Иностранный работник получил российское гражданство, что делать?

1. В соответствии с ч. 4 ст. 57 ТК РФ в трудовой договор могут быть включены дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. К таким условиям относятся, в частности, следующие:

В трудовой договор с иностранным гражданином, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, может быть внесено условие о том, что работник обязан:

представлять работодателю информацию:

— о получении работником гражданства России;

Обратите внимание: обязательства работника по предоставлению информации и документов необходимо детализировать, указав сроки их исполнения.

2. Вопрос: Должен ли работодатель уведомить уполномоченный орган в сфере миграции (МВД России) о получении гражданства РФ иностранным работником, если при приеме на работу работник являлся постоянно проживающим на территории РФ (имел вид на жительство в РФ)?

Ответ: У работодателя отсутствует обязанность по уведомлению МВД России о получении гражданства РФ работником-иностранцем, который при приеме на работу являлся постоянно проживающим на территории РФ (имел вид на жительство в РФ).

Обоснование: Обязанность по уведомлению федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации о трудовых отношениях с иностранцами установлена Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ). На основании п. 1 и пп. «а» п. 2 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба была упразднена, а ее функции переданы Министерству внутренних дел РФ.

Согласно п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Законом N 115-ФЗ для иностранных граждан и лиц без гражданства установлены следующие категории:

1) постоянно проживающие в РФ;

2) временно проживающие в РФ;

3) временно пребывающие в РФ.

Уведомление о приеме и увольнении иностранца представляется вне зависимости от категории иностранца. Иных обязанностей для работодателя по уведомлению МВД России касаемо трудовых отношений с иностранным гражданином не предусмотрено Законом N 115-ФЗ. В частности, Законом N 115-ФЗ обязанность по уведомлению изменения статуса иностранного гражданина для любой категории не установлена, такая обязанность также не установлена и другими нормативными актами.
{Вопрос: …Должен ли работодатель уведомить уполномоченный орган в сфере миграции (МВД России) о получении гражданства РФ иностранным работником, если при приеме на работу работник являлся постоянно проживающим на территории РФ? (Консультация эксперта, 2017) {КонсультантПлюс}}

3.Вопрос: В организации работает иностранный гражданин (гражданин Молдавии) с видом на жительство в РФ.

Надо ли вносить изменения в трудовой договор, если он получил гражданство РФ и оформил паспорт гражданина РФ?

Должна ли организация уведомить о данном факте территориальный орган МВД России?

Ответ: В связи с получением иностранным работником паспорта гражданина РФ организации следует либо внести новые сведения в текст трудового договора, либо внести изменения в трудовой договор, подписав дополнительное соглашение к нему.

Уведомлять орган миграционного учета (МВД России) не требуется.

Обоснование: Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре указываются, в частности, сведения о документе, удостоверяющем личность работника, то есть о паспорте.

В соответствии со ст. 327.2 ТК РФ наряду со сведениями, предусмотренными ч. 1 ст. 57 ТК РФ, при заключении трудового договора с постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином в нем указываются сведения о виде на жительство, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

После представления паспорта гражданина РФ и, как следствие, аннулирования вида на жительство организации с работником рекомендуется заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в трудовой договор в соответствии со ст. 72 ТК РФ, отразив новые реквизиты паспорта гражданина РФ в трудовом договоре и исключив из него сведения о виде на жительство в РФ.

При этом отметим, что ТК РФ не требует при изменении в данных сведениях оформлять дополнительное соглашение сторон к трудовому договору, так как сведения о паспорте не являются условиями трудового договора согласно ст. 57 ТК РФ.

Поэтому работодатель может внести новые сведения непосредственно в текст данного трудового договора путем зачеркивания данных старого паспорта работника и указания данных нового паспорта, заверив запись своей подписью и подписью работника.

Однако составление дополнительного соглашения к трудовому договору, по нашему мнению, также не будет противоречить законодательству.

Оснований для увольнения данного работника в связи с получением им гражданства РФ у организации не имеется.

Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Следовательно, внесение сведений в трудовой договор о паспорте РФ или заключение дополнительного соглашения к трудовому договору не является основанием для уведомления МВД России, так как работодатель не увольняет и не принимает заново работника.

Согласно п. 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, при изменении сведений об иностранном гражданине, в частности вида и реквизитов документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (наименования, серии, номера, даты и места выдачи, срока действия, а при наличии — биометрических данных, содержащихся в указанном документе), а также вида и реквизитов документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, принимающая сторона обязана в течение трех рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган МВД России.

Однако полагаем, что в связи с тем, что иностранный гражданин стал гражданином РФ, правила миграционного учета для иностранных граждан к нему неприменимы.
{Вопрос: …Надо ли вносить изменения в трудовой договор, если иностранный работник получил гражданство РФ и оформил паспорт гражданина РФ? Надо ли уведомлять МВД России? (Консультация эксперта, 2017) {КонсультантПлюс}}

4.Вопрос: Обязан ли работодатель уведомлять территориальный орган МВД России о расторжении трудового договора с работником, который принимался на работу как иностранный гражданин, а на момент расторжения трудового договора получил гражданство России?

Ответ: Нет, не обязан, поскольку такая обязанность предусмотрена только в отношении работника, являющегося иностранным гражданином на момент расторжения трудового договора.

Обоснование: В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Из приведенных норм Закона N 115-ФЗ следует, что обязанность работодателя по уведомлению территориального органа МВД России о расторжении трудового договора, указанная в п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, применяется только в отношении работника, являющегося иностранным гражданином на момент расторжения трудового договора.

Иностранный гражданин получил российское гражданство. УФМС требует уволить работника, уведомить о его увольнении и принять на работу как российского гражданина. Получается, что работодателя вынуждают расторгать трудовой договор с иностранным работником, который получил российское гражданство, и заключать новый трудовой договор (вновь принимать на работу, следовательно, работник должен будет пройти медкомиссию).
Иногда работодатель не знает о том, что иностранный гражданин получил российское гражданство и паспорт РФ в течение нескольких месяцев. Как работодателю поступить в данной ситуации: надо ли расторгать с работником трудовой договор и заключать новый как с гражданином РФ или достаточно оформить дополнительное соглашение к старому трудовому договору?

20 декабря 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расторгать трудовой договор с работником по той причине, что он приобрел российское гражданство, не следует. Стороны вправе подписать дополнительное соглашение о том, что сведения о документе, на основании которого он находится на территории РФ, утрачивают силу. Уведомлять территориальный орган МВД России о приобретении иностранцем российского гражданства или внесении изменений в трудовой договор не нужно.

Обоснование вывода:
Общие основания прекращения трудового договора перечислены в части первой ст. 77 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Помимо этих оснований, трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами (часть вторая той же статьи). Так, особенности прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, установлены ст. 327.6 ТК РФ.
Ни в ст. 327.6 ТК РФ, ни в иных нормах этого Кодекса не указано, что заключенный с иностранным гражданином трудовой договор подлежит прекращению (расторжению) в случае приобретения работником гражданства РФ. Поэтому мы полагаем, что приобретение работником, являвшимся иностранным гражданином, российского гражданства не является основанием для прекращения заключенного с ним трудового договора. Аналогичные разъяснения дают представители Роструда (смотрите ответ на вопрос 1, ответ на вопрос 2, ответ на вопрос 3, ответ на вопрос 4, ответ на вопрос 5, размещенные на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).
Соответственно, не возникает у работодателя и обязанности, предусмотренной п. 8 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон N 115-ФЗ), — в трехдневный срок уведомить территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции собственно о факте расторжения (либо заключения нового) трудового договора с иностранцем.
Отметим, что согласно требованиям части первой ст. 327.2 ТК РФ трудовой договор с иностранным гражданином помимо прочих сведений должен содержать:
— сведения о разрешении на работу (патенте) — для временно пребывающих в РФ лиц;
— сведения о разрешении на временное проживание в РФ — для временно проживающих лиц;
— сведения о виде на жительство — для постоянно проживающих в России иностранцев.
Очевидно, что после приема работника в гражданство РФ соответствующие сведения утрачивают актуальность. Данный факт сторонам целесообразно отразить в трудовом договоре, например, подписав дополнительное соглашение к нему (ст. 72 ТК РФ): в документе указываются новые паспортные данные работника и исключаются устаревшие сведения.
Отметим, что принимающая сторона*(1) или, в отдельных случаях, иностранный гражданин обязаны сообщить в территориальный орган МВД России об изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных п.п. 1-9 и 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Закон N 109-ФЗ) (п. 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, далее — Правила). К этим сведениям относится и гражданство (подданство) (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона N 109-ФЗ). Однако, с нашей точки зрения, обязанность сообщить об изменении сведений о гражданстве работника у работодателя возникает в ситуации, когда работник меняет гражданство, оставаясь при этом иностранным гражданином. Если он приобретает гражданство РФ, речь идет не об изменении сведений миграционного учета об иностранце, а о возникновении основания для снятия его с такого учета.
Поскольку Закон N 109-ФЗ и Правила не возлагают обязанность сообщать в территориальный орган МВД России о приобретении иностранцем российского гражданства, полагаем, что ни работодатель, ни работник в изложенной в вопросе ситуации не обязаны совершать какие-либо действия, направленные на снятие работника с миграционного учета*(2).
Однако официальных разъяснений по этому вопросу мы не обнаружили. За получением таких разъяснений рекомендуем обратиться в Главное управление по вопросам миграции МВД России (пп. 2.3 п. 2, пп. 10.37 п. 10 Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 15.04.2016 N 192).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

28 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

ПРИВЛЕКАЮЩИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Порядок осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан определяются статьями 13.2, 13.3, 13.4, 13.5, 13.6 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального Закона от 25 июля 2002 года
№ 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Иностранные граждане, имеющие право работать без разрешительных документов:

  • постоянно проживающие на территории РФ (имеющие вид на жительство);
  • временно проживающие в Российской Федерации (имеющие разрешение на временное проживание);
  • являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающие за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
  • являющиеся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
  • являющиеся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющие монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
  • являющиеся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
  • обучающиеся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
  • обучающиеся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
  • приглашенные в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;
  • приглашенные в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемые помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;
  • являющиеся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • осуществляющие трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;
  • признанные беженцами на территории Российской Федерации, — до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;
  • получившие временное убежище на территории Российской Федерации, — до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища;
  • граждане Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении (из стран входящих в таможенный союз стран ЕАЭС).

Документы дающие право осуществлять трудовую деятельность

Если иностранный трудовой мигрант не имеет вышеуказанных статусов, то он должен получить следующие документы:

— патент (у пребывающего в РФ в безвизовом порядке);

— разрешение на работу (у пребывающего в РФ в визовом порядке). В случае трудоустройства иностранного работника прибывшего из стран с визовым режимом въезда, работодатель должен иметь разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.

Прием документов для оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в Московской области производится Отделом по вопросам трудовой миграции Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Московской области (ОВТМ УВМ ГУ МВД России по МО).

ОВТМ УВМ ГУ МВД России по МО расположен по адресу: Московская область, Красногорский район, Путилково п/о, МКАД 69 км, корп.5, БП «Гринвуд» (на территории Единого миграционного центра по МО).

Порядок действий при оформлении работодателем на работу иностранного гражданина

  1. необходимо выяснить законность пребывания иностранного гражданина на территории РФ. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
  2. выяснить статус иностранного гражданина, так как существуют статусы иностранных граждан, дающие им право работать без разрешительных документов. В случае отсутствия статуса иностранного гражданина, дающего ему право работать без разрешительных документов, у иностранного гражданина должен быть оформлен патент или разрешение на работу.

Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ и другими федеральными законами).

  1. заключить с иностранным работником трудовой (гражданско-правовой) договор;
  2. уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность о заключении трудового договора.

ВАЖНО!

В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года
№ 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» все работодатели (без исключения) обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность о заключении и прекращении (расторжении) трудового (гражданско-правового) договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3-х рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Формы и порядок уведомления утверждены приказом МВД России
№ 363 от 04.06.2019 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Приказ МВД России № 363 является переработанным приказом МВД России от 10.01.2018 № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Так, его положения предусматривают утверждение доработанных форм уведомлений и соответствующих порядков их предоставления с учетом правоприменительной практики, а также обращений работодателей.

В частности, введены следующие положения:

— увеличено количество знакомест в соответствующих полях форм уведомлений (например: «адрес места осуществления трудовой деятельности принятого на работу иностранного гражданина», «кем выдан патент или разрешение на работу иностранного гражданина»;

— из графы «профессия» исключена необходимость ее указания с учетом Общероссийских классификаторов (ОКСО), (ОКПДТР), (ОКЗ);

— введена форма дополнительного листа к уведомлениям (используется в случае нехватки полей в соответствующей форме уведомления).

Кроме того, в переработанные порядки представления уведомлений включены следующие новеллы:

— внесено уточнение об использовании официальных аббревиатур и сокращенных наименований;

— введена обязанность прошивать и пронумеровывать листы уведомления состоящие из двух и более листов, о чем на обороте последнего листа формы уведомления необходимо делать заверительную запись.

Обращаем внимание:

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий календарный день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. При этом необходимо различать категорию дней, в которых исчисляется тот или иной срок (календарные или рабочие).

При исчислении срока в рабочих днях. Учитываются только рабочие дни, начиная с первого рабочего дня после календарной даты или наступления определенного события. Так, если дата заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора выпадает на 1 число месяца (понедельник), то последним днем подачи соответствующего уведомления является 4 число месяца (четверг). Если дата заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора выпадает на 5 число месяца (пятница), то последним днем подачи соответствующего уведомления является 10 число месяца (среда), то есть без учета выходных дней субботы и воскресенья-6 и 7 чисел месяца, соответственно.

Положениями Приказа МВД России № 363 предусмотрена, в том числе, возможность подачи соответствующих уведомлений в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (Функций)» (www.gosuslugi.ru). При этом необходимо учитывать, что подача документов в электронной форме посредством сканирования их текстовой части, заверенной рукописной подписью, является нарушением требований настоящего Приказа.

При направлении уведомления в электронной форме используется исключительно усиленная квалифицированная электронная подпись. Порядок и условия получения и применения электронной подписи юридическими и физическими лицами, в том числе, в целях осуществления трудовых правоотношений, установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Уведомления о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) могут предоставляться во все территориальные органы МВД России на районном уровне, подчиненные ГУ МВД России по Московской области.

ВАЖНО!

Если работодатель не уведомил (или уведомил не в срок, или уведомил не по утвержденной форме) в отношении него применяются штрафные санкции, предусмотренные ст. 18.15 КоАП РФ.

Допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации

Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяется правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулируются отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

В соответствии с п. 5 ст. 18.1 вышеназванного Федерального закона правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.

При установлении указанной допустимой доли правительство РФ определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 № 1271 на 2020 год установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ отдельные виды экономической деятельности.

На 2020 год Правительством РФ установлены ограничения по следующим видам экономической деятельности:

а) выращивание овощей (код 01.13.1) — в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

б) строительство (раздел F) – в размере 80 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

в) торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) — в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

г) торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) — в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

д) торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) — в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

е) торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) — в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

ж) торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) — в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

з) деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) — в размере 26 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

и) деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) — в размере 26 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

к) деятельность в области спорта прочая (код 93.19) — в размере 25 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

Требования, установленные подпунктом «б» пункта 1 настоящего постановления распространяются на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории РФ, за исключением территорий Республики Бурятия, Республики Дагестан, Амурской области и г. Москвы.

ВАЖНО!

В соответствии с частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;

— на должностных лиц — от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

— на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

admin