Хранение музейных экспонатов

Хранение музейных фондов – направление фондовой работы по обеспечению физической сохранности музейных предметов путём оптимально выбранных режима и системы хранения. Хранение фондов осуществляется на всем протяжении существования предметов в музее: в фондохранилище, в экспозиции, во время всякого рода перемещений. Хранение музейных предметов проводится по их типам (вещевые, письменные, изобразительные и другие) и обязательно раздельно, в соответствующих хранилищах.

Основные положения по организации хранения, зафиксированные в государственных нормативных документах, обязательны для всех музеев и

зависят от состава, структуры и объёма фондов, характеристик музейного здания. Однако фонды каждого музея имеют свою специфику, влияющую на организацию хранения. Это проявляется в содержании, составе, структуре фондов, в количестве и сохранности предметов. Кроме того, свои особенности имеет каждое музейное здание. Поэтому в дополнение к основным нормативным документам в музеях создаются внутренние инструкции по хранению фондов.

Итак, главные задачи организации хранения музейных фондов – обеспечивать полную сохранность и безопасность музейных предметов; предотвращать повреждения, разрушения, старение предметов; создавать благоприятные условия для предоставления музейных предметов в экспозицию и для научно-исследовательской работы.

Режим хранения – это совокупность мер температурно-влажностного режима; мероприятий по защите от загрязнителей воздуха; биологических, механических повреждений;

Температурно-влажностный режим в музее важно создать и поддерживать в помещениях, где хранятся или экспонируются музейные предметы и научно-вспомогательные материалы. Температуру и влажность необходимо зафиксировать на уровне, который максимально задерживает их естественное старение.

Уровни температуры и влажности оказывают на процесс естественного старения предмета самое активное воздействие. Характер и сила этого воздействия зависят от материала, из которого сделан предмет, от его устройства, сохранности, среды, в которой он находился до того, как попал

в музей.

Существует ряд мер по созданию оптимального температурно-влажностного режима.

1. Кондиционирование воздуха – самый эффективный способ сохранения температурно-влажностного режима. При помощи кондиционеров подается увлажненный или осушенный, нагретый или охлажденный до определенных показателей воздух.

2. Проветривание – распространенное средство регулирования температурно-влажностного режима, уменьшает влажность воздуха. Проводят в сухие дни при температурах близких снаружи и внутри помещения. Колебания температуры при проветривании не должны выходить за пределы + 2 оС.

3. Использование отопительной системы для ослабления сезонных колебаний: для этого отопление включают ранней осенью, выключают поздней весной. При повышении влажности отопление усиливают.

4. Применение увлажнителей при пониженной влажности: применяют сосуды с водой с большой поверхностью испарения, для усиления испарения они помещаются около отопительных батарей.

Световой режим – это регулирование доступа световых лучей к предметам. Световой режим необходим для торможения процесса естевенного старения МП. Устанавливается в зависимости от материала предмета и от степени сохранности предмета. Действие света вызывает изменения предмета: фотохимические и физические.

Биологический режим – это создание условий, препятствующих появлению и распространению биологических вредителей: плесневых грибков, насекомых, грызунов. Благоприятные условия их распространения:

1) нарушение температурно-влажностного режима;

2) загрязнение предметов;

3) использование в фондохранилищах продуктов питания;

4) захламленность музея и фондохранилищ;

5) поступление в фонды зараженных предметов.

Действенными мерами борьбы с биологическими вредителями могут

быть дезинфекция и дезинсекция.

Защита музейных фондов в экстремальных ситуациях – это создание условий, препятствующих возникновению ситуаций, ведущих к повреждению или гибели музейных собраний, разработка мер по спасению музейных собраний в случае экстремальной ситуации.

В музее предусмотрено соблюдение всех противопожарных мероприятий: пропитка чердачных перекрытий огнезащитным составом; соблюдение пожарных норм при размещении оборудования; оснащение противопожарным инвентарем; оснащение системами автоматического пожаротушения; установка противопожарной сигнализации.

Музей должен находиться под круглосуточным пожарным надзором, необходимо постоянно следить за исправностью электросети, а также за исправностью водопроводной сети и отопительной системы.

Режим охраны, направленный на предотвращение хищений, предполагает наличие:

1) специальной служебной охраны (милицейская и гражданская);

2) служб материально-ответственного хранения;

3) охранной сигнализации;

4) решеток на окнах подвала и 1-го этажа;

5) шкафов или специальных помещений для хранения ценных МП.

Опасность для сохранения культурных ценностей в музеях представляют стихийные бедствия (ураганы, наводнения, землетрясения), войны.

Система хранения музейных фондов зависит от физико-химических свойств предметов, типов источников, количества, размеров предметов, расположения, технического оснащения помещений фондохранилища, его

оборудования.

Существуют две системы хранения фондов музеев: раздельная и комплексная.

Раздельная система хранения: размещение в изолированных помещениях предметов из однородного материала или из материалов, близких по режиму хранения. Отметим, что условия, необходимые для сохранения фондов, с наибольшим успехом могут быть созданы при раздельной системе хранения.

Комплексная система хранения: размещение в одном помещении предметов из разных материалов. В режиме хранения придерживаются усредненных показателей. К комплексной системе хранения музеи вынуждены прибегать из-за недостатка площадей, отводимых под фондохранилища, отсутствия в них изолированных помещений, а также в том случае, когда музей имеет очень небольшое собрание.

Внутри этих систем распределение предметов производится: по типам источников; затем по материалам, назначению, содержанию. А также возможна группировка по размерам, по инвентарным номерам (что удобно

для сверки наличия фондов).

Расположение музейных предметов в музейных хранилищах производится в соответствии с основными структурными делениями фондов, распределение предметов идет по назначению, размерам, содержанию, инвентарным номерам.

Каждый вид музейных предметов имеет свои особенности хранения и размещения, определяемые музейными инструкциями. Оптимальным вариантом оборудования хранения являются передвижные металлические

многосекционные стеллажи, металлические шкафы и сетки. Они позволяют правильно расположить музейные предметы, обеспечить режим их хранения, допустить их быстрый поиск по топографическим описям и картотекам.

Обратим внимание на то, что хранению музейных ценностей уделяется особое внимание в деятельности международных музейных организаций. Так в Кодексе музейной этики ИКОМ утверждается, что музей должен разработать и применять политику, направленную на то, чтобы музейные коллекции (постоянные и временные) и сопровождающая их правильно документированная информация были доступны для текущего пользования и были переданы грядущим поколениям в состоянии сохранности и пригодности к употреблению, уделяя внимание современному знанию и источникам.

В соответствии с частью шестой статьи 30 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила предоставления негосударственному музею статуса негосударственного музея федерального значения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 апреля 2019 г. N 410

Правилапредоставления негосударственному музею статуса негосударственного музея федерального значения

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления негосударственным музеям в Российской Федерации статуса негосударственного музея федерального значения (далее — статус).

2. Статус предоставляется негосударственным музеям, соответствующим следующим требованиям в совокупности:

а) владение на праве оперативного управления или безвозмездного пользования не менее чем 5 культурными ценностями, имеющими особое значение в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей, входящими в коллекцию негосударственного музея, либо не менее чем 1000 музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации;

б) владение на праве оперативного управления, аренды или безвозмездного пользования нежилым помещением на территории Российской Федерации общей площадью не менее 1500 кв. метров для осуществления своей деятельности, в том числе нежилым помещением общей площадью не менее 1000 кв. метров для размещения постоянной экспозиции и (или) временных выставок;

в) организация в выставочном помещении негосударственного музея не менее 5 выставочных проектов в год по тематике негосударственного музея, доступных для неограниченного круга посетителей не менее 200 дней в году, в том числе с экспонированием культурных ценностей, указанных в подпункте «а» настоящего пункта;

г) прием не менее 300000 посетителей в год в экспозициях и на выставках в экспозиционно-выставочных помещениях негосударственного музея;

д) обеспечение посетителей экскурсионным обслуживанием и техническими средствами для экскурсионного обслуживания;

е) участие не менее 2 раз за календарный год в культурно-просветительских и культурно-массовых мероприятиях;

ж) осуществление научно-исследовательской работы по тематике негосударственного музея (не менее 2 научных публикаций по тематике негосударственного музея);

з) проведение не менее 30 просветительских мероприятий (лекции, мастер-классы, семинары, публичные дискуссии) по тематике негосударственного музея в календарном году.

3. Для получения статуса негосударственный музей направляет с 10 по 31 января текущего года в Министерство культуры Российской Федерации на официальном бланке заявку в свободной форме с просьбой о присвоении статуса (далее — заявка) с приложением комплекта документов согласно приложению (далее — документы) с целью подтверждения соответствия негосударственного музея требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил. В заявке должно быть определено контактное лицо, его телефон, почтовый адрес и адрес электронной почты.

4. Министерство культуры Российской Федерации формирует до 15 февраля текущего года экспертную комиссию для рассмотрения документов, представленных негосударственными музеями, претендующими на получение статуса, из числа работников подразделения Министерства культуры Российской Федерации, координирующего работу государственных музеев Российской Федерации, ведущих сотрудников государственных музеев аналогичного тематического профиля негосударственных музеев, подавших заявки, и представителей общественных организаций в музейной сфере.

Положение о порядке формирования и работы экспертной комиссии утверждается Министерством культуры Российской Федерации.

5. В случае представления неполного комплекта документов Министерство культуры Российской Федерации направляет в течение 3 рабочих дней со дня регистрации поданной заявки негосударственному музею заказным письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу электронной почты, указанному в заявке, уведомление (с перечнем недостающих документов) о необходимости представления недостающих документов до 10 февраля текущего года.

В случае непредставления негосударственным музеем недостающих документов в срок, установленный в абзаце первом настоящего пункта, ранее представленные заявка и документы подлежат возврату негосударственному музею.

6. В случае представления полного комплекта документов с целью проверки достоверности сведений, указанных в заявке и приложенных к ней документах, проводится выездная проверка по месту осуществления деятельности негосударственного музея в установленном Министерством культуры Российской Федерации порядке.

Для проведения проверки Министерство культуры Российской Федерации формирует комиссию из числа членов экспертной комиссии в количестве не менее одной трети ее состава, включая представителя Министерства культуры Российской Федерации, сотрудников государственных музеев соответствующего тематического профиля и представителей общественных организаций.

Информация о дате проверки сообщается негосударственному музею в письме Министерства культуры Российской Федерации, направленном по указанному в заявке почтовому адресу заказным письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу электронной почты, указанному в заявке, не менее чем за 7 календарных дней до даты проверки.

Срок проведения проверки не может превышать 2 рабочих дней. По результатам проверки комиссией, проводящей проверку, составляется отчет в 2 экземплярах, один из которых вручается руководителю или уполномоченному представителю негосударственного музея, а второй экземпляр передается в Министерство культуры Российской Федерации.

7. Для рассмотрения поданных негосударственным музеем заявки с прилагаемыми документами и отчета о результатах проверки Министерство культуры Российской Федерации организует заседание экспертной комиссии в срок, не превышающий 60 календарных дней с даты принятия решения о создании экспертной комиссии. Результаты рассмотрения оформляются протоколом.

8. Представитель негосударственного музея, подавшего заявку, может присутствовать при рассмотрении экспертной комиссией поданных документов и отчета о результатах проверки. Информация о дате, времени и месте заседания экспертной комиссии сообщается в письме Министерства культуры Российской Федерации, направленном по указанному в заявке почтовому адресу заказным письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу электронной почты, указанному в заявке, не менее чем за 7 календарных дней до даты заседания.

9. В случае соответствия негосударственного музея требованиям, указанным в пункте 2 настоящих Правил, установленного экспертной комиссией на основании представленных негосударственным музеем документов и отчета о результатах проверки, Министерство культуры Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня оформления протокола, указанного в пункте 7 настоящих Правил, направляет в Правительство Российской Федерации проект распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении негосударственному музею статуса с приложением к нему заявки негосударственного музея, документов, отчета о результатах проверки и выписки из протокола заседания экспертной комиссии.

10. Статус предоставляется негосударственному музею на 3 года со дня издания распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении негосударственному музею статуса. Предоставление негосударственному музею статуса на новый срок осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, при этом заявка и документы могут быть поданы негосударственным музеем до истечения срока действия предоставленного статуса.

11. Основанием для отказа в предоставлении статуса является несоответствие негосударственного музея одному или более требованиям, указанным в пункте 2 настоящих Правил, подтвержденное отчетом о результатах проверки и протоколом заседания экспертной комиссии.

В случае принятия экспертной комиссией решения об отказе в предоставлении статуса Министерство культуры Российской Федерации в течение 10 рабочих дней направляет негосударственному музею письменный мотивированный отказ по указанному в заявке адресу заказным письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу электронной почты, указанному в заявке.

Решение Министерства культуры Российской Федерации об отказе в предоставлении статуса может быть обжаловано в судебном порядке.

12. Учет негосударственных музеев федерального значения осуществляет Министерство культуры Российской Федерации или подведомственное ему федеральное государственное учреждение в реестре музеев, иных организаций, физических лиц, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам предоставления
негосударственному музею статуса
негосударственного музея
федерального значения

Перечень документов,представляемых негосударственным музеем для получения и подтверждения статуса негосударственного музея федерального значения

1. Учредительные документы негосударственного музея или их копии, заверенные в установленном порядке.

2. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за один месяц до дня поступления в Министерство культуры Российской Федерации документов, указанных в настоящем перечне (в случае непредставления негосударственным музеем такого документа Министерство культуры Российской Федерации запрашивает его самостоятельно с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия), или заверенная в установленном порядке копия такой выписки.

3. Документы, подтверждающие наличие закрепленного за негосударственным музеем на праве оперативного управления нежилого помещения для осуществления музейной деятельности или предоставление его в аренду или в безвозмездное пользование, или их копии, заверенные в установленном порядке.

4. Документы, подтверждающие закрепление на праве оперативного управления культурных ценностей, имеющих особое значение, или их предоставление в безвозмездное пользование, а также экспертные заключения, выполненные в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей, содержащие вывод об отнесении таких культурных ценностей к особо ценным, или их копии, заверенные в установленном порядке.

5. Документы, подтверждающие закрепление на праве оперативного управления музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, или их предоставление в безвозмездное пользование, или их копии, заверенные в установленном порядке.

6. Форма статистического федерального наблюдения N 8-нк «Сведения о деятельности музея».

7. Справка, подписанная руководителем негосударственного музея, содержащая:

а) информацию об организации в выставочном помещении негосударственного музея не менее 5 выставочных проектов в календарном году по тематике негосударственного музея, доступных для неограниченного круга посетителей не менее 200 дней в году;

б) информацию, подтверждающую обеспечение посетителей экскурсионным обслуживанием и техническими средствами для экскурсионного обслуживания;

в) информацию, подтверждающую участие негосударственного музея не менее 2 раз за календарный год в культурно-просветительских и культурно-массовых мероприятиях;

г) сведения о научных публикациях по тематике негосударственного музея;

д) информацию о проведении негосударственным музеем не менее 30 просветительских мероприятий (лекции, мастер-классы, семинары, публичные дискуссии) в календарном году.

admin