Хранение денежных средств

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем — предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее — банках).

2. Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Куда направить свободные деньги, если у вас и так все хорошо

Наличные деньги, предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

5. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

6. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

7. Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем — оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

8. Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия.

9. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до 5 дней), включая день получения денег в банке.

10. Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий.

При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

11. Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий.

Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.

Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.

12. Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Возможность обмена поврежденной банкноты Банка России, которая является законным средством наличного платежа на территории РФ, зависит от характера ее повреждения. Банкноты, не содержащие признаков подделки и имеющие определенные существенные повреждения, подлежат изъятию из оборота, поэтому банки обязаны принимать их для обмена без ограничения суммы и без взимания платы от любого обратившегося к ним физического лица. Обмен производится банком путем выдачи эквивалентной (обменянной) суммы неповрежденных купюр или путем ее зачисления на банковский счет, открытый лицу в этом банке (п. 4 Указания Банка России от 26.12.2006 N 1778-У).

Дополнительно отметим, что при совершении кассовых операций банки также выявляют ветхие банкноты. Такие купюры клиентам не выдаются и сдаются банком в учреждения Банка России для уничтожения. До изъятия из обращения ветхие банкноты, как правило, являются платежеспособными и могут использоваться в наличных денежных расчетах (ст. 32 Закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ; п. п. 1.1, 2.11 Положения, утв. Банком России 24.04.2008 N 318-П; п. 7.1.5 Положения, утв. Банком России 11.04.2016 N 538-П).

Справка.Ветхие банкноты Банка России

Ветхими являются банкноты Банка России со следующими дефектами (Приложение N 22 к Положению N 318-П; Информация Банка России):

1) имеющие загрязнение поверхности лицевой и (или) оборотной сторон, приводящее к снижению яркости изображения на 8% и более;

2) имеющие один и более разрывов края банкноты, длина каждого из которых составляет 7 мм и более;

3) имеющие одно и более сквозных отверстий (проколов), диаметр каждого из которых составляет 4 мм и более;

4) утратившие один и более углов, площадь каждого из которых составляет 32 кв. мм и более;

5) утратившие край (края), вследствие чего размеры банкноты по длине и (или) ширине уменьшились на 5 мм и более;

6) имеющие посторонние надписи, состоящие более чем из двух знаков (символов);

7) имеющие один и более посторонних рисунков (оттисков штампов);

8) имеющие одно и более контрастных пятен, диаметр каждого из которых составляет 5 мм и более;

9) частично утратившие красочный слой в результате потертости и (или) обесцвечивания;

10) имеющие одно и более нарушений целостности банкноты, заклеенных клеящей лентой.

Поврежденные банкноты Банка России, подлежащие обмену

Обмену по номиналу подлежат банкноты Банка России, не содержащие признаков подделки, но имеющие следующие повреждения (п. 2 Указания N 1778-У):

1) утратившие значительный фрагмент, но сохранившие не менее 55% от первоначальной площади (в том числе обожженные, подвергнутые воздействию агрессивных сред, обугленные и истлевшие);

2) склеенные из фрагментов (без учета количества фрагментов), если один фрагмент или несколько фрагментов, безусловно принадлежащих одной банкноте, занимают не менее 55% от первоначальной площади банкноты;

3) составленные из двух фрагментов, принадлежащих разным банкнотам одного номинала, если каждый фрагмент отличается от соседнего по графическому оформлению и занимает не менее 50% от первоначальной площади банкноты;

4) изменившие окраску и свечение в ультрафиолетовых лучах, если на них отчетливо просматриваются изображения (за исключением банкнот, специально окрашенных для предотвращения их хищения при перевозке и хранении);

5) имеющие брак изготовителей.

Банкноты Банка России, подлежащие обмену при изъятии из обращения

Загрязненные, изношенные, надорванные банкноты, а также имеющие потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов или утратившие углы, края и не имеющие признаков подделки, являются платежеспособными. Они принимаются к обмену без ограничения по сумме, если изымаются из обращения, например, в связи с введением нового образца банкноты (п. п. 1, 5 Указания N 1778-У; ст. 31 Закона N 86-ФЗ).

Банкноты Банка России, не подлежащие обмену

Не подлежат обмену неплатежеспособные банкноты, а также платежеспособные купюры без повреждений. При этом неплатежеспособными признают банкноты, не имеющие силы законного средства наличного платежа на территории РФ, или содержащие признаки подделки, или имеющие повреждения, отличные от повреждений, указанных выше (в том числе расслоенные банкноты), банкноты с надписями «Образец», «Тест» или другими, выполненными способом перфорации и (или) напечатанными на поверхности банкноты изготовителем, а также банкноты с признаками погашения (п. п.

О хранении организациями денежных средств

1, 6 Указания N 1778-У).

Фальшивые и сомнительные купюры

Как указано выше, банкноты с признаками подделки обмену не подлежат. Для их выявления кассовые работники банка при приеме банкнот осуществляют контроль их платежеспособности и подлинности (п. 15.1 Положения N 318-П).

Имеющие признаки подделки банкноты банк передает сотрудникам территориального органа внутренних дел (п. 16.4 Положения N 318-П).

Сомнительные банкноты (вызывающие сомнение в платежеспособности) принимаются банком по заявлению физического лица и направляются на экспертизу в учреждение Банка России (п. п. 16.6, 16.9 Положения N 318-П).

По результатам такой экспертизы с банкнотами поступают следующим образом (п. п. 16.10, 16.12 Положения N 318-П):

  • если выявлены признаки подделки, банкноты в банк не возвращаются, а подлежат передаче в территориальные органы внутренних дел;
  • если купюры признаны неплатежеспособными, они возвращаются в банк для передачи клиенту.

При этом направление сомнительных банкнот на экспертизу в учреждение Банка России, выдача обменянных банкнот физическим лицам осуществляются банком без взимания комиссионного вознаграждения (п. 16.14 Положения N 318-П).

Подготовлено на основе материала

профессора кафедры банковского права

МГЮА им. О.Е.Кутафина

Алексеевой Д.Г.

О хранении организациями денежных средств

А.М. ЭРДЕЛЕВСКИЙ

А.М. Эрделевский, профессор, д.ю.н.

26 февраля 2004 г. Верховным Судом РФ было вынесено решение по весьма важному вопросу — о правомерности возложения Банком России на организации обязанности хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Оспариванию подверглись п. 1 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40, и п. 2.1 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 14-П, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 19 декабря 1997 г. N 47. Верховный Суд РФ в удовлетворении заявления отказал, однако это решение, как будет показано ниже, вряд ли можно счесть законным и обоснованным.

Почему рассмотренный Верховным Судом РФ вопрос имеет важное практическое значение? Как известно, юридические лица обычно хранят свои свободные денежные средства на своих банковских счетах, поэтому большая часть таких денежных средств существует не в наличной форме, а в виде записей по банковским счетам. В стабильной ситуации этот способ хранения денежных средств очень удобен, о чем свидетельствует и зарубежная практика. Такой способ хранения денежных средств юридических лиц давно и прочно вошел в обиход и сегодня воспринимается подавляющим большинством российских участников гражданского оборота не только как право, но и как обязанность юридического лица, неисполнение которой представляет собой правонарушение.

Однако детальный анализ этого вопроса, который будет предложен вниманию читателя ниже, позволяет сделать иные выводы. Правильное решение поставленного вопроса имеет большую практическую значимость, поскольку обязанность хранения денежных средств на счетах в банках, если такая обязанность действительно существует, представляет собой существенное ограничение права юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими им денежными средствами. Кроме того, именно в отношении денежных средств, хранящихся на банковских счетах, допускается упрощенный, то есть внесудебный, порядок обращения взыскания налоговыми и иными государственными органами. Наконец, далеко не всегда устойчивое положение в российском банковском секторе создает для юридического лица повышенный риск утраты своих денежных средств в случае банкротства банка или риск невозможности своевременно распорядиться ими в период временной неплатежеспособности банка (наглядным примером является сегодняшнее развитие ситуации, сложившейся в результате отзыва лицензии у Содбизнесбанка).

***

Проведем небольшой ретроспективный обзор законодательства, регулировавшего в прошлом хранение организациями наличных денег. Впервые советское государство обратило внимание на вопрос о хранении организациями свободных денежных средств, издав Декрет СНК от 30 марта 1922 г. "О кассовых операциях государственных учреждений и предприятий", впоследствии дополненный и измененный одноименным Декретом от 19 апреля 1923 г. Эти Декреты были отменены Постановлением СНК от 8 января 1925 г. "О порядке хранения свободных денежных сумм государственных учреждений и предприятий, действующих на началах коммерческого расчета". В ст. ст. 1 и 2 указанного Постановления предусматривалось, что государственные учреждения и предприятия, действующие на началах коммерческого расчета, по общему правилу могут хранить в своих кассах лишь суммы, необходимые для удовлетворения их текущих расходов, а сверх этих сумм могли храниться не более чем за три дня до срока выплаты заработной платы и не более 3 дней после указанного срока суммы, необходимые для текущей расплаты с рабочими и служащими. Согласно п. 3 Постановления все денежные суммы, превышающие указанный в ст. ст. 1 и 2 размер, должны были быть вносимы не позже следующего за их поступлением дня на текущие счета в учреждения Государственного Банка Союза ССР, Торгово-Промышленного Банка Союза ССР, Банка для Внешней Торговли Союза ССР, Центрального Сельскохозяйственного Банка Союза ССР и сельскохозяйственных банков союзных республик, коммунальных банков или в другие кредитные учреждения. Следует обратить внимание, что, хотя все названные акты издавались в период НЭПа, они распространялись лишь на государственные организации. Право разного рода организаций, основанных на частной собственности, свободно распоряжаться принадлежащими им денежными средствами этими актами не затрагивалось.

В дальнейшем вывод о наличии у юридического лица обязанности хранить денежные средства на расчетном счете в банке можно было сделать из ст. 391 ГК РСФСР 1964 г. (далее — ГК РСФСР), где устанавливалось, что платежи по обязательствам между государственными организациями, колхозами и иными кооперативными и другими общественными организациями производятся в порядке безналичных расчетов через кредитные учреждения, в которых указанные организации в соответствии с законом хранят свои денежные средства. Из ст. 392 ГК РСФСР следовало, под хранением денежных средств в кредитных организациях в ст. 391 ГК РСФСР понималось их хранение на расчетных счетах соответствующих организаций (собственно говоря, других способов хранения денежных средств в банках в то время и не существовало). Обязанность такого хранения денежных средств была установлена также в п. 1 Положения о ведении кассовых операций государственными, кооперативными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 6 августа 1973 г. N 552. В своей кассе указанные юридические лица вправе были иметь наличные деньги лишь в пределах установленных лимитов.

В начале 90-х Гражданский кодекс РСФСР продолжал действовать постольку, поскольку он не противоречил законодательным актам РФ, принятым после 12 июня 1990 г. (п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы"). Действие на территории РФ союзного Положения о ведении кассовых операций, Постановления от 8 января 1925 г., как и других нормативных актов бывшего Союза ССР, было возможно лишь в части, не противоречащей Конституции РСФСР и законам РСФСР (ст. 5 Декларации от 12 июня 1990 г. "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики)". Однако действие перечисленных нормативных актов в любом случае не распространялось на многочисленных к этому времени юридических лиц, основанных на частной форме собственности, поскольку в указанных актах были упомянуты лишь государственные, кооперативные и общественные организации.

14 июня 1992 г. был издан Указ Президента РФ N 622 "О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения" (далее — Указ), где среди прочего устанавливалось, что впредь до нормализации денежного обращения и ликвидации напряженности с денежной наличностью предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли) независимо от их организационно-правовой формы обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков. Впрочем, в этой части Указ, имевший, как следует из его преамбулы, характер вынужденной и временной правоограничительной меры, недолго сохранял свое значение, поскольку уже с 3 августа 1992 г., в соответствии с п.

1 Постановления Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы", на территории РФ вступили в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. В ч. 1 ст. 109 Основ без каких-либо изъятий устанавливалось, что юридические лица обязаны хранить свободные денежные средства в банках. 22 сентября 1993 г. Совет директоров ЦБ РФ решением N 40 утвердил Порядок ведения кассовых операций в РФ, где в п. 1 также устанавливалось, что все юридические лица обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Следует отметить, что обязанность хранить деньги именно на банковском счете достаточно определенно не следовала ни из Основ, ни из Указа, ни из Порядка ведения кассовых операций, поскольку хранение денег в банке не исчерпывается лишь одной из возможных форм такого хранения — хранением на банковском счете, на чем ниже мы остановимся более подробно. Таким образом, принуждение юридических лиц частных форм собственности к хранению денежных средств на счетах в банках в период действия Основ не имело правового основания. С 1 марта 1996 г. была введена в действие вторая часть Гражданского кодекса РФ (далее — ГК), и с этого же момента раздел "Обязательственное право" Основ, включая ст. 109, утратил силу.

***

Перейдем к анализу действующего законодательства и оценке решения Верховного Суда РФ от 26 февраля 2004 г. ГК не содержит нормы, обязывающей юридических лиц хранить денежные средства как в учреждении банка вообще, так и на банковском счете в частности. Договор банковского счета регулируется ст. ст. 845, 846 ГК, при этом среди обязанностей банка не упоминается обязанность хранить денежные средства клиента. Если клиент внесет или перечислит на свой счет денежные средства (он всегда вправе это сделать), то эти средства окажутся на хранении у банка, но обязанность клиента хранить денежные средства в банке может существовать, как следует из ч. 2 ст. 859 ГК, лишь в отношении некоего минимального размера, и то только в том случае, если банковскими правилами или договором предусмотрена обязанность клиента сохранять минимальный размер средств на своем банковском счете.

19 декабря 1997 г. решением Совета директоров Банка России было утверждено Положение N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (далее — Положение). В п. 2.1 Положения установлено, что организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Именно п. 2.1 Положения, а также п. 1 Порядка ведения кассовых операций подверглись оспариванию в Верховном Суде РФ. Как упоминалось выше, Верховный Суд в своем решении от 26 февраля 2004 г. отказал в удовлетворении заявления о признании этих пунктов упомянутых нормативных актов незаконными.

Заявитель (ООО Юридическая фирма "Юрконс") основывал свои требования на том, что закон не устанавливает обязанности хранить свободные денежные средства в банках. Существо доводов, которые Верховный Суд РФ привел в качестве оснований отказа в удовлетворении заявления, сводится к следующему:

а) в ст. 4 ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. среди функций Банка России названа организация наличного денежного обращения, для чего в силу ст. 34 Закона на Банк России возложена функция порядка ведения кассовых операций;

б) основанное на п. 2 ст. 861 ГК ограничение суммы расчетов наличными деньгами между организациями предопределяет необходимость заключения юридическими лицами договоров банковского счета;

в) п. 1 Указа Президента РФ N 622 от 14 июня 1992 г. "О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения" (об этом Указе упоминалось выше) предусматривает, что организации обязаны хранить свои денежные средства в банках.

Ни с одним из доводов Верховного Суда не представляется возможным согласиться. Действительно, Банк России вправе определять порядок ведения кассовых операций, но это не означает права Банка России обязывать юридические лица хранить денежные средства в банках. Из ст. 34 Закона о Банке России, на которую ссылается Верховный Суд, напротив, следует, что вопрос о хранении денежных средств любых лиц, кроме кредитных организаций, не включен в компетенцию Банка России, поскольку в ст. 34 этого Закона на Банк России возложена функция установления правил хранения наличных денег только для кредитных организаций. Поэтому попытка Банка России устанавливать правила хранения наличных денег для иных лиц представляет собой явный выход за пределы его компетенции.

Что касается ссылки Верховного Суда РФ на п. 2 ст. 861 ГК, то эта норма вовсе не касается хранения наличных денег, а устанавливает особые правила совершения расчетных операций для юридических лиц, чего заявитель и не оспаривал. Расчеты между юридическими лицами в соответствии с п. 2 ст. 861 ГК действительно должны производится в безналичном порядке, если иное не установлено законом (в настоящее время, согласно указанию Банка России от 14 ноября 2001 г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" допускается расчет наличными на сумму до 60000 руб. по одной сделке). Но это лишь означает, что если юридическое лицо, хранящее свои денежные средства в кассе или в банке в виде наличных денег, намерено произвести расчетную операцию, то в случае, когда нормативным актом предписано производить эту операцию через банковский счет, оно должно внести необходимую для совершения этой операции сумму наличных денег на свой банковский счет и дать банку соответствующее поручение. Таким образом, п. 2 ст. 861 никоим образом не может служить основанием для возникновения у юридических лиц обязанности хранить денежные средства в банке.

Перейдем к третьему доводу Верховного Суда РФ — ссылке на Указ N 622. На сегодняшний день Указ в части, касающейся рассматриваемого вопроса, официально не отменен. Однако продолжает ли он действовать? Как показано выше, ГК не устанавливает для юридических лиц каких-либо ограничений в способах хранения денежных средств, то есть с позиций ГК правовой режим хранения денежных средств одинаков для физических и юридических лиц. Указ такое ограничение устанавливает, тем самым входя в противоречие с ГК. В соответствии со ст. 3 ГК, Указы Президента РФ и любые подзаконные акты не должны противоречить ГК, а при наличии противоречия они не подлежат применению. Такое же правило установлено в отношении Указов Президента РФ в ст. 90 Конституции РФ, а в отношении нормативных актов ЦБ РФ — в ст. 7 Закона о Центральном банке РФ.

Следует также обратить внимание, что можно хранить денежные средства в банке, но для этого совсем не обязательно хранить их именно на банковском счете. Статьи 921, 922 ГК устанавливают правила хранения наличных денег и иных ценностей в банке по договору хранения, в том числе и с использованием индивидуального банковского сейфа, причем банк не вправе пользоваться этими ценностями, если иное не установлено договором хранения (ст. 892 ГК). Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей предусмотрено в качестве специальной банковской сделки кредитной организации в ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Кстати, такое хранение вполне соответствовало бы Указу и Порядку ведения кассовых операций, ведь денежные средства при этом хранятся в банке.

***

Изложенное позволяет сделать вывод о несоответствии закону решения Верховного Суда РФ от 26 февраля 2004 г.

I. Общие положения

Вероятно, это решение будет обжаловано заявителем в кассационном порядке, однако вряд ли с полной уверенностью можно ожидать того, что кассационная жалоба будет удовлетворена. Между тем, возможный отказ в удовлетворении кассационной жалобы явится лишь исчерпанием средств внутренней защиты в Российской Федерации, но не будет означать окончательного решения вопроса о судьбе наличных денег организаций. Фабула дела дает основания для подачи индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека в связи с предполагаемым нарушением Российской Федерацией ст. 1 Протокола N 1 от 20 марта 1952 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., согласно которой каждое физическое лицо вправе беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Ограничения этого права могут устанавливаться законом и только при наличии предусмотренных в ч. 2 ст. 1 Протокола N 1 оснований.

Требование о хранении наличных денег в банке (особенно на счетах в банках) представляет собой несомненное ограничение права беспрепятственного пользования имуществом, поскольку исполнение организацией этой обязанности с необходимостью влечет утрату организацией права собственности, то есть наиболее сильного вещного права, на такую разновидность вещей, как наличные деньги, и приобретение взамен права собственности права требования к кредитной организации. Как известно, одним из преимуществ вещного права перед обязательственным является то, что интерес обладателя вещного право может быть удовлетворен в результате его собственных действий в отношении вещи, в то время как обладателю обязательственного права необходимо содействие обязанного лица. Не основанное на законе возложение на организации обязанности хранения денежных средств в банке представляет собой несомненное нарушение ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что дает основания рассчитывать на признание Европейским Судом соответствующей жалобы приемлемой.

Порядок приема и выдачи наличных денег

Кассовые операции коммерческого банка

1. Организация кассовой работы в коммерческом банке

2. Порядок приема и выдачи наличных денег

3. Доставка и инкассация денежной наличности

4. Порядок составления прогноза кассовых оборотов

Организация кассовой работы в коммерческом банке

Документы, регламентирующие порядок ведения кассовых операций в КО:

Положение Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П (ред. от 31.10.02) «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации»

Положение ЦБ РФ от 24 апреля 2008 г. N 318-П ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРАВИЛАХ ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ И ИНКАССАЦИИ БАНКНОТ И МОНЕТЫ БАНКА РОССИИ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2010 N 2405-У)

Для осуществления кассового обслуживания физических и юри­дических лиц коммерческие банки создают кассовый узел по месту своего расположения. Кассовый узел может включать следующие помещения:

• хранилище ценностей;

• кладовую или сейфовую комнату;

• операционные кассы (приходные, расходные, приходно-рас­ходные и др.);

• кассовый зал для клиентов;

• кассу пересчета;

• вечернюю кассу;

• помещение по приему-выдаче денег инкассаторам;

• другие функционально необходимые или вспомогательные по­мещения.

Состав помещений кассового узла определяется руководством банка исходя из имеющихся возможностей. В кассо­вом узле создаются необходимые условия для автоматизации кассо­вой работы. Существуют определенные требования к кассовому узлу

Коммер­ческие банки могут открывать соответственно оборудованные опера­ционные кассы вне кассового узла.

Где организации должны хранить свободные денежные средства?

Эти кассы могут создаваться для улучшения кассового обслуживания населения при совершении опе­раций по приему и выдаче вкладов (в рублях и иностранной валюте), продаже и покупке ценных бумаг, приеме коммунальных и других платежей от физических лиц. Кроме того, они могут производить выдачу средств на заработную плату и выплаты социального характера, а также и другие операции, на совершение которых у коммерческого банка имеется лицензия. КО имеет право устанавливать банкоматы и другие платеж­но-расчетные терминалы.

Целесообразность создания тех или иных касс, их количество и численность кассовых работников, а также необходимость установки платежно-расчетных терминалов определяются руководством банка.

Кассовое подразделение возглавляет заведующий кассой, который несет материальную ответственность за сохранность вверенных ему ценностей, осуществляет руководство работой кассы, организует чет­кое кассовое обслуживание клиентов.

Непосредственное выполнение операций с наличными деньгами осуществляют кассовые и инкассаторские работники, несущие пол­ную материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей. Эти работники обязаны строго соблюдать порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях.

Порядок приема и выдачи наличных денег

Прием денежной наличности в приходную кассу банка произво­дится по объявлениям на взнос наличными. Операционный рабо­тник проверяет правильность заполнения объявления на взнос на­личными, отражает сумму денег в кассовом журнале по приходу и передает его в кассу. Кассовый работник подписывает это объявле­ние, квитанцию и ордер к нему, ставит печать на квитанции и выда­ет ее вносителю денег. Объявление на взнос наличными кассовый работник оставляет у себя, ордер к объявлению возвращает операци­онному работнику для зачисления указанной суммы на счет сдатчи­ка наличных денег.

В случаях установления кассовым работником расхождения меж­ду суммой сдаваемых денег и суммой, указанной в объявлении на взнос наличными, и при обнаружении неплатежных или сомнитель­ных денежных знаков объявление на взнос наличными переоформля­ется на фактически вносимую сумму денег. В конце операционного дня кассовый работник на основании приходных документов состав­ляет справку о сумме принятых денег и количестве поступивших в кассу денежных документов и сверяет сумму по справке с суммой фактически принятых им денег. Указанные в справке кассовые обо­роты сверяются с записями в кассовых журналах операционных рабо­тников.

Денежная наличность, принятая в кассу в течение операционного дня, вместе с приходными документами и справкой о сумме приня­тых денег и количестве поступивших в кассу денежных документов сдается заведующему кассой под расписку в книге учета принятых и выданных денег (ценностей).

Все поступившие в течение операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в операционную кассу и зачислены на соответствующие счета клиентов в тот же рабочий день. Если деньги приняты банком от клиентов в вечернюю кассу в послеоперационное время, то они зачисляются на соответствующие счета клиентов КО не позднее следующего рабочего дня.

Выдача наличных денег организациям происходит по денежным чекам. Для получения наличных денег клиент предъявляет денежный чек операционному работнику. После соответствующей проверки ему выдается контрольная марка от денежного чека для предъявления в кассу. Получив денежный чек, кассовый работник еще раз проверяет его реквизиты, выдает деньги получателю и подписывает чек.

В конце операционного дня кассовый работник сверяет сумму по­лученных им под отчет денег от заведующего кассой с суммами, ука­занными в расходных документах, и фактическим остатком денег, со­ставляет справку о сумме выданных денег и полученной сумме под отчет, подписывает ее и приведенные в ней кассовые обороты сверяет с записями в кассовых журналах операционных работников. Сверка оформляется подписями кассового работника в кассовых журналах и операционных работников.

Остаток наличных денег и расходные кассовые документы, отчетную справку кассовый работник сдает под расписку в книге учета принятых и выданных денег (ценностей) заведующему кассой. При выполнении приходных и расходных операций одним кассовым ра­ботником составляется сводная справка о кассовых оборотах.

На приходных и расходных кассовых ордерах проставляются обя­зательные реквизиты: дата, фамилия, имя, отчество клиента, номер счета в банке; прописью сумма денег, подлежащая зачислению на счет или списанию со счета; подписи клиента, операционного рабо­тника, кассового работника.

Прием денег за коммунальные услуги, налоговые и другие плате­жи производится по извещениям и квитанциям установленной фор­мы. Операции по приему и выдаче наличных денег со счетов по вкла­дам граждан подтверждаются соответствующей записью во вкладной книжке, остающейся у клиента.

После совершения операции по приему коммунальных и других платежей кассовый работник проставляет на квитанции, возвращен­ной клиенту, оттиск штампа контрольно-кассового аппарата. По окончании операций с наличными деньгами и другими ценностями кассовые работники сдают заведующему кассой имеющуюся у них денежную наличность вместе с кассовыми документами и справ­ками.

Заведующий кассой, приняв деньги, справки и документы от кас­совых работников, проверяет, заверены ли операционными работни­ками суммы кассовых оборотов, указанные в справках, соответствуют ли количество и сумма сданных кассовыми работниками документов и денег данным справок. Затем заведующий кассой по данным спра­вок кассовых работников составляет сводную справку о кассовых оборотах за день, сверяет итоги сводной справки о кассовых оборотах с данными бухгалтерского учета и заверяет ее подписью главного бух­галтера.

После сверки кассовых оборотов за день заведующий кассой за­писывает в книгу учета денежной наличности и других ценностей об­щую сумму прихода и расхода денег и выводит в ней остаток денеж­ной наличности в операционной кассе, а также остаток других ценно­стей на начало следующего дня, которые заверяются подписями должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей.

Для обеспечения бесперебойного снабжения клиентов наличны­ми деньгами коммерческим банкам устанавливается сумма минима­льно допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Фактический остаток денег в кассе не должен быть ниже установленного.

Кассовая дисциплина (изменения для ИП с 2012 года)

ИП обязан вести кассу

С января 2012 года изменились правила ведения кассовых операций.

Согласно Положению ЦБ РФ от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций» (далее по тексту — Положение) с 2012 года отменяются старые правила ведения кассы и вступают новые.

Итак, теперь отменены:

  • Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета директоров Банка России 22 сентября 1993 года N 40;
  • Положение Банка России от 5 января 1998 года N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ".

Новые правила кассовой дисциплины действительно упростили порядок работы с наличностью для организаций, а вот предпринимателям — усложнили.

Главное новшество — теперь индивидуальные предприниматели обязаны вести кассу наравне с организациями.

Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возьмет на себя налоговая служба, а не банки, как это было раньше.

Давайте посмотрим более подробно основные изменения законодательства.

Лимит остатка денег в кассе теперь устанавливает само предприятие

начиная с 2012 года предприятия могут самостоятельно устанавливать лимит кассы — объем наличности, который можно не сдавать в банк и хранить в кассе (п. 1.3 Положения). Ни о каком участии банков в этой процедуре в документе не сказано.

Руководитель предприятия издает в произвольной форме соответствующее Распоряжение об установлении лимита остатка кассы организации. Более того, от предприятия не требуется даже уведомлять банк о размере установленного лимита остатка кассы, т.к. документ хранится в компании и предназначен для внутреннего пользования.

Определять лимит кассового остатка нужно исходя из полученной ранее выручки, пика наличных затрат или предполагаемых объемов выручки (для только что открытых предприятий). В лимит кассового остатка не включают суммы наличных денег на выплаты работникам предприятия (зарплата, стипендия, отпускные и прочие выплаты) – их можно хранить в кассе сверх установленного лимита, но выплаты должны быть произведены в течение 5 рабочих дней.

Формула для расчета лимита кассового остатка

Формула для расчета лимита следующая:

Лимит = R * N / P , где:

R – объем выручки за расчетный период в аналогичном периоде прошлых лет или предполагаемый объем выручки или пиковый объем выдач наличных денег.

P – расчетный период, определяемый по усмотрению предприятия, но не более 92 рабочих дней. Рабочими днями считаются дни, в которые предприятие работало.

N — период времени между днями сдачи в банк наличных денег. Устанавливается на усмотрение предприятия, но не должен превышать 7 рабочих дней, а если банк далеко – 14 рабочих дней.

Положение не оговаривает, на какой период нужно устанавливать лимит для кассы. Этот вопрос оставлен на усмотрение предприятия. Можно устанавливать лимит на месяц, квартал, год или другой разумный срок. И пересматривать при необходимости.

Пример распоряжения об установлении лимита остатка кассы организации

Изменились правила оформления кассовых операций

По новым правилам, кассовые операции оформляют на основе шести документов:

  • Кассовая книга (форма 0310004) — для обобщения информации о кассовых операциях компании.
  • Приходный ордер (форма 0310001) и расходный ордер (форма 0310002) для оформления поступления в кассу и выдачи из кассы наличных денег.
  • Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма 0310005) для учета движения наличности между старшим кассиром и остальными кассирами компании в течение рабочего дня.
  • Расчетно-платежная ведомость (форма 0301009) для учета отработанного времени, начислений, удержаний и выплат работникам компании.
  • Платежная ведомость (форма 0301011) для учета выданной работникам зарплаты и других выплат.

Формы остальных кассовых документов в новом Положении не прописаны. Некоторые использовавшиеся раньше формы больше не нужны. Например, остался в прошлом журнал регистрации приходных и расходных ордеров КО-3. Ранее по окончании рабочего дня кассир должен был передавать в бухгалтерию второй (отрывной) экземпляр листа кассовой книги с приложением соответствующих кассовых ордеров и других документов. Теперь этого делать не нужно. По какой форме должны составлять авансовые отчеты работники компании, Положение также не указывает.

Обязаны ли юридические лица держать деньги в банке

Впрочем, во избежание ненужных вопросов лучше пользоваться прежней формой.

На усмотрение руководства самого предприятия отдан и порядок хранения кассовых документов. Указано лишь, что хранить их надо в течение сроков, установленных архивным законодательством РФ (п.1.9 Положения).

Требования к устройству кассовых помещений упростились

До 2012 года каждая компания, которая работала с наличными деньгами, должна была иметь изолированную и укрепленную кассовую комнату. Выполнить это требование было трудно, а порой и просто невозможно. Зато проверяющие штрафовали провинившихся нещадно.

Новое Положение больше не предъявляет вообще никаких требований к обустройству кассы. Более того, выбор места, где предприятие будет производить наличные расчеты, полностью оставлен на усмотрение ее руководства (п. 1.2 Положения). То есть кассой может быть и отдельная комната, и бухгалтерия, и кабинет руководителя.

Более того, не требуется, чтобы касса вообще располагалась в каком-то помещении. Например, Положение не запрещает разместить ее, к примеру, в автомобиле.

Согласно п 1.11 Положения, предприятие теперь само определяет как и где оборудовать кассу и как обеспечивать ее безопасность. Так что теперь нет необходимости оборудовать в офисе настоящую «неприступную крепость», чтобы, например, один раз в месяц выдавать под отчет сотрудникам пару тысяч рублей. Порядок и сроки проверок наличия денег в кассе также устанавливает руководитель компании.

Сергей Панкратов — Как начать свое дело
08/2012

Поделитесь этой страничкой с друзьями! Спасибо!

admin