Гостевая автостоянка определение

gon4. / .com

Гостевую стоянку во дворе МКД устроить можно, однако использовать ее иным образом, в том числе для постоянной парковки автомобилей жильцов, нельзя. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос – можно ли в принципе устраивать такую стоянку под окнами жилого дома (Определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 1 ноября 2018 г. № АПЛ18-470).

Дело в том, что санитарное законодательство это допускает. Согласно п. 2.3 и 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» гостевые автостоянки во дворах разрешаются, а вот любые иные, кроме гостевых, – нет.

Гражданин пытался оспорить эти положения СанПин, потому что:

  • фактически на придомовых территориях организуются самые обычные автостоянки под видом «гостевых», и пользуясь таким «прикрытием», разумеется, никто не соблюдает предписанные санитарные разрывы от стоянок до фасадов дома, детских, спортивных и игровых площадок. А раз эти разрывы не соблюдены, то – логично – не соблюдены гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха и уровню шума в жилой зоне;
  • а стало быть, наличие автостоянки во дворе дома – хотя бы и со статусом «гостевой» –нарушает права обитателей ближайших домов на благоприятную среду обитания (ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
  • а также нарушает право на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
  • наконец, снижает антитеррористическую защищенность жилых МКД и граждан, проживающих в них, в связи с чем спорные положения СанПин вступают в противоречие с требованиями Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

ВС РФ, рассматривая дело в первой инстанции, административному истцу отказал (Решение ВС РФ от 6 августа 2018 г. № АКПИ18-522). В сжатых и кратких формулировках ВС РФ объяснил, что оспоренные положения СанПин не противоречат актам, имеющим более высокую юридическую силу, приняты Главным государственным санитарным врачом РФ в пределах своей компетенции, правила подготовки и госрегистрации спорного акта соблюдены. И не добавил ничего о том, как установить баланс между жаждой тишины и чистого воздуха, с одной стороны, и необходимостью парковать автомобили горожан, – с другой.

Такое решение административного истца не удовлетворило, и он подал апелляционную жалобу.

В этот раз тройка судей ВС РФ вновь отказала истцу, по тем же самым мотивам: гостевые автостоянки на придомовой территории МКД разрешены санитарным законодательством, и противоречия с иными федеральными актами тут нет.

Однако на этот раз был рассмотрен довод и о том, что фактически статус «гостевой» придается самой банальной «собственной» автостоянке, на которой из вечера в вечер паркуются жильцы дома.

Так вот, практика постоянной парковки автомобилей жильцов – прямо указал ВС РФ – сама по себе является нарушением положений Санитарных правил.

Таким образом, поборники идеи «двор без машин» получили замечательный козырь в свои руки: при наличии упорства и настырности, опираясь на правовую позицию ВС РФ, они могут доказать, что так называемая «гостевая» стоянка постоянно используется вовсе не гостями, а жителями самого дома. Этот факт, в свою очередь, является основанием для привлечения жильцов (и, возможно, УК МКД) к ответственности по ст. 6.3 или 6.4 КоАП. И хотя это грозит нарастанием социальной напряженности и риском локальных «парковочных» войн, тактика «очищения» дворов от машин способствует улучшению урбанистической политики в целом.

«Санитарные правила и нормы по проектированию строительства объектов хранения легкового индивидуального транспорта в г. Санкт-Петербурге»

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.1.012-99

(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу В.И. Курчанова
2 февраля 1999 г. № 1)

Дата введения — с момента утверждения.

1.1. Настоящие санитарные правила и нормы (СанПиН 2.1.1.012-99) подготовлены на основании Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91, нормативных документов в области охраны окружающей среды, данных многолетнего опыта осуществления предупредительного и текущего санитарного надзора за планировкой, застройкой и благоустройством населенных мест и имеют цель регламентировать требования по обеспечению гигиенической безопасности в области организации мест долгосрочного хранения и кратковременной парковки индивидуального автотранспорта в г. Санкт-Петербурге.

1.2. Настоящие СанПиН 2.1.1.012-99 входят в систему регионального нормирования и подлежат учету при разработке градостроительной и проектно-планировочной документации, при проектировании реконструкции и нового строительства объектов хранения легкового индивидуального автотранспорта, при формировании управленческих решений и подготовке распорядительной региональной документации в г. Санкт-Петербурге.

1.3. Контроль за соблюдением требований настоящих СанПиН 2.1.1.012-99 осуществляется центрами госсанэпиднадзора в соответствии с действующим «Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации».

Нормативные ссылки

В настоящих санитарных правилах и нормах использованы ссылки на следующие документы:

— СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»,

— ВСН II-89 «Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга»,

— СНиП II-12-77 «Защита от шума»,

— ВСН 01-89 «Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей»,

— СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»,

— СП 11-102-97 «Инженерно-геологические изыскания для строительства»,

— «Правила охраны почв в г. Санкт-Петербурге» № 891-р от 30.08.94.

Классификация

3.1. Автомобили граждан следует размещать в соответствии с действующими нормами градостроительного проектирования.

3.2. Хранение индивидуальных автотранспортных средств может быть предусмотрено следующих видов:

— постоянное хранение в капитальных гаражах подземного, подземно-надземного или наземного одно- и многоэтажного типа, которые могут быть отдельно стоящими, встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными к зданиям иного назначения;

— долговременное хранение в гаражах-стоянках боксового типа, которые с учетом особенностей рельефа могут быть как одноэтажные, так и двухъярусные, или на открытых охраняемых стоянках;

— кратковременное хранение на гостевых автостоянках, в зонах платной парковки автотранспорта.

Градостроительные требования

4.1. При разработке градостроительной документации в разделе «Организация транспорта» должно быть обеспечено соответствие общей вместимости гаражей и стоянок индивидуального автотранспорта расчету перспективной численности автомобилей с учетом ожидаемого уровня автомобилизации населения.

4.2. На 1-ю очередь строительства рекомендуется обеспечить 50% парка индивидуального автотранспорта объектами для постоянного хранения и 50% — для временного хранения автомашин.

На расчетный срок должна быть предусмотрена, по возможности, 100% обеспеченность парка индивидуального автотранспорта объектами для постоянного хранения автомобилей.

Примечание: В случае невозможности строительства объектов постоянного хранения в указанные сроки необходимо предусматривать резервные территории для их размещения.

4.3. Стоянки для временного хранения индивидуальных автомашин могут размещаться во всех функциональных зонах города.

4.4. Гаражи и автостоянки индивидуального транспорта вместимостью более 300 машино-мест следует размещать вне территории жилой застройки с соблюдением санитарно-защитных разрывов.

4.5. Объекты хранения ведомственного и коммунального транспорта следует размещать в коммунально-складских, промышленных и транспортных зонах города.

В общественно-деловых зонах города допускается размещение ведомственных гаражей малой и средней вместимости.

4.6. Размещение гаражей и автостоянок в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий и других объектов за счет площади, предусмотренной под санитарно-защитное озеленение, не допускается.

4.7. На стадии отвода земельного участка для размещения объектов хранения индивидуального автотранспорта в органы госсанэпиднадзора должны представляться следующие материалы в объеме предпроектных проработок:

— разрешительное письмо КГА с приложением ситуационного плана, заверенного районным архитектором УЗ города с нанесением границ участка землеотвода, пятна застройки, транспортных проездов, благоустройства прилегающей территории и окружающих существующих и перспективных объектов (в масштабе 1:2000);

— генплан участка (в масштабе 1:500), планы и разрезы здания гаража-стоянки с указанием высотных отметок;

— пояснительная записка с разделами охраны окружающей среды, инженерного обеспечения (с приложением технических условий городских ведомств), вентиляции, инженерной подготовки благоустройства и озеленения территории.

4.8. Проект в полном объеме необходимо представлять на гигиеническую экспертизу в органы госсанэпиднадзора до начала его реализации.

Размещение гаражей и автостоянок в жилых микрорайонах

5.1. На территории жилых кварталов объекты хранения индивидуального легкового автотранспорта могут размещаться ниже и выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей (подземных, заглубленных и наземных гаражей), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или в первых надземных этажах, а также открыто на кровле зданий.

5.2. Автостоянки для автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, встраивать в здания, пристраивать к ним, а также располагать ниже уровня земли не допускается.

5.3. Размещение стоянок частного грузового автотранспорта на территории жилых кварталов запрещается.

5.4. На территории жилых кварталов в первую очередь должны быть предусмотрены гаражи для транспортных средств, принадлежащих инвалидам, исходя из потребности.

5.5. Расстояния от отдельно расположенных открытых автостоянок и гаражей (кроме подземных) до зданий различного назначения необходимо принимать согласно ВСН II-89 , СНиП 2.07.01-89* (при отмене документов следует руководствоваться нормами, которые введены взамен отмененных).

5.6. В случае размещения на смежных участках нескольких автостоянок с разрывом между ними, не превышающим 25 м, расстояние от этих стоянок до зданий принимается с учетом общего числа машино-мест на всех стоянках.

5.7. Расстояния от въездов (выездов) автостоянок и гаражей вместимостью 101-300 машино-мест до жилых домов следует принимать не менее 50 м.

5.8. Гаражи-стоянки вместимостью более 50 машин следует размещать на обособленных участках у периферии жилого квартала с организацией въезда и выезда непосредственно на проезжую часть улиц (без движения по внутриквартальным территориям).

5.9. Расстояние от многоэтажных гаражей-стоянок открытого типа вместимостью 100-300 машино-мест до жилых домов следует принимать не менее 35 м, при этом рекомендуется предусматривать глухие ограждающие конструкции здания гаража со стороны ближайших жилых домов.

Указанное расстояние может быть увеличено в зависимости от градостроительной ситуации с учетом интенсивности движения транспорта, условий аэрации на территории жилой застройки и расчетов рассеивания вредных выбросов (в приземном слое атмосферы и на уровне этажей окружающих многоэтажных жилых домов).

5.10. Подземные гаражи-стоянки допускается располагать:

— на незастроенной территории под проездами, дорогами, площадями, скверами, газонами, под функционально-планировочными элементами придомовых территорий;

— под общественными зданиями и учреждениями обслуживания населения, за исключением детских учреждений и лечебно-профилактических корпусов медицинских учреждений стационарного типа;

— под зданиями производственного, административного и иного нежилого назначения;

— под жилыми домами и общежитиями (только для легковых автомашин, принадлежащих гражданам), а также гостиницами и жилыми апартаментами офисных зданий.

Примечание:

а) К подземным гаражам-стоянкам (из числа встроенных и встроенно-пристроенных) относятся помещения хранения автомобилей в подвальном и цокольном этажах с отметкой верха перекрытия не выше 2 метров от уровня планировочной отметки земли.

б) К подземным этажам отдельно стоящих гаражей-стоянок следует относить этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.

5.11. К приоритетным объектам кратковременного хранения автотранспорта на селитебной территории относятся подземные парковки машин и гостевые стоянки, располагаемые под зданиями и сооружениями торговых центров, культурно-развлекательных и других объектов сферы обслуживания населения (массовой посещаемости).

5.12. Въезды и выезды из подземных гаражей-стоянок вместимостью до 100 машино-мест должны быть удалены на 15 м от окон жилых домов, детских учреждений и лечебно-профилактических стационаров, а при вместимости свыше 100 машино-мест — удалены соответственно на 50 м.

5.13. Не нормируется расстояние от въездов (выездов) гаражей-стоянок до окон коттеджей и квартир, в которые они встраиваются, а также до окон жилого здания, в которое встраивается подземный гараж-стоянка вместимостью не более 20 машино-мест.

5.14. Предпочтителен вариант организации въезда и выезда встроенной стоянки со стороны глухого торца здания. При этом разрыв от въезда-выезда подземной стоянки до окон фронтального фасада здания может быть уменьшен в 2 раза, а в случае организации одностороннего движения (при закреплении назначения въезда и выезда) — в 3 раза.

5.15. При организации въезда и выезда из встроенной наземной автостоянки должны применяться специальные устройства для защиты от шума (экраны, крытые пандусы, тоннели, откосы и пр.), выбор которых должен производиться на основе акустических расчетов.

Расстояния от въездов и выездов встроенных и пристроенных наземных гаражей-стоянок до окон жилых зданий должны быть обоснованы проектной организацией в части исключения негативного влияния на условия проживания.

5.16. В здания, расположенные внутриквартально, допускается встраивать (и пристраивать к ним) гаражи-стоянки только малой и средней вместимости (до 50 машино-мест).

5.17. При организации 2 выездов на автостоянках вместимостью более 100 машино-мест, нормативный разрыв от каждого из них до жилых домов может быть сокращен с 50 м до меньшего при соответствующих обоснованиях.

При этом ориентация въездов и выездов должна исключать возможность транзитного движения автомашин по фрагментам внутриквартальных проездов вдоль фасадов жилых домов или торцов с окнами жилых квартир.

Предпочтительно устройство обособленных подъездов к стоянкам со стороны улиц, минуя организованные места тихого отдыха, игр детей и занятий физкультурой и спортом.

5.18. Организация выезда из гаража-стоянки вместимостью свыше 100 машино-мест непосредственно напротив жилых окон не допускается.

От пожарного выезда разрыв не регламентируется.

5.19. Не допускается совмещать проезды к гаражам-стоянкам с пешеходными дорожками и тротуарами.

5.20. Вытяжные вентиляционные шахты из помещений подземных гаражей-стоянок, размещаемых на незастроенной территории, должны предусматриваться высотой не менее 3 метров над уровнем земли и размещаться на расстоянии не менее 15 метров от жилых и общественных зданий, детских игровых и спортивных площадок и мест отдыха населения.

5.21. В отдельно стоящих гаражах-стоянках, расположенных на территории жилого квартала, допускается предусматривать мойку для автомашин (только этого гаража).

5.22. На территории жилых кварталов (или жилой зоны в кварталах смешанной застройки) в гаражах-стоянках не допускается размещение помещений технического обслуживания и ремонта автомашин, а также хранение горюче-смазочных материалов.

5.23. Запрещаются парковки автотранспорта вне зон, предназначенных для организованного хранения автомашин, в том числе на газонах, на пешеходных тротуарах, на набивных площадках для отдыха, игр, спорта и т.д.

5.24. При сложившемся благоустройстве селитебной территории размещение наземных и подземных гаражей на газонах допускается только в исключительных случаях при соответствующем обосновании с учетом компенсации площади озеленения.

5.25. Вокруг участков гаражей и стоянок рекомендуется предусматривать санитарно-защитное озеленение в виде многорядной (2-3 ряда) полосы из деревьев и кустарников.

5.26. Непосредственно над перекрытием подземных гаражей рекомендуется устройство газонов и других видов партерного озеленения.

5.27. В составе благоустройства территории открытых автостоянок и мест парковки автомобилей рекомендуется предусматривать элементы междурядного озеленения с посадкой деревьев на островках между фиксированными машино-местами (для уменьшения экологической нагрузки).

5.28. При размещении многоэтажных гаражей-стоянок и многоярусных гаражей-этажерок в кварталах с повышенной плотностью застройки рекомендуется использовать стены и другие ограждающие конструкции зданий гаражей для организации элементов вертикального озеленения.

5.29. Размещение автостоянок (и проездов к ним) в пределах охранных зон (прибрежных полос) водоемов и водотоков запрещается.

Гигиенические требования к инженерному оборудованию гаражей и автостоянок

6.1. При размещении в жилом доме встроенных или встроенно-пристроенных гаражей между гаражом-стоянкой и жилыми этажами должен устраиваться технический этаж (при вместимости более 25 машин), либо должны быть применены иные технические решения (специальные усиленные шумозащитные и газоизолирующие перекрытия, тщательная герметизация межпанельных швов), обеспечивающие исключение поступления выхлопных газов двигателей в жилые помещения, а также изоляцию воздушного шума на 10 дБ выше нормативной звукоизолирующей способности по СНиП II-12-77.

6.2. При размещении пристроенных гаражей-этажерок со специальным оборудованием (с подъемниками) необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие исключение передачи шума и вибрации по конструкциям здания.

6.3. При использовании механической вентиляции помещений встроенных и пристроенных гаражей-стоянок проектные решения по шумопоглощению вентиляционного оборудования должны быть обоснованы акустическим расчетом влияния шума на ближайшие жилые помещения с учетом работы вентиляции в ночное время.

6.4. Отопление и вентиляцию встроенных автостоянок следует проектировать в соответствии с ВСН 01-89, СНиП 2.04.05-91 и настоящими нормами.

6.5. В помещениях неотапливаемых гаражей-стоянок необходимо применять воздушный обогрев двигателей автомобилей, при этом допускается использовать естественный приток и удаление воздуха с механическим побуждением из нижней и верхней зон.

6.6. Помещения встроенных в жилые здания гаражей-стоянок независимо от вместимости должны иметь отопление.

6.7. В подземных автостоянках системы вентиляции должны быть раздельными для каждого этажа.

6.8. Организованный выброс выхлопных газов от системы вентиляции встроенных и пристроенных гаражей-стоянок должен быть расположен на 2 метра выше конька крыши собственного здания, а также выше уровня крыши наиболее высокого близрасположенного жилого дома.

6.9. Для отдельно стоящих наземных и многоэтажных гаражей-стоянок проектные решения по размещению вентиляционных шахт по отношению к окружающей застройке и возвышению их над уровнем кровли сооружения обосновываются расчетами рассеивания выбросов в атмосферу и уровней шума на территории жилой застройки.

6.10. В жилых зданиях с пристроенными гаражами-стоянками вентшахты механической вытяжной вентиляции следует устраивать вдоль глухой стены на всю высоту здания.

6.11. Устройство внутренних вытяжных вентшахт встроенных гаражей-стоянок следует предусматривать индивидуальными каналами с учетом исключения объединения их с системой вентиляции жилого дома.

6.12. В кварталах высокоплотной застройки центральной части города рекомендуется предусматривать систему очистки вентиляционных выбросов на объектах хранения автотранспорта (фильтры, каталитический дожиг вредных примесей и т.п.).

6.13. Ввод водопровода в здание гаража-стоянки допускается при оборудовании системы канализации (выгребное устройство таковой системой не является).

6.14. При размещении гаражей-стоянок под жилыми и общественными зданиями должна быть предусмотрена полная автономия инженерных сетей (водопровода, канализации, отопления) помещений гаража и гражданского здания.

При наличии технического этажа допускается объединение инженерных систем гаража и гражданского здания при условии дополнительной герметизации сквозных отверстий в перекрытиях.

6.15. Территория объектов хранения индивидуального автотранспорта должна быть благоустроена, как правило, с организацией твердого покрытия проездов и площадок в зонах движения и отстоя автомашин.

Поверхностные воды с указанных территорий подлежат очистке на локальных сооружениях до степени, позволяющей принять их в системы коммунальной канализации либо допустимой для отведения в водный объект.

6.16. При наличии на территории гаражей и стоянок зон ремонта или эстакад для профосмотра автомашин под ними должен быть оборудован поддон или установлена емкость для сбора замазученных отходов с целью предотвращения загрязнения почв.

Рекомендации по составлению разделов оценки воздействия и охраны окружающей среды в предпроектной и проектной документации

7.1. Гигиенические требования в части охраны атмосферного воздуха.

7.1.1. На предпроектной стадии размещения объектов хранения индивидуального автотранспорта (к отводу земельного участка) требуется представлять обоснование расчетами выбросов вредных веществ в атмосферу в соответствии с действующими методиками в следующих случаях:

— при изменении генплана, проекта застройки квартала или иной утвержденной на данную территорию градостроительной документации;

— для парковок и гостевых стоянок у административных, общественных зданий и других объектов сферы обслуживания населения районного и городского значения;

— по требованию органов госсанэпиднадзора с учетом особенностей градостроительной и экологической ситуации в данном районе.

7.1.2. Проектно-сметная документация на строительство объектов хранения индивидуального автотранспорта должна включать следующие материалы:

— качественные и количественные характеристики выбросов вредных веществ в атмосферу;

— расчеты рассеивания вредных выбросов в атмосферном воздухе с учетом застройки и розы ветров, а также обоснование размеров санитарно-защитной зоны;

— генплан (ситуационный план) с нанесением источников выбросов в атмосферу, границ СЗЗ и окружающей и перспективной застройки;

— план мероприятий по снижению (очистке) выбросов вредных примесей в атмосферу с учетом неблагоприятных метеоусловий;

— проект организации и благоустройства санитарно-защитной зоны;

— сметную ведомость объемов финансирования на реализацию мероприятий по охране окружающей среды и организации СЗЗ.

7.2. Гигиенические требования в части охраны почв.

7.2.1. На предпроектной стадии (к отводу земельного участка) для любого вида объектов хранения индивидуального автотранспорта необходимо выполнять исследования уровней загрязнения почвы по радиологическим и химическим показателям в соответствии с требованиями регионального норматива «Правила охраны почв в г. Санкт-Петербурге», а также СП 11-102-97 «Инженерно-геологические изыскания для строительства» с оформлением гигиенического заключения в Центре госсанэпиднадзора в г. Санкт-Петербурге.

Кроме того, на предпроектной стадии требуется выполнять ориентировочные проработки по возможным объемам образующихся отходов и условиям их размещения.

7.2.2. На последующей стадии проектирования (ТЭО, проект, рабочая документация) требуется:

— на основании полученного гигиенического заключения об уровнях загрязнения почв выполнять баланс земляных масс с определением условий размещения избыточных грунтов;

— предусматривать мероприятия по предотвращению возможного загрязнения почво-грунтов при эксплуатации объекта;

— в разделе «Отходы» необходимо учитывать все объемы образующихся отходов производства и потребления в процессе строительства объектов и их дальнейшей эксплуатации, определять классы опасности и методы утилизации.

7.2.3. При расчетах накопления отходов требуется руководствоваться технологическими регламентами, установленными нормами образования отходов.

В расчетах объемов образования отходов необходимо учитывать вместимость объекта хранения автотранспорта:

— на 1 машино-место норматив образования бытовых отходов в многоэтажных гаражах, открытых стоянках — 0,1 м/год;

— в гаражах боксового типа — 0,2 м /год;

— при наличии твердого покрытия на объектах (асфальт, асфальтобетон и т.п.) учитывать смет с каждого квадратного метра из расчета 5 кг в год.

Большинство граждан России проживают в многоквартирных домах. Поэтому очень важным моментом является соблюдение чистоты и порядка на территории вблизи таких зданий.

Одним из насущных вопросов является парковка для автомобилей около многоэтажных домов. Эта тема вызывает множество споров и конфликтов. Особенно, если автомобилист не является жителем одного из близлежащих зданий, жильцы могут возмутиться его длительной стоянкой на территории около многоквартирного дома(МКД).

Не так давно в Москве произошла ситуация, которая имела широкую огласку, а решение по ней было принято Верховным судом. Она касается организации гостевой парковки на придомовой территории и ее использовании.

Кто отвечает за обустройство придомовой территории

В соответствии с действующим законодательством территория возле МКД находится в собственности жильцов. Жилищный кодекс РФ накладывает на каждого собственника обязанность по содержанию данной зоны в надлежащем состоянии.

Это значит, что владельцы квартир вправе распоряжаться данной территорией с собственной выгодой. То есть, товарищество жильцов может сдать часть земли в аренду с извлечением прибыли для последующего обустройства мест общего пользования. Только собственники могут решить, какой инфраструктурный объект будет расположен на придомовой площади. Но для того, чтобы управлять этой зоной, потребуется заключить контракт с управляющей организацией или создать товарищество.

Что такое гостевая стоянка

Что такое гостевая парковка определено нормами законодательства. Паркингом для гостей называется открытая площадка, которая предназначена для автомашин посетителей жилого дома. Их организация допускается п.п. 2.3 и 2.10 СанПин 2.1.2.2645-10:

  • земельный участок, который отводится под строительство многоэтажного жилого здания, должен предусматривать возможность обустройства придомовой зоны, включая гостевую автостоянку;
  • на дворовой территории запрещается организовывать любые торговые предприятия и пункты общественного питания, а также автопарковки, кроме гостевых.

Факт: Зачастую территория, предназначенная для парковки авто гостей, используется самими жильцами для постоянной стоянки – это незаконно, т.к. нарушает требования к качеству воздуха и уровню шума вблизи жилой застройки.

То есть, обустроенный гостевой паркинг по дворе при нарушении его использования может привести к несоблюдению прав граждан на благоприятные жизненные условия и защиту от негативного воздействия окружающей среды (согласно Федеральным законам № 52 и № 7). Кроме того, если машину оставить в непосредственной близости к зданию, то будут нарушены требования к антитеррористической безопасности жилого фонда и его жильцов (ФЗ № 35).

Решение Верховного суда по делу о гостевых парковках

Рассмотрев заявление одного из москвичей по поводу неправильного использования парковки возле дома, Верховный суд принял решение в соответствии с определением гостевой парковки во дворе жилого дома и положениями действующих нормативно-правовых актов. А именно:

  1. На придомовой территории могут располагаться гостевые стоянки, т.е временные автоместа для ТС посетителей МКД.
  2. Сами жильцы не вправе использовать гостевую парковку для стоянки своих транспортных средств, так как это незаконно и может привести к привлечению автомобилистов (и управляющей компании) к административной ответственности согласно КоАП РФ.

Обустройство придомовой стоянки

Если собственники желают организовать возле дома постоянную парковку для своих транспортных средств, то с согласования управляющей компании, они должны провести общее собрание жильцов и утвердить план создания нового инфраструктурного объекта, а также источники финансирования работ.

Важно знать: На придомовой зоне можно проводить какие-либо работы только тогда, когда участок состоит на кадастровом учете и включен в общее имущество МКД.

При этом размещение постоянной стоянки должно быть одобрено администрацией населенного пункта и ГИБДД, а также отвечать требованиям СанПин. Это неотъемлемые условия обустройства объекта.

Также есть ряд ограничений, которые должны соблюдаться автомобилистами при паркинге во дворах. В таких местах запрещается:

  • стоянка грузовых автомашин массой более 3,5 т (исключение составляют специально отведенные места);
  • стоянка автомобилей во дворах с включенным двигателем. Но это действие не является нарушением, если оно совершается с целью посадки/высадки пассажиров или погрузки/загрузки вещей;
  • паркинг на тротуарах. Исключением из этого правила являются зоны, специально обозначенные дорзнаками;
  • заграждение проезда, не позволяющее машинам перемещаться по территории.

Наложение ответственности

Если водитель регулярно нарушает правила парковки на придомовой территории, то на него вправе подать жалобу собственники МКД. Для этого им необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для фиксирования нарушения. Также можно снять фото и видео правонарушения и представить эти доказательства в правоохранительные органы.

Внимание: Если же автомобиль припаркован в неположенном месте и мешает проезду автомобилей коммунальных служб, то сотрудники управляющих организаций имеют право вызвать эвакуационную службу (когда водитель отсутствует или не реагирует на требования переместить авто).

Таким образом, рассмотрены основные нюансы использования территории возле многоэтажных жилых домов, в том числе приведен ответ на тему — что такое гостевая парковка во дворе. Эти вопросы строго регламентируется законодательством. При совершении любых действий с данным участком жильцы должны согласовать их с властями. А использовать придомовую зону под стоянку личных авто собственники вправе только тогда, когда она оборудована по всем правилам.

Остались вопросы?

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая и техническая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Известно, что дворы многоквартирных домов практически во всех крупных городах уже несколько лет как закрыты для автотранспорта посторонних граждан. В отличие от машин жильцов, которым можно и заезжать, и оставлять под окнами своих квартир свои машины.

Когда дворы стали массово закрывать от посторонних машин, у многих возникла надежда, что теперь у прописанных в доме граждан никаких споров и конфликтов во дворах с транспортом возникать не должно.

Однако надежды быстро развеялись. Вместо одних проблем возникли другие. Теперь конфликтовать по поводу парковок жильцы начали друг с другом.

В нашем случае, случилось вот что — дама, по мнению соседей-автовладельцев, неправильно парковалась во дворе. Поэтому они постановили: запретить даме вообще въезжать во двор. Именно такое решение приняло общее собрание автовладельцев многоквартирного дома. В ответ автоледи отправилась в суд и потребовала обеспечить ей беспрепятственный проезд.

В суде выяснилось, что шлагбаум на въезде во двор дома установили законно. Во дворе есть автостоянка. Чтобы получить там место, автовладелец должен подать в ЖСК заявление, приложить копию документов на машину, оплатить взносы на оборудование парковочных мест, получить пропуск на въезд и брелок к шлагбауму. Кому можно въезжать во двор и парковаться, а кому — нет, решало общее собрание автовладельцев дома.

Правовые тонкости организации парковок эксперты «РГ» разъясняют в рубрике «Юрконсультация»

Наша истица имеет на законных основаниях квартиру в этом доме, прописана и живет там вместе со своей семьей. Ей, как и всем остальным, выдали заветный брелок и показали место, для машины. А через два года соседи на собрании же приняли решение лишить даму места на парковке внутри двора. Причину записали в протоколе так :»за нарушение правил парковки и правил въезда». А еще постановили отобрать у соседки брелок и вернуть ей взнос на парковку. Лишенная брелока дама отправилась в суд.

Первый суд она проиграла. В его решении сказано, что «доказательств препятствия ответчиком в доступе к принадлежащему истице жилищу не представлено. А ограничение пользования парковкой установлено решением общего собрания автовладельцев». Апелляция с таким вердиктом согласилась. А вот Верховный суд РФ — нет. По его мнению, вывод коллег «не соответствует требованиям закона».

Вот аргументы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ. Сначала Верховный суд процитировал Гражданский кодекс (статья 262) — человек имеет право свободно ходить по государственной и муниципальной земле, если там нет никаких, прописанных в законе ограничений. И, хотя земля под этим многоквартирным домом не оформлялась в собственность ЖСК, в любом случае по закону, граждане имеют право требовать «устранения нарушений своих прав».

Потом высокий суд перешел на Жилищный кодекс и процитировал сразу несколько его статей. В частности, в 37-й статье говорится, что запрещено выделять в натуре доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме. И общий вывод — собственнику квартиры в доме принадлежит «безусловное и неотчуждаемое» право на пользование общим имуществом в доме. И дополнение к сказанному — «любые способы ограничения или лишение собственника помещения такого права действующим законодательством не предусмотрено».

Фактов, что истице препятствовали в желании въехать во двор, у суда было множество. Начиная с выписки из протокола — исключить нарушительницу парковки права въезжать во двор — до возврата ей денег на благоустройство парковки. Истице эту сумму перечислили на лицевой счет.

Верховный суд подчеркнул, что не учел районный суд, который отказал гражданке. Первая инстанция сослалась на постановление правительства города и общее собрание жильцов, в которых говорится о правилах въезда и парковки во дворе. На это Верховный суд заметил, что в этом постановлении правительства города ничего не сказано о порядке создания и использования парковочных мест на придомовой территории как и о «наложении каких-либо ограничений права» истицы, как собственника помещения в этом доме, и на пользование придомовой территорией.

Собственнику квартиры принадлежит «безусловное и неотчуждаемое» право на пользование общим имуществом в доме. В том числе — местом для парковки

Еще один любопытный момент — право истицы на беспрепятственный въезд в свой двор закреплено в протоколе общего собрания жильцов. Лишало же гражданку права парковки собрание автовладельцев дома. Местный суд почему-то на это не обратил внимание и согласился с ограничением прав собственницы. Верховный суд поэтому напомнил про свой пленум (№ 25 от 23 июня 2015 года). Там разъяснялось, что понимается под решением собрания граждан — это решение гражданско-правового сообщества, то есть «определенной группы лиц, наделенных полномочиями принимать на собраниях решения». Из всех перечисленных норм Верховный суд делает такой вывод. Одним из обязательных условий признания решения собрания основанием возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия для всех, кого касается собрание. Есть перечень органов управления кооператива. Он приведен в Жилищном кодексе и считается исчерпывающим. Никакого общего собрания автовладельцев в этом перечне не значится. Поэтому решение такого собрания не может иметь никаких гражданско-правовых последствий для жильца, и оно не предусмотрено законом.

Верховный суд велел местным судам пересмотреть спор с учетом своих разъяснений. 

admin