Инновационные конфликты в организации

Как правило, всякая инновация практически в любом обще­стве ведет к возрастанию конфликтности между социальными группами, что, в свою очередь, тормозит внедрение нововведений. В зарубежной лите­ратуре выделяются четыре группы факторов, препятствующих инновационной деятельности: технико-экономические, юридичес­кие, организационно-управленческие и социально-психологичес­кие. К числу социально-психологических факторов, вызывающих сопротивление нововведениям, например, относятся: возможное изменение статуса работника в организации; возможность потери работы из-за внедрения нововведения; перестройка устоявшихся способов деятельности; нарушение стереотипов поведения; боязнь неопределенности; нарушение сложившихся в организации тра­диций; опасения наказания за неудачу и др.

Вероятность инновационного конфликта возрастает под дей­ствием следующих факторов:

■ масштабность инновации. Чем масштабнее новшество, чем боль­шее количество людей вовлечено в инновационный процесс, тем чаще возникают конфликты. При этом отмечается следую­щая тенденция, которая проявляется в отношении общества к так называемым «эпохальным» инновациям: чем более корот­кой по времени является такая инновация, тем большее сопро­тивление она встречает.

■ радикальность инновации повышает вероятность и остроту инновационных конфликтов. Более радикальные новшества встречают большее противодействие.

■ скорость инновационного процесса. Чем быстрее идет процесс инноваций, тем более он конфликтогенен.

■ социально-психологическое, информационное и другое обес­печение процесса внедрения инновации. Чем более продуман этот процесс, тем меньшее количество конфликтов его сопро­вождает.

Инновационные конфликты могут быть внутриличностными, межличностными, межгрупповыми. Межличностный инноваци­онный конфликт — это противодействие между сторонниками и противниками нововведения, сопровождаемое переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу. Причины меж­личностных конфликтов можно объединить в пять групп.

1) объективные причины заключаются в естественном столк­новении интересов новаторов и консерваторов. Сторонники и про­тивники нововведений всегда были, есть и будут независимо от других каких-либо факторов. Кроме того, масштабные реформы, происходящие в обществе, отрасли, организации, объективно по­рождают множество межличностных инновационных конфлик­тов, являющихся следствием этих реформ.

2) организационно-управленческие причины состоят в плохой отлаженности политических, социальных, управленческих меха­низмов бесконфликтной оценки внедрения и распространения новшеств.

3) инновационные причины связаны с характеристиками са­мого нововведения.

Управление конфликтами в инновационных организациях

Различные новшества порождают различные по количеству и остроте конфликты.

4) личностные причины заключаются в индивидуально-психо­логических особенностях участников инновационного процесса.

5) ситуативные причины состоят в конкретных особенностях единичной инновационной ситуации. Каждое нововведение осу­ществляется в условиях конкретных социально-экономических, социальных, материально-технических и других обстоятельств.

Важной особенностью инновационных конфликтов является их существенное влияние на успешность деятельности организации. Наиболее заметно инновационные процессы влияют на организа­ции, работающие в условиях неопределенности, быстро развива­ющиеся, производящие новые продукты и услуги.

ТЕМА 3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (4 часа)

1. Инновационный потенциал личности.

2. Инновационный потенциал группы.

3. Инновационная активность организации.

4. Инновационная культура общества.

123Следующая ⇒

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Как правило, всякая инновация практически в любом обще­стве ведет к возрастанию конфликтности между социальными группами, что, в свою очередь, тормозит внедрение нововведений. В зарубежной лите­ратуре выделяются четыре группы факторов, препятствующих инновационной деятельности: технико-экономические, юридичес­кие, организационно-управленческие и социально-психологичес­кие. К числу социально-психологических факторов, вызывающих сопротивление нововведениям, например, относятся: возможное изменение статуса работника в организации; возможность потери работы из-за внедрения нововведения; перестройка устоявшихся способов деятельности; нарушение стереотипов поведения; боязнь неопределенности; нарушение сложившихся в организации тра­диций; опасения наказания за неудачу и др.

Вероятность инновационного конфликта возрастает под дей­ствием следующих факторов:

■ масштабность инновации. Чем масштабнее новшество, чем боль­шее количество людей вовлечено в инновационный процесс, тем чаще возникают конфликты. При этом отмечается следую­щая тенденция, которая проявляется в отношении общества к так называемым «эпохальным» инновациям: чем более корот­кой по времени является такая инновация, тем большее сопро­тивление она встречает.

■ радикальность инновации повышает вероятность и остроту инновационных конфликтов. Более радикальные новшества встречают большее противодействие.

■ скорость инновационного процесса. Чем быстрее идет процесс инноваций, тем более он конфликтогенен.

■ социально-психологическое, информационное и другое обес­печение процесса внедрения инновации. Чем более продуман этот процесс, тем меньшее количество конфликтов его сопро­вождает.

Инновационные конфликты могут быть внутриличностными, межличностными, межгрупповыми. Межличностный инноваци­онный конфликт — это противодействие между сторонниками и противниками нововведения, сопровождаемое переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу. Причины меж­личностных конфликтов можно объединить в пять групп.

1) объективные причины заключаются в естественном столк­новении интересов новаторов и консерваторов. Сторонники и про­тивники нововведений всегда были, есть и будут независимо от других каких-либо факторов. Кроме того, масштабные реформы, происходящие в обществе, отрасли, организации, объективно по­рождают множество межличностных инновационных конфлик­тов, являющихся следствием этих реформ.

2) организационно-управленческие причины состоят в плохой отлаженности политических, социальных, управленческих меха­низмов бесконфликтной оценки внедрения и распространения новшеств.

3) инновационные причины связаны с характеристиками са­мого нововведения.

Урок 1. Что такое конфликт: виды, типы и формы конфликтов

Различные новшества порождают различные по количеству и остроте конфликты.

4) личностные причины заключаются в индивидуально-психо­логических особенностях участников инновационного процесса.

5) ситуативные причины состоят в конкретных особенностях единичной инновационной ситуации. Каждое нововведение осу­ществляется в условиях конкретных социально-экономических, социальных, материально-технических и других обстоятельств.

Важной особенностью инновационных конфликтов является их существенное влияние на успешность деятельности организации. Наиболее заметно инновационные процессы влияют на организа­ции, работающие в условиях неопределенности, быстро развива­ющиеся, производящие новые продукты и услуги.

ТЕМА 3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (4 часа)

1. Инновационный потенциал личности.

2. Инновационный потенциал группы.

3. Инновационная активность организации.

4. Инновационная культура общества.

123Следующая ⇒

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Виды инновационных конфликтов

Инновационные конфликты в организациях могут быть: деловыми и межличностными.

Деловые инновационные конфликты возникают между людьми, так или иначе связанными производственно-экономическими отношениями.

Перестройка дала импульс многим организационно-управленческим нововведениям, меняющим организацию производства и управления. Новые организационные формы связаны с созданием кооперативов, арендного, семейного подряда и т.д. Особенность многих организационных форм — их гибкость и ориентация на удовлетворение запросов потребителей. В то же время новые организационные формы порождают новые конфликты и противоречия.

Внутренним побудителем для инновационной деятельности является потребность людей к творчеству, заложенная в самом характере человека, проявляющаяся в постоянном стремлении к обновлению, совершенствованию производственной среды. Наличие и высокое развитие этих потребностей имманентно присуще новаторам, которые чутко улавливают новые проблемы, и для которых интересен сам процесс внедрения инноваций. Они могут принимать в нем участие, даже не получая за это никаких вознаграждений. Но как люди творческие они заинтересованы в признании своих вклада и достижений, ради чего нередко способны пойти на конфликт.

Межличностные инновационные конфликты.Столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, мыслей, чувств порождает межличностные инновационные конфликты.

32)Инновационные конфликты

Они могут возникать как в сфере служебных, так и неслужебных отношений между сторонниками и противниками нововведений. Такие конфликты могут иметь ситуативную и характерологическую основу.

К ситуативным предпосылкам конфликта относятся:

* чувство неопределенности и неуверенности;

* недостаточная или искаженная информированность;

* непризнание работника коллективом;

* несправедливость.

К характерологическим предпосылкам можно отнести:

* черты характера;

* склонность к агрессивному повелению;

* пониженная самокритичность;

* нетерпимость к недостаткам других;

* невоспитанность.

Работник становится источником конфликта, когда направленность его деятельности, ценности становятся не совместимыми с интересами и ценностями коллектива, т.е. когда наступает момент его «неадекватности» целям и задачам группы. Например, активный новатор трудится в коллективе, где «не принято» заниматься нововведениями, или, наоборот, пассивный работник попадает в коллектив, интенсивно обновляющий производство.

Конфликтогенной становится также личность, одержимая идеей, готовая добиваться своего любым путем. Трудно найти людей с такими личностными качествами, которые гарантировали бы бесконфликтное поведение. Практически любой человек может вступать в конфликтные отношения.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

admin