Государственный долг это сумма

Введение

1 Государственный долг

2 Внешний государственный долг

3 Управление государственным долгом

3.1 Экономические последствия государственного долга

3.2 Ограничения на заимствование

3.3 Прогнозирование объемов заимствования и развития долговой ситуации

3.4 Расчет лимитов предоставления правительственных гарантий

Заключение

Список использованной литературы:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Введение

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе.

Государственный долг 8 (стр. 1 из 5)

Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.

Государственные финансы играют важнейшую роль в перераспределении национального дохода, развитии общественного воспроизводства, формировании экономической структуры общества, совершенствовании производственных сил. Финансовые ресурсы государства используются для осуществления социальных программ, содержания государственного аппарата и вооруженных сил, осуществления внешнеэкономической деятельности.

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет.

Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного устройства. Эта система формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей, характеризующих то или иное государство.

Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства.

Государственный долг — это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний государственный долг. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный — представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг — это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.

1 Государственный долг

Государственный долг — это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний государственный долг. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный — представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг — это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.

Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета.

Наличие внутреннего государственного долга не является исключением в экономике, а в большей степени — правилом: экономически развитые страны имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые взаймы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия внутреннего долга в виде необходимости уплаты процентов по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развития экономики страны. Утечек национального дохода и богатства при нарастании внутреннего долга не происходит, что, конечно, не исключает ряда негативных последствий, связанных с перераспределением доходов, которые сводятся к следующим:

1. Погашение задолженности и выплата процентов производятся за счет бюджетных средств, то есть за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества.

2. При действиях государства по уменьшению госдолга путем увеличения налогов включаются макроэкономические зависимости: сокращение совокупного спроса ведет к уменьшению равновесного чистого национального продукта, снижаются стимулы к вложению средств со стороны предпринимателей, сокращается инвестирование средств в экономику.

3. Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Данное явление вызвано тем, что государство, выходя на ссудный рынок с целью покрытия дефицита бюджета или долга, усиливает конкуренцию на денежном рынке, в результате чего увеличиваются процентные ставки на денежный капитал. Это лишает частный сектор части инвестиций, а снижение инвестиционных расходов уменьшает равновесный чистый национальный продукт.

Негативный эффект подобных действий может быть ограничен, если государство направит отвлеченные с денежного рынка средства в инвестиционные товары, а не на потребительские цели, если экономика функционировала не при полной занятости.

В практике Казахстана дефициты бюджетов и государственный долг существенно отличаются по формам финансирования и вызываемым последствиям. Значительная часть государственного долга представлена в форме задолженности по государственным казначейским обязательствам, представляющим своеобразную «финансовую пирамиду», выстраиваемую правительством. Суммы, заимствованные государством под действующий высокий дисконт (оседавший в качестве дохода коммерческих банков и других структур), постоянно увеличивают внутреннюю задолженность.

К другим формам внутреннего государственного долга относятся:

— задолженность Национальному банку по ранее полученным кредитам для покрытия бюджетного дефицита;

— долг по займам у населения, хозяйствующих субъектов, оформленный выпуском облигаций и других ценных бумаг

В Казахстане, с начала его самостоятельного развития, были своеобразные формы внутреннего государственного долга:

списанная задолженность бюджета по возмещению разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, сырье для легкой промышленности и выплатам дифференцированных надбавок к закупочным ценам на сельхозпродукцию, что явилось результатом ценовых диспропорций в условиях административных методов распределения;

списанная задолженность сельскохозяйственных предприятий и организаций водного хозяйства по ссудам банков вследствие бесхозяйственности, нарушения принципов кредитования и хозрасчетных методов хозяйствования;

накопленная задолженность в форме так называемых «директивных» кредиторов, а также по обслуживанию и погашению обязательств внутриреспубликанского зачета. Директивные кредиты выдавались Национальным банком под гарантии Министерства финансов предприятиям и отраслям для поддержания их хозяйственной деятельности в условиях кризиса. Внутриреспубликанский зачет проводился для погашения взаимных долгов предприятий и организаций по дебиторской и кредиторской задолженности. В связи с негативными последствиями по результатам использования директивных кредитов и взаимозачетов эти формы внутреннего кредитования в дальнейшем не используются.

2 Внешний государственный долг

Внешний государственный долг — сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащая погашению в установленные сроки. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного долга становится опасным. Привлечение во все больших масштабах внешних займов может привести — а также уже случалось с рядом стран — к экономической и политической зависимости от стран-кредиторов.

Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели -относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение менее 18%; умеренным -18-30%. Другими показателями такой характеристики являются:

отношение валового внешнего долга к ВВП — менее 48% -низкая, 48-80% — умеренная задолженность;

Закон

Государственный долг — это сумма предшествующих государственных расходов или бюджетных дефицитов?

26 октября 2016

Все люди знакомы с понятием имущественный долг: кредиты в банках, рассрочки в магазинах и т.д.

А у кого занимает государство и зачем? Выгодно ли одалживать правительству? Что означает понятие «государственный долг»? Это сумма предшествующих займов или трат? Мы постараемся разобраться в этом далее.

Понятие о бюджете

Государственный долг – это сумма предшествовавших бюджетных дефицитов.

Это одно из определений. Ключевое понятие в нем – бюджет. Это сумма всех расходов и доходов государства.

Государственный долг Государственный долг это сумма

Источниками его пополнения служат:

  • Прямые налоги: НДФЛ, на прибыль, Единый сельскохозяйственный и т.д.
  • Косвенные – акцизные сборы при покупке различных товаров: сигарет, алкогольной продукции, иностранных автомобилей. Завтра список может пополниться различными газировками, энергетическими напитками, чипсами, так как власти на высших уровнях это обсуждают.
  • Лицензионные сборы.
  • Штрафы, пени и др.

Виды бюджета

Эти деньги попадают в государственный бюджет, и затем в зависимости от суммы планируются внутренние и внешние расходы.

От успешности проводимой политики бюджет может быть:

  • Профицитным – доходы больше расходов.
  • Сбалансированным – равные показатели.
  • Дефицитным – доходы меньше расходов.

Считается, что идеальным считается сбалансированный бюджет, который говорит о взвешенной политике государства и грамотном управлении.

Видео по теме

Причины дефицита бюджета

Отсюда и возникает понятие государственный долг – это сумма предшествовавших расходов, которые были выше доходов. Причины тому могут быть различные:

  • Изменение ситуаций на рынке, например, падение нефти в два раза.
  • Смена власти в стране, и, как следствие, неграмотное управление финансами.
  • Увеличение финансовых социальных обязательств, связанных, например, с резким демографическим бумом населения и др.

Как мы уже сказали, государственный долг – это сумма предшествующих бюджетных дефицитов. Но он может увеличиться и предстоящими расходами. Что это значит? Бюджет страны очень долго планируется на следующие годы. В России он принимается на несколько лет. Правительство уже сегодня знает, сколько оно должно потратить завтра: пенсии, зарплаты бюджетникам, государственные заказы и т.д.

Это значит, что сегодняшний государственный долг – это сумма предшествующих государственных расходов, которые должны быть выше, чем были доходы за предыдущее время. Нельзя забывать, что в силу определенных причин он может вырасти в ближайшие годы. Чтобы понять все механизмы, как государство балансирует в этой ситуации, перейдем к понятию "облигации федерального займа" (ОФЗ). Подробнее об этом далее.

Облигации федерального займа (ОФЗ)

Облигации федерального займа – это ценные бумаги, которые котируются на Московской бирже. Фактически это долговые расписки, которые государство выдает под определенный процент. В ходе различных процедур они попадают на биржу, где через посредничество трейдеров и биржевых брокеров любой инвестор может их приобрести. Цель – увеличение капитала с минимальными рисками под гарантии государства. Конечно, оно тоже может обмануть, кто жил в 1998 году знают такое понятие, как дефолт — отказ платить по своим обязательствам. Несмотря на это властям доверяют больше, чем коммерческим предприятиям, которые могут оказаться банкротами в любой день.

Облигации федерального займа представляют собой своеобразные расписки на предъявителя. За их честностью следит биржа. Инвесторы сегодня покупают долги, за которые через определенное время можно получить доход. Существуют ОФЗ, по которым выплаты должны производиться через 20-30 лет. Их владельцы, как правило, получают ежегодные бонусы (купоны).

Мы уже сказали выше, что государственный долг — это сумма предшествующих расходов. Но откуда берутся деньги? Кто занимает государству? Один из источников – ОФЗ. То есть бюджет уже запланирован на выплаты по обязательствам на следующие годы, но прогнозы его ухудшились. В этом случае Минфин на правах эмитента с помощью Центробанка пытается пролонгировать, то есть отсрочить выплаты по долгам. Он предлагает более выгодные купоны (проценты) по облигациям и повышает их номинальную стоимость (сумму, предъявляемую по обязательствам в конце расчетного периода).

Итак, государственный долг — это сумма предшествующих дефицитов бюджета.

Виды государственного долга

В зависимости от источников денежных займов государственный долг подразделяется на:

Внутренний формируется за счет продаж ОФЗ на Московской бирже. О том, что такое облигации, мы уже сказали. Внешний долг может формироваться из разных источников. Основные из них:

  • Международный Валютный Фонд — крупнейший кредитор государств на планете. Организация создана частными спонсорами, но активно сотрудничает с ООН и Евросоюзом.
  • Международные банки.
  • Другие государства.
  • Облигации на международных торговых площадках.

Любой государственный долг в иностранной валюте автоматически считается внешним, так как власти и ЦБ РФ не могут его урезать различными финансовыми инструментами: девальвацией, инфляцией, деноминацией и т.д.

Государственный долг России сегодня

Мы уже сказали, что государственный долг – это сумма предшествующих дефицитов бюджета, но какова его сумма сегодня.

На октябрь 2015 года Правительство России должно 7,4 трлн рублей по внутреннему долгу, а к середине 2016 года эта сумма увеличилась до 7.9 трлн рублей.

Внешний долг составляет 7 млрд долларов, что является ничтожно малым, по сравнению с ВВП страны. Однако власти заявили об активном заимствовании средств на международных биржах, а также на внутреннем рынке.

Для примера, долг США – 19 трлн долларов. Сумма, кажется, внушительная, но она составляет 109% ВВП страны. Если бы Россия имела такой долг, то, учитывая макроэкономические показатели, мы бы выплачивали его несколько поколений.

Дефолта не будет?

Перед тем, как утверждать о дефолте той или иной страны, необходимо соотнести уровень ВВП страны, объем долга и обслуживание по нему.

Ситуацию на российском рынке усугубляют долги крупных корпораций. Формально эти цифры не входят в долг государственного бюджета, но фактически власти спонсируют эти предприятия, а многие из них напрямую влияют на наше благополучие. На начало 2016 года долг корпораций составлял 599 млрд долларов, что намного ощутимее 7 млрд. Учитывая секторальные санкции Запада, можно говорить, что эти компании не могут теперь кредитоваться у зарубежных банков, а, значит, рефинансировать, отсрочить свои долги. Если ситуация не изменится в скором времени, то компании начнут объявлять дефолт одна за одной. Это приведет к ухудшению рейтинга доверия в стране, так как никто больше не захочет вкладывать в предприятия, которые могут просто исчезнуть.

Вывод

Итак, государственный долг – это сумма, которую должно правительство страны инвесторам с целью покрытия дефицита бюджета за прошлые годы. Надеемся, что статья оказалась полезной и информативной.

Комментарии

Похожие материалы

Финансы
Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней или способ государственного влияния на систему рыночных отношений?

Одним из главных условий для полноценного существования современного государст…

Закон
Государственные расходы

Абсолютно любая современная страна имеет свои государственные расходы, которые зачастую направлены на приобретение тех полезных ископаемых, необходимых продуктов и благ, которые попросту невозможно обнару…

Новости и общество
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): председатель, депутаты

Как и каждое государственное образование внутри Российской Федерации, Республика Саха (Якутия) использует свое право на самоуправление. Одним из путей выражения этого права является наличие собственного законодательно…

Новости и общество
Мультипликаторы государственных расходов. Государство и экономика

В статье ниже мы постараемся рассмотреть мультипликативную теорию государственных расходов, которая во времена популярности кейнсианских учений вызвала немало резонансов и споров. Тема будет интересной всем, кто нерав…

Бизнес
Списание ГСМ. Расходы или прибыль?

Несмотря на различные убеждения и теории, весь мир сегодня зависим от нефти. Она является неотъемлемым компонентом для большинства окружающих нас вещей. Основным среди них является топливо, которое каждый год только д…

Дом и семья
Кварцевые часы — это… Какие часы лучше — кварцевые или механические?

Выбор часов может стать непростой задачей. Сегодня на рынке представлено огромное количество моделей. Как не растеряться среди этого разнообразия? Какие лучше — кварцевые или механические часы?

Дом и семья
Кринолин, что это: красивый вариант оформления платья или просто прихоть?

Кринолин – что это такое, вы знаете? А как его носить? Кринолин – это жесткая форма, предназначенная для придания юбке нужной пышности. Вечерние платья с использованием такой формы необычайно величественны…

Домашний уют
Вафельница: отзывы хозяек. Это нужная и востребованная вещь или пустая трата денег? Какую вафельницу купить?

У многих со времен детства остались приятные воспоминания: сладкие запахи из кухни, вкусные, хрустящие трубочки, которые готовит мама на вафельнице. Пытаясь повторить это блюдо, хозяйки ищут приспособление для выпечки…

Духовное развитие
Ковчег — это… Правдивая история о Ное, или очередная сказка предков?

Ноев ковчег — что это: правда или вымысел? Приверженцы Библии считают, что эта история основана на реальных фактах, в то время как их оппоненты заверяют: «Это всего лишь очередная сказка на ночь».

Еда и напитки
Полента – это блюдо из кукурузной крупы или муки

Полента – это кукурузная крупа или мука, заваренная водой и приготовленная особым образом. В Молдавии сходное блюдо называют "мамалыгой" и добавляют в него сливки или брынзу. В Италии полента – это то, что…

Государственный долг

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджет­ных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели ме­сто в стране.

Таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на оп­ределенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2002 г.) в отличие от дефицита государственного бюджета, который является пока­зателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период време­ни (за год).

Причиной появления и увеличения государственного долга является фи­нансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами по­крытия бюджетного дефицита).

Соответственно различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг (internal debt) — это совокупная задол­женность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.

Внешний государственный долг (external debt) — это суммарная задолжен­ность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

По абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной экономической проблемой он является. Если сумма долга соста­вляет незначительную долю ВВП (даже несмотря на его большую абсолют­ную величину) и экономика динамично развивается, выплата самого долга и процентов по долгу не является непосильным бременем для экономики.

Тема 11. Государственный долг

Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики является отношение абсолютной величины долга (D) к объему ВВП (Y) (доля долга в ВВП)

или более точный показатель отношения темпов роста долга (gD) к темпам роста ВВП (gY)

При низких темпах роста ВВП и низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую про­блему.

Опасность большого внутреннего государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться, так как оно обычно не пога­шает долг, а рефинансирует его, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых, т.е. строит финансовую пирами­ду. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы большого государственного внутреннего долга за­ключаются в том, что:

• снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

• перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

• усиливается неравенство в доходах;

• рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и снижению производствен­ного потенциала страны;

• создается угроза высокой инфляции в будущем;

• необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повы­шения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

• дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением;

• может появиться двойной дефицит (twin-debts), при котором дефицит государственного бюджета сочетается с дефицитом торгового баланса. Эти два вида дефицитов взаимообусловлены. Из тождества инъекций и изъятий I + G+ Ех = S + Т+ Iт следует, что (G — Т) = (S — I) + (Im — Ex). При невозможности финансирования роста дефицита государственного бюджета за счет внутренних сбережений приходится его финансировать за счет внешнего займа и увеличения дефицита торгового (платежного) баланса.

Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания и состо­ят в том, что:

• выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж, в результате снижаются произ­водственные возможности и эффективность национальной экономики;

• бремя выплаты долга перекладывается на будущие поколения, что мо­жет привести к снижению уровня их благосостояния;

• при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса (особен­но при режиме фиксированных валютных курсов) появляется угроза исто­щения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к ва­лютному кризису;

• возникает угроза долгового кризиса.

Тема 12. Фискальная политика

Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 952 | Нарушение авторского права страницы

5. Государственный долг: понятие, виды и последствия

Если в стране существует бюджетный дефицит, правительство вынуждено искать способы, чтобы его покрыть. В большинстве случаев оно занимает средства у населения, фирм, у других государств. Используя этот метод (долговое финансирование), правительство формирует государственный долг. Следовательно, государственный долг это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам.

Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг– это задолженность государства предприятиям, организациям и населению своей страны. Он выступает в форме кредитов, государственных займов и других долговых обязательств.

Внешний долг представляет собой задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам других стран. Он появляется в основном по двум причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний, а также путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Оба вида государственного долга негативно сказываются на экономике данной страны. Однако, по мнению экономистов, внешний долг более обременителен. Негативные последствия внешнего долга проявляются в том, что:

  • страна вынуждена отдавать другим странам в счет погашения долга ценные товары, сырье, оказывать услуги. Чаще всего погашение долга осуществляется за счет золотовалютных резервов. Кроме того, долг сопровождается уплатой по нему процентов, что значительно увеличивает первоначальную сумму долга;

  • Страна-кредитор диктует ряд условий не всегда приемлемых для страны-заемщика;

  • большой внешний долг подрывает международный авторитет страны.

При внутреннем долге, во-первых, происходит перераспределение национального дохода в пользу богатых слоев населения, ибо государственные ценные бумаги покупают в основном наиболее обеспеченные граждане страны. Налоги же, за счет которых обеспечивается выплата процентов по ценным бумагам, платят все. Таким образом, выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах населения. Во-вторых, процентные платежи обременительны для населения в целом, так как покрываются за счет увеличения налоговых платежей. Увеличение налоговых ставок вызывает социальную напряженность в обществе, снижает стимулы к трудовой деятельности, рождает неуверенность населения в завтрашнем дне.

В-третьих, внутренний долг может вызвать сокращение запаса капитала в экономике. Покупка населением, субъектами хозяйствования ценных бумаг сокращает возможность инвестирования денежных средств в производство, что в будущем приведет к уменьшению производственного потенциала.

Государственный долг и бюджетный дефицит взаимосвязаны, так как государственные займы являются важнейшим источником покрытия дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, т.к. правительство вынуждено брать кредит, чтобы возместить свои расходы. Следует отметить, что сегодня практически во всех странах наблюдается рост государственного долга. Объясняется это постоянной дефицитностью госбюджета.

admin