Гражданские права несовершеннолетних

Тема: Правовое положение несовершеннолетних граждан по гражданскому законодательству Российской Федерации

Содержание

Введение

Глава 1. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан Российской Федерации

1.1 Объемы  и пределы дееспособности несовершеннолетних по российскому гражданскому законодательству

1.2 Механизмы  изменения объема дееспособности  несовершеннолетних

1.3 Ограничение  и лишение дееспособности несовершеннолетних

Глава 2. Содержание и реализация имущественных прав несовершеннолетних

2.1 Право  на содержание

2.2 Право  собственности на имущество, принадлежащее  родителям

2.3 Право  на владение и пользование  имуществом своих родителей

Глава 3. Актуальные проблемы правового статуса несовершеннолетних и современные тенденции развития гражданского законодательства

3.1 Проблемы  правоспособности несовершеннолетних  в сфере предпринимательской  деятельности

3.2 Перспективы  правовой защиты несовершеннолетних

Заключение

Список  литературы

Введение

Актуальность  темы. Конституция РФ определяет человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, закрепляя равенство всех перед законом и судом (статьи 2,19 Конституции РФ). При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, на котором он разговаривает, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Возраст человека не назван в статье 19 Конституции РФ, однако гарантированное равенство прав и свобод не должно зависеть от любых обстоятельств, в том числе и возраста. В то же время, возраст человека во многом определяет его жизненную позицию как субъекта права – активного участника различных правоотношений и обладателя всевозможных прав.

Правовое  государство характеризуется не столько формальным закреплением тех  или иных принципов (формальное равенство), сколько созданием конкретных правовых механизмов, обеспечивающих баланс публичного и частного интересов, приближающих человека, гражданина к фактической  реализации максимума правовых возможностей наравне с другими индивидами, предоставляя менее защищенным категориям субъектов правовую и социальную защиту со стороны государства.

При этом указанные механизмы должны быть единообразно развиты и закреплены на уровне отраслевого законодательства, в нормах права каждой конкретной отрасли. В таких механизмах нуждаются, прежде всего, дети.

Необходимость защиты интересов несовершеннолетних обусловлена возрастом детей, который  не позволяет последним в полную силу осуществлять принадлежащие им права, приводить в действие правовые средства их защиты. Согласно статье 60 Конституции РФ, гражданин РФ может  самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с восемнадцати лет. Человек до достижения восемнадцати лет и во многих случаях до более позднего возраста находится в стадии становления, формирования личности, осознания себя самостоятельным правомочным субъектом разнообразных правовых отношений.

Несмотря  на то, что проблемы детей привлекают большое внимание общественности, в  том числе и правовой общественности, существующие правовые механизмы реализации и защиты прав детей не совершенствуются, а даже регрессируют, и далеки от тех, которые провозглашены в  качестве эталона в международных  правовых актах. Это подтверждается современными российскими реформами, получающими прямое отражение в  законодательстве и практике его  применения.

Проблемы  детей имеют федеральное, а не местное, на уровне органов опеки  и попечительства (далее ООиП) или  иных органов местного самоуправления значение. Однако в механизм реализации гражданских права детей включатся  именно эти органы, не имеющие в  своем составе необходимой юридической  службы.

Существование и прогрессирование угрозы правам несовершеннолетних является следствием отсутствия единообразного и действенного правового механизма  защиты и реализации их прав в Российской Федерации, учитывающего особенности  правосубъектности несовершеннолетних и их проявление в конкретных правоотношениях.

Решение многих проблем детей, как граждан, субъектов права, можно осуществить  с помощью последовательного  и системного правового подхода, необходимого и в законотворческом процессе, и в правоприменении, и  в процессе соблюдения законоположений. Актуальность темы определяется не только ее общецивилизационным значением, угрожающей ситуацией с правами  ребенка в России, но и интересом  практического характера, который  позволит определить и предложить конкретные правовые меры по унифицированному обеспечению  реализации и защиты правовых возможностей несовершеннолетних как субъектов  гражданского права.

Степень разработанности  темы. Теоретической основой дипломной работы явились научные работы по общей теории права, теории гражданского права, таких ученых, как М.М. Агарков, Н.Г. Александров, С.С.

Курсовая работа: Гражданско-правовое положение несовершеннолетних

Алексеев, С.Н. Братусь, М.И. Брагинский, А.М. Белякова, Я.Р. Веберс, А.В. Венедиктов, В.П. Грибанов, В.А. Лапач, В.Н. Литовкин, О.Г. Ломидзе, Н.И. Матузов, Д.И. Мейер, А.В. Мицкевич, К.И. Скловский, М.Ю. Тихомиров, Г.Ф. Шершеневич.

Проблемы  участия несовершеннолетних в гражданских  правоотношениях исследованы в  трудах Ю.Ф. Беспалова, Н.М. Ершовой, Л.Г. Кузнецовой, Н.С. Малеина, М.Н. Малеиной, Е.А. Чефрановой, Я.Н. Шевченко.

Однако  научные труды и статьи по избранной  тематике не отражают всех существующих проблем, затрагивают лишь некоторые  особенности участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях. Многие фундаментальные работы были написаны по устаревшему сейчас законодательству и с учетом иной государственной  политики и общественных подходов, выраженных в нормах объективного права, и поэтому не отвечают современным  реалиям.

Объектом  исследования являются правоотношения с участием несовершеннолетних.

Предмет исследования составляет механизм, обеспечивающий участие детей в гражданских правоотношениях и определяющий специфику и особенность таких субъектов права, как несовершеннолетние. Исследуется правосубъектность несовершеннолетних, ее особенности в отличие об общетеоретического подхода к указанной правовой категории; проявление правосубъектности несовершеннолетних в конкретных гражданских правоотношениях (собственности; жилищных; связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

Основной  целью работы является исследования и совершенствования механизма участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях, обеспечения защиты прав детей действенными правовыми средствами. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

– определить правовую форму и структуру правосубъектности;

– выявить особенности правосубъектности несовершеннолетних (правоспособности, дееспособности и иных элементов, восполняющих дееспособность несовершеннолетних);

– исследовать механизм «содействия в реализации прав несовершеннолетних» в конкретных правоотношениях с участием детей;

– разработать и внести предложения по совершенствованию механизма участия детей в гражданских правоотношениях и защиты их прав и законных интересов путем реформирования нормативных правовых актов;

– выявить существующие проблемы участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях и перспективы их решения.

Методы  исследования. Автором использованы следующие научно-практические методы исследования: формально-логические: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия; сравнительно-правовой; метод толкования; эмпирический метод.

Структура работы.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка литературы.

Первая  глава дипломной работы включает в себя характеристику правового  статуса в гражданской правосубъектности  несовершеннолетних. Здесь рассматривается  объемы и пределы дееспособности несовершеннолетних по российскому гражданскому законодательству, механизмы изменения объема дееспособности несовершеннолетних, ограничение и лишение дееспособности несовершеннолетних.

Вторая  глава дипломной работы включает в себя содержание и реализацию имущественных  прав несовершеннолетних. В данной главе мы рассмотрим право несовершеннолетних на содержание (право на алименты и  др.), право собственности, владения и пользования имуществом своих  родителей.

Третья  глава дипломной работы включает в себя рассмотрение  актуальных проблем правового статуса несовершеннолетних и современные тенденции развития гражданского законодательства, а также перспективы правовой защиты несовершеннолетних.

Глава 1. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан Российской Федерации

1.1 Объемы и пределы дееспособности несовершеннолетних по российскому гражданскому законодательству

Вопрос  о сущности дееспособности как правовой категории до сих пор продолжает оставаться спорным в практике и  в правовой теории.

Действующее законодательство определяет дееспособность как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для  себя гражданские обязанности и  исполнять их.

В современное определение понятия  дееспособности внесено существенное уточнение, подчеркнувшее динамику дееспособности.

Обладать  дееспособностью – значит иметь  способность совершать различные  юридические действия: заключать  договор, выдавать доверенности и т.п., а также отвечать за причиненный  имущественный вред, за неисполнения договорных и иных обязательств.

Из этого следует, что дееспособность рассматривается как собирательная  категория, включающая в себя и способность  к совершению правомерных юридических  действий (сделкоспособность) и способность  к ответственности за правонарушение (деликтоспособность), т.е. указанные  две способности расцениваются  как структурные подразделения  единого понятия гражданской  дееспособности.

Дееспособность  установлена и представляется гражданами и другим субъектом права законодательством. Если бы дееспособность не была юридической  способностью, то законодательство не могло бы ни представлять ее субъектом  права, ни признавать ее за ними. Как  естественная, психическая способность  она существовала бы независимо от воли законодателя.

Обладать  дееспособностью – значит иметь  способность лично (через представителя) совершать различные юридические  действия: заключать договоры, выдавать доверенности и т.п., а также отвечать за причиненный имущественный вред (повреждение или уничтожение  чужого имущества, повреждение здоровья и т.п.), за неисполнение договорных и иных обязанностей. Исходя из этого, принято считать, что дееспособность включает, во-первых, способность к  совершению сделок (сделкоспособность) и, во-вторых, способность нести ответственность  за неправомерные действия (деликтоспособность).

В соответствии с законом несовершеннолетние разделены на две возрастные группы, для которых устанавливается  разный объем ограничения дееспособности.

Страницы:12345678910следующая →

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний»

Кафедра гражданского права

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему «Гражданско-правовой статус малолетних и несовершеннолетних»

Курсанта (слушателя)

(звание, ФИО (полностью))

Руководитель

(ФИО полностью,

с указанием ученой степени)

Новокузнецк, 2010

Введение

1.Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних

1.1Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений

1.2 Опека и попечительство над несовершеннолетними

1.3 Управление имуществом ребенка

1.4 Законодательное регулирование права ребенка на жилище

1.5 Возмещение вреда, причиненного ребенку

1.6 Участие несовершеннолетних в предпринимательстве

2.Гражданско — правовая ответственность малолетних и несовершеннолетних

2.1 Понятие гражданско-правовой ответственности. Гражданская деликтоспособность

2.2 Гражданско-правовая ответственность малолетних

2.3 Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних

2.4 Особенности ответственности несовершеннолетних, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Правовой статус личности является одной из центральных категорий теории права, и внимание правоведов к нему вполне понятно, поскольку он предстает в трех равно проблемных и притягательных для научного исследования «измерениях»: является сердцевиной нормативного выражения основных принципов соотношения публичных и частных интересов, мерилом социальной свободы, а также одновременно источником и производной социальной активности человека.

Особенно актуально в условиях российской действительности исследование полноты и эффективности реализации социальных возможностей, предоставленных несовершеннолетнему субъекту праву. Причин тому несколько.

Во-первых, ратификация Россией в 1990 г. Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной ассамблеи ООН и закрепившей за несовершеннолетним статус самостоятельного участника правоотношений. Следствием присоединения к Конвенции стало активное обновление российского законодательства, регулирующего отношения в сфере детства, что порождает необходимость оценки содержания этого законодательства, в том числе на предмет соответствия международным стандартам правового положения лиц, не достигших совершеннолетия.

Во-вторых, получившее характер национальной катастрофы социальное неблагополучие российских детей. Несмотря на предпринимаемые государством меры по повышению благосостояния населения, уровень жизни значительного количества семей с детьми остается невысоким, что отрицательно сказывается на здоровье, воспитании и образовании несовершеннолетних. Сохраняются такие острые социальные проблемы, как детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, ранняя алкоголизация и наркотизация подростков, насилие в отношении детей, рост преступности несовершеннолетних.

Социальные проблемы в сфере детства вызывают особый общественный резонанс. Именно поэтому в последние годы в России усилилось внимание ученых, политиков, общественных деятелей, журналистов к проблемам правового положения несовершеннолетних. Отмечаются декларативность ювенального законодательства, низкая степень эффективности правовой защиты детей.

В силу указанных обстоятельств, а также ряда теоретических пробелов в вопросах правового положения лица, не достигшего совершеннолетия, тема данного исследования представляется заслуживающей отдельного рассмотрения.

Исследование правового статуса несовершеннолетнего как самостоятельного участника правоотношений в Российской Федерации имеет непродолжительную историю, отсчет которой ведется с ратификации Конвенции о правах ребенка. Теория специального правового статуса несовершеннолетнего вполне естественно основывается на общетеоретическом и отраслевых учениях о правовом положении человека, а также отраслевых правовых исследованиях проблем в сфере детства.

Так, возрастные особенности ребенка, специфика его положения в обществе, характеристика отраслевых статусов несовершеннолетнего освещены в работах Ю.Ф. Беспалова, В. Гавердовской, И. Рязанова, О.Х. Галимова, Н.И. Гуковской, О.В.

Правовое положение несовершеннолетних по Россйикому гражданскому праву

Демидовой, А.А. Закатова, К.Е. Игошева, О.Ю. Ильиной, Р.П. Мананковой, А.М. Нечаевой, Л.Ф. Обуховой, Н.В. Перепелкиной, Ю.Е. Пудовочкина, Ю.А. Черемухиной и др.

Общетеоретическому анализу правового статуса детей в целом или отдельных его аспектов в последнее десятилетие были посвящены монографические и диссертационные работы В.И. Абрамова, О.В. Бутько, Л.Ю. Голышевой, В.В. Кулапова, Е.А. Лактюнкиной, Т.В. Лобановой, Е.В. Марковичевой. Н.Е. Борисовой и Е.Н. Микитовой.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования, реализации, охраны и оптимизации правового статуса несовершеннолетнего в Российской Федерации, а также нормы российских правовых актов, регулирующих эти отношения.

Предмет исследования составляют проблемы изучения понятия, особенностей, структуры, содержания и возможных направлений улучшения правового положения малолетних и несовершеннолетних в Российской Федерации.

Цель исследования — выявление сущностных черт правового положения малолетних и несовершеннолетних в гражданских правоотношениях на современном этапе, а также разработка предложений по оптимизации правоприменительной деятельности в новых условиях регулирования общественных отношений с участием малолетних и несовершеннолетних.

В этой связи предпринята попытка решить следующие основные задачи:

— изучить действующие нормативно-правовые акты, посвященные гражданско-правовому положению малолетних и несовершеннолетних,

— охарактеризовать гражданскую правоспособность и дееспособность малолетних и несовершеннолетних,

— определить сущность гражданско-правовой ответственности малолетних и несовершеннолетних,

— выработать предложения по повышению эффектиности правовой защиты детей.

Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы. При соблюдении в целом системного подхода применялись формально-юридический и системно-структурный методы, что позволило наиболее полно рассмотреть различные аспекты правового статуса малолетних и несовершеннолетних в соответствии с целями и задачами исследования.

Нормативно-правовую основу данного исследования составили международные и внутригосударственные нормативные правовые акты: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Гражданский, Семейный, Жилищный кодексы РФ, Гражданский процессуальный кодекс России, федеральные законы, регулирующие правовой статус малолетних и несовершеннолетних.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

1. ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1 Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений

Прежде чем говорить о правовом положении ребенка в сфере гражданских отношений, следует отметить, что гражданское законодательство, закрепляя права и обязанности ребенка, использует два термина: «малолетний» — в силу возраста им признается гражданин с момента рождения до достижения 14 лет, и «несовершеннолетний» — в возрасте от 14 до 18 лет. Это обусловлено различным объемом возможностей самостоятельно реализовывать предусмотренные законом права и обязанности в силу психологической зрелости ребенка.

Одним из основных понятий гражданского права является понятие субъектов права, т.е. лиц, выступающих в качестве участников общественных отношений (имущественных и личных неимущественных), регулируемых данной отраслью права. Гражданское законодательство признает субъектом гражданского права каждого человека независимо от его возраста и состояния здоровья. Таким образом, несовершеннолетний, как и любой другой гражданин, обладает правосубъектностью, т.е. признается субъектом гражданских правоотношений .

Категория гражданской правосубъектности включает гражданскую правоспособность и дееспособность .

Согласно ст. 17 ГК РФ гражданин в возрасте до 18 лет имеет такую же правоспособность, как и совершеннолетний гражданин, т.е. равную способность (возможность) иметь гражданские права и нести обязанности. Определяя содержание правоспособности граждан, закон уделяет внимание главному — правам, примерный перечень которых закреплен в ст. 18 ГК РФ, где предусматривается, что гражданин может:

— иметь имущество на праве собственности;

— наследовать и завещать имущество;

— заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;

— создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

— совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;

— избирать место жительства;

— иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;

— иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

К числу наиболее значимых имущественных прав несовершеннолетних следует отнести право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в соответствии с нормами Семейного кодекса РФ .

Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных отношений. Правое положение несовершеннолетних участников судопроизводства со стороны обвинения. Участие несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Анализ особенностей проведения следственных действий с участием несовершеннолетних

    Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений. Определение процессуального статуса лиц, привлекаемых к производству следственных действий с участием несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2018

  • Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-исполнительных отношений

    Правовое положение несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу. Правовое положение несовершеннолетних при исполнении наказания в виде лишения свободы. Понятие в законодательстве терминов "малолетний" и "несовершенолетний".

    реферат , добавлен 24.03.2009

  • Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

    Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений. Уголовное судопроизводство по делам несовершеннолетних: историко-правовой и сравнительно-правовой анализ. Особенности возбуждения уголовного дела, расследования преступления.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2014

  • Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

    Современное международное и Российское правовое регулирование положения несовершеннолетних. Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан РФ.

    дипломная работа , добавлен 01.06.2003

  • Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних детей

    Правовое положение несовершеннолетних детей в России. Семейно-правовые средства обеспечения их безопасности; формы и способы защиты их прав и законных интересов, опыт судебной практики. Цели и функции системы юстиции для несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2011

  • Доказывание по делам о преступлениях несовершеннолетних

    Сущность и значение процессуальных особенностей производства по делам несовершеннолетних. Предмет и пределы доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних. Особенности собирания и оценки доказательств по делам несовершеннолетних.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2007

  • Права несовершеннолетних

    Понятие прав несовершеннолетних, механизм и проблемы их обеспечения. Характеристика органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних, анализ примеров их нарушения. Разработка мероприятий по защите прав несовершеннолетних, их основные направления.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2016

  • Участие органов опеки и попечительства в защите

    Правовое положение несовершеннолетних детей. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей. Имущественные права несовершеннолетних детей. Задачи и функции органов опеки и попечительства в защите прав и интересов несовершеннолетних детей.

    дипломная работа , добавлен 28.03.2008

  • Особенности применения специальных знаний при вовлечении несовершеннолетних в сферу уголовного судопроизводства

    Педагогические и психологические знания в уголовном судопроизводстве. Проблемы использования следователями в ходе производства с участием несовершеннолетних собственных педагогических и психологических знаний, а также присутствия психолога на допросах.

    реферат , добавлен 18.08.2011

  • Правонарушения среди несовершеннолетних

    Отношение общества, государства к подрастающему покалению.

    Правовое положение несовершеннолетних граждан по гражданскому законодательству Российской Федерации

    История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве России. Ответственность несовершеннолетних. Судимость несовершеннолетних, и ее погашение.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2002

  • Несовершеннолетний Как Субъект Гражданских Правоотношений. Гражданская Правоспособность И Дееспособность Несовершеннолетних

    Прежде чем говорить о правовом положении ребенка в сфере гражданских отношений, следует отметить, что гражданское законодательство, закрепляя права и обязанности ребенка, использует два термина: «малолетний» – в силу возраста им признается гражданин с момента рождения до достижения 14 лет, и «несовершеннолетний» – в возрасте от 14 до 18 лет. Это обусловлено различным объемом возможностей самостоятельно реализовывать предусмотренные законом права и обязанности в силу психологической зрелости ребенка.
    Одним из основных понятий гражданского права является понятие субъектов права, т. е. лиц, выступающих в качестве участников общественных отношений (имущественных и личных неимущественных), регулируемых данной отраслью права. Гражданское законодательство признает субъектом гражданского права каждого человека независимо от его возраста и состояния здоровья. Таким образом, несовершеннолетний, как и любой другой гражданин, обладает правосубъектностью, т. е. признается субъектом гражданских правоотношений.
    Категория гражданской правосубъектности включает гражданскую правоспособность и дееспособность.
    Согласно ст. 17 ГК РФ гражданин в возрасте до 18 лет имеет такую же правоспособность, как и совершеннолетний гражданин, т. е. равную способность (возможность) иметь гражданские права и нести обязанности. Определяя содержание правоспособности граждан, закон уделяет внимание главному – правам, примерный перечень которых закреплен в ст. 18 ГК РФ, где предусматривается, что гражданин может:
    иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество;
    заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;
    создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
    совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;
    избирать место жительства;
    иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
    иметь иные имущественные и личные неимущественные права. К числу наиболее значимых имущественных прав несовершеннолетних следует отнести право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в соответствии с нормами Семейного кодекса РФ.
    Также необходимо отметить, что согласно гражданскому законодательству дети и родители, проживающие совместно, не имеют права собственности на имущество друг друга. Однако они могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. В случае возникновения права общей долевой собственности родителей и детей их отношения регулируются общими нормами гражданского законодательства.
    Несовершеннолетние наравне со взрослыми обладают такими личными неимущественными правами, как право на жизнь и здоровье, честь и достоинство, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, право на имя и др. (ст. 150 ГК РФ). Все эти права неотчуждаемы и непередаваемы.
    Рассмотрим более подробно право наследования имущества. Статья 1142 ГК РФ детей наследодателя относит к числу наследников первой очереди. К наследованию по закону могут быть призваны не только дети наследодателя, родившиеся до его смерти, но и те, которые были зачаты при жизни, но родились в течение 300 дней после его смерти (п. 2 ст. 48 СК РФ).
    Несовершеннолетние дети относятся к группе наследников, имеющих право на так называемую обязательную долю в наследственном имуществе, – при наличии завещания несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону (ст. 1149 ГК РФ). Они имеют право на получение обязательной доли также в случаях, когда они были эмансипированы или вступили в брак до достижения совершеннолетия (ст. 27 и п. 2 ст. 21 ГК РФ).
    Не допускается отказ от обязательной доли в наследстве (ч. 1 ст. 1158 ГК РФ).
    Обязательная доля определяется с учетом стоимости всего наследственного имущества, в том числе и стоимости предметов обычной домашней обстановки и обихода.
    Помимо вышеназванных норм Гражданский кодекс содержит ряд специальных положений, направленных на защиту наследственных прав ребенка. Так, при наличии зачатого, но еще не родившегося, наследника раздел наследства может быть осуществлен только после рождения такого наследника (ст. 1166), а также при наличии среди наследников несовершеннолетних раздел наследства осуществляется с соблюдением правил ст. 37 ГК РФ.

    Глава 3. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений

    В целях охраны законных интересов указанных наследников о составлении соглашения о разделе наследства (ст. 1165) и о рассмотрении в суде дела о разделе наследства должен быть уведомлен орган опеки и попечительства (ст. 1167 ГК РФ).
    Что касается права ребенка завещать имущество, то в соответствии со ст. 1118 ГК РФ оно может быть реализовано лишь с приобретением полной дееспособности.
    Наряду с гражданскими правами граждане (в том числе несовершеннолетние) также могут иметь любые не противоречащие закону гражданские обязательства.
    При этом способность своими действиями (лично) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает лишь с достижением определенного возраста, поскольку для выполнения этих действий необходимо разумно рассуждать, понимать смысл норм права, сознавать последствия своих действий, иметь жизненный опыт, т. е. необходимы психическое здоровье человека и его возрастная психологическая зрелость.
    В связи с этим выделяют такие понятия, как полная, неполная (частичная), ограниченная дееспособность и недееспособность граждан.

    Данная страница нарушает авторские права?

    Несовершеннолетним признается человек, недостигший 18 летнего возраста, с достижением которого наступает полная дееспособность, т.е. реализация в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей.

    Гражданско-правовое положение несовершеннолетних

    В соответствии со ст. 60 Конституции Российской Федерации «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет».

    Малолетние — в гражданском и ряде других отраслей российского законодательства (уголовном, административном, уголовно-процессуальном, семейном и др.) лица, не достигшие возраста 14 лет, обладающие неполной дееспособностью (ст.28 ГК РФ).

    Дееспособность гражданина — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

    С момента рождения до 6-летнего возраста ребенок признается полностью недееспособным.

    Гражданско-правовая дееспособность малолетних (до 14 лет) заключается в том, что сделки за них и от их имени могут совершать только их законные представители.

    Малолетний, достигший 6-летнего возраста, вправе самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными ему для определенной цели или свободного распоряжения законным представителем. Самостоятельное распоряжение малолетним предоставленными ему средствами ограничено сделками, не требующими нотариального удостоверения или государственной регистрации.

    Малолетние с 6 до 14 лет (ст.28 ГК РФ) считаются частично дееспособными и вправе самостоятельно совершать:

    • мелкие бытовые сделки;
    • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
    • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями (родителями, опекунами, попечителями) или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения;
    • малолетний вправе самостоятельно принимать имущество в дар или соглашаться на заключение другой сделки, направленной к его выгоде.

    Это сделки, заключаемые на небольшую сумму за наличный расчет, исполняемые при их заключении и имеющие целью удовлетворить личные потребности (покупка продуктов, канцелярских товаров и т.п.), направленные на удовлетворение элементарных бытовых потребностей гражданина (оплата обеда в столовой школы, проезда в городском транспорте, покупка канцелярских товаров и книг, необходимых для обучения, и проч.), незначительная по сумме (очевидно, что сумма не может быть более месячного дохода), в которой момент заключения и исполнения, как правило, совпадают.

    Все другие сделки, совершаемые малолетними до 14 лет, ничтожны и не порождают для них правовых последствий.

    Однако в соответствии со ст. 172 ГК заключенная малолетним сделка может быть в его интересах признана судом действительной, если она совершена к его выгоде.

    Признание сделки действительной возможно только по требованию его законного представителя.

    Гражданско-правовая дееспособность несовершеннолетних (в возрасте от 14 до 18 лет) заключается в следующем.

    Несовершеннолетние совершают с письменного согласия своих законных представителей, за исключением ряда правомочий, которые несовершеннолетние вправе самостоятельно осуществлять:

    1. распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами (например, доходы от предпринимательской деятельности, дивиденды по ценным бумагам, гонорары за использование произведений и т.п.);
    2. осуществлять права автора результата интеллектуальной деятельности (заключать авторские договоры, требовать выдачи патента на изобретение и т.п.);
    3. в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
    4. заключать все сделки, которые вправе самостоятельно совершать малолетние;
    5. по достижении возраста 16 лет быть членом кооператива (ст. 26 ГК РФ).

    Разнообразие жизни диктует необходимость для законодателя определять возраст зрелости субъектов конкретных правоотношений по-разному.

    В гражданском праве существует понятие «эмансипация». Эмансипация является основанием для признания несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным.

    admin