Инвестиционное право

2. Понятие инвестиционного права

1   2   3   4

Тема 2 .

Понятие инвестиционного права

Рассматриваемые вопросы:

  1. Место инвестиционного права в Российской системе права.
  2. Предмет,понятие, цели и задачи инвестиционного права.
  3. Источникиинвестиционного права.
  4. Принципы инвестиционного права.
  5. Субъектыинвестиционного права.
  6. Понятие и виды инвестиций (прямые, портфельные,
    отечественные, иностранные).
  7. Инвестиционный проект.

Вопрос №1 Место инвестиционного права в Российской системе права

Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

На современном этапе развития Российской Федерации как правового государства важное значение имеет построение логически завершенной системы права с выделением и научным обоснованием его отраслей. В связи с этим в отечественной литературе актуальным является вопрос о месте инвестиционного права в российской правовой системе. В юриспруденции превалирует точка зрения, согласно которой «…инвестиционное законодательство представляет собой комплексную отрасль законодательства, объединяющую нормы различной отраслевой принадлежности, поэтому инвестиционное право не имеет самостоятельного предмета и метода правового регулирования и не может быть признано в качестве самостоятельной отрасли права…».

Рассматривая данный вопрос, следует отметить, что в настоящее время понятие «инвестиционное право» употребляется в юридической литературе применительно как к международному, так и внутригосударственному праву. С точки зрения международного права А.Г. Богатырев рассматривает инвестиционное право как правовой институт, входящий в состав отрасли права — международное экономическое право, или как подотрасль международного частного права, объединяющая нормы административного, финансового, таможенного права и регулирующей деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. В свою очередь И.И. Лукашук пишет о международном инвестиционном праве, представляющем собой подотрасль международного экономического права, принципы и нормы которой регулируют отношения государств по поводу капиталовложений. Такого же мнения придерживаются Г.К. Дмитриева и В.М. Шумилов. О необходимости признания международного инвестиционного права как комплексной отрасли права, регулирующей инвестиции (прямые, портфельные, ссудный капитал, лизинг, раздел продукции (СРП) и т. д.), правовые режимы иностранных инвестиций, порядок разрешения инвестиционных споров и т. д., пишет в своей работе И.З. Фархутдинов.

В отечественной литературе впервые концепция о становлении инвестиционного права

как отрасли права в российской правовой системе была представлена А.Г. Богатыревым. Он отмечал, что переход к рыночной экономике предполагает развитие инвестиционного права как отрасли права в правовой системе нашей страны. Выделение отрасли «инвестиционное право» обусловлено, по мнению ученого, следующими обстоятельствами:

а) наличием самостоятельного предмета правового регулирования, т. е. обособленных экономических инвестиционных отношений (между собственниками) по воспроизводству материальных и духовных благ;

б) осознанием особой общественной необходимости и значимости инвестиционных отношений в системе экономических отношений в период перехода к рыночной экономике и принятием законодательного решения о правовом регулировании данных отношений;

в) наличием нормативного материала соответствующего качества и количества;

г) наличием особого метода правового регулирования инвестиционных отношений, выражающегося в сочетании публично-правового и частноправового регулирования инвестиционных отношений.

Вместе с тем В.В. Гущин и А.А. Овчинников рассматривают инвестиционное право как комплексную отрасль права, представляющую собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу привлечения, использования и контроля за инвестициям и осуществляемой инвестиционной деятельностью, а также отношения, связанные с ответственностью инвесторов за действия, противоречащие законодательству. При этом предметом правового регулирования названной отрасли права определены общественные отношения, складывающиеся в процессе профессиональной предпринимательской деятельности по поводу привлечения, использования и контроля за инвестициями и осуществляемой инвестиционной деятельностью с целью извлечения прибыли, а также общественные отношения, связанные с государственным воздействием на субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность. Для урегулирования вышеперечисленных групп общественных отношений используются главным образом два метода: диспозитивный и императивный.

По мнению К.А. Смирнова, инвестиционное право в широком смысле представляет собой комплексную отрасль российского права, в которую в качестве отраслевого образования входит блок финансово-правовых норм (инвестиционная деятельность) наряду с нормами других отраслей права. Е.А. Горохов предлагает рассматривать инвестиционное право как под отрасль финансового права, которая в перспективе может оформиться в самостоятельную комплексную отрасль права. Аналогичной точки зрения придерживается Г.В. Петрова.С.П. Мороз характеризует инвестиционное право как «цельное правовое образование, отличающееся единством составляющих его институтов, объединяющее нормы различных отраслей права». Соответственно, продолжает автор, «инвестиционное право является комплексной отраслью права, сосуществующей наряду с основными отраслями права (гражданским, уголовным, административным, трудовым, процессуальным), и занимает особое место в системе права». Аналогичной позиции — о комплексности инвестиционного права — придерживаются большинство отечественных ученых.

Для обоснования инвестиционного права как самостоятельной отрасли права необходимо более подробно рассмотреть признаки выделения «чистых» отраслей и установить их соотношение с рассматриваемой совокупностью правовых норм. Рассуждая о предмете правового регулирования инвестиционного права, следует согласиться с мнением А.В. Майфата, что «инвестиционные отношения могут быть объединены в единую группу только условно. Поскольку нет такой совокупности отношений, значит, нет и такого предмета, который мог бы составить предмет регулирования инвестиционного права».

Что касается специфики метода правового регулирования инвестиционного права, то в юридической литературе указывается на сочетание в нем диспозитивных и императивных начал, носящих универсальный характер. При этом не выделяются его специфические признаки и не обосновывается необходимость применения особого метода для регулирования инвестиционных отношений. К тому же по справедливому замечанию Е.А Киримовой, «одна и та же норма права не может одновременно заключать в себе два различных метода правового регулирования». Эти обстоятельства свидетельствует об отсутствии у инвестиционного права особого метода правового регулирования.

Анализируя последний признак выделения «чистых» отраслей права, следует отметить, что все инвестиционные отношения могут быть урегулированы с помощью норм существующих отраслей права — конституционного, административного, международного, финансового и гражданского. В связи с этим отсутствует объективная необходимость выделения новой отрасли права.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что инвестиционное право не является самостоятельной отраслью права российской правовой системы в силу отсутствия у него предметного единства и собственного метода правового регулирования, а также возможностью урегулирования всех инвестиционных отношений в рамках существующих основных отраслей права.

Однако, по мнению автора, инвестиционное право возможно рассматривать как комплексную отрасль законодательства, представляющую собой внешнюю форму выражения таких правовых институтов, как правовое регулирование инвестиционной деятельности государства, правовое регулирование инвестиционной деятельности муниципальных образований, правовое регулирование инвестиционной деятельности физических и юридических лиц, правовой режим создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.

Инвестиционное законодательство — это структурированная, упорядоченная система разноотраслевых законодательных актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих порядок осуществления инвестиционной деятельности. Системообразующим фактором межотраслевой интеграции инвестиционного законодательства выступают основные направления деятельности государства, т. е. его функции в соответствии с которыми группируется нормативный материал. Однако, как справедливо отмечается в научной литературе, «осуществление не всякой функции государства связано с определенной соответствующей ей отраслью законодательства». В связи с этим можно утверждать, что экономическая функция государства осуществляется не только через развитие гражданского, хозяйственного, финансового, но и инвестиционного законодательства.

Инвестиционное законодательство содержит в себе нормы различной отраслевой принадлежности — конституционной, административной, международной, финансовой и гражданской.

Инвестиционное право: понятие, место в системе финансового права

Эти нормы объединены в целях обеспечения определенной целенаправленной деятельности государства: создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности на соответствующей территории в целом и осуществление инвестирования различными субъектами в частности. Ко всему прочему, следует отметить, что факт существования инвестиционного законодательства не может быть поставлен под сомнение в силу отсутствия соответствующего кодифицированного нормативного акта, «поскольку именно обособленная отрасль законодательства обусловливает необходимость ее кодификации».

В заключение следует отметить, что в современных рыночных условиях инвестиционное право не является ни самостоятельной, ни комплексной отраслью права, однако занимает достойное место среди комплексных отраслей российского законодательства.

Вопрос №2 Предмет,понятие, цели и задачи инвестиционного права

Инвестиционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу привлечения, использования и контроля за инвестициями и осуществляемой инвестиционной деятельностью, а также отношения, связанные с ответственностью инвесторов за действия, противоречащие законодательству.

Инвестиционное право как система законодательства – это совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права (нормативных правовых актах, обычаях делового оборота) и регулирующих порядок осуществления инвестиционной деятельности. Изучение инвестиционного законодательства предполагает также анализ судебно – арбитражной практики в целях достижения единообразия в понимании и применении норм, содержащихся в источниках права.

Инвестиционное право как научная дисциплина, т. е. система знаний, совокупность представлений ученых о данной отрасли. Наука инвестиционного права познает истоки его зарождения, этапы становления и прогнозирует, опираясь на сумму накопленной информации, направления развития.

Инвестиционное право как учебная дисциплина – система обобщенных сведений об инвестиционном праве как отрасли, его законодательстве и практике применения, а также о науке.

В систему предмета инвестиционного права входят:

– общественные отношения, связанные с размещением на территории Российской Федерации инвестируемых в экономику финансовых средств, иного имущества (как движимого, так и недвижимого, не изъятого из гражданского оборота), включая имущественные и личные неимущественные права (например, авторское, патентное право). В рассматриваемую группу отношений также входят договоры о совместной деятельности, включая отношения по образованию юридических лиц, созданных на основе долевого или 100 %-ного участия иностранных инвесторов, а также отношения по созданию филиалов и представительств иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации;

– общественные отношения по контролю за допуском, созданием и деятельностью на территории Российской Федерации иностранных инвесторов и образуемых ими юридических лиц.

Представленная группа отношений включает государственную регистрацию предприятий с иностранным участием, лицензирование отдельных видов деятельности совместных предприятий, сертификацию и стандартизацию результатов их предпринимательской деятельности. Данная группа отношений объясняется ограничениями предпринимательской деятельности иностранных инвесторов в некоторых областях экономики: связи, средствах телекоммуникации, энергетики, транспорта и т. д. – в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России, обеспечения обороны страны и безопасности государства и необходимости в этой части государственного контроля за надлежащим исполнением российского законодательства;

– общественные отношения, связанные с созданием на территории России необходимого инвестиционного климата (режима) в целях привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, включая предоставление государством гарантий и льгот иностранным инвесторам при осуществлении ими инвестиционной деятельности в рамках действующего законодательства. Данная группа также включает отношения по защите интересов и прав инвесторов от незаконного вмешательства государства или третьих лиц;

– общественные отношения, связанные с наложением ответственности за инвестиционную (предпринимательскую) деятельность, противоречащую законодательству.

Инвестиционное право тесно связано с гражданским, предпринимательским, финансовым, административным правом, так как общественные отношения, составляющие предмет инвестиционного права, одновременно являются частью предмета перечисленных выше отраслей российского права. Следовательно, необходимо признать комплексность исследуемых отношений, в связи с чем можно выделить присущие инвестиционным отношениям существенные признаки.
Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.

В соответствии с этим можно отметить следующие черты, присущие функциям инвестиционного права:

– функции инвестиционного права определяются назначением административного права в обществе;

– функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление задач, стоящих перед инвестиционным правом на данном этапе развития общества;

– функции инвестиционного права представляют направления его активного действия, упорядочивающего общественные отношения, составляющие его предмет.

Классификация функций права и их характеристика. В известной степени можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций инвестиционного права: 1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (в данном случае инвестиционному праву присуща, например, воспитательная функция), и 2) внутренние. Последние вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. В этом случае выделяют регулятивную и охранительную функции инвестиционного права.

Регулятивная и охранительная функции – это функции права, которые определяют необходимость его существования как социального института общества.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Право

p.120-bal.ru

КТО МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ СУБЪЕКТАМИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, различные предпринимательские организации — банковские, страховые и посреднические. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации. Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности строятся на основе договора и (или) государственного контракта.

Основной субъект инвестиционной деятельности — инвестор, осуществляющий вложение собственных, заемных и (или) привлеченных средств в форме инвестиций. В качестве инвесторов могут выступать:

  • физические и юридические лица;
  • создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц;
  • государственные органы;
  • органы местного самоуправления;
  • иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

С учетом направленности основной хозяйственной деятельности, осуществляемой инвесторами, их разделяют на индивидуальных и институциональных инвесторов. Индивидуальный инвестор — это физическое или юридическое лицо, осуществляющее вложения средств в форме инвестиций для развития основной производственно-хозяйственной деятельности. Институциональный инвестор — это финансовый посредник, аккумулирующий средства индивидуальных инвесторов и осуществляющий инвестиционную деятельность.

2. Понятие инвестиционного права

В качестве институциональных инвесторов выступают инвестиционные компании, инвестиционные фонды, специализирующиеся, как правило, на операциях с ценными бумагами.

В зависимости от целей инвестирования, которые ставят перед собой инвесторы, выделяют стратегических и портфельных инвесторов. Стратегический инвестор, осуществляя инвестиции, ставит для себя целью приобретение контрольного

пакета акций или преобладающую долю уставного капитала другого предприятия для получения возможности реально ими управлять.

Портфельный инвестор вкладывает инвестируемые средства в разнообразные объекты инвестирования с целью получения текущего дохода или прироста капитала.

Все инвесторы имеют равные права на:

  • осуществление инвестиционной деятельности в любой форме;
  • владение, пользование и распоряжение объектами инвестирования;
  • самостоятельное определение объемов и направлений инвестиций;
  • привлечение надоговорной, преимущественно конкурсной основе других субъектов инвестиционной деятельности;
  • осуществление контроля за целевым использованием инвестируемых средств;
  • объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов для осуществления совместного инвестирования.

Следующий субъект инвестиционной деятельности — заказчики. Заказчиками могут выступать инвесторы, а также физические и юридические лица, уполномоченные на то инвесторами, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними.

Подрядчиками являются физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, в том числе иностранные, государственные органы и органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются объекты инвестиционной деятельности.

Категория: Форекс и биржа

Похожие статьи:

Проведение промо-акций. Стоимость организации промо-акции

Что такое стратегия организации

Стратегия организации

Рекомендации о организации сбора, закупа и переработки вторсырья

№8236 Использование филиальной сети для организации пунктов выдачи интернет-заказов для получения дополнительных доходов

Понятие, предмет и методы инвестиционного права

Развитие инвестиционного законодательства в Казахстане пережило ряд этапов. Первый этап берет свое начало с принятия Закона РК «Об иностранных инвестициях» от 27 декабря 1994 г. Второй – с принятия Закона РК «О государственной поддержке прямых инвестиций» от 28 февраля 1997 г. Последний, третий этап, начался с принятия Закона РК «Об инвестициях» 8 января 2003 г.

Понятие инвестиционного права. Однозначного ответа на вопрос, является ли инвестиционное право комплексной отраслью права или комплексной отраслью законодательства в юридической науке пока нет. Отчасти из-за недостаточно серьезного, на наш взгляд, отношения к инвестиционному праву как к отрасли права (а не отрасли законодательства) со стороны ученых-цивилистов. Многие из ныне известных ученых современного периода, в том числе Российской Федерации, рассматривают инвестиционное право как комплексную отрасль законодательства. Кроме того, не определена отраслевая принадлежность правовых норм, которыми опосредованы инвестиционные отношения. Между тем, инвестиционная сфера с правовой точки зрения, отражая реалии экономической составляющей инвестиционных отношений, на сегодня уже достаточно сформирована, чтобы стать предметом самостоятельных специальных теоретических исследований.

Любая правовая система, как известно, складывается из множества правовых норм и институтов, которые, в свою очередь, в совокупности образуют различные самостоятельные отрасли права. Каждая отрасль имеет определенные, только ей присущие предмет и методы правового регулирования.

Если обратиться к истокам формирования научного представления об инвестиционном праве в научной учебной литературе, то на первый план выступает учебник А.Г. Богатырева «Инвестиционное право». Согласно А.Г. Богатыреву, инвестиционное право также имеет и свой самостоятельный предмет, и собственные методы правого регулирования. Предмет данной области составляют инвестиционные отношения, а методами регулирования являются совокупность норм частноправового и публично-правового характера. Рациональным, кроме того, в подходах А.Г. Богатырева является, на наш взгляд, деление инвестиционного права на две сферы (или вида) регулирования – национально-правовое и международно-правовое. В этом заключается одна из характерных особенностей инвестиционного права.

Также справедливым представляется нам утверждение о том, что и в национально-правовом, и международно-правовом регулировании инвестиционных отношений происходит деление на публично-правовое и частноправовое регулирование. Здесь имеется в виду то, что инвестиционное право «включает в себя нормы публично-правового и частноправового характера».

А.Г. Богатырев характеризует инвестиционное право как «смешанную» отрасль, которая занимает «межсистемное», или промежуточное, положение в структуре права. Такой взгляд, по-видимому, обусловлен тем, что одни нормы данной отрасли права регулируют отношения с иностранным элементом, а другие – исключительно национальные отношения. Однако, на наш взгляд, существование в инвестиционном праве этих двух видов регулирования вовсе не говорит о «смешанном» характере данной отрасли. Так, С.С. Алексеев, декларируя существование «смешанных» отраслей права, дает им следующее юридическое обоснование: «Они встречаются на стыке правовых систем <…> Это отрасли, в которые проникли, просочились (оказались «подмешанными») элементы иных отраслей права». Цитируемый нами автор говорит о «смешанной» отрасли права как об интегрированной комплексной отрасли. Отличие ее от обычной комплексной отрасли исследователь видит в том, что интегрированная комплексная отрасль производится от норм нескольких комплексных отраслей. Таковыми, например, являются морское право, страховое право, предпринимательское право.

Инвестиционное право. Учебник

Однако нормы инвестиционного права образовались не на стыке различных комплексных отраслей права, а на стыке гражданского права с иными отраслями права, предметной областью которых являются имущественные отношения. В связи с этим, нет оснований считать инвестиционное право отраслью, занимающей «межсистемное» положение.

Следует заметить, что продолжающая в какой-то степени свое существование в современной юридической науке советская теория капиталовложений (которую условно и в то же время не без оснований можно считать теорией инвестиционного права минувшей эпохи, и потому имеющей, по нашему мнению, определенное историческое значение) абсолютно отрицает теорию инвестиционного права с точки зрения отрасли права, которая объективно сложились на практике к настоящему моменту.

Сущность, например, указанной А.Г. Богатыревым теории инвестиционного права как отрасли права состоит в том, что инвестиционное право представляет собой совокупность частноправовых и публично-правовых норм, регулирующих инвестиционные отношения, которые возникают между различными субъектами права – гражданами, юридическими лицами (государственными и частными), в том числе иностранными, а также между частными лицами – с одной стороны, и государством (в том числе иностранным) или международными организациями – с другой стороны, по поводу вложения капитала и получения от такого вложения прибыли. Инвестиционное право – это совокупность таких норм, которые определяют организацию, порядок и способы вложения капитала, а также осуществление и использование капитала в сфере предпринимательской деятельности, в производстве материальных и духовных благ. Инвестиционное право регулирует инвестиционные отношения, возводя их в ранг правовых.

Инвестиционное право – это комплекс правовых норм (комплекс правовых связей), складывающихся в сфере предпринимательской деятельности по поводу вложения капитала, получению и распределению прибыли между ее участниками.

Предметоминвестиционного прававыступаютобщественные гражданско-правовые отношения коммерческого характера, в основе которых лежит вложение капитала с целью получения прибыли и ее распределения между инвестором и инвеститором.

С одной стороны, предметом инвестиционного права являются имущественные отношения, возникающие по поводу вложения капитала, а с другой — инвестиционные правовые связи, возникающие на основании различных прав требований.

Косновным методаминвестиционного права относятся:

диспозитивный метод, основанный на абсолютном равенстве субъектов инвестиционных правоотношений с различными правовыми статусами от индивидуальных предпринимателей до юридических лиц;

императивный метод, основанный на принципе «власти и подчинения» в инвестиционных отношениях, с участием государства, которое может выступать как сторона инвестиционного контракта на основании предоставления инвестиционных преференции инвестору.

Принципами инвестиционного права являются основополагающие начала, пронизывающие весь массив инвестиционных правовых норм (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Принципы инвестиционного права
— защита прав и законных интересов инвесторов;
— самостоятельное осуществление инвестором своей деятельности;  
— равенство инвесторов перед законом;  
— свобода заключения инвестиционного контракта;  
— свобода осуществления и использования инвестиций;  
— взаимовыгодность инвестиций;  
— свобода выбора объекта инвестиций;  
— свобода использования прибыли;  
— предоставление государственных гарантий при вложении капитала в приоритетные секторы экономики.

Функциями инвестиционного праваявляютсяосновныеспособы и приемы правового воздействия на инвестиционные общественные отношения, которые определяются сущностью и социальным назначением инвестиционного права в жизни общества (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Функции инвестиционного права
Экономические Правовые
Предусматривают процесс перемещения капитала посредством приобретения собственности на объекты путем заключения различных видов инвестиционных контрактов. Регулятивные   Охранительные
Выражаются в воздействии норм инвестиционного права на инвестиционные отношения субъектов путем определения таких правил поведения субъектов, которые способствуют созданию капитальной стоимости. Направлены на охрану инвестиционных отношений, реализуются путем применения специальных охранительных норм инвестиционного законодательства.

В Республике Казахстан инвестиционное право прошло в своем развитии несколько этапов, характеризующихся принятием целого ряда законодательных актов (см. Таблицу 3).

Таблица 3

Этапы развития инвестиционного права в Республике Казахстан
1 этап с 1994 г. Принятие Закона РК «Об иностранных инвестициях» и Гражданского Кодекса РК – развитие иностранных инвестиций.
2 этап с 1997 г. Предоставление государственной поддержки прямым инвестициям.
  3 этап   с 2003 г. Принятие Закона «Об инвестициях» – установление единого правового режима для национальных и иностранных инвесторов.

Инвестиционное право

За последние годы в результате заключения многочисленных международных договоров и принятия специальных федеральных законов в сфере инвестиционной деятельности сформировалась значительная по своему объему совокупность взаимосвязанных между собой норм международного и национального, частного и публичного права, регулирующих инвестиционные отношения, — инвестиционное право, которое пока не сформировало в полной мере необходимые условия правового характера для развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации.

В частности, на международно-правовом уровне положения действующих многосторонних и двусторонних международных договоров в рассматриваемой сфере как результат компромисса между развитыми и развивающимися странами не являются в достаточной степени четкими, содержат неточности и допускают различное толкование; зачастую они носят общий характер (к примеру, при использовании такой формулировки, как "создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности и полная защита прав инвесторов"), не возлагают на государства достаточно определенных юридических обязанностей и требуют дальнейшего урегулирования.

Вместо государств как основных создателей норм международного права существующий пробел стал восполняться иными участниками, прежде всего, международными организациями (ООН, Всемирный банк, ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, ОЭСР, МТП и др.), в рамках которых были приняты акты, относящиеся к так называемому мягкому праву, не имеющему обязательной юридической силы для участников инвестиционной деятельности. Нередко стороны договорных внешнеэкономических отношений избирают в качестве применимого права нормы негосударственного происхождения — lex mercatoria. Значительно повысилась роль международных коммерческих арбитражей, в первую очередь Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), которые в ряде случаев формулировали правила, используемые в дальнейшем при разрешении инвестиционных споров, фактически выполняя правотворческую функцию вместо государств. Такое положение дел умаляет значение международного договора как основного источника международного права и не отвечает интересам государств и может угрожать их суверенитету.

В свою очередь, акты инвестиционного законодательства Российской Федерации также носят бессистемный и фрагментарный характер. Наряду с кодификационными и иными федеральными законами они подвержены частым и необоснованным изменениям со стороны законодателя, вследствие чего зачастую оказываются противоречащими друг другу. В них до сих пор отсутствует однозначное юридическое определение инвестиции, согласующееся с основными категориями гражданского права и позволяющее отграничить инвестиционные отношения от смежных гражданских и иных отношений. Не предусмотрены должным образом особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения инвестиционных договоров, в первую очередь с участием государства.

1.3. Система инвестиционного права

Большинство гарантий, установленных для инвесторов, являются декларативными и требуют дальнейшего усиления и более детального урегулирования. В связи с низкой конкурентоспособностью российской правовой системы усилилась тенденция по совершению инвесторами действий, направленных на обход закона, когда не только иностранные, но и российские лица стремятся вывести регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, из-под действия российского права.

Предметом инвестиционного права выступают инвестиционные отношения — отношения, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности. Они характеризуются многообразием и включают в себя две группы взаимосвязанных между собой отношений:

1) основные (главные) инвестиционные отношения — договорные и иные гражданские отношения между инвесторами и другими субъектами гражданского права, которые опосредуют вложение инвестиций;

2) дополнительные (вспомогательные) инвестиционные отношения — иные отношения, тесно связанные с отношениями по вложению инвестиций. К ним, в частности, относятся административные и финансовые отношения между инвесторами и уполномоченными органами власти, в рамках которых обеспечивается соблюдение установленных ограничений (требований) и предоставление стимулирующих средств для инвесторов.

В зависимости от вида отношения (гражданского, административного и т.п.) правовое регулирование инвестиционной деятельности осуществляется с использованием различных методов. В этой связи собственный (самостоятельный) метод инвестиционного права отсутствует.

Субъектами инвестиционного права могут быть любые физические и юридические лица, а также иные субъекты, обладающие необходимой гражданской, административной или иной правосубъектностью (государства, международные организации и т.д.). При этом инвестор как лицо, осуществляющее вложение инвестиции, является обязательным субъектом инвестиционного правоотношения, тогда как другие лица (заказчики, подрядчики, пользователи и др.) выступают лишь в качестве его контрагентов — другой стороны в инвестиционном правоотношении.

Основаниями возникновения инвестиционных правоотношений могут быть различные юридические факты, и в первую очередь инвестиционные договоры и другие сделки, возлагающие на одну из сторон правоотношения — инвестора — обязанность по вложению инвестиций. В сфере административного и финансового права принимаются различного рода индивидуальные правовые акты субъектов исполнительной власти, которые порождают и главным образом определяют содержание тех или иных инвестиционных отношений административно- или финансово-правового характера.

В состав инвестиционного права входят многообразные нормы, которые содержатся в различных источниках (многосторонних и двусторонних международных договорах, нормативных правовых актах, обычаях, документах международных организаций и т.д.) и относятся к различным отраслям права (гражданского, административного, финансового и т.д.). Другими словами, правовое регулирование инвестиционных отношений носит комплексный (межотраслевой) характер.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

admin