ГОСТ это нормативно правовой акт

1.4. Государственные стандарты на документы

Государственный стандарт (ГОСТ) – это нормативный документ, разработанный заинтересованными сторонами на основе согласия по существенным вопросам, утвержденный уполномоченным органом, устанавливающий для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования или методы, касающиеся определенных объектов, и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Все государственные стандарты, действующие на территории Российской Федерации, объединены в единую Государственную систему стандартизации (ГСС), представляющую иерархически организованную систему классификации и кодирования самих государственных стандартов.

Серия 1 (ГСС) содержит комплекс стандартов, в которых закреплены положения о порядке их разработки, построении, изложении, оформлении, утверждении, регистрации и введении в действие стандартов, внесения в них изменений.

Серия 6 (ГСС) содержит комплекс стандартов на унифицированные системы документации и Единую систему классификации и кодирования технико-экономической информации.

К серии 6 (ГСС) принадлежат:

ГОСТ 6.01.1-87. Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации;

ГОСТ 6.10.3-83. Унифицированные системы документации. Запись информации унифицированных документов в коммуникативном формате;

ГОСТ 6.10.4-84. Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемых средствами вычислительной техники. Общие положения;

ГОСТ 6.10.5-87. Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца;

ГОСТ 6.10.6-87. Единая система внешнеторговой документации. Формуляр-образец;

ГОСТ 6.10.7-90. Единая система внешнеторговой документации. Счет;

ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов;

ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

В стандартах этой серии закреплены требования к форме документа, бланкам документов, составу реквизитов и их оформлению, правила унификации и стандартизации документов и применения унифицированных систем документации, используемая в документационном обеспечении терминология, требования к техническим средствам обработки информации и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

1. Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы Президента Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В случае расхождения закона, декрета, указа Президента Республики Беларусь или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь.

2. В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа Президента Республики Беларусь были предоставлены законом. Такие полномочия должны быть оформлены в заключительных положениях закона.

3. Законы о внесении изменений (в том числе дополнений) в Конституцию Республики Беларусь, о введении в действие законов о внесении изменений (в том числе дополнений) в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь, программные законы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.

Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам, если иное не предусмотрено кодексами или законами о введении их в действие (кроме Конституции Республики Беларусь, законов о внесении изменений (в том числе дополнений) в Конституцию Республики Беларусь, о введении в действие законов о внесении изменений (в том числе дополнений) в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь, программных законов).

4. Законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, постановлениям Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, нормативным правовым актам Совета Министров Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры, а также к иным нормативным правовым актам.

5. Нормативные правовые акты Совета Министров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

6. Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

7. Юридическая сила решения, принятого республиканским референдумом, определяется указом Президента Республики Беларусь о назначении референдума, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Юридическая сила решения, принятого местным референдумом, определяется решением местного Совета депутатов о назначении референдума.

8. Юридическая сила утвержденных нормативных правовых актов определяется юридической силой нормативных правовых актов, которыми они утверждены.

9. Нормативные правовые акты и локальные акты вышестоящего нормотворческого органа (должностного лица) имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам и локальным актам нижестоящего нормотворческого органа (должностного лица), если иное не предусмотрено законодательными актами.

10. Юридическая сила совместного нормативного правового акта определяется юридической силой нормативного правового акта нормотворческого органа (должностного лица), который указан первым в числе принявших такой акт.

11. Новый нормативный правовой акт, в том числе временный, имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по этому же вопросу нормативному правовому акту этого же нормотворческого органа (должностного лица).

12. Нормативный правовой акт, в том числе временный, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту другого нормотворческого органа (должностного лица) одного уровня, если нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавшее) такой акт, специально уполномочен на правовое регулирование определенной сферы общественных отношений.

Нормативный правовой акт: что такое и где искать

В обществе всё подчиняется правилам: законам, актам, инструкциям и другим нормативным правовым актам.

Объясняем что такое нормативные правовые акты, как их составлять и где искать действующие правила своей отрасли.

Зачем нужен

Нормативный правовой акт (НПА) устанавливает нормы внутри государства. Конституция России, законы внутри субъекта страны и правила трудового распорядка в организации — это всё нормативно правовые акты.

Один из сборников НПА под редакцией «российской газеты». Фото walkasong.org

Основные черты НПА:

  • Он может быть только в письменной форме.
  • Предполагает многократное использование.
  • Направлен на определённый круг лиц, а не конкретного человека.
  • Он порождает новые правовые отношения, изменяет или отменяет действующие нормы.

Нормативный правовой акт нельзя принять в один момент Он должен соответствовать нормам или ГОСТу и не противоречить другим НПА. Например, федеральный закон вносится в Государственную Думу, проходит три чтения, уходит в Совет Федерации, подписывается у Президента России и публикуется. Только после этого он вступает в силу.

НПА бывают неопределённого длительного действия и временного действия. В первом случае принятая норма будет исполняться пока её не отменят. Во втором — используется в заранее указанные сроки. Если начальник подразделения уезжает в длительную командировку, он передаёт полномочия одному из сотрудников. Тогда формируется НПА временного действия.

Нормативно правовые акты классифицируются по различным признакам. Для лучшего понимания мы поместили их в схему.

Уровень Наименование субъекта, принявшего нормативный акт Вид нормативного акта Является ли законодательным актом?
Международный Международные организации Международные акты, ратифицированные государством Нет
Федеральный Народ Конституция РФ Да
Федеральный Государственная Дума РФ Законы РФ Да
Федеральный Президент РФ Указы Да
Федеральный Правительство РФ Постановления Да
Федеральный Министерства Инструкции Да
Региональный Думы (законодательные собрания) Законы Да
Региональный Губернаторы областей, краев, президенты республик Указы Да
Региональный Администрации областей, краев, правительства республик Постановления Да
Местный Органы местного самоуправления Решения Нет
Местный Организации Корпоративные акты Нет

Требования к нормативным правовым актам

Каждый НПА проходит несколько проверок. Закон — через несколько чтений в Госдуме, решение предприятия — через профсоюз работников. Так участники процесса совместно легализуют будущее решение. Ко всем принимаемым НПА предъявляется три обязательных требования.

Отражение объективной реальности. Авторы НПА должны понимать, что принимаемая норма обязана опираться на реализуемый алгоритм. В России нет ведомства или компетентного органа, следящего за «мёртвыми» НПА. Поэтому за них не наказывают. Предполагается, что многосторонний контроль при принятии страхует от засилья ненужных правовых актов.

Тем не менее, проблема существует. Госдума России периодически уделяет пленарные заседания только для технической чистки неработающих законов.

Курение в подъезде запрещено, однако наказывают за это единицы. Фото kp.by

Правовой мусор В Воронежской области несоблюдение расписания общественного транспорта карается штрафом до 5 000 рублей. Это могла быть хорошая инициатива, но всё загубила реализация. По правилам, протокол нарушения должен составить сотрудник автодорожного надзора или полицейский. Им следует прибыть на остановку и зафиксировать, что маршрутка прибыла позже. Закон принят в 2003 году, но до сих пор его не применяют на практике.

Другой пример. Бессмысленно вводить корпоративный НПА, запрещающий курение на прилегающей к офису территории. Как минимум, стоит предусмотреть альтернативное решение.

Структурированность. В России не действует специального закона, регламентирующего структуру НПА. Последнюю попытку по созданию подобного документа Минюст предпринял в 2014 году, но документ даже не дошёл до Госдумы.

Требования к НПА, как правило, устанавливают отраслевые министерства. Если бизнес решит дополнительно регламентировать правила трудового распорядка, то правила создания НПА им следует искать в Трудовой кодексе РФ.

Общая практика по структуре сложилась такая:

  1. Преамбула. Указываются цели принятия НПА.
  2. Основная часть. Её в широком смысле и называют нормативный правовой акт. Своды правил, инструкции и регламенты располагаются в этом разделе.
  3. Заключение. Здесь размещают подписи принимающих органов и приложения.

Доступность для понимания. Федеральные законы пишутся на юридическом языке, но в СМИ уходит специальная аналитическая записка. Она переводит с «чиновничьего» на русский смысл принятого документа. В идеале, каждый НПА должен снабжаться объяснением.

Президентский указ о свободе торговли в 1992 году преследовал благородные цели. Однако его не снабдили инструкцией по исполнению. В регионах по-разному трактовали одни и те же нормы, из-за чего возникла неразбериха.

Корпоративные нормативные акты

Особняком среди НПА стоят корпоративные (или локальные акты). Они издаются внутри предприятия. Их могут принимать индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Корпоративные нормативные акты регулируют коммерческую деятельность и внутриорганизационную работу.

Инструктаж для сотрудников проводится на основании НПА. Фото kontur.ru

Яркие примеры таких актов: штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, программа вводного инструктажа и положение о защите персональных данных сотрудников.

Локальные нормативные правовые акты принимаются согласно ГОСТ Р 6.30-2003. Согласно норме закона, корпоративный НПА обязан содержать:

  1. Принимающий орган. Им могут выступить совет директоров, руководитель предприятия и другие полномочные должностные лица. У каждого бизнеса они будут свои.
  2. Наименование и дата принятия. Помимо очевидных причин, эти данные обязательны для внесения в системы электронного документооборота.
  3. Подписи должностных лиц. Они придают документу юридическую силу. Без подписей НПА недействителен.

Корпоративный нормативный акт не может нарушать действующее российское законодательство.

Классический пример. В продуктовом магазине висит объявление о запрете фотосъёмки в торговом зале. Иногда на документе указывают ссылку на внутренний правовой акт. Требование магазина не имеет юридической силы потому что противоречит федеральному законодательству, которое защищает использование общедоступной информации.

Изучить примеры

Кодекс деловой этики ПАО «НК «Роснефть».

Политика оплаты труда работников ПАО «Сбербанк России».

Рекомендации деловой переписки СКБ «Контур».

Где найти нормативные правовые акты

Согласно Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации. Иначе никак.

Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта. На этой же странице можно подписаться на рассылку новых НПА, опубликованных в свежем номере «Российской газеты». Так проще следить за важными изменениями в законодательстве.

В интернете легко найти справочные сайты с базой НПА. Они — посредники поэтому публикуют обновлённую информацию с задержкой.

По-идее, НПА легче искать на Официальном интернет-портале правовой информации. Сайт работает быстро, но его интерфейс требует привыкания. Для повседневного поиска его рекомендовать сложно.

Официальный интернет-портал правовой информации работает с 2005 года. Видимо, структура с тех пор принципиально не менялась

С декабря 2017 года Минюст России запустил специализированный правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Сайт интегрирован в государственную информационную систему. Если ведомство приняло НПА, он автоматически публикуется на правовом портале. Так проще всего получить актуальную информацию по НПА федерального, регионального и муниципального уровней. Сайт тестируется и некоторые разделы не работают. Главное, что базы НПА в полном порядке.

Портал «Нормативные правовые акты в Российской Федерации». Гибкий поиск поможет найти нужные НПА

Законодательные акты всегда принимаются вместе с аналитическими справками, сопровождающими записками или отраслевыми отзывами. Они размещаются в Системе обеспечения законодательной деятельности. Это внутренний ресурс Государственной Думы, но полезен всем предпринимателям.

У Системы обеспечения законодательной деятельности низкий порог вхождения

Ищите нормативные правовые акты в официальных источниках.

Запомнить

  1. Нормативные правовые акты устанавливают нормы по которым живёт государство и его институты.
  2. Нормативные правовые акты должны отражать объективную реальность, иметь чёткую структуру и быть понятными.
  3. Бизнес вправе издавать свои корпоративные акты, если они не противоречат действующим законам.
  4. Сверяться с НПА только через официальные источники.

Гост обязательный или рекомендательный

Является ли гост нормативно правовым актом

Скачать файл — Является ли гост нормативно правовым актом

Вход Регистрация if document. Начало Расширенный поиск Вход Правила Форума. САПР КОМПАС Renga КОМПАС-Строитель ЛОЦМАН: ПГС Pilot-ICE Сквозная 3D-технология ЛОЦМАН: Форум пользователей ПО АСКОН Профессиональные вопросы Нормативная документация ГОСТы — обязательные или рекомендательные? Jean В Зале славы Эксперт Сообщений: А отсюда ГОСТ носит рекомендательный характер. Теоретически можно применять ЛЮБЫЕ отклонения оформления.

Просто чтобы не разводить бардак это все хоронится. Дак сейчас ГОСТ не закон что ли? Лучшее — враг хорошего! Андрей Владимирович Модератор Полезных ссылок В Зале славы Гуру Сообщений: И всё-таки ГОСТы сейчас носят рекомендательный характер. Но если их не будешь соблюдать, то будут проблемы: Мы либо знаем предмет сами, либо знаем, где можно найти о нем сведения.

Ну если Вы считаете, что следующее: Председатель Правительства Российской Федерации В.

Является ли ГОСТ обязательным документом

Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 августа г. Почитайте статьи 39 и 40 ТР. А давайте спустимся с оборудования и поразглядываем ‘печку’.

Свод ГОСТов под названием ЕСКД — он рекомендательный или исполнительный? И что и с кем надо согласовать, что бы легитимно неисполнять рекомендации? Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении. Давайте отделим мух от котлет. ТР ‘ О безопасности машин и оборудования’ статьи 39 и АР о разрешении на применение 4. Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации 5. Перечень документов в области стандартизации И везде стандарты на само оборудование. И нигде нет обязательного требования к соблюдению ЕСКД. При чем здесь законные акты? Мы привыкли отностится к требованиям ЕСКД как к священной корове, не вдумываясь, почему собственно. При чем такое отношение выгодно прежде всего конструкторам на этапе оформления. Если стандарт введен в действие в качестве нац. Укажите дату и идентификационные данные стандартта заменившего ЕСКД заодно и ЕСТД одно без другого не вяжется. По-моему ГОСТ можно и лучше рассматривать не как закон исполнение которого обеспечивается государственным принуждением , но как заранее заготовленный оформленный сбалансированный перечень требований. Если зоказчег потребует сделать ‘всё по ЕСКД’ — ваше право сменить зоказчега или пытаться его переубедить. Если издадут закон ‘Муниципальные Государственные предприятия должны заказывать проектную документации в ЕСКД’ — можно не иметь дела с муниципально-государственными предприятиями. Но никто права не имеет совать нос правильные ли бумажки у вас на частном предприятии храняться. Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 3 марта г. Постановлений и законов, позволяющих считать данное постановление означенного комитета ничтожным вроде как нет. Федеральных законов от Так нет в трактовках прямого указания считать означенный гост недействующим.

Расписание княжичи киев

Организационная структура авиационного завода

Где находится 61 больница

Как сделать легкие валентинки

Силовая схема вагона 81 760

Конечная трехобмоточная подстанция схема

Кубатурник круглого леса 5.8 метров таблица

Потребительские свойства пастильных изделий

Где находится режим разработчика

Юридическая защита гражданских прав

И снова об «обязательных» и «добровольных»

стандартах…

Продолжает поступать информация о том, что эксперты органов государственной экспертизы отказывают проектировщикам в праве применения ими стандартов организаций (СТО).

2.4. Виды стандартов и нормативных документов

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Нормативный документ НД – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

К основным нормативным документам относятся:

  • национальный стандарт (В России – Государственный стандарт РФ – ГОСТ Р) – стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей;
  • отраслевой стандарт (В России – ОСТ);
  • стандарт предприятия (В России – СТП);
  • стандарт научно-технических инженерных обществ и общественных объединений (В России – СТО);
  • рекомендации (В России – Р);
  • технические условия (ТУ) – в случае ссылки на них в контракте или договоре.

Государственный стандарт

Российской Федерации (ГОСТ Р) – национальный стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти по стандартизации, в качестве которого в настоящий момент выступает Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии – Госстандарт России.

Государственные стандарты устанавливают обязательные требования безопасности к продукту (услуге): допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов, влияющих на здоровье и работоспособность людей.

Госстандарты также могут устанавливать основные потребительские (эксплуатационные) характеристики и методы контроля, требования к упаковке, транспортированию, хранению и утилизации продукта.

Отраслевые стандарты (ОСТ)

Разрабатываются применительно к продуктам определенной отрасли. Их требования соответствуют требованиям Госстандартов. Объектами этих стандартов являются продукция, процессы, услуги, правила по организации работ, типовые конструкции изделий отраслевого применения, правила метрологического контроля.

Соблюдение требований таких стандартов осуществляется на предприятиях, принявших их, а контроль за выполнением организует ведомство, применявшее той или иной отраслевой стандарт.

В настоящее время их около 22 тыс. Категория ОСТов введена в 60-х годах.

Стандарты предприятий (СТП)

Разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами являются составные части производимой продукции (сырья, полуфабрикатов), технологическая оснастка и нормы процесса производства, инструменты и пр.

Ссылка на такой стандарт в Договоре делает его обязательным для всех участников договора.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО) – объектами СТО являются:

  1. принципиально новые (пионерные) виды продукции и услуг;
  2. новые методы испытаний, методология экспертизы;
  3. нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством;
  4. прочие виды деятельности.

Разработка принципиально новых видов продукции (услуг), нетрадиционных технологий, методов испытаний – это результат НИР. Сейчас эту функцию выполняют научно-технические и инженерные общества. СТО является объектом авторского права, и продажа его как интеллектуальной собственности заказчикам стандарта материально укрепляет как само НТО, так и разработчиков СТО.

СТО подлежат согласованию с соответствующими надзорными органами, если устанавливается в них, положения затрагивают безопасность людей, имущества и окружающей среды.

Требования СТО не должны быть ниже уровня обязательных требований государственных стандартов.

Правила по стандартизации (ПР)

Документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ.

Рекомендации (Р)

Положение, содержащее совет или указания.

Применительно к стандартизации этот документ содержит добровольны для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ. По своему характеру они соответствуют нормативным документам методического содержания. Они отражают порядок согласования документов, и предоставления информации о принятых стандартах отраслей, правила проведения государственного контроля и пр.

Технические условия (ТУ)

Эти документы обычно составляются предприятием в том случае, когда стандарт создавать целесообразно. Объектом ТУ часто является продукция разовой поставки.

ТУ – технический документ; нормативным он рассматривается в случае ссылки на него в контракте или договоре на поставку продукции. Согласование ТУ осуществляется по ПР 50.1.001-93, приемочной комиссией во время приемки новой продукции на основании акта приемки опытной партии.

ТУ должны содержать вводную часть и разделы в следующей последовательности: технические требования; требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки; методы контроля; транспортирование и хранение; указания по эксплуатации; гарантии изготовителя.

Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям госстандартов, распространяющимся на данную продукцию.

ГОСТ

В настоящее время является межгосударственным стандартом в СНГ. Утверждается Межгосударственным советом по стандартизации, сертификации и метрологии. ГОСТ – это была основная категория стандартов еще в СССР.

Федеральный закон № 184, принятый 27 декабря 2002 года, «О техническом регулировании» разделил понятия «стандарт» и «технический регламент», поэтому все ГОСТ утратили обязательный характер и должны применяться добровольно.

Но в переходный период, которым и характеризуется сейчас система стандартизации в России, закон подразумевает обязательное выполнение требований стандартов ГОСТ. Особенно в части, которая соответствует целям сохранения здоровья и жизни граждан, защиты муниципального или государственного имущества, имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды, здоровья или жизни растений и животных, а также и предупреждения действий, которые вводят в заблуждение приобретателей. В дальнейшем стандарт ГОСТ должен быть заменен на технические регламенты по каждому виду продукции и деятельности.

На официальном сайте Росстандарта возможен бесплатный просмотр ГОСТов и изменений, принятых с января 2006 года по настоящее время. «Классификатор государственных стандартов СССР» является известным классификатором ГОСТ. В настоящее время используется название «Классификатор государственных стандартов» (КГС).

Классификатор представлен в буквенно-цифровой системе кодов на трёх (редко четырёх) уровнях. 1-ый раздел (уровень) построен из 19 букв русского алфавита в заглавном виде, 2-ой и 3-ий уровни являются цифровыми. 4-ый уровень добавляется после точки. В код ГОСТ включены номер и год утверждения стандарта, которые разделёны дефисом.

Номер состоит из кода семейства продукции, и ее номера внутри семейства.

Большинство действующих сейчас ГОСТов обозначаются КГС

1 октября 2000 г. КГС заменили на Общероссийский классификатор стандартов ОКС 001-2000. Данный классификатор составлен исходя из Международного классификатора стандартов ISO. Но КГС до сих пор используют как основу информационно-поисковых систем стандартов ГОСТ. Также он является основным для межгосударственной системы стандартизации в странах СНГ.

Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) создан ВНИИ терминологии, информации и классификации по качеству и стандартизации. Он является полным текстом Международного классификатора стандартов (МКС), которые приняты в системе ИСО.

ОКС включен в состав Единой системы кодирования и классификации социальной и технико-экономической информации (ЕСКК) Российской Федерации. Классификатор используется при построении указателей, выборочных перечней, каталогов, библиографических материалов по межгосударственным, международным и национальным стандартам и др. техническим и нормативным документам. К объектам классификации ОКС относятся стандарты и другие технические и нормативные документы.

Классификатор является иерархической трёхступенчатой классификацией с цифровым алфавитом кода и имеет следующее строение: XX.YYY.ZZ

XX — является разделом, YYY —группой, ZZ — подгруппой.

Согласно системе ГОСТ проводится сертификация соответствия товаров и услуг. Для ГОСТ, которые принимают исключительно в России, применяется название «ГОСТ Р».

Сертификация — это процедура удостоверения соответствия, с помощью которой организация независимая от потребителя и изготовителя (сертификационный орган) подтверждает в письменной форме о том, что продукция соответствует нормативам, стандартам и требованиям, установленным законодательством на территории данного государства.

В России более 100 систем сертификации, из которых 20 обязательных, а другие добровольные.

Например обязательные – это такие, как сертификация в системе ГОСТ Р определенной продукции, сертификация в области пожарной безопасности (также для определенных товаров) , обязательная сертификация средств защиты информации, фитосанитарная сертификация и другие.

К добровольной сертификации также относят сертификацию в системе ГОСТ Р, но для продукции, которая не подлежит обязательной сертификации, сертификацию услуг, производства; пожарную сертификацию, также для товаров, не включенных в список, подлежащий обязательной сертификации в этой области; международную сертификацию в системе ИСО и другие.

Система ГОСТ Р предназначена для проведения и организации работ по обязательной или добровольной сертификации услуг, работ и продукции, которая дает гарантии необходимого уровня достоверности и объективности результатов сертификации. В Системе ГОСТ Р проходит сертификация:

  • товаров для бытовых (личных) нужд граждан;
  • продукции производственно-технических функций, в том числе и средств производства;
  • оказываемых услуг населению и выполняемых работ;
  • систем качества;
  • строительной продукции;
  • производства.

admin