Госслужащему запрещено

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой, — это ряд принципиальных условий, которые придется соблюсти, чтобы занять определенную должность. Для государственных служащих предусмотрены многочисленные требования и ограничения. Разберемся, какие запреты и ограничения на государственной гражданской службе действуют в настоящее время.

Общие требования к госслужащим

Любой работник должен ответственно и добросовестно выполнять свои непосредственные должностные обязанности. А вот госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За нарушение таковых предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности. Разберемся в ситуации.

Итак, ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются положениями Федерального закона № 79-ФЗ. Также данный норматив определяет ключевые правила, условия и требования к лицам, назначаемым на гражданскую государственную службу.

Требования к работникам государственных ведомств и служб:

  • совершеннолетие;
  • российское гражданство;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника можно разделить на две группы. Первая — это непосредственное исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и(или) инструкциями. Во вторую группу относят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащий должен своевременно отчитываться о доходах, а также избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего могут назначить не каждого. Чтобы занять ответственный пост, требуется неукоснительное соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Наличие неснятой и(или) непогашенной судимости.
  3. Приговор суда, ограничивающий или запрещающий занимать госдолжность, вступил в силу.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 984н).
  5. Наличие второго гражданства или смена российского гражданства на иное.
  6. Кандидата признали уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Отсутствие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Достижение возраста 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Отсутствие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Непосредственный начальник и подчиненный состоят в близком родстве.
  11. При трудоустройстве были предоставлены ложные, недостоверные сведения о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях назначения на должность.

Также нельзя назначить на должность госслужащего граждан, которые нарушили запреты и ограничения по антикоррупционным мерам, участвовали в конфликте интересов либо кандидат (работник) утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статье 16 и 25.1 закона № 79-ФЗ.

Запретительные меры для работы

Помимо ограничений, законодательство устанавливает и запреты государственного гражданского служащего. Так, статья 17 закона закрепляет все виды запретов, которые не может нарушить госработник. Итак, госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не может трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих, а также некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Однако есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Однако важное упоминание: запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать презенты, подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качества оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Запрещено разглашение конфиденциальной информации либо использование таковой в своих собственных интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в Указе Президента РФ № 188.
  6. Недопустимы высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение: если данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Работник, а также его супруг и несовершеннолетние дети не должны открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Однако это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Так, законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Итак, определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников. Так, к примеру, если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него могут применить административное взыскание. Причем тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновник, контролировавший строительную компанию, не может в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения. Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения. Допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема № 1. Запреты по сферам деятельности

Схема № 2. Ограничения по ключевым критериям

Отметим, что ключевое отличие ограничений от запретов на госслужбе заключается в том, что ограничительные меры могут быть устранены госработником или кандидатом на государственный пост. Например, работник не будет претендовать на гражданство иного государства, открывать счета в иностранных банках, предоставлять ложную и недостоверную информацию о себе и так далее. А запретительные меры обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, так что с подарками

Подарки принимать госслужащим нельзя. Тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей. Это и есть самая настоящая коррупция, с которой борются власти. Однако есть исключения.

Разберем, когда можно принять ценный подарок, занимая государственный пост или должность. Итак, нужно соблюсти следующие условия:

  1. Стоимость презента не должна превышать 3000 рублей.
  2. Подарок был вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство нужно в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 (ред. от 12.10.2015).

ВАЖНО! Уведомлять о цветах, канцелярских товарах не нужно.

Если стоимость подарка неизвестна или же оценена дороже 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Отметим, что дорогостоящий подарок можно выкупить. Для этого придется подать соответствующее заявление.

Ответственность за нарушение

За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Так, госслужащего могут наказать следующими видами взысканий:

  • сделать замечание;
  • объявить выговор;
  • оформить предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольнение с гражданской службы.

К тому же в отношении правонарушителей могут быть назначены и финансовые санкции. Например, возмещение причиненного вреда (ст. 1069 ГК РФ) или убытков (ст. 15 ГК РФ), административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей — ст. 2.4 КоАП. И это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.

ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ

Ширяева А.В.

Ширяева Анастасия Владимировна — студент, кафедра государственно-правовых дисциплин, юридический факультет, Московский гуманитарный университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются запреты и ограничения, связанные с прохождением гражданской государственной службы должностными лицами. Дана характеристика правового положения (статуса) государственных служащих. Ключевые слова: государственный служащий, гражданская государственная служба, федеральное законодательство, запреты и ограничения.

Права и свободы человека и гражданина в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По состоянию на 2017 год в государственных органах Российской Федерации замещали должности государственной гражданской службы 675,5 тыс. человек, что составляет 42,3% от общей численности всех служащих, занятых в этих органах .

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяя статус государственного гражданского служащего, накладывает ограничения, правовая природа которых связана с правами, а именно с правами, которых гражданский служащий не имеет, пока состоит на гражданской службе. Ограничения, установленные данным законом, установлены и действуют и при прохождении гражданской службы, и при поступлении на гражданскую службу, то есть относятся к гражданину, который еще не стал гражданским служащим.

Действующим законодательством, а именно п. 4 ст. 10 Федерального закона № 58, правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается этим федеральным законом .

Под государственным служащим понимается лицо, которое профессионально осуществляет свою служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и её субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а также получающее денежное вознаграждение за счет средств федерального либо регионального бюджета.

Правовое положение государственного служащего определяет условия при поступлении и прекращении госслужбы, а также её прохождение.

Рассматривая запреты и ограничения, которые регулируют прохождение государственной гражданской службы отметим следующие нюансы. Так, лицо, которое претендует на вакантную должность государственного гражданского служащего, не имеет права занимать её в случаях:

1. Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным.

2. Осуждения его к отбыванию уголовного наказания, а также имеющейся не снятой или не погашенной судимости.

3. Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или служебную тайну .

4. Наличия заболевания, препятствующего исполнению своих должностных обязанностей.

5. Нахождения в родственных отношениях с гражданским служащим, которое связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

6. Прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства.

7. Наличия гражданства другого государства.

8. Представления фиктивных документов или ложных сведений.

9. Непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

10. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения возложенных служебных обязанностей.

11. Признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Касательно запретов, которые налагаются на государственного гражданского служащего при замещении им должности, следует отметить:

— избрание или назначение на государственную должность, исключение составляют изданные указы Президента РФ о замещении федеральными министрами должностей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;

— избрания государственного служащего на выборную должность в орган местного самоуправления;

— избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, созданную в государственном органе.

В целях противодействия коррупции в органах государственной власти, должностным лицам государственной гражданской службы запрещено:

— заниматься предпринимательской деятельностью;

— участвовать в собраниях политических партий, общественных организаций и религиозных объединений, а также создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений;

— приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

— представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— получать вознаграждение от физических и юридических лиц;

— выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;

— использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

— разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, а также служебную информацию;

— допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов или их руководителей;

— принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений;

— использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

— прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

— входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций ;

— заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Также следует отметить, что гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Законодательством также запрещено в течение двух лет после оставления государственной службы замещать должности либо выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Кроме вышеперечисленного с января 2017 года должностные лица обязаны предоставлять сведения об участии государственного служащего в социальных сетях, форумах. В соответствии со ст. 20.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 15.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», гражданский служащий обязан сообщать сведения обо всех адресах сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет, на которых он размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать.

Таким образом, под действие закона подпадает информация о созданных госслужащим страницах на сайтах знакомств, форумах, блогах, досках объявлений, социальных сетях (Одноклассники, ВКонтакте, Фэйсбук, Инстаграм, Твиттер., Вибер, Телеграмм), об аккаунтах (каналах) в Youtubу.com, Google.com, а также об иных страницах, позволяющих идентифицировать их содержание с личностью госслужащего.

Не подлежит сообщению работодателю информация о размещении соответствующих сведений на официальных сайтах государственных органов в связи с исполнением госслужащим профессиональной деятельности.

Несоблюдение запретов, установленных нормами Федерального закона № 79, предусматривает возможность привлечения гражданского служащего к ответственности, которая определяется как данным законом, так и другими федеральными законами.

Так, в статье 33 Федерального закона № 79 одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы указано нарушение запретов, связанных с гражданской службой.

Процедура установления факта нарушения определенных для гражданского служащего запретов (если это нарушение может повлечь за собой дисциплинарную ответственность) требует проведения служебной проверки по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

В заключение следует отметить, что предназначение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, это:

— установить препятствия для злоупотребления властными полномочиями;

— создать условия для независимости служебной деятельности от групп давления;

— обеспечить эффективную служебную деятельность.

Таким образом, существующие ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, имеют легитимный характер, то есть они оправданы и необходимы для защиты конституционного строя, прав и законных интересов гражданина.

Список литературы

1. Федеральный закон № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003.

2. Федеральный законо № 273 «О противодействии коррупции» от 25.12.2008.

3. Федеральный закон № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004.

4. Федеральный закон № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007.

5. Портал государственной службы РФ. . Режим доступа: https://gossluzhba.gov.ru/ (дата обращения: 29.09.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ограничения, связанные с гражданской службой*

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Ответственность за несоблюдение ограничений устанавливается Федеральным законом Российской Федерации от 20.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Запреты, связанные с гражданской службой*

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Ответственность за совершение дисциплинарного проступка*

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

5) увольнение с гражданской службы.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности**

Медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе:

1) принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) (далее соответственно — компания, представитель компании) подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности), в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний;

2) заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);

3) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);

4) предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий;

5) осуществлять прием представителей компаний, за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий;

6) выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

Фармацевтические работники и руководители аптечных организаций не вправе:

1) принимать подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, и принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компании, представителя компании;

2) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения населению;

3) заключать с компанией, представителем компании соглашения о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий;

4) предоставлять населению недостоверную и (или) неполную информацию о наличии лекарственных препаратов, включая лекарственные препараты, имеющие одинаковое международное непатентованное наименование, медицинских изделий, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену.

Урегулирование конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности**

1. Конфликт интересов — ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника или фармацевтического работника и интересами пациента.

2. В случае возникновения конфликта интересов медицинский работник или фармацевтический работник обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя медицинской организации или руководителя аптечной организации, в которой он работает, а индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, обязан проинформировать о возникновении конфликта интересов уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

3. Руководитель медицинской организации или руководитель аптечной организации в семидневный срок со дня, когда ему стало известно о конфликте интересов, обязан в письменной форме уведомить об этом уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

4. Для урегулирования конфликта интересов уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти образует комиссию по урегулированию конфликта интересов.

5. Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Состав комиссии по урегулированию конфликта интересов формируется с учетом исключения возможности возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые указанной комиссией решения.

Ответственность медицинских и фармацевтических работников, руководителей медицинских и аптечных организаций за нарушение установленных ограничений**

За нарушения требований настоящей статьи медицинские и фармацевтические работники, руководители медицинских организаций и руководители аптечных организаций, а также компании, представители компаний несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
— признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
— осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
— отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
— наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
— близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
— выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
— наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
— представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
— непредставления установленных Федеральным законом от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
— утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
— признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);
— непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать).
Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением указанных ограничений, устанавливаются федеральными законами.
Ответственность за несоблюдение ограничений устанавливается федеральным законодательством.

Запреты, связанные с государственной гражданской службой

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
1. замещать должность гражданской службы в случае:
1.1 избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
1.2 избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
1.3 избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
2. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

3. приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
4. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;
5. получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6. выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
7. использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
8. разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
9. допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
10. принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
11. использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
12. использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
13. создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
14. прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
15. входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
16. заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливается указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Требования к служебному поведению гражданского служащего

Гражданский служащий обязан:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;
5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6) соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами для гражданских служащих;
7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Комиссия по Курганской областной Думы по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Курганской области и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссия)

Состав Комиссии:
Хабаров Владимир Петрович, Первый заместитель Председателя Курганской областной Думы, председатель комиссии Курганской областной Думы по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Курганской области и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссия);

Задорин Вадим Павлович, руководитель аппарата – управляющий делами Курганской областной Думы, заместитель председателя комиссии;

Каташевич Ольга Николаевна, заведующий сектором договорной и кадровой работы отдела нормотворчества, договорной и кадровой работы правового управления аппарата Курганской областной Думы, секретарь комиссии.

Члены комиссии:

Гавриш Юлия Валерьевна, заместитель руководителя аппарата – начальник правового управления Курганской областной Думы;

Яхонтов Валерий Иванович, директор Курганского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», к.т.н., доцент;

Возрожденный Евгений Георгиевич, заместитель директора Курганского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»;

Неупокоев Игорь Валентинович, старший преподаватель кафедры социально – гуманитарных дисциплин Курганского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»;

Кошкаров Денис Александрович, председатель Профсоюзного комитета Курганской областной Думы, начальник аналитического отдела аппарата Курганской областной Думы.

Постановление Курганской областной Думы № 440 от 30.09.2014
О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»
Загрузить (pdf, 123 Кб) Просмотреть

Постановление Курганской областной Думы № 303 от 27.09.2011
О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Курганской области в Курганской областной Думе, гражданами, претендующими на замещение должности председателя
Загрузить (pdf, 209 Кб) Просмотреть

Постановление Курганской областной Думы № 122 от 31.03.2015
Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Курганской области в Курганской областной Думе, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах им
Загрузить (pdf, 131 Кб) Просмотреть

Постановление Курганской областной Думы № 276 от 28.09.2010
О комиссии Курганской областной Думы по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Курганской области и урегулированию конфликта интересов
Загрузить (doc, 127 Кб) Просмотреть

Дата изменения: 01.11.2018 11:24

Карманное пособие для руководства госслужащим при возникновении вопросов этического характера презентовали в Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции, передает Tengrinews.kz.

Этический кодекс охватывает вопросы поведения госслужащих во внерабочее время, в служебных отношениях, правильного позиционирования себя в социальных сетях, во время публичных выступлений в СМИ и при различных ситуациях, связанных с конфликтом интересов.

Отдельный блок рекомендаций касался поведения госслужащих в соцсетях.

«Госслужащему не следует добавлять в друзья пользователей, призывающих к изменению существующего конституционного строя, сепаратизму или отказу от суверенитета. Кроме того, не рекомендуется размещать на своих аккаунтах социальных сетей фотографии с увеселительных мест заведений, заграничных фото, на фоне дорогих автомобилей, ресторанов и так далее, также не рекомендуется показывать свои дорогие аксессуары, одежду», — уточняется в кодексе.

После каждого пункта составители пособия приводят наглядные примеры «плохого поведения» сотрудников госорганов. Далее следует анализ ситуации и сделанные выводы.

К примеру, правила поведения во внерабочее время подкрепляются таким примером.

«Государственные служащие местного исполнительного органа во внерабочее время отмечали назначение одного из коллег на вышестоящую должность. После совместного распития алкогольных напитков возникла ссора, которая переросла в драку. Посетители данного заведения стали невольными свидетелями происходящего. В результате беспорядка ресторану был причинен значительный материальный ущерб. Позже в интернете появилась видеозапись с данным инцидентом, выложенным одним из очевидцев. Данный случай вызвал негативный общественный резонанс, который требовал принятия незамедлительного решения в отношении данных лиц», — приводится в кодексе.

В рабочее время госслужащим рекомендуется пресекать нарушения норм служебной этики со стороны коллег, воздержаться от обсуждения личных и профессиональных качеств коллег, порочащих их честь и достоинство в коллективе, не допускать действий (бездействия), препятствующих выполнению коллегами их должностных обязанностей.

Руководителей предупредили о запрете при решении кадровых вопросов оказывать предпочтения по признакам родства, землячества и личной преданности.

Кроме того, госслужащим посоветовали не выражать публично свое мнение по вопросам госполитики и служебной деятельности, если оно не соответствует основным направлениям политики государства.

Отметим, что Pocketbook (карманный этический кодекс) разработан Агентством по делам государственной службы и противодейcтвию коррупции совместно с Академией государственного управления при Президенте.

admin