Иерархия актов

Д) ФЗ «О медицинском страховании граждан РФ»

Документы Европейского союза, которые обязывают каждое государство достичь поставленных в данном документе целей, но оставляют за правительством каждого государства выбор форм и средств их достижения, и которые регулируют сферу обращения лекарственных средств, называются:

Б) Постановления

Г) Директивы

Д) Решения

3. Принципы охраны здоровья, в частности, доступность медико-социальной помощи и приоритет профилактических мер в области здоровья граждан сформулированы в:

Б) Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан

Г) Хартии прав и свобод человека

Д) ФЗ «О медицинском страховании граждан РФ»

4. Правовые основы фармацевтической деятельности заложены в федеральном законе:

А) «Об обращении лекарственных средств»

Б) » О рынке ценных бумаг»

В) «О рекламе»

Г) «О сертификации продукции и услуг»

Д) «О защите прав потребителей»

5. В иерархии нормативных документов основополагающее значение имеют:

А) Приказы министерства здравоохранения и социального развития

Б) Указы Президента

В) Федеральные законы

Г) Законы местных органов власти

Д) Постановления Правительства РФ

6. Субъектами в сфере обращения лекарственных средств являются все, кроме:

А) Производители

Б) Предприятия оптовой торговли ЛС

В) Лекарственные средства

Г) Организации розничной торговли ЛС

Д) Органы управления фармацевтической службой субъектов федерации

Нормативные акты субъектов федерации и местных органов власти должны отвечать всем следующим требованиям, кроме:

А) конкретизировать действие федеральных законов

Б) учитывать специфику региона

В) могут противоречить ФЗ

Г) не могут противоречить ФЗ

Д) разрабатываются в пределах компетенции

Законодательно утверждены следующие системы здравоохранения и фармацевтической службы, кроме:

А) государственная

Б) частная

Г) субъектов федерации

Д) муниципальная

Существуют следующие уровни управления фармацевтической службой, кроме:

А) Регионального

Б) Федерального

Г) субъектов федерации

Д) муниципального

10. Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет все функции кроме:

А) Выработка государственной политики

Б) Лицензирование фармацевтической деятельности

В) Нормативно-правовое регулирование

Г) Координация

Д) Контроль

Практические задания.

ЗАДАНИЕ 1. Изучить содержание Основ законодательства РФ об охране

здоровья граждан.

Из соответствующих статей выпишите:

Основные принципы охраны здоровья граждан (ст.№___):

Задачи законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст.№____):

Статьи, имеющие прямое отношение к сфере обращения лекарственных средств:

№ стати

Область регулирования

ЗАДАНИЕ 2. Изучение видов деятельности в сфере обращения лекарственных средств.

Методика выполнения: В соответствии с ФЗ «Об обращении лекарственных средств» выделите виды деятельности, относящиеся к сфере обращения а) лекарственных средств или б) наркотических средств и психотропных веществ, а также представьте последовательность и взаимосвязь между ними. Для выполнения задания воспользуйтесь рисунком, представленным в Приложении 1.

ЗАДАНИЕ 3. Изучить содержание ФЗ «Об обращении лекарственных средств»

Оцените степень отражения в ФЗ правовых основ различных этапов обращения лекарственных средств:

Этап обращения ЛС

Статья ФЗ

ЗАДАНИЕ 4. Субъекты в сфере обращения лекарственных средств.

Методика выполнения: В рабочей тетради приведите примеры субъектов обращения лекарственных средств, выполняющих различные функции:

Функция

Пример

Управления и регулирования

Производства ЛП

Оптовой торговли

Розничной торговли

Изготовления ЛП

Хранения ЛП

ЗАДАНИЕ 5. Анализ разграничения полномочий на Федеральном уровне управления

Федеральный уровень управления здравоохранением и фармацевтической службой представлен__________________________________________________

Задачи и функции федерального уровня в сфере обращения лекарственных средств:

Вид деятельности

Минздравсоцразвития

Росздравнадзор

Производство ЛП

Фармацевтическая деятельность

Лицензирование

Регистрация ЛС

Контроль

Образование

ЗАДАНИЕ 7. Изучение структуры органов управления фармацевтической службой в РФ

Методика выполнения: Используя информационные ресурсы Интернета, приведите примеры органов управления здравоохранением и фармацевтической службой субъектов РФ.

Федеральный:

Субъектов федерации:

Регион

Органы управления

Здравоохранением

Фармацевтической службой

Г. Москва

Г. Санкт-Петербург

Архангельская область

Московская область

Приморский край

ХРАНЕНИЕ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ

РАЗРАБОТКА

ИССЛЕДОВАНИЕ

УПАКОВКА

ПРОДАЖА

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Опубликовано19 октября 2018 в 19:11

Добрый день!

Нормативные правовые акты весьма многочисленны и многообразны, в связи чем их можно классифицировать по различным основаниям.

По юридической силе нормативные акты подразделяются на:

законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ);

подзаконные акты (указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, постановления Правительства РФ, межведомственные нормативные акты Министерства труда и социального развития, других министерств и ведомств, нормативные акты исполнительных органов власти субъектов России).

В то же время по органам, их издающим, выделяют две группы нормативных правовых актов:

акты органов представительной власти (законы и постановления);

акты органов исполнительной власти (указы, постановления, распоряжения, положения, правила, указания, приказы и т.д.).

Нормативно-правовые акты, не утратившие силу, на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, НЕ противоречащей Конституции и законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации.

Если представить подзаконные правовые акты в виде иерархической лестницы, то приказы находятся на нижней ступени, после указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства. Самой высшей инстанцией судебной власти является Конституционный Суд РФ.

Если говорить о приказах Министерств, то несмотря на «подчиненность» приказов актам, имеющим более высокую юридическую силу, значение приказов различных министерств и ведомств в процессе правового регулирования общественных правоотношений очень велико, поскольку они регламентируют как тот или иной закон, постановление и должны исполняться на практике.

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, зарегистрированные Министерством юстиции РФ также обязательны для исполнения, как и приказы министерств.

Что касается Указов Президиума ВС СССР, то Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Система Российского Законодательства:

Законодательство РФ представляет собой иерархическую систему законодательных актов, действующих на территории России.

Формально Российское Законодательство возглавляет Конституция РФ — основной закон, имеющий наивысшую юридическую силу, соответствовать которому должны все принимаемые нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на:

законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии),

федеральные и принимаемые субъектами РФ (по вертикальным связям иерархии).

Иерархия законов определяется Конституцией и выглядит следующим образом (по убыванию юридической силы):

федеральные конституционные законы,

федеральные законы (включая кодексы),

законы субъектов РФ.

Например, в случае противоречия между каким-либо региональным правовым актом и федеральным законом будет действовать федеральный закон, как имеющий большую юридическую силу (за исключением случая, указанного в ч.6 ст. 76 Конституции РФ).

Кодексы РФ также относятся к Федеральным Законам. Они содержат правовые нормы, регулирующие целые отрасли права. По сути кодекс позволяет свести множество правовых актов в один.

На основе законов в целях их исполнения и конкретизации органами государственной власти издаются подзаконные акты, которые также имеют иерархическую структуру.

К ним относятся акты:

Президента РФ (указы, распоряжения),

правительства (постановления, распоряжения),

федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции),

субъектов Российской Федерации.

Одним из необходимых условий действенной и эффективной реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон, Федеральный закон №273-ФЗ) и федеральных подзаконных актов в сфере образования является развитие и конкретизация закрепленных ими норм в законодательстве субъектов Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации на каждой территории должны быть разработаны и утверждены следующие документы:

• законы субъектов Российской Федерации об образовании;

• нормативно-правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, конкретизирующие региональный закон об образовании и устанавливающие отдельные аспекты образовательной деятельности на региональном уровне согласно требованиям федерального законодательства.

Согласно рекомендациям, направленным письмом Минобрнауки России от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», работа по приведению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления должна была быть завершена не позднее 1 января 2014 г.

Деятельность субъектов Российской Федерации по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным и устранение противоречий включала в себя последовательность действий, направленных на:

1) анализ всей региональной нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере образования;

2) признание утратившими силу устаревших подзаконных нормативных правовых актов;

3) внесение изменений в действующие подзаконные нормативные правовые акты в целях их приведения в соответствие с федеральным законодательством (как с новым Федеральным законом, так и принимаемым в соответствии с ним подзаконным нормативным правовым актам федерального уровня);

4) принятие новых подзаконных нормативных правовых актов, предусмотренных Федеральным законом.

Во исполнение требований Федерального закона в субъектах Российской Федерации была осуществлена законопроектная деятельность по приведению законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере образования, в соответствие с Федеральным законом №273 — ФЗ, а также по разработке и принятию законодательного акта, регулирующего отношения в сфере образования на территории соответствующего субъекта РФ в случае отсутствия базового закона.

Субъекты Российской Федерации для правового регулирования отношений в сфере образования с учетом региональных особенностей могли принять единый региональный закон об образовании или предусмотреть несколько законодательных актов, регулирующих вопросы образования.

Большинство субъектов Российской Федерации приняли единые региональные законы, регулирующие отношения в сфере образования на территории субъектов Российской Федерации, в 2013-2014 годах взамен старых законодательных актов об образовании, не отвечающих требованиями Федерального закона либо отсутствующих. В 2015 году приняла свой закон «Об образовании» Республика Крым.

Наиболее распространённый предмет регулирования – сфера образования в субъекте Российской Федерации в целом (в таком случае наименование акта – «Об образовании…»). Названия законов в сфере образования, используемые органами государственной власти регионов при разработке новых законов, следующие: «Об образовании», «Об отдельных вопросах образования», «О регулировании отношений в сфере образования», «О реализации полномочий в сфере образования», «О разграничении полномочий в сфере образования между органами государственной власти области», «О дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем и дополнительном образовании», «Об образовании и признании утратившими силу отдельных законов в сфере образования».

Результат анализа показал, что большинство субъектов Российской Федерации приняли базовые законы об образовании , в тоже время достаточно много субъектов РФ внесли изменения и дополнения в ранее принятые законы об образовании в части установления нормативов обеспечения соответствующих гарантий предоставления общедоступного образования, присмотра и ухода за детьми или родительской платы на территории субъекта Российской Федерации.

Часть регионов не только приняла закон об образовании, но и внесла необходимые изменения в иные законодательные акты, регулирующие смежные с образовательными отношения.

К таким субъектам Российской Федерации относятся: Республика Коми – Закон «Об образовании» от 06 октября 2006 года № 92-РЗ (с изменениями на: 23.06.2015), Хабаровский край – Закон «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края в области образования» от 25 октября 2006 года № 67 (с изменениями на 24 июня 2015 года), Закон г. Москвы от 20 июня 2001 года № 25 «О развитии образования в городе Москве» (с изменениями на 24 июня 2015 года).

В тех случаях, когда субъекты Российской Федерации ограничились внесением изменений в ранее принятые акты, не принимая общий закон, изменения касались: замены употребляемых терминов, устойчивых словосочетаний («образовательные учреждения» «учащиеся», «педагогические кадры» и др.) и дополнительного регулирования отдельных вопросов сферы образования.

Анализ региональной нормативной базы сферы образования 60 субъектов Российской Федерации. выявил отсутствие законов об образовании в Липецкой и Ярославской области.

Принятие базового регионального закона об образовании в субъекте Российской Федерации является одним из средств координации законодательства на уровне региона. Разработка и издание базовых законов, рекомендуемых для регламентации вопросов сферы образования субъектов Российской Федерации, способствовала обеспечению общей концептуальной основы актов сферы образования, принимаемых на региональном уровне и унификации терминов и понятий в законодательном разрешении однотипных правовых задач, а также оформлению системы регионального законодательства как единой, внутренне согласованной системы.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Пункт 6 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ установил возможность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать друг другу по взаимному соглашению в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Согласно статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

13) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

13.1) организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

13.2) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в подпункте 13 настоящего пункта;

14) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

14.1) организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

14.1.1) организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона №273-ФЗ переданными полномочиями является:

государственный контроль (надзор) в сфере образования…, лицензирование образовательной деятельности…, государственная и аккредитация образовательной деятельности, подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

Практически все субъекты Российской Федерации обеспечили соответствие своих подзаконных актов в сфере образования федеральному законодательству в части установленных полномочий исполнительных органов государственной власти регионов.

Для дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений в сфере образования на уровне субъектов Российской Федерации необходимо завершить обновление регионального законодательства об образовании, включая внесение изменений в действующие и сохраняющие силу акты подзаконного уровня.

Субъектам Российской Федерации необходимо обратить особое внимание на нормативное регулирование обеспечения и проведения государственных итоговых аттестаций выпускников; организации работы региональной психолого-медико-педагогической комиссии по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних граждан, порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации.

(По результатам ГК от 8 июля 2015 года № Ф-22-кс-2015 на выполнение работ по сопровождению мероприятий по нормативному правовому регулированию в сфере образования в субъектах Российской Федерации, Исполнитель: ООО «Верити», e-mail: region@monmonitor.ru)

противоречит ли

нового закона о международных договорах

РК?

Автор статьи, юрист юридической фирмы Michael Wilson & Partners Бахытжан Кадыров обеспокоен тем, что 5 августа 2005 года вводится в действие новый закон о международных договорах Республики Казахстан, в то время как пункт 2 статьи 20 которого содержит положение, согласно которому, в случае коллизии международных договоров Республики Казахстан с законами Республики Казахстан международные договоры Республики Казахстан подлежат изменению, приостановлению или прекращению их действия. В настоящей статье он рассмотрел юридические аспекты, связанные с указанной проблемой, а также провел анализ некоторых вопросов, касающихся иерархии нормативных правовых актов в Казахстане

Указанная норма имеет далеко идущие последствия. В данной редакции норма прямо противоречит международным обязательствам РК и пункту 3 статьи 4 Конституции РК, гласящему, что международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

В настоящей статье будут рассмотрены юридические аспекты, связанные с указанной проблемой, а также в целом будет проведён анализ некоторых вопросов, касающихся иерархии нормативных правовых актов в Казахстане.

Ситуация с Новым законом о международных договорах

ЭВМ выполняет то, на что вы ее запрограммировали,

а не то, что вы бы хотели, чтобы она делала.

Закон Грида

Процитируем снова пункт 2 статьи 20 данного закона: «В случае коллизии международных договоров Республики Казахстан с законами Республики Казахстан международные договоры Республики Казахстан подлежат изменению, приостановлению или прекращению их действия». По сути, данный пункт указывает на все без исключения международные договоры, в том числе, ратифицированные Казахстаном.

Существующая редакция Нового закона о международных договорах:

Серым обозначены международные договоры, которые подлежат изменению, приостановлению или прекращению, в случае их противоречия законам Казахстана.

Вместе с тем, пункт 3 статьи 4 Конституции говорит о том, что ратифицированные договоры имеют приоритет перед казахстанскими законами; это означает, пункт 2 статьи 20 Нового закона о международных договорах, в его нынешней редакции, не должен распространяться на данную категорию международных договоров.

11 октября 2000 года Конституционный совет дал официальное толкование данного положения Конституции. Он установил, что:

1) международные договоры, ратифицированные Парламентом — имеют преимущественную юридическую силу перед законодательством Казахстана;

2) нератифицированные международные договоры таким приоритетом перед законами Республики не обладают; все международные договоры, заключенные Казахстаном после принятия Конституции 1995 года, не подлежащие ратификации, — должны исполняться в той мере, пока они не входят в противоречие с законами Республики;

3) международные договоры, не предусматривавшие ратификации как условия вступления в силу, заключенные до принятия Конституции 1995 года, — являются действующими и сохраняют приоритет перед законодательством Республики, если такой приоритет для этих международных договоров прямо предусмотрен законами Республики, регулирующими соответствующие сферы правоотношений.

Соответственно, редакция рассматриваемого положения Нового закона о международных договорах схематично должна выглядеть следующим образом:

А — это международные договоры, не предусматривавшие ратификации как условия вступления в силу, заключенные до принятия Конституции 1995 года, в случае, если приоритет для этих международных договоров прямо предусмотрен законами Республики, регулирующими соответствующие сферы правоотношений.

В — это международные договоры, не предусматривавшие ратификации как условия вступления в силу, заключенные до принятия Конституции 1995 года, в случае, если приоритет для этих международных договоров прямо не предусмотрен законами Республики, регулирующими соответствующие сферы правоотношений.

Следовательно, для того, чтобы пункт 2 статьи 20 Нового закона о международных договорах не противоречил Конституции, его следует изложить в следующей редакции:

«В случае коллизии международных договоров Республики Казахстан с законами Республики Казахстан:

международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан — имеют приоритет и преимущественную юридическую силу;

международные договоры, не предусматривавшие ратификации как условия вступления в силу, заключенные до принятия Конституции 1995 года, в случае, если приоритет для этих международных договоров прямо предусмотрен законами Республики, регулирующими соответствующие сферы правоотношений — имеют приоритет и преимущественную юридическую силу;

иные нератифицированные международные договоры — подлежат изменению, приостановлению или прекращению их действия».

К слову, по нашему мнению, данные правоотношения следует регулировать не законом о международных договорах, но законом о нормативных правовых актах. Это означает, что сам пункт 2 статьи 20 Нового закона о международных договорах не должен присутствовать в этом законе; его ближайшая юридическая природа состоит не в том, что он международный, но в том, что он обладает юридической силой.

К вопросу об иерархии нормативных правовых актов

Иерархия нормативных правовых актов изложена в статье 4 Закона о нормативных правовых актах. Во всяком случае, статья 4 претендует на то, что в ней изложена исчерпывающая иерархия. По сути, Закон о нормативных правовых актах делит все нормативные правовые акты на три большие группы:

1) законодательные акты;

2) подзаконные акты;

3) иные нормативные правовые акты, не являющиеся законодательными или подзаконными.

Изобразив это кругами Эйлера, получаем следующую картину:

Одним из способов определения содержания понятия, является перечисление. Закон о нормативных правовых актах активно использует этот способ.

Согласно Закону, законодательные акты включают себя следующие нормативные правовые акты:

1) конституционный закон,

2) указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона,

3) кодекс,

4) закон,

5) указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона,

6) постановление Парламента Республики Казахстан,

7) постановления Сената и Мажилиса.

Подзаконные нормативные правовые акты включают иные, не являющиеся законодательными, нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение Конституции и законодательных актов Республики Казахстан. В их число входят:

1) нормативные указы Президента Республики Казахстан;

2) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;

3) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;

4) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;

5) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.

Закон о нормативных правовых актах не говорит о третьей группе нормативных правовых актов, не включённых в законодательные или подзаконные акты. Однако эта группа реально существует. В неё входят:

1) международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан (а также международные договоры, согласие на обязательность которых для Республики выражено в иной форме),

2) Конституция,

3) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию,

4) акты, принятые на Республиканском референдуме,

5) нормативные постановления Конституционного совета,

6) нормативные постановления Верховного суда.

Итак, мы имеем 18 нормативных правовых актов в своём распоряжении. Задача, на первый взгляд, проста, — расположить их в иерархии, в соответствии с их юридической силой. Нужно оговориться, на самом деле, актов больше, чем 18, или, правильнее, иерархия предусматривает большее число «ступеней». Не перечислены выше такие акты, как:

1) фундаментальные документы человечества (например, Декларация прав человека 1948 года), не требующие ратификации в Казахстане, и применяемые (прямо или опосредованно) в практике;

2) нормативные постановления Конституционного совета, отменяющие, изменяющие или дополняющие предыдущие нормативные постановления Конституционного совета (что формально запрещено, но фактически применяется);

3) возражения Президента на нормативное постановление Конституционного совета (юридически оно принимается в форме нормативного постановления Президента; однако данное постановление, очевидно, выше по юридической силе иных постановлений Президента, так как оно может повлиять на юридическую силу Постановления Конституционного совета);

4) акты, действие которых юридически отменено, но которые продолжают действовать;

5) принятые акты, но не вступившие в силу. Например, в июне принимается закон. Он вступает в силу с 01 января следующего года. В этот промежуток (между июнем и январём) могут приниматься различные подзаконные акты. Часть из них может противоречить принятому акту. Может ли? Юридически, да. Фактически — ни в коем случае! Воля государства уже высказана. Не вступившая в силу воля, воля, не обрётшая юридически значимую форму, — фактически действует!

6) законы, принятые Парламентом, не прошедшие подписания у Президента. Будущий закон, принятый Парламентом, оформляется и звучит как «закон». Очевидно, что его юридическая сила отличается от юридической силы «обычного» закона, то есть закона, вступившего в законную силу.

7) акты, принимаемые в условиях чрезвычайного положения. Согласно подпункту 16) статьи 44 Конституции, Президент имеет право, при определённых условиях, применять меры, диктуемые названными в статье обстоятельствами. Данными мерами, практически и теоретически, могут служить отмена или приостановление действия всех без исключения нормативных правовых актов Республики.

8) акты Верховного совета Казахской ССР, различных органов бывшего СССР, которые продолжают действовать на территории Казахстана,

9) акты, в целом утратившие свою силу, однако продолжающие действовать для определённого круга лиц. Например, у нас закреплён режим стабильности законодательства для недропользователей, заключивших контракты на недропользование. Это означает, что фактически, многие акты, прекратившие своё действие в целом в Казахстане, продолжают действовать в той или иной редакции для данных конкретных недропользователей.

10) международные договоры или их отдельные положения, применяемые временно. Согласно статье 18 Нового закона о международных договорах международные договоры или их отдельные положения применяются временно в части, не противоречащей действующему праву Республики Казахстан, до их вступления в силу, если это предусмотрено самими международными договорами или достигнута договоренность с участвовавшими в переговорах сторонами. Данные международные договоры не должны противоречить «действующему праву», то есть всем нормативным правовым актам Республики Казахстан.

11) определённую юридическую силу имеют также пояснительные записки к проектам законов. Формально они не имеют юридической силы; однако фактически в них содержатся нормы права, раскрывающие причины принятия данных законов, проблемы, связанные с отсутствием нормативного регулирования и другие положения, фактически носящие характер преамбулы.

И этот список не является исчерпывающим. Построить исчерпывающий список невозможно. Причин тому много, но главная — нормативные правовые акты механистичны, придумывают их люди, выражают их несовершенным языком, зачастую не видя при этом целостной картины; локальные улучшения в системе могут привести к ухудшению работы всей системы, как целого.

В настоящее время как минимум три акта претендуют на занятие первой позиции в нашей иерархии:

— Конституция,

— международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан и

— акты, принятые на Республиканском референдуме.

Кроме того, ещё два акта не прочь также быть на первой ступени, но вместе с другим актом, то есть желающие «поделить» пальму первенства. Этими актами являются: законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию и нормативные постановления Конституционного совета. Они не претендуют на безусловное лидерство, но говорят, что неотделимы от Конституции и являются её неотъемлемой частью. Действительно, практически очень трудно представить их ступенькой ниже Конституции. Если это так, то возникают юридические казусы. К примеру, нормативные постановления Конституционного совета дают официальное толкование норм Конституции. Норма Конституции «прорубает» себе своё законное поле подобными толкованиями, и если мы скажем, что акт толкования ниже по юридической силе, то мы, прежде всего, ограничим в юридической силе саму норму Конституции.

Итак, кому же отдадим первое место?

За Конституцию выступают следующие доводы: нормативное постановление Конституционного совета; сама Конституция; общее понимание общества, что Конституция — самый важный правовой акт.

К слову, сама Конституция неоднородна. В ней очевидна внутренняя иерархия. Например, пункт 2 статьи 91 предусматривает, что «Установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены». Здесь просматривается своеобразная «надконституционная» норма. То есть унитарность не может быть изменена даже конституционным порядком (к слову, даже на референдуме). Это наводит на мысль о существовании норм, легитимность изменения которых не может быть достигнута ни при каких условиях. Даже если признают недействительным, скажем, пункт 2 статьи 91 Конституции, общественное сознание не примет этого; то есть будет достигнута односторонняя, неполноценная легитимность (легитимность формального процесса принятия, но не признание этого процесса обществом). Также обстоит дело и с преамбулой к Конституции. Нам представляется, что нормы, изложенные в преамбуле (миролюбивость, приверженность идеалам свободы, равенства и согласия и т.д.), также являясь частью Конституции, носят в то же время своеобразный «надконституционный» характер. Аналогично и с Разделом 1 Конституции «Общие положения», статус норм которого нельзя приравнять, скажем, к норам, раскрывающим полномочия Парламента. Может быть они не надконституционны (во всяком случае, не все), но, во всяком случае, по юридической силе они неоднородны.

Уникальное место занимают и законы, внёсшие изменения и дополнения в Конституцию. Как только они вступили в силу, они, по идее, становятся частью Конституции. Однако их место очевидно не столь высоко, как у первоначального текста Конституции. Об этом говорит и Закон о нормативных правовых актах, расположивший указанные законы после Конституции в иерархии нормативных правовых актов, и, в целом, общественное сознание, которое различает акты, принятые непосредственно (на референдуме) и опосредованно (через народных избранников).

За акт, принятый на республиканском референдуме выступают следующие суждения: окончательный носитель власти — народ; референдум — непосредственное выражение народом мнения по той или иной проблеме; сам закон о республиканском референдуме говорит, что «Несоответствия между решением, принятым референдумом, и Конституцией, конституционными законами, законами и иными нормативными правовыми актами республики устраняются путем приведения Конституции, конституционных законов, законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с решением, принятым референдумом».

За международные договоры, ратифицированные Казахстаном, говорят следующие аргументы: Казахстан — часть мирового сообщества и полноправный член ООН; статья 27 Венской Конвенции о праве международных договоров содержит положение, согласно которому: «Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора».

Приходим к выводу, что стратегически вопрос о первенстве сводится к вопросу: что важнее — воля народа Казахстана, или воля народа Казахстана, как части мирового сообщества? Вопрос не простой и однозначного ответа на него нет.

Пункт 2 статьи 20 Нового закона о международных договорах, в его настоящей редакции, прямо противоречит Конституции Республики Казахстан. Необходимо принять соответствующие меры, и не допустить вступления в силу данной редакции (пусть даже фактически он может и не коснуться юридической силы ратифицированных договоров; важно, как мы помним, чтобы Vivat justitia, periat mundum).

Нас учили понимать нормы права буквально. Обращаться к идее правильнее, но возникает (потенциально) субъективизм. Буквальное толкование ограничено. Тем более, если учесть, что нормы права (в настоящем их виде) — это неорганичные, механистические создания. Их принимают, и они живут в реальных общественных отношениях, не поспевая за последними.

Идеи выражаются словами — происходит их первое искажение. Далее слова формируются в нормативном правовом акте, который применяется на практике. В процессе применения сталкиваются интересы различных групп лиц. Нормативный правовой акт служит своеобразным водоразделом. Но на то это и интересы, что они стараются «выжать» всё из нормативного правового акта в свою пользу. Если бы их отношения регулировались идеей, — проблем бы не возникало. Но это не так. Поэтому происходит их второе искажение — искажение правоприменителями. Есть и третья, и четвёртая и N-ная ступени искажения первоначальной идеи. Всё идёт к тому, что, в конце концов, идея превращается в свою противоположность — антиидею. Случилось ли то же самое с Законом о нормативных правовых актах? Не случилось, но мы определённо переживаем одну из этих ступеней…

1. Венская Конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года.

2. Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-I «О нормативных правовых актах».

3. Закон Республики Казахстан от 30 мая 2005 года № 54-III «О международных договорах Республики Казахстан».

4. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года.

5. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 года № 3 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3) пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан».

6. Конституционный закон Республики Казахстан от 2 ноября 1995 года № 2592 «О республиканском референдуме».

7. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 12 декабря 1995 года № 2679 «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Казахстан».

8. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года.

Интересно, что до внесения изменений в Закон о нормативных правовых актах в июне 2004 года, нормативные постановления Президента Республики Казахстан, являющиеся подзаконными нормативными правовыми актами, стояли в иерархии выше нормативных постановлений Парламента, являющихся законодательными актами.

Например, Закон Республики Казахстан от 29 ноября 2003 года № 500-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» внёс изменения в статью 316 Налогового кодекса. Согласно внесённым изменениям объектом налогообложения социальным налогом индивидуальных предпринимателей, за исключением осуществляющих расчеты с бюджетом на основе разового талона, являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам; а для юридических лиц — численность работников. Однако это не так. Все это понимают, но не обращают внимания. Произошла ошибка (несогласованное изменение нескольких статей и недочёт предыдущих изменений). Такое бывает. Следуя букве закона, юридические лица должны платить социальный налог, основываясь на численности сотрудников. Но это нонсенс! Все делают по-другому. Формально нарушается право. Фактически применяются отменённые нормы.

2. В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся ​поправки​. При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/3 представителей субъектов РФ.

3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием. В них отражаются:

  • введение чрезвычайного и военного положений, которые могут ограничивать определенные права и свободы граждан;
  • принятие в состав РФ новых субъектов и изменение их статуса;
  • описание и использование государственной символики;
  • порядок деятельности Уполномоченного по правам человека, судебной системы, Правительства РФ;
  • назначение референдума.

ФКЗ считается принятым, если за него отдадут голоса как минимум 3/4 представителей Совета Федерации и как минимум 2/3 народных избранников из Госдумы. При этом Президент не имеет права вето на данный тип правого акта и должен подписать его в течение 2-х недель.

4. Российская Федерация является лишь одним из немногих государств на планете. Для лучшего взаимодействия между странами подписываются различные международные договоры и соглашения, которые не могут иметь более высокий правовой приоритет, чем предыдущие нормативные акты.

5. Далее идут федеральные законы (ФЗ). Процедура их принятия следующая:

  • Госдума большинством голосов принимает ФЗ;
  • Совет Федерации одобряет ФЗ (большинством голосов);
  • Президент подписывает ФЗ;
  • ФЗ публикуется в следующих изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации, «Российская газета», «Парламентская газета»;
  • через десять дней после публикации или с даты, прямо указанной в тексте, ФЗ обретает статус действующего закона.

Если Совет Федерации отклонил ФЗ, то Госдума может двумя третями принять его и направить сразу главе государства, который имеет право наложить вето и направить документ на доработку. Чтобы преодолеть президентское вето, каждая палата Федерального Собрания должна набрать как минимум 2/3 голосов.

6. Указы и распоряжения Президента РФ обретают статус действующих актов через неделю после официального опубликования. В некоторых случаях, когда, например, речь идет о государственной тайне, акты Президента вступают в силу с момента подписания. Акты делятся на нормативные (действуют на территории всей России) и ненормативные (например, награждение конкретного человека). Как правило, указы Президента в конечном итоге приводят к принятию соответствующего федерального закона.

7. Правительством РФ принимаются постановления и распоряжения. Вступление их в действие аналогично актам Президента.

8. К ведомственным актам относятся прежде всего приказы, распоряжения, письма и прочие документы различных министерств и ведомств, адресованные подчиненным организациям, предприятиям и учреждениям. Это самый объемный и разнообразный вид документов, призванный обеспечить исполнение вышестоящих в иерархии нормативно-правовых актов.

admin