Государственный долг это сумма предшествовавших

БЮДЖЕТА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Дефицит госбюджета возникает, когда расходы бюджета превышают его доходы. Причины дефицита многообразны. Не исключены и неграмотные действия властей, осуществляющих траты, превышающие размеры налоговых поступлений. Но, как правило бюджетный дефицит является отражением неэффективной экономики, не способной обеспечить необходимый рост доходов.

Существует несколько способов финансирования госбюджета:

а) дополнительная эмиссия денег (монетизация), которая считается самым опасным путем погашения дефицита из-за лавинообразной инфляции;

б) превращения дефицита в государственный долг из-за обращения к кредитным учреждениям или выпуска займов;

в) увеличение налогового бремени;

г) сокращение государственных расходов.

Успешная борьба с дефицитом бюджета достижима только в том случае, если она способствует искоренению вызвавших его причин и ликвидации его негативных последствий. С этих позиций следует оценивать каждое из направлений его покрытия.

Бюджетный дефицит в малоэффективной экономике считается бомбой замедленного действия так как все способы его покрытия, провоцируют длительную стагнацию либо инфляционный взрыв.

Когда такой дефицит покрывается за счет нарастающего государственного долга, то государству может угрожать так называемая долговая ловушка, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.

Существуют различные концептуальные подходы к бюджетному дефициту: а) бюджет нуждается в ежегодном балансировании;

б) балансирование бюджета должно осуществляться в целом за срок промышленного цикла, при котором дефицит во время спада должен компенсироваться профицитом (превышение дохода государственного бюджета над его расходами) во время подъема; в) балансирование не является самоцелью фискальной политики государства, балансировать нужно не бюджет, а экономику.

Государственный долг– общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). Государственный долг может быть внешним и внутренним.

Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг –задолженность государств иностранным гражданам, фирмам, учреждениям.

Очень трудно дать количественную оценку бюджетного дефицита и государственного долга, их абсолютные размеры не могут служить надежными макроэкономическими показателями. Поэтому используют относительные показатели задолжности:

1. Показатель запаса (бремя долга)

Долг и Долг

ВНП Экспорт товаров и услуг

2. Показатели истока:

Сумма обслуживания долга и Долг

ВНП Экспорт товаров и услуг

3. Сравнительная динамика показателей

ВНП и Долг

Численность населения страны Численность населения страны

Под управлением государственным долгомпонимается набор мер по предотвращению или смягчению долгового кризиса. В их числе:

1) недопущение долговой ловушки;

2) эффективное использование средств заимствования, т.е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающий сам долг и проценты по нему;

3) поиск средств выплаты долга;

4) нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Основные способы погашения государственного долга:

1) отказ от долга или части его;

2) использование новых заимствований для выплаты прежних долгов;

3) его конверсия в долгосрочные иностранные инвестиции;

4) продажа с уценкой безнадежных долгов страны, которым ранее был предоставлен кредит.

В России использовалась особая финансовая политика, направленная на формирование бюджетного излишка (профицита). Профицит, построенный на сдерживании государственных расходов, сокращал совокупный спрос, что сдерживало экономический рост. При растущей экономике от профицита можно отказаться, так как темпы роста обеспечат прирост налоговых поступлений, а значит, и источники погашения государственного долга.

Тесты

1.Государственный долг – это сумма предшествующих :

а) государственных расходов;

б) бюджетных дефицитов;

в) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков;

г) бюджетных излишков за вычетом бюджетных дефицитов;

д) расходов на оборону.

2. Государственный долг не может привести к банкротству государства, так как оно :

а) не обязательно должно погашать долг;

б) может рефинансировать долг;

в) может увеличивать массу денег в обращении;

г) все предыдущие ответы верны;

д) все предыдущие ответы не верны .

3. К каким экономическим последствиям может привести государственный долг?

а) сокращение производственных возможностей национальной экономики;

б) снижение уровня жизни;

в) перераспределение национального богатства между членами общества;

г) увеличение совокупных национальных расходов;

д) все предыдущие ответы не верны.

4. Эффект вытеснения, связанный с государственным долгом, возникшим в результате государственных расходов:

а) сокращает частные инвестиционные расходы;

б) приводит к увеличению ставки процента;

в) приводит к сокращению производственного потенциала в будущем;

г) все предыдущие ответы верны;

д) все предыдущие ответы не верны.

5. Международная ценность национальной валюты растет, когда :

а) наблюдается тенденция к увеличению экспорта;

б) наблюдается тенденция к сокращению экспорта;

в) наблюдается тенденция к сокращению чистого экспорта;

г) все предыдущие ответы верны;

д) не происходит изменений в объемах экспорта и импорта.

6. Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет :

а) будет сглаживать колебания в экономическом цикле;

б) будет усиливать колебания в экономическом цикле;

в) не будет оказывать никакого влияния на объем производства и уровень занятости;

г) будет способствовать ослаблению инфляции;

д) будет стимулировать совокупный спрос.

7.Относительные расходы по обслуживанию государственного долга измеряются :

а) суммой государственного долга;

б) суммой процентных выплат по долгу;

в) отношением размеров долга к объему ВНП;

г) отношением суммы процентных выплат по долгу и объему ВНП;

д) все предыдущие ответы не верны.

8. Государственный долг выступает как обязательство государства перед налогоплательщиками. Это вызвано тем, что:

а)только платежи процентов представляют собой экономическое бремя ;

б) официальные данные преуменьшают размеры государственного долга;

в) основная масса государственных облигаций принадлежит гражданам страны и национальным фирмам;

г) государственный долг равен сумме активов государства;

д) граждане являются получателями трансфертных платежей.

9.Эффект вытеснения предполагает, что :

а) рост государственных расходов приводит к уменьшению частных инвестиций ;

б) импорт замещается производством товаров внутри страны;

в) рост частных инвестиций приводит к уменьшению государственных расходов;

г) потребление товаров и услуг растет, а объем инвестиций сокращается;

д) все предыдущие ответы не верны.

10. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда :

а) сумма активов государства превышает размеры его обязательства;

б) сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений;

в) расходы государства уменьшаются;

г) сумма налоговых поступлений сокращается;

д) обязательства государства превышают его активы.

Задачи

1. Правительство получило заем иностранных банков в размере 1 млрд руб. по годовой ставке 8 %. Эти средства инвестируются в реализацию проектов, которые позволяют увеличивать национальный продукт страны в течение последующих лет на 300 млн руб. ежегодно.

А.

БЮДЖЕТА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Приведет ли этот заем к увеличению государственного долга страны и в каком размере?

Б. Вырастет ли чисто финансовое бремя налагаемое на граждан данной страны ?

2. Правительство получило заем на сумму 10000 ден. ед. сроком на 1 год по ставке 4 %.

А. Какую сумму долга правительство должно выплатить к концу года?

Б. Если годовой темп инфляции составляет 3%, будет ли эта сумма долга равна номинальной?

В. Каковы будут сумма долга и величина процента в условиях отсутствия инфляции?

Г. Если инфляция составит 3 % в год, то каковы будут сумма долга и величина процента, исчисленные без учета инфляции.

Вопросы для самопроверки

1.Что такое дефицит и профецит бюджета ?

2. Какие способы финансирования госбюджета существуют ?

3. Дайте определение государственного долга.

4.Какие меры включает управление государственным долгом?

5. Каковы последствия государственного долга ?

§ Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ — обязательства, возникающие из муниципальных займов (заимствований), принятых на себя муниципальным образованием гарантий (поручительств), а также принятые на себя муниципальным образованием обязательства третьих лиц.

24.Федеральный бюджет, его основные характеристики, состав доходов и расходов, порядок формирования и использования нефтегазовых доходов.

государственный долг это сумма предшествующих

Консолидированный бюджет Российской Федерации.

Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год. Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

§ федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

§ таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

§ государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

§ доходов от использования имущества;

§ доходов от продажи имущества;

§ части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

§ прибыль Банка России;

§ доходы от внешнеэкономической деятельности;

§ доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Основными расходными статьями федерального бюджета являются:

§ обслуживание государственного долга (20% всех расходов),

§ национальная оборона (19,0%),

§ финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).

Нефтегазовые доходы федерального бюджета
1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
2. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
вывозных таможенных пошлин на газ природный;
вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджетРФ — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учёта бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта РФ — представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации без бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования ТФОМС

25.Бюджеты субъектов Российской Федерации, формирование их доходов и расходов. Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

26.Местные бюджеты. Особенности формирования и использования бюджетов муниципальных образований различного вида.

Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Муниципальные доходы — денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты муниципальных образований. Муниципальные расходы — это денежные средства, направляемые органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения.

27.Государственные внебюджетные фонды как звено финансовой системы Российской Федерации. Состав, организационные и правовые основы формирования и использования государственных внебюджетных фондов.

Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

§ Пенсионный фонд Российской Федерации;

§ Фонд социального страхования Российской Федерации;

§ Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

28.Бюджетный процесс в России, его задачи, этапы.

Участники бюджетного процесса в Российской Федерации, разграничение их полномочий.

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета. Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

Составление бюджета — начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.

В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.

Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

§ глава государства;

§ органы законодательной власти;

§ органы исполнительной власти;

§ органы денежно-кредитного регулирования;

§ органы государственного и местного финансового контроля;

§ государственные внебюджетные фонды;

§ главные распорядители бюджетных средств.

29.Финансовая безопасность государства: сущность, структурообразующие факторы, критерии, показатели и пороговые значения.

Финансовая безопасность — это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов.

Финансовая безопасность — это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере.

Можно выделить следующие основные сегменты финансовой безопасности страны и регионов:

— Безопасность бюджетно-налоговой системы

— Безопасность кредитно-банковской системы

— Безопасность валютно-денежной системы

— Внебюджетные фонды

30.Финансовая глобализация: сущность, субъекты, объекты, особенности на современном этапе.

финансовая глобализация – это процесс, являющийся составной частью общего процесса глобализации, направленный на формирование единого финансового рынка и протекающий на основе роста международного движения финансового капитала.

⇐ Предыдущая1234



Поиск Лекций

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЕГО ВИДЫ. СТРАТЕГИИ

УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

ТЕСТЫ, ЗАДАЧИ — ТЕСТЫ

Б22. Какое утверждение верно:

а) дефицит государственного бюджета является показателем запаса, а государственный долг — показателем потока;

б) дефицит государственного бюджета является показателем потока, а государственный долг — показателем запаса;

в) и дефицит государственного бюджета, и государственный долг являются показателями запаса;

г) и дефицит государственного бюджета, и государственный долг являются показателями потока.

Б23. Государственный долг — это сумма предшествующих:

а) государственных расходов;

б) бюджетных дефицитов;

в) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных профицитов;

г) бюджетных профицитов за вычетом бюджетных дефицитов;

д) расходов на оборону.

Б24. Внутренний государственный долг равен:

а) текущему дефициту государственного бюджета;

б) государственным расходам за вычетом налоговых поступлений;

в) совокупной задолженности правительства гражданам страны;

г) все предыдущие ответы верны;

д) нет верного ответа.

Б25. Абсолютным показателем государственного долга является:

а) общая сумма долга;

б) темпы роста долга;

в) сумма процентных выплат по долгу;

г) отношение абсолютной величины долга к объему ВВП;

д) отношение темпов роста долга к темпам роста ВВП.

Б26. Показателем бремени государственного долга для экономики является:

а) абсолютная величина долга;

б) темпы роста долга;

в) сумма процентных выплат по долгу;

г) прирост величины долга по сравнению с предыдущим годом;

д) отношение абсолютной величины долга к объему ВВП.

Б27. Величина расходов по обслуживанию государственного долга равна:

а) величине долга;

б) отношению величины долга к объему ВВП;

в) сумме процентных выплат по долгу;

г) отношению суммы процентных выплат по долгу к величине долга;

д) отношению темпов роста долга к темпам роста ВВП.

Б28.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЕГО ВИДЫ

Государственный внутренний долг не может привести к банкротству государства, так как правительство имеет возможность:

а) повысить налоги;

б) рефинансировать долг;

в) увеличить массу денег в обращении;

г) все ответы верны.

Б29. Если экономика находится в состоянии полной занятости и кандидат в президенты обещает вдвое уменьшить государственный долг в течение четырех лет за счет повышения ставки подоходного налога и сокращения государственных закупок, то такая политика, скорее всего, приведет к росту:

а) безработицы;

б) цен на потребительские товары;

в) совокупного спроса;

г) совокупного предложения;

д) темпа экономического роста.

Б30. К негативным последствиям внутреннего государственного долга относится:

а) сокращение производственных возможностей национальной экономики;

б) снижение уровня жизни;

в) перераспределение национального богатства;

г) снижение темпов развития экономики;

д) все ответы верны.

Б31. Если темпы роста внутреннего государственного долга выше, чем темпы роста ВВП, то это:

а) в итоге приведет к кризису фискальной политики правительства;

б) не имеет большого значения, так как правительство страны должно собственным гражданам;

в) не представляет собой серьезной проблемы, так как происходит рост экономики;

г) не оказывает влияния на эффективность экономики, поскольку вытеснение частных инвестиционных расходов компенсируется ростом государственных закупок товаров и услуг;

д) не оказывает влияния на изменение ставки процента.

Б32. Дефицит государственного бюджета за год составляет 35 млрд дол. при величине государственного долга в 700 млрд дол. Если денежная эмиссия отсутствует, то через 3 года государственный долг будет равен:

а) 105 млрд дол.;

б) 665 млрд дол.;

в) 735 млрд дол.;

г) 805 млрд дол.;

д) 840 млрд дол.

Б33. Эффект вытеснения, связанный с финансированием дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга:

а) сокращает частные инвестиционные расходы;

б) приводит к росту ставки процента;

в) может привести к сокращению запаса капитала и производственных возможностей экономики в будущем;

г) ведет к перераспределению доходов между частным и государственным сектором;

д) все ответы верны.

Б34. Отрицательным последствием большого внутреннего долга не является:

а) рост дефицита государственного бюджета;

б) угроза инфляции в долгосрочном периоде;

в) вытеснение частных инвестиций;

г) невозможность погашения долга;

д) нет верного ответа.

Б35. Значительный государственный внутренний долг является нежелательным, потому что:

а) создает угрозу банкротства государства;

б) всегда сопровождается ростом уровня безработицы;

в) в долгосрочном периоде может привести к высокой инфляции;

г) все ответы верны.

Б36. Значительный государственный долг:

а) является и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах неинфляционным способом финансирования дефицита государственного бюджета;

б) может снизить экономические стимулы к инвестированию;

в) ведет к сокращению дефицита государственного бюджета;

г) может сопровождаться оттоком капитала из страны;

д) все ответы верны.

Б37. К негативным последствиям внешнего государственного долга относится:

а) сокращение неравенства в доходах;

б) увеличение стимулов к повышению эффективности производства;

в) отток части национального дохода за пределы страны;

г) рост доли сбережений при всех уровнях располагаемого дохода;

д) все ответы верны.

Б38. Значительный внешний государственный долг не может:

а) привести к кризису платежного баланса;

б) обусловить истощение золотовалютных резервов страны;

в) способствовать экономическому росту в будущем за счет притока иностранного капитала;

г) привести к банковскому и долговому кризису;

д) все ответы верны.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Государственный долг (national debt) – долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в т.ч. международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц.

Государственный долг — это общая сумма, на определенный момент времени, непогашенных займов, полученных государством для финансирования дефицита бюджета и другие определенные законодательством цели, невыплаченных процентов за обслуживание этих займов, а также предоставленных гарантий по обязательствам других государственных структур.

Законодательством детализировано цели, на которые можно заимствовать, следовательно, государственный внешний долг формируют:

  • займы на финансирование государственного бюджета (преимущественно средства, одолженные у международных финансовых организаций) и погашение внешнего государственного долга;
  • займы на поддержание стабильности национальной валюты (пополнение валютных резервов);
  • займы на финансирование инвестиционных и институциональных проектов национального значения;
  • гарантии иностранным контрагентам по выполнению контрактных обязательств в связи с некоммерческими рисками;
  • государственные гарантии, предоставляемые Кабинетом Министров Украины для кредитования проектов, финансирование которых предусмотрено государственным бюджетом Украины.

Неэффективное использование привлеченных займов может привести к росту объема государственного долга. Во многих странах в бюджетном законодательстве определена предельная граница величины государственного долга, достижение которой сигнализирует об опасности для всей сферы государственных финансов.

Внешний государственный долг — совокупность долговых обязательств государства, возникшие в результате заимствований государства на внешнем рынке.

По валюте привлечения государственный долг делится на долг в национальной и иностранной валюте.

Государственный долг в иностранной валюте возникает в результате осуществления непосредственного заимствования средств у правительств зарубежных стран, международных финансово-кредитных организаций, иностранных банков, а также размещения государственных долговых обязательств на международных рынках капиталов. Общий объем внешнего долга оценивается в долларах США. Внутренний долг преимущественно оценивается в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, оцененные в гривне, и размещаются на внутреннем фондовом рынке.

По сроку выплат государственный долг разделяют на капитальный, который включает всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату, и текущий, который формирует платежи по обязательствам, которые заемщик должен погасить в отчетном (текущем) периоде.

Инструментами оформления долговых обязательств сектора государственного управления могут быть:

  1. Долговые ценные бумаги — финансовые инструменты, которые свидетельствуют, что данная институциональная единица имеет обязательства, которые должны быть урегулированы путем выплаты денежных средств, предоставления другого финансового инструмента или любого другого объекта, имеющего определенную экономическую ценность (облигации, казначейские векселя и другие краткосрочные ценные бумаги), которые предоставляют владельцу безусловное право в определенный срок на получение обусловленной фиксированной суммы. Различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные облигации в зависимости от сроков обращения по номиналу. Однако в зависимости от специфики различных стран, а также места нахождения торговых площадок, на которых осуществляется их эмиссия, их градация является отличной. Так, в Украине для внутренних облигаций сроки обращения соответственно составляют до 1 года, 1-3 года, 3-5 лет, тогда как в США данная градация другая — соответственно до 1 года (treasury bill), от 1 до 10 лет (treasury note ), от 10 до 30 лет (treasury bond).
  2. Кредиты и займы — финансовые инструменты, которые создаются когда кредитор предоставляет средства напрямую дебитору и в качестве удостоверения права собственности на актив получает необоротный документ. В случае если кредиты и займы становятся объектом купли-продажи на вторичном рынке они переносятся в категорию ценных бумаг.
  3. Страховые технические резервы — состоят из стоимости активов домохозяйств в пенсионных фондах и резервах по страхованию жизни, средств полученных в качестве предоплаты страховых премий, а также резервов на покрытие непогашенных требований из страхового возмещения.
  4. Другая кредиторская задолженность — долговые пассивы, которые образуются пассивно (задолженность по заработной плате и социальным выплатам, налоговая задолженность по возмещению налоговых платежей (НДС), срок выплаты которых уже наступил; задолженность, возникшая в результате взятия на себя обязательств одного институционального сектора учреждением другого институционального сектора, уплаченные авансом налоговые платежи и т.д.

В зависимости от метода начисления процентов по обязательствам долг подразделяется по:

  • фиксированным ставкам;
  • плавающим ставкам (привязаны к определенным индексам — минимальных рыночных ставок на ведущих международных биржах, индексу инфляции);
  • смешанные варианты, в которых сочетаются элементы фиксированных и процентных ставок;
  • без начисления дохода (задолженность бюджета).

Выплата процентов по долговым обязательствам может происходить:

  • в конце срока (облигации с нулевым купоном, векселя, краткосрочные ценные бумаги, кредиты и займы);
  • периодически в течение срока обращения ценной бумаги (действия кредитной ссуды);
  • не производиться вообще (неоформленная бюджетная задолженность);
  • постоянно — в случае выпуска бессрочных облигаций (консоли).

Различают также и другие виды государственного долга:

  1. Номинальная и рыночная стоимость долга.
  2. Консолидированный и неконсолидированный — разница между ними заключается в том, что консолидированный долг не учитывает той части долга, которая находится в собственности других структурных единиц этого сектора.

    То есть, если владельцем части облигаций долга центрального правительства выступают внебюджетные фонды, то консолидированный долг сектора государственного управления будет меньше на сумму этих облигаций. Консолидированный метод осуществляется в странах ЕС, зато в США и Японии официально учитывают только неконсолидированный долг.

  3. Долг, который учитывается кассовым методом и методом начислений.
  4. Чистый и валовый долг — чистый долг рассчитывается путем вычитания из пассивов, оформленных определенными инструментами, которые формируют этот долг, активов по этим же инструментам.
  5. Внутренний и внешний долг — в зависимости от резидентности кредитора, или места размещения долговых обязательств.
  6. Рыночный и внерыночных долг — зависит от того, вращаются ли государственные долговые обязательства на фондовом рынке.

Наличие государственного долга, требует мер по его обслуживанию, включая процесс погашения, выплату процентных платежей и других платежей, предусмотренных условиями обязательства. Погашение долга — это выплата кредитору основной части долга. Оно может происходить как за счет доходов бюджета, так и в результате новых заимствований (рефинансирование долга).

Стоит отметить, что дефиниция «государственный долг» в разных странах не является тождественной вследствие особенностей языка, а также различных методик его подсчета. Термин «государственный долг» может трактоваться как долг центрального правительства (government debt), сектора общегосударственного управления (general government debt) и общественный долг (public debt).

Кроме долга органов общегосударственного управления различных уровней с целью контроля за показателями долга, который имеет вероятность стать государственным, в международной мировой практике учитывают так называемый общественный долг (public debt). В соответствии с международными стандартами ООН, общественный долг — это совокупность обязательств (как имеющихся, так и юридически оформленных, которые обеспечены необходимым финансированием, но, в результате некоторых обстоятельств, не вступили в силу), которые непосредственно приняты на себя государственными органами такими как: центральное правительство (или федеральное правительство в зависимости от политической организации страны); центральные органы штатов, провинций, муниципалитетов, регионов или другие местные органы власти; корпорации или предприятия, которые находятся в государственной собственности или контролируются государством, другие экономические единицы, которые могут считаться государственными или квазигосударственными (то есть такие, которые функционируют как частные, но пользуются государственными привилегиями), а также совокупность обязательств, принятых на себя государственными органами от имени частных корпораций или других экономических единиц.

В соответствии с бюджетным кодексом Украины, государственный долг — общая сумма задолженности государства, которая состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая долговые обязательства государства, которые вступают в действие в результате выданных гарантий по кредитам, или обязательств, возникающих на основании законодательства или договора. То есть понятие государственного долга в украинском законодательстве является более узким и включает только долг уровня центрального правительства, если брать определение международной классификации.

Зато в отечественном законодательстве и в научной практике отсутствует категория, которая была бы аналогом сектора государственного управления на уровне которого чаще всего и определяется уровень долговой нагрузки государства. Долг на уровне местных органов власти (областных государственных администраций) и внебюджетных фондов отсутствует, в силу установления законодательного запрета относительно права этих органов осуществлять заимствования.

Отечественное законодательство различает также прямые, долговые и условные обязательства.

6. Государственный долг.

Прямые обязательства — это обязательства, которые берутся государством как непосредственным заемщиком путем выпуска государственных ценных бумаг, заключения соглашений о займе или другими путями, предусмотренными законодательством Украины.

Условные (гарантированные) долговые обязательства — это обязательства, которые берутся непосредственно юридическими лицами и гарантируются государством, в том числе обязательства по кредитам МВФ, кроме случаев их непосредственного направления в государственный бюджет. До вступления в силу государственных гарантий операции по указанным обязательствам не отображаются в показателях государственного бюджета.

Вследствие использования в Украине кассового метода учета бюджетных операций, в состав государственного долга не относится кредиторская задолженность, не оформленная как государственный долг соответствующим образом. Это искажает реальный уровень государственного долга и не позволяет адекватно оценивать уровень долговой безопасности.

Объем долга сектора общегосударственного управления имеет экономически обоснованные пределы, выше которых негативные последствия превышают положительное влияние от его дальнейшего накопления. Установлено, что для развитых стран такой чертой является объем государственного долга, который не превышает 60% ВВП, а для стран, которые к ним не относятся — 30-35% от ВВП. Также используется критерий его отношения к экспортным поступлениям — 220%. Принципы, механизмы и меры в области управления государственным долгом по недопущению появления негативных явлений, связанных с чрезмерным уровнем долговой нагрузки, формируют долговую политику государства.

admin