Инструкция п6 п7

Группа Компаний ПРОТЭК > Отгрузка товаров и оказание услуг > Приемка товара по количеству и качеству

Инструкции П-6 и П-7

Процедура приемки товара является краеугольным камнем в отношениях между поставщиком и покупателем. Для поставщика важно определить момент перехода рисков гибели или повреждения товара и «привязать» к нему момент, когда покупатель должен произвести определенные действия, направленные на получение товара. Покупатель в свою очередь заинтересован в том, чтобы получить товар надлежащего качества, а не кота в мешке.

ГК РФ предписывает, чтобы порядок передачи и условия проверки качества товара, которые будут применяться поставщиком и покупателем, были одними и теми же и чтобы они соответствовали правилам, установленным законом, иными правовыми актами. То есть согласование условий и порядок приемки товаров по количеству и по качеству должны быть прописаны в договоре поставки. И чем точнее в договоре будет описан весь процесс, начиная с получения товара от поставщика или перевозчика и заканчивая составлением актов и рекламаций, тем меньше у сторон шансов стать участниками судебного разбирательства.

Один из способов обезопасить себя от недоразумений, связанных с приемкой товара, – это следовать «Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», утвержденной постановлением Госарбитража при Совете министров СССР от 15 июня 1965 г. № П-6 (далее – Инструкция П-6), и «Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», утвержденной постановлением Госарбитража при Совете министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7 (далее – Инструкция П-7).

Вышеуказанные инструкции максимально точно описывают порядок приема передачи продукции по количеству и качеству, а учитывая широкую номенклатуру продукции у нас на остатках, достаточно сложно учесть и отразить в договоре все возможные нюансы приема-передачи товара.

Приемка товара по количеству

Инструкцией П-6 прямо установлены возможные места приемки товаров цитата: «по весу брутто и по количеству мест продукции, поставляемой в таре». Такими местами могут выступать:

склад поставщика – при вывозе продукции получателем (самый простой вариант – получатель (или уполномоченное им лицо) пересчитывает товар и удостоверяет своей подписью количество указанное в товарной накладной);

склад покупателя(получателя) – при доставке продукции поставщиком. В этом случае при обнаружении расхождений между фактическими данными и данными, указанными в сопроводительных документах, покупатель обязан потребовать от перевозчика составления соответствующего акта. В этом случае приемка товара должна производиться как минимум двумя сотрудниками, назначаемыми руководителем организации.

В акте о недостаче продукции необходимо указать:

— наименование и адрес отправителя (поставщика);

— дата и номер счета-фактуры и транспортной накладной;

— дата отправки продукции со склада отправителя;

— дата прибытия продукции (время доставки) продукции на склад получателя;

— сведения о том, что взвешивание проводилось на исправных и прошедших поверку весах;

— состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции;

— точное количество недостающей продукции (каким способом определено ее количество) и ее стоимость;

— заключение о причинах и месте образования недостачи.

Инструкция П-6 также регламентирует сроки приемки продукции. Учитывая ассортимент номенклатуры представленный на складах нашей компании, необходимо руководствоваться частью «а» пункта 9:

«Приемка продукции производится в следующие сроки:

а) продукции, поступившей без тары, в открытой таре и в поврежденной таре,- в момент получения ее от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для разгрузки их;…»

Если выразиться проще, то сроки приемки продукции равны срокам выгрузки транспортного средства. Хочу еще раз обратить внимание, что сложность изложения инструкции связана с тем, что она описывает все возможные варианты передачи товара, а также все возможные виды транспорта.

Если при приемке продукции будет обнаружена недостача, то покупатель обязан:

— приостановить дальнейшую приемку;

— обеспечить сохранность продукции, не допуская при этом ее смешивания с другой однородной продукцией;

— составить акт с подписями всех проверяющих и вызвать для участия в продолжении приемки и составления двустороннего акта представителя одногороднего отправителя либо изготовителя. Если отправитель (изготовитель) находится в другом городе, то обязанность вызова его представителя должна быть установлена специальными правилами либо договором.

Не стоит забывать, что вышеуказанные действия производятся покупателем только в случае передачи товара на складе покупателя (т.е. когда мы производим доставку), если имеет место самовывоз, то приемка покупателем по количеству производится на нашем складе!

Для иногородних и одногородних отправителей Инструкцией П-6 предусмотрен различный порядок реагирования на вызов представителя. Так, иногородний отправитель (изготовитель) обязан в течение 24 ч ответить телеграммой или телефонограммой, будет ли направлен представитель для участия в дальнейшей приемке. Отсутствие ответа в указанный срок дает покупателю право осуществить приемку в еще до истечения срока явки представителя (три дня без учета времени, необходимого для проезда). Представитель одногороднего отправителя обязан явиться не позднее чем на следующий день.

Даже если представитель отправителя не явился по вызову получателя, последний должен привлечь к проверке представителя либо другого предприятия, либо общественности. Получатель имеет право провести одностороннюю проверку только в случае, если отправитель дал на это свое согласие. Замечу однако, что на практике стороны часто стараются закрепить за собой право односторонней приемки товара с составлением соответствующего акта и предоставлением его поставщику в дальнейшем вместе с претензией уже в ходе обсуждения условий договора. У нас в компании это не практикуется.

Акт должен быть составлен в тот же день, когда проводилась приемка и была выявлена недостача, подписан членами комиссии (состоящей, как правило, не менее чем из трех человек) и утвержден руководителем организации-получателя.

Приемка товара по качеству

В процессе выгрузки товара из транспортного средства или при получении его на складе поставщика получатель обязан осуществить первый этап проверки качества товара – осмотр на предмет наличия внешних повреждений тары (упаковки) либо самого товара. Инструкция П-7 предписывает получателю товара в ходе приемки груза от органов транспорта проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке.

Приемка по качеству и комплектности товара производится, как правило, на складе получателя. Сроки на проведение этой процедуры по обыкновению устанавливаются договором поставки.

Для выявления скрытых недостатков Инструкция П-7 предоставляет получателю четырехмесячный срок. При обнаружении таких недостатков покупатель должен в пятидневный срок составить соответствующий акт.

В Инструкции П-7 дано и определение скрытых недостатков товара: «Скрытыми недостатками признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции».

Например гнутый хлыст балки или швеллера не является «скрытым» недостатком, т. к. этот недостаток возможно было обнаружить при «обычной для данного вида продукции проверке» в момент получения продукции, а вот непровар шва у электросварной трубы будет считаться «скрытым» недостатком.

В случае выявления дефектной или некомплектной продукции, как и при приемке по количеству, получатель обязан приостановить приемку, составить акт, в котором будет указано количество осмотренной продукции и характер выявленных дефектов, а также вызвать представителя отправителя (для одногороднего – обязательно, для иногороднего – в предусмотренных правилами или договором ситуациях).

Сроки явки представителя, оформление его полномочий и порядок участия в приемке продукции аналогичны установленным Инструкцией П-6. Если представитель отправителя так и не явился, получатель вправе привлечь к участию в приемке товара по качеству эксперта торгово-промышленной палаты своего региона.

Приемка продукции по качеству и комплектности должна производиться в точном соответствии со стандартами, техническими условиями и другими обязательными для сторон правилами и нормами.

Это значит что фразы типа «металл ржавый» или «мне не нравится продукция» не могут являться основанием для отказа от приемки или вызова представителя. Т. е. любое несоответствие по качеству должно иметь ссылку на соответствующий пункт ГОСТа сведения об измерительных приборах которыми это несоответствие было выявлено.

Например, согласно пункта 4.9 ГОСТ 3262-75 толщину стенки у трубы измеряют микрометром соответствующему ГОСТ 6507-90 или стенкомером по ГОСТ 11358-89 с обоих концов трубы, контроль наружного диаметра проводят гладкими микрометрами по ГОСТ 6507-90, калибрами-скобами по ГОСТ 2216-84 или ГОСТ 18362-73, а длину труб измеряют рулеткой по ГОСТ 7502-89. Поэтому когда клиент у себя на объекте измеряет рулеткой или линейкой толщину стенки трубы, как ему кажется выявляет несоответствие и при этом желает вызвать представителя поставщика,- будем вынуждены его разочаровать. Все измерения должны производиться строго соответствующим инструментом!

Также раздел 2 («Технические требования») все того же ГОСТа 3262-75 содержит подробные описания допускаемых отклонений по качеству и список не допустимых дефектов.

На основе полученных результатов приемки продукции по качеству и комплектности составляется акт о фактическом качестве и комплектности товара. Перечень сведений, которые должны содержаться в этом документе, фактически совпадает с приведенным выше перечнем, касающимся проверки продукции по количеству, с учетом, конечно же, того факта, что приемка проводилась в отношении качества и комплектности.

Следует отметить, что арбитражные суды не принимают в качестве доказательства несоответствия полученного товара обещанному качеству акты, составленные с нарушением требований, установленных Инструкцией П-7.

Акт подписывается всеми членами комиссии, если же кто-то из них не согласен с ним, об этом делается соответствующая отметка. Точно так же составляется и акт о скрытых недостатках продукции. Если между отправителем и получателем возникнут разногласия о характере выявленных дефектов и причинах их появления, то для определения качества продукции получатель обязан пригласить эксперта бюро товарных экспертиз или другой компетентной организации. Отправитель или изготовитель вправе опротестовать заключение эксперта в вышестоящей организации или суде. Копия заявления направляется другой стороне.

Итак подытожим тезисно:

  1. При самовывозе передача товара по количеству происходит у нас на складе и после того как машина его покинула вероятность удовлетворения претензии клиента очень мала;

  2. При доставке товара клиенту передача по количеству происходит в месте получения продукции. Все претензии по количеству предъявляются только в присутствии нашего водителя (который является нашим представителем). После того как машина покинула склад клиента вероятность удовлетворения претензии клиента по количеству, опять же очень мала;

  3. Для подачи претензии по качеству у клиента есть больше времени (обычно оговаривается договором поставки), для «скрытых» дефектов срок до 4 месяцев;

  4. Претензии по качеству принимаются только при наличии ссылки на конкретный пункт ГОСТа или иного НТД.

В заключение хочу добавить, что не смотря на то что мы являемся приверженцами строгого выполнения формальностей, мы всегда готовы к диалогу и найти выход из запутанных ситуаций. Например клиент покупает у нас с доставкой 6 тонн арматуры, а на объекте у него отсутствуют соответствующие крановые весы. Есть следующие варианты:

  1. мы предоставляем ему фотографии весов отгружаемого товара;

  2. представитель клиента лично присутствует при отгрузке на складе и вместе с нашей машиной следует к себе на объект.

ИНКОТЕРМС или Инструкции П-6 и П-7

В последнее время стало модным использовать в договорах порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкциями П-6 и П-7. На эту тему написано много статей, одна из них публикуется на СКЛАДЕ ЗАКОНОВ (см. статью Защита по пунктам). Данная публикация не означает, что статья абсолютно бесспорна, но если в договоре уже обозначена ссылка на порядок приемки в соответствии с Инструкциями П-6 и П-7 статья может уберечь от многих распространенных ошибок при их применении.

Правильно поставленный вопрос – половина ответа. Воспользуемся этой древней истинной и поставим вопросительный знак в преамбуле данной публикации. Один из способов обезопасить себя от недоразумений, связанных с приемкой товара, – это следовать Инструкциям П-6 и П-7, так ли это? Так ли бесспорно данное утверждение и так ли бесспорны сами выше упомянутые инструкции. Попробуем разобраться, в чем же спорная суть Инструкций П-6 и П-7 применительно к сегодняшней действительности (ноябрь 2005 года).

Согласно части 3 пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18 порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкциями П-6 и П-7, может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки. Следовательно их применение должно быть взаимовыгодно как покупателю, так и поставщику. А выгодно ли это?

Приемка товаров по количеству

Обратимся к международной практике. Согласно «Incoterms 2000» (издание Международной торговой палаты «Incoterms 2000», № 560, сентябрь 1999 г.) Инкотермс изначально всегда предназначались для использования в тех случаях, когда товары продавались для поставки через национальные границы: таким образом, это международные торговые термины. Однако, Инкотермс на практике зачастую включаются в договоры для продажи товаров исключительно в пределах внутренних рынков. В тех случаях, когда Инкотермс используются таким образом, статьи А.2. и Б.2. и любые другие условия других статей, касающиеся экспорта и импорта, конечно, становятся лишними.

Кроме того, определяя правовую природу ИНКОТЕРМС, необходимо подчеркнуть, что на основании Закона Российской Федерации о торгово-промышленных палатах Правление ТПП РФ постановлением от 28 июня 2001 г. N 117-13 (п. 4) объявило ИНКОТЕРМС 2000 на территории Российской Федерации торговым обычаем. Это означает повышение юридического статуса данного документа и признание за ним на основании статьи 5 и пункта 5 статьи 421 ГК РФ значения одного из регуляторов имущественных отношений сторон. Обоснованность применения торговых обычаев признается всеми центрами международного коммерческого арбитража. В нашей стране это следует из содержания пункта 3 статьи 28 Закона Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» и параграфа 13 Регламента МКАС при ТПП РФ — во всех случаях арбитраж принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке. В пункте 2 статьи 17 Арбитражного регламента МТП содержится аналогичное правило: во всех случаях состав арбитража принимает во внимание положения контракта и соответствующие торговые обычаи.

С учетом вышеприведенного применение терминов Incoterms 2000 для внутренних поставок правомерно. Какие же аналоги терминов Incoterms 2000 применяются в Инструкциях П-6 и П-7?

Пункт 6. инструкции П-6: Приемка продукции, поставляемой без тары, в открытой таре, а также приемка по весу брутто и количеству мест продукции, поставляемой в таре, производится:

а) на складе получателя — при доставке продукции поставщиком;

Согласно Incoterms 2000 доставка продукции поставщиком осуществляется при использовании терминов группы «D»

б) на складе поставщика — при вывозе продукции получателем;

Согласно Incoterms 2000 вывоз продукции получателем со склада поставщика это термин EXW

в) в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или на складе органа транспорта — при доставке и выдаче продукции органом железнодорожного, водного, воздушного или автомобильного транспорта.

Согласно Incoterms 2000 данный пункт можно с большой натяжкой отнести к терминам группы «F»

Вроде и соответствует, и в тоже время нет. Чего-то не хватает.

Встает вопрос — причем здесь порядок приемки продукции и базис поставки. Если после принятия товара в пункте назначения покупатель обнаружит, что товар не удовлетворяет условиям договора купли — продажи, он сможет использовать любые меры, которые ему предоставлены договором купли — продажи и соответствующим законом против продавца. Эти вопросы находятся полностью вне зоны действия Инкотермс. Казалось бы эти два документа могут только дополнять друг друга, а мы говорим о каком-то противоречии.

А противоречие заключается в том, что в сложившихся международных обычаях и правилах в торговле применение терминов Incoterms 2000 определяет не только ответственную сторону за перевозку и ее оплату, но и ответственность сторон за риск потери или повреждения товара. Риск потери или повреждения товара переходит от продавца к покупателю, когда продавец выполнил свои обязательства поставки товара. Так как покупатель не вправе откладывать переход рисков и затрат, все условия предусматривают, что переход рисков и затрат может иметь место даже до поставки. В инструкциях П-6 и П-7 понятие «переход рисков» отсутствует, как таковое, за все отвечает поставщик, а в конечном итоге производитель.

В Инкотермс условия сгруппированы в четыре категории, отличающиеся между собой по существу: начиная с термина, согласно которому продавец только предоставляет товар покупателю на собственной территории продавца («E» — термин — EX WORKS); далее идет вторая группа, в соответствии с которой продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем («F» — термины — FCA, FAS и FOB); далее «C» — термины, в соответствии с которыми продавец должен заключить контракт на перевозку, но не принимая на себя риск потери или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки (CFR, CIF, CPT и CIP); и, наконец, «D» — термины, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения (DAF, DES, DEQ, DDU и DDP).

Пункт 7 инструкции П-6: Приемка продукции, поступившей в исправной таре, по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится, как правило, на складе конечного получателя.

В соответствии с международными правилами Incoterms 2000 продавец отвечает за поставленный товар до склада покупателя, только если базис поставки из группы терминов «D».

Пункт 1 статьи 459 ГК РФ регламентирует переход риска случайной гибели товара. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. Ссылка на инструкции П-6 и П-7 в договоре, как раз и есть — то самое иное!

Нужно отметить, что со времени принятия Инструкций П-6 и П-7 существенно изменилось законодательство РФ и в первую очередь налоговое законодательство. Когда писалась инструкция П-6 (15 июня 1965 г.) понятия НДС и в помине не было. С учетом реалий сегодняшнего дня окончательная приемка продукции по количеству товарных единиц на складе покупателя означает, что только в этот момент может перейти право собственности на товар. И только в этот момент у продавца возникает обязательство выставить Счет-фактуру (далее — СчФ), причем в течение 5 дней. Во всех перечисленных (п.12) документах, кроме СчФ, цена товара указывается без НДС, НДС в них не выделяется. И это абсолютно логично, т.к. в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ первичные учетные документы (за исключением банковских и кассовых) могут содержать исправления, которые вносятся по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. А в СчФ исправления не допускаются, ибо еще раз отметим, что обязательство выставления СчФ возникает только в момент перехода права собственности. Если риски потери и порчи в соответствии с действующим законодательством несет собственник, и если за недостачу товара возникшую «до склада покупателя» отвечает продавец, то получается, что это аналог группы «D» по терминологии Incoterms 2000. А где остальные?

Согласно ст. 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

Таким образом, факт отгрузки продукции в адрес покупателя сам по себе не определяет приобретателя продукции, и если по условиям договора право собственности на продукцию переходит в момент поступления продукции на склад покупателя, то обязательства по выставлению счета-фактуры у предприятия возникают с момента поступления реализуемой продукции на склад покупателя.

Письмо Управления МНС по г. Москве от 11 октября 2001 г. N 02-11/46586

А теперь спросите своего бухгалтера, будет ли он работать на таких условиях, особенно если это происходит в разных налоговых периодах (месяц, квартал, год)? Зачесть НДС за реализованную продукцию он сможет только после того, как получит от покупателя подтверждение приема товара. А с учетом иногороднего покупателя? А если он еще и в районах Крайнего Севера? Применение инструкции П-6 в договорах отгрузки означает, что на предприятии либо неправильно ведется налоговый учет, либо его вообще нет. Мало вероятно, что данное положение вещей удовлетворит бухгалтерию покупателя, если поставки ведутся по предоплате.

Рассмотрим случай, когда товар получается представителем покупателя на складе поставщика — при «самовывозе» продукции получателем. Представитель покупателя по доверенности (форма М-2 или М-2а) принимает товар, о чем в товарной накладной ТОРГ-12 делается соответствующая запись. Право собственности на товар переходит от продавца к покупателю. У продавца возникает обязательства по выставлению счета-фактуры, и он ее выставляет. О какой дополнительной приемке товара (п.7.) на складе покупателя может идти речь, если в ТОРГ-12 стоит отметка о приеме по количеству товарных единиц? Ни мест, ни брутто, а именно, по количеству товарных единиц!

Для справки: Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме № ТОРГ-2, которая содержится в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132. Данный акт применяется для оформления приемки товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика. Указанный акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

Данный акт должен быть подписан представителем грузоотправителя, причем экспедитор в данном случае таковым не является, поскольку согласно п. 19 Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 № П-7, а также п.17 Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 № П-6, представитель отправителя (изготовителя) должен иметь удостоверение на право участия в приемке продукции у получателя. Поэтому лучше всего выдать экспедитору удостоверение с незаполненными реквизитами, которым при необходимости он сможет воспользоваться.

Обратите внимание на то, что согласно данным инструкциям отправитель (изготовитель) может уполномочить на участие в приемке продукции предприятие, находящееся в месте получения продукции. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в приемке продукции.

Таким образом, только после получения соответствующего удостоверения экспедитор имеет право подписания соответствующего акта по форме № ТОРГ-2.

Без комментариев. Цитата из Инструкции П-6 (абзац 3 п.26. ):

В случаях, когда по результатам приемки выявляются факты злоупотреблений или хищений продукции, руководитель или заместитель руководителя предприятия-получателя обязан немедленно сообщить об этом органам охраны общественного порядка или прокуратуры и направить им соответствующие документы.

Хочется обратить Ваше внимание еще на один момент. В пункте 4 Инструкции П-6 сказано следующее:

При приемке грузов от органа транспорта предприятие-получатель в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов обязано… потребовать от органов транспорта выдачи груза по количеству мест или весу во всех случаях, когда такая обязанность возложена на них правилами, действующими на транспорте, и другими нормативными актами.

Что подразумевается под понятием «орган транспорта» остается загадкой, и со времени написания данной инструкции само понятие транспортные организации разделилось на перевозчиков и экспедиторов. И если в настоящее время Устав автомобильного транспорта тоже ровесник данной инструкции (от 8 января 1969 г., правда, это действующий закон и имеет более позднюю редакцию), то Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» это современный документ. И согласно пункта 1. Статьи 7. указанного закона экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. Понятие кол-во мест становится не правомочным, если по договору транспортной экспедиции экспедитор является уполномоченным получателем груза. См. примерный образец Письма поручения.

Какой же смысл включения в договор отгрузки порядка приема согласно Инструкций П-6 и П-7? Логика подсказывает, что ни какого.

Приемка товара по качеству

С применением Инструкции П-7 проблем не меньше. Согласно П.5. указанной инструкции, продукция, поступившая в исправной таре, принимается по качеству и комплектности, как правило, на складе конечного получателя.

Если продукция не соответствует заявленному ГОСТу или ТУ по причине производственного брака, то это одно. А если по причине небрежного отношения при перевозке, а за перевозку отвечает покупатель?

И как быть с комплектностью? И почему комплектность отнесена к качеству товара? К вам на завод приезжают получать, например, некий блок, состоящий из 2-х насосов и одного контроллера. А через 60 дней приглашают посетить заполярный круг для подписания акта о недостаче одного насоса… Бред какой-то.

Предположим, продавец проигнорировал данное приглашение, как в таком случае быть с абзацем 3 п.25 настоящей инструкции, который гласит: «Представители других предприятий и организаций и представители общественности, выделенные для участия в приемке продукции, не вправе получать у предприятия-получателя вознаграждение за участие в приемке продукции»? Не решает данная инструкция и вопрос оплаты расходов, связанных с выездом представителя продавца.

Приемка импортных товаров по количеству и качеству

Приемка импортных товаров имеет свои особенности. Если требования к приемке не определены контрактом, то стороны должны руководствоваться Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15 октября 1990 г. (Наталья Теплинская Защита по пунктам. Инструкции П-6 и П-7)

Самое главное это то, что стороны ничего не должны. И к контрактам о международной купли продаже данная инструкция не имеет никакого отношения.

Согласно П. 1. инструкции О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15 октября 1990 г. настоящая инструкция определяет в соответствии с Основными условиями регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 888

Согласно П. 1. постановления Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 888 Основные условия регулируют договорные отношения между государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями, поставляющими товары для экспорта* или являющиеся заказчиками импортных товаров**, и внешнеэкономическими организациями***.

***Под внешнеэкономическими организациями понимаются внешнеэкономические объединения, независимо от ведомственной подчиненности, а также предприятия, объединения и организации, получившие право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций, когда они вступают в договорные отношения с другими предприятиями, поставляющими товары для экспорта, или заказчиками импортных товаров.

Помимо того, что данная инструкция вообще не имеет юридической силы, она еще и регулирует взаимоотношения двух резидентов СССР.

Стороны должны руководствоваться нормами и правилами, установленными международными конвенциями и соглашениями, в частности Конвенцией о договорах международной купли-продажи товаров (CISG) (Вена, 1980 г.)

Итог

Так о чем же все-таки идет речь в этой и ей подобных статьях. К чему призывает нас автор. К тому чтобы все договора поставки (купли-продажи) были с одним базисом поставки группы «D» по терминологии Incoterms 2000? Или к умышленному нарушению налогового законодательства?

Думаю, что ни то не другое. Это просто мода переложить всю ответственность на поставщика, и корни ее уходят глубоко в «совковые 60-е годы». Давайте вспомним немного историю. В условиях тотального дефицита товаров народного потребления, когда покупатели — базы сбытовых, снабженческих, заготовительных и пр. организаций получали то, что им дают, а не то, что хотелось бы. Когда качество продукции было…, то есть, можно считать его вообще не было. И самое главное карман был один – государство. Вот тогда для удобства учета и было принято возложить всю ответственность на производителя продукции. См. П.7. и П.17. инструкции П-6. И не важно, что в большинстве своем в наше время производитель, отправитель, поставщик это далеко не одно и тоже, «совок» продолжает навязывать нам свое наследие. Писатели, которые переписывают друг у друга материал прошлых десятилетий, не задумываясь о содержании, а неграмотные редакторы печатают данные статьи в своих журналах, лишь бы заполнить пустое пространство между рекламными блоками. А ссылки на данные инструкции продолжают вставляться в договора. Совок одним словом.

Какой же выход из создавшегося положения? Он лежит на поверхности. Им пользуется весь цивилизованный мир.

1. Распределение рисков и ответственности согласно Incoterms 2000

2. Использование принципов и терминов, употребляемых в Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров.

3. Страхование грузов грузовладельцем, а не перевозчиком и вообще, страхование.

4. Инспектирование товара перед отгрузкой

5. Использование специалистов ТПП и др. сюрвейерских организаций.

6. Внимательно читать законы и инструкции, на которые ссылаетесь.

7. Различать договора отгрузки и договора поставки.

8. Привлекать специалистов для написания и заключения договоров, а так же контроля их выполнения.

9. Думать, прежде чем что-то делать.

И не нужно ссылаться на обычаи делового оборота, которые давно устарели, не нужно пользоваться тем, что покупатель всегда прав, ибо для этого продавцу приходится закладывать в цену товара правоту покупателя. А ведь стоимость выезда представителя продавца для подписания акта по форме N ТОРГ-2 может быть соизмерима со стоимостью всей партии товара, особенно если партия товара мала, а расстояние между покупателем и продавцом не одна тысяча верст.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ
ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

ПИСЬМО
от 05.05.66 N И-1-20

Государственным арбитражам
при Совете Министров союзных
и автономных республик
Государственным арбитражам
при исполкомах краевых,
областных и городских
советов депутатов трудящихся
Арбитражам министерств и
ведомств СССР и союзных республик

О введении в действие Инструкции о порядке приемки
продукции производственно-технического назначения
и товаров народного потребления по качеству

Госарбитраж при Совете Министров СССР постановлением от 25 апреля 1966 г. N П-7 утвердил Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству , которая вводится в действие с 1 сентября 1966 г.

Инструкция направлена на дальнейшее улучшение порядка приемки продукции и товаров по качеству и обеспечение сохранности качества поставляемой продукции и товаров.

Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения по качеству и Инструкция о порядке приемки товаров народного потребления по качеству, утвержденные постановлением Госарбитража при Совете

Направляя Инструкцию , утвержденную 25 апреля 1966 г., Госарбитраж при Совете Министров СССР считает необходимым дать следующие указания:

1. Принять Инструкцию о порядке приемки продукции и товаров по качеству к неуклонному руководству и исполнению. Провести семинарские занятия по изучению Инструкции арбитрами и консультантами арбитражей.

2. Принять зависящие от арбитражей меры к тому, чтобы Инструкция была своевременно доведена до предприятий и организаций.

Рекомендовать юридическим службам предприятий и Советам юрисконсультов организовать на предприятиях изучение Инструкции всеми работниками, связанными с отгрузкой и приемкой продукции (товаров), а также с предъявлением и рассмотрением претензий, вытекающих из поставки продукции и товаров ненадлежащего качества или некомплектной.

3. При разрешении споров:

а) обеспечить правильное применение Инструкции;

б) проверять выполнение предприятиями и организациями правил Инструкции, обращая, в частности, внимание:

— на соблюдение ими установленных правил отгрузки, правильное оформление документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемой продукции и товаров, отгрузочных и расчетных документов и своевременную отсылку этих документов получателю;

-на необходимость тщательной проверки сохранности груза при приемке его от органов транспорта в соответствии с правилами, действующими на транспорте;

— на строгое соблюдение установленных сроков приемки продукции (товаров) по качеству и комплектности (п.6), а также сроков составления актов о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции и товарах (п.9);

— на выполнение правил Инструкции (пп.19 и 20) о представителях, с участием которых должна производиться приемка продукции (товаров) по качеству и комплектности.

Следует иметь в виду, что материально-ответственные и подчиненные им лица, а также лица, осуществляющие учет, хранение, приемку и отпуск материальных ценностей в качестве представителей общественности предприятия-получателя выделяться не должны;

— на выполнение требований Инструкции (п.32) об утверждении руководителем или его заместителем акта не позднее трехдневного срока после его составления;

— на принятие мер к регулированию возникающих при приемке продукции (товаров) по качеству и комплектности разногласий о характере дефектов и причинах их возникновения, привлекая в необходимых случаях для разрешения этих разногласий экспертов бюро товарных экспертиз, представителей соответствующей инспекции по качеству или другой компетентной организации;

— на строгое соблюдение установленного Инструкцией (пп.40-41) порядка предъявления и рассмотрения претензий, вытекающих из поставки продукции (товаров) ненадлежащего качества или некомплектной;

в) принять меры по фактам нарушения порядка приемки продукции (товаров).

В необходимых случаях направлять материалы прокуратуре для привлечения к установленной законом ответственности лиц, виновных в выпуске недоброкачественной или некомплектной продукции и товаров.

4. По материалам рассмотренных споров систематически изучать практику применения Инструкции , своевременно ставить перед руководителями предприятий и их вышестоящих органов вопросы об устранении выявленных арбитражем недостатков в организации отгрузки и приемки продукции и товаров по качеству и комплектности.

Главный арбитр Б.Анисимов

Защита по пунктам. Инструкции П-6 и П-7

Процедура приемки товара и по сей день остается краеугольным камнем в отношениях между поставщиком и покупателем. Один из способов обезопасить себя от недоразумений, связанных с приемкой товара, – это следовать Инструкциям П-6 и П-7

Гражданским кодексом РФ установлены правила, согласно которым в сделках купли-продажи или поставки товар должен быть передан покупателю в надлежащем количестве, а также надлежащего качества (ст. 469). Только в этом случае обязанности продавца (поставщика) могут считаться выполненными.

Пункт 2 статьи 513 ГК РФ регламентирует обязанность покупателя проверить полученный товар по качеству и количеству в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота.

Для поставщика важно определить момент перехода рисков гибели или повреждения товара и «привязать» к нему момент, когда покупатель должен произвести определенные действия, направленные на получение товара. Покупатель в свою очередь заинтересован в том, чтобы получить товар надлежащего качества, а не кота в мешке. Не меньшее значение для покупателя имеет возможность заявить претензию, если качество полученного товара не соответствует тому, о котором он первоначально договорился с поставщиком.

Статья 474 ГК РФ предписывает, чтобы порядок и условия проверки качества товара, которые будут применяться поставщиком и покупателем, были одними и теми же и чтобы они соответствовали правилам, установленным законом, иными правовыми актами или обязательными требованиями государственных стандартов. То есть согласование условий и порядок приемки товаров по качеству должны быть прописаны в договоре поставки. Таким образом, детальное описание в договоре процедуры приемки товара является залогом длительных, свободных от безосновательных претензий, отношений. Чем точнее в договоре будет описан весь процесс, начиная с получения товара от поставщика или перевозчика и заканчивая составлением актов и рекламаций, тем меньше у сторон шансов стать участниками судебного разбирательства.

Основные моменты процедуры приемки товара

При составлении проекта договора купли-продажи или поставки целесообразно включить в статью, описывающую процесс получения и приемки товара покупателем, указание на применение к нему норм, содержащихся в двух документах: в Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете министров СССР от 15 июня 1965 г. № П-6 (далее – Инструкция П-6), и в Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7 (далее – Инструкция П-7), в части, не противоречащей действующему гражданскому законодательству, а также с учетом правил, установленных самим договором. Хозяйственная и судебно-арбитражная практика признают Инструкции П-6 и П-7 одними из существенных компонентов делового оборота. Таким образом, если стороны хотят максимально обезопасить себя от недоразумений, связанных с приемкой товара, необходимо включить в договор условия об использовании указанных Инструкций. Однако следует иметь в виду, что Пленум Высшего арбитражного суда РФ закрепил в своем постановлении от 22 октября 1997 г. № 18 принцип, согласно которому положения Инструкций П-6 и П-7 о приемке товара по количеству и качеству соответственно могут применяться покупателем только в том случае, если это предусмотрено договором поставки. Договор имеет приоритет над положениями упомянутых выше инструкций. Кроме того, не лишним будет учитывать соотношение Инструкций П-6 и П-7 с другими нормативными документами (например, государственными и отраслевыми стандартами, нормы которых применяются даже в случае расхождений с Инструкциями).

Процедура приемки

Процесс принятия товара покупателем условно можно разделить на несколько этапов:

1) приемка товара по количеству мест в соответствии с сопроводительными документами;

2) осмотр товара на предмет наличия явных (видимых) внешних повреждений (дефектов) либо повреждений упаковки;

3) приемка товара по количеству (проверка внутритарной недостачи) и комплектности;

4) приемка товара по качеству, в том числе определение наличия скрытых дефектов, заводского брака и т. п.;

5) обнаружение недостатков, устранение которых предусмотрено гарантийными обязательствами поставщика или производителя.

При этом покупатель может получить товар как от перевозчика, так и непосредственно от поставщика.

Приемка товара по количеству

Как мы уже упомянули, приемка товаров по количеству включает в себя как минимум два этапа: проверку по количеству мест и проверку по комплектности. Как только сотрудники покупателя завершили проверку груза по количеству мест и заверили приемку товара, наступает момент перехода рисков и права собственности с поставщика на покупателя. Этот момент и есть та точка времени, начиная с которой поставщик считается выполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. Такой точкой времени может быть:

момент передачи товара покупателю на складе поставщика (самый простой вариант – получатель пересчитывает товар и удостоверяет своей подписью наличие количества мест, совпадающего с указанным в товарной накладной);

момент сдачи поставщиком товара перевозчику для доставки его покупателю;

момент получения покупателем товара от перевозчика (если договором предусмотрена обязанность поставщика доставить товар).

В пункте 4 Инструкции П-6 на этот счет сказано следующее: «При приемке грузов от органа транспорта предприятие-получатель в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов обязано… потребовать от органов транспорта выдачи груза по количеству мест или весу во всех случаях, когда такая обязанность возложена на них правилами, действующими на транспорте, и другими нормативными актами». В случае обнаружения расхождений между фактическими данными и данными, указанными в сопроводительных документах, покупатель обязан потребовать от перевозчика составления соответствующего акта, а если перевозчик неправомерно отказывается от этого, то обжаловать такой отказ в установленном порядке.

Рекомендации

В акте о недостаче продукции обязательно укажите:

— наименование и адрес отправителя (изготовителя) и поставщика;

— дата и номер телеграммы о вызове представителя отправителя;

— дата и номер счета-фактуры и транспортной накладной (коносамента);

— дата отправки продукции со станции отправления или со склада отправителя;

— дата прибытия продукции на станцию назначения, время выдачи груза органом транспорта или вскрытия вагона, контейнера и т. д., время доставки продукции на склад получателя;

— номер и дата коммерческого акта (если он составлялся);

— условия хранения продукции на складе получателя до ее приемки, а также сведения о том, что взвешивание проводилось на исправных весах. Существует прецедент отказа арбитражного суда в удовлетворении требования получателя товара (истца) о признании поступления товара с недостачей, поскольку его взвешивание производилось на не сертифицированных и не прошедших проверку весах;

— состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, дата вскрытия тары;

— порядок отбора продукции с указанием оснований (при выборочной проверке);

— за чьим весом или пломбами (отправителя или органа транспорта) отгружена продукция, исправность пломб и т. д.;

— транспортная и отправительская маркировка мест;

— каким способом определено количество недостающей продукции, могла ли она вместиться в тарное место, вагон, контейнер и т. д.;

— точное количество недостающей продукции, ее стоимость;

— заключение о причинах и месте образования недостачи;

— другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте.

Кроме того, Инструкцией П-6 прямо установлены возможные места приемки товаров «по весу брутто и по количеству мест продукции, поставляемой в таре». Такими местами могут выступать:

склад получателя – при доставке продукции поставщиком;

склад поставщика – при вывозе продукции получателем;

место вскрытия опломбированных или место разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или склад органов транспорта – при доставке и выдаче продукции органом железнодорожного, водного, воздушного или автомобильного транспорта.

Приемка осуществляется в довольно сжатые сроки, которые не должны превышать 10 дней, а для скоропортящейся продукции – 24 ч. Исключение сделано лишь для районов Крайнего Севера, где из-за специфических транспортных условий максимальный срок приемки составляет 60 дней. На данном этапе приемка товара должна производиться как минимум двумя сотрудниками, назначаемыми руководителем организации (это могут быть, например, складские работники).

Следующий этап в проверке количества поступившего товара – это приемка товара по внутритарному количеству или весу нетто. Пункт 7 Инструкции П-6 гласит: «Приемка продукции, поступившей в исправной таре, по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится, как правило, на складе конечного получателя». Условие это вполне логично, поскольку целостность упаковки товара не должна нарушаться ни в пути следования к складу покупателя, ни на складе поставщика, если покупатель забирает товар самовывозом. Если же это условие нарушено, то необходимо проверить товар на наличие внутритарных недостач.

Пункт 13 Инструкции П-6 устанавливает правила проверки веса нетто, когда перевесить прибывшую продукцию без тары невозможно. В таком случае покупатель обязан проверить вес брутто в момент получения товара, затем, освободив продукцию от тары, взвесить саму тару. Путем несложного арифметического действия – вычитания получившейся цифры из веса брутто – мы и получим искомый показатель веса нетто. При этом Инструкция П-6 запрещает определение веса нетто путем вычета веса тары из веса брутто по данным, указанным в сопроводительных и транспортных документах, без проверки фактического веса брутто и веса тары.

Выборочная (частичная) проверка количества товара с распространением результата на всю партию допускается в ситуациях, предусмотренных соответствующими стандартами или иными нормативно-правовыми документами.

При несоблюдении покупателем требований Инструкций П-6 и П-7 об обязательном извещении поставщика о поставке продукции ненадлежащего количества или качества арбитражный суд обязывает покупателя принять и оплатить полученный товар (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 сентября 2004 г. № КГ-А40/7816-04).

Для иногородних и одногородних отправителей Инструкцией П-6 предусмотрен различный порядок реагирования на вызов представителя. Так, иногородний отправитель (изготовитель) обязан в течение 24 ч ответить телеграммой или телефонограммой, будет ли направлен представитель для участия в дальнейшей приемке. Отсутствие ответа в указанный срок дает покупателю право осуществить приемку в одностороннем порядке еще до истечения срока явки представителя (три дня без учета времени, необходимого для проезда). Представитель одногороднего отправителя обязан явиться не позднее чем на следующий день (если продукция скоропортящаяся – в течение четырех часов). Но вне зависимости от того, «из каких городов и весей» прибывает представитель, он должен иметь необходимые полномочия. Кстати, представителем может быть и некое предприятие, находящееся в месте получения продукции и уполномоченное на то отправителем.

В уведомлении о вызове представителя должно быть указано:

наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;

количество недостающей продукции и характер недостачи (количество отдельных мест, внутритарная недостача и т. п.);

состояние пломб;

стоимость недостающей продукции;

время, на которое назначена приемка продукции по качеству.

Даже если представитель отправителя не явился по вызову получателя, последний должен привлечь к проверке представителя либо другого предприятия, либо общественности. Получатель имеет право провести одностороннюю проверку только в случае, если отправитель дал на это свое согласие. Заметим однако, что на практике это правило фактически не работает, поэтому стороны стараются закрепить за собой право односторонней приемки товара с составлением соответствующего акта и предоставлением его поставщику в дальнейшем вместе с претензией уже в ходе обсуждения условий договора. Акт должен быть составлен в тот же день, когда проводилась приемка и была выявлена недостача, подписан членами комиссии (состоящей, как правило, не менее чем из трех человек) и утвержден руководителем организации-получателя.

Остановите приемку!

Если при приемке продукции будет обнаружена недостача, то покупатель обязан:

приостановить дальнейшую приемку;

обеспечить сохранность продукции, не допуская при этом ее смешивания с другой однородной продукцией;

составить акт с подписями всех проверяющих и вызвать для участия в продолжении приемки и составления двустороннего акта представителя одногороднего отправителя либо изготовителя. Если отправитель (изготовитель) находится в другом городе, то обязанность вызова его представителя должна быть установлена специальными правилами либо договором.

О результатах рассмотрения полученной претензии отправитель обязан известить получателя в срок, предписанный договором или нормативными актами. Если выяснится, что ответственность за недостачу лежит на перевозчике, получатель обязан в установленном порядке предъявить претензию соответствующему органу транспорта.

Для справки

Товарная экспертиза состоит в определении соответствия товара установленным стандартам качества и условиям договора, выяснении причин брака или снижения качества и составлении рекомендаций о соответствующем снижении стоимости товара, а также о возможностях его дальнейшего использования. Товарную экспертизу могут проводить бюро товарных экспертиз, экспертные отделы при торгово-промышленных палатах, специализированные экспертные или инспекционные организации.

Экологическая экспертиза определяет воздействия товара на человека и окружающую среду.

Экономическая экспертиза (проводится достаточно редко) устанавливает правильность расчета цены на товар в зависимости от величины производственных, транспортных и иных затрат.

Технологическая экспертиза позволяет определить соответствие продукции технологическим и производственным нормативам.

Результаты любой экспертизы должны быть оформлены актом либо экспертным заключением с подробным описанием метода ее проведения, отбора проб и сделанных выводов. Такой акт (заключение) должен быть подписан экспертом и заверен печатью экспертной организации.

Арбитражная практика подтверждает данную норму. Так, пункт 15 постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18 гласит: «Если при разрешении спора выявляются обстоятельства, свидетельствующие о том, что недостатки товара явились следствием нарушения правил перевозки груза, за которую отвечает перевозчик, ответственность за эти недостатки не может быть возложена на поставщика».

ПРИЕМКА ТОВАРА ПО КАЧЕСТВУ

В процессе выгрузки товара из транспортного средства или при получении его на складе поставщика получатель обязан осуществить первый этап проверки качества товара – осмотр на предмет наличия внешних повреждений тары (упаковки) либо самого товара. Инструкция П-7 предписывает получателю товара в ходе приемки груза от органов транспорта проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке, а именно:

уточнить, соответствует ли наименование груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе;

проверить, были ли соблюдены установленные правила перевозки, обеспечивающие предохранение груза от повреждения и порчи, а также сроки доставки.

Порядок приемки груза от органов транспорта точно такой же, как и установленный Инструкцией П-6.

Приемка по качеству и комплектности товара производится, как правило, на складе получателя. На проведение этой процедуры отведены следующие сроки (с момента поступления продукции на склад получателя):

при иногородней поставке – не позднее 20 дней;

при одногородней поставке – не позднее 10 дней;

для скоропортящейся продукции – 24 ч;

в районах Крайнего Севера и других отдаленных районах – от 30 до 60 дней в зависимости от вида товара.

Стороны имеют право предусмотреть договором иные сроки для проверки продукции по качеству, если это обусловлено спецификой товара. Однако при этом следует иметь в виду, что машины, оборудование, приборы и другая продукция, поступившая в таре и имеющая гарантийный срок службы, должна быть проверена не позднее установленных гарантийных сроков.

Для выявления скрытых недостатков Инструкция П-7 предоставляет получателю четырехмесячный срок. При обнаружении таких недостатков покупатель должен в пятидневный срок составить соответствующий акт. В случае вызова представителя отправителя этот срок может быть увеличен на время, необходимое представителю для прибытия к месту приемки.

В Инструкции П-7 дано и определение скрытых недостатков товара: «Скрытыми недостатками признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции».

Приемка продукции по качеству и комплектности должна производиться в точном соответствии со стандартами, техническими условиями и другими обязательными для сторон правилами и нормами. В случае выявления дефектной или некомплектной продукции, как и при приемке по количеству, получатель обязан приостановить приемку, составить акт, в котором будет указано количество осмотренной продукции и характер выявленных дефектов, а также вызвать представителя отправителя (для одногороднего – обязательно, для иногороднего – в предусмотренных правилами или договором ситуациях).

Сроки явки представителя, оформление его полномочий и порядок участия в приемке продукции аналогичны установленным Инструкцией П-6. Если представитель отправителя так и не явился, получатель вправе привлечь к участию в приемке товара по качеству эксперта бюро товарных экспертиз (а в настоящее время и эксперта торгово-промышленной палаты своего региона).

Если стандартами или другими обязательными правилами для определения качества продукции предусмотрен отбор проб (образцов) товара, лица, участвующие в приемке продукции по качеству, обязаны выполнить это требование, попутно составив акт. Отобранные образцы должны быть опломбированы или опечатаны и снабжены соответствующими этикетками, подписанными участниками отбора. Одна из отобранных проб остается у получателя, а другая направляется отправителю продукции. Дополнительные образцы передаются на анализ (если это предусмотрено действующим законодательством) в лаборатории или научно-исследовательские институты.

На основе полученных результатов приемки продукции по качеству и комплектности составляется акт о фактическом качестве и комплектности товара. Перечень сведений, которые должны содержаться в этом документе, фактически совпадает с приведенным выше перечнем, касающимся проверки продукции по количеству, с учетом, конечно же, того факта, что приемка проводилась в отношении качества и комплектности.

Следует отметить, что арбитражные суды не принимают в качестве доказательства несоответствия полученного товара обещанному качеству акты, составленные с нарушением требований, установленных Инструкцией П-7, в частности, в которых отсутствуют необходимые сведения (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2005 г. № КГ-А40/5549-05).

Акт подписывается всеми членами комиссии, если же кто-то из них не согласен с ним, об этом делается соответствующая отметка. Точно так же составляется и акт о скрытых недостатках продукции. Если между отправителем и получателем возникнут разногласия о характере выявленных дефектов и причинах их появления, то для определения качества продукции получатель обязан пригласить эксперта бюро товарных экспертиз или другой компетентной организации. Отправитель или изготовитель вправе опротестовать заключение эксперта в вышестоящей организации или суде. Копия заявления направляется другой стороне.

В случае принятия получателем продукции, переведенной по результатам приемки по качеству в более низкий сорт, она должна быть перемаркирована за счет отправителя. Кроме того, если в связи с этим предъявляется претензия о возмещении разницы стоимости продукции (уценки), получатель обязан приложить к такой претензии документы, подтверждающие оприходование продукции или справку о реализации продукции по цене того сорта, в который она переведена, за подписью руководителя и главного бухгалтера.

ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМКИ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ

Приемка импортных товаров имеет свои особенности. Если требования к приемке не определены контрактом, то стороны должны руководствоваться Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15 октября 1990 г. Как и Инструкции П-6 и П-7, она действует в качестве документированного обычая делового оборота.

Согласно данной Инструкции, приемка получателем товаров от органов транспорта и почтовых отправлений от органов связи должна осуществляться в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в органах связи.

Уведомите представителя!

В уведомлении о вызове представителя должны быть перечислены следующие сведения:

наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа;

основные недостатки, обнаруженные в продукции;

время, на которое назначена приемка продукции по качеству или комплектности;

количество некомплектной продукции или продукции ненадлежащего качества.

К приемке импортных товаров по количеству, качеству и комплектности получатель должен привлечь эксперта торгово-промышленной палаты или аварийного комиссара, а если это невозможно, то компетентного представителя незаинтересованной организации, не входящей в одну с получателем систему, полномочия которого должны подтверждаться документом, выданным организацией, направившей представителя.

Обратите особое внимание на то, что акты приемки по количеству и качеству должны составляться раздельно по каждой партии товара, отгруженной по одной международной транспортной накладной. Акт приемки или экспертизы вместе с соответствующей претензией должны быть направлены в течение семи дней продавцу товара.

Наталья Теплинская

Начальник юридического отдела

Группы компаний «Акрилан»,

магистр юриспруденции

«Складские технологии»

Библиографическое описание:

Понятие «источники права» впервые ввел более двух тысяч лет назад Тит Ливий в своей «Римской истории». В настоящее время в современной российской правовой науке термин «источники права», «источники правового регулирования» используется в значении внешней формы объективации, выражения права или нормативной государственной воли.

Источниками правового регулировании отношений при поставке нефтепродуктов являются нормативные акты различной юридической силы (законы, подзаконные акты). Некоторые акты приняты еще в советское время, но до сих пор не утрачивают свое значение в регулировании тех или иных моментов, например определяющих процедуру приемки нефтепродуктов. Такими документами можно назвать Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6 (далее – Инструкция П-6), и Инструкцию о порядке приемке продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7 (далее – Инструкция П-7). Данные Инструкции утратили силу, но согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18 могут применяться, если на них имеется ссылка в договоре поставки. И длительная практика применения этих актов в поставочных отношениях позволяет сегодня рассматривать их в качестве деловых обыкновений.

Под деловыми обыкновениями понимаются установившиеся в гражданском обороте правила поведения. Сами по себе деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства .

Деловые обыкновения следует отличать от обычаев делового оборота. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила. Деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора, например, условие о применении правил Инструкций П-6 и П-7 при приемке нефтепродуктов. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило .

Основные обязанности покупателя по договору поставки нефтепродуктов, состоят в принятии поставленных товаров и их оплате. Приемка нефтепродуктов осуществляется по количеству и качеству и должна происходить по определенной процедуре. Такая процедура может проходить по правилам, установленным в Инструкциях П-6 и П-7, и если об этом прямо договорились стороны.

Применение этих Инструкций удобно, поскольку в них подробно регламентированы порядок и сроки приемки товаров (нефтепродуктов), формы актов, которыми оформляется такая приемка, что избавляет покупателя и поставщика от необходимости каждый раз прописывать процедуру приемки при заключении договора. Вместе с тем Инструкции имеют и недостатки в виде коротких сроков приемки, привлечения к приемке представителя общественности, компетентность которого при судебном разбирательстве может быть поставлена под сомнение, двухэтапности приемки на стадии входного контроля (до вызова представителя поставщика и после), необходимости обращения в бюро товарных экспертиз и т.д. Сложившаяся за годы действия этих Инструкций судебная практика показывает, что несоблюдение покупателем даже несущественных формальностей процедуры приемки приводит к отказу от исковых требований по поводу ненадлежащей поставки (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.07.2009г. № Ф03-3016/2009) .

В целом можно сказать, что вышеуказанные Инструкции играют важную роль, т.к. именно в них прописаны пошаговые действия при приемке любой продукции, в т.ч. и нефтепродуктов. В настоящее время в законодательстве нет больше таких документов, где были бы прописаны действия поставщика и покупателя при приемке поставляемой продукции (нефтепродуктов). Вот почему до стих пор эти Инструкции так широко применяются в деловой практике.

Однако, названные выше Инструкции имеют ряд практических недостатков. И это не удивительно, ведь это нормативные документы, принятые еще в советское время, и на сегодняшний день не отвечающие по некоторым позициям российской действительности. Рассмотрим подробней каждую из Инструкций.

Так, п. 20 Инструкции П-7 говорит, о том, что в случае неявке представителя изготовителя (отправителя) по вызову получателя (покупателя) в установленный срок и в случаях, когда вызов представителя иногороднего изготовителя (отправителя) не является обязательным, проверка качества продукции производится представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качества товаров — экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству. В настоящее время таких отраслевых инспекций по качеству и бюро товарных экспертиз нет. Т. е. в таком случае получателю некуда обращаться. И дальше в Инструкции сказано, что при отсутствии соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз в месте нахождения получателя (покупателя) проверка качества продукции (нефтепродуктов) производится: с участием компетентного представителя общественности предприятия — получателя, назначенного руководителем предприятия из числа лиц, утвержденных решением фабричного, заводского или местного комитета профсоюза этого предприятия.

В п. 18 Инструкции П-6 речь идет также о представителях общественности предприятия. А что делать в случае, если предприятие-получатель нефтепродуктов небольшое и у него нет профсоюза, нет и возможности назначить представителя общественности предприятия? И еще вопрос. Кто же может выступить таким представителем общественности предприятия? Инструкция П-6 и Инструкция П-7 запрещают выделять в качестве представителя общественности для приемки нефтепродуктов материально ответственных и подчиненных им лиц, а также лиц, осуществляющих учет, хранение, приемку и отпуск материальных ценностей (нефтепродуктов). В частности, не могут выделяться в качестве представителей общественности предприятия — получателя руководители предприятий и их заместители, работники отдела технического контроля, бухгалтеры, товароведы, связанные с учетом, хранением, отпуском и приемкой материальных ценностей (нефтепродуктов), работники юридической службы этих предприятий, претензионисты. А кто же тогда может быть представителем общественности предприятия? Ведь для достоверной приемки нефтепродуктов по качеству нужно обладать специальными знаниями. Таковыми могли бы быть работники нефтебаз, но они являются материально ответственными лицами и согласно Инструкциям не могут быть представителями общественности. И в случае рассмотрения споров в суде, суд может поставить под сомнение компетентность таких представителей общественности.

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. В п. 23 Инструкции П-7 и в п. 21 Инструкции П-6 сказано, что представителю, уполномоченному на приемку нефтепродуктов по качеству и количеству, руководством предприятия выдается разовое удостоверение. В удостоверении указываются дата выдачи удостоверения и его номер; фамилия, имя и отчество, место работы и должность лица, которому выдано удостоверение; наименование предприятия, которому выделяется представитель; на участие в приемке какой именно продукции уполномочен представитель. На мой взгляд, это разовое удостоверение должно быть заменено на доверенность от предприятия-получателя с теми же полномочиями.

В договорах поставки нефтепродуктов очень часто стороны ссылаются на вышеназванные Инструкции, хотя они не всегда отвечают тем требованиям по условиям приемки, которые присуще именно приемке нефтепродуктов. Так, например, правила об отборе проб и образцов, пришедших любым видом транспорта нефтепродуктов. В Инструкции П-7 сказано о правилах отбора проб продукции, но очень мало сказано о том, куда должны быть направлены отобранные пробы (образцы) нефтепродуктов, в какие компетентные структуры. В п. 28 сказано, что дополнительные пробы передаются для анализа в лаборатории. Опять же какие это лаборатории? Кто имеет право проводить соответствующие анализы нефтепродуктов? А если анализы проводятся самим получателем, то при каких условиях это возможно? Думается, что при приемке продукции (нефтепродуктов) пробы (образцы) должны в первую очередь брать представители получателя и провести с этими пробами анализ на своем оборудовании (если такое имеется) или передать в соответствующую аккредитованную независимую лабораторию. Если, пробы нефтепродуктов соответствуют сопроводительным документам и техническому регламенту, то продукция принимается и приходуется получателем. Если пробы нефтепродуктов не соответствуют требованиям технического регламента по качеству, то дальше получатель приостанавливает приемку продукции, вызывает представителя завода-изготовителя или оптового поставщика для ведения дальнейшей претензионной работы. Мало указать в тексте договора ссылку на Инструкции по приемке нефтепродуктов по качеству и по количеству, необходимо их строго соблюдать. Для этого на предприятии получателя все материально ответвленные лица и лица, отвечающие за проведение приемки продукции, должны быть ознакомлены с вышеуказанными Инструкциями и договором поставки.

В этой части в Инструкции очень много пробелов и вопросов. А ведь именно от проведенного анализа в конечном счете зависит результат проверки продукции по качеству и соответствие ее сопроводительным документам (сертификатам и др.).

В настоящее время единые требования к организации и проведению работ по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов при приеме, хранении, транспортировке и отпуске в организациях нефтепродуктообеспечения установлены так же Инструкцией по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 231. Т.е. в обязанности покупателя, согласно вышеуказанной Инструкции № 231, входит проведение приемосдаточного и контрольного анализа нефтепродуктов с обязательным вызовом представителя поставщика, составление в случае выявления некачественных нефтепродуктов акта о некачественности продукции и составления соответствующей претензии поставщику (п. п. 3.7, 3.8, 6.22, 6.24, 10.1, 10.2 Инструкции № 231). Акт о некачественности поставленных нефтепродуктов должен быть составлен по результатам проверки нефтепродуктов в момент их принятия, а не после слива из автоцистерн (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от от 15.05.2006 г. по делу № А11-1305/2005-К1-5/98) .

Положения вышеуказанной Инструкция № 231, могут служить правилами приемки нефтепродуктов покупателем по качеству. Инструкция № 231 подробно описывает правила проведения проверки качества поставленных различными видами транспорта нефтепродуктов: правила отбора проб (именно в этой Инструкции сказано, что минимальная норма отбора проб нефтепродукта – 2 литра (часть отправляется для анализа в лабораторию, часть – хранится для так называемой арбитражной проверки – контрольная проба для проверки в случае судебного спора); отобранные пробы упаковываются в чистую, сухую посуду, закупориваются пробкой, опечатываются, направляются в лабораторию (раздел 9 Инструкции № 231). В случае выявления некачественного нефтепродукта составляется акт с указанием количества проверенного нефтепродукта и характера выявленных недостатков. Получатель обязан в течение суток письменно уведомить поставщика о поступлении некачественного нефтепродукта и вызвать его представителя для участия в проведении оценки качества продукции (раздел 10 Инструкции № 231). Т. е. при заключении договора поставки нефтепродуктов покупателю лучше всего ссылаться не на Инструкцию П-7 (которая, как мы знаем, очень устарела), а на положения Инструкции № 231, так как это более современный и отвечающий современным реалиям, документ.

Литература: Основные термины (генерируются автоматически): Инструкция, приемка нефтепродуктов, качество, представитель общественности предприятия, нефтепродукт, приемка продукции, деловое обыкновение, народное потребление, некачественный нефтепродукт, Федеральный арбитражный суд.

admin