Имущество безвестно отсутствующего

В соответствии со ст.42 Гражданского кодекса РФ гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Исчисление этого срока начинается со дня получения последних сведений об отсутствующем. При невозможности установить этот день срок исчисляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения, а при невозможности установить этот месяц – с 1 января следующего года.
Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет следующие юридические последствия. Как следует из п.1 ст.43 Гражданского кодекса РФ, имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключенного с этим органом. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.
Таким образом, предпосылками заключения договора доверительного управления имуществом в данном случае являются решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, наличие у этого лица имущества, требующего постоянного управления, определение органом опеки и попечительства потенциального доверительного управляющего и согласие последнего на заключение договора.
На основании решения суда орган опеки и попечительства определяет управляющего имуществом и заключает с ним договор доверительного управления имуществом. Орган опеки и попечительства вправе и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего назначить управляющего его имуществом. Учредитель управления в договоре доверительного управления имуществом имеет определенные права и обязанности. Так, орган опеки и попечительства не вправе претендовать на возмещение убытков, причиненных управляющим (ст.1022 Гражданского кодекса РФ), или на получение имущества при прекращении доверительного управления (п.3 ст.1024 Гражданского кодекса РФ). На это может претендовать только собственник имущества. Поэтому стороны в договоре на доверительное управление должны указывать, что управление осуществляется в интересах подопечного или иждивенцев безвестно отсутствующего лица.
Инициатором заключения договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, обычно являются заинтересованные лица, которые при наличии вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим вправе обратиться в орган опеки и попечительства с требованием о назначении управляющего и заключения с ним договора доверительного управления имуществом. Такими заинтересованными лицами могут быть супруг, иждивенцы, кредиторы гражданина, признанного безвестно отсутствующим.
В функции доверительного управляющего входит оплата долгов лица, признанного безвестно отсутствующим. Круг обязанностей управляющего по договору доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего лица определяется прежде всего содержанием соглашения.
Договор прекращается по общим основаниям прекращения договора доверительного управления имуществом, однако следует учитывать положения ст.44 Гражданского кодекса РФ, согласно которой в случае явки или обнаружения месте пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управлением имуществом этого гражданина.

Комментарии к статье 1. Коммент. ст. определяет лишь некоторые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим, касающиеся, в частности, вопросов управления его имуществом и расчетов с лицами, с которыми гражданин, признанный безвестно отсутствующим, связан обязательственными правоотношениями.
2. После вступления в силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим орган опеки и попечительства должен установить, какое имущество, принадлежащее безвестно отсутствующему, требует постоянного управления, и заключить с определенным лицом договор доверительного управления этим имуществом. Аналогичная норма содержится в ст. 279 ГПК.
3. Вопросы доверительного управления имуществом в целом регулируются гл. 53 ГК. Доверительному управлению имуществом по основаниям, предусмотренным законом (к которым относятся и случаи управления имуществом безвестно отсутствующего), посвящена ст. 1026 ГК.
В отличие от так называемого коммерческого доверительного управления имуществом, когда основной целью доверительного управляющего является извлечение максимальной выгоды в процессе осуществления своей деятельности по управлению, при доверительном управлении имуществом безвестно отсутствующего основной целью является сохранение данного имущества в надлежащем состоянии, а также исполнение за счет этого имущества обязательств безвестно отсутствующего лица.
4. Из имущества, переданного в доверительное управление, выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать. К таким гражданам относятся лица, имеющие в соответствии с СК право на получение алиментов (несовершеннолетние дети, совершеннолетние дети и родители при условии их нетрудоспособности и нуждаемости, а также, при наличии определенных условий, супруги, бывшие супруги, братья, сестры, бабушки, дедушки, отчим, мачеха и фактические воспитатели (разд. V СК)). Однако решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим не может подменить установленных законом оснований для взыскания алиментов: нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов (гл. 16 СК) либо решения суда об их взыскании.
Таким образом, для того чтобы получить содержание из имущества гражданина, признанного безвестно отсутствующим, управомоченному лицу (либо его законному представителю) необходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов в твердой денежной сумме. Ответчиком по такому иску будет выступать гражданин, признанный безвестно отсутствующим. В случае отсутствия у ответчика, место жительства которого неизвестно, представителя, суд в соответствии со ст. 50 ГПК назначает такому ответчику в качестве представителя адвоката.
При учреждении доверительного управления в отношении имущества лица, признанного безвестно отсутствующим, в качестве представителя по делам, в котором должен участвовать гражданин, признанный безвестно отсутствующим, выступает доверительный управляющий его имуществом (п. 2 ст. 52 ГПК).
Из имущества, принадлежащего гражданину, признанному безвестно отсутствующим, погашается задолженность и по иным его обязательствам (возникшим как из договоров, так и из деликтов). Однако справедливости ради надо отметить, что все кредиторы безвестно отсутствующего лица (включая тех, кто имеет право на взыскание алиментов) могут получить удовлетворение своих требований и без вынесения судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим. Для этого им необходимо заявить соответствующие требования в суд.
5. Буквальное толкование положений п. 1 коммент. ст. приводит к выводу, что кредиторы безвестно отсутствующего могут удовлетворить свои требования из принадлежащего ему имущества только при условии передачи этого имущества в доверительное управление. Однако подобный подход лишен всякого смысла, поэтому следует признать формулировку положений п. 1 неудачной и толковать соответствующие нормы распространительно, а не буквально. Таким образом, кредиторы безвестно отсутствующего могут получить удовлетворение своих требований не только из имущества, переданного в доверительное управление, а из любого имущества, принадлежащего безвестно отсутствующему (за исключением того имущества, которое забронировано от взысканий — см. ст. 24 ГК).
6. В соответствии с п. 2 коммент. ст. органу опеки и попечительства предоставлено право назначить доверительного управляющего и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина. Данный пункт является исключением из общего правила, следовательно, его применение должно иметь серьезные основания (в частности, когда имущество требует особого внимания и отсутствие управления им может привести к серьезным нарушениям имущественных прав безвестно отсутствующего лица и лиц, связанных с ним обязательственными правоотношениями). Аналогичное положение содержится и в п. 2 ст. 278 ГПК.
Используемая законодателем формулировка «назначение доверительного управляющего» является неудачной, ибо и в этом случае речь должна идти о заключении с доверительным управляющим договора доверительного управления.
7. Законом могут быть предусмотрены и иные последствия признания лица безвестно отсутствующим.
В частности, в соответствии со ст. 188 ГК в случае признания безвестно отсутствующим гражданина, выдавшего доверенность, или гражданина, которому выдана доверенность, она прекращает свое действие. Одним из оснований прекращения договора доверительного управления имуществом является признание гражданина, являющегося доверительным управляющим, безвестно отсутствующим (ст. 1024 ГК). Признание одного из супругов безвестно отсутствующим предоставляет второму супругу право расторгнуть брак в упрощенном порядке (ст. 19 СК).
В соответствии со ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 52. Ст. 4920; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 1. Ст. 13; N 48. Ст. 4587) семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. Таким образом, при признании лица безвестно отсутствующим лица, перечисленные в ст. 9 указанного Закона, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Подобное решение законодателя, направленное на защиту прав членов семьи безвестно отсутствующего, в то же время лишено логики. Получается, что в случае признания гражданина безвестно отсутствующим определенные категории граждан могут одновременно претендовать как на получение алиментов (в соответствии с СК), так и на получение пенсии по потере кормильца (в соответствии с ФЗ о трудовых пенсиях). В случае объявления гражданина умершим лица, получавшие алименты, утрачивают право на их получение и сохраняют право на получение пенсии по случаю потери кормильца. В случае же возвращения лица, признанного безвестно отсутствующим, и отмены соответствующего судебного решения лица, получавшие пенсию по случаю потери кормильца, утрачивают право на ее получение, но сохраняют право на получение алиментов. Отсюда следует, что признание лица безвестно отсутствующим предоставляет определенным категориям граждан (а именно — членам его семьи) возможность претендовать на получение двойного обеспечения.

admin