Государство и право византии

История государства и права Византии

Возникновение и падение Византийской империи (IV—XV вв.)

Еще при Константине Великом (306—337) было решено перенести столицу Римской империи в Константинополь — столицу Византийской империи (город был основан в 324—330 гг. на месте г. Византий).

В 395 г. Римская империя окончательно разделилась на Западную Римскую империю (Рим, Равенна) и Восточную Римскую империю (Византия). В состав Византии вошли: Греция, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Балканский п-ов, часть Месопотамии, Армения, южное побережье Крыма и Кавказа (через эти страны Византия вела оживленную торговлю с Индией, Китаем, Ираном, Северной Африкой, славянами и скандинавами). В последующие века на ее территории селились готы, славяне, арабы, печенеги, половцы. Однако доминирующую роль всегда играли греки.

В то время как Рим с IV в. стремительно терял свои позиции под напором варварских племен и внутренних противоречий, Византия приобретала могущество и влияние в своем регионе.

В период зарождения феодального государства (IV—VII вв.) в Византии в отличие от Рима было уничтожено крупное землевладение рабовладельческого типа, поэтому рабский труд, не исчезнув совсем, перестал играть решающую роль в производстве.

В начале VIII в. изза экспансии Арабского халифата Византия потеряла большие территории. Земельный фонд государства стал пополняться за счет секуляризации монастырских владений, чьи земли передавались общинам и феодалам за службу. Это привело к образованию крупных феодальных хозяйств и закрепощению крестьян в XI—XII вв. К X в. богатейшие феодалы приобрели определенную самостоятельность и независимость, что на фоне «иконоборческих войн» вызвало новый виток внутренних распрей, ослабление страны и территориальные утраты. Хотя угрозу со стороны Османской империи удалось временно снять в результате крестовых походов западноевропейского рыцарства в 1096—1270 гг. Однако сами крестоносцы, потеснив турок, остались недовольны действиями Византии, и во время четвертого кресто-вого похода в 1202—1204 гг. Константинополь ими был полностью разграблен. На землях Византии они образовали Латинскую империю, в 1261 г. распавшуюся на самостоятельные Никейское, Трапезундское и Эпирское царства.

Восстановление империи началось с возвышения Никейского царства. Однако достичь былого могущества так и не удалось. Этому мешали постоянные схватки за трон, временами перераставшие в настоящие гражданские войны, полное и хроническое расстройство финансовой системы, резкое сокращение и деморализация армии, расширение национально-освободительной борьбы покоренных народов (славян, албанцев, армян, персов, болгар, сербов и др.).

В 1453 г. войска турецкого султана штурмом взяли Константинополь, который был переименован в Стамбул.

Особенности общественного строя Византийской империи

Все население Византии разделялось на следующие сословия:

  • привилегированное (духовная и светская аристократия, служилые люди);
  • городское;
  • крестьянское;
  • рабов.

Причем знатное сословие было неоднородным и в свою очередь делилось на почтенных и смиренных.

К служилому сословию относились лица, состоявшие на гражданской, военной или придворной службе:

  • сенаторы — крупнейшие земельные аристократы, наделенные широкими иммунными правами (освобождение от бремени основных налогов, привлечение к ответственности только с санкции императора и сената, в отношении их не могли применяться тяжкие и позорящие виды наказания); они занимали все важнейшие государственные должности, но при этом имели определенный круг обязанностей — ежегодные дорогие подарки императору, невозможность покидать столицу без санкции императора, обязательность выполнения государственных поручений;
  • динаты — крупные землевладельцы, к которым относились магистры, областные начальники, митрополиты, епископы, игумены;
  • куриалы и декурионы — мелкие и средние феодалы, входящие в состав городских курий; они контролировали сбор налогов с населения, несли за это личную и имущественную ответственность, были лично неприкосновенны и имели налоговые и судебные льготы);
  • духовенство (было неоднородным и до XII в.

не имело значительного влияния на государственную политику, но всегда было освобождено от прямых налогов и военной службы, имело судебные привилегии).

К представителям городского населения относились ростовщики, судовладельцы, объединяющиеся в цеха торговцы и ремесленники, мелкие землевладельцы, городской плебс.

Неоднородным было и крестьянство. В IV—VI вв. особенно ярко выделялись: колоны — свободные арендаторы и приписные (последние после 30 лет аренды прикреплялись к земле); свободные общинники, которые со временем путем патроната попадали в зависимость к феодалам.

В VII—X вв. крестьянская община распадается на кулаков, апоров (бедняков) и мистотов (наемных батраков). С VII в. из свободных крестьян-общинников сформировалось военное сословие стратиотов. Они считались свободными наследственными земледельцами, но при этом были обязаны нести службу с собственным конем и оружием. Такая система позволила государству всегда иметь готовую и сильную армию. Со временем, когда армия стала наемной, большая часть стратиотов превратилась в феодалов.

В X—XI вв. дальнейшее расслоение крестьянского населения привело появлению зависимых крестьян в виде:

  • париков (принадлежали частным лицам, выполняли барщину, платили ренту хозяину, платили подати государству);
  • элевтеров (имели право перехода);
  • актимонов (беднейшая часть из беглых крепостных, которые за приют становились париками).

Рабы (дулы) использовались в сельском и домашнем хозяйстве, в ремесленных мастерских, но далеко не так широко, как в Риме. Их положение существенно смягчалось: была установлена строгая ответственность за убийство раба, облегчено и поощряемо государством их освобождение, им разрешено было под поручительством хозяина владеть своим делом, допускались браки со свободными и дети при этом также считались свободными. К XIII в. все рабы превратились в париков.

Государственный строй Византийской империи

Всю полноту светской и церковной власти олицетворял император Ромейского государства, личность которого считалась священной. Он назначал высших сановников, издавал законы, созывал церковные соборы, назначал высших церковных сановников. Однако вследствие отсутствия четко установленного порядка престоло-наследия (избирался знатью, войском и наместниками провинций, короновался патриархом) высший статус не защищал императора от покушений (из 107 императоров только 42 умерли своей смертью или погибли в сражении). Поэтому сложилась практика, при которой, опасаясь переворотов, император еще при жизни назначал «соправителя».

Синклит (сенат) как совещательный орган при императоре участвовал во всех его делах, но решающей роли не играл, а с X в. некоторые его существенные полномочия отошли к императору (обсуждение законопроектов, назначение чиновников, финансовый контроль).

Консисторий (государственный совет) также был совещательным органом при императоре. Однако его функции были гораздо шире и реальнее. По сути, консисторий являлся центральным органом исполнительной власти, а также имел некоторые судебные функции. Важнейшими чиновниками в нем являлись префекты:

  • префект претория Востока (управлял территориями Малой Азии, Египтом и Фракией), префект претория Иллирии (руководил управлением владениями империи на Балканском п-ове);
  • префект Константинополя (эпарх) был председателем сената, заведовал высшей судебной властью в столице, обеспечивал ее продовольствием и разбирал дела ремесленных цехов и торговых коллегий, подчинялся лишь императору;
  • начальник дворца (ведал охраной императорских апартаментов и присутственных мест, полицейской и почтовой службами, дипломатическими отношениями);
  • квестор дворца (председательствовал в госсовете, ведал подготовкой законопроектов, разбирал дела по земельным спорам и завещаниям);
  • два комитета финансов (государственный, комит «священных щедрот») и комит частных дел (императорские имения, дворцы, конные заводы);
  • два магистра (пехоты и кавалерии).

В ходе административных реформ VII в. все чиновничество было разделено на 60 разрядов. Высшие сановники — логофеты — руководили соответствующими канцеляриями (секретами), в которых работало остальное мелкое и низкооплачиваемое чиновничество. Все должностные лица назначались монархом. С конца IX в. установилась система, в соответствии с которой все государственные должности стали подразделяться на 18 последовательных разрядов.

Армия долгое время была сильной и организованной. Для обеспечения этих качеств в VII в. из общинников создано особое военное сословие — стратиотов (воинов), получавших земельный надел (один из сыновей обязательно служил в войске). С XI в. увеличивается число наемников, в армию вступают целые племена (например, готы).

Судебную систему образовали: императорский суд; госсовет; суд константинопольского эпарха; квестор; стратиги в фемах и провинциях; суды канцелярий; многочисленные церковные инстанции (суды константинопольского и антиохийского патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов), рассматривавшие дела о преступлениях духовенства, преступления против религии, брака, нравственности, нарушения жителей церковных и монастырских земель; вотчинные суды.

Система местного управления была достаточно сложной. Обе префектуры (Восточная и Иллирийская), делились на семь диоцезов, диоцеза включала 50 провинций, состоящих из общин. Далекие владения с VI в. возглавлялись наместниками — экзархатами (в Италии — Равенский, в Африке — Карфагенский), обладавшими военной и гражданской властью.

С VII в. в условиях многих военных угроз отдаленные и пограничные провинции стали управляться военачальниками — стратигами. Была образована фемная система управления, т.е. создавались фемы — военно-административные округа (в X в. насчитывался 31 военный округ). Фема делилась на турмы, а те — на более мелкие военные подразделения во главе с комитами и трибунами.

Особенности права Византийской империи

Становление византийской правовой системы

После падения Западной части Римской империи и прекращения многовековой истории Рима ее Восточная часть превратилась в самостоятельное государство, которое еще на протяжении почти тысячелетия продолжало хранить и развивать традиции своей исторической колыбели. И если со стороны публично-правового порядка Византия наследовала лишь некоторые управленческие институты, то с точки зрения права именно она путем кропотливой и глобальной систематизации вековых накоплений и наслоений римской правовой практики, приведшей к созданию фундаментального Corpus juris civilis, завершила длительный процесс формирования римского права.

Более того, Восточная Римская империя в ходе своего самостоятельного развития пошла еще дальше. Опираясь на положения древнеримского права, она создала свою, особую правовую систему — византийское право. Сложившееся в течении VI—XV вв. на основе адаптированных к специфике развивающихся феодальных отношений положений Свода Юстиниана и последующего законотворчества византийских императоров, оно оказало огромное влияние на формирование национального права многих восточноевропейских и некоторых других стран. В отличие от собственно римского права характерной чертой византийского права был дуализм церковного и светского права. Эта особенность была воспринята возникающими государствами, где положения византийского права зачастую становились основой действующего законодательства. Не избежали этого и страны, оказавшиеся в лоне Римско-католической церкви.

Основные источники византийского права

После реформы Юстиниана пользование какими-либо иными источниками, кроме его Кодекса, а также его произвольное истолкование были категорически запрещены. Однако дальнейшее развитие общественных отношений, последовательная череда реформ требовали внесения соответствующих корректив в правовую систему. Особенности отдельных префектур также требовали определенной гибкости в использовании имперского законодательства. Так, появлялись эдикты префектов по вопросам налогов, пошлин, управления, действовавшие на территории префектур.

В самой Византии с IV по VIII в. действовали Кодекс Феодосия и Свод Юстиниана, затем вновь начались периодические работы по систематизации и кодификации права. Наиболее значительными источниками византийского права стали такие нормативно-правовые акты, как Эклога, Номоканоны, Земледельческий закон, Прохирон, Эпанагога, Базилики, Шестикнижие Арменопула и др.

Эклога (726) — сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов, созданный в Византии на основе обновленного свода Юстиниана, имевший целью облегчения восприятия правовых предписаний чиновниками и судьями, а также упрощения понимания для широких слоев населения. Эклога получила широкое распространение в некоторых славянских странах, а на Руси стала основой Кормчей книги.

Земледельческий закон (VIII в.) — памятник византийского обычного права, регламентировавший взаимоотношения людей, компактно проживающих в сельской общине. Также был распространен среди славянских народов. Его положения были посвящены установлению ответственности за некоторые, наиболее распространенные в сельской среде правонарушения (кража зерна, плодов, леса, потрава посевов и т.п.).

Номоканоны представляли собой общее название для сборников норм церковного и светского права — Номоканона Схоластика (VI в.) и Номоканона Фотия (IX в.). На Руси, где получили широкое распространение, были известны под именем Кормчих книг.

Прохирон (879), означающий «находящийся под рукой», был выполнен на основе греческих вариантов Свода Юстиниана. Он представлял любой консолидированный сборник норм гражданского, уголовного, судебного и церковного права и являлся обязательным руководством для судей. Он заменил собой Эклогу и впоследствии наряду с Эпанагогой был одним из источников норм право-славного церковного права.

Базилики (Василики, царские законы, ок. 888 г.) стали последним обновлением к тому времени уже строго кодифицированной и упрощенной редакции Свода Юстиниана. Кроме того, базилики содержали действующие положения церковного права и Прохирона в 60 книгах. После базиликов византийское право официально больше никогда не систематизировалось; на славянские языки они не переводились.

Эпанагога (возвращение) представляла собой сборник византийского права конца IX в., основой которого явились положения Свода Юстиниана, Прохирона и Эклоги, отразившие особенности и тенденции взаимоотношений феодального государства и церкви.

Книга Эпарха (Х в.) — это своеобразный консолидированный сборник специальных уставов различных корпораций и цехов, надзор за деятельностью которых был возложен на константинопольского эпарха.

Шпаргалка: Государство и право Византии

Шестикнижие Арменопула (1345) стало последней систематизацией византийского права, предпринятой в частном порядке фессалоникским (г. Салоники) судьей Арменопуло в попытке дополнить действующий, но к тому времени уже устаревший Прохирон новыми нормами уголовного и гражданского права. Примечательно, что после падения Византии в 1354 г. Шестикнижие было распространено в Греции, Валахии, Бессарабии. С присоединением Бессарабии к России в 1812 г. продолжало действовать в местных судах до начала XX в.

Особенности преступления, наказания и судебного процесса

В византийском праве уголовно-правовые институты были зафиксированы в основном в таком важнейшем акте, как Прохирон.

Преступления классифицировались по следующей схеме:

  • государственные преступления (заговор, государственная измена), наказываемые смертной казнью;
  • преступления против религии (вероотступничество, раскол — смертная казнь, разрытие могил и ограбление мертвых, лжеприсяга и колдовство — отсечение языка и телесные наказания);
  • имущественные преступления (кража — бичевание и штраф вдвойне похищенного; грабеж — бичевание и четверной штраф; разбой — посажение на кол; поджог — телесное наказание);
  • преступления против нравственности и семьи (насильственный брак, многобрачие, прелюбодеяние, кровосмешение, изнасилование, растление малолетних, обольщение, мужеложство, скотоложство — смертная казнь, изгнание, отсечение носа и др.);
  • преступления против личности (убийство — отсечение головы, убийство родственников — сожжение; телесные повреждения — членовредительские наказания, побои, продажа свободного в рабство; клевета — отсечение руки).

Судебный процесс по Прохирону был инквизиционного типа. Доминировала система формальных доказательств. Например, свидетелями не могли быть несовершеннолетние, женщины, слуги, члены семьи, товарищи за товарищей, бедные, слуги за слуг, сыновья за отцов, глухие, немые, изобличенные в подлоге, еретики и т.д. Возможна была апелляция. В целом процесс был либеллярный: все его стадии оформлялись письменно: письменное прошение истца и возражение ответчика, протоколы, письменный приговор.

В средние века земледелие и скотоводство гораздо больше зависели от природных условий, нежели нынче. Крестьянству приходилось жить в постоянном ожидании бед: засуха или разлив рек, заболачивание почвы или наступление солончаков, холодная зима, майские пронзительные ветры или внезапное появление саранчи — все это грозило голодовкой. Наступление врагов или набег морских пиратов угрожали крестьянину гораздо больше, чем обитателю города или монастыря, укрепленных стенами. Произвол чиновников был в деревнях особенно безжалостным. В начале XII в. Николай Музалон возмущался тем, что на Кипре податные сборщики травят крестьян собаками, чтобы взыскать налоги, а по словам Феофилакта Эфеста, при известии о приезде чиновника целые села снимались с места и искали спасения в горах.

Византия жила в основном за счет крестьянина, и проблема господства и подчинения заключалась здесь (как и повсеместно в средние века) прежде всего в организации присвоения крестьянского прибавочного продукта. Это присвоение осуществлялось по преимуществу двумя методами: сеньориальным (вотчинным) и централизованным (государственным).

Античные формы крупной земельной собственности основанной на эксплуатации рабов ц колонов, по-видимому, не пережили — если не говорить об отдельных исключениях — VII столетие. В VIII — IX вв. господствующей фигурой византийской деревни становится свободный крестьянин. Новый рост крупного землевладения, особенно заметный в X в., совпадает с аристократизацией византийского общества: оба явления были двумя сторонами одного и того же социально-экономического пронес са. К сожалению, мы не располагаем цифрами, которые могли бы наглядно показать наступление крупной собственности, — впрочем, качественный результат этого наступления в какой-то мере зафиксирован в сохранившихся фрагментах Фиванского податного кадастра конца XI в/, в этом кадастре учтены почти исключительно владения чиновной знати и высшего духовенства, и только об одном собственнике сказано, что он "бедняк".

Византийское поместье называлось описательно — "проастий", что значит предместье, или "икос" дом. Как всякое средневековое поместье, проастий или икос состоял из господских (домениальных) и надельных (крестьянских) земель. Своеобразной особенностью византийского поместья были значительные масштабы домениальной земли: так, в поместье Варне на западе Малой Азии (XI в.), господская земля составляла 4/5 всего владения.

Частновладельческие крестьяне, как уже говорилось, именовались париками, что буквально означает присельники.

В теории они рассматривались как арендаторы своих наделов, в действительности же передавали участки по наследству и могли (видимо, с санкции господина) продать их, обменять или дать в приданое.

Своему господину парики обязаны были рентой, которая в Византии, как и повсеместно, выступала в трех видах: отработочной, натуральной и денежной. Соотношение этих видов ренты недостаточно ясно: можно только сказать, что барщина (так называемые ангарии) была сравнительно невелика и редко превышала 7-12 дней в году. Поскольку домениальные земли в византийском поместье занимали очень большое место, это создавало серьезную проблему: византийское поместье, по видимому, было не в состоянии обеспечить свои потребности в рабочей силе сеньориальными методами эксплуатации сельского населения, и на домене приходилось применять труд наемников и рабов (или близких к ним по статусу холопов).

Натуральная рента состояла по преимуществу из сельскохозяйственных продуктов: хлеба, кур, вина и т. п. Денежная рента, именовавшаяся подворным, зависела, как и на Западе, не только от размеров и качества крестьянского надела, но и от традиционных взаимоотношений между сеньором и крестьянином; при этом норма обложения беднейших хозяйств оказывалась более высокой, нежели норма обложения хозяйств зажиточных. С течением времени наряду с подворным все шире распространяются дополнительные денежные поборы: за упряжку быков, за выпас скота, за пользование горными пастбищами, за свиней, за пчел, за рыбную ловлю и т. п.

Все эти формы эксплуатации характерны и для западноевропейской средневековой сеньориальной эксплуатации — с той только разницей, что византийская вотчина предстает перед нами, так сказать, незавершенной, вынужденной удовлетворять свои потребности при помощи несеньориальных источников, как то: наемный труд или сдача господской земли в аренду.

Другая особенность византийского поместья, еще резче отличающая его от западноевропейского, — это связь его с государственными формами эксплуатации. Подворное было по существу не чем иным, как модифицированным и переданным в частные руки государственным налогом. Действительно, византийское государство очень часто жаловало знати и монастырям определенную квоту государственных поборов: иногда они должны были выдаваться сборщиками податей из собранных ими сумм, иногда объектом пожалования служили крестьянские налоги с определенного округа или деревни. В X — ХII вв. распостраненным было пожалование арифмоса, т. е. передача сеньору известного числа крестьян с их налогами. В других случаях сеньор получал прению, или право на фиксированную сумму государственного налога, уплачиваемого той или иной группой крестьян.

Поскольку византийское поместье рассматривалось в теории как делегированное (переданное государством), государственная власть сохраняла за собой контроль над сеньориальной эксплуатацией. Государственные чиновники время от времени должны были проверять, соответствует ли количество земли и число крестьян под властью сеньора цифрам, установленным в выданных этому сеньору жалованных грамотах, — "лишние" крестьяне и избыточные земли возращались казне.

Значительное число византийских крестьян подвергалось эксплуатации непосредственно государством: недаром в византийской публицистической литературе податной сборщик, а не сеньор, выступает как наиболее ненавистный враг крестьянина. Государственные формы эксплуатации крестьянства приобретают законченный облик на рубеже IX-X вв.: к этому времени принцип круговой поруки распространяется на податную ответственность, и от соседей начинают требовать уплаты налогов за выморочные и опустевшие участки; соответственно государственным крестьянам запрещают покидать свое "тягло" (речь идет именно о прикреплении к тяглу, так как из крестьянских сыновей лишь для одного было обязательным оставаться в деревне — остальные не считались "приписанными к казне" и их свобода передвижения не ограничивалась), и они — в отличие от частновладельческих париков, пользовавшихся свободой перехода, — становятся крепостными; наконец, оформляются четкие градации государственных крестьян.

Высшей категорией государственных крестьян были стратиоты, разделявшиеся в свою очередь на несколько разрядов в зависимости от характера службы и вооружения. Стратиоты X в. — это воины-крестьяне, обязанные являться в поход со своим оружием и конями и получавшие, помимо некоторых податных льгот, также жалованье и довольствие. За стратиотами наследственно закреплялись особые стратиотские наделы, покупать которые разрешалось лишь людям, готовым нести воинскую службу. Далее следовали экскуссаты, т. е. крестьяне, выполнявшие специальные службы (например, экскуссаты ведомства дрома должны были обслуживать государственную почту), государственные парики, платившие денежный налог, просодиарии, вносившие налог натурой.

Каждая из категорий государственных крестьян была обязана особыми повинностями. Иоанн Зонара осуждает императора Никифора Фоку, при котором податные чиновники заставляли крестьян-"бедняков" обслуживать ведомство дрома: тех, кому следовало отбывать эту повинность, записывали морскими стратиотами, морякоя — пешими воинами, пеших — конными, а конных — катафрактами, т. е. тяжеловооруженными. Тем самым, подводит итог Зонара, они увеличивали бремя каждого.

К XII в., по мере упрочения сеньориальных форм эксплуатации крестьянства, это четкое деление государственных крестьян на строго разграниченные разряды исчезает.

Колоссальной роли византийского государства в присвоении прибавочного продукта крестьян соответствовала и специфическая конструкция понятия собственности в Византии. Византийское право сохраняло римский принцип частной собственности на землю и вытекающей из этого свободы распоряжения.

Государство и право Византии

Однако на практике византийская частная собственность оказывалась условной и ограниченной: она действительно регламентировалась римскими нормами, покуда речь шла о ее нормальном функционировании в сфере рыночных отношений, о купле-продаже, аренде или правовой защите против посторонних лиц. Однако эти римские нормы и правовая защита теряли свою силу во взаимоотношениях частного лица и государства. Государство сохраняло не только контроль за частновладельческими землями, но и определенные элементы собственности на них: оно могло без суда, чисто административными мерами конфисковать частновладельческие земли или принудить частных собственников к обмену их владений. Можно спорить о том, из какого юридического принципа вытекает это право — из государственного суверенитета или из представления о верховной собственности императора на все земли в Византии, но нетрудно видеть, что существование этого права отличает византийские поземельные отношения от аграрных правопорядков ранне-средневековой Западной Европы.

Государство и право Византии

Византийское государство прошло в своем развитии несколько этапов:

I-этап (IV- середина VII вв.) – разложение рабовладельческого строя, зарождение раннефеодальных отношений. В этот период в наследство от Римской империи в Византии осталась централизованная власть, развитый бюрократический аппарат. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках императора (василевса). Совещательным органом при императоре был Сенат.

II-ой этап (конец VII — XII вв.) – характеризуется интенсивным развитием феодальных отношений. Это период неограниченной императорской власти. Византия в начале этого периода – это преимущественное греческое государство, в XI-XII вв. – это греко-славянское государство. В IX в. возросло влияние церкви. Она стала претендовать на равноправие со светской властью, призывала к активной христианизации соседних с Византией государств. В XI в. наметился раскол между восточными западными церквами. Окончательное разделение церкви на православную (греко-кафолическая) и католическую (западно-римская).

III этап (XIII-XVв.) – период кризиса империи, упадка центральной власти, углубления феодальных отношений, усиления процесса феодальной раздробленности, который завершился распадом государства в результате турецкой военной агрессии.

После разделения Римской империи в 395 г. на Восточную и Западную, именно Восточная Римская империя еще долгое время была хранителем государственно-правового наследия античности. Ее культура, быт, государственно-правовые институты во многом были восприняты Болгарией, Сербией, Киевской Русью и Грузией.

В то время, как Западно-римская империя пала под ударами варваров, Византия (где кризис рабовладельческого хозяйства протекал слабее) выстояла.

Все свободное население Византии в 4-5 в. делилось на сословия. Высшим сословием было сенаторское, а также провинциальная земельная знать. В Византии сохранились и развивались города как центры ремесла и торговли, что повлияло на формирование богатой городской верхушки.

С развитием христианства возникла жесткая иерархия церковных санов. В результате борьбы различных течений в христианстве господствующим в Византии стало православие.

Состав эксплуатируемого населения также был не одинаков.

В Византии долгое время сохранялось общинное земледелие. Свободные крестьяне обладали правом коллективной собственности на землю общины. Они платили налоги непосредственно государству.

Из римского права перешел институт колоната. Колоны разделялись на свободных и «приписных». Колоны-арендаторы платили налоги и пошлины своим господам.

На нижней ступени социальной лестницы стояли рабы.

История государства и права Византии

Однако с развитием феодальных отношений их роль в хозяйстве стала уменьшаться, на смену рабству приходили иных способы эксплуатации. Постепенно стали пресекаться попытка обращения свободных в рабов.

На втором этапе своего развития в Византии социальный состав общества стал еще более разнороден:

— сановные светские и церковные чины,

— местная военная и служилая знать,

— общинная и городская верхушка,

— свободные общинники,

— зависимое крестьянство.

В среде зависимого крестьянства наметилась определенная дифференциация. Часть крестьян прикреплялась к земле, собственником которой был император – государственные крестьяне, другие – к земле отдельных феодалов. Такие крестьяне лишались свободы передвижения и платили следующие виды налогов:

— подушный налог,

— поземельный налог,

— государственную хлебную ренту,

— налог на скот.

Количество частнособственнических крестьян с углублением феодальных отношений увеличивалось. Такие крестьяне назывались париками. Они не имели права собственности на землю, а владели землей на праве пожизненно наследуемого владения. Парики выплачивали своему господину ренту в отработочной, натуральной и денежной формах. В отличие от государственных крестьян, он не были прикреплены к земле до XIII-XIV в.

Государственный строй

Во главе государства стоял император, наследник римских цезарей. Он обладал все полнотой власти: исполнительной, законодательной и судебной. Установленного порядка престолонаследия не было, так как право на корону давало не происхождение, а «божественное избрание». Из-за отсутствия установленного порядка престолонаследия император был вынужден считаться с «общими законами» империи. Его избирал сенат совместно с «народом Константинополя» и армией.

Серьезной общественной силой стали в 5 в. своеобразные политические партии – димы, важнейшими из которых были венеты (возглавлялись сановной знатью) и прасины (отражали интересы торгово-ремесленных верхов).

Император частично делил свои властные полномочия с константинопольским сенатом, в котором могли рассматриваться любые дела империи. Сила сената во многом определялась его составом, членами которого были представители самой богатой верхушки византийского общества.

С VIII в. начинается новое укрепление власти императора. Димы практически утратили свое влияние, роль сената практически сводится на нет.

Единственно серьезной силой, конкурирующей с императором за власть, осталась православная (греческая) церковь. Однако императору предоставлялось право утверждать патриарха и низлагать неугодного, что определенным образом сдерживало независимость церкви.

В Византии на основных этапах развития государства характерно наличие огромного бюрократического аппарата.

Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете, который был высшим органом при императоре. Высшими чиновниками Государственного совета являлись:

— два префекта претория,

— префект Константинополя, являвшийся председателем сената

— магистр – начальник дворца,

— квестор — главный юрист и председатель Государственного совета.

Квестор и магистр осуществляли непосредственное управление делами империи при помощи чрезвычайно огромного бюрократического аппарата. Отраслевая направленность отдельных ведомств была выражена не четко, что провоцировало дублирование функций друг друга.

Византийское право характеризовалось параллельным действием норм церковного и светского права, объединявшихся в особых сборниках – «Номоканонах».

Византийское право выросло непосредственно из римского права. Но поскольку римское право было рабовладельческим по сути, а Византия со временем стала феодальным государством, византийские правовые институты изменялись, приспосабливаясь к новым социально-экономическим отношениям.

В Византии впервые были предприняты попытки кодифицировать римское право в целом. В VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана был создан фундаментальный труд – Свод законов Юстиниана, состоявший из 50 книг.

Кроме римского классического права на византийское право оказало большое значение обычное права, распространившееся в восточных провинциях. Под влияние восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство.

Большая роль церкви в Византии проявлялась даже в частных ссылках в правовых документах на священные книги. Подобно древневосточному праву, некоторые правовые институты начинают трактоваться в религиозном духе или этическом духе. Например, используются традиционные для римского права понятия «право» и «правосудие», однако последнее в византийском праве трактуется как справедливость в духе христианской морали.

Основными памятниками византийского права считается «Эклога» (середина VIII в.), «Прохирон» (879 г.), «Василики» (890 г.).

Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 134;

План:

Государство и право Византии

Правовое положение населения Византии

Центральные органы власти и управления. Царская власть.

Органы центрального управления

Местное управление

Право. Источники права.

Гражданское право. Право собственности

Обязательно право

Брачное и семейное право

Наследственное право

Уголовное право

Процесс

Государство и право Византии

Как известно Римская империя по завещанию императора Феодосия I разделилась в 395 г. на два самостоятельны государства — Западную Римскую империю и Восточную со столицей Константинополь. Тогда как Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., Восточная Римская империя, или Византия, существовала еще почти целое тысячелетие.

Большая устойчивость Византии обусловливалась рядом особенностей в экономическом, политическом и историческом ее развитии по сравнению с Западной Римской империей. В состав Византии входили такие экономически развитые страны, как Греция, Малая Азия, Сирия, Египет, Балканский полуостров. Эти страны вели оживленную торговлю с Индией, Китаем, Ираном, Аравией и Северной Африкой. Упадок рабовладельческого хозяйства чувствовался здесь в меньшей степени, чем в Западной Римской империи, ибо значительная часть населения находилась в свободном состоянии. Большое место в сельском хозяйстве занимали не крупные рабовладельческие латифундии, а мелкие крестьянские хозяйства. В ремесленном производстве основную роль играли не рабы, а свободные люди.

Располагая огромными материальными ресурсами, Восточная Римская империя имела сильную армию, флот и крепкий государственный аппарат, что позволяло ей отражать удары германских племен и подавлять восстания недовольных народных масс.

Наибольшего могущества Византия достигла в правление императора Юстиниана I (527 — 565), при котором были завоеваны некоторые территории Западной Римской империи, захваченные так называемыми варварами. Была завоевана Северная Африка (Вандальское королевство), Италия (Остготское королевство) и южная часть Испании, входившая в состав Вестготского королевства. Власть Византии была распространена на Крым и частично на Закавказье. На Балканском полуострове Юстиниан построил ряд укреплений для отражения натиска со стороны северных соседей — славян. Таким образом, Юстиниану удалось восстановить большую часть территории Римской империи.

В начальный период его правления была осуществлена кодификация римского права. После смерти Юстиниана Византийская империя вступила в длительный кризис, из которого она вышла лишь в начале VIII в. В результате страны, завоеванные при Юстиниане, были потеряны. В 568 г. лангобарды захватили северную и среднюю Италию. В VI в. славяне стали проникать на территорию Византии. В конце VII в. арабы, покорив Иран, захватили Египет, Сирию, Палестину и часть Малой Азии. В начале VIII в. почти вся Северная Африка была также захвачена арабами.

Таким образом, власть Византии сохранилась лишь в части Малой Азии и Балканского полуострова. Торговые связи с Востоком в этот период были подорваны.

Массовое продвижение славян на Балканский полуостров в VI и первой половине VII в. оказало огромное влияние на социально-экономический строй Византии.

Славяне расселялись сельскими территориальными общинами, что способствовало широкому распространению в империи общины и общинного землевладения. Славянская колонизация сыграла крупную роль в развитии феодальных отношений в Византии, в усилении ее обороноспособности.

В начале VIII в.

Государство и право византии

Византийская империя начинает постепенно выходить из ослабевшего ее кризиса. В борьбе с трудностями императоры Исаврийской династии (717 — 802), основателем которой был Лев III, провели ряд реформ. Главная цель реформ — изыскать средства, необходимые для содержания армии и совершенствования государственного управления.

Эта проблема была решена путем так называемого иконоборчества, которое с 726 г. стало официальной государственной политикой правительства. С этим была связана цель ликвидации монастырского землевладения, составлявшего половину всего лучшего земельного фонда страны, на который распространялись многочисленные монастырские привилегии, приносящие духовным феодалам колоссальные доходы.

Императоры — иконоборцы издают законы против почитания икон, расценивая это почитание как идолопоклонство.

Иконоборчество в какой-то мере зарождалось и как протест против городской церкви с ее пышным культом, бесчисленным городским духовенством и его античными традициями жизни.

В ходе иконоборческого движения ликвидировались монастыри, конфисковывались их земли, а самих монахов под угрозой сурового наказания власти обязывали вступать в брак. В целях обеспечения регулярного поступления в казну дополнительных налогов и усиления армии императоры Исаврийской династии наделяли крестьян землей, отобранной у монастырей. Эта земля не могла отчуждаться, она как бы носила характер общинного землевладения; община отвечала перед государством за уплату налогов.

Не менее важным было также наделение феодалов землей на условиях несения ими военной службы. Наконец императоры-иконоборцы наделили землей военных поселенцев (стратиотов), проживавших в приграничных районах. Эти меры укрепили внутреннее и внешнее положение Византии, что позволило снова распространить власть на Грецию, Македонию, Крит, Южную Италию и Сицилию.

Благодаря полученным средствам от иконоборческой политике Лев III смог создать армию, которая могла противостоять арабской коннице. В результате в 740 г. арабы были разгромлены в битве при Акроине (Малая Азия).

Когда в начале IX в. арабская опасность ослабла, процесс феодализации усилился, в результате чего положение крестьян стало резко ухудшаться. Феодалы захватывали общинные земли и превращали крестьян в крепостных. В результате в 820 г. произошло массовое выступление византийского крестьянства под предводительством Фомы Славянина. Восстание показало силу народного недовольства. Но одновременно оно ускорило и усилило консолидацию класса феодалов. Даже непримиримый иконопочитатель Федор Студит писал: “Теперь не время возобновлять прошлые споры. Это приносит смуты. Теперь время единомыслия”.

Иконоборческие и иконопочитательские партии, напуганные подъемом народного движения, вскоре после подавления восстания примирились. Восстановление иконопочитания стало одним из крупнейших праздников православной церкви. Тем самым господствующий класс оформил свое социальное единство духовным и организационным единством церкви.

Во второй половине IX в. и особенно в X в. Византийская империя достигла нового подъема. В этот период могущественный Арабский халифат распался на ряд самостоятельных государств, и Византия, воспользовавшись этим обстоятельством восстановила свою территорию почти до пределов ранней Византийской империи. В начале XI в. была завоевана Болгария.

В истории страны это почти двухсотлетняя эпоха правления императоров Македонской династии (867 — 1056), когда оформились основы социальной организации и централизованной раннесредневековой государственности.

На почве оживления торговых отношений, принятия русскими в 988 г. христианства от греков и совместной борьбы с общими врагами (печенегами, хазарами, половцами) во второй половине X века укрепились связи Киевской Руси и Византии.

На Руси распространилась славянская письменность, из Византии ввозились богословские книги, предметы культа, византийские зодчие работали в Киеве и других русских городах.

В процессе феодализации Византии свободное крестьянство стремительно сокращалось. Начало массового обеднения свободного крестьянства приходится на вторую половину IX в. и было связано с ростом податного гнета и повинностей.

В XI — XII вв. число свободных крестьян-общинников стало уже совершенно —незначительным. Крепостной крестьянин (парик), сидящий на земле феодала и платящий ему оброк, стал наиболее часто встречающейся фигурой в византийской деревне. При этом неуклонно росло крупное феодальное землевладение. Закрепощение было завершено при династии Комненов. Налоговое бремя, ложившееся на крестьян, все более возрастало, что вело к их обнищанию. Это не могло не сказаться отрицательно на состоянии рынка. Его развитие во второй половине XII в. начинает замедляться в связи со снижением покупательной способности крестьян. В последней четверти XII в. усиливается процесс пауперизации и люмпен-пролетаризации части городского населения, что особенно остро проявлялось в Константинополе.

В империи появились мощные тенденции к феодальной децентрализации страны. Растущая изоляция и слабость Константинополя были во многом учтены крестоносцами и венецианцами, видевшими реальную возможность превратить столицу в центр своего господства в Восточном Средиземноморье.

В начале XIII в. римский папа Иннокентий III призвал Европу к очередному крестовому походу, который оказался весьма своеобразным. На этот раз крестоносцы направились не против турок или других мусульман, а против христианской Византии. В этом значительную роль сыграла Венеция, торговавшая выгодно с Египтом, который находился во владениях турецкого султана (куда кстати и предполагалось идти крестоносцами) Венеция была заинтересована в ослаблении Византии.

Воспользовавшись междоусобной борьбой в новой династии Ангелов, крестоносцы захватили в 1204 г. Константинополь и создали на южной части Балканского полуострова государство под названием Латинской империи.

“Латинские”, т. е. западноевропейские феодалы беспощадно грабили местное византийское население. Византийская империя распалась на ряд государств: греческое Эпирское царство на Западе, Никейская империя в Малой Азии и др. Никейская империя стала центром консолидации греческих сил и борьбы за ликвидацию Латинской империи, которая распалась на фактически самостоятельные области — венецианские владения, Фессалоникское королевство, Афинское герцогство, княжество Ахейское.

Государство и право Византии

Византийское государство прошло в своем развитии несколько этапов:

I-этап (IV- середина VII вв.) – разложение рабовладельческого строя, зарождение раннефеодальных отношений. В этот период в наследство от Римской империи в Византии осталась централизованная власть, развитый бюрократический аппарат. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках императора (василевса). Совещательным органом при императоре был Сенат.

II-ой этап (конец VII — XII вв.) – характеризуется интенсивным развитием феодальных отношений. Это период неограниченной императорской власти. Византия в начале этого периода – это преимущественное греческое государство, в XI-XII вв. – это греко-славянское государство. В IX в. возросло влияние церкви. Она стала претендовать на равноправие со светской властью, призывала к активной христианизации соседних с Византией государств. В XI в. наметился раскол между восточными западными церквами. Окончательное разделение церкви на православную (греко-кафолическая) и католическую (западно-римская).

III этап (XIII-XVв.) – период кризиса империи, упадка центральной власти, углубления феодальных отношений, усиления процесса феодальной раздробленности, который завершился распадом государства в результате турецкой военной агрессии.

После разделения Римской империи в 395 г. на Восточную и Западную, именно Восточная Римская империя еще долгое время была хранителем государственно-правового наследия античности. Ее культура, быт, государственно-правовые институты во многом были восприняты Болгарией, Сербией, Киевской Русью и Грузией.

В то время, как Западно-римская империя пала под ударами варваров, Византия (где кризис рабовладельческого хозяйства протекал слабее) выстояла.

Все свободное население Византии в 4-5 в. делилось на сословия. Высшим сословием было сенаторское, а также провинциальная земельная знать. В Византии сохранились и развивались города как центры ремесла и торговли, что повлияло на формирование богатой городской верхушки.

С развитием христианства возникла жесткая иерархия церковных санов. В результате борьбы различных течений в христианстве господствующим в Византии стало православие.

Состав эксплуатируемого населения также был не одинаков.

В Византии долгое время сохранялось общинное земледелие. Свободные крестьяне обладали правом коллективной собственности на землю общины. Они платили налоги непосредственно государству.

Из римского права перешел институт колоната. Колоны разделялись на свободных и «приписных». Колоны-арендаторы платили налоги и пошлины своим господам.

На нижней ступени социальной лестницы стояли рабы. Однако с развитием феодальных отношений их роль в хозяйстве стала уменьшаться, на смену рабству приходили иных способы эксплуатации. Постепенно стали пресекаться попытка обращения свободных в рабов.

На втором этапе своего развития в Византии социальный состав общества стал еще более разнороден:

— сановные светские и церковные чины,

— местная военная и служилая знать,

— общинная и городская верхушка,

— свободные общинники,

— зависимое крестьянство.

В среде зависимого крестьянства наметилась определенная дифференциация. Часть крестьян прикреплялась к земле, собственником которой был император – государственные крестьяне, другие – к земле отдельных феодалов. Такие крестьяне лишались свободы передвижения и платили следующие виды налогов:

— подушный налог,

— поземельный налог,

— государственную хлебную ренту,

— налог на скот.

Количество частнособственнических крестьян с углублением феодальных отношений увеличивалось. Такие крестьяне назывались париками. Они не имели права собственности на землю, а владели землей на праве пожизненно наследуемого владения. Парики выплачивали своему господину ренту в отработочной, натуральной и денежной формах. В отличие от государственных крестьян, он не были прикреплены к земле до XIII-XIV в.

Государственный строй

Во главе государства стоял император, наследник римских цезарей. Он обладал все полнотой власти: исполнительной, законодательной и судебной. Установленного порядка престолонаследия не было, так как право на корону давало не происхождение, а «божественное избрание». Из-за отсутствия установленного порядка престолонаследия император был вынужден считаться с «общими законами» империи. Его избирал сенат совместно с «народом Константинополя» и армией.

Серьезной общественной силой стали в 5 в.

§ 5. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ВИЗАНТИИ

своеобразные политические партии – димы, важнейшими из которых были венеты (возглавлялись сановной знатью) и прасины (отражали интересы торгово-ремесленных верхов).

Император частично делил свои властные полномочия с константинопольским сенатом, в котором могли рассматриваться любые дела империи. Сила сената во многом определялась его составом, членами которого были представители самой богатой верхушки византийского общества.

С VIII в. начинается новое укрепление власти императора. Димы практически утратили свое влияние, роль сената практически сводится на нет.

Единственно серьезной силой, конкурирующей с императором за власть, осталась православная (греческая) церковь. Однако императору предоставлялось право утверждать патриарха и низлагать неугодного, что определенным образом сдерживало независимость церкви.

В Византии на основных этапах развития государства характерно наличие огромного бюрократического аппарата.

Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете, который был высшим органом при императоре. Высшими чиновниками Государственного совета являлись:

— два префекта претория,

— префект Константинополя, являвшийся председателем сената

— магистр – начальник дворца,

— квестор — главный юрист и председатель Государственного совета.

Квестор и магистр осуществляли непосредственное управление делами империи при помощи чрезвычайно огромного бюрократического аппарата. Отраслевая направленность отдельных ведомств была выражена не четко, что провоцировало дублирование функций друг друга.

Византийское право характеризовалось параллельным действием норм церковного и светского права, объединявшихся в особых сборниках – «Номоканонах».

Византийское право выросло непосредственно из римского права. Но поскольку римское право было рабовладельческим по сути, а Византия со временем стала феодальным государством, византийские правовые институты изменялись, приспосабливаясь к новым социально-экономическим отношениям.

В Византии впервые были предприняты попытки кодифицировать римское право в целом. В VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана был создан фундаментальный труд – Свод законов Юстиниана, состоявший из 50 книг.

Кроме римского классического права на византийское право оказало большое значение обычное права, распространившееся в восточных провинциях. Под влияние восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство.

Большая роль церкви в Византии проявлялась даже в частных ссылках в правовых документах на священные книги. Подобно древневосточному праву, некоторые правовые институты начинают трактоваться в религиозном духе или этическом духе. Например, используются традиционные для римского права понятия «право» и «правосудие», однако последнее в византийском праве трактуется как справедливость в духе христианской морали.

Основными памятниками византийского права считается «Эклога» (середина VIII в.), «Прохирон» (879 г.), «Василики» (890 г.).

Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 132;

admin