмотрено в КоАП РФ. Приостановление означает прекращение до определенного срока совершения каких-либо действий по исполнению конкретного административного наказания.

В качестве основания приостановления исполнения административного наказания в рассматриваемой статье указывается на принесение протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст.30.11). В этом случае, судья, орган, должностное лицо, вынесшие это постановление, приостанавливают его исполнение до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения выносится определение, которое в случае необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим постановление о наложении административного наказания в исполнение.

В случае принесения протеста на постановление об административном аресте исполнение данной меры наказания не приостанавливается.

2. Действующим законодательством предусмотрены и иные основания для приостановления исполнения постановления об административном наказании.

Так, в ст.20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве" установлены случаи обязательного приостановления исполнения административного наказания, например, утрата должником дееспособности, участие должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований и др.

3. Согласно ст.21 упомянутого Закона исполнительное производство может быть приостановлено по просьбе должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, в случае нахождения должника в длительной служебной командировке, на лечении в стационарном лечебном учреждении либо в отпуске за пределами места совершения исполнительных действий, а также в ряде других случаев.

4. Производство по исполнению постановления об административном наказании приостанавливается на срок до устранения причин, вызвавших приостановление: до назначения недееспособному должнику опекуна, увольнения с военной службы или начала прохождения военной службы по контракту, возвращения из командировки, выписки из лечебного учреждения и т.д. (ст.22 Закона).

5. Определение о приостановлении производства по исполнению постановления о наложении административного наказания выносится судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя, а решение арбитражного суда — либо арбитражным судом, вынесшим решение о наложении административного наказания, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (ст.23 Закона).

admin