Государственный кредит выполняет функции

Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит представляет собой довольно специфическое звено государственных финансов. Он не имеет ни отдельного финансового фонда (средства, мобилизуемые с его помощью, проходят, как правило, через бюджет), ни отдельного органа управления. Вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства и поэтому выделяется в отдельное звено.

Государственный кредит по своей экономической сущности — это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Основная классическая форма кредитных отношений, когда государство выступает заемщиком средств.

Будучи кредитором, государство за счет средств бюджета предоставляет на платной основе при условии обязательного возврата кредиты юридическим и физическим лицам.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых на себя физическими или юридическими лицами, оно является гарантом (условный государственный кредит). Поскольку государственные гарантии, как правило, распространяются на недостаточно надежных заемщиков, то они приводят к росту расходов из централизованных денежных фондов.

В сфере международных экономических отношений государство может выступать как в роли заемщика, так и кредитора.

Как экономическая категория государственный кредит сочетает в себе финансовые и кредитные отношения. Как звено финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит является обратным, срочным и платным. Вместе с тем между государственным и банковским кредитом, как классической формой кредитных отношений, существуют существенные различия.

Государственный кредит — это отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта. В сферу государственно-кредитных отношений поступают часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные средства населения и предприятий, однако при определенных условиях населения и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита становятся средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена ​​постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных фондов. Регулирования экономики, социальная политика государства, выполнение ею своих функций по обороне страны и управления требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств требует и международная деятельность государства. Однако доходы государственного бюджета всегда ограничены. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к государственному кредиту.

Назначение государственного кредита проявляется прежде всего в том, что он является средством мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов. В случае недостаточности государственного бюджета дополнительно мобилизованные финансовые ресурсы используются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. В случае положительного бюджетного сальдо мобилизованы с помощью государственного кредита средства используются непосредственно для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может стать важным фактором ускорения социально-экономического развития государства.

Государственный кредит является источником увеличения доходов владельцев ценных бумаг, достигается через выплату процентов и выигрышей по государственным займам.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции:

— Распределительную;

— Регулирующую;

— Контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита обеспечивается формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Будучи заемщиком государство мобилизует дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых страну государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита и занимают второе место (после налогов) в формировании доходов бюджета.

Сущность регулирующей функции государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

Функции государственного кредита как финансовой категории

Государство регулирует денежное обращение, размещая облигации государственного займа среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансированы производственные расходы, например инвестиции, состоится абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования расходов на выплату заработной платы, например учителям, врачам, количество наличной денежной массы в обращении останется неизменной, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Контрольная функция государственного кредита органически переплетается с контрольной функцией финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории:

1) эта функция тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, так как предусматривает возврат и возмещение полученных средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными учреждениями.

Контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 263;

Сущность и функции кредита

Сущность и функции кредита являются неотъемлемыми понятиями, характеризующими частные, государственные и международные кредитные отношения.

Кредит – это займ, выраженный в денежном или товарном эквиваленте, предоставляемый на условиях обязательной возвратности, срочности и платности. Благодаря кредиту возникает возможность приобретения товара не за наличные деньги, а при помощи рассрочки платежа.

Как и во всех экономических категориях, функции кредита выражают его сущность, имеют объективный характер и показывают взаимодействие экономических субъектов с внешним окружением (международный кредит или государственный).

Какие функции выполняет кредит

Независимо от того, международный это или государственный займ, в экономике кредит выполняет функции:

  • перераспределения денежного капитала;
  • экономии нехватки денежной массы в обращении;
  • замещения наличных кредитными средствами;
  • ускорении концентрирования капитала;
  • стимулировании развития производственных сил.

Далее рассмотрим детально основные функции кредита, среди которых выделим перераспределительную, эмиссионную и контрольную.   

Перераспределительная функция кредита

Перераспределительная функция кредита заключается в перемещении денежных ресурсов между субъектами экономической деятельности на возвратной основе. Благодаря перераспределению в сфере экономики появляется возможность перенаправить денежные средства из одних звеньев процесса воспроизводства в другие, что помогает ускорить расширение производства и оборот капиталовложений.

Функции государственного кредита

Также свободные денежные средства путем кредитования направляются в ту сферу производства, на продукцию которого прогнозируется повышение спроса и, следовательно, увеличения прибыльности.

Эмиссионная функция кредита

Коммерческое кредитование способствует появлению (имитированию) новых денежных средств. Банки быстро реагируют на потребность в денежной эмиссии, поэтому оперативно наращивают платежную массу. Центральный банк и вся банковская система эмитируют деньги на кредитной основе. Процесс кредитования и рефинансирования банков Центральным банком определяет масштаб выпуска денежных средств в оборот, а погашение задолженности по полученным кредитам способствует изъятию денежной массы из оборота.

Контрольная функция кредита

Для обеспечения мониторинга за соблюдением принципов и условий кредитования субъектами кредитных соглашений выполняется контрольная функция кредита. Контрольная функция является стимулирующим инструментом, который оказывает административно-волевое влияние на контрагента. Таким образом благодаря данному виду мониторинга проверяется соблюдение условий кредитного договора, кредитоспособность заемщика, прогноз рисков перед выдачей кредита.

Функции международного кредита

Международный кредит – элемент макроэкономических отношений, связанных с движением ссудного капитала, основной целью которых является предоставление товарных и валютных ресурсов с условием обязательной возвратности, обеспеченности, срочности и уплаты процентных ставок.

Международный кредит имеет важные для экономики функции, суть которых заключается:

  • в снижении издержек обращения во время международных расчетов благодаря использованию кредитных средств (переводов, чеков, векселей) и ускорению обработки безналичных платежей;
  • перераспределении между государствами ссудного капитала, который обеспечивает потребности расширенного воспроизводства;
  • регулировании экономической деятельности;
  • ускорении централизации капитала за счет иностранного кредитования.

Функции государственного кредита

Функции государственного кредита заключаются в распределении, регулировании и контроле денежных ресурсов страны.

Распределение позволяет сформировать государственные централизованные денежные фонды, принципом действия которых является срочность, возвратность и возмездность. При помощи данной функции налоговая нагрузка на налогоплательщиков распределяется во времени более равномерно. Когда бюджет финансируется благодаря государственным займам, погашение кредита идет постепенно за счет регулярных поступлений денежных средств от налогоплательщиков.

Регулирующая функция помогает вести финансовую политику. Государство имеет влияние на денежное обращение, производственную деятельность и занятость населения, которые обеспечивают эффективность использования бюджетной ссуды.

Контрольная функция позволяет осуществлять мониторинг целевого использования средств, сроков их возврата и своевременности выплаты денежных средств по процентным ставкам.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функций финансов: распределительную, регулирующую и контрольную функцию.

Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов государства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы служат основным источником финансирования бюджетного дефицита. Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами? Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет то же финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги служат основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием, государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше долг, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, служат важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995г. Кредиты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996г.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство.

29 Государственный кредит. Сущность, функции и значение государственного кредита

В том случае если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками по соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

  1. она очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  2. охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  3. осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующею. Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. В странах развитой рыночной экономикой займы являются основными источниками финансирования бюджетного дефицита.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С помощью этой функции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности. В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты и для погашения процентов по задолженности.

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате.

Регулирующая функция государственного кредита выражается в том, что государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

12 гос внебюджетные фонды и их формирование

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Однако обособленность государственных внебюджетных фондов не исключает в необходимых случаях консолидирования их в государственном бюджете.

Внебюджетные фонды — одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Необходимость образования государственных внебюджетных фондов заключается в следующем.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности. Приложение. Схема №1.

Внебюджетные фонды — один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

— запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

— денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

— формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

— страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются

государством и являются обязательными;

Согласно ст.144 "Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

— Пенсионный фонд Российской Федерации;

— Фонд социального страхования Российской Федерации;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

— Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (с 2000 года Государственный фонд занятости населения не формируется).

13 Пенсионный фонд Российской Федерации — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска — утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи — смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся — длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.
Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, средства которого не входят в состав федерального бюджета, не могут использоваться на другие цели и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд начал свое функционирование в 1991 г. (до того пенсионное обеспечение граждан осуществлялось за счет средств Государственного бюджета СССР), и главной причиной возникновения Пенсионного фонда РФ была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов по выплате пенсий в специальную группу и обеспечение их целевыми, закрепленными за этими расходами самостоятельными источниками доходов. Он входит в одно из звеньев сферы государственных финансов и является основной материальной базой пенсионной системы Российской Федерации.
В соответствии с проводимой в России реформой пенсионного обеспечения существенно изменился порядок формирования доходов и направления расходования средств этого фонда.

Основные группы доходов Пенсионного фонда Российской Федерации и направления их использования Источник доходов Пенсионного фонда Российской Федерации
Части трудовой пенсии
Пенсии
Виды пенсий

По обязательному пенсионному страхованию
Базовая
Страховая
Накопительная
Часть ЕСН, за-числяемая в доход федерального бюджета
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенси-онного фонда РФ
По старости По инвалидности
По случаю потери кормильца1
По обязательному пенсионному обеспечению
Средства федерального бюджета
За выслугу лет По старости По инвалидности

14, Ключевой задачей, которую должен выполнять финансовый рынок является прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.

Финансовый рынок — это сфера реализации финансовых активов и экономических отношений между продавцами и покупателями этих активов.

В роли финансовых активов могут выступать деньги в национальной или иностранной валюте, ценные бумаги в национальной и иностранной валюте, объекты недвижимости, драгоценные металлы и камни (за исключением ювелирных и бытовых изделий из них и лома этих изделий), депозиты и кредитные капиталы в национальной и иностранной валюте.

Финансовый рынок — это также механизм перераспределения капитала между кредиторами и заёмщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике он представляет собой совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов), направляющих поток денежных средств от собственников к заёмщиком и обратно.

Таким образом, цель работы — рассмотреть особенности функционирования финансового рынка.

Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие финансового рынка и его функции

2. Изучить основных участников финансового рынка

3. Исследовать структуру современного финансового рынка

4. Определить общий механизм функционирования финансового рынка.

Структура работы представлена введением, основной частью, заключением и списком использованных источников.

1. Понятие финансового рынка и его функции

Финансовая деятельность предприятия неразрывна, связана с функционированием финансового рынка, развитием его видов и сегментов, состоянием его конъюнктуры. В наиболее общем виде финансовый рынок представляет собой рынок, на котором объектом покупки — продажи выступает разнообразные финансовые инструменты и финансовые услуги.

Финансовый рынок представляет собой чрезвычайно сложную систему, в которой деньги и другие финансовые активы предприятий и других его участников обращаются самостоятельно, независимо от характера обращения реальных товаров. Этот рынок оперирует многообразными финансовыми инструментами, обслуживается специфическими финансовыми институтами, располагает довольно разветвлённый и разнообразной финансовой инфраструктурой.

В экономической системе страны, функционирующей на рыночных принципах, финансовый рынок играет большую роль, которая определяется следующими основными его функциями:

  • активной мобилизацией временно свободного капитала из многообразных источников. Этот свободный капитал, находящийся в форме общественных сбережений, т.е. денежных и других финансовых ресурсов населения, предприятий, государственных органов, не истраченных на текущее потребление и реальное инвестирование, вовлекается через механизм финансового рынка отдельными его участниками для последующего эффективного использования в экономике страны.
  • эффективным распределением аккумулированного свободного капитала между многочисленными конечными его потребителями. Механизм функционирования финансового рынка обеспечивает выявление объема и структуры спроса на отдельные финансовые активы и своевременное его удовлетворение в разрезе всех категорий потребителей, временно нуждающихся в привлечении капитала из внешних источников.
  • определением наиболее эффективных направлений использования капитала в инвестиционной сфере.

Сущность и функции государственного кредита

Удовлетворяя значительный объем и обширнейший круг инвестиционных потребностей хозяйствующих субъектов, механизм финансового рынка через систему ценообразования на отдельные инвестиционные инструменты выявляет наиболее эффективные сферы и направления инвестиционных потоков с позиций обеспечения высокого уровня доходности используемого в этих целях капитала.

  • формированием рыночных цен на отдельные финансовые инструменты и услуги, наиболее объективно отражающим складывающееся соотношение между их предложением и спросом. Рыночный механизм ценообразовании совершенно противоположен государственному, хотя и находится под определенным воздействием государственного регулирования. Этот рыночный механизм позволяет полностью учесть текущее соотношение спроса и предложения по разнообразным финансовым инструментам, формирующее соответствующий уровень цен на них; в максимальной степени удовлетворить экономические интересы продавцов и покупателей финансовых активов.
  • осуществлением квалифицированного посредничества между продавцом и покупателем финансовых инструментов. Такие финансовые посредники хорошо ознакомлены с состоянием текущей финансовой конъюнктуры, условиями осуществления сделок по различным финансовым инструментам и в кратчайшие сроки могут обеспечить связь продавцов и покупателей. Финансовое посредничество способствует ускорению не только финансовых, но и товарных потоков, обеспечивает минимизацию связанных с этим общественных затрат.
  • формированием условий для минимизации финансового и коммерческого риска. Финансовый рынок выработал свой собственный механизм страхования ценового риска (и соответствующую систему специальных финансовых инструментов), который в условиях нестабильности экономического развития страны и конъюнктуры финансового и товарного рынков позволяют до минимума снизить финансовый и коммерческий риск продавцов и покупателей финансовых активов и реального товара, связанный с изменением цен на них. Кроме того, и системе финансового рынка получило широкое развитие предложение разнообразных страховых услуг.
  • ускорением оборота капитала, способствующим активизации экономических процессов. Обеспечивая мобилизацию, распределение и эффективное использование свободного капитала, удовлетворение в кратчайшие сроки потребности в нем отдельных хозяйствующих субъектов, финансовый рынок способствует ускорению оборота используемого капитала, каждый цикл которого генерирует дополнительную прибыль и прирост национального дохода в целом.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 204 | Нарушение авторского права страницы

Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит представляет собой довольно специфическое звено государственных финансов. Он не имеет ни отдельного финансового фонда (средства, мобилизуемые с его помощью, проходят, как правило, через бюджет), ни отдельного органа управления. Вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства и поэтому выделяется в отдельное звено.

Государственный кредит по своей экономической сущности — это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Основная классическая форма кредитных отношений, когда государство выступает заемщиком средств.

Будучи кредитором, государство за счет средств бюджета предоставляет на платной основе при условии обязательного возврата кредиты юридическим и физическим лицам.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых на себя физическими или юридическими лицами, оно является гарантом (условный государственный кредит). Поскольку государственные гарантии, как правило, распространяются на недостаточно надежных заемщиков, то они приводят к росту расходов из централизованных денежных фондов.

В сфере международных экономических отношений государство может выступать как в роли заемщика, так и кредитора.

Как экономическая категория государственный кредит сочетает в себе финансовые и кредитные отношения. Как звено финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит является обратным, срочным и платным. Вместе с тем между государственным и банковским кредитом, как классической формой кредитных отношений, существуют существенные различия.

Государственный кредит — это отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта. В сферу государственно-кредитных отношений поступают часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные средства населения и предприятий, однако при определенных условиях населения и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита становятся средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена ​​постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных фондов. Регулирования экономики, социальная политика государства, выполнение ею своих функций по обороне страны и управления требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств требует и международная деятельность государства. Однако доходы государственного бюджета всегда ограничены. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к государственному кредиту.

Назначение государственного кредита проявляется прежде всего в том, что он является средством мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов. В случае недостаточности государственного бюджета дополнительно мобилизованные финансовые ресурсы используются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. В случае положительного бюджетного сальдо мобилизованы с помощью государственного кредита средства используются непосредственно для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может стать важным фактором ускорения социально-экономического развития государства.

Государственный кредит является источником увеличения доходов владельцев ценных бумаг, достигается через выплату процентов и выигрышей по государственным займам.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции:

— Распределительную;

— Регулирующую;

— Контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита обеспечивается формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Будучи заемщиком государство мобилизует дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых страну государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита и занимают второе место (после налогов) в формировании доходов бюджета.

Сущность регулирующей функции государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая облигации государственного займа среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос.

1.2 Функции государственного кредита

Тогда, если за счет кредита профинансированы производственные расходы, например инвестиции, состоится абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования расходов на выплату заработной платы, например учителям, врачам, количество наличной денежной массы в обращении останется неизменной, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Контрольная функция государственного кредита органически переплетается с контрольной функцией финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории:

1) эта функция тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, так как предусматривает возврат и возмещение полученных средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными учреждениями.

Контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 261;

admin