Государство как кредитор

  • 4.1. Сущность и функции государственного кредита
  • 4.2. Государство в качестве заемщика
  • 4.3. Государство в качестве гаранта
  • 4.4. Государство как кредитор
  • 4. Государственный кредит

    4.1. Сущность и функции государственного кредита

    Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

    В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

    При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество в его собственности или в собственности территориальной единицы.

    Основой государственного кредита является его возвратность и платность (внесенная сумма возвращается с процентами). Однако государственный кредит отличают более низкие процентные ставки, обусловленные социально-экономической значимостью кредитуемого проекта (развитие малого бизнеса, стратегических и социально значимых производств, экспорта).

    Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции.

    Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга, а кредиторы государства получают доход в виде процентов.

    Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость.

    Возможны следующие варианты воздействия на денежное обращение:

    1) абсолютное сокращение наличной денежной массы происходит, если деньги занимают у физических лиц и используют для кредитования инвестиционных проектов юридических лиц;

    2) объем наличной денежной массы не изменяется, если заем у физических лиц расходуют на оплату труда в бюджетной сфере, трансферты населению;

    3) объем наличной денежной массы возрастает, если государство занимает у юридических лиц и направляет средства на выплаты населению.

    В общеэкономическом плане государственный кредит является действенным инструментом структурной перестройки промышленности, конверсии производства, поддержки отечественных производителей.

    В зависимости от целей, инструментов, методов осуществления государственный кредит может оказывать положительное или отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны. Контрольная функция государственного кредита осуществляется финансовыми структурами, кредитными институтами, государственными органами власти и управления. В законе о бюджете на соответствующий финансовый год устанавливаются предельные размеры внешнего и внутреннего долга и государственных гарантий.

    4.2. Государство в качестве заемщика

    РФ мобилизует заемные средства в основном двумя путями:

    1) размещением долговых ценных бумаг;

    2) получением кредитов в специализированных финансово-кредитных институтах.

    В зависимости от места размещения различают внутренние и внешние займы.

    По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. На территориальном уровне заимствование средств часто имеет целевую направленность, например строительство дороги или жилого массива.

    По срокам: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (1–5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

    По обеспеченности: закладные (обеспечиваются конкретным имуществом) и беззакладные;

    По характеру выплачиваемого дохода: процентные, с нулевым купоном (дисконтные, продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу), выигрышные.

    По характеру дохода: с твердым и плавающим доходом.

    По возможности досрочного погашения: с правом досрочного погашения и без такового.

    По виду погашения: с единовременным погашением и с погашением по частям.

    Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте и кредиторами по ним преимущественно выступают резиденты данного государства (физические и юридические лица).

    По возможности обращения на рынке внутренние долговые обязательства делятся на:

    1. рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (свободно продаются и покупаются).

    Государство как кредитор. Бюджетные кредиты и ссуды

    В 2005 г. Министерство финансов РФ разместило облигации федерального займа (ОФЗ) и государственные сберегательные облигации (ГСО).

    2. нерыночные, выпущенные в счет финансирования задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.)

    Субъекты РФ имеют право заимствовать средства из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели. В основном выпускаются среднесрочные и краткосрочные субфедеральные ценные бумаги.

    Внешние займы РФ можно разделить на 4 категории.

    1) Задолженность перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства взаймы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в госструктурах (основная сумма долга РФ (50 млрд. долл.)). Эта задолженность приходится на Парижский клуб, который состоит из официальных представителей основных стран-кредиторов (около 2 десятков государств).

    2) Кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, который объединяет банкиров-кредиторов на неформальной основе (более 600 коммерческих банков).

    3) Задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг.

    4) Долги международным валютно-финансовым организациям.

    Внешние займы могут использоваться в трех формах:

    1) финансирование инвестиционных проектов и развитие экономики (финансовое размещение – самый эффективный способ);

    2) финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в т. ч. обслуживание внешнего долга (бюджетное использование – самый неэффективный способ использования внешнего долга. Используется в РФ);

    3) смешанное бюджетно-финансовое размещение.

    Основным методом регулирования внешнего долга РФ является его реструктуризация на приемлемых для России условиях – т. е. составление нового графика выплаты долга по сравнению с первоначальными схемами (замена коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые).

    РФ размещает на международных рынках капиталов внешние облигационные займы в виде российских еврооблигаций. Выпуск еврооблигаций позволяет перевести внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше (в худшем случае 25 % годовых), чем внутреннего.

    Субъекты РФ не имеют права прибегать к внешним кредитам и займам. До кризиса 1998 года Москва, Санкт-Петербург и Нижегородская область успели разместить внешние валютные займы.

    В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

    Государственный долг – это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. В этом заключается экономическая сущность госдолга.

    С юридической точки зрения государственный долг РФ – долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Внутренний долг – обязательства органов госуправления перед резидентами, внешний – перед нерезидентами.

    По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Во всех оценках ситуации с государственными заимствованиями фигурирует бюджетная задолженность федерального правительства, хотя говоря о государственном долге, следовало бы включать задолженность региональных и муниципальных органов власти.

    Государственный долг возникает в результате заимствования в денежной форме и выпуска долговых обязательств. Погашение долга может осуществляться денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности, принятием задолженности другим органом. При управлении государственным долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения о: 1) замене обязательств по долгу другими обязательствами; 2) объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств (унификации); 3) изменении доходности займов; 4) увеличении срока действия займа (консолидации) Государство может отсрочить или аннулировать погашение займа.

    4.3. Государство в качестве гаранта

    Государственная гарантия – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого гарант (РФ или её субъект) дает письменное обязательство отвечать за исполнение должником обязательства перед третьими лицами. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность с должником по гарантированному им обязательству.

    Государство в качестве гаранта:

    А) гарантирует восстановление и обеспечение сохранности вкладов в Сбербанке, сделанных до 20.06.1991 г. и организациях государственного страхования по договорам личного страхования в период до 1.01.1992 г.;

    Б) гарантирует гражданам доход и фиксированный набор основных потребительских товаров и услуг в рамках системы государственных минимальных социальных стандартов;

    В) РФ может выступать гарантом по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований;

    Г) юридическим лицам государственные гарантии могут предоставляться на конкурсной основе под высокоэффективные инвестиционные проекты.

    4.4. Государство как кредитор

    В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

    1) бюджетные учреждения. Они не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;

    2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

    3) другие юридические лица;

    4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

    Способами обеспечения возврата бюджетного кредита являются банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

    Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

    Субъекты РФ также предоставляют бюджетные кредиты.

    Внешние кредиты – предоставленные иностранным государствам, ЮЛ, международным организациям. Долги третьих стран России – 140 млрд. долл. РФ предлагает им конверсию долга в собственность на территории этих стран, использование иностранной рабочей силы, экспортные поставки. Основные должники: Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Ирак, Афганистан, Эфиопия, Алжир, Ангола.

    Заемные средства бюджетов (borrowed funds of budgets) – часть денежных средств в бюджетах всех уровней, привлекаемая на возвратной и платной основах для обеспечения финансирования дефицита бюджета. В отличие от доходов бюджета заемные средства бюджетов поступают однократно и участвуют в формировании бюджета только в том финансовом году, в котором они были привлечены. Формой их привлечения являются различные виды бюджетных заимствований.

    Условия поступления заемных средств бюджетов в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и сроки их возврата устанавливаются соответствующими кредитными договорами и решениями эмитента о выпуске займа.

    Разграничение бюджетных поступлений на доходы и заемные средства бюджетов – важное условие обеспечения нормальной деятельности государственных и муниципальных органов, которые должны иметь ясное представление о том, какими ресурсами они располагают, насколько реальны источники формирования бюджета, на каких условиях они привлекаются и т.д. Такое представление служит основанием для проведения взвешенной финансово-налоговой политики, особенно политики в области бюджетных заимствований, не позволяющей органам государственной власти и органам местного самоуправления «залезать в петлю» бюджетных долгов, с которыми невозможно будет справиться при превышении разумного предела заемных средств бюджетов.

    Вместе с тем заемные средства бюджетов играют важную роль в реализации принципа сбалансированности бюджета, обеспечивая одновременно с доходами бюджета покрытие дефицита бюджета. Потребность в заемных средствах бюджетов зависит от разных обстоятельств и факторов. Общая потребность в заемных средствах бюджетов возрастает (уменьшается), если расходы государства и чистое кредитование растут быстрее (медленнее), чем доходы и получаемые трансферты. Соотношение между заемными средствами бюджетов и доходами бюджета устанавливается в процессе формирования бюджета любого уровня, когда в составе бюджетных показателей определяется величина внутренних и внешних заимствований.

    Заемные средства бюджетов на всех уровнях бюджетной системы страны мобилизуются с помощью разных финансовых инструментов, это:

    • долговые обязательства, оформляемые через выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг;
    • прямые кредиты, получаемые от кредитных организаций внутри страны и от других уровней бюджетной системы, от международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, зарубежных банков;
    • прямые кредиты, оформляемые соответствующими письменными договорами и соглашениями.

    Основным источником формирования заемных средств бюджетов являются государственные и муниципальные займы. Размещение займов оказывает существенное воздействие на денежное обращение. В частности, привлечение средств населения уменьшает его платежеспособный спрос. В случае направления заемных средств на инвестиции и другие производственные затраты общая величина денежной массы в обращении сократится, а при использовании на выплату заработной платы и пенсий – не изменится. При формировании заемных средств бюджетов за счет средств хозяйствующих субъектов и использовании их на выплаты населению наличная денежная масса в обращении возрастает.

    Заемные средства бюджетов, полученные от внутренних и внешних заимствований, по-разному влияют на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности. Внешние заимствования в момент поступления заемных средств бюджетов приводят к увеличению общего объема финансовых ресурсов и позволяют увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги национального производства, если заемные средства направляются на эти цели. Если же займы иностранных государств, международных финансовых организаций и зарубежных банков используются для оплаты государственных закупок за рубежом, возврата ранее полученных кредитов и уплаты процентов по ним, направляются после конвертации в национальную валюту на выплаты населению и другие потребительские цели, то в этой доле заемные средства бюджетов не влияют на рост экономической активности.

    Заимствования внутри страны означают лишь перераспределение имеющихся в стране финансово-кредитных ресурсов между секторами экономики. Воздействие на экономику внутренних источников формирования заемных средств бюджетов определяется характером заимствуемых средств.

    Заемная деятельность государства. Государство как заемщик и как кредитор.

    Если к формированию заемных средств бюджетов привлекаются кредитные ресурсы, которые могут быть направлены на другие цели, то заимствование их государством уменьшает объем расходов других секторов экономики и не увеличивает общий спрос в экономике страны. Более того, если в заемные средства бюджетов привлекаются ресурсы, которые при нормальной экономической ситуации могли бы быть использованы на развитие производства, то это отрицательно повлияет на экономический рост в условиях недостатка в стране свободных капиталов. Если же при бюджетных заимствованиях общий объем расходов других секторов экономики не уменьшается, то заемные средства бюджетов приводят к росту совокупного спроса в экономике.

    Объем ежегодно мобилизуемых заемных средств бюджетов отражается на увеличении государственного и муниципального долга, поскольку основная его величина формируется именно на базе бюджетных заимствований. Однако на размер долга наряду с заемными средствами бюджетов влияют гарантии и поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами, если гарантийные случаи наступили и обязательства третьих лиц переоформлены в государственные и муниципальные долги.

    4.4. Государство как кредитор

    Государство как кредитор. Бюджетные кредиты и ссуды

    Внутренние кредиты. Бюджетный кодекс РФ разграничивает бюд­жетные кредиты и бюджетные ссуды. В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит определяется как «форма финансирования бюд­жетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и воз­мездной основах». Бюджетная ссуда — бюджетные средства, пре­доставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

    В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут вы­ступать:

    1) бюджетные учреждения. Бюджетный кодекс РФ (ст. 118) пред­усматривает, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридичес­ких лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных вне­бюджетных фондов;

    2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

    3) юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными уч­реждениями;

    4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов;

    5) отдельные категории граждан.

    198 II. Централизованные государственные и территориальные финансы

    В соответствии со ст. 76 БК бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, может быть предоставлен только при условии пре­доставления заемщиком обеспечения исполнения обязательства по возврату кредиту. Способами обеспечения могут быть только бан­ковские гарантии, поручительства, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

    Обязательное условие предоставления бюджетного кредита — про­ведение предварительной проверки финансового состояния заемщи­ка.

    Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления определяются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

    До 2001 г. Федерация активно использовала бюджетные кредиты для поддержки отдельных отраслей экономики, в первую очередь сельского хозяйства и угольной промышленности. Затем программы кредитования стали сворачиваться, и в настоящее время федераль­ный бюджет предоставляет кредиты предприятиям в крайне ограни­ченных пределах.

    Причинами отказа от широкого использования бюджетного кре­дитования стали низкая эффективность выданных кредитов и мас­совый невозврат средств по ним. Агентом Правительства по возврату выданных кредитов были назначены Российский банк развития и Российский сельскохозяйственный банк. Последний работает с за­долженностью по кредитам, предоставленным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и потребительской кооперации, первый — с задолженностью по всем остальным кредитам.

    Субъектам РФ беспроцентные бюджетные ссуды из федерально­го бюджета могут быть предоставлены в пределах финансового года на покрытие:

    • временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ;

    • временных кассовых разрывов, возникающих в бюджетах субъектов РФ в связи с несовпадениями сроков возврата заемщика­ми средств в региональные фонды государственной финансовой под­держки досрочного завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов по ранее предоставленным ссудам и сроков закупки и достав­ки грузов в указанные районы и местности.

    Для задолженности субъектов РФ перед федеральным бюдже­том, как и для предприятий, характерна проблема неплатежей.

    9.4. Государство как кредитор

    По этой причине в Законе о федеральном бюджете РФ регулярно под-

    7. Государственный и муниципальный кредит

    нимается вопрос о реструктуризации задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом. Так, в Законе о федеральном бюдже­те РФ на 2003 г. (ст. 108) предусмотрено, что Правительство РФ должно обеспечить в 2003 г. консолидацию и реструктуризацию за­долженности бюджетов субъектов РФ перед федеральным бюджетом. «Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.», принятая постановлением Правительства от 15 августа 2001 г. № 584, рекомендовала следующие меры по совершенствова­нию бюджетного кредитования субъектов РФ:

    • введение формализованной процедуры и критериев предостав­ления субъектам РФ бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов.

    • пролонгация (реструктуризация) просроченной задолженнос­ти субъекта РФ перед федеральным бюджетом, которая может про­водиться в исключительных случаях при условии получения субъек­том РФ, в соответствии с законодательно установленными критери­ями и процедурой, статуса «региона, находящегося в финансовом кризисе» (с временным ограничением налоговобюджетных полно­мочий региональных администраций).

    Кредиты субъектов РФ. В отличие от Федерации субъекты РФ продолжают в настоящее время активно использовать бюджетные кредиты для поддержки различных отраслей экономики.

    Например в Законе о бюджете г. Москвы на 2003 г. отмечается намерение Москвы и дальше развивать практику бюджетного креди­тования. В ст. 35 Закона определены лимиты предоставления бюд­жетных кредитов в части сроков возврата, выходящих за пределы 2003 г., по следующим основным направлениям:

    • поддержки малого предпринимательства — до 90 млн руб.;

    • продовольственное обеспечение города — до 773 млн руб.;

    • поддержки промышленности — до 1620 млн руб.;

    • осуществления инвестиционной деятельности — до 2000 млн руб.;

    • поддержка туризма — до 90 млн руб.

    Бюджетное кредитование осуществляется при условии взимания процентов за пользование бюджетными средствами исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент предоставления кредита, но не менее 1/4 этой ставки.

    Внешние кредиты. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 122) государственными кредитами, предоставляемыми РФ иност­ранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностран­ных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором.

    200 II. Централизованные государственные и территориальные финансы

    Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ.

    В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х — первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, говорит объем задолженности иностранных заемщиков на конец 80-х годов перед СССР — 90 млрд руб. (по курсу Госбанка СССР тех лет 1 доллар равнялся 0,67 руб.).

    Для облегчения взимания долгов ведущие страны-кредиторы объе­динились в Парижский клуб кредиторов.

    Вступление России в члены Парижского клуба (клуба кредито­ров) означало новый этап построения ее взаимоотношений с долж­никами (меморандум о вступлении России был подписан 22 сен­тября 1997 г.).

    При расчетах с должниками РФ использует различные формы погашения долга. В частности, большое распространение получила поставка товаров в счет погашения государственных кредитов, пре­доставленных СССР и РФ. По товарам, ввозимым в РФ в этих це­лях, установлены налоговые льготы.

    Экономический рост, наблюдавшийся в РФ в 2000—2002 гг., позволил увеличить в 2003 г. объем предоставляемых зарубежным странам кредитов. Закон о федеральном бюджете на 2003 г. пред­усматривает кредитование стран дальнего зарубежья в размере 725 млн долл., в то время как в предыдущие годы он был на уровне 400—500 млн долл. Более 87% всех кредитов предназначается трем странам — Китаю, Вьетнаму и Индии, поскольку они аккуратно выполняют свои обязательства.

    Одновременно несколько уменьшается объем кредитов странам СНГ. Из них кредиты предусмотрены только Молдавии и Украине в объеме 75,5 млн долл.

    Остается ограниченной сфера кредитования. В основном это энергетические проекты, в том числе строительство атомных элек­тростанций. Среди них: АЭС «Козлодуй» в Болгарии, «Куданку-лам» в Индии, «Ляньюнган» в Китае, плотина «Сиди-эль-Беррак» в Тунисе, гидроэнергетический комплекс «Аль Вахра» в Марокко, ГЭС «Плейконг» и «Сесан 3» во Вьетнаме.

    Практически все кредиты являются связанными, т.е. они пред­назначаются для финансирования поставок и услуг российских пред­приятий и таким образом способствуют развитию производственной базы в самой России. Среди головных компаний, которые получат

    7. Государственный и муниципальный кредит 201

    кредиты, — «Атомстройэкспорт», «Сельхозпромэкспорт», «Зарубеж-нефть». Исключение составляет финансовый кредит Молдавии в размере 50 млн долл.

    Вопросы для повторения

    1. Дайте определение государственного кредита. Какие стороны дея­тельности государства охватываются этим понятием?

    2. В чем заключаются особенности государственного кредита?

    3. Какие функции выполняет государственный кредит и как они про­являются на практике?

    4. Назовите положительные и отрицательные черты государственно­го кредита как в целом для экономики, так и для отдельных граждан.

    5. Какие органы могут быть эмитентами государственных займов?

    6. Как делятся государственные займы в зависимости от места разме­щения?

    7. Какие органы осуществляют управление государственным кредитом?

    8. Какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом?

    10. Как можно определить государственные внутренние займы, в чем их отличие от внешних займов государства?

    11. Что означает государственная гарантия?

    12. Кому могут предоставляться гарантии и поручительства РФ?

    13. Что такое бюджетные кредиты и бюджетные ссуды?

    14. Что может считаться обеспечением возвратности бюджетного кре­дита?

    Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 586;

    admin