Государственная экспертиза проводится в отношении

Без экспертной проверки документов реализация строительного проекта невозможна. Это обязательный этап, который проходит до старта строительства. Экспертиза проектной документации предполагает её оценку с точки зрения соответствия строительным нормам и требованиям – техническим, экологическим, санитарным и т. д. Проводится она частными компаниями и государственными органами, заключения которых имеют равную силу.

Необходимость проведения экспертизы определяется положениями закона. В ряде случаев её можно доверить только государственным органам. Иногда проводить её не нужно вообще. Давайте определим, в каких случаях экспертиза проектной документации строительства (негосударственная) не требуется.

Круг объектов и проектов, которым не требуется экспертиза, определяется Градостроительным кодексом. Экспертиза проектной документации не нужна, если это:

— отдельно стоящий жилой дом до 3 этажей (индивидуальное жилищное строительство);

— жилые дома до 3 этажей блочного типа (до 10 блоков или до 4 блок-секций), предназначенные для проживания нескольких семей;

— капитальные здания высотой до 2 этажей и площадью до 1500 м², не предназначенные для проживания или производства (за исключением опасных, технически сложных и уникальных объектов);

— капитальные постройки высотой до 2 этажей и площадью до 1500 м², предназначенные для производства, для которых не требуется установка санитарных норм или нормы установлены в пределах участка, на котором будет построено здание.

Экспертиза проектной документации не проводится, если не нужно получать разрешение на строительство. Если вы используете типовую проектную документацию или модифицируете её, не затрагивая конструктивных и других элементов, отвечающих за безопасность, экспертиза также не проводится.

Отсутствие требования проводить экспертную оценку не означает, что не нужно разрабатывать сметную и проектную документацию. Их наличие обязательно.

Когда возможна только государственная экспертиза

Заказывая экспертизу проектной документации в частной компании, следует учитывать, что ряд объектов они проверять не имеют права (перечень объектов определён ст. 49 Градостроительного кодекса). Негосударственная экспертиза не проводится по проектам:

— технически сложных и опасных объектов;

— объектов, строительство которых финансируется из федерального бюджета;

— реконструкции зданий, относящихся к культурному наследию;

— объектов, охраняемых государственной тайной;

— зданий, возводимых во внутренних морских водах и некоторых других.

Как Заказчику узнать нужна ли экспертиза проектной документации, которую он заказывает у Подрядчика? В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 N 1476 (ред. от 01.04.2014) «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) и Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации»

Государственной экспертизе, проводимой в соответствии с настоящим Положением, подлежат:

  • градостроительные проекты, архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметная документация);
  • разделы и отдельные технические решения строительных проектов объектов первого — четвертого классов сложности, оценка надежности и безопасности которых возможна после их детальной проработки. Решение об объеме представляемой на рассмотрение проектной документации отражается в выводах заключений государственной экспертизы по архитектурному проекту;
  • строительные проекты (при проектировании в две стадии), выделяемые в них очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметная документация) на строительство объектов, в том числе жилых домов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов.

Проектная документация по объектам строительства, в установленном порядке введенным в эксплуатацию, государственной экспертизе не подлежит.

Градостроительные проекты, архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметная документация) в случаях, установленных законодательством, до выдачи органами государственной экспертизы заключений государственной экспертизы подлежат соответствующей государственной экологической экспертизе, государственной экспертизе энергетической эффективности, а также согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.

Перечень проектной документации, государственная экспертиза которой не является обязательной (в ред. постановлений Совмина от 01.04.2014 N 301)

1. Проектная документация на ремонт и модернизацию зданий (отдельных помещений) и сооружений производственного, сельскохозяйственного, жилищного и общественного назначения, инженерные решения которых не затрагивают несущей способности конструкций, а также ремонт, реконструкцию (за исключением сметной документации) трубопроводов тепловых, водопроводных и канализационных сетей по существующим трассам с применением современных материалов, ремонт автомобильных дорог, на которых выполняются работы, отнесенные в установленном порядке к работам по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог.

2. Сметная документация, составленная в установленном порядке, на ремонтные работы, относимые к текущему ремонту.

3. Сметная документация, в которую внесены изменения и дополнения в соответствии с вновь установленными лимитированными затратами и требованиями.

4. Проектная документация на строительство объектов пятого класса сложности согласно действующим техническим нормативным правовым актам, культовых объектов.

5. Проектная документация на выполнение путевых работ и содержание судоходных гидротехнических сооружений в целях обеспечения безопасного судоходства на внутренних водных путях.

6. Техническая документация по ремонту и замене технологического оборудования, машин и агрегатов, которая разрабатывается, согласовывается и утверждается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, принимаемыми специально уполномоченными государственными органами в соответствующей области деятельности, и не сопровождается общестроительными работами.

7. Проектная документация с внесенными изменениями, связанными с заменой строительных материалов, изделий, оборудования на аналогичные, выпускаемые в соответствии с действующими стандартами Республики Беларусь, применение которых не затрагивает несущей способности конструкций зданий и сооружений (не требует внесения изменений в проектную документацию на устройство несущих конструкций).

8. Проектная документация по привязке типовых проектов, повторно применяемых индивидуальных проектов жилых домов и объектов социально-культурного назначения (за исключением результатов инженерных изысканий и проектных решений по привязке фундаментов зданий к грунтам основания).

9. Проектная документация на внешнее электроснабжение зданий и сооружений установленной мощностью до 250 кВ·А включительно, в том числе в случае установки трансформаторной подстанции (столбовой, мачтовой, комплектной), разработанная за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением проектной документации на электроснабжение жилых домов).

Перечень не касается проектной документации на объекты, финансируемые полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов.

Примерный перечень документов, которые необходимо иметь на руках для получения разрешения на строительство:

1. Заявление установленного образца.

2. Решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта.

3. Положительное заключение государственной экспертизы по проектно-сметной документации.

4. Приказ финансирующей организации (заказчик, инвестор и т.д.) об утверждении проектной документации.

5. Договор строительного подряда с копиями аттестата соответствия подрядчика. Приказ о назначении ответственного за производство работ.

6. Договор технического надзора за строительством с копиями аттестата соответствия на ведение технического надзора. Приказ о назначении ответственного о назначении технического надзора.

7. Договора на ведение авторского надзора. Приказ о назначении главного инженера проекта, ответственного за ведение авторского надзора с копией аттестата ГИПа.

8. Декларация о соответствии проектной документации.

9. Аттестат соответствия на функции Заказчика либо управляющего проектом.

Перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ (в ред. постановлений Совмина от 01.04.2014 N 301)

1. Объекты строительства:

1.1. предназначенные для временного пользования инвестором, заказчиком, застройщиком, подрядчиком в период производства строительных работ, расположенные на территории строительства, а также передвижные, инвентарные вагончики;

1.2. памятники, скульптуры, гробницы, часовни, кресты и фигуры, устанавливаемые на территориях кладбищ, а также находящиеся в ведении церковной администрации;

1.3. хозяйственные одноэтажные постройки, пристройки площадью до 30 кв. метров, связанные с сельскохозяйственным производством, дополняющие усадебную застройку в сельской местности;

1.4. временные строительные объекты, являющиеся исключительно выставочными экземплярами, не выполняющие никаких потребительских функций и расположенные на специально отведенной для этих целей территории;

1.5. садовые домики, хозяйственные строения и сооружения, необходимые для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей;

1.6. ограждения приусадебных участков индивидуальных жилых домов;

1.7. индивидуальные жилые дома высотой до двух этажей включительно с инженерным обеспечением и хозяйственные постройки (пристройки) на придомовой территории (кроме жилых домов, возводимых в сельскохозяйственных организациях с государственной поддержкой);

1.8. демонтируемые одноэтажные здания и строения высотой менее 8 метров, если они расположены на расстоянии, большем их высоты от линии разграничения общественного пользования, и если они не являются историческими памятниками;

1.9. триангуляционные объекты и геодезические знаки;

1.10. одноэтажные гаражи, строительство которых осуществляется за счет собственных средств физических лиц;

1.11. киоски, комплектные павильоны заводского изготовления;

1.12. пристройки тамбурного типа площадью до 15 кв. метров к существующим зданиям производственного и социального назначения;

1.13. пятого класса сложности (кроме жилых домов, возводимых в сельскохозяйственных организациях с государственной поддержкой);

1.14. базовые станции подвижной мобильной связи с установкой триподов, трубостоек, мачт высотой до 27 метров включительно;

1.15. воздушные и кабельные линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно и трансформаторные подстанции напряжением до 10 кВ включительно (столбовые, мачтовые, комплектные);

1.16. технические средства противопожарной защиты;

1.17. системы видеонаблюдения;

1.18. светодинамические подсветки зданий и сооружений;

1.19. линейные и станционные сооружения связи.

2. Объекты ремонта (реконструкции) зданий, сооружений и благоустройства:

  • на которых выполняются работы, отнесенные в соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами к работам по текущему ремонту зданий, сооружений и благоустройству;
  • жилые помещения (квартиры) в эксплуатируемых многоквартирных жилых домах;
  • отнесенные к пятому классу сложности, а также объекты, на которых выполняются аварийно-восстановительные работы.

3. Объекты ремонта автомобильных дорог, на которых выполняются работы, отнесенные в установленном порядке к работам по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог.

4. Объекты ремонта, реконструкции зданий (отдельных помещений), на которых выполняются работы, не затрагивающие несущей способности конструкций, кроме объектов, на которых предусматривается выполнение тепловой модернизации, и объектов капитального ремонта многоквартирных жилых домов, финансируемых полностью либо частично за счет бюджетных средств, а также платы за капитальный ремонт, вносимой в установленном законодательством порядке.

5. Объекты, на которых выполняются работы по замене (ремонту и реконструкции) трубопроводов тепловых, водопроводных и канализационных сетей по существующим трассам коммуникаций с применением новых материалов.

6. Объекты уличных распределительных газопроводов с газопроводами-вводами для газификации существующих, реконструируемых и вновь возводимых индивидуальных жилых домов.

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Перечень нормативных правовых актов

Градостроительный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. № 822 «Об утверждении правил представления проектной документации объектов,строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы»

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. № 840 «О некоторых вопросах организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости указанных объектов»

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 272 «Об утверждении положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»

Приказ Минстроя России от 21 ноября 2014 года № 728/пр «Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, результатов инженерных изысканий».

Телефон для справок в Минстрое России: +7 (495) 645-73-49

Ответственное структурное подразделение: Департамент разрешительной деятельности и контроля.
Директор – Калинкин Владимир Николаевич

Телефон приемной: +7 (495) 645-73-19 доб. 62000

ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Начальник — Манылов Игорь Евгеньевич

Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России») — государственное учреждение, подведомственное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, уполномоченное на проведение государственной экспертизы проектной документации:

объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять:

— на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

— на территориях посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;

— в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

— на континентальном шельфе Российской Федерации;

— во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации;

объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну;

автомобильных дорог федерального значения;

объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта);

указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;

объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности,

государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации вышеуказанных объектов,

проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.

Сайт организации: www.gge.ru

admin